Научная статья на тему 'Формирование образовательной среды младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий'

Формирование образовательной среды младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ИНФОРМАЦОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЕРЫ / ONLINE TRAININGS / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ELEMENTARY SCHOOL / ЭЛЕКТРОННЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ (ОБУЧАЮЩИЕ) СРЕДСТВА / PRIMARY SCHOOLCHILD / ELECTRONIC DIDACTIC (TEACHING) TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова О. А., Чугаева И. Г.

Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды младшего школьника. Опираясь на общие характеристики видовых понятий «пространство» и «среда», авторы выявляют сущностные характеристики понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» и определяют их корреляцию. Целью статьи является определение образовательной среды как элемента образовательной системы, где возможности образовательной среды младшего школьника являются потенциальными условиями передачи и усвоения социально значимого опыта. На основе взаимодействия внешних и внутренних условий образовательной среды выделены ее характеристики, такие как открытость (взаимовлияние и взаимодействие образования с другими социальными институтами) и рефлексивность (осознанность младшим школьником возможности образовательной среды для социализации и обретения нового социального статуса). Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), авторы приходят к выводу, что предъявляемое стандартом требование метапредметности делает участие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обязательным элементом в образовательном процессе. Определены функции ИКТ (мотивационная, содержательная, коммуникационная), способствующие формированию образовательной среды младшего школьника. На основе характеристик образовательной среды и функций ИКТ выработаны критерии педагогического анализа указанных технологий, используемых в начальной школе. В статье представлен анализ наиболее популярных среди учителей и учеников онлайн-тренажеров для начальной школы: онлайн-тренажеры «Веб-грамотей» и образовательный портал «Учи.ру». Анализ показывает, что данные интернет-системы являются не образовательными, а дидактическими ресурсами. Таким образом, авторами выявлены не только недостатки данных систем, но и определены перспективные направления усовершенствования данных электронных дидактических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова О. А., Чугаева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательной среды младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий»

УДК: 371.315.7:004

О. А. Блинова (Екатеринбург, Россия) И. Г. Чугаева (Екатеринбург, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования образовательной среды младшего школьника. Опираясь на общие характеристики видовых понятий «пространство» и «среда», авторы выявляют сущностные характеристики понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда» и определяют их корреляцию. Целью статьи является определение образовательной среды как элемента образовательной системы, где возможности образовательной среды младшего школьника являются потенциальными условиями передачи и усвоения социально значимого опыта. На основе взаимодействия внешних и внутренних условий образовательной среды выделены ее характеристики, такие как открытость (взаимовлияние и взаимодействие образования с другими социальными институтами) и рефлексивность (осознанность младшим школьником возможности образовательной среды для социализации и обретения нового социального статуса). Опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), авторы приходят к выводу, что предъявляемое стандартом требование метапредметности делает участие информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) обязательным элементом в образовательном процессе. Определены функции ИКТ (мотивационная, содержательная, коммуникационная), способствующие формированию образовательной среды младшего школьника. На основе характеристик образовательной среды и функций ИКТ выработаны критерии педагогического анализа указанных технологий, используемых в начальной школе. В статье представлен анализ наиболее популярных среди учителей и учеников онлайн-тренажеров для начальной школы: онлайн-тренажеры «Веб-грамотей» и образовательный портал «Учи.ру». Анализ показывает, что данные интернет-системы являются не образовательными, а дидактическими ресурсами. Таким образом, авторами выявлены не только недостатки данных систем, но и определены перспективные направления усовершенствования данных электронных дидактических средств.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, информацонно-коммуникационные технологии, онлайн-тренажеры, младший школьник, начальная школа, электронные дидактические (обучающие) средства.

В современной педагогической теории, чутко реагирующей на изменения социокультурной действительности, появляются новые понятия - «образовательное пространство» и «образовательная среда». В педагогических исследованиях последних десяти лет данные понятия используются наиболее часто. При этом, одни авторы их используют их как синонимы для описания связи образования с другими социальными институтами, подчеркивая функцию образования как социокультурной деятельности. Другие (М. С. Якушина [14], Е. С. Мертенс [9], С. В. Иванова [6], А. М. Новиков [10], И. М. Ёлкина [5]) разделяют данные понятия, дают им содержательную характеристику, исходя из родовых понятий «пространство» и «среда». Мы согласны с данными авторами и считаем, что четкие определения необходимы, так как неточность в понятиях может привести к неверной постановке задач и определению предмета исследования.

Проведенный анализ современной научной литературы позволяет сказать, что понятие «образовательная среда» пришло в педагогическую науку из биологии, а его родовым понятием является понятие «окружающая среда». В связи с этим, образовательную среду в педагогике характеризуют как потенциальные возможности и условия, которые могут оказывать влияние на человека, его развитие, формирование его личности. М. С. Янушкина, со ссылкой на Е. С. Мертенс, дает определение «культурно-образовательной среды, представляя ее как сложное интегрированное понятие, совокупность образовательно-обучающих и культурно-воспитывающих условий, которые отражают политическое и социально-экономическое развитие, отечественные национально-культурные и исторические традиции, состояние духовно-нравственной сферы общества, а также окружают, развивают и формируют личность» [9, с. 5; 14, с. 67].

Образовательное пространство - это освоенная, педагогизированная образовательная

среда. Об образовательном пространстве можно говорить только в том случае, если содержание образования и взаимодействие субъектов в процессе взаимодействия изменяет самого субъекта, его образ жизни, формируя его личностные качества, развивая его способности как приемника культуры. В связи с этим образовательное пространство связывают с активной деятельностью субъектов, наполняющих и создающих данное пространство, и их взаимодействием (С. К. Бондырева [1], Б. Л. Вульфсон [2], А. М. Новиков [10], И. Г. Шендрик [13]).

Целью данной статьи является выделение характеристик образовательной среды современного младшего школьника, связанные с проективностью, то есть способностью субъектов образования к осознанию возможностей окружения младшего школьника как потенциальных условий передачи и принятия социально значимого опыта. Под образовательной средой младшего школьника мы понимаем социокультурную действительность, которая «наличествует в жизни ребенка и при определенных условиях детерминирует формирование образовательного пространства его личности» [12, с. 268]. Также мы согласны с Е. В. Коротаевой в том, что образовательная среда ребенка должна быть не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей, т. е. способствовать развитию его эмоционально-чувственной сферы [8, с. 72]. Такое описание образовательной среды связано с определением образовательного процесса как системы, одним из элементов которой является совокупность педагогических условий, способствующих эффективному функционированию и развитию образовательного процесса.

Основанием для выделения данных характеристик являются критерии соответствия внутренних и внешних условий окружающей среды современного младшего школьника педагогическим условиям функционирования образовательной системы. В классификации последних различают: организационно-педагогические условия, являющиеся результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности в процессе обучения и психолого-педагогические условия, оказывающих влияние на личностное развитие учащихся, которые создаются с учетом преобразуемой личностной характеристики субъекта педагогического процесса [7].

На наш взгляд, основными характеристиками, которые необходимы для эффективного функционирования образовательной среды учащихся начальной школы, является, во-первых, открытость для внешних изменений и нововведений. Она обеспечивает образовательное, информационное и социокультурное взаимовлияние и взаимодействие субъектов образования, помогает таким образом избежать консервативности. Во-вторых - рефлексивность, т. е. вариативность и осознанность образовательной среды. Рефлексивность подразумевает, что, с одной стороны, субъекты образования - педагог, учащийся, родитель - сами организуют образовательный процесс для ребенка, в соответствии с его потребностями, способностями, направлениями личности; а с другой - рефлексивность позволяет младшему школьнику осознать важность и значимость процесса образования, не только, как процесса получения знаний, умений и навыков, но и как процесса социализации, диалогизации и информатизации его жизненного пространства. Таким образом, образовательная среда будет способствовать воспитанию и становлению самодостаточной, целостной, разнонаправленно развитой личности, полноценного члена общества, достойного гражданина своей страны.

Очевидно, что новыми и значимыми элементами окружающей среды современного младшего школьника выступают информационные ресурсы сети Интернет и социальные сети. По данным эмпирических исследований, проведенных О. Ю. Гавриковой и А. Н. Приешкиной, младшие школьники являются активными пользователями мобильной связи (100%) и имеют непосредственную возможность стать пользователями сети Интернет [4, с. 103]. Однако только 24 % школьников информированы о возможностях сети Интернет как образовательного ресурса. В основном возможности Интернета используются обучаю-

щимися для общения и игр [3, с. 103].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет одним из метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования «активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» [11; с. 6]. В связи с этим встает необходимость определить потенциал ИКТ как образовательного ресурса, при использовании которого, образовательная среда младшего школьника преобразовалась бы в коммуникативное образовательное пространство, то есть характеризовалась бы активной деятельностью всех субъектов образовательного процесса и была бы направленной на передачу и освоение знаний. а также личностное развитие.

Изложим требования к электронным образовательным ресурсам, следование которым, по нашему мнению, способствовало бы преобразованию информационно-коммуникативной образовательной среды в образовательное пространство младшего школьника. На наш взгляд, образовательные интернет-ресурсы должны выполнять следующие функции:

1) мотивационная функция ИКТ. Обращение к данному ресурсу должно вызывать интерес у ребенка, положительные эмоции, способствовать формированию адекватной самооценки. Выполнение данного требования возможно при условии отбора соответствующего программного содержания, наличия различных вариантов его освоения (темпа, уровня). Критериями реализации данной функции выступают: интерес для ребенка, свобода выбора задания, наличие разных уровней сложности заданий;

2) содержательная функция ИКТ. Содержание должно соответствовать учебным программам дисциплин, а его изложение принципам научности, доступности, наглядности. Необходимо деление всего содержания на мини-модули, с соответствующими тестовыми контрольными заданиями. В качестве критериев, реализуемых данной функцией, мы определили: соответствие школьному учебно-методическому комплексу (УМК), достаточный объем охвата тем по УМК, возможность анализа ошибок;

3) коммуникативная функция ИКТ. Методические материалы должны находиться в легком доступе для учителя, ученика и родителя. Необходима возможность осуществления диалога или полилога, индивидуальной, групповой или фронтальной работы. Критериями эффективной коммуникации полагаем: возможность диалога с учителем, возможность групповой работы, участие родителей.

Взяв обозначенные функции и критерии за основу, проанализируем два наиболее востребованных педагогами начальной школы учебных онлайн-тренажера для младшего школьника: онлайн-тренажеры «Веб-грамотей» и образовательный портал «Учи.ру» .

Онлайн-тренажеры «Веб-грамотей» предлагают задания по русскому языку и математике и позиционируются как дополнительные домашние задания, помогающее учителю контролировать усвоение обучающимися образовательной программы. Разработчики ресурса определяют за ним следующие преимущества: индивидуализация (тренажер запоминает ошибки ученика и впоследствии предлагает ему выполнить эти задания еще раз); игрофика-ция (работать за компьютером ребенку интереснее, чем в тетрадке); мониторинг (учитель, проанализировав результаты, может выявить самые «провальные» разделы, темы и типы заданий). Данные тренажеры доступны только в организованном режиме, т. е. сначала регистрируется педагог, который добавляет весь класс, получая для учащихся логины и пароли для входа в систему. Задания предлагаются как в виде бесплатной демоверсии, так и в виде платной подписки. Результаты анализа представлены в таблице 1.

1 Веб-грамотей : Онлайн-тренажеры //АНО «Центр Развития Молодёжи». URL: http://gramotei.cerm.ru/

2 Учи.ру: интерактивная образовательная онлайн-платформа // ООО «Учи.ру». URL: https://uchi.ru/

Таблица 1

Функциональный анализ онлайн-тренажера «Веб-грамотей»

Функции / критерии

Преимущества ресурса

Недостатки ресурса

1. Мотивационная функция

1.1. Интерес ребенка

для

Интерфейс ресурса имеет достаточно строгое оформление, что настраивает на рабочий лад и не дает ребенку отвлекаться

Строгость оформления портала для учащихся младших классов делает его скучным, в результате чего у ребенка пропадает интерес и к порталу, и к заданиям.

1.2. Свобода выбора заданий

Задания по русскому языку генерируются в зависимости от выбранных учителем правил (рис.1), а по математике - генерируются самими учителем в зависимости от преследуемых им целей и задач в процессе обучения (рис.2)

Учащийся выполняет задания, выбранные учителем и в порядке, определенном системой. Ребенок не может ни выбрать задание, ни изменить порядок их следования.

Рис.1 Предоставляемая возможность выбора заданий по русскому языку

Рис. 2 Предоставляемая возможность генерирования заданий по математике

1.3. Наличие различных уровней сложности

Отсутствует

Функции / критерии

Преимущества ресурса

Недостатки ресурса

2. Содержательная функция

2.1. Соответствие школьному УМК

Создавая задания по русскому языку, учителю предлагается выбрать УМК и учебник (рис. 3)

Выбор правил дли упражнения

УМ_

U <м:< УИСЧРчмг'ОО» *i'0(w Р н 5j«w»t 8 8>»NW,0ЛПрси»»

Учеб»«:

П Uti:nlJ 1МГ ПММ ШйМШМ) КЛ ft (1П1Ш' KiUl» К HIS I Ш

Рис.3 Предоставляемая возможность выбора УМК

Выбор учебников по определенному УМК ограничен; При составлении задания по математике выбор УМК и учебника не возможен (рис.4).

Выбор правил для упражнения

'№:_

1 4- ■. к*.1.1 УМ'. ЛЛ^иа 2Ли ии:1 -. 11.I

Г^?. : Я-и-глс Чта!. ■

Г^?. : Я-и-глс Ч%-.Т1. }

НгаиЙ! зы^ 4 и их:. 4j.it 2.

Рис. 4 Ограниченность выбора УМК

2.2. Объем охвата тем по УМК

Разработчики постарались включить наиболее важные на их взгляд темы по предметам из отдельных УМК.

Охват по темам очень небольшой: по русскому это выборочные темы из каждого учебника; по математике -исключительно решение примеров без иных видов заданий.

2.3. Анализ ошибок

При неверном выполнении задания по русскому языку, тренажер заставляет трижды верно записать слово / словосочетание, в котором была допущена ошибка; предлагает к прочтению правило, на которое сделана ошибка; запоминая ошибку конкретного ученика, предлагает ему задания на данное правило снова и снова (рис. 5).

При неверном решении заданий по математике тренажер просто показывает факт ошибки.

Рис. 5 Процесс исправления допущенных ошибок

3. Коммуникативная функция

3.1. Возможность диалога с учителем

Тренажеры выполняют лишь функцию мониторинга, коммуникация в каком-либо виде при работе на тренажерах отсутствует (рис. 6)_

Функции / критерии Преимущества ресурса Недостатки ресурса

аба,ая и |фсрмйцип Р21ут,тд1н у-лщиэге? Рис. 6 Характеристика обратной связи

3.2. Возможность групповой работы У учащихся есть лишь возможность знать результаты одноклассников.

3.3. Участие родителей Исключено. Родители могут ознакомиться с результатами либо с учетной записи ребенка, либо о результатах им сообщит учитель.

Образовательный портал «Учи.ру» - «это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме»3. Так же, как и «Веб-грамотей», «Учи.ру» носит организованный характер, т. е. класс создается учителем, каждому учащемуся генерируется логин и пароль, с помощью которых они попадают в систему. Но аккаунт ребенка в системе должны подтвердить родители, которым для этого также необходимо зарегистрироваться в системе.

Разработчики портала выделяют следующие положительные стороны ресурса: интерактивность - система общается с ребенком, хвалит его за правильно выполненные задания, виртуально награждает (в период новогодних праздников это елочная игрушка, чтобы украсить свою виртуальную елочку), предлагает оценить задания; индивидуальный подход -система определяет темп выполнения заданий, ошибки и генерирует задания для каждого ребенка; диагностика и мониторинг - учитель может отследить, сколько времени ушло у ребенка на выполнение задания и где он испытал трудности.

К сожалению, на данный момент портал предложил нам тренажеры по двум школьным предметам (для 4 класса), математике и английскому языку. При этом английский язык находится в стадии разработки и заданий представлено крайне мало (рис. 7). Но при этом портал предлагает большое количество разнообразных игр и олимпиад.

А

UCHi.RU С) БЛ( HH««S

О Ос1*лось беспла TMBIX заданий: 20 из 20 ПВ

О ""Р*»«™, Дорогой дэуг! My day

Рис. 7 Наполненность портала по предмету «Английский язык»

3 Учи.ру. ШЬ: Шр

Портал «Учи.ру» также, как и «Веб-грамотей», имеет бесплатную демоверсию и платный премиум-курс. Анализ ресурса по тем же критериям представлен в таблице 2.

Таблица 2

Функциональный анализ образовательного портала «Учи.ру»

Функции / критерии

Преимущества ресурса

Недостатки ресурса

1. Мотивационная функция

1.1. Интерес для ребенка

Интерфейс ресурса яркий, красочный и забавный, что мотивирует ребенка на знакомство с ним и выполнение заданий (рис. 8). Задания также построены в игровой форме, например, предлагается спасти принцессу, что заинтересовывает и привлекает учащихся, особенно младших школьников.

Рис. 8 Оформление интерфейса портала _«Учи.ру»_

1.2. Свобода выбора заданий

Задания генерируются системой в зависимости от указания учителем параллели. Учащийся может выбрать те задания, которые ему интересны, по тем темам, которые он считает необходимым повторить, и те задания, которые ему доступны в его аккаунте.

1.3. Наличие различных уровней сложности

Портал обещает генерировать задания различного уровня сложности разным ученикам, в зависимости от их статистики выполнения заданий.

Сам учащийся выбрать более или менее сложное задание не может.

2. Содержательная функция

2.1. Соответствие школьному УМК

Умение решать задания не характерные для школьного УМК позволяют ребенку развить навыки применения знаний в различных ситуациях и к различным условиям._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система не имеет никакой привязки к УМК, только к параллели_

Функции / критерии

Преимущества ресурса

Недостатки ресурса

2.2. Объем охвата тем по УМК

Разработчики постарались включить наиболее важные на их взгляд темы из программы параллели. Несомненным плюсом является наличие заданий-задач, текстовых, со схемами, логических и т.п., поскольку провал у учащихся обнаруживается как раз в умении решать задачи._

Поскольку нет соотнесенности с каким бы то ни было УМК, то и об охвате тем и разделов говорить не приходится.

2.3. Анализ ошибок

При неверном решении система указывает на это и предлагает исправить, используя подсказки (рис. 9).

tin**

Найди площадь прямоугольника J

Длина •Шир

1 IH

0

«срсндаш

3 с

cr X

Тренажер указывает, что неверно, дает подсказки, но как такового анализа допущенной ошибки не происходит, понять, почему неверно, ребенку предстоит самостоятельно. Учитель, так же не видит, где и какие ошибки были допущены учеником (рис. 10).

Площадь прямоугольника равна |_

га

Рис. 9 Процесс исправления ошибок

Рис. 10 Анализ допущенных ошибок

3. Коммуникативная функция

3.1. Возможность диалога с учителем

Портал, заменяя учителя, устанавливает обратную связь, хваля ученика (рис. 11) предлагая ему оценить задания (рис. 12).

и

Рис. 11 Стимулирование работы учащего_ся на портале_

Тренажеры выполняют лишь функцию мониторинга: работая на портале, ребенок предоставлен самому себе.

Функции / критерии

Преимущества ресурса

Недостатки ресурса

Рис. 12 Оценка работы портала учащимся

3.2. Возможность групповой работы

Отсутствует

3.3. Участие родителей

Родители подтверждают аккаунт ребенка и имеют возможность наблюдать за активностью ребенка на портале (рис. 13).

Варвара Блинова , А Г\

класс Изменить

Доступ Вашего ребёнка к Учи.ру:

Логин: 47

Пароль: 8010посол

Учитель: Блинова Олеся Александровна

Следите за успехами Вашего ребёнка:

Последний раз в системе была 47 минут назад.

2017/2018 учебный год

Ваш ребёнок занимается по программе 4 класса

Сейчас в работе

-1-2 января-

Всего было потрачено - О минут, пройдено О карточек.

О заданий было решено, из них О заданий

О

Рис. 13 Взаимодействие с родителями

Анализ онлайн-тренажеров на основе выявленные функции электронных образовательных ресурсов позволяют сделать вывод о том, что данные электронные продукты являются в большей мере электронными дидактическими (обучающими) средствами, нежели образовательными ресурсами, так как с их помощью ученик может освоить лишь некоторые учебные темы, отработать навыки решения определенной учебной задачи. На наш взгляд, одним из способов усовершенствования данных тренажеров как образовательных ресурсов является повышение их коммуникативной функции, налаживание связи между учеником, учителем, родителем: определение содержания и уровня освоения учебной темы, обсуждение в чате, предоставление возможности групповой формы работы учащихся в режиме онлайн-конференции. В усовершенствовании также нуждается содержательные возможности ресурсов: желательно, чтобы они включали не только упражнения на умение пользоваться определенным правилом, но и задания, проверяющие знание самого правила, а также предоставляли бы материал, позволяющие эти правила выучить / повторить. Только в этом случае мы сможем говорить о влиянии ИКТ на формирование образовательной среды учащихся начальной школы, а также на становление целостной личности младшего школьника. Мы считаем формирование образовательной среды современного младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий перспективным направлением развития образования, тем более в условиях активизации конструктивного взаимодействия субъектов образования и создания развивающего образовательного пространства младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С. К. Проблема социализации в образовательном пространстве динамично развивающегося общества // Мир психологии. 2012. № 3. С. 215-221.

2. Вульфсон Б. Л. Мировое образовательное пространство в зеркале сравнительной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 1. С. 27-42.

3. Гаврикова О. Ю., Приешкина А. Н. Информированность и особенности использования школьниками младших классов сети интернет и мобильной связи // Омский научный вестник 2015. № 1(135).С. 102-104.

4. Гришанова И. А. Образовательная среда как фактор коммуникативной успешности младших школьников // Вестник удмуртского университета Философия. Социология. Психология. Педагогика 2010. Вып. 2. С. 75-77.

5. Ёлкина И. М. Организация образовательного пространства на основе личностно ориентированного подхода при обучении иностранному языку в дистанционном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 32-42.

6. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. Scholar Выпуск 2015. № 6 (40). С. 23-27.

7. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «Педагогические условия: сущность, классификация» [Электронный ресурс] // General and Professional Education, 2012 vol. 1. С. 8-14. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (дата обращения: 15.11.2017)

8. Коротаева Е. В. Практикум по решению профессиональных задач в педагогической деятельности. Екатеринбург: УЦрГПУ, 2011. 235 с.

9. Мертенс Е. С. Развитие культурно-образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX- начале ХХ века : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 15 с.

10. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с

11. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pd (дата обращения: 15.01.2018)

12. Цимбалару А. Д. Концепты образовательного пространства младших школьников // Вестник науки ТГУ 2013. № 1 (12). С. 267-269.

13. Шендрик И. Г. Проектирование образовательного пространства взрослого человека: Ч. 2 Практическая реализация // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 1. С. 80-89.

14. Якушкина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование 2013. № 2 (35). С. 66-69.

I. G. Chugaeva (Ekaterinburg, Russia), O. A. Blinova (Ekaterinburg, Russia)

THE FORMATION OFPRIMARY SCHOOLCHILDEDUCATIONAL ENVIRONMENT THROUGH INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES

Abstract. The article is devoted to the problem of educational environment of primary schoolchild formation. Based on the general characteristics of the specific concepts of "space" and "environment", the authors reveal the essential characteristics of the concepts "educational space" and " educational environment", and determine their correlation. The aim of the article is to define the learning environment as a part of the educational system, where the opportunities of primary schoolchild's educational environment are potential conditions for the transfer and assimilation of socially-significant experience. Based on the interaction of external and internal conditions of the educational environment dedicated its characteristics, such as openness and reflexiveness. Openness is interdependence and interaction of education with other social institutions. Reflexiveness, that is, primary schoolchild awareness of educational environment possibility for socializing and gaining a new social status. Relying on the Federal State Educational Standard for primary general education, the authors conclude that the meta-subjective requirement of the standard makes the par-

ticipation of information and communication technologies an indispensable element in the educational process. The functions of information and communication technologies, motivational, informative, communication, contributing to the formation of the educational environment of primary schoolchild are defined. Through the educational environment and the functions of information and communication technologies characteristics, the criteria for the pedagogical analysis of information and communication technologies used in primary school are developed. The article presents the analysis of the most popular among teachers and schoolchild online training for primary school: online training, "Web-gramotey" and educational portal to "Uchi.ru". The analysis shows that these online systems are not educational but didactic resources. Thus, the authors identified not only the shortcomings of these systems, but also identified promising areas for improving these electronic didactic tools.

Keywords. Educational space, educational environment, information and communication technologies, online trainings, primary schoolchild, elementary school, electronic didactic (teaching) tools.

REFERENCES

1. Bondyreva S. K. Problema sotsializatsii v obrazovatel'nom prostranstve dinamichno razvivayush-chegosya obshchestva, Mir psikhologii. 2012, no 3, pp. 215-221.

2. Vul'fson B. L. Mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo v zerkale sravnitel'noi pedagogiki, Otech-estvennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2012, no 1, pp. 27-42.

3. Gavrikova O. Yu., Prieshkina A. N. Informirovannost' i osobennosti ispol'zovaniya shkol'nikami mladshikh klassov seti internet i mobil'noi svyazi, Omskii nauchnyi vestnik 2015. no 1 (135), pp. 102-104.

4. Grishanova I. A. Obrazovatel'naya sreda kak faktor kommunikativnoi uspeshnosti mladshikh shkol'nikov, Vestnik udmurtskogo universiteta Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika 2010, vol. 2, pp. 75-77.

5. Elkina I. M. Organizatsiya obrazovatel'nogo prostranstva na osnove lichnostno orientirovannogo podkhoda pri obuchenii inostrannomu yazyku v distantsionnom obrazovanii, Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2013, no 6, pp. 32-42.

6. Ivanova S. V. Obrazovatel'noe prostranstvo i obrazovatel'naya sreda: v poiskakh otlichii, Tsennosti i smysly. Scholar Vypusk 2015, no 6 (40), pp. 23-27.

7. Ippolitova N., Sterkhova N. Analiz ponyatiya «Pedagogicheskie usloviya: sushchnost', klassifikatsi-ya» [Elektronnyi resurs], General and Professional Education, 2012, vol. 1, pp. 8-14. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2017)

8. Korotaeva E. V. Praktikum po resheniyu professional'nykh zadach v pedagogicheskoi deyatel'nosti. Ekaterinburg: UTsrGPU, 2011, 235 p.

9. Mertens E. S. Razvitie kul'turno-obrazovatel'noi sredy Smolenskoi gubernii vo vtoroi polovine KhIKh- nachale KhKh veka : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Smolensk, 2006, 15 p.

10. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatii, Moscow : Izdatel'skii tsentr IET, 2013, 268 p.

11. Prikaz ot 6 oktyabrya 2009 g. No 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v deistvie federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya». [Elektronnyi resurs], Ofitsi-al'nyi internet-resurs Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii. URL: https://minobrnauki.rf/dokumenty/922/fail/748/FGOS_NOO.pd (data obrashcheniya: 15.01.2018)

12. Tsimbalaru A. D. Kontsepty obrazovatel'nogo prostranstva mladshikh shkol'nikov, Vestnik nauki TGU 2013, no 1 (12), pp. 267-269.

13. Shendrik I. G. Proektirovanie obrazovatel'nogo prostranstva vzroslogo cheloveka: Ch. 2 Praktich-eskaya realizatsiya, Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO, 2005, no 1, pp. 80-89.

14. Yakushkina M. S. Obrazovatel'naya sreda i obrazovatel'noe prostranstvo kak ponyatiya sovremen-noi pedagogicheskoi nauki, Chelovek i obrazovanie, 2013, no 2 (35), pp. 66-69.

Блинова О. А., Чугаева И. Г. Формирование образовательной среды младшего школьника посредством информационно-коммуникационных технологий // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 1. С. 12-23

Blinova O. A, Chugaeva I. G. The formation of primary schoolchild educational environment through information and communication technologies, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 1, pp. 12-23.

Сведения об авторах

Блинова Олеся Александровна - кандидат философских наук, доцент, Институт общественных наук, кафедра философии и акмеологииФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия; [email protected]

Чугаева Ирина Григорьевна - кандидат. пед. наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО УрГПУ), Екатеринбург, Россия; [email protected]

Authors:

Olesya A. Blinova, PhD in Philosophy, associate professor at the Institute of Social Sciences, Department of Philosophy and AcmeologyThe Ural State Pedagogical University(USPU),Ekaterinburg, Russia; [email protected]

Irina G. Chugaeva, PhD in Pedagogy, senior lecture at theDepartment of pedagogy and psychology of childhood The Ural State Pedagogical University(USPU),Ekaterinburg, Russia; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.