УДК 377
Крахмалева Татьяна Сергеевна
проректор по информатизации Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация:
В статье рассматривается авторский подход к проектированию воспитательной системы учреждения среднего профессионального образования. Раскрыты концептуальные основы организации воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у студента социально и профессионально значимых личностных качеств, лежащих в основе общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста. Дается характеристика сущности воспитательной системы, структурных компонентов, критериев и организационно-педагогических условий ее эффективного функционирования. Определены роль и место воспитательной системы колледжа в профессиональном воспитании и самоопределении студентов, выявлены принципы проектирования современной образовательной системы учреждения среднего профессионального образования.
Ключевые слова:
воспитательная система образовательного учреждения, профессиональное воспитание, проектирование воспитательной системы, уровень воспитанности студентов, мониторинг эффективности воспитательной деятельности.
Krakhmaleva Tatiana Sergeyevna
Vice-Rector for Informatization, Krasnodar Regional Institute for Advanced Teachers' Training
CONCEPTUAL BACKGROUND OF ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF AN EDUCATIONAL SYSTEM AT SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
Summary:
The article presents the author's approach to the designing of an educational system at the institutions of secondary vocational education. The author considers the conceptual foundations of the educational activities in secondary vocational education institutions, ensuring development of students' socially and professionally significant personal traits that form general cultural and professional competences of future experts. The paper describes the nature of the educational system of secondary vocational education institutions, structural components, criteria, pedagogical conditions of its effective functioning. The author discusses the role and place of the educational system in vocational training and professional self-determination of students, considers the principles of the modern educational system of secondary vocational education institutions.
Keywords:
educational system of educational institutions, vocational education, design of educational system, level of students' social training, monitoring of educational activity effectiveness.
Проблемы воспитания молодежи являются наиболее актуальными в нынешней социокультурной ситуации развития российского общества. Решать их необходимо с учетом современных социальных требований, обусловленных процессами глобализации, поликультурности и информатизации и отраженных в федеральных государственных стандартах нового поколения.
Анализ работ по проблеме становления личности студента учреждения среднего профессионального образования (СПО) показал слабое научное обоснование системы организации воспитательного процесса в таких учреждениях, ее структурных компонентов и условий эффективного функционирования с учетом требования профессии, национально-культурных традиций и региональных особенностей [1; 2; 3].
Современная воспитательная деятельность в учреждении СПО должна носить инновационную направленность, обеспечивать педагогическую поддержку профессионального развития студента и ориентироваться на формирование у обучающегося социально и профессионально значимых личностных качеств, лежащих в основе общекультурных и профессиональных компетенций будущего специалиста [4; 5].
В современной социокультурной ситуации наличие оригинальной научно обоснованной воспитательной системы является необходимым условием успешного функционирования образовательной организации, обеспечивает полноценный процесс профессиональной социализации и самоорганизации студентов и выступает в роли социального лифта их карьерного роста [6; 7; 8].
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сущностными характеристиками современной воспитательной системы учреждения СПО являются: мировоззренческая направленность; возможности профессиональной самореализации; культурологическое содержание; наличие инновационных форм, методов и технологий профессионального воспитания; сформированная социокультурная среда; стремление коллектива к созданию коммуникаций (культурных, профессиональных, научных, методических творческих и др.) с социальными партнерами; эффективные механизмы самоуправления; способность педагогов проектировать индивидуальные маршруты профессионального развития студентов.
В качестве базовой воспитательную систему необходимо рассматривать в контексте ведущей методики подготовки специалиста в современных условиях - методики личностно-профес-сионального становления учащегося. Для созданной нами концепции воспитательной системы характерно рассмотрение личностно-развивающего образования не как формирования личности с заданными свойствами, а как создания условий для полноценного ее проявления и развития личностно-профессиональных качеств студентов.
Опытно-экспериментальная работа была организованна в 2012-2015 гг. на базе Краснодарского колледжа электронного приборостроения и Армавирского техникума технологии и сервиса. Разными формами исследования было охвачено 1230 студентов. Экспертами являлись 48 преподавателей учреждений СПО и руководители производственных практик предприятий Армавира и Краснодара.
На первом - поисковом - этапе эксперимента всесторонне изучались социокультурные, профессиональные и региональные особенности и содержание воспитательных систем учреждений СПО Краснодарского края. Анализ опыта проектирования систем профессионального воспитания студентов позволил определить критерии и способы диагностики их эффективности.
На втором - проектировочном - этапе разрабатывалась технология проектирования воспитательной системы, которая включала в себя формулирование замысла, научное обоснование концепции, описание инновационных форм и способов реализации содержания системы.
На третьем - рефлексивном - этапе выполнялся системный анализ эффективности авторской методики воспитания, были сделаны рекомендации по ее внедрению в практику деятельности организаций СПО.
В результате установлено, что воспитательная система учреждения среднего профессионального образования представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-функциональных компонентов, включающих концепцию, цели, задачи, формы, средства, способы профессиональной деятельности, субъектов деятельности, специфичные педагогические отношения. В структуру воспитательной системы организации СПО входят целевой, функциональный, содержательный, организационно-технологический, критериально-оценочный и рефлексивный компоненты. Системообразующим элементом является организационно-технологический, обеспечивающий профессиональную направленность учебно-воспитательных мероприятий.
В основу создания современной воспитательной системы учреждения СПО должны быть положены принципы профессиональной направленности; сотрудничества и сотворчества; гуманизации межличностных отношений; открытости системы и непрерывности процессов воспитания; учета национально-региональных особенностей воспитательной деятельности.
В ходе экспериментальной работы нами установлено, что для эффективного функционирования воспитательной системы должны реализовываться следующие организационно-педагогические условия:
- гуманизация и демократизация воспитания, актуализирующие приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании; изменение характера педагогических отношений - рассмотрение участников процесса как субъектов совместной деятельности; переход к педагогическому сотрудничеству; уважение к личности студента, учет его образовательных потребностей, интересов, запросов и принятие преподавателями его личностных ценностей и целей развития;
- учет национально-региональных особенностей профессионального воспитания, ориентирующий учреждения СПО на создание авторских программ в соответствии с социально-экономическими, культурными и национальными традициями территории;
- непрерывность и преемственность профессионального воспитания, обеспечивающая индивидуализацию образования;
- формирование элементов базовой профессионально-трудовой культуры личности студента: самоопределения, интеллектуальной, правовой, политической, экономической, эстетической, физической, межнациональной культуры;
- воспитательная система ориентируется на взаимодействие с социальными партнерами и семьей;
- реализуется инновационная направленность воспитательной деятельности, обеспечивающая творческую самореализацию студентов и педагогов;
- использование системы педагогического мониторинга, включающего диагностику, контроль и коррекцию качества воспитательного процесса.
Критерием эффективности системы начального профессионального образования является качество подготовки будущего специалиста к выполнению профессиональных функций, выявляемой при мониторинге [9].
Проводимые в течение трех лет педагогические наблюдения за успешностью функционирования воспитательной системы учреждений СПО Краснодарского края и анализ качества подготовки выпускников к реализации профессиональных функций убедительно доказывают эффективность разработанной и реализованной воспитательной концепции.
Ссылки:
1. Дьяченко Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи. М., 1998. 144 с.
2. Петьков В.А. Становление субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 53-58.
3. Воспитательная работа в новых условиях (опыт учреждений профессионального образования). Научно-методический сборник / авторы-составители И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. М., 2003. 280 с.
4. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 145.
5. Крахмалева Т.С., Петьков В.А. Организация культурно-воспитательной среды учреждения среднего профессионального образования на основе педагогических традиций // Там же. 2015. № 3 (162). С. 76-82.
6. Краснопёрова А.Г., Петьков В.А. Педагогическая поддержка профессионально-трудовой социализации студентов колледжа // Там же. С. 71-75.
7. Филоненко В.А., Петьков В.А. Самоорганизация в профессиональном становлении личности будущего педагога // Там же. 2013. № 3 (129). С. 82-88.
8. Петьков В.А., Филоненко В.А. Механизмы функционирования социальных лифтов в образовательном пространстве вуза // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 55-57.
9. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5. С. 8-10.