Научная статья на тему 'Возможности неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла сПо'

Возможности неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла сПо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ КАК ТРЕБОВАНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ КАК СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / NON-FORMAL PEDAGOGICAL EDUCATION / THE OPPORTUNITIES OF NON-FORMAL EDUCATION / THE OBJECTIVE CONDITIONS AS A REQUIREMENT / SUBJECTIVE CONDITIONS AS THE ENVIRONMENT / EDUCATION STRUCTURES / EDUCATIONAL RESOURCES / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Т. Л.

В работе раскрываются возможности неформального педагогического образования на основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла СПО, рассматриваемые как комплекс условий, опирающийся на два классификационных признака: 1) по отношению к деятельности (объективные условия как требование, субъективные как среда); и 2) по отношению к преподавателям профессионального цикла СПО (внешние и внутренние).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Т. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF NON-FORMAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONTINUING EDUCATION TEACHERS FROM TECHNICAL AND VOCATIONAL CYCLE SPO

The paper discusses the possibilities of nonformal pedagogical education in continuing education teachers from technical and vocational cycle SPO, considered as a set of conditions, based on two classification criteria: 1) with regard to activity (objective conditions as a requirement, subjective like environment); and 2) in relation to teachers professional cycle act (external and internal).

Текст научной работы на тему «Возможности неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла сПо»

• недостаточное использование возможностей перевода в теории и практике по лексикологии и стилистике;

• низкий уровень начитанности у студентов, как иноязычной литературы, так и родной.

Таким образом, результаты постэкспериментального среза наглядно показали эффективность предлагаемой системы упражнений, направленной на формирование умений иноязычного межкультурного общения у студентов 4 курса языкового вуза.

Библиографический список

1. Глухов, Б.А. Термины методики преподавания русского языка как иностранного / Б.А. Глухов, А.Н. Щукин. - М., 1999.

2. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1988.

3. Миролюбов, А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку / А.А. Миролюбов [и др.]. - Обнинск, 2001.

4. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студентов. - М., 1986.

5. Щукин, А.Н. Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного / А.Н. Щукин, Л.В. Московкин. - М., 2012.

6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс: пособ. для студентов пед. вузов и учителей. - М., 2008.

7. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.; Воронеж, 2001.

8. Алексеева, И.С. Профессиональный тренинг переводчика: учеб. пособ. по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. - СПб., 2001.

9. Нелюбин, Л.Л. Переводоведческая лингводидактика: учеб.-метод. пособие / Л.Л. Нелюбин, Е.Г. Князева. - М., 2009.

10. Цвиллинг, М.Я. О переводе и переводчиках: сб. науч. статей. - М., 2009.

11. Аликина, Е.В. Введение в теорию и практику устного последовательного перевода: учеб. пособ. - М., 2010.

12. Королькова, С.А. Контрольно-коррекционный этап обучения письменному переводу // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: сб. науч. трудов. - Нижний Новгород, 2011. - Сер. Язык. Культура. Коммуникация. - Вып. 14. - Т. 1.

Bibliography

1. Glukhov, B.A. Terminih metodiki prepodavaniya russkogo yazihka kak inostrannogo / B.A. Glukhov, A.N. Thukin. - M., 1999.

2. Bim, I.L. Teoriya i praktika obucheniya nemeckomu yazihku v sredneyj shkole. - M., 1988.

3. Mirolyubov, A.A. Voprosih kontrolya obuchennosti uchathikhsya inostrannomu yazihku / A.A. Mirolyubov [i dr.]. - Obninsk, 2001.

4. Shatilov, S.F. Metodika obucheniya nemeckomu yazihku v sredneyj shkole: ucheb. posobie dlya studentov. - M., 1986.

5. Thukin, A.N. Khrestomatiya po metodike prepodavaniya russkogo yazihka kak inostrannogo / A.N. Thukin, L.V. Moskovkin. - M., 2012.

6. Solovova, E.N. Metodika obucheniya inostrannihm yazihkam: bazovihyj kurs: posob. dlya studentov ped. vuzov i uchiteleyj. - M., 2008.

7. Zimnyaya, I.A. Lingvopsikhologiya rechevoyj deyateljnosti. - M.; Voronezh, 2001.

8. Alekseeva, I.S. Professionaljnihyj trening perevodchika: ucheb. posob. po ustnomu i pisjmennomu perevodu dlya perevodchikov

i prepodavateleyj. - SPb., 2001.

9. Nelyubin, L.L. Perevodovedcheskaya lingvodidaktika: ucheb.-metod. posobie / L.L. Nelyubin, E.G. Knyazeva. - M., 2009.

10. Cvilling, M.Ya. O perevode i perevodchikakh: sb. nauch. stateyj. - M., 2009.

11. Alikina, E.V. Vvedenie v teoriyu i praktiku ustnogo posledovateljnogo perevoda: ucheb. posob. - M., 2010.

12. Koroljkova, S.A. Kontroljno-korrekcionnihyj ehtap obucheniya pisjmennomu perevodu // Problemih teorii, praktiki i didaktiki perevoda: sb.

nauch. trudov. - Nizhniyj Novgorod, 2011. - Ser. Yazihk. Kuljtura. Kommunikaciya. - Vihp. 14. - T. 1.

Статья поступила в редакцию 18.09.13

УДК 371.12

Dubrovina T.L. POSSIBILITIES OF NON-FORMAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN CONTINUING EDUCATION TEACHERS FROM TECHNICAL AND VOCATIONAL CYCLE SPO. The paper discusses the possibilities of non-formal pedagogical education in continuing education teachers from technical and vocational cycle SPO, considered as a set of conditions, based on two classification criteria: 1) with regard to activity (objective conditions as a requirement, subjective - like environment); and 2) in relation to teachers professional cycle act (external and internal).

Key words: non-formal pedagogical education, the opportunities of non-formal education, the objective conditions as a requirement, subjective conditions as the environment, education structures, educational resources, continuing education.

Т.Л. Дубровина, преп. профессиональных модулей по специальности СПО 150415 Сварочное производство

ГАОУ СПО ТО Тюменский колледж транспорта, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ НЕФОРМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА СПО

В работе раскрываются возможности неформального педагогического образования на основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла СПО, рассматриваемые как комплекс условий, опирающийся на два классификационных признака: 1) по отношению к деятельности (объективные условия как требование, субъективные - как среда); и 2) по отношению к преподавателям профессионального цикла СПО (внешние и внутренние).

Ключевые слова: неформальное педагогическое образование, возможности неформального образования, объективные условия как требование, субъективные условия как среда, образовательные структуры, образовательные ресурсы, повышение квалификации.

Одной из целей государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы является обеспечение качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики [1]. Постепенное преодоление отставания в качестве подготовки квалифицированных специа-

листов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики, в основном, опирается на деятельность преподавателя профессионального цикла (далее ПЦ) СПО, обеспечивающего теоретическую подготовку обучающихся профессиональных образовательных организаций по дисциплинам, междисциплинарным курсам (далее МДК)

ПЦ основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по подготавливаемым специальностям. Данная категория педагогов является носителем параллельно осуществляемых в процессе педагогической деятельности двух основных компетентностей: специальной (базовое образование - высшее профессиональное по подготавливаемой специальности (например, инженерно - техническое)) и педагогической (базовое образование - педагогическое). Что подтверждается требованиями квалификационной характеристики преподавателя Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [2]. Необходимо учесть, что обозначенные компетентности преподавателей ПЦ СПО формируются поэтапно: в ВУЗе при получении базового профессионального (например, инженерно-технического) - специальные компетентности, а на этапе профессиональной педагогической деятельности в профессиональной образовательной организации, в большинстве случаев, происходит формирование и развитие педагогической компетентности.

Следовательно, повышение квалификации преподавателей ПЦ профессиональной образовательной организации должно быть разделено на два основных направления, развивающихся отдельно друг от друга: совершенствование специальной компетентности, основой которой является базовое профессиональное образование преподавателей ПЦ СПО, и получение педагогического образования, являющееся основой педагогической компетентности. В настоящем исследовании нас больше интересует педагогическое образование. Наличие последнего, независимо от имеющегося базового профессионального образования, определено требованиями квалификационной характеристики преподавателя Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [2].

Актуальность требований нормативного документа обеспечивается тем, что преподаватели ПЦ СПО помимо передачи профессиональных знаний, умений, опыта практической деятельности по специальности СПО, обязаны разрабатывать учебно-программную документацию, методическое сопровождение освоения дисциплин, МДК, четко формулировать требования к результатам обучения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту знаниям, умениям; обеспечивать самостоятельную работу обучающихся и управлять ею, реализовывать ком-петентностный подход за счет подбора и использования активных и интерактивных форм проведения учебных занятий и др.

Результаты проведенного нами микроисследования подтверждают общероссийскую тенденцию существования проблемы в профессиональных образовательных организациях, связанную с наличием педагогического образования у преподавателей ПЦ. Более 90% данных педагогов, имея высокую производственную квалификацию, не имеют педагогического образования. Эти цифры не сопоставимы с уровнем педагогического образования среди преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов профессиональной подготовки обучающихся. Такая картина характерна для: 1) всех регионов России; 2) Тюменской области. Кроме этого, в ходе исследования был проведен мониторинг педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО, позволивший выявить их типичные профессионально - педагогические проблемы, тем самым определив основные направления в повышении уровня профессиональной компетентности. Среди недостатков определены: неумение выделить и сформулировать цели отдельных учебных занятий, разделов курса продемонстрировали 37% преподавателей; 47% педагогов при подготовке и анализе учебного занятия основное внимание отводят деятельности преподавателя, а не обучающихся; у 41% педагогов преобладает «информационная» модель учебного процесса; 24% преподавателей подтверждают недостаточное умение анализировать предметное содержание; отсутствие обоснования логики конструирования урока, неопределенность в терминологии показали 19% педагогов; недостаточный уровень диагностических знаний и умений был выявлен у 27% педагогов; у 32% - преобладают фронтальные формы работы на учебном занятии. Указанные факты доказывают необходимость получения педагогического образования преподавателями ПЦ СПО с целью формирования и совершенствования их педагогической компетентности.

Приобретение педагогического образования может осуществляться по двум направлениям: 1. через обучение в образовательных организациях высшего образования; 2. через различные гибко организованные вариативные формы образования в основе повышения квалификации, что является вторым системным приоритетом Государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы [1].

Однако, как показали результаты одного из наших микроисследований, только 12% из числа опрошенных преподавателей ПЦ СПО получили дополнительное педагогическое образование в ВУЗах, 26% - на курсах повышения квалификации в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (далее ТОГИРРО) периодичностью 1 раз в пять лет, в условиях самообразования - 62% педагогов. Полученные результаты доказывают сложность получения дополнительного педагогического образования преподавателями ПЦ СПО через обучение в образовательных организациях высшего образования. Причинами такой ситуации являются: 1. высокая загруженность преподавателей профессионального цикла СПО в учебном процессе (88%); 2) ограниченные финансовые возможности педагогов СПО в сравнении со стоимостью получения дополнительного второго высшего образования (65%). Исходя из полученных результатов проведенных нами микроисследований, необходимо рассматривать и развивать второе направление получения педагогического образования преподавателями профессионального цикла СПО - через различные гибко организованные вариативные формы образования в основе повышения квалификации.

Используя специальную терминологию ЮНЕСКО, в настоящее время общепринятую и отражающую различные степени организованности образовательных услуг, мы принимаем, что базовое профессиональное образование преподавателей профессионального цикла СПО является формальным, а педагогическое образование, получаемое через различные гибко организованные вариативные формы образования в основе повышения квалификации - неформальным.

Под формальным образованием мы понимаем образование, которое организовано «сверху», осуществляется через традиционную систему государственных и негосударственных образовательных учреждений (общеобразовательная организация, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования), образующих непрерывную «лестницу» образования в течение полного учебного дня для детей и молодёжи, где успешное окончание образовательного процесса подтверждается выдачей документа государственного образца (аттестат, свидетельство, диплом).

На основе сравнительного анализа двух типов организации обучения, выявления преимуществ, функций неформального образования, с учетом подходов к пониманию неформального образования и опираясь на идеи Н.Н. Букиной, С.Г. Вершловс-кого, Т.В. Мухлаевой, Е.Н. Олейниковой, О.В. Ройтблат, Н.Н. Суртаевой, Е.Л. Фруминой нами было конкретизировано понятие «Неформальное педагогическое образование преподавателей ПЦ СПО». Такое образование мы определяем как специально организованная, целенаправленная система получения педагогических знаний, умений, опыта практической деятельности преподавателями ПЦ СПО в основе повышения квалификации, дополнительно к имеющемуся высшему профессиональному образованию, на основе системно-деятельностного и технологического подходов, направленная на формирование и совершенствование педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО с целью решения их профессионально-педагогических проблем при организации образовательного процесса на учебных занятиях в профессиональных образовательных организациях СПО, без аттестации и выдачи документа государственного образца. Требования к педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО выявлены на основе нормативной и методической документации: Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», ФГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование», методика оценка уровня квалификации педагогических работников, разработанная под руководством В.Д. Шадрикова.

Вопросы организации повышения квалификации преподавателей ПЦ сПо, в теории педагогики, не являются новыми. Ранее рассматривались различные направления совершенствования профессиональной компетентности преподавателей: се-

тевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров (Бугрова Н.С.); создание внутривузовской модели повышения квалификации преподавателей высшей школы (Алексеенко И.Г.); разработка организационно - педагогических условий обеспечения педагогической компетентности инженерно - преподавательских кадров НПО в регионе (Полякова

A.В.); внедрение инновационных процессов в систему повышения квалификации (Ройтблат О.В.) и др. Однако, до сих пор не стало предметом отдельного исследования изучение возможностей неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО.

Аналитическое изучение различных источников информации показывает, что повышение квалификации направлено на: совершенствование, углубление, обновление ранее полученных и сформированных знаний и навыков в области той или иной специальности или профессии (В.И. Загвязинский, Э.М. Никитин); передачу, приобретение знаний, умений, практического опыта в результате двусторонней деятельности (С.П. Аверин,

B.И. Краевский); развитие профессионализма педагогических кадров учреждений и учебных заведений профессионального образования, а также отдельных личностей педагогического сообщества (С.Я. Батышев, С.М. Вишнякова, В.А. Сластенин). Как отмечает Полякова И.С., наряду с традиционными подходами к пониманию проблемы повышения квалификации, исследователями предлагаются и инновационные подходы. Так, в исследованиях В.В. Карпова, М.А. Мечникова, В.В. Парфенова и др., повышение квалификации рассматривается в соответствии с интеллектуально - профессиональными уровнями профессиональной деятельности. Причиной, в корне меняющей подход к повышению квалификации, как общепринятой, является достаточно рельефно проявляющаяся социальная стратификация общества, в том числе и в профессиональном педагогическом сообществе. Сегодня, в постиндустриальном обществе, знания, умения, профессиональное мастерство становятся главным рычагом, позволяющим человеку (работнику) рассчитывать на подъём к экономически и социально более высокому уровню [3]. Наблюдается социальное явление, когда баланс способностей, потребностей, личных качеств может быть нарушен, например, за счет таких ярко выраженных качеств личности, как воля, темперамент, направленных на приобретение новых знаний, умений в сфере основной или смежной профессиональной деятельности с целью достижения материального благополучия в настоящем времени и обозримом будущем. Если традиционное повышение квалификации решало проблему оптимизации выбора содержания повышения квалификации между возможностями и потребностями личности преподавателя ПЦ СПО, то в настоящее время на первое место выдвигаются мотивы выбора направления дополнительного образования и повышения квалификации. Следовательно, одной из главных задач повышения квалификации становится удовлетворение разнообразных потребностей педагогов, которая обострилась в последнее время.

Повышение квалификации преподавателей ПЦ СПО рассматривается нами в контексте идей непрерывного образования. Основой системы непрерывного образования является один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, обозначенный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в действие с 1 сентября 2013 года: обеспечение права на образование в течение всей жизни, которое соответствует потребностям личности, адаптированности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, т.е. по отношению к личности непрерывное образование обозначает совершенствование своих профессиональных качеств на протяжении всей жизни [4]. Важная роль в реализации данного принципа Федерального закона и удовлетворении потребностей преподавателей ПЦ СПО соответствовать требованиям квалификации принадлежит системе повышения квалификации, которая рассматривается ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» как дополнительное профессиональное образование. Фз определяет повышение квалификации как программу, направленную на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации [4].

Анализ психолого-педагогических исследований по различным аспектам деятельности системы профессионального образования позволяет отметить несколько подходов к разработке

теории непрерывного образования. В работах ведущих исследователей непрерывное образование рассматривается как способ и процесс (Онушкин В.Г.), как деятельность (Вершловский

С.Г., Маркова С.М.), как принцип преобразования и реформирования всей системы образования в стране (Ройтблат О.В., Маркова С.М., Петров Ю.Н.), как система (Гершунский Б.С., Морева

Н.А.). В целом, авторы рассматривают непрерывное образование как постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление каждого человека в течение всей жизни.

Таким образом, как отражено в педагогическом исследовании Поляковой А.В., непрерывное образование обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для неё оптимальных условий для такого движения [3]. Следовательно, и система повышения квалификации в условиях непрерывного образования должна быть организована так, чтобы каждый человек мог непрерывно удовлетворять возникающие у него образовательные, профессиональные и культурные потребности.

Поскольку в нашем исследовании, нам интересно повышение квалификации преподавателей ПЦ СПО, связанное с получение педагогического образования, мы проанализировали тематику курсов повышения и количество часов обучения в разных регионах страны. Результаты анализа показывают, что, начиная с 2009-2010 гг. региональные образовательные организации дополнительного образования предлагают курсы повышения квалификации педагогам СПО, направленные на устранение пробелом в педагогическом образовании. Приведем примеры тематики курсов повышения квалификации (на бюджетной основе) и количество часов обучения в различных регионах РФ: Психолого-педагогические технологии реализации ФГОС (г. Москва, 72 часа); Психолого-педагогическое сопровождение деятельности педагогов учреждений профессионального образования в условиях внедрения ФГОС сПо и НПО (г. Курск, 72 часа); Активные и интерактивные формы обучения как условие реализации компетентностного подхода в образовательном процессе (г. Новосибирск, 72 часа); Проектирование образовательного процесса в гуманистической парадигме образования (г. Ростов на Дону, 12 часов); Основы профессиональной педагогики (г. Тюмень, 72 часа); Профессионально-педагогическая деятельность, её структура и содержание (г. Хабаровск, 8 часов); Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников профессионального образования (г. Чебоксары, 72 часа) и др.

Указанная тематика курсов повышения квалификации актуальна для преподавателей ПЦ СПО с точки зрения получения педагогического образования. Но, учитывая количество ежегодно выделяемых квот (обучение на бюджетной основе) на повышение квалификации по данной тематике (1-2 чел.) и численного состава преподавателей ПЦ СПО, не имеющих педагогического образования (от 20 чел. и более в зависимости от перечня подготавливаемых специальностей СПО), период получения педагогического образования всеми преподавателями ПЦ СПО в профессиональной образовательной организации продлится 10 и более лет. При этом, кроме совершенствования педагогической компетентности, преподавателям ПЦ СПО необходимо развивать информационно-коммуникационную, управленческую, методическую, научно-исследовательскую, специальную (с учетом подготовки по специальности СПО) компетентности, которые также требуют повышения квалификации. Соответственно, плановый срок повышения квалификации 1 раз в пять лет не обеспечит мобильного удовлетворения всех потребностей преподавателей ПЦ СПО. Дистанционное образование, предлагаемое как альтернативное очному повышению квалификации без отрыва от профессиональной деятельности, как показали результаты проведенного нами микроисследования, не востребовано преподавателями ПЦ СПО.

Сложившаяся ситуация повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО частично не соответствует современным требованиям реформирования профессионального образования, особенно в период внедрения и реализации ФГОС, который сопровождается разработкой учебно-программной документации, методического сопровождения образовательного процесса на учебных занятиях по дисциплине, МДК без наличия примерной документации, изменением подходов к организации учебного занятия, выбора форм, методов и приемов обучения и т.д. Очевидно, что назрела необходимость поиска возможностей и разработки внеплановых гибко организованных вариативных форм

образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО, которые бы позволили своевременно, мобильно и качественно обеспечить получение необходимого направления неформального образования преподавателей ПЦ СПО в соответствии с динамично меняющимися научно - техническими, социально - экономическими условиями и требованием непрерывности образования в течение всей жизни.

Рассматривая понимание «возможности», остановимся на философских трактовках данной категории применительно к тематике нашего педагогического исследования. Укажем, что с точки зрения философии, «возможность» определяется как социально и/или природно обусловленная внешняя и внутренняя среда вероятной реализации сил или способностей индивида, определяющая направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении [5].

В более широком смысле проблема возможностей соотносится с тем, чего еще нет, но что произойдет при конкретных условиях. Она выступает как комплекс предпосылок её превращения в действительность, порождаемых целостностью разнообразных сторон действительности. При этом превращение возможности в действительность происходит только через необходимость. Реализованная возможность - это есть объективно существующая действительность и фундамент для формирования новых возможностей. Возможность и действительность находятся в диалектическом единстве, они мобильны, взаимозаменяемы, переходят друг в друга. «Любое развитие можно представить как движение, определяющееся деятельностью, от возможности, возникающей в недрах действительности, к новой реальности с присущими ей возможностями» [6].

С этой точки зрения нами сформулировано определение понимания возможностей неформального педагогического образования преподавателей профессионального цикла СПО, которые выступают как комплекс условий перехода в действительность, обеспечивающие организацию учебной деятельности преподавателей ПЦ СПО при неформальном педагогическом образовании в основе повышения квалификации.

При выявлении возможностей неформального педагогического образования как комплекса условий мы будем следовать рекомендациям Э.Г. Щебельской, рассматривающей типологию условий, опираясь на два классификационных признака: 1) по отношению к деятельности; и 2) по отношению к преподавателям профессионального цикла СПО [7]. Соответственно, комплекс условий воспринимается нами как совокупность возможностей, обеспечивающих организацию повышения квалификации, и возможностей жизнедеятельности самого субъекта - преподавателей ПЦ СПО - способствующих или препятствующих её успешности. При этом, опираясь на идеи Н.М. Яковлевой, которая считает, что успешность выделения комплекса условий зависит от четко поставленной конечной цели или результата, достигнутого с учетом деятельностного подхода, мы принимаем, что преподаватель ПЦ СПО самостоятельно может создавать соответствующий комплекс условий для реализации возможностей неформального педагогического образования в основе повышения квалификации по достижению поставленной им цели через организацию своей деятельности [8].

После постановки цель начинает направлять деятельность преподавателя профессионального цикла СПО, вынуждая его, во-первых, соотносить свои потребности с имеющимися условиями, определяемые в науки как возможности для удовлетворения этих потребностей. В этом усматривается целесообразный характер условий. Во-вторых, продвижение к цели согласно государственных, общественных требований, задающих границы дозволенного, определяет целенаправленный характер условий. В-третьих, связь цели с результатом как желаемым следствием и выполнение преподавателем технологии организации неформального педагогического образования в основе повышения квалификации для реализации цели, рассматриваемое как последовательный переход от прогнозирования результата к деятельности по его достижению, указывают еще на одну характеристику условий - целедостижение [7].

«Отношение цель - условия - результат выступают как объективно, так и субъективно реально существующие требо-

Содержание компонентов объективных условий реализации возможностей неформального педагогического образования в основе повышения квалификации как требования

Таблица 1

Нормативно - правовой

На федеральном уровне

На уровне профессиональной образовательной организации

Информационно - методический

Ресурсный

ФГОС Квалификационные требования к преподавателям ПЦ СПО; Требования к педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО; Требования к аттестации преподавателей ПЦ СПО; Методика оценки уровня педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО Независимая общественная оценка деятельности преподавателя

Должностная инструкция преподавателя ПЦ СПО; Проект инновационного развития преподавателей ПЦ СПО;

Программа неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО;

Локальный акт «Положение об аттестации преподавателей профессионального цикла СПО»; Индивидуальные образовательные программы преподавателей ПЦ СПО;

Перспективный план прохождения стажировок преподавателей ПЦ СПО

Программа неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО;

Индивидуальные образовательные программы преподавателей Пц СПО; Рабочая учебная программа неформального педагогического образования;

Рабочий учебный план неформального педагогического образования; Методические указания, рекомендации по организации неформального педагогического образования; Методические рекомендации по оценке «продуктов» деятельности преподавателей ПЦ СПО; Перечень предлагаемых инновационных образовательных ресурсов неформального педагогического образования Перечень основной литературы; Перечень Интернет - ресурсов; Обучающие модули ФЦИОР; электронные учебники; презентации и т.д.; издательская __________деятельность____________

Привлечение профессиональных педагогов, имеющих высшее педагогическое образование и стаж работы в ВУЗах по подготовке педагогов;

Учебные кабинеты;

Информационные центры; Автоматизированные рабочие места; Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, доступ к сети Интернет, оргтехника, электронные доски, телекоммуникативные сети

вание и среда, сообразно которым выстраивается деятельность субъекта» и, по мнению О.В. Галкиной, может служить критерием выделения двух основных разновидностей условий по отношению к деятельности.

1. Объективные условия как требование носят внешний организационный характер и представлены организационно-ре-гулирующим обеспечением, включающим нормативно-регулиру-ющее (нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее уровень квалификации преподавателей профессионального цикла СПО), ресурсо-обеспечивающее (консолидация и полноценное использование кадрового, материально-технического обеспечения); учебно-методическое (вопросы организации образовательного процесса и методического обеспечения неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей профессионального цикла СПО).

2. Субъективные условия как среда носят внутренний характер и обеспечивают реализацию потребностей преподавателей профессионального цикла СПО в формировании и совер-

шенствовании педагогической компетентности через включение их в различные виды деятельности, используя образовательные ресурсы неформального педагогического образования в основе повышения квалификации на базе образовательных структур [9].

Объективные и субъективные условия взаимосвязаны между собой и эффективны только в сочетании друг с другом:

1) объективные условия как требование: а) с учетом нормативно - правовой документации определение начального уровня педагогического образования, обеспечивающего формирование и совершенствование педагогической компетентности преподавателей ПЦ СПО; б) информационно - методическое обеспечение неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО; в) наличие ресурсного обеспечения неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО. Объективные условия как требование распадаются на три компонента, представленные в таблице 1.

Рис. 1. Формальные и неформальные типы организации обучения в современной системе повышения квалификации

Повышение

квалификации

Формальное т

755разовательные _____ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Неформальное

і ~

Образовательные ресурсы

Курсы повышения квалификации

Практические

семинары

Дистанционное

обучение

Участие в инновационных и эксперим ентальн

прої

Виде о лекции

Апрооация электронных ' овательных 2ЄС££СОЇ^

Региональные учебно-методические комиссии

Стажировка

Образо ват ель ные ретренинги і

Сетевые

сообщества

к

Сетевые

группы

-----1--------

Наставничество

Творческое

проигрывание

учебных

занятий

Консультирова ние на рабочем месте _[тепґогіп2^__

Рис. 2. Образовательные ресурсы различных типов организации повышения квалификации

2) субъективные условия как среда: а) удовлетворение потребностей преподавателей ПЦ СПО в получении неформального педагогического образования через включение их в соответствующие виды деятельности; б) обеспечение вариативности, мобильности, инновационности, открытости неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО; в) обеспечение диверсификации программ неформального педагогического образования; г) применение различных инновационных образовательных структур и ресурсов неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО, представленных на рис. 1, 2.

Деятельностный подход при реализации объективных и субъективных условий возможностей неформального педагогического образования требует 1) изменения организации образовательного процесса повышения квалификации; 2) применения инновационных образовательных структур, ресурсов, предполагающих удовлетворение потребностей преподавателей ПЦ СПО в неформальном педагогическом образовании.

По второму критерию, по отношению к преподавателям ПЦ СПО, мы определили два типа условий: внешние и внутренние.

Неформальное педагогическое образование преподавателей ПЦ СПО зависит, во - первых, от внешних условий. При этом необходимо принять во внимание, что для реализации возможностей неформального педагогического образования требуются следующие разновидности внешних условий, представленные в таблице 2.

Проведя анализ таблицы, мы выделили внешние условия неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО, которые и реализуются в основе повышения квалификации:

- осмысление, понимание и признание преподавателями ПЦ СПО государственных и общественных требований к профессиональной компетентности, в том числе педагогической, в современных условиях;

- согласие преподавателей ПЦ СПО на проведение мониторинга педагогической компетентности, в том числе независимой общественной оценки, и признание его результатов;

- способность преподавателей ПЦ СПО к самодиагностике педагогической компетентности;

- умение преподавателей ПЦ СПО определять индивидуальные способы решения профессионально - педагогических проблем;

- готовность преподавателей ПЦ СПО к неформальному педагогическому образованию в основе повышения квалификации как производственной необходимости.

Внутренние условия неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО находятся в социально-психологической плоскости (социальная позиция преподавателя, статус в коллективе, профессиональном сообществе) и удовлетворяют личную потребность преподавателей в совершенствовании педагогической компетентности с опорой на имеющийся опыт (существующий уровень педагогической компетентности, знания, умения, потребности, опыт практической деятельности) с целью решения профессионально-педагогических проблем. Отсюда следует, что к внутренним условиям неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО относятся:

- осознание как необходимости непрерывного образования с целью постоянного пополнения знаний, умений, опыта практической деятельности для совершенствования педагогической компетентности;

- вовлечение преподавателей ПЦ СПО в процесс неформального педагогического образования в основе повышения квалификации с целью решения их профессионально - педагогических проблем;

- коррекция целей повышения квалификации на развитие самостоятельности преподавателей ПЦ СПО при неформальном педагогическом образовании, а также при решении профессионально-педагогических проблем;

- обновление понимания значения педагогических знаний, умений преподавателя в процессе удовлетворения своих потреб-

Таблица 2

Внешние условия неформального педагогического образования преподавателей профессионального цикла СПО

Разновидность внешних условий Характеристика Содержание внешних условий

Социокультурные Выступают индикатором неформального педагогического образования Государственные и общественные требования к профессиональной компетентности преподавателя, в том числе педагогической; Государственные требования к качеству профессиональной подготовки специалистов среднего звена (выпускников СПО); Требования работодателей к качеству подготовки и информированности выпускников СПО; Повышение материальной заинтересованности преподавателей (введение новой системы оплаты труда); Информатизация образовательного процесса; Повышение престижности профессии педагога и конкурентоспособности молодых специалистов

Социальные Определяют механизм реализации неформального педагогического образования Доступность неформального педагогического образования; Организация неформального педагогического образования; Содержание неформального педагогического образования; Вариативность, мобильность, инновационность, открытость неформального педагогического образования и др.

Педагогические Обеспечивают качество неформального педагогического образования Уровень профессиональной подготовки обучающих педагогов; Уровень тьюторского сопровождения неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО; Уровень методического сопровождения неформального педагогического образования и др.

Психологические Отражают процесс взаимодействия субъектов неформального педагогического образования, определяют уровень неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО Создание комфортной обучающей среды; Учет индивидуальных особенностей преподавателей; Коммуникативность в общение; Саморазвитие, самоответственность, самообразование, самореализация преподавателей; Ответственность преподавателей за личную профессиональную компетентность, в том числе педагогическую

ностей и решения профессионально-педагогических проблем в профессиональной деятельности.

Продуктивность влияния на неформальное педагогическое образование преподавателей ПЦ СПО увеличивается при соединении внешних и внутренних условий, выраженном во взаимодействии субъектов неформального образования. Внешние условия помогают преподавателям ПЦ СПО адаптироваться к государственным и общественным требованиям к педагогической компетентности, способствуют вовлечению их в процессы неформального педагогического образования в основе повышения квалификации в соответствии с этими требованиями. Это возможно лишь в единстве с внутренними условиями в том случае, когда в созданных условиях реализуются личные потребности преподавателей в совершенствовании педагогической компетентности, решении профессионально-педагогических проблем.

Поскольку мы говорим о возможностях неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО, сопровождающих решение их профессионально - педагогических проблем, то это означает, что, обеспечивая соответствующий комплекс условий, мы можем непосредственно или опосредованно влиять на их реализацию, отвечая определенным государственным и общественным требованиям. А среди внешних и внутренних условий мы выделили, прежде всего, необходимость опираться на уже существующий уровень педагогической компетентности, принимая во внимание личные потребности преподавателей ПЦ СПО в совершенство-

вании педагогической компетентности, решении профессионально-педагогических проблем и осознание, принятие преподавателями государственных и общественных требований к педагогической компетентности в современных условиях. Опираясь на эти ориентиры при неформальном педагогическом образовании, мы можем воздействовать на педагогическую компетентность преподавателей ПЦ СПО с целью её формирования, совершенствования для устранения их профессионально - педагогических проблем. Для этого, нам, прежде всего, необходимо дать оценку имеющемуся уровню педагогической компетентности, педагогических знаний и умений преподавателей профессионального цикла СПО. С этой целью нами был проведен мониторинг уровня педагогической компетентности, педагогических знаний и умений преподавателей ПЦ СПО.

Обобщая выше представленную информацию, возможности неформального педагогического образования как комплекс условий можно представить в виде схемы, предложенной на рис. 3.

Анализируя содержание предложенной схемы, сделаем вывод, что возможности неформального педагогического образования как комплекс условий рассматриваются нами в единстве внутренней и внешних сторон, которые определяют реальный процесс повышения квалификации. Мы рассматриваем возможности неформального образования как с позиции системного подхода, отмечая характер взаимосодействия комплекса условий, так и с позиций деятельностного подхода [10]. Данный подход определяет деятельность как форму активности человека, отражающуюся в его исследовательском, модифицирую-

__________________Внешние условия_________________

_______Объективные условия как требование_________

- государственные и общественные требования к педагогической компетентности преподавателя ПЦ СПО;

- определение имеющегося уровня педагогического образования преподавателей ПЦ СПО;

- информационно - методическое обеспечение;

- наличие материально - технического обеспечения

I

Деятельность

________________________1_________________________

- удовлетворение потребностей преподавателей ПЦ СПО в получении неформального педагогического образования как основы педагогической компетентности;

- обеспечение вариативности, мобильности, инновационности, открытости неформального педагогического образования в основе повышения квалификации преподавателей ПЦ СПО;

- применение активных и интерактивных форм, методов, приемов обучения, педагогических технологий;

- обеспечение диверсификации программ неформального педагогического образования;

- применение различных инновационных образовательных структур и образовательных ресурсов неформального педагогического образования

Субъективные условия как среда ______Внутренние условия______

__________________Внешние условия__________________

- осмысление, понимание и признание преподавателями ПЦ СПО государственных и общественных требований к профессиональной компетентности, в том числе педагогической, в современных условиях;

- согласие преподавателей ПЦ СПО на проведение мониторинга педагогической компетентности, в том числе независимой общественной оценки, и признание его результатов;

- способность преподавателей ПЦ СПО к самодиагностике педагогической компетентности;

- умение преподавателей ПЦ СПО определять индивидуальные способы решения профессионально

- педагогических проблем;

- готовность преподавателей ПЦ СПО к неформальному педагогическому образованию в основе повышения квалификации как производственной необходимости

I

Преподаватель ПЦ СПО

_______________________I___________________________

- осознание как необходимости непрерывного образования с целью постоянного пополнения знаний, умений, опыта практической деятельности для совершенствования педагогической компетентности;

- вовлечение преподавателей профессионального цикла СПО в процесс неформального педагогического образования в основе повышения квалификации с целью решения их профессионально - педагогических проблем;

- коррекция целей повышения квалификации на развитие самостоятельности преподавателей профессионального цикла СПО при неформальном педагогическом образовании, а также при решении профессионально - педагогических проблем;

- обновление понимания значения педагогических знаний, умений преподавателя в процессе удовлетворения своих потребностей и решения профессионально - педагогических проблем в профессиональной деятельности

Внутренние условия

Рис. 3. Возможности неформального педагогического образования как комплекс условий

щем и практическом отношении к миру и к самому себе, что позволяет нам расценивать деятельностный характер возможностей неформального педагогического образования. Такое понимание способствует организации неформального педагогического образования в основе повышения квалификации через взаимодействие преподавателей ПЦ СПО с применением эффективных методов, приемов и форм, когда учатся у всех в процессе организации и проведения коллективного дела. При этом осуществляя апробацию непосредственно на рабочем месте, реальную деятельность при организации образовательного процесса на учебных занятиях по дисциплине, междисциплинарноБиблиографический список

му курсу на основе полученных знаний, умений, опыта практической деятельности.

Таким образом, предложенные нами возможности неформального педагогического образования как комплекс условий отражают зависимость неформального педагогического образования преподавателей ПЦ СПО от внешних и внутренних условий, направляя неформальное педагогическое образование в сторону решения профессионально - педагогических проблем преподавателей ПЦ, предоставляя возможность выбора способов освоения неформального педагогического образования.

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции): офиц. текст. -М., 2013.

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: офиц. текст. - М., 2010.

3. Полякова, Д.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации специалистов начального профессионального образования в регионе: дис. ... канд. пед. наук. - Hижний Hовгород, 2004.

4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. - М., 2012.

5. Кондратьев, М.Ю. Психологический лексикон. Словарь. - М., 2006.

6. Сластенин, В.Л. Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических учеб. заведений I В.Л. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов.

- М., 2004.

7. Щебельская, Э.Г. Организационно-педагогические условия формирования культуры потребностей студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011.

8. Яковлева, КМ. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук.

- Челябинск, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Галкина, О.В Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2009.

10. Бордовская, H. Педагогика I H. Бордовская, A. Реан. - М., 2011.

Bibliography

1. Gosudarstvennaya programma Rossiyjskoyj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 godih (v novoyj redakcii): ofic. tekst. -M., 2013.

2. Edinihyj kvalifikacionnihyj spravochnik dolzhnosteyj rukovoditeleyj, specialistov i sluzhathikh, razdel «Kvalifikacionnihe kharakteristiki dolzhnosteyj rabotnikov obrazovaniya»: ofic. tekst. - M., 2010.

3. Polyakova, A.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya povihsheniya kvalifikacii specialistov nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya v regione: dis. ... kand. ped. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2004.

4. FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii»: ofic. tekst. - M., 2012.

5. Kondratjev, M.Yu. Psikhologicheskiyj leksikon. Slovarj. - M., 2006.

6. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posob. dlya studentov pedagogicheskikh ucheb. zavedeniyj I V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.H. Shiyanov. -M., 2004.

7. Thebeljskaya, Eh.G. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya kuljturih potrebnosteyj studentov vuza: dis. ... kand. ped.nauk.

- SPb., 2011.

8. Yakovleva, N.M. Teoriya i praktika podgotovki buduthego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitateljnihkh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk.

- Chelyabinsk, 1992.

9. Galkina, O.V Rolj i mesto ponyatiya «organizacionno-pedagogicheskie usloviya» v terminologicheskom apparate pedagogicheskoyj nauki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Samara, 2009.

10. Bordovskaya, N. Pedagogika I N. Bordovskaya, A. Rean. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 11.09.13

УДК 373.3

Kocharian L.B. THE ROLE AND FUNCTIONS OF EXTRACURRICULAR WORK IN FORMING THE ECOLOGICAL CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN. The article gives the analysis of ways to improve extracurricular activities Soviet teachers is determined by its role, tasks and functions in the formation of ecological culture of the younger students. Environmental culture is a part of human culture, which should be put in a human from a very early age.

Key words: ecological culture,research (Gnostic), the constructive,diagnostic,developmental, educational, organizing,communicative, value-orientation, смыслообразующая functions.

Л.Б. Кочарян, аспирант ФГБОУ ВПО «Московский гос. университет им. М.А. Шолохова», г. Москва, E-mail: [email protected]

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дается анализ путей совершенствования внеклассной работы советскими педагогами, определяется ее роль, задачи и функции в формировании экологической культуры младших школьников. Экологическая культуры - это часть общечеловеческой культуры, которая должна быть заложена в человеке с самого раннего возраста.

Ключевые слова: экологическая культура, исследовательская (гностическая), конструктивная, диагностическая, развивающая, воспитательная, организующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, смыслообразующая функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.