- добывать, анализировать, оценивать и реали-зовывать информацию в служебных целях;
- устанавливать психологический контакт с лицами, представляющими оперативный интерес;
- владеть личным табельным оружием;
- вести оперативно-боевую деятельность в особых условиях и др.
Вместе с тем, по нашему убеждению, на процесс формирования профессиональной готовности обучающихся в специализированных вузах силовых структур существенным образом оказывают влияние и внешние факторы, такие, как степень признания государством и обществом данной профессии, уровень ее престижности в обществе, статус, роль и значение личности специалиста, оценка уровня его образованности, культуры, гражданской зрелости, степени развития личностных качеств. Данные обстоятельства следует учитывать в образовательно-воспитательном процессе.
Примечания
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Вече, 2008. С. 139.
2. Педагогическая психология: хрестоматия / сост. В. Н. Карандашов. СПб.: Питер, 2006. С. 75.
3. Большая Советская Энциклопедия. М.: Наука, 1977. С. 102.
4. Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2004. С. 46.
5. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С. 52.
6. Иваницкий А. Т. Психология высшей школы. СПб., 2009. С. 182.
7. Биочинский И. В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1992. С. 177.
8. Основные виды деятельности и психологическая пригодность службе в системе МВД. М.: МВД РФ, 1997. С. 63.
9. Биочинский И. В. Психология и педагогика профессиональной подготовки специалистов ОВД: в 2 ч. Н. Новгород: НА МВД, 2006. Ч. 10. С. 66.
УДК 378
А. Ю. Петров, М. А. Аедянкина
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ТЕХНИКУМЕ
В статье представлены результаты опытно-экспериментального исследования в области развития профессиональной компетентности преподавателей техникума. Автором даются теоретические основы, структурно-сущностная характеристика профессиональной компетентности преподавателя учреждения СПО и организационно-педагогические условия ее эффективного развития в условиях техникума.
In article results are presented is skilled-experimental research in the field of development of professional competence of teachers of technical school. The author gives theoretical bases, the structurally-intrinsic characteristic of professional competence of the teacher of establishment SPO and organizational-pedagogical conditions of its effective development in the conditions of technical school.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, развитие профессиональной компетентности, компетенция, организационно-педагогические условия.
Keywords: professional competence, development of professional competence, the competence, organization al-pedagogical conditions.
Одной из основных задач Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, является «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций» [1].
Действительно, современная система образования нацелена, в первую очередь, на создание устойчивого механизма повышения качества подготовки специалистов. Одним из важнейших факторов его реализации является обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами. Современной системе образования необходимы профессионалы, способные к системному восприятию педагогической реальности и продуктивному действию в ней, к проектированию, конструированию и осуществлению гуманистически направленных педагогических систем.
Профессиональная деятельность преподавателя становится сегодня центральным объектом государственной политики, что выражается в социальном заказе готовить педагога высокого уровня, способного активно содействовать реализации образовательных проектов национального масштаба. При этом возрастают требования как к технологи-
© Петров А. Ю., Аедянкина М. А., 2012
ческой стороне профессиональной деятельности педагога, так и к её личностной составляющей (В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, И. А. Колесникова, Г. К. Селевко, В. П. Симонов, И. С. Якиманская и др.).
Задача поиска новых научно-педагогических подходов к организации процесса повышения профессионального уровня педагогов в настоящее время приобретает особую актуальность, и здесь важно понимать, что, не отрицая традиционных подходов, необходимо наполнить данный процесс новым содержанием.
Сложность изучения проблемы повышения квалификации педагогических кадров обусловлена постоянным изменением, обновлением профессиональных функций современного педагога, неопределённостью, «размытостью» нормативов педагогической деятельности, усложнением требований, предъявляемых обществом и государством к педагогической деятельности. Сегодня как никогда актуально говорить не просто о выполнении педагогом своих должностных обязанностей на высокопрофессиональном уровне, а об инновационном подходе к педагогической деятельности.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. определяет следующие компетенции инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
- владение иностранными языками, предполагающее способность к бытовому, деловому и профессиональному общению [2].
Интегральной характеристикой, отражающей уровень владения педагогом своей профессией, является профессиональная компетентность, которая выступила объектом исследования, проведенного нами в период с 2005 по 2011 г.
В качестве опытно-экспериментальной базы были выбраны три государственных образовательных учреждения среднего профессионального образования г. Арзамаса.
Всего в экспериментальном исследовании приняло участие 137 преподавателей. Результаты исследования были внедрены в деятельность Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Арзамасский коммерческо-технический техникум» (сегодня это Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Арзамасский коммерческо-технический техникум»).
Согласно Кодексу корпоративной этики, принятому ГОУ СПО АКТТ, «...важным качеством сотрудника является его готовность к изменениям в соответствии с требованиями современности, а также ориентация на динамичность и творческое исполнение служебных обязанностей». Другими словами, работники техникума обязаны поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, признавать необходимость постоянного повышения своего образовательного уровня.
В связи с тем что 16,9% преподавателей техникума находятся в возрасте старше трудоспособного, когда, как правило, человек слабо восприимчив к различного рода инновациям, мы провели анкетирование на предмет готовности к изменениям и нововведениям в профессиональной деятельности.
Оказалось, что только 2% респондентов не видят необходимости в постоянном повышении своего профессионализма. Ими оказались преподаватели в возрасте от 62 до 65 лет, полагающие, что основные требования к учительской профессии сформулированы задолго до нас, а все современные веяния - явление приходящее. Остальные 98% в полной мере осознают необходимость постоянного повышения уровня профессиональной компетентности.
Среди мотивов, побуждающих преподавателей к профессиональному развитию, были названы следующие:
• осознание необходимости профессионального развития - 96%;
• реализация профессиональных амбиций - 77%;
• материальная заинтересованность - 72%;
• стремление внести личный вклад в осуществление качественных преобразований в образовательном процессе - 56%;
• желание карьерного роста - 26%;
• внутреннее стремление к самосовершенствованию - 16%.
(Отметим, что преподавателям предлагалось назвать несколько мотивов в порядке наибольшей значимости.)
На основе проведенного анализа качественного и количественного состава педагогического коллектива нами была разработана модель развития профессиональной компетентности преподавателей техникума.
Определяющая роль в повышении профессионального уровня педагогов отводится, на наш взгляд, методической службе образовательного учреждения. Мы согласны с С. Ю. Миляевой, которая говорит: «Методическое сопровождение -атрибутивная характеристика любых нововведений, тем более если речь идет о модернизации образования. Роль методической службы в модернизации образования - это, с одной стороны, перевод управленческих решений в профессионально-педаго-
гическую плоскость, а с другой - диагностика, определение и концептуализация практических запросов педагогов и оказание помощи в их профессиональном росте» [3].
При построении модели мы исходили из следующей конечной цели: преподаватели должны поднять уровень своей профессиональной компетентности в избранной отрасли знаний, расширить кругозор, стать подлинными носителями общей профессиональной и методологической культуры. Они должны иметь высокий уровень психолого-педагогической и методической грамотности, сочетать в себе глубокий профессионализм и гибкость мышления, изобретательность, уверенность в своей состоятельности и развитую интуицию, творческое воображение, критическую самооценку, а также стремление и способность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.
Внедрение разработанной модели в практику образовательного учреждения осуществлялось посредством реализации ряда приоритетных направлений:
- разработка системы совершенствования профессионального роста преподавателей техникума;
- создание организационно-педагогических условий для эффективного проведения эксперимента;
- собственно организация экспериментальной работы, осуществление мониторинга и коррекции содержания и деятельности экспериментальной работы.
Цепочка действий по организации процесса развития профессиональной компетентности преподавателей техникума была представлена нами в следующем виде: потребность - мотив - цель - условия - реализация процесса развития - результат -рефлексия.
Организуя работу по развитию профессиональной компетентности преподавателей техникума, мы опирались на следующие положения:
- развитие профессиональной компетентности преподавателей должно происходить в рамках профессиональной деятельности, без отрыва от работы и в течение всего учебного года;
- развитие профессиональной компетентности должно осуществляться целенаправленно и средствами профессии, то есть должен происходить живой, неискусственный тренинг в реальных профессиональных ситуациях;
- должна происходить адаптация и перенос полученных преподавателями знаний на реалии собственной профессиональной деятельности;
- у преподавателей должна проявляться активизация собственных ресурсов и поиск в полученной информации источников развития собственной профессиональной компетентности.
На начало эксперимента мы провели опрос, в рамках которого попросили преподавателей оценить собственный уровень профессиональной ком-
петентности. Результаты опроса представлены в диаграмме (рис. 1).
25%
Рис. 1
Проанализировав различные точки зрения на профессиональную компетентность (В. А. Адольф, Т. Г. Браже, И. В. Гришина, С. А. Дружилов, Э. Ф. Зеер, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, С. П. Романов), мы, вслед за рядом учёных, рассматриваем профессиональную компетентность преподавателя как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры. Исходя из этого под профессиональной компетентностью преподавателя мы понимаем сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегративное качество педагога, образованное системой компетенций, которые представляют собой совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности.
Специфика требований к педагогам среднего профессионального образования определяется, прежде всего, его целями, которые в современных условиях формулируются неоднозначно в связи с различными подходами, определяющими проблемы всего профессионального образования (Л. Н. Анисимова, С. Я. Батышев, А. А. Вербицкий, В. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, И. Я. Лернер, Ю. Н. Петров, В. Д. Шадриков и др.).
Следует подчеркнуть, что особенность профессионально-педагогической деятельности определена, прежде всего, ее целевыми установками. Цель деятельности - обучение и воспитание обучающегося (а деятельность эта педагогическая), однако это обучение и воспитание к работе по определенной профессии или специальности, поэтому на содержание и характер профессиональной деятельности преподавателя техникума существенно влияет специфика профессии, специальности и того производства, для которого обучающийся готовится.
Следовательно, профессионально-педагогическая деятельность преподавателя учреждения среднего профессионального образования представляет собой органичный сплав двух компонентов: собственно педагогического и производственно-технологического. Такая особенность деятельности, видимо, связана со спецификой функционирования педагогического знания в разных областях. Професси-
п высокий ■ средний
п затрудняюсь ответить пнизкий
ональная деятельность преподавателя учреждения СПО, являясь по сути метадеятельностью, неким рефлексивным управлением учебно-производственной деятельностью обучающихся, определяет структуру профессиональной компетентности преподавателя.
Для целей исследования представлялось важным определить специфику профессиональной компетентности преподавателя техникума, ее компонентный состав.
Изучение общих требований, предъявляемых к образованности специалиста, а также сопоставительный анализ структурных компонентов профессиональной компетентности преподавателя, представленных разными исследователями, занимающимися проблемой развития профессиональной компетентности педагогических работников (Л. Н. Анисимова, С. Я. Батышев, К. Я. Вазина, А. А. Вербицкий, В. С. Гершунский, Г. Л. Ильин, И. Я. Лернер, Ю. Н. Петров, В. Д. Шадриков и др.), дало нам основания определить структуру профессиональной компетентности преподавателя техникума, в состав которой вошли следующие компетенции: предметная, психолого-педагогическая, методическая, научно-исследовательская, общекультурная и производственно-технологическая. С помощью методов опроса, анкетирования, анализа продуктов деятельности преподавателей техникума, наблюдения было установлено, что у них наиболее развитыми оказались производственно-технологическая и общекультурная компетенции. Низкий уровень был выявлен по показателям «научно-исследовательская» и «методическая» компетенции.
С целью реализации разработанной модели в ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» была выбрана единая методическая тема «Развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума на основе мониторинговых исследований», над которой коллектив работал на протяжении пяти лет - в период с 2006 по 2010 г.
Развитие профессиональной компетентности преподавателей техникума осуществлялось в трех приоритетных направлениях:
- организация системы внутренних форм развития профессиональной компетентности: педагогические советы, педагогические чтения, школы профессионального роста, творческие мастерские, работа методических объединений, открытые занятия, предметные недели (декады, месячники);
- организация системы внешних форм развития профессиональной компетентности: курсы повышения квалификации, целевые семинары, стажировка, аттестация, обучение в аспирантуре, получение второго высшего образования;
- индивидуальная программа самообразования: построение индивидуально-дифференцированных маршрутов самообразования, рефлексия педагогической деятельности, индивидуальные консультации.
В ходе опроса, проведенного среди преподавателей техникума, были выявлены условия, которые, по мнению педагогов, способствуют развитию профессиональной компетентности. Среди множества условий развития профессиональной компетентности преподавателей техникума нами была выделена система внутренних организационно-педагоги-
Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности преподавателя техникума
Рис. 2
ческих условий, которые, как мы считаем, являются наиболее значимыми и существенно влияющими на профессиональный рост педагога.
При формулировке условий учитывались:
- специфика учреждения среднего профессионального образования;
- особенности профессиональной компетентности преподавателя техникума, в структуру которой наряду с традиционными входит производственно-технологическая составляющая;
- реальные возрастные, образовательные и личностные характеристики преподавателей техникума;
- готовность преподавателей техникума к развитию своей профессиональной компетентности.
В своем исследовании мы опирались на систему организационно-педагогических условий, предложенную А. М. Новиковым, и наполнили ее собственным содержанием, адаптировав к образовательному учреждению среднего профессионального образования.
В мае 2011 г. нами была проведена контрольная диагностика по сформированности у преподавателей необходимых компетенций, входящих в структуру профессиональной компетентности преподавателя техникума.
В эксперименте принял участие 91 педагог.
Проведенный статистический анализ на основе использования непараметрического критерия Пирсона (р2) показал наличие весьма достоверных различий по распределению уровней сформированно-сти компетенций на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование позволило нам сделать ряд выводов:
1. Профессиональная компетентность как сложившееся в процессе обучения и развивающееся в ходе профессиональной деятельности интегратив-ное качество педагога, образованное системой компетенций, которые представляют совокупность профессионально значимых свойств и обеспечивают успешную реализацию педагогической деятельности, является необходимой характеристикой профессиональной деятельности преподавателя техникума и обеспечивает реализацию качественного профессионального образования.
2. Специфика профессиональной компетентности преподавателя техникума проявляется в интеграции педагогического и производственно-технологического компонентов. Анализ научной литературы позволяет говорить о наличии со-подчиненности производственного и педагогического компонентов деятельности, что свидетельствует о существовании связей между ними, а во-вторых, линией интеграции выступает совокупность производственных знаний и умений, в которых отражаются объективно существующие связи, закономерности между объектами, процессами, явлениями производства. Интегратив-
ные процессы возникают по поводу формирования этих знаний и умений.
3. Развитие профессиональной компетентности преподавателей предполагает целенаправленное создание условий в техникуме для удовлетворения преподавателями потребности в профессиональной самореализации; обеспечения возможностей для реализации ими интеллектуального и личностного потенциала; формирования стойкой мотивации к профессиональному росту.
4. Модель развития профессиональной компетентности преподавателей техникума базируется на системном взаимодействии компонентов: целевого (цель и задачи организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей), орга-низационно-деятельностного (принципы, направления деятельности и формы ее осуществления) и диагностико-результативного (показатели уровня профессиональной компетентности преподавателей техникума и их готовности к дальнейшему развитию и результат) блоков. Она представляет собой систему планомерного создания условий для развития профессиональной компетентности преподавателей техникума в процессе осуществления ими профессиональной деятельности.
5. Реализация спроектированной модели развития профессиональной компетентности преподавателей способствует относительно положительной динамике их профессионального роста, раскрытию творческого потенциала, формированию стойкой мотивации к дальнейшему развитию профессиональной компетентности и, как следствие, повышает качество предоставляемых образовательных услуг.
6. Основными условиями эффективной организации деятельности методической службы техникума по развитию профессиональной компетентности преподавателей являются мотивационные условия, ресурсное обеспечение образовательного процесса, организационно-управленческие условия.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 апреля 2010 г. № 377 был утвержден и введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Магистр»). Данный ФГОС обеспечивает органичное сочетание фундаментальной и практико-ориенти-рованной подготовки педагогических кадров, делая особый акцент на таких личностных характеристиках специалиста, как инициативность, предприимчивость, способность к постоянному самосовершенствованию и инновациям.
В отличие от предшествующего, стандарт определяет следующие виды профессиональной деятельности: учебно-профессиональная, научно-ис-
следовательская, педагогическо-проектировочная, организационно-технологическая, обучение по рабочей профессии. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры стандарт определяет два вида компетенций: общекультурные (18 ОК) и профессиональные (36 ПК).
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта показал, что в соответствии с последними требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности преподавателя образовательного учреждения НиСПО, целесообразно проводить работу по развитию у педагогов следующих способностей: определять пути стратегического развития образовательного учреждения, организовывать взаимодействие образовательного учреждения с заказчиками образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей, проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (специалистов) в образовательном учреждении и др.
В целом мы считаем, что проведенное нами опытно-экспериментальное исследование не противоречит требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и открывает новые возможности для дальнейшего изучения феномена
профессиональной компетентности преподавателя техникума.
В плане дальнейших возможностей изучения проблемы можно выделить такие аспекты, как изучение особенностей развития профессиональной компетентности преподавателей техникума в зависимости от возрастных групп и стажа педагогической деятельности; возможности целенаправленной подготовки сотрудников методических служб учреждений среднего профессионального образования к развитию профессиональной компетентности преподавателей; возможности интеграции учреждения среднего профессионального образования с вузами и учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональной компетентности преподавателей.
Примечания
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р. С. 18.
2. Там же. С. 36.
3. Миляева С. Ю. Есть такая профессия, или О методисте замолвите слово // Администратор образования. 2010. № 5. С. 93.