Психологические науки
УДК 159.99+37.013.77
ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ О.А. Белобрыкина
Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье представлен десятилетний опыт работы научно-исследовательской группы, направленной на повышение профессиональной (теоретической и практической) компетентности студентов в освоении экспертной функции. Обсуждаются достижения, трудности и перспективы деятельности проблемной студенческой группы «Психологическая экспертиза в образовании».
Ключевые слова: экспертная деятельность, психологическая экспертиза, проблемная группа, психодиагностика, саморазвитие студента.
EXPERT ACTIVITY OF PSYCHOLOGIST: EXPERIENCE OF TRAINING OF STUDENTS FOR EDUCATIONAL AND SOCIAL PRACTICE O.A. Belobrykina
Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. The article presents ten-year experience of the research group aimed at increasing the professional (theoretical and practical) competence of students in mastering the expert function. The achievements, difficulties and perspectives of the problematic student group "Psychological examination in education" are discussed.
Keywords: expert activity, psychological examination, problem group, psychodiagnostics, self-development of student.
Экспертная деятельность психолога образования в последние десятилетия приобрела новый статус. Это обусловлено тем, что:
во-первых, она стала чрезвычайно востребована в связи с активным внедрением в образовательную и широкую социальную практику инновационных процессов, множество из которых вследствие нерациональности и несвоевременности их внедрения, оказывает далеко не благоприятное (как ожидалось) влияние на качество образования и развитие личности в условиях образовательной среды [3; 6; 12; 16; 22];
во-вторых, экспертная функция была включена в перечень должностных обязанностей педагога-психолога [5; 18], хотя в Стандартах ВПО и, соответственно, в учебных планах подготовки специалистов психологического профиля дисциплины, направленные на освоение студентами содержания экспертной деятельности, реализуемой в системе образования, были представлены либо фрагментарно, либо
вообще не предусматривались, а, следовательно, молодые специалисты (вчерашние выпускники психологических факультетов) не владели в должной мере знаниями и методами организации экспертных процедур [11];
в-третьих, отдельные ученые и практики приступили к обобщению и систематизации опыта экспертной деятельности (в частности, по психолого-педагогической экспертизе), существующего ранее фрагментарно и часто разрозненно, без должной преемственности и согласования средств, форм и методов работы [20; 26].
Очевидно, что значимость психологической экспертизы для нужд современного образования состоит в том, что она представляет собой не только богатейшую область для научных исследований (и в качестве иллюстрации многоаспектного взаимопроникновения социального и образовательного пространств [19; 23], и как идентификационная модель культурного и
профессионального самоопределения, представляющая собой систему ценностей [4; 12], и как вектор социально-психологического развития личности в ее динамике и перспективе [1]), но, прежде всего, в ее непосредственной прикладной востребованности [2; 15].
В ответ на запрос времени в 2006 году на факультете психологии Новосибирского государственного
педагогического университета была создана проблемная группа «Экспертная деятельность психолога образования». Первично в состав группы вошло около 20 студентов из числа учащихся 3-4 курсов дневного отделения, у которых читалась дисциплина «Психодиагностика». В рамках обозначенного учебного курса был предусмотрен анализ методологического соответствия диагностических методик, что и послужило точкой отсчета в выборе направления работы студенческой проблемной группы.
Важность экспертной оценки диагностического инструментария была обусловлена спецификой
социокультурной ситуации начала XXI века. В частности, одна из особенностей состояла в том, что на смену «диагностическому вакууму» пришел «диагностический бум». Иными словами, если ранее, и особенно для провинциальной практики психодиагностики в России, было характерно полное отсутствие в свободном доступе диагностических методик (специалисты были вынуждены собирать их по крупицам, осуществляя взаимообмен тестами, имеющимися в личном пользовании, качество которых было весьма сомнительным), то рост числа «психодиагностов» и появление на рынке книгоиздательской продукции огромного количества психологической литературы (не всегда отличающейся высоким качеством содержания и соответствующей профессиональным требованиям к объективности представляемой информации, включая многочисленные пособия по психодиагностике) начал оказывать негативное влияние и на имидж специалистов психологического профиля, и, что более важно, на уровень профессионализма психолога как диагноста. Примечательно, что вплоть до настоящего времени, практика психодиагностики значительно отстает от уровня психологической теории и такая ситуация обусловлена, в первую очередь тем, что авторы разрабатываемых диагностических тестов дистанцируются от
методологических и общетеоретических основ разрабатываемых ими методик [7; 13; 24; 25]. С точки зрения М.И. Кошеновой, многочисленные методические источники (учебные пособия, практикумы, психодиагностические сборники и пр.), включающие обширный перечень диагностических методик и рекомендуемые авторами и/или издателями практикующим психологам, в массе своей не являются безупречными [14; 15]. Зачастую, представленному в них диагностическому инструментарию свойственны некорректность в определении цели применения методики, ошибки в названиях шкал, искаженный ключ, фрагментарная
интерпретация или её полное отсутствие. Не снимают проблему профессионального качества постановки психологического диагноза и сертифицированные методики [9]. По сути, неконтролируемый рынок тиражирования психодиагностических методик низкого качества существенно повышает риск осуществления «псевдоэкспертной» деятельности и нанесения ущерба субъекту, нуждающемуся в квалифицированной психологической помощи [14; 15]. Однако, как справедливо полагал В.П. Зинченко, психодиагностика должна быть «в высшей степени профессиональной. Никакие запросы фантома, именуемого социальной практикой, не оправдывают непрофессионализма» [13, с. 93]. Поэтому основная цель деятельности проблемной группы заключалась в осуществлении элементарной экспертной оценки соответствия диагностических методик требованиям методологии и психометрии.
Отметим, что на этапе своего становления деятельность группы носила преимущественно эвристический характер и по отношению к выбору психодиагностических методик для анализа, и по определению алгоритма экспертной оценки диагностического инструментария, и по формам представления результатов. Причем, результаты анализа конкретных методик обсуждались не только на практических занятиях, но и представлялись к рассмотрению на специально организованных круглых столах, проводимых ежемесячно для всех желающих (студентов и преподавателей факультета). По итогам обсуждения материалов отдельные результаты рекомендовались к печати [17].
Однако ограничение экспертной деятельности рамками оценки диагностического инструментария, было явно недостаточно. К тому же, практический опыт работы руководителя проблемной группы по отдельным направлением экспертной деятельности (в частности, как члена экспертной группы в составе Главной аттестационной
комиссии НСО по аттестации педагогических работников на высшую квалификационную категорию; эксперта-психолога, участвующего в бракоразводных процессах при определении места жительства ребенка; эксперта-консультанта ОДН и медико-психолого-социально-педагогических комиссий; эксперта научных материалов по педагогике и психологии при подготовке их к защите, публикации; рецензента и научного редактора сборников научных публикаций; эксперта творческих работ психологов в рамках областного конкурса «Психолог года» и пр.) требовал не только обобщения, но и актуализировал необходимость его передачи студентам-психологам в целях подготовки
высококвалифицированных и профессионально
мотивированных кадров. Поэтому в 2007 году в содержание учебной дисциплины «Психологическая служба в образовании» (читаемой для специальности «Педагогика и психология» [5]) был включен спецсеминар «Экспертная деятельность педагога-психолога», благодаря чему не только увеличилось количество участников проблемной группы, но и расширился диапазон возможных направлений психолого-педагогической экспертизы, которые были инициированы студентам, входящим в состав исследовательской группы. В качестве наиболее перспективных и продуктивно оптимальных, с точки зрения вероятностных запросов и приобретения студентами практических компетенций, включая способность к самоанализу собственной деятельности, в дополнение к осуществляемому перечню, включены следующие направления экспертного оценивания:
1. Психологическая экспертиза образовательных программ, технологий, авторских методик воспитания и обучения (по предложенной ориентировочной схеме [5]).
2. Экспертная оценка наглядных пособий и дидактических материалов.
3. Экспертиза аттестационных работ психолога.
4. Психологическая оценка уровня актуального развития ребенка (учащегося).
Освоение студентами содержания экспертных процедур по обозначенным направлениям актуализировало у них необходимость сосредоточения пристального внимания на ознакомлении с нормативно-правовой документацией [4; 22; 27], задающей систему официальных требований, критерии и параметры, необходимые при реализации отдельных видов психолого-педагогической экспертизы в образовании. 1
Расширение перечня осваиваемых направлений экспертной оценки и результативность проводимой работы показали необходимость включения в содержание подготовки студентов психологического факультета самостоятельной дисциплины, предполагающей знакомство будущих
1 Примерный перечень используемых студентами при осуществлении экспертной оценки нормативных документов:
1. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ»
2. Методическое письмо Министерства образования РФ от 17.05.95 N° 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
3. Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
4. Письмо Министерства образования РФ от 26.05.1999 г. № 109.23-16 «О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценивания детских игр и игрушек».
5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (Приложение к Письму Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16).
6. Письмо Министерства общего профессионального образования РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000. № 2021/11-13
7. Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе».
8. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную (Письмо МО РФ и Департамента общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13).
9. Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
10. и др.
профессиональных кадров со спецификой психолого-педагогической экспертизы в образовании.
Советом факультета в 2008 году было принято решение о введении в учебный план специальности «Педагогика и психология» курса по выбору «Психологическая экспертиза образовательных программ», а затем (в 2009 году при согласовании с учебным управлением вуза) введения в региональный компонент образовательных программ по направлениям подготовки 050706 - Педагогика и психология (квалификация: «Педагог-психолог») и 050700 -«Педагогика» (профиль: «Практическая психология в образовании», степень: «Бакалавр педагогики») спецкурса «Психологическая экспертиза в образовании».
В 2010 в учебный план по направлению подготовки 050400 - «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология образования», степень «Бакалавр педагогики») включена учебная дисциплина «Экспертная деятельность психолога в образовании», относящаяся к вариативному (профильному) компоненту цикла профессиональных дисциплин.
Следует отметить, что введение в учебные планы подготовки психологических кадров учебной дисциплины отнюдь не снизило значимости деятельности проблемной студенческой группы. В 2011 году она была переименована -«Психологическая экспертиза в образовании», причем ей был придан статус «научно-исследовательская студенческая группа», а, соответственно, появилась возможность и расширения проблемного поля деятельности, и ориентации студентов на эскалацию профессионального кругозора, углубление знаний и практических навыков по избранной специальности, участие в научно-исследовательской работе.
С 2012 года и по настоящее время студентам, обучающимся по направлениям подготовки 030300.62 (с 2014 г. шифр специальности - 37.03.01, профиль: «Академический бакалавриат») - «Психология» (квалификация: «Бакалавр») и
050400.62 (с 2014 г шифр специальности - 44.03.02, профиль: «Академический бакалавриат») - «Психолого-педагогическое образование» (профиль: «Психология образования», квалификация: «Бакалавр») читается учебная дисциплина «Экспертная деятельность психолога в образовании».
Постепенно выкристовализовывалось целостное видение смысла и содержания работы, заданного в рамках избранного направления и тематики работы. Сегодня в состав проблемной группы входит более 50 участников из числа студентов факультета психологии, обучающихся по разным направлениям профессиональной подготовки: 37.03.01 -«Психология» (квалификация: «Бакалавр»), 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (профиль: «Психология образования», квалификация: «Бакалавр»), 37.05.02 - «Психология служебной деятельности» (квалификация: «Специалист. Психолог»), 44.05.01 -«Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация» «Специалист. Социальный педагог»).
В настоящее время деятельность проблемной группы направлена на осуществление психологической экспертизы, позволяющей создать каталог рекомендуемых к использованию в практической деятельности работников образовательной сферы (педагогов, психологов, профильных специалистов), при обучении студентов по психолого-педагогическим специальностям, диагностических методик, методических пособий, дидактического и методического обеспечения, отвечающих требованиям качества и психологического соответствия. По сути, результаты деятельности группы ориентированы на
предотвращение/снижение риска возникновения
профессионально-методической некомпетентности
психолого-педагогических кадров [2; 4; 22]. Исходя из этого, цель работы научно-исследовательской студенческой группы определена как: выявление лучших образцов методической продукции для разных категорий работников образования и
привлечение к ним внимания профессиональной общественности. Соответственно, достижение цели, как ожидаемого результата, осуществляется за счет решения группы задач:
1. Развитие у студентов способностей, умений и навыков по овладению методами осуществления психолого-педагогической экспертизы.
2. Разработка и апробация ориентировочных схем анализа диагностической состоятельности психологического инструментария, педагогических проектов, методических пособий.
3. Практическое освоение студентами алгоритма экспертной оценки диагностического инструментария (стандартизированные тесты и проективные методики), образовательных программ, психолого-педагогических технологий, проектов, авторских методик и их методического обеспечения, отдельных видов и жанров научных и практико-ориентированных публикаций, с позиции прогнозирования и анализа возможных психолого-педагогических рисков.
4. Оценка психологической составляющей отдельных методических и дидактических материалов, рекомендуемых к использованию в практической деятельности педагогов, психологов, профильных специалистов, а так же при обучении студентов гуманитарных и социальных направлений и специальностей.
5. Подготовка аналитических заключений на экспертируемые материалы.
6. Подготовка к публикации отдельных экспертных заключений на диагностический инструментарий, учебные и методические пособия, дидактическую продукцию (учебные фильмы, электронное методическое обеспечение, развивающие материалы, мультфильмы и т.п.).
7. Ознакомление (посредством публикаций экспертных заключений в форме научных статей) психолого-
педагогического сообщества с результатами экспертной оценки методической продукции.
Спектр направлений, к которым сегодня привлекаются студенты при осуществлении психологической экспертизы (в рамках преемственности учебной дисциплины и деятельности проблемной группы) достаточно широк. Это - экспертная оценка:
1) диагностического инструментария, используемого в психолого-педагогических исследованиях и психологических обследованиях;
2) проективных методик, используемых педагогами и психологами в работе с субъектами образовательного пространства;
3) инновационных и авторских программ, технологий, проектов, методик обучения и воспитания, предлагаемых к реализации (в том числе и по запросу образовательных учреждений);
4) образовательных и иных программ (профилактических, коррекционных и пр.) для разных типов учебных учреждений (дошкольное учреждение, центр развития, школа, лицей, гимназия и пр.);
5) социальных и образовательных проектов (в том числе, по запросу образовательных и иных учреждений, персональных запросов);
6) методического обеспечения образовательного процесса (включая наглядные материалы, дидактические пособия и пр.);
7) учебно-методических пособий, практикумов и иной профессиональной литературы для воспитателей, педагогов и психологов (включая новинки книгоиздательской продукции);
8) уровня актуального (психического, возрастного, социального и пр.) развития ребенка (учащегося);
9) игрушек и игровой продукции для детей;
10) уровня профессионализма и компетентности (этической, методической и пр.) психолого-педагогических работников (по запросу образовательных учреждений в процессе подготовки к аттестации);
11) взаимодействия субъектов образовательного пространства;
12) педагогического общения в учебно-воспитательном процессе.
В работе со студентами используются фундаментальные научно-практические методы реализации экспертной деятельности: метод экспертной оценки; контент-анализ, анализ продуктов деятельности, структурно-содержательный анализ, сравнительно-сопоставительный (компаративный) анализ, психосемантические методы, мастер-класс, круглый стол, мини-конференции и др.
За десятилетний период работы проблемной группы значимыми и для студентов, и для руководителя, и для профессионального сообщества достижениями, можно считать разработку и апробацию (а) алгоритма (на основе стандартных требований к психологическим тестам [21]) первичного анализа диагностической состоятельности психологического инструментария, используемого в образовательной практике [7], (б) ориентировочной схемы анализа структурно-содержательного соответствия методических пособий психологическим требованиям к качеству предлагаемой информации [5]. Новизна предлагаемых схем анализа состоит в их обобщенности и лаконичности, что позволяет студентам и работающим специалистам (педагогам, психологам) использовать их для оценки качества отдельных видов методического обеспечения без значительных временных затрат.
Кроме того, осуществлена комплексная оценка одной из новых информационных технологий («Антиплагиат» [8; 10]), позиционируемой создателями и многими пользователями как инструмент определения оригинальности научных
текстов. Однако, как показывает практика, данная технология не обеспечивает субъекту (учебно)профессиональной деятельности достижения истинного качества (само)образования и рефлексии в процессе реализации научно-исследовательской деятельности [11; 28].
В обобщенной форме достижения по отдельным направлениям экспертной деятельности, осуществляемой в рамках работы проблемной группы, представлены в ряде студенческих публикаций:
1. Ожеховская Л.В., Белобрыкина О.А. Диагностический инструментарий в работе психолога: проблемы и парадоксы (на примере современной практики психологов г.Новосибирска) // Психодиагностика. - 2006, № 4. - С.92-112.
2. Ожеховская Л.В., Белобрыкина О.А. К вопросу о критериях и оценке профессиональной деятельности педагога-психолога как психодиагноста (на примере использования проективных методик) //Проблемы современной школы и пути их решения: материалы Всероссийской (с международным участием) конференции /Науч. ред. С.И.Ануфриев, Л.В. Ахметова. - Томск: ТЦНТИ, 2007. - С.197-214.
3. Ожеховская Л.В., Белобрыкина О.А. Профессиональная оценка проективной методики «Рисунок несуществующего животного» //Вестник практической психологии образования. - 2008, № 1 (14). - С. 103-114.
4. Астафьева В.В., Белобрыкина О.А., Валдайский Д.К. К проблеме качества методического сопровождения обучения студентов проективной диагностике (на примере содержательного анализа методики «Человек под дождем») // Школа Л.С. Выготского: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов (с международным участием), посвященной юбилею Л.И.Божович (21-23 ноября) / под ред. Л.Ф.Баяновой. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 25-31.
5. Белобрыкина О.А., Астафьева В.В., Валдайский Д.К.. Проективная методика «Человек под дождем»: содержательный анализ, достоинства и недостатки // Роль и место психологии в формировании личности в условиях меняющегося мира: Материалы Межвузовской (с международным участием) конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (22 мая 2013). - Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2013. -С. 8-16
6. Белобрыкина О.А., Клюев В.А., Белобрыкина Е.А. Технология «Антиплагиат» и проблема информационной корректности в образовательной и научной сфере // Вопросы теории и практики гуманитарных исследований: материалы II Международной заочной
научно-практической конференции. 05 ноября 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. - Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. - С.40-43.
7. Клюев В.А. Методика диагностики агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки: содержательный анализ, достоинства и недостатки // Роль и место психологии в формировании личности в условиях меняющегося мира: Материалы Межвузовской (с международным участием) конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (22 мая 2013). - Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2013. -С.25-30.
8. Клюев В.А. Проблемы современной психодиагностики в России //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы II Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 20-22 ноября 2013 г.). -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. - С. 76-79.
9. Белобрыкина О.А., Клюев В.А., Белобрыкина Е.А. Программа «Антиплагиат» в условиях профессионального образования: проблемы формирования исследовательской культуры личности // Молодежь и наука: актуальные проблемы психологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. - Киров: ВятГГУ, 2014. - С. 84-91.
10. Гейдебрехт Н.А. Диагностика адаптации к школьному обучению: проблема состоятельности методики //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-21 ноября 2014 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Часть 2. - С. 15-18.
11. Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Роль методического обеспечения в формировании профессиональной компетентности психолога //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014, № 2 (Сетевой выпуск). - С.65-73; Электронный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций: «PEM: Psychology. Educology. Medicine». - 2014, № 2. - С. 52-60.
12. Лукьянова Е.Е., Васяткина Е.В., Белобрыкина О.А. Психотерапия зависимостей: к проблеме методического обеспечения психологической практики в современных социокультурных условиях //Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Новосибирск, 15-17апреля 2014 г.) /под ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. - Новосибирск: НГПУ, 2014. - Часть 2. - С .95-102.
13. Прокопьева В.И. Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (В.В.Бойко): проблема состоятельности методики //Молодежь XXI века: образование, наука, инновации:
материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 19-21 ноября 2014 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Часть 2. - С. 78-80.
14. Гейдебрехт Н.А., Белобрыкина О.А. Адаптация к школьному обучению: анализ состоятельности диагностической методики «Дерево» (Л.П. Пономаренко) //Инновационные методы диагностики в психологии, педагогике, девиантологии, психиатрии и пенологии: материалы I Международной науч.-практич. конференции (г. Новосибирск, 13-14 ноября 2014 г.) / под ред. М. Г. Чухровой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.- С. 73-82
15. Гейдебрехт Н.А., Белобрыкина О.А. Школьная мотивация: о состоятельности диагностической методики Н.Г.Лускановой //Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г.Леонтьева (25 -28 декабря 2014 г.) /под ред О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. -Новосибирск: НГПУ, 2015. - С. 125-134.
16. Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К., Белобрыкина О.А. Зачем читать детям сказки? Вопрос без ответа! (на материале пособия Т.М.Грабенко) //Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - Ч. 2. - 363 с. -С. 230-259.
17. Гулиева Х.Б., Белобрыкина О.А. Стрессоустойчивость личности: к вопросу о диагностической информативности методики Т.Холмса и Р.Раге //PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015, № 3-4. - С. 149-167.
18. Легачева Т.А. Методика изучения самооценки личности: к вопросу о качестве современного диагностического инструментария // Роль и место психологии в формировании личности в условиях меняющегося мира: материалы межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (26 мая 2015). - Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2015. - С. 35-40.
19. Трунева С.А., Белобрыкина О.А. Диагностика депрессивных состояний личности: к проблеме качества публикации диагностического инструментария //Инновационные методы диагностики в психологии, педагогике, девиантологии, психиатрии и пенологии: материалы I Международной науч.-практич. конференции (г. Новосибирск, 13-14 ноября 2014 г.) / под ред. М. Г. Чухровой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С.176-187.
20. Хромова Т.И., Олейник А.О., Борова Л.Д., Ханиева Э.А. Профессиональный парадокс: сказкотерапия как средство актуализации дилетантизма //Развитие человека в современном мире: материалы VI Всероссий-ской научно-практической конференции с международным участием (г. Новосибирск, 14-16 апреля 2015 г.): в 2 ч. / под ред. Н.Я.Большуновой, О.А.Шамшиковой. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - Ч. 1. - С.358-371.
21. Белобрыкина О.А., Сыпченко В.А. Барьеры общения: анализ состоятельности диагностической методики выявления помех в межличностном общении (В.В. Бойко) //Экология образования: актуальные проблемы. Вып. 6: сборник научных статей /сост. М.В.Станякина. - Архангельск: Изд-во «КИРА», 2016. - С. 10-16.
Осмысление накопленного опыта и сопоставление его с запросами реальной образовательной практики [2; 4; 12; 17; 19; 23] позволило наметить перспективы работы научно-исследовательской студенческой группы. В настоящее время идет активное освоение новых направлений экспертной оценки с позиции интеграции психологического, педагогического и социального подходов и с опорой на этические, аксиологические, герменевтические, правовые и другие принципы, значимые в реализации профессиональной деятельности психолога как эксперта:
1) нормативно-правовых документов, обеспечивающих содержательно-процессуальную сторону развития образования;
2) детских книг, журналов, канцелярской и школьной атрибутики (тетради, наклейки и пр.);
3) занятий, уроков, воспитательных, досуговых и иных учебных, внеклассных мероприятий для детей и учащихся;
4) особенностей организации развивающей среды и ее безопасности (включая информационную) как фактора психического и эмоционального благополучия ребенка;
5) структуры текстов школьных учебников, содержания заданий и упражнений;
6) телевизионных передач, анимационной аудиовизуальной продукции (мультипликация,
компьютерные игры) и медиатехнологий для детей (подростков, юношей), рекламных роликов детских товаров.
Следует отметить, что реализация многих направлений экспертной деятельности, которые осваивают студенты, предполагает обращение к законодательно-правовой базе, так как во многих случаях именно в нормативных документах задаются соответствующие требования, а исходя из их содержания, чаще всего определяются критерии и показатели экспертной оценки конкретных материалов.2 Знание законодательства Российской Федерации, нормативных и правовых актов, регламентирующих порядок производства разных видов экспертиз (по запросу и профилю специалиста), - одна из важнейших компетенций, а умение работать с нормативными документами, на наш взгляд, - залог высокопрофессионального подхода к реализации экспертной процедуры. Вместе с тем, приходится с сожалением констатировать, что в современной образовательной практике освоение правовых основ является весьма редуцированным и фрагментарным. В частности, в соответствие с ФГОС, в учебные планы включаются краткосрочные курсы, предполагающие обзорное ознакомление с основами правоведения и профессиональной этики. Кроме того, содержание учебных дисциплин правового цикла совершенно не адаптировано к проблемам и запросам психологической экспертизы, востребованной в современной образовательной и социальной практике. Поэтому в рамках работы
2 Например:
1) Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей». Приложение 1: Временный порядок проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
2) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
3) Концепция информационной безопасности детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р).
проблемной группы периодически приходится восполнять этот пробел.
Примечательно, что возникновение противоречивых ситуаций (каковой, в частности, является недостаточная правовая подготовка студентов), решаемых в рамках работы проблемной группы, имеет довольно продуктивный эффект. Например, в процессе обсуждения экспертных заключений по определению уровня актуального развития детей, студенты обратили внимание на расхождение фактических данных, предоставленных им специалистами (педагогами, психологами) и полученных ими в процессе экспертной оценки. Причем, подобные случаи оказались достаточно многочисленными, что вызвало у студентов определенное недоумение. Однако, в практике экспертной деятельности психолога такие эксцессы - не редкость и рассматриваются как ее «подводные рифы». По мысли Л.Ф. Чупрова, часто «ситуация, обусловленная выбором «маститого» эксперта, может приводить к коллизии. Например, когда психолог, не имеющий «казенного авторитета», приходит к иным, порой, противоположным выводам» [27].
В результате анализа возникшей проблемы, совместно со студентами определено для освоения еще одно направление экспертной деятельности, получившее условное название «экспертиза экспертиз». По сути, это аналогия «ревизии экспертизы», явления, распространенного в судебно-психологической практике [27]. В контексте психолого-педагогической эмпирии предполагается экспертная оценка заключений (диагностических, экспертных, социально-психологических и пр. 3), характеристик (психолого-педагогических, социально-
3 Например, выданных заказчикам первого порядка по их запросу заключений и рекомендаций психолого-педагогическими комиссиями ОУ, ПМПК, центрами психолого-социальной помощи детям и семьям, психологами и другими профильными специалистами (педагогами, логопедами, дефектологами) образовательных учреждений и т.п.
психологических, педагогических и др.), справок по результатам мониторинга и т.п.
В целом об эффективности и востребованности деятельности проблемной группы свидетельствуют показатели профессионально-личностного роста её участников. В процессе наблюдения выявлено, что студенты, принимающие активное участие в освоении содержания, форм, средств, методов и направлений реализации психологической экспертизы демонстрируют (а) более высокий уровень аналитических способностей, профессиональной мотивации и ответственности, научного мышления, (б) ориентированность на конструктивную критику, приобретение навыков исследовательской деятельности, (в) склонность к самоорганизации и самоанализу учебно-профессиональной деятельности. Можно полагать, что включение студентов в освоение основ экспертной деятельности психолога выступает условием их активного самообразования и саморазвития, то есть того, что К.А. Абульханова-Славская называет «возрастанием и умножением возможностей личности» [1, с. 139].
Подводя краткий итог, отметим, что представленные в этом номере журнала материалы, это - по сути, экспертные заключения разной степени сложности, выполненные студентами по различным направлениям психологической экспертизы в образовательной практике, и оформленные в жанре научной статьи.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Андронникова О.О. Педагогика сотрудничества как условие подготовки компетентного специалиста //Сборник материалов международного форума специалистов помогающих профессий «Профессионализм специалиста
помогающих профессий: супервизия, личная терапия, теория и навыки» (23-28 апреля 2014 г.). Новосибирск: Манускрипт, 2014. С 151-155.
3. Ахметова Л.В., Чупров Л.Ф. Оценка информационно-профессиональных рисков в современном образовании (на примере необходимости психологической экспертизы образовательных электронных материалов) // Инновации в медицине, психологии и педагогике: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля - 7 мая 2016 г.) / под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. С. 269-273.
4. Баянова Л.Ф. Студент как субъект нормативного пространства профессиональной культуры // Субъектность личности в профессионально-образовательном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции (14 июня 2013 г. Казань) /Под ред. Ф.Г.Мухамедзяновой, Р.Р.Фахрутдинова Казань: ЧОУ ВПО Академия социального образования, 2013. С. 126-129.
5. Белобрыкина О.А. Психологическая служба в образовании. Братск: БрГУ, 2005. 383 с.
6. Белобрыкина О.А. Смысл и место педагогических инноваций в современном образовании //Инновации в науке: пути развития: материалы Всероссийской (с международным участием) заочной научно-практической конференции / гл. ред. А.Н.Ярутова. Чебоксары: АУ ЧР ДПО «Учебно-методический центр», 2011. С. 101-108.
7. Белобрыкина О.А. Обучение студентов элементарным основам профессиональной оценки диагностического инструментария // Современные проблемы психодиагностики : материалы межвуз. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. проф. И.А.Воронова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, 2012. С. 50-56.
8. Белобрыкина О.А., Клюев В.А., Белобрыкина Е.А. Технология «Антиплагиат» и проблема информационной корректности в образовательной и научной сфере // Вопросы теории и практики гуманитарных исследований: материалы II Международной заочной научно-практической конференции (05 ноября 2013 г.) /гл. ред. А.С.Баранов. Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. С.40-43.
9. Белобрыкина О.А. Проблемы профессионализма в современной Российской психодиагностике // Естествознание и гуманизм. 2014. Т. 8, № 1: Межвузовский сборник научных трудов с материалами 5-й Международной Междисциплинарной научно-практической конференции «Инновации и человек» (Турция - Анталия) / под ред. проф. М.Г.Чухровой и проф. Н.Н.Ильинских. Томск: ООО «Крокус», 2014. С.123-127.
10. Белобрыкина О.А., Клюев В.А., Белобрыкина Е.А. Программа «Антиплагиат» в условиях профессионального образования: проблемы формирования исследовательской культуры личности // Молодежь и наука: актуальные проблемы психологии: материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. Киров: ВятГГУ, 2014. С. 84-91.
11. Белобрыкина О.А. Профессиональное саморазвитие студента в условиях освоения позиции эксперта //Психология саморазвития человека: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием (3-5 июня 2014 г.) /ред. Н.А.Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. С.97-104.
12. Большунова Н.Я. Социокультурное самоопределение молодежи в условиях вызовов современного общества // Военный профессионализм: стратегии и перспективы развития в современном обществе в России: Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (26 сентября 2013
г.) Ч. 3. Новосибирск: СибРК ВВ МВД России, 2013. С. 273279.
13. Зинченко В.П. Очень субъективные заметки о психологической диагностике // Человек. 2001. № 1. С. 87-93.
14. Кошенова М.И. Особенности и закономерности личностного и профессионального становления студентов-психологов // Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М. Е. Бударина (30 ноября 2005 г.). Омск: ОмГПУ, 2005. С. 147-149.
15. Кошенова М.И. О практическом компоненте подготовки педагога-психолога //Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12-14 ноября 2007 г.) / ред. колл.: Т.Л.Чепель, Т.П. Абакирова, И.Н. Новичихина. В 2 ч.: Ч. 1. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. С. 377-379.
16. Кошенова М.И. Психологическое здоровье школьников в контексте инновационных процессов в образовании // Двигательная активность подрастающего поколения; адаптивная физическая культура (опыт, проблемы, перспективы): материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (1112 ноября 2009 г.). Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2009. С. 66-69.
17. Ожеховская Л.В., Белобрыкина О.А. Диагностический инструментарий в работе психолога: проблемы и парадоксы (на примере современной практики психологов г. Новосибирска) // Психодиагностика. 2006. № 4. С. 92-112.
18. Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации» (Проект) // Школьный психолог [официальный сайт]. Раздел: Документы. 2006. № 21. кйр8://р8у.18ер1ешЬег.гц/аШс1е.ркр?ГО=200602110;
https://psy.1september.m/artide.php?ID=200602111 (дата
обращения: 17.10.2016).
19. Руденская Ю.Е. Реципрокный детерминизм как методологический принцип профессионального образования //Интеграционные процессы в профессиональном образовании: проблемы, поиски решения: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2008. С.11-15.
20. Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. М.: Айрис-Пресс, 2004. 128 с.
21. Стандартные требования к психологическим тестам: Приложение 2Б // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2009. С. 410-450.
22. Стоюхина Н.Ю. Размышления психолога о преподавании // Психология в вузе. 2007. № 2. С. 111 -120.
23. Стоюхина Н.Ю. Подготовка учителей психологии: исторический и современный контекст // Высшее образование сегодня. 2007. №9. С. 53-55.
24. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. №3. С. 111-115;
25. Чупров Л.Ф. Психологическая диагностика в работе практического психолога // Вестник практической психологии образования. 2009. №4. С. 124-127.
26. Чупров Л.Ф. Уж тридцать лет на экспертной тропе // Психологическая газета: Сообщество: Истории успеха [официальный сайт]. URL: http://psy.su/feed/2278/ (дата обращения 17.01.2016).
27. Чупров Л.Ф. Работа психолога как судебно-психологического эксперта // NovaInfo.ru. 2011. №3-1. С. 163172. URL: http://novainfo.ru/article/225
28. Чупров Л.Ф. Ящик Пандоры, жаркие споры и, вроде, об этике // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. С. 440-446.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni. M.: Mysl', 1991. 299 s.
2. Andronnikova O.O. Pedagogika sotrudnichestva kak uslovie podgotovki kompetentnogo specialista //Sbornik materialov mezhdunarodnogo foruma specialistov pomogajushhih professij «Professionalizm specialista pomogajushhih professij: supervizija, lichnaja terapija, teorija i navyki» (23-28 aprelja 2014 g.). Novosibirsk: Manuskript, 2014. S 151-155.
3. Ahmetova L.V., Chuprov L.F. Ocenka informacionno-professional'nyh riskov v sovremennom obrazovanii (na primere neobhodimosti psihologicheskoj jekspertizy obrazovatel'nyh jelektronnyh materialov) // Innovacii v medicine, psihologii i pedagogike: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (V'etnam, Muj Nje, 27 aprelja - 7 maja 2016 g.) / pod nauch. red. M.G. Chuhrovoj, O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. S. 269-273.
4. Bajanova L.F. Student kak subekt normativnogo prostranstva professional'noj kul'tury // Subektnost' lichnosti v professional'no-obrazovatel'nom prostranstve: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (14 ijunja 2013 g. Kazan') /Pod red. F.G.Muhamedzjanovoj, R.R.Fahrutdinova Kazan': ChOU VPO Akademija social'nogo obrazovanija, 2013. S. 126-129.
5. Belobrykina O.A. Psihologicheskaja sluzhba v obrazovanii. Bratsk: BrGU, 2005. 383 s.
6. Belobrykina O.A. Smysl i mesto pedagogicheskih innovacij v sovremennom obrazovanii //Innovacii v nauke: puti razvitija: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / gl. red.
A.N.Jarutova. Cheboksary: AU ChR DPO «Uchebno-metodicheskij centr», 2011. S. 101-108.
7. Belobrykina O.A. Obuchenie studentov jelementarnym osnovam professional'noj ocenki diagnosticheskogo instrumentarija // Sovremennye problemy psihodiagnostiki : materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. / Pod obshh. red. prof. I.A.Voronova. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo instituta psihologii i akmeologii, 2012. S. 50-56.
8. Belobrykina O.A., Kljuev V.A., Belobrykina E.A. Tehnologija «Antiplagiat» i problema informacionnoj korrektnosti v obrazovatel'noj i nauchnoj sfere // Voprosy teorii i praktiki gumanitarnyh issledovanij: materialy II Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (05 nojabrja 2013 g.) /gl. red. A.S.Baranov. Cheboksary: CDIP «INet», 2013. S.40-43.
9. Belobrykina O.A. Problemy professionalizma v sovremennoj Rossijskoj psihodiagnostike // Estestvoznanie i gumanizm. 2014. T. 8, № 1: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov s materialami 5-j Mezhdunarodnoj Mezhdisciplinarnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Innovacii i chelovek» (Turcija - Antalija) / pod red. prof. M.G.Chuhrovoj i prof. N.N.Il'inskih. Tomsk: OOO «Krokus», 2014. S.123-127.
10. Belobrykina O.A., Kljuev V.A., Belobrykina E.A. Programma «Antiplagiat» v uslovijah professional'nogo obrazovanija: problemy formirovanija issledovatel'skoj kul'tury lichnosti // Molodezh' i nauka: aktual'nye problemy psihologii: materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov, molodyh uchenyh. Kirov: VjatGGU, 2014. S. 84-91.
11. Belobrykina O.A. Professional'noe samorazvitie studenta v uslovijah osvoenija pozicii jeksperta //Psihologija samorazvitija cheloveka: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (3-5 ijunja 2014 g.) /red. N.A.Nizovskih. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2014. S.97-104.
12. Bol'shunova N.Ja. Sociokul'turnoe samoopredelenie molodezhi v uslovijah vyzovov sovremennogo obshhestva //
Voennyj professionalizm: strategii i perspektivy razvitija v sovremennom obshhestve v Rossii: Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (26 sentjabrja 2013 g.) Ch. 3. Novosibirsk: SibRK VV MVD Rossii, 2013. S. 273-279.
13. Zinchenko V.P. Ochen' subektivnye zametki o psihologicheskoj diagnostike // Chelovek. 2001. № 1. S. 87-93.
14. Koshenova M.I. Osobennosti i zakonomernosti lichnostnogo i professional'nogo stanovlenija studentov-psihologov // Chelovek v kontekste jepohi: materialy regional'noj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 85-letiju M. E. Budarina (30 nojabrja 2005 g.). Omsk: OmGPU, 2005. S. 147-149.
15. Koshenova M.I. O prakticheskom komponente podgotovki pedagoga-psihologa //Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie innovacionnyh processov v obrazovanii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (12-14 nojabrja 2007 g.) / red. koll.: T.L.Chepel', T.P. Abakirova, I.N. Novichihina. V 2 ch.: Ch. 1. Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2007. S. 377-379.
16. Koshenova M.I. Psihologicheskoe zdorov'e shkol'nikov v kontekste innovacionnyh processov v obrazovanii // Dvigatel'naja aktivnost' podrastajushhego pokolenija; adaptivnaja fizicheskaja kul'tura (opyt, problemy, perspektivy): materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (11-12 nojabrja 2009 g.). Novosibirsk: Izd-vo NIPKiPRO, 2009. S. 66-69.
17. Ozhehovskaja L.V., Belobrykina O.A. Diagnosticheskij instrumentarij v rabote psihologa: problemy i paradoksy (na primere sovremennoj praktiki psihologov g. Novosibirska) // Psihodiagnostika. 2006. № 4. S. 92-112.
18. Polozhenie o Sluzhbe prakticheskoj psihologii v sisteme obrazovanija Rossijskoj Federacii» (Proekt) // Shkol'nyj psiholog [oficial'nyj sajt]. Razdel: Dokumenty. 2006. № 21. https://psy.1september.ru/article.php?ID=200602110;
https://psy.1september.ru/article.php?ID=200602111 (data
obrashhenija: 17.10.2016).
19. Rudenskaja Ju.E. Reciproknyj determinizm kak metodologicheskij princip professional'nogo obrazovanija //Integracionnye processy v professional'nom obrazovanii: problemy, poiski reshenija: Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Kemerovo: GOU «KRIRPO», 2008. S.11-15.
20. Semago M.M., Semago N.Ja., Ratinova N.A., Sitkovskaja O.D. Jekspertnaja dejatel'nost' psihologa obrazovatel'nogo uchrezhdenija. M.: Ajris-Press, 2004. 128 s.
21. Standartnye trebovanija k psihologicheskim testam: Prilozhenie 2B // Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. SPb.: Piter, 2009. S. 410-450.
22. Stojuhina N.Ju. Razmyshlenija psihologa o prepodavanii // Psihologija v vuze. 2007. № 2. S. 111-120.
23. Stojuhina N.Ju. Podgotovka uchitelej psihologii: istoricheskij i sovremennyj kontekst // Vysshee obrazovanie segodnja. 2007. № 9. S. 53-55.
24. Chuprov L.F. Psihologicheskaja diagnostika v rabote prakticheskogo psihologa // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. № 3. S. 111-115;
25. Chuprov L.F. Psihologicheskaja diagnostika v rabote prakticheskogo psihologa // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. 2009. № 4. S. 124-127.
26. Chuprov L.F. Uzh tridcat' let na jekspertnoj trope // Psihologicheskaja gazeta: Soobshhestvo: Istorii uspeha [oficial'nyj sajt]. URL: http://psy.su/feed/2278/ (data obrashhenija 17.01.2016).
27. Chuprov L.F. Rabota psihologa kak sudebno-psihologicheskogo jeksperta // NovaInfo.ru. 2011. № 3-1. S. 163172. URL: http://novainfo.ru/article/225
28. Chuprov L.F. Jashhik Pandory, zharkie spory i, vrode, ob jetike // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. № 3-4. S. 440-446.