Психологические науки
УДК 159.99
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ:
САМООБМАН ИЛИ РЕАЛИЯ? (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА «ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ») Е.А. Краюшкина, В.А. Клюев Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация. В статье рассматривается проблема методического обеспечения как одного из средств самообразования и формирования профессиональной компетентности психолога. На примере анализа методического пособия, посвященного программе психологического содействия успешной адаптации воспитанников детского дома средствами тренингов, игр и упражнений, показан низкий уровень отдельной книгоиздательской продукции, предлагаемой специалистам в реализации профессиональной деятельности.
Ключевые слова: тренинг, дезадаптация, воспитанники детских домов, адаптация, методическое пособие, упражнения.
SOCIAL ADAPTATION OF PUPILS OF ORPHANAGES: SELF-DECEPTION OR REALITY? (CASE OF ANALYSIS OF «PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE TO SOCIAL ADAPTATION») E.A. Krayushkina, V.A. Klyuev Novosibirsk State Pedagogical University
Abstract. In the article the problem of methodical providing as one of means of self-education and formation of professional competence of the psychologist is considered. On the example of the analysis of the methodical grant devoted to the program of psychological assistance of successful adaptation of pupils of orphanage by means of trainings, games and exercises the low level of the separate publishing production offered experts in realization of professional activity is shown.
Keywords: training, disadaptation, pupils of orphanages, adaptation, methodical grant, exercises.
В настоящее время все острее встает проблема социальной адаптации воспитанников детских домов. Это обусловлено тем, что существующая воспитательная система не способна в полной мере реализовать у воспитанников способность самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои действия и поступки, осуществлять свои цели, провоцируя, тем самым, социальное иждивенчество и девиантное поведение.
Очевидно, что решение этой проблемы актуализирует необходимость поиска новых средств, способов, методов и форм социально-психологического и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в особых социальных условиях - детских домах, интернатах и других учреждениях подобного типа. Соответственно, и востребованность опыта эффективного разрешения множества имеющихся противоречий, возникающих в области практики сопровождения детей особых категорий, в последние десятилетия чрезвычайно возросла [1; 4; 5; 16; 23].
Одним из средств позиционирования передового опыта и широкого ознакомления профессионального сообщества с инновационными психолого-педагогическими технологиями являются публикации методического характера. Благодаря методическим и учебно-методическим пособиям заинтересованные специалисты имеют возможность повысить уровень профессионального саморазвития,
обогатить свой опыт новыми знаниями, познакомиться с новаторскими методами и технологиями. Однако, далеко не каждое «творение» из многочисленной книгоиздательской продукции обладает положительным развивающим ресурсом,
Рисунок 1.Обложка методического пособия
повышающим профессионализм специалистов социальных сфер деятельности [18; 21].
В связи с этим, наше внимание было обращено на одно из методических пособий, которое пользуется большой популярностью у специалистов в связи с тем, что в нем предлагается решение проблемы социальной адаптации воспитанников сиротских учреждений посредством тренингов, игр и упражнений. Речь пойдет о работе «Тренинг
развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)», созданной коллективом авторов (М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова, Н.Г.Травникова, Е.Г.Трошихина), вышедшей под редакцией Е.Г.Трошихиной в издательстве «Речь» в 2001 году (в объёме 215 страниц и тиражом 5000 экземпляров). Следует отметить, что пособие неоднократно переиздавалось (в 2003, 2006 и 2007 годах) без дополнений и изменений, а в настоящее время текст расположен в открытом доступе сети Интернет и доступен для ознакомления всем желающим (http://www.klex.ru/h9d; http://www.twirpx.com/file/183903/; http://literu.ru и многие другие). Однако, сведений о рецензентах ни в одном из изданий не представлено. Данный факт дает основание полагать, что текст не подвергался профессиональной оценке, а, значит, к содержанию книги необходимо относиться предельно осторожно [8; 25].
Примечательно, что название книги, обозначенное на обложке («Тренинг развития жизненных целей» (рис.1)), не соответствует названию, представленному на титульно-информационном листе («Я сам строю свою жизнь»). Данное расхождение, вероятно, обусловлено тем, что пособие с этим названием и аналогичным содержанием (структурой пособия) было опубликовано авторским коллективом в 2000 году в Санкт-Петербурге
(http://unesco.edusite.ru/book/i_build_life_by_myself.pdf) для бесплатного распространения среди психологов сиротских учреждений.
В пособии представлена программа психологического содействия социальной адаптации подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, включающая методические приёмы, техники и коррекционные упражнения и т.п. Книга состоит из не разделенных на параграфы девяти глав, шесть из которых посвящены конкретным тематическим направлениям работы с подростками обозначенной категории - личностному, эмоциональному, коммуникативному,
социальному, семейному и интеграционному, а так же глав, рассматривающих вопросы организации занятий, динамики развития группы и специфики детей, воспитывающихся вне семьи.
В первую очередь следует обратить внимание на широкий диапазон адресной группы: книга рекомендована «психологам, психотерапевтам, социальным работникам, педагогам и всем, кто интересуется психологией» (с. 4). Как видим, в обозначенном перечне представлены специалисты кардинально разных профессий и содержательной подготовки, что, соответственно, требует различной лексики и терминологии в изложении материала. Формулировка «всем, кто интересуется психологией» так же вызывает сомнение, поскольку наличие лишь интереса к той или иной профессии не дает человеку права осуществлять действия, специфичные для специалиста в этой области [9].
В качестве рекламного анонса пособия на оборотной стороне обложки книги авторы обозначают цели и задачи тренинга, отмечая, что он «нацелен на то, чтобы помочь ребенку лучше познать себя и раскрыть свои способности. Задачи тренинга: раскрытие личностных особенностей ребенка, увеличение социальных контактов, моделирование ближайшего будущего». Однако, конкретизация значимой информации в содержании текста пособия полностью отсутствует. В частности, не обозначено раскрытию каких именно личностных особенностей ребенка способствует тренинг, на увеличение каких именно социальных контактов он направлен, а так же в чем заключается смысл моделирования ближайшего будущего и является ли это осуществимым в ситуации нестабильности общественного развития. В данном случае, представленные вниманию читателя общие фразы свидетельствуют о формализованном обозначении целей и задач тренинга. Примечательно и то, что на протяжении основного текста не встречается определения ключевой категории «социальная адаптация», хотя
значимость этого очевидна, так как позволяет не только понять, какое содержание вкладывают сами авторы в это понятие (предлагают ли свою формулировку или опираются на трактовку, заданную в конкретной психологической школе, концепции и т.п.), но и обозначить валидные критерии и вычленить адекватные параметры, на основе которых можно судить о результативности в достижении поставленной цели. Лишь в приложении 4 авторы довольно обтекаемо обозначают: «Социальную адаптацию мы рассматриваем в широком смысле и включаем в нее различные стороны жизни» (с. 215), что, на наш взгляд, не предоставляет возможности конкретизировать
параметрический уровень необходимой для анализа информации, в том числе и для определения динамики исследуемого явления.
Важно указать на актуальность данной книги, отмечаемую самими авторами - это представление программы, направленной на создание для подростка условий, «которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества, достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (с. 7). Вместе с тем, содержание пособия не доказывает этого. На это, в частности, указывает то, что перед каждым новым циклом упражнений обозначаются его цели, но, вместе с тем, ни в одном из шести блоков не упоминается о том, как они будут способствовать уверенности в себе, облегчать активное участие ребенка в жизни общества или достижение культурного и духовного развития личности.
Отдельно следует остановиться на анализе содержания. Во введение обозначено, что данная программа предназначена для подростков и способствует «развитию личности ребенка, лишенного попечения родителей, с целью подготовки детей к самостоятельной жизни» (с. 5). Однако,
по тексту не уточняются ни возрастные рамки подростничества, на которые ориентирована программа, ни что конкретно эти тренинги предполагают развить в личности ребенка. Не раскрывается и, соответственно, остается не понятным, как за счет тренингов и игр можно подготовить воспитанника детского дома к самостоятельной жизни. Кроме того, в информации об апробации отмечается, что «Программа проводилась в сиротских учреждениях нескольких типов с детьми разного возраста и различными интеллектуальными возможностями» (с. 6). Но, опять же, отсутствуют уточняющие сведения о типах сиротских учреждений и о том, какими именно интеллектуальными возможностями обладали дети, вовлеченные в процесс определения эффективности программы. Авторы указывают, что «в апробации программы приняло участие более 250 воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов Санкт-Петербурга в возрасте от 11 до 20 лет. Данный тренинг имеет многоадресную и многоцелевую направленность. Тренинг оказался эффективным в работе с проблемными подростками из неблагополучных семей, с «уличными детьми», правонарушителями, учащимися коррекционных школ, ПТУ и др.» (с. 6). Обосновывая результативность программы, авторы отмечают, что «у 42 % выпускников наблюдается высокий уровень социальной адаптации, а у 58 % - нормальный (средний) уровень. Проявлений дезадаптации среди участников программы нет» (с. 194). Как видим, предлагаемая программа позиционируется как универсальный метод, имеющий колоссальные успехи, в том числе и в устранении дезадаптационной симптоматики у детей с особыми интеллектуальными возможностями. Однако,
познакомившись с содержанием книги, изданной более пятнадцати лет назад, но не потерявшей востребованности у специалистов до настоящего времени, довольно проблематичным представляется тот факт, что при активном
применении специалистами данной программы, численность дезадаптантов растет год от года [1; 3; 10; 15; 17; 19], о чем, в частности, свидетельствует новостная статистика разного рода преступлений, совершаемых бывшими воспитанниками детских домов [12; 24].
В разделе «Общие положения» авторы отмечают, что программа базируется на положениях Конвенции о правах ребенка (с. 7). Однако, не смотря на всю значимость обозначенного документа, важно указать, что он не имеет самостоятельной юридической силы, которой характеризуются только законодательные акты (например, Конституция РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 № 124-ФЗ) и другие), а, значит, опора при построении содержания программы только на один нормативный документ, явно недостаточна в правовом обеспечении деятельности по достижению социальной адаптации подростков, воспитывающихся вне семьи.
Основной научной парадигмой предлагаемой программы авторы задают идеи гуманистической психологии, согласно которой «ребенок - субъект, автор, активно работающий над развитием самого себя, своей личности и сам несущий ответственность за это самостановление» (с. 8). Реализация отдельных составляющих программы осуществляется на основе позитивного подхода, предложенного Н.Пезешкианом. Значимое место в содержании программы отводится использованию подходов гештальт-терапии, арт-терапии и психосинтеза, что, несомненно, вызовет интерес у специалистов социального профиля, работающих с особой категорией детей - подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Вместе с тем, обращает на себя внимание предлагаемый авторами коллаж психотехник, ряд из которых, как свидетельствует содержательный анализ текста, не отвечает идее преемственности, вне которой достижение
сквозного эффекта программы не представляется возможным [16; 23; 27].
В главе «Организация занятий» подробно раскрыты основные условия, необходимые при организации проведения тренинговых мероприятий (например, размер группы, место проведения, длительность и структура занятий, реализация позиции «психолог - ребенок» и т.п.), что, в свою очередь, позволит специалистам более продуктивно осуществлять взаимодействие с подростками - участниками программы и, несомненно, может рассматриваться как одно из достоинств пособия.
Отдельный интерес вызывает глава под названием «Стадии развития группы», в которой читателям сообщается, что, в первую очередь, при знакомстве с группой, необходимо выработать правила, однако не обосновывается, зачем это нужно и какое влияние наличие/отсутствие правил окажет на продуктивность работы и подростков, и тренера. В этой же главе предлагается ряд игровых упражнений, основанных на социометрическом подходе, направленных на выявление структуры группы, ознакомление с которыми дает основание признать ряд из них содержательно не корректными. Например, одно из упражнений называется «Конфета и окурок» и проводится следующим образом: «Участники садятся в круг на полу. Перед каждым участником на небольшом листе бумаги лежат конфета и окурок. «Посмотрите внимательно, кто где находится. Сейчас по моему сигналу вы возьмете свою конфету и окурок и положите их тем, кому захотите. Так как это вы будете делать все одновременно, то сейчас молча посмотрите и подумайте, кому что вы положите. После того как вы сядете на свое место, вы увидите, что оказалось у каждого из вас на листах бумаги»» (с. 25). С психолого-педагогических позиций данное упражнение неприемлемо для детей подросткового возраста, так как несет в себе очень жесткий, по сути, невербально-агрессивный посыл. Использование окурка в
игровом взаимодействии с детьми из потенциальной группы риска скорее спровоцирует возникновение девиантных форм поведения, чем будет способствовать выявлению и нормализации взаимоотношений в группе. Получить окурок от кого-либо для подростка будет очень унизительным и оскорбительным. Еще одно упражнение «Два барана», которое можно привести в качестве иллюстративного примера, направлено, как отмечают авторы, на преодоление агрессии между двумя детьми, проявляющими на протяжении тренинга открытую неприязнь по отношению друг к другу. Содержание упражнения представлено следующим образом: «На четвереньках два человека пытаются, упираясь плечом в плечо, сдвинуть соперника из центра круга. Остальные -болельщики» (с. 27). Поскольку у двух подростков имеется ярко выраженная враждебность друг к другу, то данное упражнение, на наш взгляд, может привести к ужесточению агрессивных форм, вплоть до применения физического насилия. Совершенно не понятно, как соревнование между двумя агрессивно настроенными детьми может способствовать их сплочению. Возникает закономерный вопрос и об адекватности введения в упражнение «болельщиков», способных усугубить и без того опасные «бои без правил». Учитывая повышенную возбудимость свойственную подросткам, спровоцировать у них негативное поведение могут и ряд других, предлагаемых в программе упражнений (например, «Волки и овцы», «Толкалки»).
Довольно информативно содержание тематических глав. Так, «целью эмоционального блока является расширение знания воспитанников о чувствах и эмоциях, развитие способности безоценочного их принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, повышение эмоциональной зрелости воспитанников в целом» (с. 82). Примечательно, что обозначенная цель довольно противоречива: с одной стороны, предполагается развитие
способности безоценочного принятия своих эмоций, тогда как с другой, формируется умение на них реагировать и управлять ими, что в принципе невозможно без актуализации самооценочной функции [20; 29; 30]. Кроме того, по тексту авторы не обозначают, что ими понимается под «повышением эмоциональной зрелости воспитанников в целом», не указывают параметров и показателей, по которым это можно выявить. Заметим так же, что в психологии категория «эмоционально зрелая личность» употребляется по отношению к характеристике психики взрослого человека [22; 26].
В рамках коммуникативного блока цель обозначена как «формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию» (с. 96). Задачи данного блока -способствовать успешному взаимодействию воспитанников в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе. Следует заметить, что, во-первых, если навыки общения не были сформированы до подросткового возраста, то в этот период они не формируются, а коррегируются; во-вторых, «компромиссное решение» - это соглашение на основе взаимных уступок, которое не допускает «отстаивания своей позиции»; в-третьих, «различные социальные ситуации», по определению, намного шире, чем возможность их моделирования в рамках тренинговой работы, а так же те, которыми располагают дети в условиях детского дома. И, наконец, в-четвертых, цели коммуникативного блока слабо соотносятся с целями эмоционального блока, а именно с «безоценочным принятием своих эмоций».
Мы полагаем, что включать семейный блок в работу с сиротами и детьми, от которых отказались родители, надо чрезвычайно осторожно, максимально бережно относясь к
чувствам, переживаемым подростками. Авторы сообщают, что «цели семейного блока - осознание и принятие своего семейного опыта, поло-ролевая идентификация» (с. 146). Вместе с тем, не даётся никаких пояснений о значении и смысле поло-ролевой идентификации, в том числе и в контексте семейных (вероятно, будущих) отношений. Остается не понятным и то, как за счет групповых тренингов подросток (с его высокой эмоциональной чувствительностью [2; 5; 11; 29]) в детском доме может принять свой семейный опыт или, по-другому, смириться со своей «родительской безсемейностью».
В данном блоке представлено упражнение «Счастливое событие»: «Детям предлагается вспомнить какое-нибудь радостное событие, когда их окружали близкие им люди. Возможно, это родители, другие родственники, может быть, друзья или знакомые, воспитатели или что-то, что произошло на группе. Важно, чтобы каждый нашел что-то, что действительно ценит и может вспоминать с удовольствием» (с. 147). Заметим, что сама идея игры с точки зрения актуализации положительных воспоминаний не вызывает сомнений, однако, по отношению к подросткам с чувствительной психической организацией, да еще и воспитывающимся вне родительской семьи, применение подобных упражнений мы считаем психологически некорректным, прежде всего, потому, что у отдельных подростков мнемотизация подобного опыта затруднена в силу отсутствия «радостных воспоминаний» в том содержании, которого от него ожидают специалисты, организующие тренинговое взаимодействие. Соответственно, такие игры и упражнения могут лишь спровоцировать у детей ряд неблагоприятных последствий - агрессивные вспышки, побеги и пр., тем более, что авторы не разъясняют, во-первых, как необходимо действовать в таких ситуациях и какие меры требуется предпринять, чтобы не усугубить у ребенка эмоциональную травму; во-вторых, как именно это
упражнение способствует принятию семейного опыта (особенно, если он был негативным).
Обращает на себя внимание упражнение «Коллаж «Что такое мальчик? Что такое девочка»» (с. 152), прежде всего, объектным отношением (вопрос «что?» указывает на неодушевленные имена существительные) к представителям разного пола, а так же центрацией содержания преимущественно на их физиологических различиях. Далее предлагается игра под названием «Доска объявлений», ориентированная на «выбор партнёра, качества будущего избранника» (с. 157): «Для этого упражнения подбираются рекламные издания, в которых есть брачные объявления. Эти объявления рассматриваются вместе с группой, обсуждаются качества, которые упоминаются в объявлениях. Какие объявления понравились? «Состоятельный, но интеллигентный мужчина...», «Познакомятся с двумя симпатичными ласточками два симпатичных... ласта», «Прикольные девчонки познакомятся с прикольными мальчишками, чтобы прикольно приколоться». Какие свои качества для вас являются важными? Какие внешние данные? Какие свои качества упомянули бы в объявлении как ценные? Можно попрактиковаться в составлении объявлений, описании своих качеств и качеств, желаемых у партнера» (с. 158). На наш взгляд, содержание данного упражнения способно в большей мере сформировать у подростков неадекватное представление о поиске и способах выбора партнёра, так как задает искаженное понятие о характеристиках, которыми должен обладать человек для построения с ним гармоничных семейных взаимоотношений
[7; 20].
«Интеграционный блок имеет своей целью обращение к прошлому и моделям будущего, к целям и стремлениям участников, интеграцию опыта, завершение работы группы» (с. 169). Первое, на что следует обратить пристальное внимание - все ли подростки готовы и способны открыть
взрослым свои цели и стремления? Даже многим взрослым людям это дается с трудом, не говоря уже о психологическом состоянии, в котором прибывает подросток, тем более находящийся на воспитании в детском доме. Кроме того, не вполне понятно, интеграцию какого именно опыта (семейного? тренингового? и т.п.) стремятся завершить разработчики программы.
Часть упражнений абсолютно не этична, например, упражнение «Говорим гадости», направленное якобы на формирование честности, вежливости и учтивости. Предполагается, что «группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой команды отвечают на них комплиментами. Главное правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с «Вы», добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо и с улыбкой. Мат не употреблять. Например, «Вы дрянь, сэр (мисс)». Участник другой команды, стоящий напротив сказавшего гадость, должен ответить ему комплиментом, в соответствии с этими же правилами. Например: «Вы очаровательны, мисс». При несоблюдении правил команде присуждается штрафное очко» (стр. 61). Судя по содержанию, упражнение в большей мере ориентировано либо на накопление агрессии, либо на формирование виктимных форм поведения [1; 3; 13; 17] у участников одной команды (когда на оскорбления приходится отвечать вежливостью) и совершенствование умения оскорблять - у другой. Данное упражнение, на наш взгляд, в большей мере активизирует негативные эмоции, чем формирует культуру общения. Допустимость в обращении одного ребенка в адрес другого оскорбительных выражений, типа «вы дрянь, мисс» - есть ничто иное, как преступление против личности, так как, согласно ст. 21 п. 1 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления» [14].
В последней главе - «Особые дети» - авторы повествуют о особенностях и трудностях детей, чье воспитание осуществляется вне семьи. Как справедливо отмечается, этой категории детей свойственна опора на внешние рамки, а не на внутренние регуляторы. Представленная в довольно развернутой форме социально-психологическая характеристика подростков, является важной информацией, особенно полезной для начинающих специалистов, что так же можно отнести к достоинствам пособия. Однако, на наш взгляд, целесообразнее и логичнее было бы расположить эти сведения в начале книги.
В разделе «Заключение», обозначено что «вся программа посвящена одной, в общем-то, простой идее -быть собой и самому строить свою жизнь» (с. 194). Здесь авторы также используют общие фразы, не поясняя, что значит быть «самим собой», как это - «строить свою жизнь», а, главное, как на упражнениях типа «Конфета и окурок», «Говорим гадости» и т.д., которые авторы позиционируют, как это не парадоксально, с гуманистических позиций [6], подростку можно этому всему научиться?.
Издание дополнено приложением, в которое включены:
1) «сокращенный вариант Висбаденского опросника к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» (содержит текст опросника, обработку результатов, бланк ответов и пример его заполнения, интерпретацию данных, однако, отсутствует информация о валидности «сокращенного варианта» на русскоязычной выборке, о наличии/отсутствии возрастных норм);
2) задания и бланки для игры «Потерпевшие кораблекрушение» (дана подробная инструкция, бланк ответов, пример их заполнения);
3) анкета для участников группы (имеется инструкция, бланк, однако, отсутствуют интерпретация и пояснение к заполнению ответного листа, к обработке результатов, что не
позволяет эффективно применять анкету без обращения к дополнительной литературе);
4) анкета социальной адаптации выпускников детских домов (отсутствует инструкция, представлен перечень показателей и краткая интерпретация данных).
Вместе с тем, общее впечатление о работе достаточно противоречивое. Так, с одной стороны, в пособии представлено большое количество упражнений, что позволяет специалисту осуществить выбор наиболее оптимальных из них для реализации поставленных задач и расширить персональный методический опыт. Тогда как с другой, методическая часть существует как бы сама по себе, без учета общей цели программы и частных целей, обозначенных в тематических блоках. В отдельных случаях возникает ощущение, что про детей-сирот писали одни авторы, а конкретные упражнения описывали совсем другие (например, «Семейный блок»), причем без учета специфики категории детей, на которых ориентирована программа. Складывается мнение, что все то множество авторов, которые создавали рассматриваемое пособие, центрировались каждый на своей конкретной задаче, а не на целостности идеи программы, поэтому текст воспринимается как эклектичный, что можно отнести не столько к достоинствам, сколько к недостаткам подобного рода работ, создаваемых большим авторским коллективом.
Подводя итог, отметим, что книга «Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)» может быть с большой осторожностью рекомендована к использованию в психолого-педагогической и социальной практике. Это обусловлено тем, что значительная часть содержания предлагаемой программы, во-первых, опасна для психологического состояния детей, во-вторых, способна оказать негативное влияние на формирование профессиональной и этико-правовоой компетентности не
только специалистов, уже работающих с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома, но и тех, кто, находясь на пути профессионального становления, обращается к подобному методическому опыту без его должного критического осмысления [6; 28].
Список литературы
1. Андроникова О.О. Психолого-педагогические условия формирования опасных и безопасных форм поведения ребенка // Социокультурные проблемы современного человека: материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010 г. г.Новосибирск) /под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. В 2-х ч. Ч. II. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 248-254.
2. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа // Философские основания понимания личности. М.: ИЦ «Академия», 2001. С. 480-545.
3. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 47-58.
4. Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму // Филология и культура. 2014. №1 (35). С. 312-321.
5. Белобрыкина О.А. Феноменология депривационного развития личности в детском возрасте // Философия образования XXI века. 2002. № 4. С. 162-168.
6. Белобрыкина О.А. Профессия психолога в свете проблемы гуманизации образования // Развитие человека в современном мире / под ред. О.А.Белобрыкиной, О.А.Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2006. С. 195-201.
7. Белобрыкина О.А., Москвина Н.А. Взаимосвязь самооценки и идеального образа любимого человека в ранней юности // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7. Ч. 1. (19). С. 278-281.
8. Белобрыкина О.А. Профессиональное саморазвитие студента в условиях освоения позиции эксперта // Психология саморазвития человека: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием (3-5 июня 2014 г.) / ред. Н.А.Низовских. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2014. С. 97-104.
9. Белобрыкина О.А. Психолог: проблемы профессионального становления в современных условиях // Актуальные проблемы развития человека в современном образовательном пространстве: Материалы XXVII региональной научно-практической конференции с международным участием 22-23 апреля 2015 года / отв. ред. Е.В. Бурмистрова, А.Ю. Асриев. Омск: Издатель-Полиграфист, 2015. Часть 1. С. 137-144.
10. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / отв. ред. Р.Е.Барабанов. М.: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. С. 21-31.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
12. Интервью генерал-майора юстиции, руководителя СУ СКР по Иркутской области Андрея Бунёва агентству «Тайшет24» // Следственный комитет Российской федерации [официальный сайт]. URL: http://irk.sledcom.ru/folder/878917/item/1049318/ (Дата обращения 24.11.2016).
13. Клюев В.А. Возрастные дескрипторы актуализации виктимности в подростничестве и их диагностическая информативность // Роль и место психологии в формировании личности в условиях меняющегося мира: материалы межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (26 мая 2015). Новосибирск: НОУ ВПО НГИ, 2015. С. 24-29.
14. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=2875#0 (Дата обращения 18.10.2016).
15. Кормщиков Д.А., Хусяинов Т.М. Социально-культурные установки в неформальной молодёжной среде // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. 2014. Т.1. С. 71-76.
16. Кошенова М.И. О проблеме профилактики социально-психологической дезадаптации современных старшеклассников // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: сборник научных статей / под ред. Л.Н. Антилоговой, М.А. Ларионовой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. Вып. 3. С. 148-154.
17. Кошенова М.И. «Проблемные зоны» сохранения психологического и социального здоровья школьников в период подростничества //Инновации в медицине, психологии и педагогике: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Вьетнам, Муй Нэ, 27 апреля - 7 мая 2016 г.) / под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. С. 229-234
18. Лакеева М.Ю., Белобрыкина О.А. Роль методического обеспечения в формировании
профессиональной компетентности психолога // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2014. № 2. С.65-73.
19. Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями // Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015. В 8 т. Т.4: Психология: сборник научни статии /под ред. А.В. Берлов, Л.Ф. Чупров. Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2015. С.185-193.
20. Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Социальные эмоции: исторический экскурс в проблему исследования и ее значение в социально-психологической работе с подрастающим поколением // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. С. 771-777.
21. Лукьянова Е.Е., Васяткина Е.В., Белобрыкина О.А. Психотерапия зависимостей: к проблеме методического обеспечения психологической практики в современных социокультурных условиях // Развитие человека в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Новосибирск, 15-17апреля 2014 г.) / под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. В 2-х ч.: Ч. 2. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. С .95-102.
22. Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография / науч. ред.Л.А. Регуш. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. 292 с.
23. Психологическая экспертиза: современность и тенденции развития / под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, В.Л. Дресвянникова. Новосибирск: Изд-во ООО «Немо Пресс», 2016. 180 с.
24. Следственный комитет Российской федерации [официальный сайт]. - URL: http://sledcom.ru/news/item/573924; http://sledcom.ru/news/item/582383;
http://sledcom.ru/news/item/592482;
http://sledcom.ru/news/item/566295 (Дата обращения 24.12.2016).
25. Смирнова Е.В. Рецензирование и оценка рукописи вузовской книги: В помощь рецензенту и организатору рецензирования. М.: НИЯУ МИФИ, 2009. 7 с.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2014. 607 с.
27. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-1. С. 98-103.
28. Чупров, Л.Ф., Щукин, А.С. Принцип «Primum non nocere» в психологическом и санитарном просвещении и Интернет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. № 1-2. С. 162-169.
29. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. 416 с.
30. Belobrykina О.А., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K. Yanakieva. Yelm: Science Book Publishing House, 2015. pр. 9099.
References
1. Andronikova O.O. Psihologo-pedagogicheskie uslovija formirovanija opasnyh i bezopasnyh form povedenija rebenka // Sociokul'turnye problemy sovremennogo cheloveka: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-24 aprelja 2010 g. g.Novosibirsk) /pod red. N.Ja. Bol'shunovoj, O.A.
Shamshikovoj. V 2-h ch. Ch. II. Novosibirsk: NGPU, 2011. S. 248-254.
2. Arsen'ev A.S. Podrostok glazami filosofa // Filosofskie osnovanija ponimanija lichnosti. M.: IC «Akademija», 2001. S. 480-545.
3. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifika motivacii obshhenija podrostkov s otklonjajushhimsja povedeniem // Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija. 2014. № 2. S. 47-58.
4. Belobrykina M.A., Belobrykina O.A. Psihologicheskie osobennosti podrostkov s kompensatornym tipom adaptacii k sociumu // Filologija i kul'tura. 2014. №1 (35). S. 312-321.
5. Belobrykina O.A. Fenomenologija deprivacionnogo razvitija lichnosti v detskom vozraste // Filosofija obrazovanija HHI veka. 2002. № 4. S. 162-168.
6. Belobrykina O.A. Professija psihologa v svete problemy gumanizacii obrazovanija // Razvitie cheloveka v sovremennom mire / pod red. O.A.Belobrykinoj, O.A.Shamshikovoj. Novosibirsk: NGPU, 2006. S. 195-201.
7. Belobrykina O.A., Moskvina N.A. Vzaimosvjaz' samoocenki i ideal'nogo obraza ljubimogo cheloveka v rannej junosti // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2009. № 7. Ch. 1. (19). S. 278-281.
8. Belobrykina O.A. Professional'noe samorazvitie studenta v uslovijah osvoenija pozicii jeksperta // Psihologija samorazvitija cheloveka: materialy IV Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (3-5 ijunja 2014 g.) /red. N.A.Nizovskih. Kirov: Izd-vo VjatGGU, 2014. S. 97-104.
9. Belobrykina O.A. Psiholog: problemy professional'nogo stanovlenija v sovremennyh uslovijah // Aktual'nye problemy razvitija cheloveka v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve: Materialy XXVII regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem 22-23 aprelja 2015 goda / otv. red. E.V. Burmistrova, A.Ju. Asriev. Omsk: Izdatel'-Poligrafist, 2015. Chast' 1. S. 137-144.
10. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Osobennosti sub#ektivnogo perezhivanija odinochestva u podrostkov s povedencheskimi narushenijami // Sovremennye problemy psihologii i obrazovanija v kontekste raboty s razlichnymi kategorijami detej i molodezhi: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. R.E.Barabanov. M.: Moskovskij finansovo-juridicheskij universitet (MFJuA), 2016. S. 21-31.
11. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste. SPb: Piter, 2008. 400 s.
12. Interv'ju general-majora justicii, rukovoditelja SU SKR po Irkutskoj oblasti Andreja Bunjova agentstvu «Tajshet24» // Sledstvennyj komitet Rossijskoj federacii [oficial'nyj sajt]. URL: http://irk.sledcom.ru/folder/878917/item/1049318/ (Data obrashhenij a 24.11.2016).
13. Kljuev V. A. Vozrastnye deskriptory aktualizacii viktimnosti v podrostnichestve i ih diagnosticheskaja informativnost' // Rol' i mesto psihologii v formirovanii lichnosti v uslovijah menjajushhegosja mira: materialy mezhvuzovskoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh (26 maja 2015). Novosibirsk: NOU VPO NGI, 2015. S. 24-29.
14. Konstitucija Rossijskoj Federacii (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Spravochno-pravovaja sistema «Konsul'tantPljus». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW ;n=2875#0 (Data obrashhenija 18.10.2016).
15. Kormshhikov D.A., Husjainov T.M. Social'no-kul'turnye ustanovki v neformal'noj molodjozhnoj srede // Sovremennoe obshhestvo: voprosy teorii, metodologii, metody social'nyh issledovanij. 2014. T.1. S. 71-76.
16. Koshenova M.I. O probleme profilaktiki social'no-psihologicheskoj dezadaptacii sovremennyh starsheklassnikov // Psihologo-pedagogicheskie problemy v celostnom obrazovatel'nom processe: sbornik nauchnyh statej /pod red. L.N.
Antilogovoj, M.A. Larionovoj. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2011. Vyp. 3. S. 148-154.
17. Koshenova M.I. «Problemnye zony» sohranenija psihologicheskogo i social'nogo zdorov'ja shkol'nikov v period podrostnichestva //Innovacii v medicine, psihologii i pedagogike: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (V'etnam, Muj Nje, 27 aprelja - 7 maja 2016 g.) / pod nauch. red. M.G. Chuhrovoj, O.A. Belobrykinoj. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. S. 229-234
18. Lakeeva M.Ju., Belobrykina O.A. Rol' metodicheskogo obespechenija v formirovanii professional'noj kompetentnosti psihologa // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2014. № 2. S.65-73.
19. Limonchenko R.A., Belobrykina O.A. Osobennosti projavlenija social'nyh jemocij u podrostkov s povedencheskimi narushenijami // Mezhdunarodna nauchna shkola «Paradigma». Ljato-2015. V 8 t. T.4: Psihologija: sbornik nauchni statii /pod red. A.V. Berlov, L.F. Chuprov. Varna: CNII «Paradigma», 2015. S.185-193.
20. Limonchenko R.A., Belobrykina O.A. Social'nye jemocii: istoricheskij jekskurs v problemu issledovanija i ee znachenie v social'no-psihologicheskoj rabote s podrastajushhim pokoleniem // Pomogajushhie professii: nauchnoe obosnovanie i innovacionnye tehnologii /pod obshhej redakciej prof. Z.H. Saralievoj N.Novgorod: Izd-vo NISOC, 2016. S. 771-777.
21. Luk'janova E.E., Vasjatkina E.V., Belobrykina O.A. Psihoterapija zavisimostej: k probleme metodicheskogo obespechenija psihologicheskoj praktiki v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah // Razvitie cheloveka v sovremennom mire: Materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Novosibirsk, 15-17aprelja 2014 g.) / pod red. N.Ja. Bol'shunovoj, O.A. Shamshikovoj. V 2-h ch.: Ch. 2. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2014. S .95-102.
22. Psihicheskoe razvitie cheloveka i social'nye vlijanija: Kollektivnaja monografija / nauch. red.L.A. Regush. - SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2010. 292 s.
23. Psihologicheskaja jekspertiza: sovremennost' i tendencii razvitija / pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj, V.L. Dresvjannikova. Novosibirsk: Izd-vo OOO «Nemo Press», 2016. 180 s.
24. Sledstvennyj komitet Rossijskoj federacii [oficial'nyj sajt]. - URL: http://sledcom.ru/news/item/573924; http://sledcom.ru/news/item/582383; http://sledcom.ru/news/item/592482;
http://sledcom.ru/news/item/566295 (Data obrashhenija 24.12.2016).
25. Smirnova E.V. Recenzirovanie i ocenka rukopisi vuzovskoj knigi: V pomoshh' recenzentu i organizatoru recenzirovanija. M.: NIJaU MIFI, 2009. 7 s.
26. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. - SPb.: Piter, 2014.
607 s.
27. Chuprov L.F. Psihologicheskoe prosveshhenie, ili kogda psiholog «govorit prozoj» // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. № 1-1. S. 98-103.
28. Chuprov, L.F., Shhukin, A.S. Princip «Primum non nocere» v psihologicheskom i sanitarnom prosveshhenii i Internet // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2013. № 1-2. S. 162-169.
29. Jel'konin D.B. Psihicheskoe razvitie v detskih vozrastah. M.: Institut prakticheskoj psihologii»; Voronezh: NPO MODJeK, 1995. 416 s.
30. Belobrykina O.A., Vorobyova P.S. Psychological descriptors of emotional competence of modern preschool children // Pedagogics. Psychology: Selected Papers of the International Scientific School «Paradigma» (Summer-2015, Varna, Bulgaria) / Compiling coeditors Dr Dr.Sc., Prof. A.V.Berlov, Dr.h.c.mult., Ph.D. L.F. Chuprov, Dr.Sc., Prof. E.K.
Yanakieva. Yelm: Science Book Publishing House, 2015. pr. 9099.