Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КИБЕРСПОРТА В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ВОЗМОЖНОСТИ КИБЕРСПОРТА В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Киберспорт / учебная программа / высшее образование / учебные заведения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурмухаммедов М., Оразмаммедова С., Чарыев С., Гылыджова Ч.

Киберспорт породил индустрию растущего экономического и культурного значения. В последние годы высшие учебные заведения отреагировали на его популярность, создав учебные программы, направленные на удовлетворение потребностей новаторов, работающих в этой области. Однако пока нет единого мнения о том, что должна включать в себя учебная программа по киберспорту. Несмотря на то, что это технологический сектор с этическими и профессиональными аспектами, которые пересекаются с компьютерными технологиями, текущие учебные программы в некоторых высших учебных заведениях не упоминают киберспорт. Однако разработка учебной программы, которая могла бы успешно помочь выпускникам сделать карьеру в секторе киберспорта, представляет собой сложную задачу. Это связано с тем, что киберспорт остается развивающейся областью, формируемой многочисленными дисциплинами, предлагающими множество различных карьерных траекторий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КИБЕРСПОРТА В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

самостоятельную деятельность, но и придумывали собственные ситуации, опираясь на полученный социальный опыт и знания.

Успех работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге мог быть достигнут через внедрение в работу игровых проблемных ситуации. Список использованной литературы:

1. Клочанова Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы [текст] \Н.И.Клочанов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения \ Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко. - М. Просвещение 2005

© Мурашова Л.В., 2024

УДК 378.4

Нурмухаммедов М.

Студент кафедры кибербезопасности Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Ашхабад, Туркменистан Оразмаммедова С.

Преподаватель кафедры кибербезопасности Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Ашхабад, Туркменистан Чарыев С.

Студент кафедры кибербезопасности Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Ашхабад, Туркменистан Гылыджова Ч.

Студент кафедры кибербезопасности Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана

Ашхабад, Туркменистан

ВОЗМОЖНОСТИ КИБЕРСПОРТА В УЧЕБНЫХ ПРОГРАММАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

Киберспорт породил индустрию растущего экономического и культурного значения. В последние годы высшие учебные заведения отреагировали на его популярность, создав учебные программы, направленные на удовлетворение потребностей новаторов, работающих в этой области. Однако пока нет единого мнения о том, что должна включать в себя учебная программа по киберспорту. Несмотря на то, что это технологический сектор с этическими и профессиональными аспектами, которые пересекаются с компьютерными технологиями, текущие учебные программы в некоторых высших учебных заведениях не упоминают киберспорт. Однако разработка учебной программы, которая могла бы успешно помочь выпускникам сделать карьеру в секторе киберспорта, представляет собой сложную задачу. Это связано с тем, что киберспорт остается развивающейся областью, формируемой многочисленными дисциплинами, предлагающими множество различных карьерных траекторий.

Ключевые слова

Киберспорт, учебная программа, высшее образование, учебные заведения.

Киберспорт, выросший за последние пятьдесят лет из конкурентной аркадной культуры (1, с. 31-33), получил признание с конца 1990-х годов (2, с. 437-438). В последнее время значение этого движения значительно возросло в двух ключевых аспектах: культуре и экономике. Также в последние годы многие высшие учебные заведения рассмотрели возможность включения киберспорта в свои образовательные программы. В конце концов, сектор киберспорта становится все более важным как с культурной, так и с экономической точки зрения, предлагая множество возможностей тем, кто обладает соответствующими знаниями, взглядами и навыками. Целью данной статьи является анализ возможности внедрения киберспорта в программу высших учебных заведений. Более того, инновации в этой сфере продолжаются, создавая новые и непредвиденные возможности, одновременно стимулируя эволюцию существующих ролей. Еще не сложилась практика того, как преподаватели и разработчики учебных программ должны включать изучение киберспорта в программы высшего образования, а также не существует надежной системы, основанной на навыках, для поддержки эффективной разработки учебных программ по киберспорту.

Однако были реализованы несколько новаторских инициатив по развитию изучения киберспорта в сфере высшего образования. В работе Дженни, Гаврисяк и Бесомбес (3, с. 15-20) выделяют множество подобных инициатив, охватывающих Северную Америку, Европу и Азию. Однако большинство этих курсов сосредоточено на киберспортивном бизнесе (например, менеджменте, маркетинге, планировании мероприятий, экономике, бизнес-администрировании), и лишь меньшинство - на таких областях, как медиапроизводство, радиовещание, коучинг или компьютерные технологии. Кроме того, существуют опасения, что традиционная организация кафедр во многих высших учебных заведениях не соответствуют обучению киберспорту (4. с. 186-189). Это связано с тем, что киберспорт пересекает дисциплинарные границы (например, информатика и досуг), что ставит под сомнение традиционные пути получения образования. Чтобы планы учебной программы по киберспорту были успешными, инструкторы и разработчики должны соответствующим образом контекстуализировать киберспорт как разнообразную и растущую экосистему карьерных возможностей, включая тот факт, что профессиональные игры составляют лишь небольшую часть этой экосистемы.

Киберспорт появляется во многих высших учебных заведениях по всему миру (5, с. 1-2), часто по-разному и в разных контекстах (3, с. 37-40). Киберспорт это сфера, которая все еще растет и меняется, и эти факторы необходимо учитывать при разработке учебной программы. Обучение и образование будут охватывать многие области, включая: разработку игр, компьютерные и технологические предметы, управление живыми событиями, психологические исследования, спортивная наука, маркетинг, связи с общественностью, видео (прямая трансляция) производство, управление сообществом. Это пересечение дисциплинарных границ раскрывает целостную связь между киберспортом и образованием, которая требует более глубокого рассмотрения. Каждая программа будет иметь свои нюансы и отличаться в зависимости от ряда факторов, таких как факультет, миссия и видение учреждения, а также другие предлагаемые академические программы.

Масштаб киберспортивной культуры и размер поддерживающей ее индустрии заставляют преподавателей задуматься о знаниях, навыках, которые будут иметь отношение к киберспорту (6, с. 510). Однако люди, занимающиеся киберспортом, проявляют интерес к возможностям карьерного роста, которые он открывает. Но среди преподавателей высших учебных заведений нет широкого понимания перспектив карьерного роста. Таким образом, киберспортивное образование - это спорная область, к которой следует подходить с усердием и должной осторожностью. Данное направление требует глубокого анализа существующих учебных программ по киберспорту и проблем, связанных с его

междисциплинарной сложностью. Тем самым, прокладывая путь к созданию основы для поддержки разработки и внедрения учебных программ по киберспорту в высших учебных заведениях. Список использованной литературы:

1. Billings A.C., Hou J, The Origins of Esport: A Half Century History of an "Overnight" Success. In Understanding Esports, Ryan Rogers (Ed.). Lexington Books, 2019, DC, pp. 31-44.

2. Wagner M.G. On the Scientific Relevance of eSports. In International Conference on Internet Computing. CSREA Press, 2006, pp. 437-442.

3. Jenny S., Gawrysiak J., Besombes N. Esports.edu: An Inventory and Analysis of Global Higher Education Esports Academic Programming and Curricula. International Journal of Esports 1, 2021, pp. 1-47.

4. King M., Conner K, Johnson L, Trojak T, and Cho T. The Implementation of an Academic & Applied Esports Program in Higher Education: A Case of Diversity, Inclusion, and Building Community. In Esports Research and Its Integration in Education, Miles M. Harvey and Rick Marlatt (Eds.). IGI Global, 2021, pp. 186-209.

5. George S McClellan, Ryan S Arnett, and Charles M Hueber. Esports in Higher Education: Fostering Successful Student-Athletes and Successful Programs. Stylus Publishing, 2020, pp. 1-10.

6. Eleanor E Cranmer E.E., Dai-In Danny Han D.D., Marnix van Gisbergen M., Jung T. Esports Matrix: Structuring the Esports Research Agenda. Computers in Human Behavior 117, Article 106671, 2021, pp. 1-28.

© Нурмухаммедов М., Оразмаммедова С., Чарыев С., Гылыджова Ч., 2024

УДК 338.48

Сапармурадова Г.

Преподаватель

Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Ымамбердиева Г.

Преподаватель

Туркменского государственного университета имени Махтумкули.

Туркменистан, город Ашгабад

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье рассматривается современные методы преподавания английского языка и анализируются ее особенности.

Ключевые слова:

английский язык, методика преподавания.

Современные методы преподавания английского языка основаны на классических методах изучения иностранных языков. Однако на него повлияли его психологическая сторона, зарубежное кино и информационные технологии. Методы преподавания английского языка, которые использовались 20 лет назад, стали более разнообразными по своему характеру. Выучить слова, прочитать текст, прослушать аудиозапись, написать письмо - такие задания дает учитель. Возможно, именно поэтому многие взрослые, изучавшие язык в течение многих лет, умеют читать и писать по-английски, но с трудом говорят

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.