ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ЧЕРНОМОРСКИХ КУРОРТОВ
О.Н. Фурсова
Финансовая академия при Правительстве РФ
Лозунг «Здоровье страны - в здоровье ее граждан» как нельзя лучше отражает неутешительную рекреационную ситуацию, складывающуюся на постсоветском пространстве Черноморских курортов. Полемизируя о тенденциях развития государства, мы обращаемся к анализу макроэкономических показателей, в том числе к показателю уровня жизни населения. Уровень жизни граждан и уровень их здоровья - взаимосвязанные вещи. «Было бы здоровье, остальное... купим».
Забота о здоровье граждан функционально возложена на курортно-рекреационные комплексы (КРК) государства. На протяжении многих десятилетий курорты Северного Кавказа и Крыма находились в состоянии стабильного увеличения наполняемости. Восстанавливались силы граждан - росла мощь страны. Были построены сотни санаторно-курортных объектов. После распада СССР хозяйственные отношения между регионами изменились, что отразилось прежде всего на возможностях реализации созданного экономического потенциала, изыскания средств финансового обеспечения его развития.
Во всем мире курортный бизнес и туризм являются золотым резервом госказны. А для населения курортных городов - источником его благополучия и достойной жизни: рабочие места, стабильные заработки, отчисления на муниципальные социальные программы. Санаторно-куротный комплекс играет главную роль в формировании и развитии производственно-экономического потенциала Северного Кавказа и Крыма. В этой связи необходимо найти возможность эффективного инвестирования в него как можно большего объема средств.
Между тем с привлечением средств на цели их инвестирования в развитие бывших «жемчужин» Кавказа и Крыма дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. И главная причина в том, что КРК малорентабельны, а в ряде случаев убыточны из-за краткого периода функционирования в течение года.
Проблема ярко выраженной сезонности в работе курортно-рекреационных комплексов России (Северный Кавказ, Краснодарский край) и Украины (Южный берег Крыма) стоит наиболее остро. Период курортной активности регионов составляет три летних месяца, за которые необходимо успеть наполнить бюджет города-курорта и произвести отчисления в вышестоящие бюджеты. Вследствие хронической нехватки оставшихся в распоряжении КРК средств не представляется возможным подготовить материально-техническую базу санаториев и здравниц к будущему сезону. Для обеспечения круглогодичной наполняемости курортов необходимо предложить качественно новую санаторную услугу, доступную в сегодняшних непростых условиях для среднего потребителя.
Экономическая политика, реализуемая на государственном и местном уровнях, должна привести к ликвидации малоэффективных предприятий санаторного лечения. Реализовать этот шаг можно с помощью аттестации качества курортно-рекреационных услуг на соответствующем уровне. С учетом мирового опыта, на основе стандартных требований к уровню оснащенности лечебных учреждений должна быть определена оптимальная модель санаторно-курортных учреждений, обеспечивающая эффективное использование финансовых ресурсов КРК.
Очевидно, что в этих условиях рентабельной может оказаться работа санаториев, оказывающих уникальные лечебные и диагностические услуги. Те предприятия, которые не смогут решить эту задачу, в условиях действия предлагаемой системы должны потерять статус санаторного учреждения и перепрофилироваться в пансионаты, дома отдыха.
Черноморские курорты России и Украины имеют выраженные особенности экономического воспроизводства ресурсного потенциала регионов. Интенсификация использования уникальных природных образований Южного берега Крыма, Северного Кавказа приводит к необходимости резкого увеличения удельных капитальных затрат на единицу площади с учетом необходимости поддержания экологического равновесия в регионах. Так, например, на единицу затрат по созданию одного койко-места в КРК Южного берега Крыма требуется вложить около трех единиц во всех сферах инженерной и коммунальной инфраструктуры. Эта эколого-эконо-мическая особенность курортных регионов России и Украины актуализирует проблему привлечения внешних (отнюдь не только иностранных) инвестиций и требует нахождения путей оптимизации использования тех небольших бюджетных средств, которые могут быть привлечены в КРК.
Фактически получаемые средства на финансирование утвержденных в законодательном порядке всевозможных комплексных программ социально-экономического развития курортных регионов значительно меньше плановых отчислений в вышестоящие бюджеты. Поэтому проблема надлежащего финансирования такого рода государственно важных программ лежит в области продуманного и целенаправленного регламентирования межбюджетных отношений и четкого выполнения принятых обязательств бюджетами всех уровней.
Скрытые пружины экономических, организационно-управленческих просчетов и неудач функционирования КРК России и Украины неизбежно следует искать в несовершенстве действующего налогового законодательства, а именно:
наличие множественности льгот тем или иным санаторно-курортным учреждениям, что приводит к резкому снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и к созданию неравных конкурентных условий для продуцентов курортно-туристических услуг;
повышенное налоговое давление на санаторно-курортные учреждения, не имеющие льгот,
в связи с несовершенством налогового законодательства (высокие налоговые ставки, множественность видов налогов), что является одним из основных факторов снижения их конкурентоспособности; отсутствие выраженной экономической политики и программных документов по развитию финансовой базы КРК; отсутствие достаточных полномочий органов местного самоуправления по проведению самостоятельной экономической политики в сфере курортно-рекреационных комплексов, по изъятию неиспользуемых земельных участков под завершение строительства санаторно-курортных учреждений, по деприватизации объектов незавершенного капитального строительства, не вводимых в действие в соответствии с договорными обязательствами, а также вследствие нарушения норм законодательства по экологическому природопользованию.
В силу субъективных и объективных факторов, в том числе действия причин, о которых говорилось выше, не самые многочисленные и фон-дооснащенные группы предприятий являются главными плательщиками налогов. Приведем пример: если в целом от всего курортно-рекреа-ционного комплекса региона Большая Ялта (Южный берег Крыма) в бюджет города поступает более 40% налоговых поступлений, то в силу дифференциации в налоговой отдаче от 20% санаторно-курортных учреждений в бюджет города поступает более 50% налогов. То же можно сказать о ситуации в Краснодарском крае.
В сложившихся условиях финансово-экономическая дилемма может разрешаться двумя способами: либо должен быть сохранен централизованный способ бюджетного финансирования сохранения и развития общекурортной и коммунальной инфраструктуры, либо местный бюджет должен получать дополнительные отчисления в процессе межбюджетного регулирования.
Для реализации экономического и социального развития черноморских курортов целесообразно принять следующие меры: I. Независимо от формы собственности и вида хозяйственной деятельности установить единые фиксированные налоги хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в качестве объектов курортно-рекреационной деятельности и предоставляющим, кроме прочих, услуги проживания. При этом плательщиками этого налога должны быть все объекты курортно-рекреационной деятельности, включая те, которые в настоящее время квалифи-
цируются как неприбыльные организации. Исключаются какие бы то ни было льготы по этому налогу. Объекты курортно-рекреа-ционной деятельности, осуществляющие коммерческую деятельность, производят расчеты в денежной форме.
Формула определения фиксированного налога следующая:
Нф = Ф * К,
где Нф - фиксированный налог по конкретному предприятию;
Ф - оценочная стоимость имущества предприятия;
К - коэффициент фиксированного налога. Коэффициент фиксированного налога (К) после его нормативного утверждения является постоянно действующей величиной на время действия принятого нормативного акта. Ежегодно он индексируется на уровень инфляции.
Коэффициент фиксированного налога (К) рассчитывается по формуле:
К = Н. / Ф.
ф '
Методика определения коэффициентов фиксированного налога строится на статистической обработке данных о контингенте сборов отчислений предприятий и учреждений КРК. Методом статистических группировок определяется размер контингента налогов, который платит наиболее массовидная группа предприятий КРК со средней загрузкой в ан&тизируемый период.
Автор апробировал предлагаемую методику на предприятиях КРК Южного берега Крыма и пришел к следующим выводам: по расчетам, за 2001 год в эту группу вошли предприятия со средней загрузкой 55%.
Если взять сумму налоговых отчислений по группе предприятий КРК со средней загрузкой 55% и разделить ее на оценочную стоимость основных фондов, то коэффициент фиксированного налога (К) будет отражать средние условия. Его действие в этом случае будет, с одной стороны, стимулировать все предприятия к достижению средних показателей, что, несомненно, может сказаться на повышении загрузки действующих предприятий. С другой стороны, введение этого коэффициента окажется льготным для предприятий с загрузкой выше 55%. Тогда эти предприятия реально смогут формировать свои инвестиционные ресурсы и направлять собственные накопления на развитие и модернизацию. Этот процесс будет фиксированным при введении стандартизации качества услуг и при постоянном ежегодном государственном мониторинге данно-
го процесса. Должна фиксироваться ситуация, когда при росте собственных накоплений, который в том числе обеспечивается введением специальных режимов налогообложения, на конкретных предприятиях не происходит сдвигов улучшения качества предоставляемых услуг. В этом случае эти предприятия должны переводиться на обычные формы налогообложения.
Предприятия КРК, осуществляющие коммерческую деятельность и не уплатившие фиксированный налог, по истечении определенного времени подвергаются процедуре банкротства по действующему законодательству.
Предлагаемая система не ущемляет интересов бюджета АРК, так как введение фиксированного налога в определенной мере будет стимулировать деятельность предприятий и организаций в достижении средних показателей загрузки. При наличии предприятий КРК с постоянной годовой загрузкой ниже 55% (обычно от 40 до 55%) можно прогнозировать вероятность усиления их активности в этом направлении; в противном случае их деятельность может оказаться убыточной. Повышение их загрузки создаст предпосылки для реального роста налоговых поступлений, что благотворно отразится на соответствующем росте поступлений в бюджеты всех уровней.
2. Методика определения коэффициентов к оценочной стоимости имущества должна оптимизировать размер фиксированного налога, с тем чтобы выплачиваемая сумма налогов не уменьшила поступления в бюджеты всех уровней и одновременно за счет расширения налогооблагаемой базы позволила уменьшить налоговое давление на хозяйствующие объекты в сфере КРК.
3. Фиксированный налог должен заменить все действующие в настоящее время налоги и сборы, кроме социальных налогов и платы за землю. В целом, не предусматривается изменение действующего земельного законодательства России и Украины. Однако рекомендуется ввести дополнительные нормы, обеспечивающие действие специального механизма уплаты земельного налога в рамках особого статуса эколого-экономических районов черноморских курортов. Специальный механизм уплаты земельного налога должен обеспечивать возможность предоставления льгот хозяйствующим объектам в сфере КРК, содействовать привлечению инвестиций в модернизацию и развитие этих объектов, а также обеспечивать более высокий уровень качества предоставляемых услуг. Другими сло-
вами, эти нормы увеличивают возможности органов местного самоуправления активно влиять на привлечение инвестиций как в рамках специальных режимов инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития черноморских курортов, так и в любых других предусмотренных законом случаях.
4. Изменения, вносимые в налоговое законодательство, призваны регламентировать методику проведения взаиморасчетов и механизмы формирования бюджета развития курортных регионов. При этом бюджет развития путем принятия стабильных долгосрочных нормативных отчислений должен гарантированно формироваться за счет прироста налоговых поступлений от курортно-рекреаци-онных учреждений, а также от прироста налоговых поступлений предприятий и учреждений других отраслей народно-хозяйственного комплекса. Так как в результате введения фиксированного налога произойдет определенное увеличение поступлений в местный бюджет, то бюджетный процесс в плане формирования бюджета развития станет предсказуемым и гарантированным. При этом предсказуемость объемов финансирования ликвидирует дискретность поступления средств, а это в свою очередь позволит обеспечить непрерывность планового цикла проектирования, строительства и модернизации объектов общекурортной инженерной и коммунальной инфраструктуры. В основе введения фиксированного налога лежит нацеленность на более полное использование всего спектра налоговых методов, в том числе нацеленность на более широкое применение налога на недвижимость, в том числе налога на имущество. Проектом налогового кодекса Украины предусмотрено использование этого налога, в перспективе он должен стать одним из главных видов налоговых поступлений в местный бюджет. В этих условиях появляются реальные предпосылки быстрого и эффективного внедрения этого вида налогообложения. Курортно-рекреационный комплекс в силу целого ряда специфических особенностей является реальной базой введения этого вида налогов. Преимущества этого налога заключаются в возможности выхода из тени экономики, в простоте исчисления и его администрирования. Однако простое дополнение этого вида налогов к уже ранее взимаемым, безусловно, не решает задачу ослабления налогового давления. Предлагаемый метод взимания фиксированного налога путем замеще-
ния практически всех налогов и сборов позволит решить целый ряд задач. При этом эластичность уменьшения налоговых ставок при их фиксированном характере и увеличение налоговых поступлений именно в курортно-рекреационном комплексе прогнозируется с большой вероятностью. В определенной мере рост налоговых поступлений при относительном уменьшении налогового давления должен являться следствием применяемой методики расчета единых коэффициентов фиксированного налога.
Путем дифференциации ставок фиксированного налога предлагается создать льготный режим налогообложения на период переоснащения лечебных учреждений современной медицинской техникой и оборудованием. Однако предоставлять эти льготы следует в виде налогового кредита. После проведения переоснащения эти учреждения должны на равных условиях платить фиксированный налог и даже выплачивать налоговый кредит, если проектный уровень заполняемости этих здравниц не будет достигнут.
Оптимизация финансово-экономических механизмов функционирования курортно-рекре-ационного комплекса создаст основу для изменений в структуре КРК черноморских курортов, а также для наиболее эффективного использования рекреационных ресурсов.
Одним из стратегических направлений развития экономик России и Украины является придание ей инновационной направленности. Эта цель продекларирована указами президентов государств. Реализация этой цели диктуется тенденциями развития мировой экономики, объективными условиями социально-экономического развития государств и объективно должна лечь в основу формирования и реализации политики регионального развития. Курортные зоны нуждаются в стимулировании инновационной деятельности ни в меньшей, а может быть, даже в большей степени, чем индустриальные и аграрные районы, где деятельность в какой-то мере осуществляется силами научно-исследовательс-ких организаций, а также соответствующими на-учно-техническими подразделениями в промышленных и аграрных предприятиях.
Массовое вовлечение субъектов хозяйственной деятельности в инновационный процесс в курортных регионах может дать более ощутимый темп роста экономического развития в связи с тем, что:
черноморские курорты обладают мощнейшим природно-климатическим потенциалом для развития туризма, в том числе международного, но не обладают современным ми-
ровым опытом организации рекреационной деятельности в той методологии, которая принята на Западе, что, несомненно, сдерживает рост экономической отдачи от курортно-рек-реационного комплексов; туризм - это отрасль экономики, которая характеризуется многочисленностью вовлекаемых в нее субъектов хозяйствования, что в условиях отсутствия эффективного кредитования реального сектора не позволяет быстро капитализировать проекты в области курортов и рекреации, развивать сферу предпринимательства и малого бизнеса в этой отрасли экономики и при сравнительно незначительных инвестициях добиваться скорой и высокой отдачи на вложенный капитал; курортные регионы, например район Большая Ялта (Южный берег Крыма), город-ку-рорт федерального значения Анапа (Краснодарский край), обладая существенным экономическим потенциалом, который был создан в прежние десятилетия, и не обладая реальным ресурсным потенциалом для разработки и реализации конкретных проектов, не только не увеличивают потенциал в основной базовой отрасли, но существенно отстают от других регионов Украины и России по уровню развития инженерной и коммунальной инфраструктуры. Органы местного самоуправления этих регионов не обладают возможностями концентрации средств и ресурсов на применение передовых технологий и опыта ведения городского хозяйства, хотя собираемый контингент налогов в два-три раза превышает средства местного бюджета, включая бюджет развития. Отставание в развитии инфраструктуры в свою очередь ограничивает привлечение крупного иностранного капитала. При этом при объективном интересе иностранных инвесторов к регионам
создается ситуация, когда при относительно небольших стартовых затратах на экономическое, технологическое и организационное инновационное проектирование можно получить объем инвестиций и, соответственно, последующую экономическую отдачу, на порядок превышающие вложенные средства. Для инфраструктурного обеспечения развития инвестиционной и инновационной деятельности на территории черноморских курортов России и Украины можно предложить создание сети предприятий, специализирующихся на оказании услуг в сфере инновационной деятельности. Характер работы этих предприятий подпадает под общепринятые в международной практике определения - технополис, технопарк, курор-тополис. Эти коммерческие предприятия, реализуя свою уставную деятельность, смогут по лицензируемым функциям оказывать быструю и эффективную поддержку перспективным (приоритетным) проектам, изыскивать необходимое финансовое ресурсное обеспечение, гарантировать финансовое сопровождение внедренческого процесса. Например, курортополис «Большая Ялта» - это объединение по типу ассоциации хозяйствующих субъектов. Научно-технический и инновационный совет курортополиса будет осуществлять функции научного и информационного сопровождения разрабатываемых и реализуемых курортополисом проектов. По заказу курортополиса из внебюджетных источников финансирования городскими и иными научно-исследовательскими организациями, консалтинговыми и аудиторскими фирмами будут осуществляться научно-исследовательские разработки по тем или иным проектам, разрабатываться научные методики, научные рекомендации, будут осуществляться консалтинг и аудит по реализуемым проектам, а также по предприятиям и организациям, осуществляющим эти проекты.