У САМОГО СИНЕГО МОРЯ...
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ЧЕРНОМОРЬЯ
О.Н. ФУРСОВА
Финансовая академия при Правительстве РФ
Тревожная ситуация, сложившаяся в курор-тно-рекреационных комплексах (КРК) Черно-морья, наводит на грустные размышления и настойчиво требует решения. Привлекательный имидж черноморских курортов создавался многими десятилетиями. В настоящее время большинство курортов федерального значения оказались брошенными на произвол судьбы. Чтобы понять, как спасти жемчужины отечественных черноморских курортов, вернуть гражданам страны возможность реализовать свое право на отдых, потребуется поднять каждый пласт курортно-рекре-ационных проблем, проанализировать скрытые пружины организационных просчетов и неудач.
Как известно, в советское время устойчивость и ^сизнеспособность экономики курортных регионов поддерживалась благодаря средствам профсоюзов и госбюджета, целому ряду следующих внешних факторов:
во-первых, был сравнительно высокий уровень доходов основной части населения страны, дотирование стоимости услуг санаторно-курор-тной сферы позволяли обеспечивать круглогодичную загрузку здравниц;
во-вторых, проводилась политика сдерживания прямых доходов населения за счет регулирования уровня оплаты труда, что приводило к появлению на предприятиях больших по своим объемам фондов социального развития, а города-курорты (Ялта, Сочи, Анапа) становились естественными центрами инвестирования этих колоссальных средств;
в-третьих, государство поддерживало за счет общегосударственных средств мощную сеть противотуберкулезных здравниц, которые обеспечивали оздоровление населения экологически неблагополучных регионов страны;
в-четвертых, средства фондов социального страхования и непосредственно ВЦСПС вкладывались, главным образом, в санаторно-курортный комплекс страны.
В таких условиях в центрах черноморских курортов поддерживался высокий уровень занятости, в том числе за счет функционирования мощного строительного комплекса и сферы услуг. Развитие инженерной инфраструктуры поддерживалось за счет долевого участия в строительстве этих объектов практически всех инвесторов. Переход к рыночным основам хозяйствования, распад единого социально-экономического комплекса бывшего СССР и приведение цен на основные виды сырьевых ресурсов к уровню мировых тяжелейшим образом сказались и на курортно-рекреационной сфере.
Справедливости ради стоит сказать, что уже в дореформенный период, наряду с позитивными факторами роста, отмечались и некоторые негативные явления:
• стремительные темпы количественного роста сопровождались неравномерным распределением отдыхающих, что приводило к значительной антропогенной нагрузке на черноморские регионы, в частности, на Южный берег Крыма;
• при широкой доступности санаторно-курор-тного лечения существовала строго централизованная система распределения путевок. Это не способствовало повышению качества услуг, директивное финансирование снижало эффективность использования материально-технических и денежных ресурсов;
• массовая, бесконтрольная эксплуатация природных и климатических ресурсов, отсутствие системы их воспроизводства приводили к истощению природно-экологического потенциала.
Развитие этих негативных тенденций в 1990-е годы усиливалось действием целого ряда факторов. Прекращение дотирования цен на путевки в санаторно-курортные учреждения Краснодарского края, Северного Кавказа, Южного берега Крыма, увеличение цен билетов на транспорт при об-
щем снижении уровня доходов основной массы населения стран СНГ привело к катастрофическому сокращению числа приезжающих на отдых и лечение в курортные регионы, особенно в межсезонье. Большинство здравниц Сочи, Анапы, Ялты с октября по май практически бездействовали, а работники этих санаторно-курортных учреждений пребывали в отпусках, чаще всего неоплачиваемых.
Общий инвестиционный кризис в государствах бывшего СССР привел к практически полному прекращению инвестирования в курортно-рекреационную сферу городов-здравниц, что сразу же тяжелым бременем отразилось на состоянии инженерной инфраструктуры курортов, расширенное воспроизводство которых осуществляется практически полностью за счет долевого участия инвесторов. Резкое уменьшение расходов на развитие инженерной инфраструктуры самым негативным образом сказалось на экологическом состоянии черноморских курортов.
В условиях рыночных форм хозяйствования, в условиях неструктурированности рынка курортных и туристических услуг возникает потребность в применении системного подхода к решению экономических, социальных, экологических, научно-технических задач возрождения КРК. Эколого-экономическая особенность курортных регионов юга России и Украины актуализирует проблему привлечения внешних (отнюдь не только иностранных) инвестиций и требует нахождения путей оптимизации использования тех небольших бюджетных средств, которые могут быть привлечены в КРК.
Черноморские курорты представляют огромный интерес для инвесторов в сфере курортно-рекреационной деятельности, туристического бизнеса, промышленности, сельского хозяйства, торговли и транспорта. Географическое расположение, исторические торговые связи, наличие и качество рабочей силы создают серьезные предпосылки для привлечения инвестиций в приоритетные направления народнохозяйственных комплексов курортных регионов и активизации в них предпринимательской деятельности.
Одним из направлений инвестиционной политики России и Украины является создание специальных экономических зон, где вводится специальный режим инвестиционной деятельности для территорий приоритетного развития (ТПР). Специальный режим инвестиционной деятельности предусматривает введение налоговых, таможенных и других льгот для субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты, одобренные в установленном порядке. Целью осуществления этих мероприятий
является привлечение инвестиций в сферу производства, здравоохранения, отдыха и туризма, сельского хозяйства для сохранения существующих и создания новых рабочих мест, внедрения новейших технологий, развития внешнеэкономических связей, увеличения объемов высококачественных товаров и услуг, создание современной производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры, сохранения и эффективного использования природных ресурсов.
Главная цель внедрения специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития как в Крыму, так и согласно Федеральной целевой программе «Юг России» (2002 - 2006 гг.) - реализовать экономический потенциал регионов соответственно новым условиям региональных отношений, обеспечить их развитие на рыночных началах. Цели внедрения специального режима инвестиционной деятельности конкретизируются соответственно существующим условиям того или другого региона. В частности, на территории приоритетного развития «Большая Ялта» внедрение специального режима инвестиционной деятельности связано прежде всего с предоставлением возможностей учреждениям и организациям курортно-рекреационной области провести реконструкцию номерного фонда, осуществить новое строительство или достроить объекты незавершенного строительства, переоборудовать здравницы: закупить новую мебель, лечебное и другое оборудование, качественные строительные и другие материалы.
Основными задачами и приоритетами в инвестиционном развитии ТПР «Большая Ялта» является привлечение инвестиций и стимулирование развития курортно-рекреационного комплекса и инфраструктуры курорта, объектов индустрии развлечений, культуры и спорта, садово-парковых комплексов и т.п.
В настоящее время ялтинский курорт располагает 149 курортно-рекреационными учреждениями на 38,5 тыс. мест. В Ялте осуществляют туристическую деятельность 131 субъект предпринимательской деятельности, в том числе иностранным туризмом занимаются 104 предприятия, внутренним - 114, экскурсионной деятельностью - 70.
21 декабря 2000 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О специальном режиме инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития» и утвердила специальную экономическую зону «Порт Крым» в Автономной Республике Крым. К территориям приоритетного развития АРК относятся: Алушта, Судак, Феодосия, Керчь, «Большая Ялта», «Сиваш», «Восточный Крым». Специальный режим ин-
вестиционной деятельности вводится на территориях приоритетного развития сроком на 30 лет.
Внедрение специального режима инвестиционной деятельности на территориях приоритетного развития и в специальной экономической зоне является одним из наиболее перспективных направлений улучшения состояния инвестиционного климата в государствах. Об этом свидетельствует опыт развития ТПР «Большая Ялта» в Автономной Республике Крым. За период внедрения на данной территории специального режима инвестиционной деятельности в 2000 - 2002 годах утверждено 15 инвестиционных проектов на общую сумму 35,3 млн дол. США. Из этого источника предприятиями уже получены средства по проектам на сумму 12,7 млн дол., что составляет 36% от общей суммы инвестиций. Предприятиями, реализующими проекты на ТПР «Большая Ялта», сохранено 950 и создано дополнительно 511 рабочих мест.
Основные параметры развития ТПР «Большая Ялта» на период 2003 - 2007 годов предусматривают привлечение инвестиций на общую сумму 94 млн дол. с нарастающей динамикой по годам от 15 млн дол. до 23 млн дол. Это позволит обеспечить прирост выпуска продукции в расчете на 2007 год свыше 20 млн дол.
Одним из основных условий повышения эффективности специального режима инвестиционной деятельности на ТПР «Большая Ялта» в современных условиях является отработка механизмов его внедрения с учетом специфики ку-рортно-рекреационной отрасли. В частности, в соответствии с действующим законодательством Украины, допустимый предел для реализации инвестиционного проекта в деятельности санаторно-курортных учреждений, отелей и ресторанов, сферах транспорта и связи, строительстве, обработке отходов, предоставлении туристических услуг, отдыха и развлечений установлен в размере 500 тыс. дол. Под эту сумму в современных условиях довольно сложно изыскать как само производство, требующее инвестиций таких размеров, так и инвестора, готового выделить необходимые средства. На практике местные органы власти часто сталкиваются с ситуацией, когда имеются уже подготовленные бизнес-планы, но размеры инвестиций в них существенным образом отличаются от предусмотренных законом.
Для расширения круга непосредственных участников инвестиционного процесса в современных условиях было бы полезно снизить нижнюю планку законодательно устанавливаемой величины инвестиционных ресурсов, привлекаемых в указанные сферы экономической деятельности, скажем, до 300 тыс. или даже 200 тыс. дол.
В результате появятся новые предложения по реализации инвестиционных проектов, а также улучшатся условия привлечения их участников, что в свою очередь даст возможность количественно изменить не только состав, но и объемы инвестиционных ресурсов в ближайшей перспективе. В результате выиграют прежде всего местные бюджеты административно-территориальных единиц, которые входят в состав ТПР «Большая Ялта».
Внедрение специального режима инвестиционной деятельности на территориях, включенных в Федеральную целевую программу «Юг России» и ТПР «Большая Ялта», связано с установлением особого порядка ресурсоиспользования и природоохранной деятельности, который бы не допускал нарушения экологических норм состояния окружающей среды. С этой целью должен оптимально использоваться весь имеющийся арсенал регуляторов природопользования, включающий:
• нормативные методы установления стандартов качества окружающей среды, которые отвечают наилучшим мировым аналогам;
• платежи за загрязнение окружающей среды;
• систему налоговых льгот.
Экономико-экологический механизм ресур-
сопотребляющей и природоохранной деятельности должен включать внедрение четких экологических критериев и ограничений, нарушение которых влечет за собой экономические санкции в виде штрафов, повышенных платежей, разнообразных выплат за загрязнение окружающей среды хозяйствующими субъектами курортно-рекреационной зоны. Разработка и внедрение указанных экологических нормативов должны осуществляться на стадии проектирования, строительства (реконструкции) объектов при реализации соответствующих инвестиционных проектов.
С целью обеспечения инвестиционной привлекательности черноморских курортов и рационального использования земельных ресурсов необходимо отработать механизм экономического обоснования целесообразности их использования субъектами предпринимательской деятельности, определить сроки их ввода в эксплуатацию, количество создаваемых рабочих мест, доходы, которые получит бюджет от эксплуатации земельных ресурсов.
В проекте стратегии регионального развития ТПР «Большая Ялта» до 2006 года, наряду с мерами по реформированию системы финансовых и экономических отношений содержатся обоснования необходимости проведения структурных реформ в основной отрасли экономики ТПР, а также в отраслях инфраструктуры. Анализ показывает, что подобные структурные преобразования реализуются в настоящее время в России, в том чис-
ле на курортах Кавказа. Крым в ближайшее время может потерять свою привлекательность и конкурентоспособность как климатический курорт, так как качество и форма предоставляемых санаторно-курортных услуг уже не будут отвечать современным международным требованиям, а именно: создание санаторно-курортного продукта нового образца в виде ликвидных по своему содержанию, срокам и ценам курсов лечения конкретных массовых заболеваний, которые могут приобретаться как в пакете, так и по курсовке напрямую или через агентство; позиционирование на рынке нового санатор-но-курортного продукта, конкурентного как по своим потребительским свойствам, так и по цене;
структуризация рынка отдыха с лечением, формирование на нем устойчивой и динамичной группы лидеров из числа санаторно-курортных учреждений и туроператоров. Создание на основе их совместной работы над новым продуктом соответствующего брэнда и корпоративное продвижение его на рынке; развитие на этой основе самого санаторно-курортного лечения, увеличение продаж соответствующих услуг, увеличение доли прибыли и обеспечение расширенного воспроизводства собственно хозяйственной деятельности. Для решения вышеперечисленных задач необходима структурная перестройка в самом ТПР «Большая Ялта», требуется в 2003 - 2006 годы создать и модернизировать 5-6 крупных медицине -ко-диагностических центров с оборудованием, соответствующим лучшим мировым стандартам. Существующую сеть санаторно-курортных учреждений необходимо модернизировать и интегрировать путем создания соответствующей ассоциации, способной решать корпоративные задачи.
В связи с развитием потребностей курорт-но-рекреационного комплекса Украины существенного усовершенствования требует реализация механизмов льготного налогообложения в системе специального режима инвестиционной деятельности. Развитие этого комплекса является ключевым, базовым для работы других областей городского хозяйства, а также для формирования местных бюджетов административно-территориальных единиц, входящих в состав данной ТПР.
Можно выделить четыре основных группы льгот1:
• внешнеторговые льготы, предусматривающие внедрение особого таможенно-тарифного режи-
1 The Problem of Ukrainian Foreign Trade Liberalization in the Context of European Inegration. - TACIS ACE Research Project T94-1053-R - P. 20-21.
ма (снижение или отмена экспортной и импортной таможенной пошлины), упрощение порядка осуществления внешнеторговых сделок;
• фискальные льготы, охватывающие нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут касаться налоговой базы (прибыль или доход, стоимость имущества и т.п.), отдельных ее компонентов (амортизационные затраты, затраты на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровня налоговых ставок, вопроса постоянного или временного освобождения от налогообложения;
• финансовые льготы включают в себя разные формы субсидий, которые предоставляются в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, а также за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
• административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранцев, а также предоставления разных услуг;
• особый инвестиционный режим в туристско-рекреационных зонах - свободных экономических зонах (СЭЗ), которые создаются в регионах, имеющих богатый природный, рекреационный и историко-культурный потенциал с целью эффективного его использования и сохранения, а также активизации предпринимательской деятельности (в том числе с привлечением иностранных инвесторов) в сфере рекреационно-туристического бизнеса. Вышеупомянутые льготы могут применяться
в самых разных комбинациях. В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, но не механизмом компенсации отсутствующих факторов развития.
Экономические стимулы привлечения инвестиций в туристско-рекреационные комплексы Украины в значительной мере определяются предоставлением льгот в налогообложении, имеют свои особенности. Специфика привлечения инвестиций в бюджетообразующие области должна найти законодательное сопровождение.
Предпосылкой осуществления адекватных мероприятий в этом направлении выступает разработка государственных стратегий создания СЭЗ, согласованных с программами социально-экономического развития, структурной пере-
стройкой экономик России и Украины, концепциями государственной региональной экономической политики, научно-технологического и инновационного развития, концепцией создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров и т.п.
Реализация мероприятий региональной политики должна обеспечить более эффективное государственное регулирование региональных процессов развития, расширить самостоятельность и ответственность местных органов государственной исполнительной власти в жизнеобеспечении и развитии регионов, согласовать действия центральных и местных органов власти относительно осуществления структурной перестройки экономики и последовательного внедрения рыночных отношений.
Довольно болезненно сказывается на развитии ситуации в рассматриваемой сфере непостоянство курса гривны. Изменение курса национальной денежной единицы к иностранным валютам заставляет потенциальных исполнителей инвестиционных проектов проявлять особую осторожность и осмотрительность не только в выборе инвесторов, но и в определении размеров инвестиций, сроков реализации инвестиционных проектов и т.п.
Серьезной помощью в реализации инвестиционных проектов на территориях, входящих в Федеральную целевую программу «Юг России», а также на ТПР Автономной Республики Крым могло бы стать внедрение соответствующей системы страхования. Известно, что страхование призвано защитить инвесторов не только от рисков, связанных с непредсказуемостью природы, повреждением или уничтожением имущества вследствие аварий, пожаров и противоправных действий «третьих лиц», но и от рисков, связанных с функционированием предприятий как субъектов предпринимательской деятельности. Тем не менее нестабильные экономические отношения на Украине не позволяют наладить устойчивый процесс страхования с помощью отечественных страховых компаний, вследствие чего значительное количество страховщиков страхует свои риски за границей.
По прогнозным расчетам деятельности курор-тно-рекреационного комплекса «Большая Ялта» в условиях специального режима инвестиционной деятельности, с учетом обложения путевок налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке на протяжении пяти лет, использование спецрежима уже на первом году способно (по средним расчетам) привести к увеличению общих поступлений в бюджет Украины на 6 млн дол. В то же время реальные расходы бюджета, связанные с неконкурентоспособным уровнем цен на курорт-
ные услуги и соответствующим уменьшением нагрузки на санаторно-курортные учреждения (например, предприятий транспорта, торговли, бытового обслуживания), практически могут быть сопоставлены с теоретическим объемом доходов, «выпадающих» в связи с использованием льгот по НДС при наиболее благоприятном прогнозе.
В результате анализа имеющихся данных можно сделать вывод, что КРК в прогнозируемом периоде за счет расширения базы налогообложения (в том числе за счет курортной инфраструктуры) с использованием льгот по НДС на путевки дает наибольшие темпы роста поступлений в бюджет.
Необходимо подчеркнуть, что эффективность законодательного обеспечения процессов создания и функционирования территорий со специальным режимом инвестиционной деятельности, действенность уже разработанных правовых документов и формирующихся в значительной мере будет зависеть от соблюдения их разработчиками концептуального единства подходов к цели, условиям и результатам создания благоприятного инвестиционного климата этих территорий, от взаимной согласованности всех законопроектов, направленных на урегулирование вопросов, связанных с СЭЗ и территориями со специальным режимом инвестиционной деятельности.
В этой связи нуждаются в доработке некоторые законы Украины, в частности: о банковской деятельности, о налогообложении прибыли предприятий, о системе валютного регулирования и валютного контроля, о режиме иностранного инвестирования. В перечисленных законах должны быть рассмотрены вопросы создания банковско-страховых (офшорных) свободных зон, вопросы налогообложения прибыли вновь создаваемых и действующих предприятий, зарегистрированных как субъекты специальной (свободной) зоны, вопросы введения особого режима валютного регулирования в специальных (свободных) экономических зонах, учета специфики регулирования иностранных инвестиций в них и др.
Система экономических стимулов привлечения инвесторов призвана быть дифференцированной, гибкой, учитывающей интересы территории. Она должна регламентироваться на региональном уровне, обеспечивать довольно широкие варианты осуществления во временных периодах. Систему экономических стимулов привлечения инвесторов целесообразно встроить в механизмы проведения государственной региональной и экономической политики. Все это предопределяет необходимость доработки действующей нормативно-ме-тодической базы внедрения специального режима инвестиционной деятельности.