М.Н. Нагорская
д-р экон. наук, академик АЭН Украины
А.А. Пегушина
г. Симферополь
ИДЕНТИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НА РЫНКЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
Постановка проблемы. Существование проблемной ситуации на рынке санаторно-курортных услуг АР Крым в самом общем плане можно выразить как недостаточную эффективность работы санаторно-курортного комплекса в связи с его низкой конкурентоспособностью на мировом рынке при наличии достаточно высокого при-родно-ресурсного потенциала и высоко квалифицированного медицинского персонала.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросам оценки и развития конкурентоспособности крымского региона на мировом рынке посвящены работы многих ученых. Так, М. Портер конкурентоспособность трактует как «...свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [1, с. 218]. Реутов В. Е, Вельгош Н. З. рассматривают проблему оценки уровня международной конкурентоспособности курортов Черноморско-Средиземноморского региона, предлагают применение бальной оценки конкурентоспособности курортов по девяти оценочным параметрам [2, с. 143—145]. Исследуя климатический потенциал курортов Крыма среди приморских климатических курортов мира ряд ученых считают, что для всех крымских курортов климат является важным курортообразующим фактором, но нередко при оценке ценности курорта основное внимание уделяют его сервисной и оздоровительной инфраструктуре, коммуникациям и ценам [3, с. 3].
Дальнейшее исследование и развитие мировых центров туризма необходимо при разработке направлений повышения конкурентоспособности санаторно-курортных услуг на мировом рынке.
Цель статьи — идентифицировать конкурентную среду на рынке санаторно-курортных услуг.
Результаты исследования. Важными предпосылками развития рекреационно-туристического комплекса Украины является наличие природно-ресурсных факторов, оказывающих влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию. К природной составляющей ресурсов курортов и туризма относят: климатические, водные, ландшафтные, пляжные, лечебно-минеральные, спелеоресурсы. Рекреационную ценность региона в большей степени определяют климатические ресурсы. Поэтому основными лечебными факторами курорта является климат и особенности, характерные для данного региона. В зависимости от свойств климата в определенной местности курорты имеют тот или иной лечебный профиль.
В Украине выделяют следующие климатические курорты:
1) Приморские климатические курорты расположены преимущественно на Южном берегу Крыма (ЮБК) и
побережье Азовского моря. Они являются курортами с направлениями лечебно-профилактическими. Курорты ЮБК от более северных курортов Украины отличаются существенно более теплой зимой (средняя температура колеблется в пределах +1,5—4,5 градусов), более сухим воздухом, благоприятным влиянием хвойного леса. Эти курорты являются, прежде всего, пульмонологическими, также пригодны для реабилитации больных, страдающих нервными и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
2) горные климатические курорты в Украине расположены в Крымских горах и Карпатах. В Крымских горах они находятся в пределах Большой Ялты, расположены на обращенных к морю склонах крымских гор (в основном в лесу) и имеют противотуберкулезный профиль;
3) спелеокурорты, один из которых находится в Закарпатской области (Солотвин), создан на базе соляной шахты.
Кроме климатических курортов, в Украине выделяют монофакторные курорты:
питьевые: Свалявский район (Закарпатская область); Трускавецкий район (Львовская область);
бальнеопитьевые: Хмельник (Винницкая область); грязевые: Славянск (Донецкая область). Наиболее значимыми являются курорты с несколькими лечебно-профилактическими факторами:
климато-питьевые-бальнеогрязевые курорты: АР Крым (районы Евпатории-Саки, Феодосии, Керчь-Щелкино); северное побережье Черного моря — Одесская группа курортов (Аркадия, Куяльник, Лебедевка, Лермонтовский), Очаков, Скадовск; на Азовском море — Бердянск, Мариуполь, Кирилловка;
питьевые и бальнеогрязевые курорты: Миргород (Полтавская обл.), Моршин (Львовская область) [4, с. 139].
Тем не менее, несмотря на значительный рекреационный потенциал, Украина не принадлежит к ведущим туристическим государствам мира.
Для потребителей значимыми являются курорты Европы, а также близлежащие к Европе курорты Африки и Азии. Весь макрорегион мировых туристических услуг включает девять зон. На основе климатических характеристик курорты представлены в порядке убывания рекреационной ценности: Канарские острова и острова Мадейра; Континентальное побережье Португалии; Северное Средиземноморье (юг Франции, северо-запад и северо-восток Италии, север Хорватии, Южный берег Крыма); Юго-Западное Средиземноморье (Испания, юг Италии, юг. Хорватии, север Туниса; Северное Причерноморье (побережье Украины за исключением Южного берега Крыма, Румыния, Болгария, северная часть российского побережья, Приазовье); Юго-Восточное Средиземноморье (Греция, южное побережье Турции, Кипр, Израиль, юго-восток Туниса); Кавказ (южная часть черноморского побережья России,
Грузия); Побережье Бискайского залива (северное побережье Испании, Серебряный берег Франции); Северные курорты (Ла-Манш, Северное и Балтийское море).
Как видно из изложенного выше, курорты Украины входят в третью (Южный берег Крыма) и пятую (север Крыма, северное побережье Черного и побережье Азовского морей) рейтинговые группы, что свидетельствует об их достаточно высокой рекреационной ценности.
Одним из крупнейших и известнейших курортов Украины является АР Крым. Размещение региона в благоприятном климатическом поясе, богатое культурно-историческое наследие, уникальные природные и лечебные ресурсы создают мощный потенциал для развития сферы санаторно-курортных услуг.
АР Крым занимает первое место среди курортов СНГ по емкости санаториев, домов и пансионатов отдыха в расчете на 1000 чел. местного населения. Основная часть рекреационных территорий находится в приморской зоне, занимающей 34 % площади Крыма. Располагая широкими возможностями предоставления санаторно-курортных услуг, насчитывая более 30 месторождений лечебных грязей, 130 источников минеральных термальных вод, 343 километра пляжей и уникальные природно-климатические условия [5, с. 129], регион имеет все предпосылки для формирования высокоразвитого рекреационно-туристического комплекса, представляющего собой совокупность взаимосвязанных между собой отраслей и предприятий хозяйственного комплекса, цель функционирования которых — создание конкурентоспособных санаторно-курортных услуг и рекреационно-туристических продуктов [6, с. 24].
В настоящее время в АР Крым действует многофункциональная система санаторно-курортного обслуживания. Санаторно-курортное лечение на основе климатических, бальнеологических природных ресурсов осуществляют санатории, санатории-профилактории, курортные поликлиники и бальнеогрязелечебницы. Однако, несмотря на туристическую привлекательность региона, а также наличие климатических и бальнеологических курортов, АР Крым занимает на мировом рынке санаторно-курортных услуг незначительную долю.
Основными потребителями санаторно-курортных и туристических услуг АР Крым по-прежнему являются граждане Украины (рис.1).
В Украине, в целом, и в АР Крым, в частности, прослеживается тенденция увеличения количества путешествий отечественных туристов за рубеж, что негативно влияет на экономические показатели туризма страны в целом.
Данная закономерность представлена в структуре обслуженных туристов субъектами туристической деятельности Крыма за 2005—2010 гг. (рис.2).
Однако следует отметить, что средняя стоимость путевки в крымских здравницах значительно ниже стоимости путевки на зарубежных курортах. В то же время наблюдается стабильный рост выезда украинских граждан на зарубежные курорты, в частности, в Турцию, Египет, Грецию, Болгарию, Чехию. На сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, влияют два фактора.
Первый фактор — низкий уровень доходов населения Украины. По данным Государственного комитета статистики Украины средняя заработная плата населения в 2010 г.
2036! 2007г. 2008г. 2005 г. 2010г.
П граэдан Украины В гралщан СНГ □ грэхадан дальнего зарубежья
Рис. 1. Структура организованных отдыхающих в АР Крым за 2006-2010 гг. [7]
Рис. 2. Динамика объема реализации туруслуг по видам туризма за 2005-2010 гг. [7] составила 2239 грн., по Крыму — 1991 грн. [8]. Средняя стоимость 1 койко-дня в здравницах Крыма в 2010 г. составила 249,1 грн. Стоимость варьируется от 105,5 до 307,5 грн. в зависимости от расположения санатория, его специализации, спектра предоставляемых услуг и сезонного фактора. Наивысшая стоимость в санаториях г Ялты (307,5 грн.), г. Саки (303,5 грн.) и г Алушты (277,5 грн.), наименьшая — г. Керчь (105,5), а также в Ленинском, Раздольнен-ском и Черноморском районах (стоимость 1 койко-дня изменяется в диапазоне 140,3—148,3 грн) [7]. Жители АР Крым — потенциальные потребители услуг санаторно-курортных учреждений, но, как видим, средний уровень доходов украинских граждан не дает возможности для ежегодного оздоровления в здравницах.
Второй фактор — уровень развития отечественных и зарубежных курортов и качество предоставляемых услуг. Кроме фактора цены выбор зарубежных курортов отечественными потребителями объясняется развитой на зарубежных курортах инфраструктурой территорий, высоким уровнем качества обслуживания, дифференциацией услуг в зависимости от индивидуальных предпочтений потребителей. В связи с этим отечественные потребители, имеющие достаточный уровень доходов, предпочитают отдыхать и оздоравливаться на зарубежных курортах.
Конкуренция на рынке курортно-рекреационных услуг, в которую вступили и курорты Крыма требует знания сильных и слабых сторон конкурентов, их потенциальных возможностей и ограничений. Основными конкурентами АР Крым на международном рынке туристических и курортных услуг являются курорты России и Турции, поскольку на них ориентирован практически тот же контингент, что и на крымские курорты. Для оценки уровня крымских курортов на мировом рынке туристических и курортных услуг выбран один из лучших курортов Крыма — г. -
Ялта, который по своим климатическим условиям, сформированному имиджу и степени популярности, развитию инфраструктуры и качеству обслуживания является достаточно привлекательным для отдыха и лечения, что предполагает возможность его сравнения с курортом Сочи (Россия) и курортом Анталья (Турция). С учетом выбранных оценочных параметров уровень конкурентоспособности города-курорта Ялты отражен на рис. 3 [2, с. 143]. В результате проведенной оценки конкурентных позиций Ялты на Черноморско-Средиземноморском рынке курор-тно-рекреационных услуг можно выделить преимущества курорта в области комфортного климата, пейзажного разнообразия ландшафтов, наличия исторических достопримечательностей и разнообразие видов туризма. Наиболее слабыми сторонами является отсутствие оптимального соотношения цена/качество на предоставляемые услуги.
По многим оценочным параметрам лидирующие позиции занимает курорт Анталья, в частности, оптимальное соотношение ценового предложения и качества курортно-туристского обслуживания отдыхающих, широкий спектр предлагаемых услуг, развитая инфраструктура курортного региона, его высокая популярность и известность.
Положительные отзывы в области природных лечебных ресурсов получили такие страны, как Чехия, Болгария и Венгрия. Многочисленные минеральные источники в сочетании с лечебной грязью предоставляют широкие возможности для развития бальнеологического, SPA и велнес-туризма на протяжении года.
Красоту пейзажей отметили туристы, посетившие Хорватию, доступность цен — туристы Турции и Египта. Чистоту и протяженность пляжей как преимущество отметили в Турции, Болгарии и Греции. Уборка городских территорий и охрана окружающей среды является главной заботой муниципалитетов этих стран.
Одно из основных отличий зарубежных курортов от крымских — возможность и разнообразие выбора: кухни, категории отеля, вида туризма, экскурсионной программы. Оздоровительные методики базируются на достижениях европейской и традиционной восточной медицины. Широкий выбор массажей, антистрессовых программ, методик ухода за лицом и телом. При системе «шведский стол» ежедневно может подаваться множество разнообраз-
ные. 3. Уровень конкурентоспособности курорта ЮБК (г. Ялта) в сравнении с курортами Сочи (Россия) и Анталья (Турция)
ных и всегда свежих блюд. Высокий сервис курортов обеспечивается тщательной подготовкой сотрудников и распределением их обязанностей по профилю работы.
Безусловно, уникальные природно-климатические особенности Крыма являются ценными при выборе курортного региона с целью отдыха и лечения. Но следует также учитывать, что кроме природно-климатических ресурсов потребители оценивают и другие факторы. К ним относятся имидж курортного региона, степень его известности; разнообразие видов туризма, исторические достопримечательности; качество курортно-туристического обслуживания, ценовое предложение санаторно-курортных предприятий и уровень качества оказываемых услуг.
Среди внешних факторов, сдерживающих развитие санаторно-курортных предприятий важное значение имеет экологическое состояние региона: устаревшие очистные сооружения и отсутствие эффективных средств утилизации отходов; изменение ландшафта в результате строительства новых объектов; отсутствие планомерных берегоукрепительных мероприятий, что приводит к ежегодному сокращению береговой линии, загрязнение прибрежных зон. Проблемой для многих крымских курортов является дефицит технической и качественной питьевой воды. В аварийном состоянии находятся 40 % водопроводных сетей Крыма, свыше 30 населенных пунктов региона пользуются привозной питьевой водой, в связи с чем немногие санаторно-курортные предприятия могут осуществлять круглосуточную подачу горячей воды.
Проблемным вопросом не только для органов управления, но и в первую очередь для потребителей, является состояние пляжей, большинство которых по международным стандартам можно считать неблагоустроенными. Международный знак качества (Голубой флаг) — показатель того, что пляж прошел сертификацию, учрежденную Европейской Комиссией по окружающей среде и ежегодно присуждаемую на основе результатов тестирования чистоты воды и песка. Крымские пляжи не соответствуют основным международным критериям, касающимся качества воды, инфраструктуры, безопасности и др. К основным не соблюдаемым нормам относятся высокая загруженность многих городских пляжей, которая в высокий сезон может превышать норму в 5—10 раз; не приемлемое санитарное состояние; отсутствие на пляжах пресной воды, бесплатного телефона для связи со спасательной службой; инфраструктура не предполагает наличие специальных дорожек и поручней, позволяющих человеку с ограниченными возможностями пройти к воде.
Практически во всех научных трудах, посвященных проблемам развития курортов АР Крым, а также исследованиям потребительских предпочтений, акцентируется внимание на неразвитости туристической и курортной инфраструктуры в данном регионе. Кроме неудовлетворительного состояния пляжей, на низком уровне находится транспортная инфраструктура, сеть предприятий общественного питания, в ряде случаев и уровне обслуживания. Жесткие требования к культуре обслуживания, владению иностранными языками в основном предъявляются к сотрудникам высококатегорийных гостиничных предприятий, однако такие требования уместны ко всему обслуживающему персоналу рекреационных предприятий.
Динамичный подъем санаторно-курортной отрасли требует частных инвестиций, для привлечения которых
необходимы стабильность и равные условия ведения бизнеса. Крымский регион входит в первую десятку регионов Украины по объему привлечения иностранного капитала и является наиболее привлекательным для привлечения инвестиций в санаторно-курортную сферу (рис. 4).
Рис. 4. Динамика прямых иностранных инвестиций в санаторно-курортную сферу АР Крым [7]
Однако в последние годы наблюдается снижение притока иностранных инвестиций в санаторно-курортную сферу, основными причинами чего являются нестабильность и несовершенство нормативно-правовой базы. Несмотря на существующий законодательный запрет на приватизацию санаторно-курортных учреждений, она проходит в скрытой форме.
Отсутствие четкой политики государства в данной сфере не позволило привлечь значительные инвестиции на крымские курорты. Лишь результатом налаженных долгосрочных связей между странами является активное инвестиционное сотрудничество крымских предприятий с инвесторами стран СНГ (табл. 1). Как видно из таблицы 1, с 2008 года наблюдается резкое снижение активности инвесторов Российской Федерации, что связано с политической нестабильностью в отношении стран, а также следствием мирового финансового кризиса. В то же время заметен рост объема иностранных инвестиций из Узбекистана и Беларуси, что является положительной тенденцией.
Но установлено, что иностранные инвестиции в санаторно-курортный комплекс АР Крым используются недостаточно эффективно, так как в основном направляются в крупные санаторно-курортные учреждения уже развитых регионов (г. Ялта, г. Алушта, г. Евпатория) и мало затрагивают учреждения наиболее перспективных регионов — Сакский и Бахчисарайский районы (табл. 2).
Таблица 2
Группирование территорий АРК по достигнутому уровню развития и имеющемуся потенциалу [9]
Уровень социально-экономического развития Имеющийся потенщал
Высокий Средний Низкий
Высокий г.Ялта, г.Алушта, г.Феодосия Г.Судак
Средний Симферопольский, Сакский районы, г. Симферополь, г. Евпатория Красногвардейский, Джанкойский, Красноперекопский, Кировский, Советский, Черноморский районы, г. Керчь Первомайский, Раздольненский районы
Низкий Бахчисарайский район Ленинский район Белогорский, Нижнегорский районы
Наличие территорий с разным уровнем развития является причиной их дальнейшей сегрегации вследствие активного перераспределения ресурсов в пользу крупных городов и мощных экономических центров, углубляя отсталость остальных территорий. Разница в потенциалах приводит к большим разрывам в уровне социального развития территорий, что, в свою очередь, усиливает миграционные процессы и ухудшает демографический потенциал менее развитых субрегионов. Кроме того, инвестиционные вложения необходимы не только санаторно-курортным учреждениям для совершенствования материально-технической базы, но и курортным регионам в целом. На низком уровне находятся разработка и внедрение инновационных проектов, сохранение и обновление памятников истории, культуры, архитектуры, обустройство пляжей и т. д.
На мировом рынке санаторно-курортных услуг Украина занимает незначительную долю, что связано с отсутствием за границей и в Украине действенной рекламы санаторно-курортных возможностей государства, а также эффективных механизмов формирования положительного имиджа региона, несмотря на ежегодное выделение из бюджета АР Крым средств на проведение курортного сезона (табл. 3.).
В целом можно отметить, что фактически средства выделяются в полном объеме за исключением некоторого отклонения от запланированной суммы. Основными мероприятиями, на которые направлялись средства в 2010 г., явились:
Таблица 3
Бюджетное отраслевое финансирование подготовки и проведения курортного сезона, млн. грн.
Год Предусмотрено в бюджете АР Крым на подготовку и проведение курортного сезона Фактически выделено
2000 1,6 1,4
2001 2,5 1,3
2002 1,3 1,120
2003 1,3 1,06
2004 1,3 0,517
2005 1,5 1,495
2006 1,5 1,465
2007 2,48 2,392
2008 2,75 2,720
2009 1,8 1,528
2010 3,1 2,89
* Составлено автором по данным Министерства курортов и туризма АРК
Таблица 1
Страны-инвесторы в санаторно-курортную сферу за период 2005-2009 гг.*
Страны- 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
инвесторы
Российская 78,9% 80,4% 69,4% 30,7% 30,0%
Федерация
Узбекистан 14,8% 14,5% 14,3% 36,4% 37,4%
Беларусь 4,1% 1,1% 9,9% 23,6% 23,5%
Кипр - 1,8% 4,2% 8,7% 8,5%
Объединенное 0,2% 0,2% 0,2% 0,5% 0,5%
Королевство
Ирландия - - - 0,1% 0,1%
Виргинские 2,0 2,0 1,9 - -
острова
* Составлено автором по данным Министерства курортов и туризма АРК
2011/№2
127
участие в специализированных туристических выставках, ярмарках, биржах, фестивалях и других международных мероприятиях по популяризации рекреационных возможностей Крыма — 557,1 тыс. грн. (17,9 %);
изготовление и приобретение полиграфической рекламно-информационной и сувенирной продукции — 507,4 тыс. грн. (16,4 %);
осуществление мероприятий по рекламе рекреационных возможностей Крыма (проведение рекламных туров, изготовление и размещение видеороликов, щитовая реклама) — 818,5 тыс. грн. (26,4 %);
осуществление мероприятий по поддержке развития специализированных видов туризма — 206,8 тыс. грн. (6,7 %);
проведение работ по объявлению природных территорий Автономной Республики Крым курортными территориями местного значения (Решение Верховной Рады АРК от 19 марта 2008 года №801-5/08) — 295,4 тыс. грн. (9,5 %);
мероприятия по выполнению Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 г. — 140 тыс. грн. (4,5 %).
Кроме перечисленных мероприятий, из бюджета АР Крым финансируются Республиканские конкурсы и конгрессы, маркетинговые исследования, создание и обеспечение работы туристско-информационных центров. По сравнению с предшествующими, в частности, 2007-2009 гг, в плане подготовки и проведения курортного сезона 2010 г. не было предусмотрено средств на размещение рекламной информации об отдыхе и оздоровлении в Крыму на телеканалах СНГ и Украины, проведение рекламных туров для представителей турбизнеса и журналистов из стран Западной Европы, стран СНГ и Украины. Мероприятия в основном носят локальный характер, и не ориентированы на потребителей других стран, что не способствует выходу курортов на мировой рынок туристических услуг.
Неэффективность маркетинговых механизмов порождает проблему сезонности, как одну из основных причин низкой эффективности функционирования санаторно-курортных предприятий. Ярко выраженная сезонность препятствует накоплению средств, необходимых для развития здравниц. Накопленные в течение высокого сезона средства направляются на поддержание неприбыльного предприятия в межсезонье. Убытки формируются в результате затрат на охрану, амортизационных отчислений, капитальный и текущий ремонты, удержание персонала. Низкий уровень заполняемости создает проблему экономической отдачи предприятий. Данная проблема носит двойственный характер с позиции управления трудовыми ресурсами: с одной стороны, неравномерная загрузка приводит к недоиспользованию персонала, а с другой — сложность в заполнении рабочих мест и удержании квалифицированного медицинского персонала, что отражается на качестве обслуживания и приводит к неудовлетворенности рекреантов.
Наибольший уровень загрузки обеспечивают санатории, предоставление услуг которых напрямую связано с наличием природных лечебных факторов. К таковым относятся санаторные учреждения г. Саки и г. Евпатории, в лечении которых преобладает применение грязи сакс-кого соленого озера. Наличие такого ценного природного ресурса обеспечивает загрузку сакским санаториям на
уровне 87 %. Высокая заполняемость наблюдается в санаториях ЮБК, особенно г. Ялты и г. Алушты, что обеспечивается не только наличием благоприятных факторов для лечения заболеваний дыхательной системы, но и более развитой инфраструктурой по сравнению с другими курортными регионами. Спросом у отдыхающих пользуются санатории, которые лечат неспецифические заболевания органов дыхания, центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистые заболевания. Востребованность такого рода санаторно-курортных учреждений объясняется высоким уровнем заболеваемости населения Украины (табл. 4)
Такие факторы как расположение и наличие природных лечебных ресурсов предопределяет загрузку санаториев. Как правило, санатории с высоким уровнем загрузки — это крупные учреждения, производственная мощность которых позволяет не только предоставлять услуги круглогодично, но и эффективно использовать основные и оборотные средства, обеспечивая закупку современного диагностического и медицинского оборудования; обновление номерного фонда; благоустройство инфраструктуры территории; применение современных методов стимулирования продаж. Следует отметить, что на рынке санаторно-курортных услуг Крыма отсутствуют явные лидеры среди предприятий малой и средней мощности, функционирующие в основном сезонно. Причинами этого служат неспособность стабильно функционировать в силу высоких административных и эксплуатационных расходов, а также возможности проводить эффективную рекламную кампанию.
Рассматривая источники формирования имущества санаторно-курортных предприятий, а также финансовые условия развития, следует отметить сложность финансового обеспечения деятельности здравниц. Недостаточность финансового обеспечения в первую очередь отражается на деятельности специализированных санаторно-курортных учреждений, являющихся неприбыльными.
Основная задача любого предприятия сферы услуг — обеспечить высокий уровень обслуживания. Если развитие инфраструктуры курортов регулируется государством, то уровень сервиса, медицинского и экскурсионного обслуживания являются внутренними факторами предприятия и зависят от уровня квалификации и компетентности медицинского и обслуживающего персонала, его готовности к самосовершенствованию и развитию с учетом рыночных условий.
Выводы. В настоящее время конкурентоспособность предприятий санаторно-курортного комплекса АР Крым не может быть обеспечена без учета интеграци-
Таблица 4
Заболеваемость населения Украины, тыс. чел. [8]
Годы Всего Заболевания нервной системы Заболевания органов дыхания Заболевания системы кровообращения Заболевания кост-но-мышечной системы и соедини- Заболевания кожи и подкожной клетчатки Заболевания мочеполовой системы
2000 33471 748 14639 2338 1571 1996 1939
2005 32912 754 13894 2430 1600 1936 2185
2006 32240 764 13308 2431 1597 1906 2172
2007 32807 752 13946 2437 1569 1952 2132
2008 32467 753 13671 2478 1567 1911 2136
2009 33032 754 14528 2423 1544 1890 2140
2010 33080 750 14595 2390 1532 1921 2138
онных процессов, протекающих во всем мире. Направления развития санаторно-курортных предприятий должны предполагать не только максимальное использование ресурсного потенциала, но и дополнительных возможностей, активно применяемых ведущими зарубежными курортами. Следует учитывать, что кроме природно-климатических ресурсов потребители оценивают и другие факторы: разнообразие видов туризма, качество курортно-туристического обслуживания и ценовое предложение рекреационных предприятий, имидж и популярность курорта. Таким образом, для повышения уровня международной конкурентоспособности санаторно-курортного продукта первостепенное значение имеет формирование системы менеджмента качества, развитие инфраструктуры, совершенствование материально-технической базы, расширение спектра предоставляемых услуг. Важным также является государственная поддержка санаторно-курортной сферы и комплексность мероприятий по развитию курортных регионов.
Литература
1. Портер М. Э. Конкуренция [Текст] : учеб. пособие / М. Э. Портер. — М. : Издательский дом «Вильямс», 2000. — 145 с.
2. Реутов В. Е. Управление конкурентоспособностью [Текст] : моногр. / В. Е. Реутов, Н. З. Вельгош. — Сим-
ферополь : Таврия, 2005. — 200 с.
3. Ярош А. М. Курорты Крыма среди приморских климатических курортов мира [Текст] / А. М. Ярош, В. М. Ефимова, С. С. Солдатченко. — Симферополь : Антиква, 2010. — 76 с.
4. Ефимова В. М. Курортология, антропоклиматоло-гия, лечебный туризм [Текст] : словарь-справочник / В. М. Ефимова, С. А. Ефимов. — Симферополь : Антиква, 2010. — 260 с.
5. Прюенко В. Г. Охорона здоров'я в Криму: еволю-щя i концепщя розвитку [Текст] / В. Г. Прюенко. — Омферополь : Таврiя, 1999. — 234 с.
6. Харiчков С. К. Стратепчш орieнтири розвитку рекреацшно-туристично! сфери в Украшському При-чорномор'1 [Текст] / С. К. Харiчков, О. А. Воробйова,
1. М. Дишловий // Репональна економка. — 2009. — №
2. — С. 23-30.
7. Крым. Курорты. Туризм. [Текст] : статистический бюллетень — 2010/ Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым. —Симферополь, 2010. — 28 с.
8. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : // www. ukrstat. gov. ua.
9. Стратегия развития Крыма до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : //www. ark. gov. ua.