К вопросу построения модели информационного пространства внеучебной деятельности
Ключевые слова: воспитательная вне-учебная деятельность, информационные и коммуникационные технологии, единое информационное пространство учебного заведения, информационная модель.
Во внеучебной сфере образовательного процесса формируются многие необходимые современному выпускнику качества, поэтому организация воспитательной внеучебной работы является актуальной проблемой для современного учебного заведения. Информационные и телекоммуникационные технологии, занимая все большее место в жизни человека, могут быть включены во все формы, направления и уровни воспитательной внеучебной деятельности, эффективность которой во многом определяется качественным информационным и техническим сопровождением. Создание единого информационного внеучебного пространства предоставляет дополнительные возможности для решения актуальных воспитательных задач. Теоретическое изучение данной проблемы, систематизирующее информационные ресурсы, обеспечит возможности интенсификации различных направлений внеучебной деятельности. Построение информационного воспитательного внеучебного пространства должно осуществляться на основе предварительного построения модели, учитывающей специфику вуза, приоритетные направления воспитательной деятельности, кадровый потенциал. Создание информационной модели внеучебного пространства вуза, объединяющее выделенные компоненты, будет обладать теоретическим и практическим значением. Только четкая структура взаимосвязанных и взаимодействующих ИКТ-элементов внеучебного процесса, подчиненная единой цели (концепции) переведет информатизацию внеучебной работы вуза из суммативной системы на качественно новый современный этап, делающий возможным конкуренцию внеучебной деятельности с внешними вариантами проведения свободного времени.
Денисова А.Б.,
зам. первого проректора по воспитательной работе МТУСИ,
к.ф.н., доцент,
Воспитательная деятельность, входя в структуру различных направлений деятельности учебного заведения, реализует, по Парсонсу [1], функциональный императив интеграции. Сферы внеучебной деятельности возникают на стыке взаимодействий различных направлений и видов деятельности учебных заведений, и их совокупность существует как самостоятельная социальная система, имеющая разветвленные внешние и внутренние связи и обладающая обратными связями.
Способности, необходимые и культивируемые в годы студенческой жизни — умение работать в стрессовой ситуации, мотивировать к работе других людей, способность преподать себя и свои достижения на публике, ярко выражать свои идеи, отстаивать свое мнение, многофункциональность и мобильность, творческий подход и способность к инновациям — остаются наиболее востребованными и в послевузовской практике. Все они не появляются сами по себе, а нуждаются в целенаправленном систематическом воспитании. Поэтому вопросы организации воспитательной внеучебной работы являются сегодня особенно актуальными, так как именно в рамках внеучебной системы происходит формирование новых качеств и навыков будущего специалиста и активного члена социума через освоение социальных ролей, овладение разнообразными видами и формами деятельности, что дает некий новый интегральный результат образовательного процесса в целом [2].
Наряду с природным, социальным, культурным пространствами информационное пространство начинает занимать значительное место как повседневности, так и в профессиональной сфере. Современные дети с раннего возраста включаются в процесс освоения новейших технологий, приобщаются к коммуникационным средствам. Роль информационных процессов во всех видах деятельности только растет, а значит, возрастает работа по освоению этой информа-
ции человеком и зависимость эффективности от использования информационных технологий. Коммуникативная и информационная компетенции — важнейшие средства социализации, адаптации и самореализации в современном мире, характеризующемся стремительными изменениями информационных потоков, используемых технологий и необходимостью умения ориентироваться во всем этом.
Эффективность воспитательного процесса в современных условиях существования общества невозможна без качественного информационного и телекоммуникационного сопровождения. Воспитательное пространство вуза, насыщенное информационными средствами способствует адаптации студента в измененном информационном мире, формирует его информационную культуру. Включение продуктов технического прогресса во внеучебную сферу делает более привлекательными традиционные формы, повышает индивидуализацию и личностно-ориентированную направленность педагогического воздействия, открывая новые технологические варианты воспитания и изменяя интеграционные взаимосвязи элементов образовательного процесса в целом. Возрастающая информационная составляющая любого мероприятия позволяет сделать воспитательный процесс более насыщенным и активизировать воспитательную работу в новых условиях существования человека.
Использование инфокоммуникационных технологий в воспитательной внеучебной деятельности позволяет более эффективно решать целый спектр задач:
— ИКТ предоставляют широкие возможности в индивидуализации подхода;
— формируют когнитивный, технологический (навыки применения информационных технологий), аксиологический (мотивационно-ценностный) и личностный (эмоциональный) компоненты информационной культуры личности;
— использование ИКТ в любом направлении внеучебной деятельности повышает мотивацию;
— визуализация материала повышает его наглядность, возможность пространственно-временной трансформации и более глубокого проникновения в сущность образов, происходит комплексное
воздействие на различные органы чувств и, как следствие, усиление эмоционального фона происходящего;
— новейшие технологии позволяют подавать материал в игровой форме, что обеспечивает лёгкость и привычность процессов организации внеучебных мероприятий и их восприятия;
— возрастающие интерактивные возможности ИКТ расширяют и усиливают активные методы и формы внеучебной деятельности (различные формы совместных сетевых проектов, включающих использование возможностей поисковых систем и удаленную экспертную поддержку руководителя, интерактивные игры, мастер-классы, заочные конкурсы, опросы, голосования), упрощают совместную работу в режиме онлайн;
— происходит активизация самостоятельной деятельности с максимально широким спектром возможностей ее применения;
— обеспечивается неограниченная зона коммуникации и контактов, независимо от пространственного расположения и разности временных поясов, при возможности анонимности общения (что часто очень важно для молодых людей в процессе адаптации и социализации);
— ускоряются и сокращаются организационно-управленческие операции (сбор, хранение, обработка и документирование, оформление результатов в наглядной форме (диаграммы, графики, таблицы, презентации), интерактивный диалог, рассылка, регистрация и др.).
Несмотря на то, что информатизации подвергаются все виды деятельности образовательных учреждений, тем не менее это пока еще разрозненные процессы, не поддающиеся единой организационной линии. Создание единого информационного пространства вуза — сложная задача, решение которой упирается не столько в проблему технической оснащенности и возрастающей стоимости обучения по сравнению с традиционными технологиями (относительная дешевизна и распространение индивидуальных технических средств, появление бесплатного программного обеспечения, распространение "облачных, сервисов" делают эту проблему решаемой), сколько в проблему формирования готовности и мотивации преподавателей и сотрудников осуществлять эксплуатацию систем, средств и ресурсов в профессиональной деятельности, осваивать новые методики преподавания, менять отработанные годами схемы работы с информацией. Уровень информатизации напрямую зависит от уровня ИКТ-компетентности сотрудников. Поэтому возникает необходимость повышения их информационной грамотности, профессиональной переподготовки для понимания используемых технологий, создания и издания новых учебников и пособий.
Проблема усугубляется недостаточностью методик разработки и использования ИКТ в образовании, заставляющие преподавателей искать их эмпирическим путем, и отсутствием специалистов (часто даже на уровне штатного расписания), осуществляющих техническое обслуживание. Формирование информационной среды обычно разнесено в пространстве и во времени, а информационные ресурсы разрабатываются совершенно разными людьми, руководствующимися разными критериями, как в выборе содержательного наполнения, дизайна, так и в структурировании материала и выборе приемов оперирования с ним. После того, как эти ресурсы объединяются, информация в них получается неоднородной, разнокачественной, а отсутствие единых технологических стандартов не дает возможности корректировки и доработки материала после того, как автор ресурса по каким-то причинам перестанет его поддерживать. Объемы информационного контента образовательного учреждения предполагают большое количество исполнителей, которые регулярно и осмысленно будут обновлять содержание закрепленных за ними участков, координируемых как содержательно так и технически единым центром, что влечет за собой создание и финан-
сирование некой дополнительной структуры.
Недостаточность опыта в построении единого информационнообразовательного пространства и малочисленность исследований этого вопроса приводят к тому, что в большинстве вузов проблемы информационной среды решаются технически, ситуационно (оцифровали часть книжного материала, добавили видеоархив, сделали тестовую систему и т.д.), без общего единого стратегического плана развития, унифицированных требований необходимых для объединение разрозненного контента, информационных средств и технологий в единую информационно-образовательную среду учебных заведений [3].
Отсутствие единообразия и системного подхода в разработке, внедрении и эксплуатации ресурсов, психолого-педагогические, технологические проблемы затрудняют использование преимуществ интернет-среды в воспитательном процессе. Тем не менее, внеучебная деятельность, как более узкая сфера, сосредоточенная часто в едином центре и замыкающаяся на одном отделе или даже человеке, постоянно подпитывающаяся тенденциями молодежной среды, дает возможность воплотить идею единого информационного пространства на отдельно взятом достаточно большом направлении работы образовательного учреждения, что в дальнейшем может распространиться на всю вузовскую систему. Поэтому теоретическое изучение данной проблемы, систематизирующее информационные ресурсы внеучебной сферы, обеспечит возможности интенсификации различных направлений внеучебной деятельности. Только четкая структура взаимосвязанных и взаимодействующих ИКТ-элементов внеучебного процесса, подчиненная единой цели (концепции) переведет информатизацию внеучебной работы вуза из суммативной системы на качественно новый современный этап, делающий возможным конкуренцию внеучебной деятельности с внешними вариантами проведения свободного времени.
Интегрирование во внеучебный процесс комплексных web-систем предполагает разработку принципов и методик их использования, с последующей апробацией и детальным анализом опыта использования информационных ресурсов на разных уровнях и в различных формах внеучебного процесса, регулярный мониторинг с целью выяснения необходимости применения тех или иных средств и постоянную доработку, дополнение и обновление функций. Повышение качества и эффективности внеучебного процесса с помощью ИКТ на практике напрямую зависит от степени отбора и актуальности информационных ресурсов и оперативного реагирования на изменения в молодежной среде.
Виртуальное внеучебное пространство воспитательного процесса, модернизирующее систему воспитательной работы на основе ИКТ, должно содержать:
— информационные ресурсы (информация на определенных носителях, базы данных), раскрывающие информационную составляющую внеучебной деятельности в целом, в т.ч. нормативная база, методическое обоснование, на основании которых происходит содержательная проработанность информационных ресурсов и средств, от качества и уровня которых напрямую зависит качество внеучебной деятельности и ее воспитательный эффект;
— организационно-управленческие средства, повышающие эффективность работы организационного центра, который регулирует инфопроцессы, потоки информации и так же обеспечивает функционирование и развитие виртуального пространства;
— методические ресурсы;
— программно-техническое обеспечение (телекоммуникационные ресурсы, совокупность технических и программных средств);
— коммуникативные средства, создающие возможность общения и оперативной передачи информации.
Чтобы выделенная нами область образовательной деятельности
— воспитательная внеучебная среда — работала, соответствовала современному этапу развития общества, она должна быть многоуровневой, информационно насыщенной как ресурсно, так и технически. Разнообразные составляющие информационного воспитательного пространства должны воспроизводится в виртуальной сфере на разных уровнях: и на официальном (раздел вузовского сайта или отдельный портал внеучебной деятельности университета), и на неофициальном (группы в социальных сетях, форумах, распространение видеоинформации, отдельные страницы, блоги студентов, выпускников и т.п.), находясь в общем информационном пространстве интернета.
Средства информатизации процессов внеучебной деятельности подчиняются тем же требованиям, унифицированным подходам, в соответствии с которыми функционируют другие информационные составляющие вузовских процессов [4]. Соблюдение этих требований необходимо еще и для того, чтобы была возможность объединения ресурсов и включения их в единое информационное пространство вуза. Поэтому целесообразно выработать некие критерии соответствия для возможности интеграции учебной и внеучебной работы.
Наиболее эффективным для систематизации данных факторов является метод информационного моделирования. Информационная модель — "совокупность взаимосвязанных описаний понятий о предмете изучения на основе применения знаковых систем", отражающих "качественные и количественные свойства объектов и процессов, составляющих предмет изучения, а также логические, функциональные, пространственные и временные отношения между ними" [5].
Перед формированием единого информационного воспитательного пространства целесообразно выстроить модель, учитыва-юшую специфику вуза, приоритетные направления воспитательной деятельности, кадровый потенциал. Воспитательный процесс, реализующийся в вузах, различается как концептуальными, теоретическими подходами, так и практическими технологиями, основной направленностью (ведущими видами воспитательной работы), концентрированностью по горизонтали (разнообразие среды, возможность включения в разные виды деятельности) и по вертикали (концентрация во времени). Опираясь на уже построенные модели функций, компонентов воспитания, можно выделить базовые составляющие, которые в каждом случае будут индивидуально наполняться и модифицироваться под изменяющиеся запросы. Информационные средства (программные системы, оболочки, базы данных), используемые во внеучебной работе можно поделить на следующие подгруппы:
1. Средства автоматизации организационно-управленческого
процесса внеучебной деятельности:
• средства, позволяющие архивировать, осуществлять быстрый доступ и поиск фактических данных;
• информационная автоматизированная подсистема статистики;
• программы, систематизирующие и координирующие различные виды (подразделения) внеучебной деятельности;
• модуль документирования.
2. Средства информационного обеспечения:
• внешние и внутренние информационно-коммуникативные управленческие каналы (межгрупповая коммуникация);
• средства массового информирования (массовая коммуникация);
• различные средства неформального межличностного общения (межличностная коммуникация);
• информационная интеграция с другими системами внеучеб-ной работы.
3. Информационно-технические средства, обслуживающие мероприятия.
4. Информационные средства для обеспечения трудоуствойст-ва (электронная биржа труда).
5. Ресурсы для поддержания корпоративной культуры.
Возможны различные (авторские) теоретические подходы к систематизации информационных ресурсов, обеспечивающих полноту информатизации различных видов внеучебной деятельности. Создание информационной модели внеучебного пространства вуза, объединяющее выделенные компоненты, будет обладать теоретическим и практическим значением.
Литература
1. Парсонс Т Функциональная теория изменения//Американская социологическая мысль. — М.: Изд-во МГУ — 1994.
2. Денисова А.Б. Роль внеучебной деятельности в подготовке современного специалиста // Известия Казанского государственного архитектурностроительного университета. — 2012. — №3(21). — С.225- 229
3. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза//Автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — Москва, 2009. — 48с.
4. Ахметов Б.С, СаухановаЖ.С., Тлегенова Б.Ш. Информационная образовательная среда: принципы построения и этапы разработки // Технология высшего образования в XXI веке: проблемы и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции. — Актобе: АГУ им. К. Жубанова.- 2002. — С.135-137.
5. Григорьев С.Г, риншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. — Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. — 286 с. — С.65.
To the question of constructing a model of information space of extra-curriculum activities
Denisova A.B., MTUCI, Russia
Abstract
In the field of extracurricular educational process generated many of the necessary modern graduate quality, so the organization of educational extracurricular activities is a challenge for the modern school. Information and communication technology, more and more taking place in human life, may be included in all forms, directions and levels of educational extracurricular activities, the effectiveness of which is largely determined by the qualitative information and technical support. Creation of a common information space provides additional extracurricular opportunities to address current educational problems. Theoretical study of the problem, systematizing information resources, enabling intensification of various directions of extracurricular activities. Building the Information extracurricular educational space should be based on the preliminary construction of a model that takes into account the specifics of the university, the priorities of educational activities, human resources. Create an information model of the university extracurricular space that combines the selected components, will have a theoretical and practical value. Only a clear structure of interconnected and interoperable ICT extracurricular elements of the process, the subordinate one goal (concept) will transfer the informatization of extracurricular activities of the university of summative system to a modern stage, making it possible to compete with extracurricular activities with outside options of leisure.
Keywords: educational extracurricular activities, information and communication technologies, a single information space of the institution, information model.