25 декабря 2011 г, 3:42
ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Информационные технологии в образовательновоспитательном процессе
Рассматривается роль И КТ в учебной и внеучебной деятельности. Третий государственный стандарт предполагает формирование у студентов определенных обсцекультурных компетенций, которые могут появиться и развиться только в определенной социокультурной среде вуза со спланированной и выстроенной комплексной программой воспитательной внеучебной работы, для эффективности действия которой необходимо использовать новейшие информационные технологии.
Денисова А.Б.,
заместитель первого проректора по воспитательной работе, к.ф.н., доцент
Современное общество характеризуется ускорением темпов развит« техники, созданием новых интеллектуальных технологий, переходом от энергет^еских к информационным технологиям На протяжении всей истории человечество, являясь следствием любого вида человеческой деятельности, информация оказывала непосредственное влияние на жизнь, как всего общества, так и его отдельных представителей, но до определенного момента она не влияла непосредственно на производительность общественного труда. Экспоненциальный прирост колкнества информации, циркулирующей сегодня в мире, превратил ее из фактора второго плана в важнейший эконом^еский, политический фактор и особый социально-экономический ресурс — информационный потенциал, что отражает возрастающую информационную зависимость общества (по мнению специалистов, частота передачи информации на негенетическом уровне превысила частоту передачи информации на генетическом уровне). Если раньше окружающий мир и самого человека можно было описать через материю, пространство, время и движение, то сегодня к этим фундаментальным характеристикам бытия философия добавляет категорию "информация", которая явилась основной силой в познании и практике.
Технические достиженкв XX века в области связи и информатики привели к тому, что в мире сложилась определенная информационная среда взаимодействия людей — информационно-телекоммуникационное пространство, где поведение человека меняется не в зависимости от информации об окружающих его предметах объективного мира, а от коммуникативной информации, содержащей мнение об этих объектах других людей. Основой для формирования этого нового вида реальности послужила глобальная компьютерная сеть интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Динамика социальных явлений определяет скорость появления, создания и открытия новых информационных пространств, объединяющих людей друг с другом различными информационными связями. Можно говорить о том, что И КТ поменяли основную функцию культуры: если в 19 веке основной задачей культуры было просветительство, в 20 — создание праздника, то в 21 веке культура — это прежде всего бизнес социокультурное проектирование — создания новых смыслов и ценностей на основе информации, которая благодаря интернету практически моментально доходит до огромного количества людей (что еще раз подчеркивает существование информации как ресурса).
Все процессы общественной жизни взаимосвязаны и чосто определяющее и определяемое меняются местами. Тип социальной организации изменяется в целом: коренная социальная трансфор-
мация с изменением социальных структур и роли общественных институтов совпадает с революционными изменениями, происходящими в научно-технической, информационной среде, обнаруживая теснейшую связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и применением И КТ. Очевидна необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий. Успешное развитие общества возможно только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ. Развитие цивилизации в целом зависит от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием.
Широкое, активное и эффективное внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в образовании существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта, повышает качество обучения и образования, позволяя человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Скорейшее внедрение ИКТ в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям современности и процессу реформирования традиционной системы образования.
Процессы интеграции в современной науке и технологиях заставляют трансформироваться профессиональную сферу деятельности, коренным образом изменив требования к качеству и процессу подготовки будущего специалиста. Это связано не только с возросшими, но и качественно изменившимися требованиями к профессиональному уровню работников — на смену хорошо обученному специалисту приходит быстро обучаемый, так как знания постоянно устаревают, и нуждаются в постоянном обновлении. В этом смысл непрерывного образования, так как формирование высокой информационной культуры не является конечным процессом Важно не столько получение новых знаний, сколько владение методами по* иска и обработки необходимой информации, умение критически оценивать и анализировать и систематизировать знания, так как получить их впрок невозможно.
После распада СССР и появившегося желания изменить все, что было в Советском Союзе (в том числе, и систему образована), образование в техническом вузе стало в некотором смысле узконаправленным: решалась главная задача — формирование высококвалифицированного специалиста, умеющею решать сложнейшие технические задачи. Это совпало со временем появления, бурного распространения и вторжения в ношу жизнь новейших ИКТ, поэтому, в некотором смысле, такая однонаправленность была оправдана. Когда информационные технологии стали неотъемлемой и привычной частью существования нашего общества, появилось понимание того, что профессионально подготовленный специалист, получивший образование в техническом вузе, не может избежать проблем гуманитарного плана — формирование мировоззрения, ха-
Т-Сотт, #10-2011
19
ростера и способов взаимодействия человека с миром, природой, техникой, социальной и политической сферами и тл Поэтому проблема гуманитаризации образования остро встала в последнее время не случайно, она стала насущной необхош*лостъю высшего технического образования, которое может считаться гуманитарно сформировавшимся, если оно направлено на подготовку, как высокопрофессиональных конкурентноспособных специалистов, так и воспитание нравственно и духовно состоятельных молодых людей, ориентированных в своей профессиональной поведенческой деятельности на общечеловеческие, гуманистические ценности, обладающих социальной активностью и качествами гражданина-патриота, физическим здоровьем, высокой общей культурой интеллигента, способного уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни.
Именно это прописано в третьем образовательном стандарте в качестве общекультурных компетенций студентов, которые необходимо сформировать за процесс обучения в вузе:
— владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей еедостижения;
— уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
— обладать готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
— использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы и тд
Система новых экономических взаимоотношений не только проникла во все сферы жизнедеятельности и изменила их, но и вывела на первый план личность с ее приоритетами, как в социальной, так и профессиональной сферах — зачастую требуется не просто найти сферу приложен« своих интересов, но и создать ее самому. Кроме того появились определенные требования к профессионально-значимым качествам личности, в частности управленческим но-выкам — переход предприятий и фирм на работу с европейскими стандартами качества требуют не только знания этих требований от выпускников, но и умений организовать свою деятельность и роботу организации на уровне этих требований.
Такая подготовка специалиста может быть осуществлена лишь при решении данной задачи через интеграцию учебной, производственной и внеучебной деятельности студентов, где становится возможным не только моделировать процессы различных профессиональных деятельностей, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования нравственности и ценностных ориентиров, но и конструктивно реализовывать их на практике.
Несмотря на потребность в гуманитаризации образования, в технических вузах все также сокращаются часы на гуманитарные дисциплины, имеющие этико-психологическую направленность, формирующие навыки общения, направленность к самоанализу, саморефлексии. Поэтому времени и места, где студенты могут высказываться и формулировать свои мысли, становится все меньше — коммуникативным способностям личности, способности выявлять и порождать новые смыслы негде проявляться.
Языковая среда является важнейшим средством социализации личности, и не только кок общекультурный фон, но и как инструмент познания окружающего мира и социума. Она обуславливает систему ценностей, интересов личности, еесоциальные черты — усвоение и кои видом социального опыта, приобретение им социально значимых качеств сознания и поведения. В условиях ограниченности часов предметов гуманитарного цикла и перекладывания части про-
граммы в раздел "самостоятельной работы студентов", формирование и реализация общекультурных компетенций возможна только при условии организованной и спланированной воспитательной, внеучебной жизни вуза, в ходе активной коммуникации. Внеучебная работа становится чуть ли не единственным местом, где студент может осуществить себя в коммуникативном процессе.
Начало обучен« в вузе совпадает с периодом активного формирования личности, с новой фазой ее интеллектуального, нравственного, психического развития. Активное формирование целостной, социально-зрелой личности связано с выработкой ценностных ориентаций, влияющих на дальнейшее самоопределение субъекта, во многом зависящем от характера общей направленности взаимоотношений со средой. За время обучения происходит не только профессиональное самоопределение молодого человека, но и в результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций формируются жизненные планы, становление активной жизненной позиции. На вузе лежит огромная ответственность, так как именно за годы обучения окончательно формируется целостная мировоззренческая и общественная позиция, которая, естественно трансформируется в течение жизни, но тем не менее базис, заложенный родителями-школой-вузом обычно остается неизменными.
Равновесие между адаптирующимся "Я" и внешней средой может достигаться различными методами, но объективным показателем достижения успешного результата является когнитивная и социальная активность, основанная, прежде всего, на коммуникации, на умении формулировать и выражать свои мысли. Организованная и правильно спланированная внеучебная деятельность вуза предоставляет возможность самораскрытия и самореализации студентов, возможность попробовать себя в различных ипостасях и направлениях деятельности. Внеучебное время располагает оптимальными условиями и возможностями для раскрытия творческих способностей, талантов студентов, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту для неформального общения.
В этот период происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа "Я", с чем связана тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на друтих. Внеучебная деятельность — самая достойная площадка для такого определения (неформатные, нестандартные молодые люди могут найти, проявить и раскрыть себя часто только в таких видах деятельности, и обретенная здесь уверенность в себе переходит в другие сферы жизни человека). В студенческом возрасте психологами отмечается нестабильность эмоциональной сферы, периодическим переживанием неудовлетворенности жизнью, собой, другими людьми. Но при обращении энергии этих эмоциональных состояний на решение сложных творческих и значимых для студента задач неудовлетворенность может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе. Кроме того именно во внеучебной деятельности реиюется часть проблем, которые авторы книги "Психология юности" Л. Коул и Дж. Холл называют основными, которые должны быть решены в юности: навыки обращения со свободным временем (постоянная проблема занятости); построение психологии жизни (проживание ролей, что актуально для сегодняшнего, почти не читающего классику поколения); идентификация "я".
Вопросы организации воспитательной работы являются сегодня особенно актуальными, так как большинство студентов находятся в стенах вуза лишь во время учебного процесса, а свободное время, досуг предпочитают проводить на улице, в "злачных" местах, получая много негативной информации, влияющей на формирование жизненных устоев Чтобы воспитательная работа вуза не стала формальным атавизмом, и могла конкурировать с огромным количест-
20
Т-Сотт, # 10-2011
вом развлечении, зрелищ и мероприятии, предлагаемых улицеи, необходимо совершенствовать и модифицировать ее формы. Несмотря на то, что основные формы внеучебной воспитательной деятельности долгое время остаются неизменными: смотры, конкурсы, конференции, научные и творческие центры, соревнования, фестивали, круглые столы, школы актива и тд — сегодняшнее состояние научно-технического прогресса предоставляет нам возможности использования огромного арсенала технических средств, в том числе и информационные технологии.
Информационные технологии могут быть включены в практически любые формы воспитательной роботы, начиная с интерактивных опросов, голосований, игр, проведения отборочных заочных туров, видеоконференций, сетевых заседаний до использования их по прямому назначению: для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. Внеучебная деятельность тем успешнее, чем лучше осуществляется информационная работа: необходимо пользоваться преимуществами интернета — массовой рассылкой, созданием групп, событий и встреч в социальных сетях, интернет-страниц или сайтов сообществ (учебных групп, творческих или научных коллективов, молодежных советов, центров, объединений и тд) — создавая единое информационное пространство для консолидации сил студенчества, создания единых проектов, проведения совместных мероприятий и, наконец, к наибольшему охвату целевой аудитории.
Формирование личности, готовой к жизни в информационном мире, невозможно без единого образовательного пространства учебного заведения, тем более, что в сознании современного молодого поколения уже заложена необходимость применения интернет во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, общении со сверстниками, отдыхе и т. д).
Процесс информатизации и компьютеризации общества способствует формированию специфического информационного образовательного пространства, в котором должна разворачиваться и учебная, и внеучебная работа, что предполагает построение пространство развивающих форм воспитания и обучения с использованием информационных средств. Если информационно-образовательная среда предполагает педагогическое пространство с про-граммно-телекоммуникаиионным обеспечением, на базе которого ведется, информационно поддерживается и электронно документируется учебный процесс*, то виртуальная среда воспитательного процесса должна содержать различные сайты (групп, факультетов и тд), порталы студенческой деятельности, студенческие проекты, интерактивные опросы, конференции, социальные группы по интересам, встречи, различные тестовые задания, интерактивный игры, телемосты, видеоролики выступлений и расширенное пространство коммуникации и объединения по интересам. При чем образование и воспитание необходимым образом переплетаются и вза им пополняют друг друга — в учебники, методички, тестовые задания
включают вопросы нравственного, воспитательного характера, а само создание виртуальной среды, осуществляясь силами студентов заставляют их углубляться в техническую сферу, совершенствуя умения и навыки. Создание такой информационно-образовательновоспитательной среды позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в виртуальную облость, в которой с одной стороны, происходит самообучение и саморазвитие, а с другой — дополняются необходимые моменты коммуникации, которая не связана какими-либо пространственными и временными рамками (послать письмо по электронной почте или общаться в 150 можно и ночью, в отличие от телефонного звонка или тем более личной встречи). Использование ИКТ во внеучебной деятельности позволяет преподавателю становится таким же членом сообщества "друзей" на форуме, или подгруппе, которыйый видит все новости, включен в молодежную 'Уусовк/' и часто становится не только сторонним наблюдателем, но и активным членом группы Ключевым словом в ИКТ для эффективною воспитательного процесса становится слово "коммуникативные''. Где педагог выступает в роли старшего товарища, партнера (личностное общение, максимальная степень индувцдуализа-ции) и находится в постоянном состоянии готовности дать "мастер-класс" по решению проблемной ситуации. При такой организации образовательно-воспитательной среды включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой.
Особую роль играет сайт учебного заведения, который став элементом глобальной сети является его визитной карточкой, и одним из основных элементов пиара и развития общественных связей. Сайт делает учреждение открытым для внешних заинтересованных лиц и должен стать координационной точкой для внутреннего взаимодействия студентов, преподавателей, сотрудников, служб (дистанционное образование, электронный журнал, мониторинг ситуации, коммуникации и т).
Образовательно-информационная среда вуза ответственна за формирование информационной культуры личности, высокий уровень которой, как неотъемлемого элемента общей культуры, требуют современные условия профессиональной подготовки. Необходимо обучать не только общечеловеческим ценностям, но и ценностям современного информационного мира. Информационная культура опироется на информационную грамотность
В современных условиях становится важным гуманитарный аспект информационной культуры специалиста, под которой понимают не только содержание знания, связанного с человеческим бытием и сознанием, но и определенную его направленность на понимание духовности, личности, этическое и эстетическое отношение к окружающему. Следовательно, на первый план выходят не технические умения, а умение адекватно оценивать, отбирать, умение общаться.
* Образовательная виртуальная среда включает в себя: педагогические средства, спеі**зльмо переработанные для среды жтериет - уче6***ки, практикумы, сборники эодсмм и тестов, электронные библиотеки (конспекты лекций), базу тестов по различным предметам, электронные лабораторные работы, базы документами учебною процесса сервисы интерактивного общения - это сервисы, тюзволяющие иала»іть дистанционное обучение, тестирование, а так же провести презентацию, веб**юр или рабочую встречу, консультацно и тд
Т-Сотт, # 10-2011
21