ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10. 23859/1994-0637-2019-1-88-13 УДК 37.02
Гайдунко Юрий Анатольевич
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники (г. Череповец, Россия) mestny-1 @yandex.ru
ВОЗМОЖНОСТИ И «ПРОБЛЕМНЫЕ ЗОНЫ» ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация. Рассмотрен дидактический потенциал игровых методов обучения, применение которых позволяет сформировать не только знания, умения и навыки, но и профессиональные компетенции. Проанализирован педагогический опыт по проблемным вопросам, возникающим в ходе подготовки, организации и проведения занятий в игровой форме.
Представлены некоторые результаты социологического исследования, связанные с отношением студентов к использованию в ходе занятий интерактивных методов обучения.
Ключевые слова: игровые методы обучения, интерактивные методы обучения, технологии обучения
© TaftgyHKO M. A., 2019
Gaydunko Yuriy Anatolyevich
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets Higher Military Engineering School of radio-electronics (Cherepovets, Russia) mestny-1 @yandex.ru
OPPORTUNITIES AND "PROBLEM ZONES" OF TRAINING INTERACTIVE METHODS APPLICATION IN THE PROCESS OF SPECIALISTS' GROUNDING IN INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION
Abstract. In the article the attention is paid to the didactic potential of game methods of training. The application of these methods allows to form not only knowledge, skills, but also professional competences. Pedagogical experience of the problematic issues arising during the grounding, the organization and training in the form of games are analysed.
Some results of a sociological research concerning the attitude of trainees to the use of training interactive methods in class are given.
Keywords: game methods of training, interactive methods of training, technology of training
Введение
Когда говорят об интенсификации учебного процесса, то одним из его направлений, как правило, называют внедрение и использование активных и интерактивных методов обучения. При постоянно увеличивающемся объеме дидактического материала, при жестких ограничениях временных рамок и требованиях к ориентации в практическую сторону стремление достичь необходимого результата с помощью различных нестандартных подходов является вполне объяснимым.
134 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
Кроме того, на законодательном уровне закреплено положение о том, что содержание образования должно быть ориентировано на освоение нового опыта, на получение новых знаний с предоставлением возможности для самореализации личности. В этой связи обязательным элементом образовательного процесса становятся интерактивные методы обучения (ИАМО), которые представляют собой систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся друг с другом, с педагогом, с техническими средствами обучения (ТСО) и учебной литературой, что, по сути, и создает условия для самореализации студентов [1].
Основная часть
Среди основных функций игрового обучения в вузе целесообразно выделить познавательную, исследовательскую, воспитательную, а также функцию контроля. Участвуя в играх, студенты приучаются решать профессиональные задачи в сложных, близких к реальным условиях, проходят своеобразную психологическую закалку.
К ключевым особенностям интерактивных методов обучения относятся:
- интеграция теоретических знаний с практикой;
- многовариантность и многоальтернативность сценария, так как далеко не всегда даже опытный педагог способен просчитать все варианты развития игровой ситуации;
- необходимость принимать решения в условиях неопределенности и в обстановке условной практики;
- многообразие условий проведения игры, что позволяет варьировать «условия задачи» для разных по уровню подготовленности групп;
- сжатые временные рамки, что обязывает преподавателя заранее составить «интервальный план занятия» и контролировать его выполнение;
- возможность неоднократной повторяемости ситуаций;
- наглядность последствий принимаемых решений, позволяющая сразу оценить степень точности выбранной в игре стратегии действий [3].
Важной характеристикой интерактивных методов обучения является численность активных игроков: это может быть коллективная, групповая или индивидуальная форма деятельности. Наиболее эффективным является сочетание нескольких подходов, при котором в течение одного занятия происходит переход от совместных к личным или от индивидуальных к коллективным способам выполнения поставленных задач. Помимо общих дидактических задач такая стратегия позволяет не только выбрать собственный способ действия и проанализировать его результативность, но и сравнить его со стилями поведения других участников [9].
В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов и появляется возможность отменить неудачное решение, заменить его другим, чтобы определить его преимущества и недостатки. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз. При этом обучающиеся получают разные роли и принимают соответствующие решения. Учебные игры развивают и закрепляют у участников навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, принимать, организовывать и осуществлять управленческие решения. В ходе игры у обучаемых вырабатываются многочисленные умения и навыки. При рассмотрении
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 135
игрового условия в качестве микромодели рабочей ситуации первые три задачи являются универсальными и важны на различных этапах профессиональной деятельности:
1) сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений;
2) анализ определенного типа задач, установление связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности;
3) принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценки эффективности принимаемых решений [8].
Несомненным достоинством интерактивных методов обучения является развитие и отработка целого ряда коммуникативных умений:
- выстраивать диалог с партнерами, применять навыки «активного слушания», диагностировать потребности и задачи собеседника;
- ориентироваться в ситуации общения: определять «ранг» оппонента, применять различные стратегии взаимодействия и организовывать коммуникативную деятельность, распределять коммуникативные роли, управлять вниманием аудитории и т.п.
Использование интерактивных методов обучения позволяет развить умения работать в коллективе:
- планировать реализацию целей через распределение функционала и делегирование полномочий;
- вырабатывать коллегиальные решения с использованием приемов группового мышления;
- развивать абстрактное и образное мышление в качестве базы для творческого подхода к решению профессиональной задачи [11].
Однако, несмотря на очевидные достоинства, организация и проведение интерактивных методов обучения предполагают решение следующих проблем:
1. Определение необходимого и достаточного количества занятий, проводимых с использованием элементов ИАМО или целиком и полностью по данной технологии в рамках одной дисциплины. Данные способы обучения предполагают наличие достаточно объемных и системных базовых знаний по изучаемой дисциплине, что происходит примерно в середине или в конце курса.
2. Определение временных затрат педагога на разработку, организацию и проведение занятия в такой форме.
3. Необходимость интегрирования данного занятия в образовательный процесс в целом. Длительное нахождение в смоделированной ситуации позволяет качественнее и полнее отработать профессиональные умения, закрепить теоретические знания. Однако превышение отведенного лимита времени может негативно отразиться на изучении других тематических блоков, что крайне нежелательно [7].
Обозначенные рамки выступают в качестве важных условий «задачи» при организации образовательного процесса. Сегодня в практике педагогической работы не сложилось единой точки зрения на временные рамки игр. Считается, что полноценное занятие должно длиться 4-6 часов. Если же игра включает в себя цикл занятий, то необходимо иметь в виду, что ее эмоциональная насыщенность практически исключает возможность быстрого переключения обучаемых с одного вида деятельности на другой. Это не может не повлиять на другие занятия. Следовательно, необходимо планировать такие занятия перед большим перерывом или перед завершением
136 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
учебного дня, чтобы минимизировать риск провала последующих образовательных мероприятий.
Соблюдение всех вышерассмотренных условий возможно при учете системных требований к интерактивным занятиям:
- планирование учебной игры после теоретической подготовки обучаемых к участию в ней и после завершения основного курса лекций;
- предоставление для игры полного учебного дня;
- организация подготовительной работы учащихся [6].
Необходимо учитывать психологическую подготовку участников. Вводная часть занятия позволяет познакомить студентов с его целями, сформировать общее представление о предстоящей работе. Успешным, по мнению автора, является демонстрация короткого видеофрагмента - записи предыдущего занятия на пике активного вовлечения в игру максимально возможного числа участников. Творческие студенты активизируют свои способности на занятии, а малоинициативные - приобретают уверенность в себе во время коллективной деятельности [4].
С учетом всех проблем, связанных с организацией интерактивных методов, целесообразно планировать и проводить в каждом семестре одну-две игры и перед ними - не менее двух-трех игровых занятий, таких как имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание профессиональных ролей. Именно такой подход позволит качественно проработать все подготовительные этапы и извлечь максимальную пользу из данных технологий.
При проведении учебных игр большое значение имеет их информационное обеспечение:
- общие организационные и методические документы: план или конспект занятия;
- нормативные и справочные данные по специфике получаемого образования;
- описание закладываемой в игровое занятие ситуации;
- регламент проведения и критерии оценки результатов игрового занятия с учетом их «веса» и значимости для достижения дидактических целей и формирования компетенций [5].
В самом начале игры студенты знакомятся с правилами проведения занятия, с правами и обязанностями преподавателя и обучаемых. Определяются последовательность, содержание и распределение во времени отдельных стадий, этапов и шагов, охватываемых занятием, порядок взаимодействия его участников.
До начала игры преподаватель должен ознакомить студентов с игровой ситуацией независимо от уровня их подготовки. С учетом успешности и скорости выполнения поставленных задач преподаватель вводит новые характеристики, ограничения и правила, но они не должны создавать впечатление нерешаемости проблемы, поскольку это может снизить мотивацию у значительного числа участников.
Но оценка полученных в процессе игры результатов бывает сложной. Наиболее часто в качестве экспертов приглашаются как самые подготовленные студенты, так и коллеги-преподаватели. Для снижения рисков рекомендуется тщательно подойти к формированию системы оценок, подготовить или заранее обсудить с экспертами четкие и понятные критерии. Для формирования взвешенной и объективной оценки необходимо, чтобы арбитраж игры происходил постоянно в процессе всего занятия.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 137
В этом случае итоговая оценка каждого участника будет равна сумме оценок, полученных на отдельных этапах игры.
Обычной практикой является индивидуальная оценка деятельности каждого обучающегося. В данном случае педагог не использует весь потенциал интерактивных методов обучения. Именно совместность действий, коллективное творчество, уровень сработанности и сплоченности, микроклимат в группе выступают той базовой средой, в которой действует каждый обучающийся, в формирование которой он тоже внес свой вклад. Это необходимо учитывать при выставлении индивидуальной оценки [13].
В настоящее время преподаватели по-разному относятся к интерактивным методам обучения: одни понимают их важность и полезность и активно используют их в своей профессиональной деятельности, другие стремятся всячески избегать данных технологий обучения. Большинство представителей педагогического сообщества занимают положение между этими полюсами.
Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоемким видом учебных занятий. Подготовка к их проведению требует глубокого понимания процесса обучения в новых условиях и больших временных затрат со стороны педагога. Опыт показывает, что 1 час работы в группе из 15 человек над конкретной ситуацией средней сложности требует 12-15 часов подготовительной работы. Однако, по наблюдению автора статьи, большой опыт подготовки таких занятий упрощает разработку новой дидактической игры. Недопустимо небрежно относиться к подготовительной стадии данных технологий, так как успех интерактивных методов обучения и их результативность формируются на предварительном этапе теоретико-методической проработки.
Все преимущества интерактивных методов обучения показывают, что «выгода» от применения ИАМО значительно перекрывает затраты на их разработку. При использовании ИАМО на занятии необходимо учитывать объем дисциплины, дидактические цели и задачи, решаемые с помощью этих методов, а также соответствующие профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся. Эксперты считают, что при внедрении интерактивных методов в ту или иную учебную дисциплину педагог должен учитывать следующие обстоятельства:
- игры по сравнению с другими методами обучения обладают одним неоспоримым преимуществом: свойством интегрировать разрозненные знания, что позволяет формировать на их основе необходимые профессиональные умения [12]:
- однажды созданная хорошая игра может использоваться в течение многих лет как эффективный инструмент обучения нескольких поколений студентов. Однако содержание игры необходимо периодически «пересматривать» на предмет ее соответствия формируемым компетенциям, согласованности с реальной трудовой ситуацией, с решаемыми дидактическими задачами и т.п.;
- игровые методы, с помощью которых обучающиеся осваивают профессиональную деятельность и приобретают знания без прямого вмешательства или помощи педагога (последний остается как бы за сценой), - мощное средство пробуждения интереса к содержанию будущей трудовой деятельности. Многие обучающиеся отмечают, что именно «погружение» в ситуацию, максимально приближенную к реальной, позволяет «примерить» к себе потенциальную профессиональную роль, оценить комфортность нахождения в ней, выделить свои сильные и слабые стороны;
138 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
- трудно переоценить целесообразность приобретения навыков принятия ответственных решений в обстановке условной практики. Обучение в игре может предотвратить реальные ошибки, которые возникают у будущих специалистов при переходе к самостоятельной профессиональной деятельности [2];
- в игре процесс обучения можно успешно сочетать с задачами исследования, что позволяет применять исследовательский метод ситуации, приближенной к реальной профессиональной обстановке. С этой целью при разработке плана проведения занятия следует запланировать несколько проблемных вопросов и продумать способы их решения: «мозговой штурм», методика «лабиринта», процедура «обсуждения вполголоса» и т.п. Рекомендуется также назначить на этом этапе игры студента, в чьи функции войдет контроль времени и регистрация найденных ответов, которые рациональнее проанализировать на этапе подведения итогов;
- приобретение опыта комплексной постановки проблемы, погружения в типичную трудовую обстановку или кризисную ситуацию (в зависимости от смоделированных условий) является неоценимым для будущего специалиста;
- игры способствуют развитию группового мышления, умению действовать в составе коллектива, добиваясь выработки обоснованного общего решения. Здесь происходит отработка такой важной характеристики для профессионального успеха личности, как «командный игрок». Для значительной части современных студентов, относящихся к поколению У, это является достаточно серьезной проблемой. Амбициозным молодым людям ориентация на собственное мнение, уверенность в своих силах и знаниях часто мешают лояльно относиься к альтернативным точкам зрения, увидеть рациональное зерно в суждениях других людей. Восприятие смоделированной ситуации как игровой позволяет таким личностям приобрести опыт поведения в новых ролях;
- игры позволяют опробовать новые формы и правила, структуры управления и взаимодействия, нормативы и методики.
Чем чаще педагог сталкивается в своей деятельности с интерактивными методами обучения, тем четче он видит их достоинства и широкие дидактические возможности. Посещая открытые занятия, проводимые в форме деловой игры, консервативный преподаватель сможет оценить спектр умений, навыков и профессионально-значимых качеств будущего выпускника, которые формируются на таком занятии. Эксперты выделяют следующие положительные стороны ИАМО:
- возможность моделировать ситуацию, подбирая отдельные ее компоненты как детали конструктора с учетом получаемой специальности, уровня подготовленности группы, решаемой дидактической задачи и т.п.;
- повторение опыта с изменением установок и накопление навыков в ходе обучения (во время игры существует возможность несколько раз проигрывать одну и ту же ситуацию, вариативно подходя к ее решению);
- наглядность последствий принимаемых решений [10].
Однако важно знать отношение к ИАМО не только педагогов, но и студентов. С этой целью было проведено анкетирование обучающихся трех вузов города Чере-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 139
повца1. Мы предполагали, что сможем диагностировать вариативное отношение к интерактивным методам обучения в зависимости от области специализации и курса обучения опрашиваемых.
Результаты опроса показали, что до 80 % респондентов положительно воспринимают проведение занятий с использованием ИАМО. Выявлено избирательное отношение к различным активным и интерактивным методам организации образовательного процесса. Так, например, студенты чаще используют игровые методы, в которых интеллектуальная составляющая значительно уступает деятельностной и эмоциональной компонентам, чем методы аналитической (кейс-технологии) и дискуссионной («Круглый стол», «Мозговой штурм», «ПОПС-формула», «Аквариум») направленности, так как для общения в свободном диалоге необходимы очень хорошие базовые знания. Наибольший эффект от их применения наблюдается в более сплоченных и подготовленных в теоретическом плане группах.
Таким образом, результаты опроса респондентов показали, что их мотивы включенности в ИАМО продиктованы2:
- интересной, необычной формой занятия (76 %);
- отсутствием жестких рамок действий (34 %);
- возможностью отработать свои профессиональные умения (33 %);
- свободой для общения и взаимодействия с другими обучающимися, преподавателем (21 %);
- ростом сплоченности группы (17 %).
Такой значимый для формирования компетенции мотив, как «возможность отработать свои профессиональные умения», выделяет только треть опрошенных. Это свидетельствует о том, что студенты в большинстве своем воспринимают интерактивные методы обучения как игру, развлечение, не уделяя должного внимания их обучающей направленности. Это может быть обусловлено поверхностной постановкой задач педагогом в начале занятия, игнорированием подведения итогов и получения обратной связи.
Согласно результатам проведенного опроса, обучающиеся 1-го и 2-го курсов активно включаются в занятия в форме ИАМО, добросовестно соблюдают предложенные условия игры. У них наблюдается некоторая творческая скованность, потребность в поддержке и одобрении со стороны педагога. Обучающиеся старших курсов, наоборот, более инертны на таких занятиях, т.е. они дистанцируются от игровой ситуации. Вместе с тем при значительных усилиях педагога и его активном участии в игре удается привлечь к ИАМО до 90 % старшекурсников.
При проведении исследования не было установлено существенных отличий в восприятии интерактивных методов обучающимися. Более серьезные различия были обусловлены микроклиматом в группе, степенью ее сплоченности и сложившимися в ней стереотипами о должном и допустимом поведении.
1 Сроки проведения опроса - ноябрь 2015 г. - январь 2016 г. В нем участвовали обучающиеся 2-4-х курсов Череповецкого государственного университета, Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники, филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Череповце (гнездовая выборка, N = 315).
2 Респонденты имели возможность выбора нескольких вариантов ответа.
140 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
Респонденты высоко оценивают занятия в игровых формах по профилирующим дисциплинам и отмечают их недостаточность (1-2 занятия в течение семестра). По дисциплинам общего курса проводится до 10 занятий в семестр с применением ИАМО (в несколько раз больше), но их вклад в формирование профессионально значимых качеств оценивается студентами как низкий.
По оценкам респондентов, занятия с применением ИАМО проводят одни и те же преподаватели, составляющие 30% от количества преподавателей гуманитарных дисциплин, 10% от числа преподавателей технических дисциплин.
Вывод
Таким образом, применение ИАМО (в первую очередь профессиональных) способствует формированию и развитию у студентов целого ряда компетенций. Для достижения высокой результативности данных методов необходимо учитывать их принципы внедрения и использования. Непродуманный и бессистемный подход к применению ИАМО не принесет сколько-нибудь ощутимых результатов и приведет только к необоснованным затратам времени и человеческих ресурсов. Педагогу, планирующему использование интерактивных методов, полезно посещать занятия, проводимые в такой форме, в качестве наблюдателя. Очевидно, что после их анализа собственная практическая деятельность будет более продуктивной.
Литература
Абдуллаева М. Х. Интерактивные формы обучения в современном вузе // Вопросы науки и образования. Фергана: Ферганский политехнический институт. 2018. № 2 (14). С. 51-53.
Бондарева Т. М., Парфейников С. А., Бережная Е. С., Григорян Э. Р. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 45-52.
Гайдунко Ю. А. Игровые и дискуссионные методы обучения. Основы применения в учебном процессе. Череповец: Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, 2016. 102 с.
Грекова Г. А., Боровкова А. А. Инновационные технологии в образовании // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. СПб.: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. С. 71-79.
Гут А. В., Аппакова-Шогина Н. З., Пайгунова Ю. В. Педагогические технологии в образовательном процессе современного вуза (на примере поволжской ГАФКСИТ) // Проблемы и тенденции развития высшего образования в России и за рубежом. Ульяновск: Зебра, 2016. С. 188-199.
Измайлова Ю. М. Применение дидактических игр в процессе обучения как активный метод обучения // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Саратов: Буква, 2015. С. 242-244.
Крутова Л. Н., Галкина И. В., Шутова И. В., Богданова И. В. Использование активных методов обучения на занятиях как фактор повышения мотивации обучения // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов. Тамбов: Юком, 2015. Ч. 6. С. 81-83.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 141
Магзумова А. Т., Букаева А. А. Игровые технологии в образовательном процессе // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Тюмень: АСП-Интер, 2017. С. 74-75.
Миханова О. П. Интерактивные методы обучения как средство формирования универсальных компетенций. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy
Мухин В.И., Харламова Е.В., Сангаджиева Н.А. Форма игрового обучения // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. 2013. № 48. С. 89-95.
Мухин В.И., Сангаджиева Н.А. Ролевая игра как дидактическая основа формирования общекультурных и профессиональных компетенций // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 4 (19). С. 39-41.
Мухин В.И. Внедрение ситуационных центров в образование как новая форма активного обучения курсантов и офицеров в высших образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2014. № 2 (21). С. 86-92.
Рихтер Т. В. Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-vysshey-shkoly-v-usloviyah-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-obucheniya
References
Аbdullaeva M. Kh. Interaktivnye formy obucheniya v sovremennom vuze [Interactive forms of education in modern higher education institution]. Voprosy nauki i obrazovaniya [Questions of science and education]. Fergana: Fergana Polytechnic Institute, 2018, no. 2 (14), pp. 51-53.
Bondareva T. M. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya klyuchevykh kompetentsij [Interactive methods of training as means of formation of key competences]. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferentsii [The collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference]. St Petersburg: Innovation center of education and science development, 2015, pp. 45-52.
Gajdunko Yu. А. Igrovye i diskussionnye metody obucheniya. Osnovy primeneniya v uchebnom protsesse [Game and debatable methods of training. Application bases in educational process]. Cherepovets: Cherepovets Higher Military Engineering School of Radio-Electronics, 2016. 102 p.
Grekova G. А. Innovatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Innovative technologies in education]. Aktual'nye voprosy psikhologii i pedagogiki v sovremennykh usloviyakh: sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Topical issues of psychology and pedagogics in modern conditions: the collection of scientific works following the results of the international scientific and practical conference]. St Petersburg: Innovation Canter of Education and Science Development, 2015, pp. 71-79.
Gut А. V. Pedagogicheskie tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse sovremennogo vuza (na primere povolzhskoj GАFKSIT) [Pedagogical technologies in educational process of modern higher education institution (on the example of the Volga region GAFKSIT)]. Problemy i tendentsii razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: kollektivnaya monografiya [Problems and tendencies of development of the higher education in Russia and abroad: collective monograph]. Ul'yanovsk: Zebra, 2016, pp. 188-199.
Izmajlova YU. M. Primenenie didakticheskikh igr v protsesse obucheniya, kak ak-tivnykh metod obucheniya [Application of didactic games in the course of training, as active a training method]. Agrarnaya nauka v XXI veke: problemy i perspektivy: sbornik statej IX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Agrarian science in the 21st century: problems and prospects: collection
142 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №1
of articles IX of the All-Russian scientific and practical conference]. Saratov: Bukva, 2015, pp. 242244.
Krutova L. N. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya na zanyatiyakh, kak faktor povysheniya motivatsii obucheniya [Use of active methods of training at occupations as factor of increase in motivation of training]. Nauka i obrazovanie v zhizni sovremennogo obshhestva: sbornik nauchnykh trudov po [Science and education in life of modern society: the collection of scientific works on materials of the International scientific and practical conference]. Tambov: Ucom, 2015, part 6, pp. 81-83.
Magzumova A. T. Igrovye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse [Game technologies in educational process]. Rossiya i Evropa: svyaz' kul'tury i ehkonomiki: materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Russia and Europe: communication of culture and economy: materials XVIII of the international scientific and practical conference]. Tyumen: ASP-Inter, 2017, pp. 74-75.
Mikhanova O. P. Interaktivnye metody obucheniya kak sredstvo formirovaniya universal'nykh kompetentsij [Interactive methods of training as means of formation of universal competences]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy
Mukhin V. I., KHarlamova E. V., Sangadzhieva N. A. Forma igrovogo obucheniya [Form of game training]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta priborostroeniya i informatiki [Bulletin of Moscow State University of instrument making and informatics], 2013, no. 48, pp. 89-95.
Mukhin V. I., Sangadzhieva N. A. Rolevaya igra kak didakticheskaya osnova formirovaniya obshhekul'turnykh i professional'nykh kompetentsij [Role-playing game as didactic basis of formation of common cultural and professional competences]. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashhity [Scientific and educational problems of civil protection], 2013, no. 4 (19), pp. 39-41.
Mukhin V. I. Vnedrenie situatsionnykh tsentrov v obrazovanie kak novaya forma aktivnogo obucheniya kursantov i ofitserov v vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh Ministerstva Oborony Rossijskoj Federatsii [Introduction of the situational centers in education as a new form of active training of cadets and officers in the highest educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation]. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoj zashhity. Nauchnyj zhurnal [Scientific and educational problems of civil protection. Scientific magazine], 2014, no. 2 (21),
pp. 86-92.
Rikhter T. V. Formirovanie professional'nykh kompetentsij studentov vysshej shkoly v usloviyakh ispol'zovaniya interaktivnykh metodov obucheniya [Formation of professional competences of students of the higher school in the conditions of use of interactive methods of training]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-vysshey-shkoly-v-usloviyah-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-obucheniya
Для цитирования: Гайдунко Ю. А. Возможности и «проблемные зоны» применения интерактивных методов обучения // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 1 (88). С. 134-143. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-1-88-13
For citation: Gaydunko Y. А. Opportunities and "problem zones" of training interactive methods application in the process of specialists' grounding in institutions of higher education. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 1 (88), pp. 134-143. DOI: 10.23859/1994-06372019-1-88-13
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • № 1 143