ную Римскую империю XV века и одновременно появлению новых «национально-освободительных» движений с религиозным оттенком. Классическим и при этом самым свежим примером проявления этих процессов стал британский «брексит» - референдум о выходе Великобритании из Евросоюза. Заметим, что «да» Европе сказали лондонцы (жители города, который специализируется на финансовых операциях и сфере услуг, в котором
Библиографический список
свыше половины населения составляет пришлое население), а также жители Шотландии. Так закат Европы из образного определения становится реальностью.
Но раз возрождаются некоторые «старые» и возникают новые нации, то должны возникать и самые разнообразные виды народного традиционного искусства. Но это уже отдельная тема, нуждающаяся в особом рассмотрении.
1. Рамоне И. Геополитика хаоса. Москва, 2001.
2. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. Москва: АСТ, 2004.
3. Ohmae, Kenichi. The End of the Nation-State. The Rise of Regional Economies. London, Harper Collins Publishers, 1995.
4. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе. Социс. 1993; 3: 34 - 42.
5. 2011 Census: Ethnic group, local authorities in the United Kingdom". Office for National Statistics. 11 October 2013. Retrieved 13 April 2015.
6. Fiches thématiques - Population immigrée - Immigrés - Insee Références - Édition 2012, Insee, 2012.
7. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge (January 2014). Migrationsbericht, 2012.
8. Смит Э. Национализм и модернизм. Москва, 2004.
9. Лебедев С. В. Философия и традиционное прикладное искусство России. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2013. References
1. Ramone I. Geopolitika haosa. Moskva, 2001.
2. Hantington S. Kto my? Vyzovy amerikanskojnacional'nojidentichnosti. Moskva: AST, 2004.
3. Ohmae, Kenichi. The End of the Nation-State. The Rise of Regional Economies. London, Harper Collins Publishers, 1995.
4. Dogan M. Ugasanie nacionalizma v Zapadnoj Evrope. Socis. 1993; 3: 34 - 42.
5. "2011 Census: Ethnic group, local authorities in the United Kingdom". Office for National Statistics. 11 October 2013. Retrieved 13 April 2015.
6. Fiches thématiques - Population immigrée - Immigrés - Insee Références - Édition 2012, Insee, 2012.
7. Bundesamt für Migration und Flüchtlinge (January 2014). Migrationsbericht, 2012.
8. Smit 'E. Nacionalizm imodernizm. Moskva, 2004.
9. Lebedev S. V. Filosofiya i tradicionnoe prikladnoe iskusstvo Rossii. Sankt-Peterburg: VShNI, 2013.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 378
Nechaeva T.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Moscow State University of Information Technologies,
Radio Engineering and Electronics (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Lozhkomoeva E.N., Cand. of Sciences (Economy), Sergiev Posad branch of Higher School of Folk Arts (Sergiev Posad, Russia),
E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE USE OF BUSINESS AND ROLE OF EDUCATIONAL GAMES IN HIGHER EDUCATION. The new Federal state educational standards in higher education require a significant increase in the proportion of interactive forms of education. Their main feature is the active interaction between students and teachers. The article presents the existing interpretations of the concept of "interactive learning", clarified the difference between the concepts of "interactive learning" and "innovative learning", identified the main types of interactive educational technologies, Special attention is focused on the analysis of playing methods of learning, which include learning role-play and business games, trainings in game mode, the game situation, and other game techniques and procedures that can be used on the individual stages of the learning process. Four main stages in carrying out the training role-play games are revealed and described.
Key words: interactive training, innovative training, interactive forms of training, interactive methods of training, business games, role-play games.
Т.В. Нечаева, канд. экон. наук, доц., Московский государственный университет информационных технологий,
радиотехники и электроники, г. Москва, E-mail: [email protected]
Е.Н. Ложкомоева, канд. экон. наук, Сергиево-Посадский филиал Высшей школы народных искусств, Сергиев-Посад,
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ И РОЛЕВЫХ ОБУЧАЮЩИХ ИГР В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новые федеральные государственные образовательные стандарты в сфере высшего образования требуют значительного повышения доли интерактивных форм обучения. Их основная особенность - активное взаимодействие между учащимися и преподавателем. В статье представлены существующие трактовки понятия «интерактивное обучение», уточнена разница между понятиями «интерактивное обучение» и «инновационное обучение», выделены основные виды интерактивных образовательных технологий, Особое внимание авторы сосредоточили на анализе игровых методов обучения, к которым относят обучающие ролевые и деловые игры, тренинги в игровом режиме, игровые ситуации и прочие игровые приемы и процедуры, которые можно использовать на отдельных этапах процесса обучения. Выявлены и описаны четыре основных этапа в проведении обучающих ролевых игр.
Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационное обучение, интерактивные формы обучения, интерактивные методы обучения, деловые игры, ролевые игры.
Новые государственные образовательные стандарты в сфере высшего образования требуют значительного повышения доли интерактивных форм обучения, в частности, ФГОС нового поколения регламентирует наличие в учебных программах по всем дисциплинам аудиторных занятий в интерактивных формах (не менее 20% аудиторных занятий для бакалавров и 40% аудиторных занятий для слушателей магистратуры) [1].
Основной особенностью интерактивного обучения является активное взаимодействие между учащимися и преподавателем, которое обеспечивает предпосылки для создания более комфортных условий обучения, позволяющих студентам максимально раскрыть свой творческий потенциал и усваивать получаемые знания в процессе приобретения индивидуального опыта.
При этом из объекта воздействия, пассивного слушателя, не вовлеченного в процесс решения поставленной проблемы, студент становится субъектом взаимодействия, активно организующим процесс собственного обучения, то есть как бы выбирающим индивидуальный маршрут движения к конечной цели.
Эффективность такого обучения легко проиллюстрировать примером поиска объекта, расположенного по известному адресу в незнакомом городе. Если путешественника сопровождает местный гид-экскурсовод, который проводит его по хорошо известной ему дороге, то повторить этот путь полностью самостоятельно большинство гостей города на другой день зачастую не могут. Однако, если тот же гид дает путешественнику некие подсказки - ориентиры, благодаря которым путешественник вынужден искать путь к цели самостоятельно, то такой способ поиска искомого объекта гораздо лучше закрепляется в его памяти, и на другой день он может без особых затруднений повторить пройденный маршрут.
Главный отличительный признак интерактивных занятий - их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой [2].
Сам термин «интерактивное обучение» часто разными авторами понимается по-разному. Так как сама идея подобного обучения возникла в конце XX века с появлением первого Web-брау-зера и началом развития сети Интернет, некоторые специалисты трактуют это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. Многие допускают и более широкое толкование, как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Особенностью интерактивных методов обучения является то, что они основаны на принципах взаимодействия, творческой активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. При этом создается благоприятная среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Специалисты выделяют следующие основные виды интерактивных образовательных технологий [2]:
1. Работа в малых группах (команде);
2. Проектная технология;
3. Анализ конкретных ситуаций (case study);
4. Ролевые и деловые игры;
5. Модульное обучение;
6. Контекстное обучение;
7. Развитие критического мышления.
Довольно часто интерактивные методы обучения отождествляют с инновационными, но, по нашему мнению, это не одно и то же. Интерактивное обучение, по самому своему определению, происходит в процессе активного взаимодействия учащихся, как между собой, так и с преподавателем, который, несомненно, играет ведущую роль в процессе такого обучения. Таким образом, интерактивное обучение - это, прежде всего, определенная образовательная технология, которая регламентирует определенную организацию самого процесса обучения, но не конкретизирует цель, которая должна быть достигнута в результате этого процесса. Инновационное обучение - форма обучения, которая направлено не столько на формирование определенных навыков и умений, сколько на развитие способностей учащихся к решению новых, нестандартных задач, выходящих за рамки ранее известных и привычных. Необходимость развития инновационных методов обучения в современных условиях связана с тем, что перед самим процессом обучения в настоящее время возникли новые, более сложные задачи, обусловленные бурным развитием научно-технического прогресса и информатизации окружающей предметной и социальной среды.
Совсем недавно (в середине и даже в конце прошлого века) знания, полученные в школе или вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой деятельности, то есть не возникала насущная необходимость их постоянно обновлять, то есть повышать квалификацию или постоянно заниматься самообразованием.
В современных условиях практически любой специалист, как бы ни был высок его уровень квалификации, достигнутый несколько лет назад, вынужден регулярно подтверждать свой квалификационный уровень в условиях постоянно изменяющихся требований к его профессиональной деятельности. Фактически он вынужден постоянно учиться, не только приобретая новые знания и навыки, но и учиться решать новые задачи, возникаю-
щие в условиях постоянно изменяющейся предметно-технологической среды. Это требует от человека не просто высокой познавательной активности и самостоятельности, но и определенных творческих способностей, умения анализировать постановку задачи, оценивать степень ее сложности, выявлять в ней отдельные, относительно простые и знакомые элементы, определять «узкие места», без преодоления которых достижение конечной цели невозможно. Инновационные методы обучения направлены именно на приобретение навыков решения принципиально новых задач, с нестандартными условиями, поставленных в непривычной форме.
Такие методы можно было бы проиллюстрировать на примере обучения путешественников, исследующих незнакомые планеты, где нельзя ориентироваться по Солнцу и звездам, так как периоды обращения этих планет вокруг звезд и вокруг собственной оси не совпадают с привычными для землян.
Специалисты в области педагогики [3, 4] пытались разработать классификацию инновационных методов обучения, разделяя их на имитационные (которые характеризуются наличием модели изучаемого процесса) и не имитационные (проблемные лекции, пресс-конференции, групповые дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельная работа студентов с литературными источниками). В свою очередь, среди имитационных методов многие авторы обычно выделяли неигровые (например, Case study analysis) и игровые.
По мнению авторов статьи, наибольший интерес представляют игровые методы обучения, к которым относят обучающие ролевые и деловые игры, а также тренинги в игровом режиме, игровые ситуации и прочие игровые приемы и процедуры, которые можно использовать на отдельных этапах процесса обучения. Обучающие деловые и ролевые игры обычно определяют [3], как имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся двумя основными признаками:
- наличие задачи (проблемы);
- распределение ролей между участниками в процессе ее решения.
Отдельные авторы указывают, что ролевые обучающие игры являются достаточно эффективным методом решения организационных, управленческих и экономических задач большинства социально-экономических дисциплин и требуют значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры [4].
На наш взгляд, преимуществом ролевых игр является более высокая степень вовлеченности ее участников в сам процесс игры и их заинтересованность в достижении конечного результата, особенно в условиях, когда игра носит конкурентный (соревновательный) характер.
Именно наличие высокой личной заинтересованности участников, которая может дополнительно стимулироваться получением какого-либо вознаграждения (в материальной или нематериальной форме) порождает повышение уровня познавательной активности и скорости приобретения новых знаний и умений. Но, в конечном счете, эффективность обучающей ролевой игры существенно зависит от уровня её организации, методики проведения и наличия информационной базы, помогающей участникам игры принимать более обоснованные решения.
В практике проведения обучающих ролевых игр в настоящее время не выработано единых, четко сформулированных требований к их проведению. Сфера использования таких игр чрезвычайно широка, начиная от ролевых игр в детских спортивных лагерях до ролевых игр, которые используются при повышении квалификации менеджеров по продажам в коммерческой компании. При этом конечный результат таких игр существенно зависит от индивидуальных творческих способностей их организаторов и участников.
Конечно, подчинить проведение ролевой игры очень строгим правилам в принципе невозможно, так как это исключит возможность проявления индивидуальной творческой активности участников игры. Но, тем не менее, в международной практике существует определенный регламент проведения спортивных соревнований, в рамках которого участники спортивных игр имеют возможность проявлять свои индивидуальные способности. Поэтому, не претендуя на разработку единой методики проведения обучающих ролевых игр, попытаемся выделить все-таки некоторые общие особенности их организации.
Организация ролевой игры, как правило, предусматривает создание определенного сценария и распределение ролей между всеми участниками. Мы считаем возможным выделить четыре основных этапа в проведении обучающих ролевых игр:
1. Подготовительный (разработка и обсуждение сценария игры, распределение ролей);
2. Тренировочный (апробация или репетиция игры);
3. Основной (непосредственное проведение игры);
4. Заключительный (обсуждение итогов проведения игры, награждение победителей).
Если речь идёт о проведении обучающей игры для студентов вуза по конкретной дисциплине, то по времени (в зависимости от сложности игры) каждый этап может длиться от 2-х до 4-х стандартных академических часа.
Обычно на первом этапе (на первом занятии) со всеми участниками обсуждается сценарий игры, заранее подготовленный преподавателем. При этом каждый из участников может изменить требования к своей деятельности в рамках отведенной ему роли, а также может соглашаться или не соглашаться с мнением преподавателя и других участников, высказывать и обосновывать свое мнение, то есть уже на данном этапе вносить самостоятельный творческий вклад в организацию самой игры.
На втором этапе проводится тренировочное занятие, в процессе которого могут быть внесены определенные изменения в ранее разработанный сценарий, уточнение функций каждого участника в рамках отведенной ему роли. Непосредственно в процессе такой тренировочной игры преподаватель может вносить определенные поправки, корректирующие условия игры. Иногда преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т. п.
На третьем этапе, когда непосредственно проводится сама игра, роль преподавателя должна быть сведена к минимуму. Он не должен по собственному усмотрению прерывать ход игры, но может иногда дать совет или подсказку кому-то из участников, обращающихся к нему с вопросами или испытывающих затруднение в ходе своих действий.
На четвёртом этапе подводятся итоги игры и объявляются результаты (например, объявляется команда победителей). Окончательные результаты и подведение итогов игры обычно совместно обсуждаются между участниками игры совместно с преподавателем.
Несмотря на то, что подавляющее большинство отечественных педагогов и психологов отмечает высокую эффективность использования ролевых игр в процессе обучения, до сих пор отсутствует единая методика их проведения, а рекомендуемые этапы, структурирующие процесс игры, часто значительно отличаются в зависимости от предмета игры [5]. Одним из наиболее ярких примеров эффективного применения обучающих ролевых игр является обучение иностранному языку. В традиционной системе обучения иностранному языку часто используется дидактическая форма обучения (с помощью специально адаптированных и оригинальных учебных текстов). По сравнению с традиционным обучением иностранному языку, нацеленным на
Библиографический список
освоение набора знаний, навыков и умений, обучение на основе учебной игровой модели ориентировано не только на усвоение чего-либо, но и на осознание тех дополнительных возможностей, которые открываются перед студентами благодаря полученным знаниям.
Использование обучающих ролевых игр в процессе преподавания социально-экономических дисциплин пока не получило такого широкого распространения, как в процессе обучения иностранным языкам и другим, чисто гуманитарным дисциплинам. В то же время, как показывает опыт авторов статьи, такой метод обучения открывает новые возможности для усиления заинтересованности студентов в приобретении новых знаний и активизации их творческих способностей.
В рамках учебных и рабочих программ по дисциплинам «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски», «Оценка стоимости капитала предприятия», «Финансовые вычисления» авторами статьи были разработаны сценарии ролевых обучающих игр «Предпринимательские риски», «Дивидендная политика предприятия», «Кредитная политика банка», которые затем были проведены в нескольких филиалах МГУПИ). Опыт проведения таких игр показал, что их эффективность в наибольшей степени зависит от правильной организации подготовительного этапа, а также от правильного распределения ролей между участниками, с учётом их знаний, уровня профессиональной подготовки, артистических и творческих способностей.
Для повышения заинтересованности участников в игровом процессе наиболее важно создание конкурентной ситуации, в которой две или три различные команды соперничают друг с другом за достижение некоего количественного результата, выраженного в баллах, которые присуждаются им за игровые достижения специально избранным жюри. В состав жюри могут войти два преподавателя и избранные общим голосованием наиболее компетентные и ответственные студенты.
Для более эффективного проведения некоторых ролевых обучающих игр по финансово-экономическим дисциплинам, на наш взгляд, можно рекомендовать использование компьютерных технологий. Это позволит оперативно обрабатывать количественные результаты, достигнутые на промежуточных этапах игры, а также проводить саму игру в виде итеративного процесса, включающего несколько циклов (или этапов) принятия решений, когда результат последующего этапа в значительной степени определяется результатами, достигнутыми на предыдущем этапе. Однако технологии разработки таких многопользовательских обучающих компьютерных игр, предназначенных для обучения конкретным финансово-экономическим дисциплинам, пока не отработаны. Планируется в ближайшем будущем разработать техническое задание на разработку типовой обучающей компьютерной игры совместно с представителями нескольких кафедр Института управления и экономики Московского технологического университета и Сергиево-Посадского филиала ВШНИ.
1. Игнатьева Е.Ю. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015; 1: 150 - 156.
2. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент: интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Москва: Изд. ИВЭСЭП, Знание, 2003.
3. Копытина Т.Н. Обучающие ролевые игры: их функции, особенности и основные виды. Материалы Международной научно-практической конференции «Личность-слово-социум». 2007. Available at: http://pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/360-edagogicheskoe-soprovojdenie-socializacii-lichnosti/8024-obuchayuschie-igry-ih-funkcii-osobennosti-i-osnovnye-vidy.html
4. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. Под редакцией Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. Москва: Пед. общ. Россия, 2000.
5. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения. Молодой учёный. 2011; № 12; Т. 2: 121 - 124.
References
1. Ignat'eva E.Yu. Realizaciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov v vuze: analiz opyta. VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2015; 1: 150 - 156.
2. Panfilova A.P. Igrotehnicheskij menedzhment: interaktivnye tehnologii dlya obucheniya i organizacionnogo razvitiya personala. Moskva: Izd. IVES'EP, Znanie, 2003.
3. Kopytina T.N. Obuchayuschie rolevye igry: ih funkcii, osobennosti i osnovnye vidy. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Lichnost'-slovo-socium». 2007. Available at: http://pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2007/360-edagogicheskoe-soprovojdenie-socializacii-lichnosti/8024-obuchayuschie-igry-ih-funkcii-osobennosti-i-osnovnye-vidy.html
4. Pedagogicheskoe masterstvo ipedagogicheskie tehnologii: uchebnoe posobie. Pod redakciej L.K. Grebenkinoj, L.A. Bajkovoj. Moskva: Ped. obsch. Rossiya, 2000.
5. Adilova N. F. 'Effektivnost' ispol'zovaniya rolevyh igr v processe obucheniya. Molodoj uchenyj. 2011; № 12; T. 2: 121 - 124.
Статья поступила в редакцию 04.04.18
УДК 378. 015. 3:075
Rakhmetov A.T., Kazakh National Academy of Arts n.a. T. Zhurgenov (Almaty, Kazakhstan), E-mail: [email protected]
PSYCHO-PEDAGOGICAL POSITION OF THE PRODUCER OF A TEACHER-PRODUCER IN UNIVERSITIES. The author considers actual modern training of the teacher-producer aimed at mastering the basic theoretical knowledge in the field of education, art, cultural studies, management, economics, law. At the same time, there are no disciplines designed to educate communicative culture and develop practical skills of conflict-free interaction and management of production and creative teams. The article deals with the problems of the producer's activity, which is investigated from the standpoint of social Sciences, studying various facets of creative activity, varieties of communication channels and communication institutions. The system of communication knowledge can combine the following sciences: philosophy, psychology, pedagogy, psychoanalysis, applied culturology.
Key words: teacher-producer, psychology, professional training, communication, intellectual potential, music, culture, paradigm.
А.Т. Рахметов, Казахская национальная академия искусств им. Т. Жургенова, г. Алматы, Казахстан,
E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПРОДЮСЕРА В ВУЗАХ
Автор в статье рассматривает актуальную современную подготовку педагога-продюсера, направленную на освоение основных теоретических знаний в области образования, искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции; при этом дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами, отсутствуют. В статье затронута проблематика деятельности продюсера, которая исследуется с позиций обществоведческих наук, изучающих различные грани творческой деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов. В систему коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию.
Ключевые слова: педагог-продюсер, психология, профессиональная подготовка, коммуникация, интеллектуальный потенциал, музыка, культура, парадигма.
Введение. Крупные социальные изменения, произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 веков в жизни Казахстана, оказали влияние на развитие культуры и искусства нашей страны, что создало благоприятные условия для становления особых форм творческой психолого-педагогической деятельности продюсера. В современных условиях реформирования образования в высшей школе профессиональная подготовка специалистов в творческих вузах становится все более актуальной. Перед современной системой профессионального образования стоит важная задача развития личности будущего специалиста, предполагающая раскрытие его творческого потенциала и субъектных свойств. Эта задача неизбежно меняет ключевые педагогические позиции в осуществлении воспитательного процесса в высшей школе. Получают развитие такие его основания, как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса. На сегодняшний день педагог продюсер должен обладать различными навыками, умениями и компетенциями. Получают развитие такие его основания как вариативность, демократизация отношений субъектов воспитания, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, сотворчество субъектов воспитательного процесса.
Постановка проблемы. Поскольку продюсирование в современной социокультурной ситуации имеет самое широкое применение в практической деятельности учреждений культуры и искусства, возникает и возрастает потребность студентов творческих вузов в изучении сферы продюсирования. К ним по праву относится продюсирование - организация и профессиональное руководство конкретными художественными проектами. Эта форма органично входит в менеджмент - открытую сложную, специфическую социокультурную систему по обеспечению культурных запросов населения. Имея прямые выходы в художественную практику, открыто и взаимообразно руководствуясь запросами социума, продюсерство включает в себя творческий компонент, что непосредственно касается духовной сферы социума. Вместе с тем, именно продюсерство может выступать в качестве средства, способного улучшать художественные вкусы публики, повышать ее эстетический потенциал, развивать культурный уровень, реализуя тем самым интеллектуально-эстетическую функцию искусства. Сложные процессы перехода к рыночной экономике обуславливают возрастание роли основы работы педагога-продюсера. Теоретические основы работы педагога-продюсера зависят от процессов производства и потребления культурного продукта. Повышение роли воздействия коммуникаций на все стороны жизни человека, наращивание
интеллектуального потенциала общества становится основным условием его развития и обеспечения конкурентоспособности в сфере бизнеса, образования, науки, экономики, производства, предпринимательства и других областей. Профессиональная деятельность менеджера, продюсера, режиссера, педагога и представителей других социально-значимых профессий не может осуществляться без коммуникаций. Их профессиональная успешность будет зависеть от уровня сформированности интеллектуальной культуры. Огромную роль в решении задач развития компетенции будущих специалистов играет система образования и целенаправленность высшей школы на разработку и внедрение программ воспитания и развития компетенций.
Методологическая база исследования. Подготовка педагога-продюсера строится на освоении основных теоретических знаний в области образования, искусствоведения, культурологии, менеджмента, экономики, юриспруденции, а дисциплины, призванные воспитывать коммуникативную культуру и развивать практические навыки бесконфликтного взаимодействия и управления производственно-творческими коллективами отсутствуют. Система высшего образования и педагогическая наука в настоящее время ориентируются на профессионально-творческое формирование личности специалиста. Готовность продюсера к профессиональной деятельности заключается в креативности познания мира, открытии законов творчества, новизне художественной интерпретации, создании концепции эстрадно-концертного представления, уникальности художественно-образного строя постановки.
Формы и способы переработки информации при воспроизведении учебного текста с позиции семантико-когни-тивного подхода. Подготовка будущих специалистов продюсеров-постановщиков эстрадно-концертных программ выдвигает требования, вмещающие в себя необходимость овладения такими знаниями и умениями, которые позволяют научиться преодолевать возникающие на их пути профессиональные проблемы, трудности, обнаруживать и разрешать противоречия, адаптируясь быстро к беспрерывно изменяющейся профессиональной реальности.
Проблематика деятельности продюсера исследуется в предметах обществоведческих наук, изучающих различные грани творческой деятельности, разновидности коммуникационных каналов и коммуникационных институтов. В систему коммуникационного знания можно объединить следующие науки: философию, психологию, педагогику, психоанализ, прикладную культурологию. Из состава обществоведческих наук к коммуникативной системе можно отнести: лингвистику, литературоведение, искус-