А.Ш. ЕЩАНОВ
доктор юридических наук, доцент
ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ)
8 ноября 2006 г. в г.Астане в ходе международной конференции «Пробация и пути ее развития в Казахстане» представители Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции сообщили, что институт альтернативных лишению свободы видов наказаний (пробации) может появиться в республике в ближайшие два года. Как отмечается, «для этого необходимо решить только финансовые и организационные вопросы, а так по сути это та же работа инспекторов уголовно-исполнительных инспекций».
Вместе с тем, как показал анализ, уголовно-исполнительные инспекции не выполняют следующих функций зарубежных служб проба-ции, а именно: не организовывают процедуры примирения между преступником и потерпевшим; не разрабатывают программы коррекции социального поведения поднадзорных лиц; не решают задач наилучшего обеспечения интересов осужденного несовершеннолетнего. Но главное, уголовно-исполнительные инспекции не оказывают реальную помощь своим поднадзорным в социальной адаптации, не обеспечивают их социальное сопровождение.
Причина невыполнения названных функций уголовно-исполнительными инспекциями республики - отсутствие правового регулирования этих вопросов.
Таким образом, истинное назначение службы пробации гораздо шире, так как эта служба преследует иные, отличающиеся от исполнения уголовного наказания цели, которые направлены, в первую очередь, на социальную реабилитацию лиц, попавших в сферу ее деятельности, и на профилактику повторной преступности. Поэтому служба пробации не входит в системы органов внутренних дел и уголовно-исполнительных учреждений, в основе функционирования которых имеется карательная составляющая, связанная с таким видом уголовного наказания, как лишение свободы.
Зарубежные эксперты все больше сходятся во мнении о том, что лишение свободы и связанное с ним тюремное заключение никак не влияет на борьбу с преступностью и ее сокращение. Наобо-
рот, число преступлений по всему миру и общее количество мирового тюремного населения имеет тенденцию только к росту, из чего следует отсутствие зависимости между ростом преступности и применением карательных мер. Так, по данным статистики, всемирное тюремное население увеличивается из года в год, и в настоящее время составляет примерно 9,5 млн. человек, увеличившись за последние пять лет на 12-13%.
Именно из-за этого факта, по признанию участников международной конференции, в числе которой - министры, парламентарии, судьи, представители неправительственных организаций из 60 стран и 5 континентов, по реформе уголовных наказаний, проходившей в 1999 г. в Лондоне, тюремные системы всего мира находятся в кризисном состоянии.
Главная причина создавшегося положения
- пребывание человека в изоляции, как правило, не способствует его исправлению и не приносит желаемых для общества результатов по недопущению совершения новых преступлений, а также оказывает негативное влияние на эффективность социальной адаптации осужденного после освобождения.
По сути перед мировым сообществом встала проблема: что делать дальше?! Возникли следующие вопросы. Если карательная политика не помогает, значит ли это, что необходимо избрать другую систему? Поставит ли такой вывод под сомнение существование тюрем и лагерей либо уголовные наказания станут гуманнее? Если тюремная система никого ничему хорошему не учит, имеет ли она право на существование?
Эти вопросы весьма актуальны и для Казахстана, так как уголовно-правовая политика в республике преследует решение основной задачи
- бескомпромиссная борьба с особо опасной для общества преступностью.
Решение данной задачи предусматривает, что общество просто пытается изолировать от себя общественно опасных лиц. Под таким углом зрения наличие тюрем оправдано.
Однако в исправительную систему попадает много людей, которые по своей природе
преступниками не являются и не представляют опасности для общества. В данном случае, речь идет о непреднамеренных преступлениях. Однако карательная система все равно отправляет таких граждан в исправительные учреждения, которые сразу становятся перед выбором - либо жить так, как велит администрация учреждения, либо подчиняться лагерной морали. Для человека, впервые попавшего на зону, это нелегкий выбор, который должен подчиняться либо тем правилам игры, либо этим. Если человек не обладает достаточной внутренней силой, высокой степенью адаптации, его просто ломают, превращая в представителя низшей касты.
С одной стороны, администрация колоний старается проводить свою политику, в частности, обеспечивать жесткую дисциплину, с другой - заключенный, приходя на зону, попадает в коллектив, живущий по своим законам, где главенствует право сильного, где большую власть имеют авторитеты преступного сообщества.
Другим минусом наличия тюрем является то, что они составляют затратную статью бюджета. Это значит, что все общество должно содержать преступников, хотя должно быть наоборот. Преступники должны искупить свою вину перед обществом насколько это возможно. Однако в современных условиях не созданы предпосылки для использования труда осужденных.
Например, на практике в казахстанских колониях трудозанятость среди осужденных составляет около 35%. Соответственно труд заключенных в государственном масштабе совершенно не востребован. К тому же на сегодня в колониях нет производства за небольшим исключением.
Если в советские времена лагерная система приносила доход, который составлял одну шестую часть бюджета, то в современных условиях рыночной экономики, это нереально. Колонии вне плановой экономики не смогут себя окупать. Чтобы создать конкурентоспособную продукцию, необходимо сделать очень многое. К примеру, обучить персонал, направить инвестиционные потоки, провести маркетинговые исследования и т. д. и т. п.
Даже если такой инвестор найдется, то позволит ли эффективно работать заключенным бюрократическая система лагерной администрации? Пожалуй, второе и может негативно повлиять на рентабельность такого производства. Более того, в вопросе трудозанятости заключенных, с точки зрения закона, есть еще одно противоречие. Осужденные, занятые на производстве,
сами оплачивают свое содержание, а за тех же заключенных, которые не заняты в производстве, платит государство. Возникает вопрос: зачем работать, если можно не работать и за тебя будет платить государство? Поэтому в настоящее время такой повсеместный труд заключенных является невостребованным и нерентабельным.
Нетрудно подсчитать, каким бременем для казахстанских налогоплательщиков представляется содержание 50 тысячной армии осужденных, отбывающих наказание за стенами разного рода исправительных учреждений и следственных изоляторов. При этом следует учесть, что, по данным Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, около 80% тюремного населения осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления, что предполагает немалые сроки наказания.
Таким образом, лишение свободы доказало свою неэффективность с точки зрения влияния на исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений по следующим причинам.
Во-первых, отбывание наказания в виде лишения свободы препятствует последующей социальной адаптации личности, ее возвращению в общество: человек в условиях изоляции утрачивает социально значимые, в том числе трудовые навыки, приобретает в местах лишения свободы криминальную субкультуру, которая также не способствует социализации личности.
Во-вторых, отбывание наказания без изоляции от общества под надзором квалифицированного персонала позволяет избежать негативных нравственных, психологических и физических последствий изоляции, поскольку при альтернативном наказании навыки социального взаимодействия сохраняются и развиваются под воздействием социальной среды и при активной помощи сотрудников служб пробации.
В-третьих, санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают также значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить учреждения лишения свободы, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства.
Следовательно, возникает потребность в применении судами республики наказаний, альтернативных лишению свободы. Однако, что препятствует широкому применению таких наказаний? К
примеру, как показывает практика, применению штрафа мешает то обстоятельство, что около 70% лиц на момент осуждения не имеют места работы и постоянного дохода. Следовательно, вопрос о выплате штрафа становится нерешаемым по причине отсутствия денег у обвиняемого. Как выход из складывающейся ситуации - назначение общественных работ: строительство детских площадок, работа в больницах и домах престарелых, очистка городских улиц и т.д.
В этой связи возрастает роль службы про-бации, которая призвана превратить уголовное наказание в полезный для общества и самого осужденного процесс исправления.
Пробация (от англ.слова probation - испытание) - это форма условного осуждения, получившая большое распространение в практике судов Швеции, Великобритании, США, Финляндии и некоторых других англосаксонских государств, и означающая работу с осужденными лицами, на которых налагаются определенные обязательства по исполнению уголовного наказания.
Сущность данного правового института заключается в передаче лица, совершившего преступление, под надзор специализированного органа, с оказанием осужденному необходимой социально-психологической и правовой помощи. Важной составной частью данной помощи выступает исследование личности испытуемого, позволяющего получить целостную картину нравственных ценностей конкретных осужденных, определить перспективы воспитательной работы с ними. Также не исключается возможность применения института пробации в отношении людей, совершивших тяжкие преступления.
Профессор У.С. Джекебаев отмечает, что «пробация представляет собой наказание, суть которого заключается в исполнении осужденным, находящимся на свободе под контролем специального чиновника, требований, указанных в законе. Суд может предписать, чтобы осужденный: 1) материально поддерживал лиц, находящихся у него на иждивении; 2) произвел уплату штрафа; 3) осуществил реституцию в отношении потерпевшего; 4) прошел курс обучения или профессиональной подготовки; 5) не посещал указанные в приговоре места, не общался с определенными людьми; 6) воздерживался от употребления алкоголя и наркотиков; 7) прошел курс лечения; 8) находился под надзором бюро тюрем в ночное время; 9) проживал в общественном исправительном заведении или участвовал в его программе; 10) своевременно извещал должностное лицо
службы пробации о смене места работы или жительства и т.п. (& 3563 Титул 18 Свода законов США). При неисполнении указанных требований осужденный может быть подвергнут тюремному заключению. Пробация устанавливается на определенный срок (как правило, до 5 лет). Однако суд своим решением вправе досрочно прекратить или продлить этот срок» (1).
С другой стороны, служба пробации представляет собой социальный институт, направленный на оказание помощи лицам, совершившим правонарушения. Главная миссия подобной службы - помочь преступнику вернуться к нормальной жизни. Сотрудники пробации включаются в работу с момента ареста гражданина и ведут его на всех этапах, заботясь о защищенности подследственного, а затем и осужденного. При этом служба пробации просто незаменима для тех осужденных, кто готовится выходить на волю. Как известно, сегодня бывшим арестантам выдается на руки лишь справка об освобождении. С таким документом чрезвычайно трудно обустроиться - найти жилье, работу, почувствовать себя полноценным человеком. Вот и отправляются выходцы из тюрем продолжать вести антиобщественный образ жизни, в том числе воровать и грабить, считая лучшей долей вернуться назад в исправительное учреждение. Служба пробации помогает своему подопечному адаптироваться в нормальном обществе, заранее решая многие его социальные проблемы.
В Республике Казахстан вся работа по исправлению осужденного взвалена на одного сотрудника уголовно-исполнительной инспекции, возможности которого сильно ограничены. В то время как для полноценной деятельности такой службы потребуется введение дополнительных штатных единиц примерно соразмерных количеству осужденных, определение источников финансирования, и, безусловно, появится необходимость разработки нового законодательства о службе пробации.
На сегодня в республике действует около 200 уголовно-исполнительных инспекций со штатной численностью примерно 361 человек, которые не могут просто физически справиться с огромным объемом работы с осужденными к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, количество которых по состоянию на 1 мая 2006 г. составило 27 тысяч 959 человек.
К тому же в связи с изменением уголовного законодательства за последние годы были введены в действие новые наказания в виде привлечения к
общественным работам и ограничения свободы. Введение этих видов наказаний увеличило нагрузку на уголовно-исполнительные инспекции не только в количественном отношении, но и в функциональном плане. Однако штатная численность осталась прежней.
Разумеется, простое переименование существующих уголовно-исполнительных инспекций в службу пробации будет не более чем декларативной и неэффективной мерой. Это обусловлено тем, что главная задача службы пробации - оказание содействия осужденному в решении его проблем, приведших к совершению правонарушения, и подготовка его к социально-полезной деятельности, в отличие от уголовно-исполнительных инспекций, которые осуществляют в основном контрольно-надзорные функции.
Поэтому представляется целесообразным создание службы пробации в составе Министерства юстиции в качестве самостоятельного ведомства. При этом создание службы пробации должно сопровождаться надлежащим материально-техническим, кадровым и иным обеспечением ее деятельности. Все это потребует дополнительных финансовых затрат государства, однако цель защиты общества от преступности вполне оправдывает предполагаемые затраты. Кроме того, по зарубежным и отечественным экспертным оценкам, содержание одного осужденного в исправительном учреждении обходится государству и налогоплательщикам в 20 раз дороже, чем применение мер наказания, не связанных с лишением свободы. Если снизить рецидивную преступность даже на 5%, то уже можно утверждать о значительной экономии средств для бюджета государства.
Поэтому для успешного внедрения службы пробации уже сегодня возникает целесообразность проведения подготовительной работы.
Как показывает мировой опыт, значительная роль в исправлении осужденных принадлежит государственной службе пробации, которая положительно зарекомендовала себя не только в англосаксонских государствах, но и в ряде европейских государств: Германии, Польше, Франции, из постсоветских государств - Латвии и Эстонии. В этих государствах созданы службы пробации, причем службы являются самостоятельными и решают все вопросы, связанные организацией исправления условно осужденных.
Между тем одним из лидирующих государств в мире по всем позициям в сфере применения службы пробации является Швеция, которая создала
эту службу в 1965 г. в качестве самостоятельного государственного учреждения. Всего в Швеции содержится 4 500 заключенных, а также 12 000 осужденных, не связанных с лишением свободы, которые и находятся под бдительным контролем службы пробации. Здесь удалось преодолеть традиционное межведомственное недоверие: и полиция, и служба пробации, и совет визитеров, и администрация тюрьмы, а также многие другие организации, занятые исправлением преступника (медицинские и образовательные учреждения) обмениваются информацией, координируя действия друг друга. Не оставляют без внимания специалисты службы пробации и семью заключенного. С ней постоянно поддерживается контакт. Важно, чтобы семья не порывала связи с арестантом, писала ему, посещала. Не забывают также и потерпевших - регулярно информируют о том, как «исполняет наказание» их обидчик, когда он выйдет на свободу, узнают - опасаются ли потерпевшие его возвращения. Особенно активно работает эта служба с теми заключенными, у кого близится срок освобождения. В этой связи принимаются меры по возвращению заключенного в семью, в общество, оказания содействия в приобретении жилья и поиске работы. Причем содействуют этому много других общественных организаций и различных благотворительных фондов. Подсчеты показывают, что содержание одного осужденного в тюрьме обходится казне в 200 дол. в день, на одного подследственного тратится 185 дол., в то время как на каждого подопечного службы про-бации государством тратится всего 15 дол., а на осужденного к общественным работам - и того меньше - 10 дол. в день.
В Великобритании также созданы 42 региональные службы пробации (именно столько же полицейских участков), в каждой из которых работают около 350 высокооплачиваемых специалистов, что составляет почти 15 тысяч человек. Служба пробации ведет по стране надзор за 200 тысячами правонарушителей (30% из них освобожденные досрочно). В среднем на одного сотрудника приходится по 13-14 лиц, преступивших закон. Следует отметить, что в Великобритании функции службы пробации гораздо шире, чем в Швеции. Она включается в работу сразу же с момента, когда правонарушитель попал в полицию, и сопровождает его затем на суде и после суда. Главная задача, за решение которой берутся немедленно, помочь преступнику вернуться к нормальной жизни в обществе. Заботит службу также защищенность преступника и безопасность
от него общества.
В США, как правило, пробация может быть назначена осужденному за любое преступление, кроме особо тяжких или специально оговоренных в законе. В некоторых американских штатах она не может быть назначена вторично либо лицу, ранее условно-досрочно освобожденному из мест лишения свободы. Срок пребывания на режиме пробации, согласно действующим английским законам, - не менее 6 месяцев и не более 3 лет; согласно законам некоторых американских штатов он может достигать 5 и даже 10 лет. По представлению сотрудника службы пробации ее условия, назначенные конкретному осужденному, могут быть изменены судом, вынесшим приговор, который вправе также сократить период пробации в случае «хорошего поведения» осужденного либо, напротив, продлить его, но на срок, не превышающий определенного максимума. В случае грубого нарушения условий пробации либо совершения нового преступления суд вправе назначить наказание, в том числе и в виде лишения свободы, которое отбывается наряду с наказанием за новое преступление.
В Латвии 7 октября 2003 г. Кабинет министров утвердил положение об Управлении Го -сударственной службы пробации, а в декабре 2003 г. Сейм принял Закон «О государственной службе пробации», который установил принципы пробации, функции и компетенцию службы пробации.
В Эстонии служба пробации (там она называется Службой криминального надзора) существует уже 6 лет, с 2000 г. Всего в стране более 7 тыс. поднадзорных. В обмен за свободу они должны своевременно являться на регистрацию в отдел, проживать по определенному судом постоянному месту жительства, получать разрешения на отъезды, представлять сведения о прожиточных средствах и т.д. Кроме того, суд может обязать устроиться на работу или получить образование, запретить появляться в определенных местах (чаще всего в ночных клубах и барах) или общаться с определенными людьми (чаще всего с лицами, имеющими криминальное прошлое). Со службой криминального надзора в одной «связке» работают полиция и прокуратура, уделяется особое внимание несовершеннолетним.
Таким образом, опыт деятельности служб пробации скандинавских стран, в которых применение альтернативных санкций достаточно широко распространено, полезен для Казахстана тем, что в этих странах наблюдается сравнительно невысокий уровень преступности. При этом
эти страны уделяют особое внимание проблеме преступности несовершеннолетних и социальной защите детства. Более того, для Казахстана опыт Латвии и Эстонии может быть полезен еще и потому, что до 1991 г. эти страны имели общие основы уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства.
В целях внедрения службы пробации в Республике Казахстан предлагается разработать комплекс организационно-правовых мер и осуществить их реализацию поэтапно. Как справедливо отмечает профессор Д.С.Чукмаитов, реформирование уголовно-исполнительной системы должно осуществляться поэтапно. По его словам, «нельзя разрушать старое, годами отработанное, прежде чем не будут апробированы новеллы. Кроме того, этапы должны учитывать финансовые возможности государства в реализации намеченных акций» (2).
На первом этапе следует в кадровом и материальном плане укрепить уголовно-исполнительные инспекции, создав необходимую организационную базу для новой службы. Одновременно необходимы исследования законодательства и практического опыта деятельности службы про-бации в странах, где она функционирует наиболее эффективно (Швеция, Великобритания). Среди постсоветских государств можно выделить Латвию и Эстонию, где уже накоплен определенный положительный опыт, и которые выражают готовность поделиться им. С этой целью целесообразно разработать, принять закон, предусматривающий увеличение штатной численности уголовно-исполнительных инспекций, материально-технического и финансового обеспечения их деятельности. Кроме того, следует обобщить имеющийся лучший мировой опыт функционирования службы пробации с выработкой рекомендаций для их учета при реализации второго этапа, в том числе в части функционирования службы пробации при уголовно-исполнительных инспекциях или самостоятельно в составе какого-либо государственного органа.
На втором этапе необходимо разработать нормативную правовую базу, обеспечивающую деятельность службы, и начать процессы подготовки и переподготовки кадров. В данном контексте следует учитывать указанное профессором Д.С.Чукмаитовым обстоятельство, что процесс переподготовки кадров системы пенитенциарных учреждений имеет свои специфические черты. «Необходимо готовить сотрудников, психологически предрасположенных к
восприятию нововведений, к активному участию в их разработке и осуществлении, что будет способствовать формированию у слушателей соответствующего представления о завтрашнем дне уголовно-исполнительного законодательства, развитию у них умения видеть и учитывать взаимосвязь локальных проблем на уровне пенитенциарного учреждения с проблемами региона, республики... Главной целью переподготовки практических работников является изменение их ценностных ориентаций. Решить эту задачу помогает включение в процесс обучения тем, посвященных совершенствованию законодательства. Современное обучение должно преследовать не только усвоение получаемого материала, но и его органическое принятие. Повышение квалификации может быть признано успешным, если у обучавшегося практического работника сформировалась внутренняя потребность в изменении стиля и методов своей деятельности, а основой этого изменения послужили полученные в ходе
обучения материалы и сформированные навыки. Важной психологической задачей является выработка у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании» (3).
Эффективность деятельности службы проба-ции зависит от многих причин, так как находится на стыке многих государственных органов - юстиции, внутренних дел, суда, прокуратуры, здравоохранения, социального обеспечения, акиматов. Точечными корректировками законодательства эти вопросы решить достаточно сложно, поэтому возникает необходимость в разработке и принятии специального законодательного акта, регулирующего взаимоотношения целого круга ведомств. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть возможность разработки и принятия Закона «О службе пробации» и определения государственных органов, ответственных за обучение сотрудников данной службы, и проведение исследований по разработке программ воздействия на различные категории осужденных.
Список использованной литературы
1. Джекебаев У.С. Основные принципы уголовного права Республики Казахстан (сравнительный комментарий к книге Дж.Флетчера и А.В.Наумова «Основные концепции современного уголовного права»). - Алматы: «Жет жаргы», 2001. - С.56-57.
2. Чукмаитов Д.С. Применение уголовного наказания в целях предупреждения рецидивных преступлений. - Алматы: ТОО «Баспа», 1997. - С.178.
3. Там же - С.180.
* * * * *
Мацалада басца дамыган шетелдерде озт жацсы жагынан кврсеткен пробация цызметт енг1зу проблемалары царалган.
Элемд1к тзж1рибе кврсеткендей, пробация цызмет1, б1ртш1 кезекте, оныц цызмет аясына mYC^H адамдарды элеуметтт оцалтуга жэне цайта цылмыс жасаудыц алдын алуга багытталган мацсатты квздейд1. Соган байланысты бас бостандыгынан айыру сотталгандардыц mYзелуiне ыцпал ету жэне жаца цылмыс жасаудыц алдын алу кезцарасы тургысынан тшмаз деген цорытынды дэйекmейдi.
Цазацстан Республикасында пробация цызметт сэmmi енгiзу Yшiн уйымдыц-цуцыцтыц шаралар кешетн эзiрлеп, оны кезец-кезещмен ЖYзеге асыру усынылады.
At the article considered the issue of possible founding in Kazakhstan the Probation Service which experience has positively proved in developed countries.
As world experience shows, the purposes of Probation Service directs towards the social rehabilitation of convicted persons, and the prevention of recurring crimes.
In this connection, the author gives reasons that the imprisonment of citizens is inefficient from the point of view of criminal treatment and prevention of new crimes.
In order to successful founding the Probation Service in Kazakhstan, it's proposed to develop a system of law-organizational measures and to carry out their realization stage by stage.