- предупреждение рецидивной преступности;
- предупреждение преступности со стороны осужденных и других граждан (общая и частная превенция);
- обеспечение конституционных прав и свобод граждан;
- организация карательно-воспитательного воздействия на осужденных; участие в антитеррористической деятельности;
- содействие противодействию коррупции;
- ресоциализация осужденных, отбывающих уголовные наказания; обеспечение конституционного порядка в отдельных регионах страны;
- возмещение материального ущерба гражданам и государству, причиненного в результате преступлений;
- создание современной эффективной системы альтернативных лишению свободы наказаний;
- использование трудовых ресурсов и производственной деятельности УИС как фактора обеспечения экономической безопасности государства;
- декриминализация общества и исключение практики чрезмерной жестокости, негуманного обращения, неприемлемых с точки зрения закона и морали форм, замена асоциальной субкультуры духовно-нравственным воспитанием.
Е.В. Шашкова*
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТПЕНИТЕНЦИАРНОГО КОНТРОЛЯ ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: постпенитенциарный контроль, рост преступности, институт контроля, технический прогресс в предупреждении преступности, режим пробации.
E.V. Shashkova. Some Features of Postpenitentiary Control Abroad
As a whole for the foreign states realization ofpostpenitentiary control over the persons who completely have served time in the form of imprisonment isn't characteristic. Such control in the form of postpenitentiary supervision is provided by the criminal legislation only some countries, for example, England, Germany. A mode of postpenitentiary supervision practically identical to a mode probation and its realization is assigned to the same bodies. Besides, in the majority of the states for recidivists "theprolonged" terms of imprisonment or so-called "preventive" imprisonment are established, and also there are special establishments with the semifree mode, called to carry out a role some kind of the centers of social adaptation of the
*Аспирант Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [[email protected]]
released. Along with probation the concept of a security measure is known to modern foreign countries also. Unlike punishment, the security measure doesn't pursue the requital or intimidation purposes, and is directed on elimination of "a dangerous condition " the person who made or haven't made, but able to make socially dangerous act.
Now postpenitentiary control is carried out in the relation: 1) condemned to imprisonment and being in penitentiary establishments; 2) condemned to some punishments, not connected with imprisonment; 3) recidivists, after punishment departure for last crime, directed to special establishments; 4) conditionally condemned and released from imprisonment places ahead of schedule or after departure of term of punishment.
Эффективность постпенитенциарного контроля в отношении лиц, отбывших различные виды наказания, во многом зависит от того, какие условия созданы действующим законодательством для его осуществления. К сожалению, в настоящее время в отечественной правоприменительной практики имеет место полное отсутствие или же несогласованность правовых норм, обусловленные прежде всего тем, что вопросы постпенитенциарного контроля регулируются отдельно применительно к каждой категории осужденных и на разном нормативном уровне. В связи с этим для нас представляет интерес опыт осуществления и особенности правового регулирования данной деятельности в зарубежных странах.
Анализ законодательства ряда зарубежных стран (Англия, Германия, Франция и др.) в борьбе с преступностью показывает, что в настоящее время стратегию уголовной политики большинства современных демократических государств определяют принципы гуманизма и демократизма. В частности, в последние годы для этих стран общей является тенденция к уменьшению числа приговоров, связанных с реальным лишением свободы, стремление заменить карательные меры превентивными, улучшить положение заключенных в местах отбывания наказания, минимизировать количество несовершеннолетних и женщин, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях. Гуманизация уголовной политики этих стран порождена рядом практических обстоятельств, к числу которых прежде всего следует отнести:
- общий рост преступности;
- общий рост тюремного населения и возникающую в связи с этим нехватку тюрем для осужденных к лишению свободы (во всем мире в пенитенциарных учреждениях содержится более 9 млн человек);
- относительно высокую стоимость содержания осужденных в тюрьмах по сравнению с затратами на осуществление контроля (надзора) - до 30 тыс. евро в год тратится в западноевропейских государствах на содержание одного заключенного;
- трудности в исполнении других видов наказания, в частности штрафа, в результате чего значительная часть преступников из числа малообеспеченных слоев населения в связи с его неуплатой направляются в места лишения свободы;
- высокий уровень рецидива со стороны лиц, осужденных к лишению свободы, достигающий в отдельных странах 70% от общего числа осужденных к этому наказанию.
Названные обстоятельства подтолкнули многие цивилизованные страны к признанию целесообразности установления контроля за лицами, отбывшими наказание, в основном в виде лишения свободы, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. Например, уголовным и уголовно-исполнительным законодательством многих зарубежных стран регулируется порядок осуществления надзора за осужденными, находящимися вне мест лишения свободы. Более того, в уголовно-процессуальных кодексах некоторых стран выделены особые разделы, посвященные исполнению мер уголовной ответственности, где в числе других вопросов освещается организация и порядок осуществления контроля (надзора) за осужденными.
В правовом регулировании постпенитенциарного контроля в некоторых странах имеются различия, которые в основном определяются различиями в самих системах наказаний (например, наказаний, не связанных с лишением свободы). Все эти отличия не носят принципиального характера, что позволяет в обобщенном виде определить некоторые особенности постпенитенциарного контроля за лицами, осужденными к лишению свободы в зарубежных странах, которые отражают передовой опыт и могут быть учтены в процессе дальнейшего совершенствования отечественного законодательства и правоприменительной практики
В настоящее время постпенитенциарный контроль осуществляется в отношении: 1) осужденных к лишению свободы и находящихся в пенитенциарных учреждениях; 2) осужденных к некоторым наказаниям, не связанным с лишением свободы; 3) рецидивистов, после отбытия наказания за последнее преступление, направленных в специальные учреждения; 4) условно осужденных и освобожденных из мест лишения свободы досрочно или по отбытии срока наказания.
Опыт Англии, Германии, Латвии, США, Франции, Эстонии, Японии и других стран по осуществлению постпенитенциарного контроля показывает, что в нем содержится достаточно много интересных идей и положений, совокупность которых направлена на существенную экономию уголовной репрессии в борьбе с преступностью. В этой связи при совершенствовании института постпенитенциарного контроля следовало бы активно использовать опыт этих стран в рассматриваемой сфере. В частности, представляет значительный
интерес ряд особенностей осуществления постпенитенциарного контроля за лицами, осужденными к различным видам наказания, в законодательстве перечисленных стран, которые могут быть учтены в процессе дальнейшего совершенствования отечественной правоприменительной практики. Внимания, в частности, заслуживают следующие особенности.
1. Закрепление в Общей части уголовных кодексов зарубежных стран содержания контроля за осужденными и наиболее общих вопросов, связанных с его осуществлением. При этом сам постпенитенциарный контроль рассматривается в качестве относительно самостоятельного уголовно-правового института. Такой подход способствует систематизации норм о контроле, своевременному выявлению и устранению пробелов в законодательстве, облегчает доступ к правовому материалу заинтересованным лицам.
2. Наличие в уголовном законодательстве ряда стран единого института контроля (надзора), осуществляемого в отношении различных категорий осужденных. В данном случае имеются в виду сходные институты, которые распространяются на лиц: а) условно осужденных; б) условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы; в) освобожденных из мест лишения свободы по отбытии срока наказания. Конкретные условия такого контроля в каждой стране имеют свои особенности непринципиального характера. Общим же является то, что лицо, взятое под контроль, обязано соблюдать указанные ему условия и выполнять законные требования органов, осуществляющих контроль, в течение определенного срока под угрозой уголовного наказания.
3. Правовое обеспечение постпенитенциарного контроля, выражающееся в применении мер уголовного наказания и иных форм изоляции от общества (направление в центр социального приспособления и т.п.) к лицам, уклоняющимся от применяемого к ним контроля или от выполнения отдельных обязанностей. Установление такого рода негативных последствий в большинстве стран направлено на предупреждение случаев уклонения от контроля. В конечном счете оно играет существенную роль и в предупреждении повторных преступлений.
4. Участие гражданского общества в осуществлении постпенитенциарного контроля. Заслуживает внимания наличие прочных связей национальной системы постпенитенциарного контроля с институтами гражданского общества, прежде всего с неправительственными ассоциациями женщин, молодежи, различных групп общественности. Следует отметить многообразие различных институтов гражданского общества и их активное участие в решении проблем осужденных. Так, изучение уголовной политики Японии показывает универсальность целого ряда выводов, относимых и к российской действительности, в том числе о пагубности сверхкриминализации, о предпочтительности более мягких средств воздействия: если есть возможность решить задачу при мини-
мальном ограничении интересов граждан, более жесткие меры не должны быть использованы. Во-вторых, в Японии уделяют большое внимание проблеме «обращения в обществе» (защитного надзора): если применение к преступнику воспитательных, исправительных и других мер воздействия оказывается достаточным и позволяет не изолировать его от общества, то нет особой необходимости и в применении к нему лишения свободы. С целью предотвращения повторных преступлений в Японии стремятся не допускать излишнего «клеймения» лиц, преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса «преступной личности», «изгоя общества» (поэтому и научная криминологическая теория «стигмы» в Японии имеет такую яркую специфику). В-третьих, важно отметить, что в Японии гражданское общество не остается безучастным к проблемам борьбы с преступностью. Его институты имеют непосредственное отношение к системе пробации, и содружество между ними благотворно влияет на обеспечение законности в стране. Это в свою очередь обусловлено иным менталитетом, принадлежностью к иной культуре. В странах с коллективистской культурой человеку приходят на помощь, когда окружающие ощущают потребность в участии в его судьбе. Представители индивидуалистической культуры «протянут руку помощи» лишь в том случае, когда их об этом попросят.
5. Использование технического прогресса в предупреждении преступности. В отдельных странах электронное наблюдение относится к виду уголовного наказания, в других - это мера профилактики правонарушения, обеспечивающая предупреждение рецидива, а также программы исправления и ресо-циализации. Электронный контроль применяется в Англии, Канаде, США, Швеции, Австралии и других странах. На его применение обычно требуется решение суда (судьи), согласие осужденного, его близких родственников, заключение врача об отсутствии противопоказаний к применению электронного контроля. Он устанавливается на определенный срок и иногда является альтернативой тюремному заключению. Часто электронный контроль применяется в сочетании с другими формами контроля.
С 2009 г. в качестве эксперимента, а с начала 2010 г. повсеместно данный вид контроля применяется и в России и уже зарекомендовал себя положительно.
Как видим, в уголовном законодательстве многих государств содержатся достаточно интересные подходы к проблеме постпенитенциарного контроля в борьбе с рецидивной преступностью, учет которых, по нашему мнению, в отечественном уголовном законодательстве может благоприятно повлиять на развитие данного института.
Анализ зарубежного опыта по предупреждению рецидивной преступности показывает, что общей тенденцией развитых стран является гуманизация уголовной политики, которая ведет к поиску новых более эффективных некара-
тельных мер воздействия на преступников. Альтернативой тюремному заключению стали такие виды наказания, как штраф, отсрочка тюремного заключения и пробация, а также общественное порицание и различные формы надзора за осужденными.
Среди указанных видов уголовно-правового воздействия в настоящее время в зарубежных странах широко распространен институт пробации. Данный институт является одной из форм постпенитенциарного контроля, распространенного во многих государствах мира. Ее применяют в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии, Латвии, Эстонии. Положительную оценку получила данная уголовно-правовая мера в Стандартных минимальных правилах ООН, посвященных мерам, не связанны с тюремным заключением (Токийские правила). В этом документе социальная ценность пробации определяется тем, что она позволяет обеспечить своеобразное равновесие между правами осужденных и интересами безопасности общества, правового порядка. Резолюция Совета ООН по экономическим и социальным вопросам (1951 г.) характеризует пробацию как «режим помещения на испытание определенной части осужденных» и рекомендует ее для широкого использования в национальной уголовной юстиции с различными правовыми системами.
Сущность пробации заключается в передаче лица, совершившего преступление, под надзор специализированного органа - службы пробации, связанной с оказанием осужденному необходимой социально-психологической и правовой помощи. Эта служба в Великобритании входит в состав органов внутренних дел, в Японии подконтрольна Министерству юстиции, в США, Германии - подведомственна судебной власти, в Нидерландах является юридически самостоятельной структурой. В организации ее работы в отдельных странах имеются некоторые непринципиальные отличия, связанные с национальными и историческими особенностями развития государств и систем правоохранительных органов. Условия и правоограничения, налагаемые на осужденных в процессе пробации, во всех странах в основном совпадают по своему содержанию и направленности.
В целом для зарубежных государств не характерно осуществление постпенитенциарного контроля за лицами, полностью отбывшими наказание в виде лишения свободы. Такой контроль в форме постпенитенциарного надзора предусмотрен уголовным законодательством лишь некоторых стран, например Англии, Германии. Режим постпенитенциарного надзора практически тождествен режиму пробации, и его осуществление возложено на те же органы. Кроме того, в большинстве государств для рецидивистов установлены «продленные» сроки тюремного заключения, или так называемое превентивное тюремное заключение, а также имеются специальные учреждения с полусвободным режимом, призванные выполнять роль своего рода центров социальной адаптации освобожденных.
Интересным, на наш взгляд, видом общественного контроля является так называемое полузаключение. Оно предоставляет возможность проводить для осужденного часть дня вне пенитенциарного учреждения для работы, учебы или для осуществления любого другого вида деятельности, способствующей его возвращению к нормальной жизни в обществе. Решение о полузаключении под контролем общественных служб принимается в ходе исполнения наказания после наблюдения за личностью в течение трех месяцев пребывания в пенитенциарном учреждении. Это решение может быть отменено в любой момент, если такой вид обращения не дает желаемого результата или осужденный использует время, проводимое вне учреждения, в других целях.
Наряду с пробацией современным зарубежным странам известно также понятие «меры безопасности». В отличие от наказания мера безопасности не преследует целей воздаяния или устрашения, а направлена на устранение «опасного состояния» лица, совершившего либо не совершившего, но могущего совершить общественно опасное деяние.
Преследуемая мерой безопасности цель превенции достигается либо посредством нейтрализации, либо посредством ресоциализации индивида. При применении той или иной меры безопасности какая-либо из этих тенденций преобладает. Применение меры безопасности не ограничивается точно определенным сроком, как применение наказания. Это позволяет изменять срок применения меры безопасности в сторону его уменьшения или увеличения с учетом установленного максимума в соответствии с развитием «опасного состояния» индивида. К примеру, в Дании меры безопасности заключаются в помещении лица в работный дом на неопределенный срок, в Англии такая мера ограничена тремя годами, в Италии же срок помещения в подобные дома не определен. Во Франции, например, может быть установлена уголовно-правовая опека до 10 лет и запрещение появляться в определенных местах. Этот запрет широко применяется и в США.
Выделенные особенности носят наиболее общий характер и, разумеется, не исчерпывают всех позитивных черт, присущих правовому регулированию посткриминального контроля в зарубежных странах. Например, опыт выстраивания системы предупреждения рецидивной преступности мерами постпенитенциарного контроля, ее нормативное, криминологическое, методическое и организационное обеспечение показывают, какие масштабные и сложные задачи приходится решать при организации функционирования системы. Трудозатраты, затраты денежных средств, мобилизация добровольных помощников - вот что требуется помимо научного, методического и другого обеспечения. Опыт показывает, что на такие усилия и затраты идет большинство развитых стран.