Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TOTAL QUALITY MANAGEMENT В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TOTAL QUALITY MANAGEMENT В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / TOTAL QUALITY MANAGEMENT / QUALITY / MANAGEMENT / GENERAL QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Т. И., Шапагатов С. Р., Цыплов Е. А., Новиков В. А.

Данная статья направлена на анализ возможностей и ограничений применения концепции Total Quality Management в Российских и зарубежных компаниях, исследование результатов внедрения концепции TQM в компании различных стран, причины различия результатов внедрения ВУК в разных странах на основе теории о культурных ценностях по Хофстеде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE APPLICATION OF THE TOTAL QUALITY MANAGEMENT CONCEPT IN THE PRACTICE OF MANAGEMENT OF FOREIGN AND DOMESTIC COMPANIES

This article is aimed at analyzing the possibilities and limitations of the application of the Total Quality Management concept in Russian and foreign companies, the study of the results of the introduction of the TQM concept in companies of different countries, the reasons for the difference in the results of the implementation of the WUC in different countries on the basis of the theory of cultural values by Hofstede.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TOTAL QUALITY MANAGEMENT В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ»

УДК 005.6

Иванова Т.И. студент 4 курса Шапагатов С.Р. студент магистратуры 1 курса

Цыплов Е.А. студент 3 курса Новиков В.А. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ TOTAL QUALITY MANAGEMENT В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫМИ И ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ

Аннотация: Данная статья направлена на анализ возможностей и ограничений применения концепции Total Quality Management в Российских и зарубежных компаниях, исследование результатов внедрения концепции TQM в компании различных стран, причины различия результатов внедрения ВУК в разных странах на основе теории о культурных ценностях по Хофстеде.

Ключевые слова: качество, менеджмент, всеобщее управление качеством, Total Quality Management.

Ivanova T.I., student 4th year, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Shapagatov S.R., master student 1 year, Institute of Mechanical Engineering

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Tsyplov E.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Novikov V.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia)

POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF THE APPLICATION OF THE TOTAL QUALITY MANAGEMENT CONCEPT IN THE PRACTICE OF MANAGEMENT OF FOREIGN AND DOMESTIC COMPANIES.

Abstract: This article is aimed at analyzing the possibilities and limitations of the application of the Total Quality Management concept in Russian and foreign companies, the study of the results of the introduction of the TQM concept in companies of different countries, the reasons for the difference in the results of the implementation of the WUC in different countries on the basis of the theory of cultural values by Hofstede.

Key words: quality, management, general quality management, Total Quality Management.

На данный момент в современных условиях, в которых происходит стремительное усиление конкуренции, каждая организация или компания имеет цель обеспечить себе преимущества на том или ином рынке. Главным преимуществом является высокое качество продукции, а также, постоянное его повышение. Качество производимой продукции находится в прямой зависимости от уровня всех организационных процессов предприятия. Совершенствование данных процессов позволяет добиться большей эффективности и результативности, а также, извлечь наибольшую прибыль. Это означает, что исследование возможностей наиболее результативного применения концепции Total Quality Management, которая предполагает повышение качества продукции через совершенствование организационных процессов на предприятии, поможет руководителям с большим успехом применять её на практике.

Total Quality Management (TQM, Всеобщее Управление Качеством, ВУК) - систематизированная философия менеджмента, способствующая производству товаров и услуг более высокого качества, сокращению расходов, более высокому уровню удовлетворенности покупателей и сотрудников. Концепция Всеобщего Управления Качеством возникла в середине XX века на основе работ выдающихся теоретиков менеджмента Уильяма Эдвардса Деминга, разработчика некоторых методов статистического контроля качества, Джозефа М. Джурана, работавшего над управлением качеством и изучавшего издержки низкого качества и Каору Исикавы, создавшего инструменты, способствующие контролю качества. Наибольшее распространение данная теория нашла в послевоенной Японии, стремившейся восстановить свою экономику, а после невероятно эффективного ее применения в данной стране завоевала популярность и в США. [2]

В настоящее время не существует общего определения понятию «Всеобщее управление качеством», но самое общее и объективное определение было предложено Британским институтом стандартов. Согласно данному определению, «Total Quality Management» - это определенная философия в менеджменте, которую используют компании, целью которых является наиболее эффективное использование материальных и человеческих ресурсов организации. [1]

Также, не существует и конкретного перечня характеристик,

определяющих TQM. Однако все исследователи, так или иначе, считают неотъемлемыми элементами концепции:

1. Стремление к постоянному улучшению;

2. Повышенное внимание к потребителям;

3. Вовлечение сотрудников в процесс управления и повышения качества;

4. Долгосрочное планирование.

Помимо этого, очень распространенным определением факторов, включаемых в TQM, является перечень критериев Награды Бэлдриджа, присуждаемой за выдающееся качество функционирования организации, а именно:

1. Лидерство;

2. Стратегическое планирование;

3. Ориентация на клиентов;

4. Измерение, анализ и управление знаниями (менеджмент знаний);

5. Внимание к сотрудникам;

6. Внимание к производственным операциям;

7. Результаты.

Данные критерии часто используются фирмами для оценки управления качеством на предприятии и выявления своих слабых мест, а Джозеф М. Джуран даже считал их самым широко употребляемым способом для определения TQM [3, с. 596].

В основном в концепции Всеобщего управления качеством применяются такие инструменты, как:

1. Бенчмаркинг;

2. Тренинги по повышению квалификации персонала;

3. Вовлечение персонала в производственный процесс;

4. Статистический контроль процессов производства.

Преимущества и недостатки TQM перечислены ниже:

Как и все способы управления, Всеобщее управление качеством также имеет как достоинства, так и недостатки. По сей день не существует общего мнения по поводу эффективности TQM. Стоит заметить, что применение ВУК может давать абсолютно различные результаты даже у тех компаний, которые схожи во многих критерия. На это влияют следующие факторы:

1. Преимущество первенства выхода компании на рынок;

2. Время, за которое сформировались все необходимые компании ресурсы;

3. Неспособность конкурентов выявить взаимосвязь ресурсов;

4. Разное объяснение причинно-следственных связей;

5. Неспособность выявить зависимость между используемым ресурсом и успехом фирмы;

К основным достоинствам TQM относится не только повышение качества продукции, которую производит предприятие, но и повышение качества организации процессов, которые происходят внутри предприятия.

Повышение качества процессов, которые происходят внутри предприятия, ведет к значительному сокращению производственных издержек. Следовательно, повышение качества продукции воздействует на рост прибыли в организации и повышает уровень удовлетворенности потребителя. Один из наиболее эффективных методов мотивации сотрудников - это вовлечение персонала в производственную деятельность предприятия. [1, с. 62]. Данный метод положительно влияет на укрепление корпоративной культуры, а также, значительно повышает качество продукции на всех этапах производства. [2]

Также, данная концепция имеет и ряд недостатков:

1. достаточно высокая стоимость внедрения концепции;

2. увеличение объема времени, затрачиваемого на построение новой организационной системы и налаживание коммуникаций внутри предприятия;

3. Введение новых стандартов качества, которые требует ВУК;

4. Требование значительно повышенного внимания персонала к функционированию организации;

5. Постановка значимости процесса значительно выше значимости результата.

Стоит рассмотреть особенности TQM в разных странах, об этом ниже:

В настоящее время значительная часть предприятий, так или иначе, использует Всеобщее управление качеством либо же систему управления, основанную на аналогичных ценностях и очень похожую на TQM. Обеспечить компании или предприятию конкурентоспособность возможно лишь в том случае, если постоянно повышать качество производимой продукции и приводить данную продукцию к соответствию международным стандартам.

Стоит рассмотреть практику применения TQM в странах, которые стали первыми, кто принял данную концепцию - США и Япония. Также, стоит рассмотреть существующие примеры и возможности применения Всеобщего Управления Качеством в России.

В Японии идеи Total Quality Management были впервые применены после окончания Второй Мировой войны для того, чтобы привести разрушенную экономику в норму. Результаты данного опыта оказались неожиданно успешными. Спустя, примерно, двадцать лет японская экономика дошла до одной из лидирующих позиций в мире, произошедшее явление назвали Японским экономическим чудом. Существует мнение, что успех применения TQM в Японии обусловлен тем, что принципы данной концепции заложены, непосредственно, в менталитете японцев. В японском языке даже существует понятие, которое обозначает один из ключевых принципов TQM - «kaizen», что означает - «постоянное/непрерывное улучшение». [3]

Наиболее известной компанией, которая успешно применяет Всеобщее управление качеством, является Toyota Motors Corporation. В течение очень

длительного времени данной компании действует единая система управления, которая имеет название - «Toyota Production System», которую разработал Тайити Оно. Тайити Оно является основателем метода бережливого производства. Данный метод заключается в том, что он указывает на существование 8 видов потерь, последовательно устранив которые, возможно будет значительно повысить качество производимой продукции и процессов производства в целом, а также, сократить излишние расходы. К данным потерям относятся:

Рисунок 1 - Виды потерь в бережливом производстве Когда вышеперечисленные издержки будут устранены, предприятие получит возможность увеличить свою прибыль, улучшить качество производимой продукции, организации ее производства, избавиться от лишних действий, которые занимают достаточно много времени и требуют дополнительных ресурсов, также, возможно, получится осуществить включение всех сотрудников в функционирование организации. [4]

Описанный выше, метод бережливого производства, в сочетании с идеями TQM, стал основой для «The Toyota Way», который сводится к следующим выводам:

Kaizen - постоянное улучшение; Долгосрочное планирование;

Грамотная организация производственного процесса приводит к успешным результатам.

Применение вышеперечисленных концепций позволило компании Toyota значительно сократить свои издержки и время, которое тратилось на производство, а также, занять одну из лидирующих позиций на мировом автомобильном рынке.

После того, как в Японии применение TQM обернулось большим успехом, данная практика была перенята США, так же - с успешными результатами. Благодаря тому, что США применили ВУК, американские

организации восстановили свою конкурентоспособность в 50-х - 80-х гг. XX века. По данным одного из исследований, 93% фирм, включенных в список Fortune 500, применяют систему управления качеством, которая основывается на TQM. [1]

Наиболее известными примерами компаний, которые используют TQM, являются организации «большой детройтской тройки»:

1. Ford Motor Company;

2. General Motors;

3. Chrysler Group LLC.

Эти компании разработали методы сертификации поставщиков и обучения собственных сотрудников. [2]

Что можно сказать о ситуации в России? В России подход к качеству остается преимущественно техническим и выражается в соблюдении официальных требований и стандартов (ГОСТов), которые предъявляются к производимой продукции. Значимая часть предприятий до сих пор остается приверженцами автократического управления. Особенно это проявляется в условиях возможности наступления финансового кризиса. Тем не менее, существуют современные компании, которые имеют понимание того, что существует необходимость применения TQM в связи с тем, что данная концепция имеет множество преимуществ, которые повлекут за собой его использование. Таким образом, можно сказать, что современное состояние Всеобщего управления качеством в России отражает текущий статус экономики, а именно - переходный. [3]

В России существуют компании, которые применяют TQM частично. К таким компаниям можно отнести Yota. Данная компания использует вовлечение сотрудников. Персоналу разрешено принимать некоторые управленческие решения, а также, участвовать в составлении собственных планов продаж. Этот опыт повлек за собой увеличение уровня удовлетворенности работников, в связи с этим повысилась удовлетворённость клиентов. [6]

Существует теория, которая объясняет различную степень успеха TQM (ВУК) в разных странах. Главные культурные ценности по Хофстеде определяются пятью факторами:

Рисунок 2 - Культурные ценности по Хофстеде

Разнообразие данных ценностей оказывает значительное влияние на возможность применения концепции TQM в каждой стране.

Концепция Total Quality Management является одним из видов системы менеджмента качества. Это даёт возможность значительно повысить качество производимой продукции либо предоставляемых услуг, благодаря тому, что персонал вовлекается в решение задач организации, повышается внимания к клиентам и потребителям, а также, используется бенчмаркинг и другие инструменты. TQM не является залогом успеха, тем не менее, в условиях конкуренции существенно повышает конкурентоспособность фирмы.

Использованные источники:

1. Фуколова Ю., Драйв на работе // "Коммерсантъ Секрет Фирмы" №12 от 03.12.2016, стр. 62

2. Muller, Joan, GM Is Surprise Winner In Benchmark Auto Quality Study — Here's How // Forbes. Available at: http://www.forbes.com/sites/joannmuller/2013/06/19/gm-is-surprise-winner-in-benchmark-auto-quality-study-heres-how/, accessed 26.01.2017

3. Jabnoun N., Khafaji A. A. National cultures for quality assurance and total quality management //Journal of Transnational Management. - 2017. - Т. 10. -№. 3. - С. 3-17.

4. Juran, Joseph M., A History of Managing for Quality: The Evolution, Trends, and Future Directions of Managing for Quality, Milwaukee, Wisconsin: ASQC Quality Press, 2017

5. Lawler E. E., Mohrman S. A., Ledford G. E. Employee involvement and total quality management: Practices and results in Fortune 1000 companies. - San Francisco : Jossey-Bass, 2016.

6. McAdam R. Life after ISO 9000: an analysis of the impact of ISO 9000 and total quality management on small businesses in Northern Ireland //Total Quality Management. - 2016. - Т. 10. - №. 2. - С. 229-241.

УДК 65.014

Иванова Т.И. студент 4 курса Шапагатов С.Р. студент магистратуры 1 курса

Цыплов Е.А. студент 3 курса Новиков В.А. студент 3 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация: в данной работе изучаются требования к качеству продукции, производимой предприятием. Рассматриваются требования и нормы, которые предусмотрены к управлению качеством, описываются этапы внедрения Системы менеджмента качества на предприятие, производящее какую-либо продукцию. Перечисляются основные стандарты ISO 9000.

Ключевые слова: управление качеством, система менеджмента качества, СМК, стандарт, качество.

Ivanova T.I., student 4th year, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Shapagatov S.R., master student 1 year, Institute of Mechanical Engineering

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Tsyplov E.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Novikov V.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.