Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО / ПРОДУКЦИЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СПОСОБНОСТЬ / РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / QUALITY LEVEL / QUALITY / PRODUCTION / COMPETITIVE ABILITY / MARKET / ENTERPRISE / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыплов Е. А., Новиков В. А., Иванова Т. И., Шапагатов С. Р.

Данная статья раскрывает необходимость в постоянном совершенствовании процессов контроля качества в рамках производственного предприятия. В ней разобраны основополагающие и принципы, необходимые для работы над настройкой эффективной управления качеством, а также действия и мероприятия, способствующие постоянному развитию СМК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF QUALITY CONTROL PROCESSES IN INDUSTRIAL ENTERPRISES

This article reveals the need for continuous improvement of quality control processes within the production enterprise. It deals with the basic provisions and principles that should be followed in the process of setting up an effective quality management system, as well as actions and activities that contribute to the continuous development of the QMS.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 65.015

Цыплов Е.А. студент 3 курса Новиков В.А. студент 3 курса Иванова Т.И. студент 4 курса Институт финансов, экономики и управления

Шапагатов С.Р. студент магистратуры 1 курса Институт машиностроения Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: Данная статья раскрывает необходимость в постоянном совершенствовании процессов контроля качества в рамках производственного предприятия. В ней разобраны основополагающие и принципы, необходимые для работы над настройкой эффективной управления качеством, а также действия и мероприятия, способствующие постоянному развитию СМК.

Ключевые слова: уровень качества; качество; продукция; конкурентная способность; рынок; производство; предприятие; организация.

Tsyplov E.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Novikov V.A., student 3 course, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Ivanova T.I., student 4th year, Institute of Finance, Economics and Management

Tolyatti State University Tolyatti (Russia) Shapagatov S.R., master student 1 year, Institute of Mechanical Engineering

Tolyatti State University Tolyatti (Russia)

IMPROVEMENT OF QUALITY CONTROL PROCESSES IN INDUSTRIAL ENTERPRISES.

Abstract: This article reveals the need for continuous improvement of quality control processes within the production enterprise. It deals with the basic provisions and principles that should be followed in the process of setting up an effective quality management system, as well as actions and activities that contribute to the continuous development of the QMS.

Key words: quality level; quality; production; competitive ability; market; production; enterprise; organization.

Высокое качество продукции, поставляемой современными предприятиями, находятся в зависимости от непрерывного улучшения системы управления качеством предприятия.

Часто руководящие менеджеры организаций уделяют пристальное внимание именно системе управления финансовыми потоками, думая, что от ее правильной настройки зависит совокупная рентабельность предприятия и экономическая эффективность производства. С этим нельзя не согласиться, но финансы - это не единственная составляющая успеха. Так, к примеру, необходимо учитывать уровень качества выпускаемой продукции, поскольку «качество - это многоаспектная экономическая категория, а деятельность предприятия можно оценить, обратившись к уровню качества выпускаемой продукции» [1].

На данный момент на рынке сложились такая ситуация, при которой степень актуальности системы управления качеством продукции определяется совокупной эффективностью процессов по обеспечению должного уровня качества продукции для наиболее полного удовлетворения потребностей конечного потребителя товара или услуги. «Качество продукции» - это термин, который сейчас встречается крайне часто, и этот факт легко объяснить: дело в том, что именно от него зависит общая конкурентоспособность предприятия в целом отдельных наименований продукции в частности.

Помимо всего прочего, нужно отметить, что актуальность и важность работы над постоянным совершенствованием процессов контроля качества продукции на промышленном предприятии считается одним из наиболее значимых принципов современного менеджмента качества, согласно положениям стандартов ИСО.

Помимо обычного термина, качество является емкой и универсальной категорией, которая включает в себя всю специфику, особенности и прочие аспекты выпускаемой предприятием продукции или предоставляемых на рынок услуг. Отметим, что качество товара в качестве одного из наиболее значимых показателей уровня эффективности производства, трактуется по-разному. К примеру, в стандарте ISO 9000 этот термин носит определение совокупности определенных свойств, которые дают продукции способность удовлетворять потребность покупателя. Также качество трактуется следующим образом: «Качество продукции и услуг организации определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным

или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Качество продукции и услуг включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя». [2]

«Система менеджмента качества (СМК) — это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг» [3].

Практически на всех современных предприятиях создан специальный отдел, который несет ответственность за поддержание высокого уровня качества товаров или услуг, которые поставляются на рынок. Также можно отметить, что во главе данного подразделения, как правило, назначается руководитель с обширным трудовым стажем. Задачей такого отдела принято считать согласование разнообразных производственных процессов для настройки системы с максимальным экономическим эффектом от производства.

Правильно настроенная работа отдела контроля качества оказывает прямое воздействие на повышение общего качества выпускаемой продукции. Так, к примеру, систему контроля качества можно назвать одним из основных инструментов в повышении конкурентного преимущество отдельно взятой организации в современных реалиях.

Модель работы и взаимодействия сотрудников системы менеджмента качества с другими отделениями уникальна и различается в зависимости от рассматриваемого предприятия. При этом процессы СМК имеют схожие задачи:

• Создание ценности продукции для повышения конкурентной способности организации;

• Укрепление как управленческих, так и вспомогательных видов взаимосвязей внутри предприятия.

Также у каждого предприятия есть схожие стратегии в совершенствовании процессов, повышающих эффективность контроля качества продукции предприятия, процессы, обеспечивающие непосредственный контроль качеством. Среди последних можно отметить, к примеру, измерение показателей продукции (это может быть вес или другие физические параметры), анализ полученных в процессе измерения данных, улучшение показателей, если они не соответствуют стандартам.

На основе перечисленных выше процессов, которые обеспечивают непосредственное управление качеством, можно выделить основные инструменты, необходимые для совершенствования контроля качеством по каждому из направлений:

1. Мониторинг выпускаемой продукции, тщательное измерение параметров;

2. Мониторинг и сбор обратной связи покупателей (для измерения удовлетворенности потребностей);

3. Проведение периодического внутреннего аудита системы

менеджмента качества;

4. Мероприятия для корректировки выполняемых на предприятии операций, а также предупреждение появления ошибок;

5. Всесторонний анализ системы менеджмента качеством со стороны руководства производственного предприятия и анализ результатов внутреннего аудита.

Основная цель выполнения перечисленных выше процессов заключается в том, чтобы обеспечить стабильность в эффективной работе системы. На практике зачастую встречает такая ситуация, при которой минимальное внимание уделяется именно тем процессам, на которых базируется эффективность СМК.

Также выделим главные структурные подразделения, которые необходимы для достижения должного уровня качества продукции и дальнейшего повышения его эффективности:

1. Производственные отделы на предприятии. Фактическая потребность предприятия в системе менеджмента качества проявляется в помощи прочим подразделениям, которые занимаются непосредственным производством продукции. Раньше (и в наше время тоже) на производственные предприятия среди менеджеров по качеству в разговорной речи можно было часто услышать фразу или правило: «Контроль качества - это не тот отдел, который создает качество. Его создает само производство».

2. Отдел, отвечающий за сбыт продукции, производимой на предприятии. Эта служба носит важный характер, поскольку имеет непосредственную связь с конечным потребителем товара (услуги). Именно поэтому служба сбыта продукции играет такую роль, как установка стандартов качества выпускаемой продукции, чтобы предприятие могло удовлетворить потребности покупателей в более полном объеме.

3. Отдел, отвечающий за материально техническое снабжение предприятия. Сотрудники этой службы отвечают за подготовку наиболее качественного сырья для производства продукции. В системе менеджмента качества предприятия в полной мере должны быть перечислены все стандарты, которым должны соответствовать поставщики и поставляемая продукция.

Кроме всего, что было перечислено выше, важную роль в работе предприятия и производстве качественной продукции играет высшее руководства (в связи со своим служебным положением и большими компетенциями).

Однако зачастую встречаются такие ситуации, при которых среднее звено или низшее звено руководства пытается выполнить поставленный и утвержденный план, пренебрегая при этом уровнем качества продукции. Именно по этой причине на руководство СМК возложена задача по формированию интереса и корпоративного духа, которые служат единой цели (в нашем случае - это повышение уровня качества выпускаемой

продукции).

В конечном итоге, СМК нацелена на повышение этого уровня для дальнейшего увеличения экономического эффекта от деятельности предприятия. Также отметим, что любые мероприятия по внедрению системы менеджмента качества, а также его усовершенствованию несут дополнительные расходы предприятию. Но в том случае, если система была настроена правильно, она может сэкономить и покрыть расходы в кратном объеме. [4]

Далее мы рассмотрим основные действия и мероприятия, которые используют в своей практике крупнейшие производственные предприятия для минимизации дефектной продукции и, тем самым, для повышение общего уровня качества в рамках производства:

1. Выявление поставщика, сырье которого будет соответствовать установленным стандартам качества.

2. Ограничение числа поставщиков для увеличения контроля над этим процессом (изучение рынка и поиск такого поставщика, который бы смог поставлять больший перечень необходимого сырья).

3. Модернизация имеющегося оборудования или установка нового технологически превосходного оборудования для повышения качества продукции.

4. Повышение компетентности штаба сотрудников. Это мероприятие касается не только сотрудников низшего звена, но и том-менеджеров компании.

5. Внедрение количественных показателей для оценки эффективности производства. Здесь могут быть использованы системы KPI.

В современной практике компании с успешным управлением качества и СМК прибегают к использованию стандартов ISO 9001, поэтому большинство организаций с пристальным вниманием относятся к его изучению. В данной серии стандартов содержатся принципы, выполнение которых является ключевым фактором построения эффективной системы менеджмента качества. Примечательно то, что многие компании не всегда соответствуют каждому из положения, поэтому более пристальное изучение является инструментом совершенствования процессов контроля качества. К этим принципам относятся: максимальное удовлетворение потребностей покупателей; лидерство управления (не только положение); мотивация всех сотрудников предприятия на участие в мероприятиях по повышению качества продукции; систематизация подходу к контролю качества; непрерывное улучшение; принятие управленческих решений только на основе реальных фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками сырья или услуг. [5]

Выполнение вышеперечисленных принципов позволит организации решить проблему с постоянным совершенствованием системы контроля качества продукции. Кроме того, таким образом получится проводить мероприятия по своевременному реагированию на проблемы. [6]

Отметим, что системный подход к решению данного вопроса - это базовый принцип управления любым производственной организацией. И, прежде всего, он направлен на реализацию миссии компании в сфере «уровня качества продукции».

В результате проведенного исследования мы приходим к выводу о том, что управление качеством выпускаемой на предприятии продукции нужно рассматривать как общую управленческую подсистему, которая затрагивает все аспекты деятельности предприятия. Таким образом, система менеджмента качества должна быть комплексной мерой, основная задача которой заключается в анализе ситуации прочих подразделений предприятия. [7]

Применение комплексного анализа во время совершенствования процессов управления качеством - это оптимальный инструмент для настройки эффективной системы, которая позволит завоевать большое конкурентное преимущество мне зависимости от выбранной предприятием ниши.

Использованные источники:

1. Совершенствование СМК - один из основных путей ускорения экономического развития организаций // SuVan. URL: http ://www. suvan.net/nashi-publikacii/sovershenstvovanie-smk-odin-iz-osnovnih-putey-uskoreniya-ekonomicheskogo-razvitiya

2. Федеральное агентство по техрегулированию и метрологии. Системы менеджмента качества, ИСО 9000-2015. Основные положения и словарь. — Официальное издание. — М. : Стандартинформ, 2015. — 47 с.

3. Глоссарий. Система менеджмента качества (СМК) // Business Studio. URL: http://www.businessstudio.ru/articles/article/glossariy_sistema_menedzhmenta_ka chestva_smk/

4. Основные направления развития и улучшения системы менеджмента качества организации // Studref. URL: https:// studref.com/3 04679/tehnika/osnovnye_napravleniya_razvitiya_uluchsheniy a_sistemy_menedzhmenta_kachestva_organizatsii

5. СКФУ. Управление качеством в международных корпорациях. — 2. — С. : СКФУ, 2016. — 167 с.

6. Николаев М. И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством. — 2. — С. : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. — 116 с.

7. Голов Р. С., Агарков А. П., Мыльник А. В. Организация производства, экономика и управление в промышленности. — 2. — М. : Дашков и К°, 2017. — 858 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.