Научная статья на тему 'Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования'

Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ARTISTIC AND TECHNOLOGICAL TRAINING / FORMAL EDUCATION / FURTHER EDUCATION / INFORMATION EDUCATION / NETWORKING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивкина Наталья Юрьевна, Тестова Надежда Викторовна

В статье рассматриваются вопросы организации художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования. Описывается опыт организации художественно-технологической подготовки в МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, в том числе опыт использования средств информационных технологий и сетевых сервисов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивкина Наталья Юрьевна, Тестова Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities of artistic and technological training in non-formal education

The paper deals with questions concerning the organization of art and technological training in the situation of informal education; experience including application of information technologies and network services in the work of the Center work.

Текст научной работы на тему «Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования»

научно-методический электронный журнал

Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75248. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75248.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75248

УДК 372.8

Ивкина Наталья Юрьевна,

кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-исследовательской работе МОАУДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г. Киров nata [email protected]

Тестова Надежда Викторовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОАУ ДОД «<Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г. Киров [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования. Описывается опыт организации художественно-технологической подготовки в МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, в том числе опыт использования средств информационных технологий и сетевых сервисов в образовательном процессе.

Ключевые слова: художественно-технологическая подготовка, неформальное образование, дополнительное образование, информатизация образования, сетевые технологии.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Художественно-технологическая подготовка школьников в системе непрерывного образования может осуществляться как в условиях формального, так и неформального, дополнительного, образования.

Исторически сложилось так, что художественно-технологическая подготовка учащихся в организациях дополнительного образования не рассматривалась отдельно, как, например, не рассматривалась специально математическая или филологическая подготовка. Специфика рассматриваемой образовательной системы в том, что она никогда не была дисциплинарно ориентирована. Упор в дополнительном образовании делается на развитие творческой и познавательной активности, реализацию личностных качеств ребенка через овладение многообразными лич-ностно-значимыми видами и формами деятельности.

Однако художественно-технологическая подготовка в организациях дополнительного образования, несомненно, осуществляется. Она основывается на базовых знаниях и умениях, которые формируются у учащихся в процессе подготовки в общеобразовательных учебных заведениях. В основном, образовательные программы, осуществляющие дополнительную художественно-технологическую подготовку школьников, реализуются в детских объединениях (кружках, студиях) художественно-эстетической и научно-технической направленности.

Особенностью дополнительного художественно-технологического образования является то, что ребёнок может войти в образовательный процесс учреждения дополнительного образования на любой возрастной ступени обучения, ведь деятельность данных учреждений характеризуется отсутствием строгих возрастных ограничений и основывается лишь на интересе ученика, его индивидуальных особенно-

Возможности художественно-технологической подготовки в условиях неформального образования

f\j ■Л f\j

науш.о-методический электронный журнал

Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75248. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75248.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75248

УДК 372.8

стях. Это обуславливает и специфику построения дополнительных образовательных программ: любой преподаваемый курс должен быть относительно самостоятельным, и в то же время обеспечивать смысловую взаимосвязь и преемственность содержания предыдущих и последующих этапов обучения.

Кроме этого, несомненно, необходимо учитывать преемственность основного и дополнительного художественно-технологического образования как двух подсистем непрерывного образования. Дополнительное образование не должно дублировать школьное. Художественно-технологическая подготовка в учреждениях дополнительного образования детей призвана:

1) компенсировать базовое художественно-технологическое образование через включение в учебный план организаций дополнительного образования блоков, предусмотренных программой «Технология», но в силу определенных причин (материальных, кадровых, временных) не изучаемых в общеобразовательной школе. Возможна также компенсация общетрудовых и специальных знаний и умений, не сформированных (у отдельных учащихся) в процессе базовой технологической подготовки.

2) углубить базовое художественно-технологическое образование посредством использования новых форм и методов работы, увеличения количества часов на изучение технологических модулей, расширения перечня изучаемых тем.

3) расширить базовое художественно-технологическое образование через включение в образовательный процесс организаций дополнительного образования новых направлений технологической подготовки с учётом социально-образовательных потребностей ребёнка, семьи.

4) осуществить профессионализацию художественно-технологической подготовки посредством систематической работы организаций дополнительного образования в области начальной профессиональной подготовки школьников.

Художественно-технологическая подготовка в условиях дополнительного образования, как правило, является более результативной. Ведь она осуществляется в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого ребенка. Эта система гибкая и предполагает возможность построения индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника. Кроме того, большую роль играет потенциал педагогического состава организаций дополнительного образования. Это мастера высочайшей квалификации различного профиля, артисты, члены союза художников и журналистов, научные работники профилирующих вузов.

МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова (далее - ЦДТ) - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, в котором занимаются более двух тысяч учащихся.

Традиционно в ЦДТ широко реализуется разнообразные направления художественно-технологической подготовки. Так в Центре детского творчества работает детское объединение «Изостудия» (руководитель - О.Н. Поздеева). Содержание программы детского объединения направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей детей с учётом их возможности и мотивации. Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по представлению, декоративное рисование; аппликация из бумаги, природного материала; лепка из пла-

КОНЦЕПТ

Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75248. - 0,32 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал ¿1сР7//е9к9°6П5Се^|;Г5иг/220з1о54/7152о48'И1т' - Г°С РеГ Эл № ART 75248 УДК 372.8

стилина и глины; флористика; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок.

В процессе реализации программы широко применяются средства информационных технологий. Весьма интересным является опыт создания учащимися анимационных пластилиновых мультфильмов. Используя программу ProShowProducer ребята создают мультипликационные фильмы с пластилиновыми героями, выполненными своими руками.

В 2014-2015 учебном году учащимися созданы две подобные работы: мультфильмы «Ворона и лисица» и «Кот и повар». Обе работы признаны лучшими на научно-практической конференции учащихся ЦДТ. Отрывок из мультфильма «Ворона и лисица» показали по местному телевидению в передаче «Вятка-Today» на первом городском канале (выпуск от 8 апреля); статья о работе учащихся опубликована на интерактивно-новостном портале г. Кирова РгоГород.

Создание мультфильма учащимися способствует развитию мелкой моторики, активизации творческого процесса; побуждает проявлять изобретательность, настойчивость и целеустремлённость. Значительно расширяется информационная компетентность школьников, они осваивают новые программы, осознают возможность и полезность применения средств информационных технологий в прикладных дисциплинах.

Кроме того, в ходе успешной работы над мультфильмом, а тем более при его демонстрации, учащиеся получили запас положительных эмоций для дальнейшей деятельности.

Ещё одно традиционное направление работы ЦДТ по художественно-технологическому образованию - это работа с глиной. Это направление в Центре детского творчества реализуют два детских объединения - «Лепка и роспись» (руководитель Е.К. Тран) и «Глиняная игрушка» (руководитель О.В. Прилукова). Программы детских объединений, разработанные для детей 6-16 лет, включают в себя две взаимосвязанные дисциплины: лепку и роспись. В программу занятий лепкой входят: освоение приёмов лепки; особенности лепки человека; основы художественного творчества; лепка игрушек по образцам, тестопластика; создание творческих работ и композиций. Программа занятий росписью предполагает: изучение основ художественного творчества, символы в русском народном искусстве; цветовое решение в создании образа животных, человека; освоение приёмов и элементов росписи Дымковской игрушки; роспись игрушки по образцам, роспись творческих композиций.

Помимо перечисленных, в ЦДТ работают следующие детские объединения, осуществляющие художественно-технологическую подготовку: «Декоративная роспись» (руководитель И.Л. Кузьмина) «Бисероплетение» (руководитель В.А. Афана-сенко), «Мягкая игрушка» (руководитель И.А. Нелюбина), «Вязание» (руководитель И.А. Нелюбина), «Кружевная сказка» (руководитель Е.П. Куприна), «Конструирование и моделирование одежды» (руководитель А.Н. Салангина), «Волшебный сундучок» (руководитель А.Н. Салангина), «Игрушки из бумаги» (руководитель Е.Л. Коко-вихина), «Юный конструктор» (руководитель И.А. Нелюбина), «Начальное техническое творчество» (руководитель К.В. Зонов), «Дизайн и творчество. Текстильный дизайн» (руководитель А.Н. Салангина).

Традиционно воспитанники детских объединений ЦДТ принимают участие в творческих конкурсах различного уровня и становятся их дипломантами и лауреатами. Так, только в 2013-2014 учебном году воспитанники детских объединений отдела стали победителями следующих конкурсов:

КОНЦЕПТ

Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75248. - 0,32 п. л. - URL:

научно-методический электронный журнал ¿1сР7//е9к9°6П5Се^|;Г5иг/220з1о54/7152о48'И1т' - Г°С РеГ Эл № ART 75248 УДК 372.8

- международный детский, юношеский и профессиональный конкурс-фестиваль «Палитра талантов»;

всероссийский сетевой проект «Исследовательский десант на производ-

ство»;

межрегиональный сетевой проект «В мире декоративно-прикладного ис-

кусства»;

межрегиональная дистанционная олимпиада по технологии; межрегиональный конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского; областной конкурс «Васнецовская снегурочка - глазами детей»; областной фестиваль народного творчества «Вятские жемчужины»; областная выставка дет.творчества «Мир детства»; открытый городской конкурс «Морозко; городской конкурс «Я землю Вятскую люблю» и др.

Информационные технологии - обязательная составляющая дополнительных образовательных программ художественно-технологического профиля. Реализация информационного компонента дополнительных образовательных программ осуществляется в форме:

- участия воспитанников в массовых мероприятиях и конкурсах соответствующей тематики (например, викторина по информационным технологиям и т.п.);

- участие воспитанников в проектной и исследовательской деятельности, предполагающих овладение учащимися знаниями и умениями работы с текстовым редактором Word и программой Power Point. Приветствуются и проектные работы, выполненные учащимися непосредственно на тему и с использованием информационных технологий. Так, Дарья П. в 2012 году представила на конкурс работу «Цифровые технологии в вязании», Ксения Б. в 2014 г. выполнила работу на тему «Применение программного средства «Вышивка крестом-2» для создания вязаной картины» (работа заняла первое место на городском конкурсе «Наследники Кулибина»).

Проведение занятий с использованием программных средств, электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день рынок предлагает множество программных средств, в том числе нецелевого дидактического содержания, которые при грамотном использовании можно применять в учебном процессе. В ЦДТ активно используются программные средства «Детская мастерская», «Самоделкин. Сам себе дизайнер», «Изонить», «Модная бижутерия», «Вышивка по картону» и др. Кроме того, педагогами создан банк ссылок на мастер-классы декоративно-прикладного направления, предлагаемых специализированными сайтами сети Интернет, проведен их методический анализ, определены возможности использования в ученом процессе.

В работе детских объединений художественно-технологического профиля применяются также электронные образовательные ресурсы: как созданные нами самостоятельно, так созданные и находящиеся в свободном доступе на сайте сетевого сообщества учителей технологии и педагогов дополнительного образования.

Участие педагога и воспитанников в дистанционных сетевых on-line конкурсах. Так, воспитанники ЦДТ приняли участие в Межрегиональной дистанционной олимпиаде по технологии, Межрегиональном сетевом проекте «В мире декоративно -прикладного искусства», Всероссийском сетевом проекте «Исследовательский десант на производство».

КОНЦЕПТ

Ивкина Н. Ю., Тестова Н. В. Возможности художественно-технологического образования в условиях неформального образования // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 18. - ART 75248. - 0,32 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75248.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75248 УДК 372.8

Опыт показал, что работа в сетевых сервисах очень удобна, так как отличается экономией времени и проводится без отрыва от учебного процесса. Учащиеся относятся к такой форме работы с большим интересом, так как она нетрадиционна, отвечает требованиям сегодняшнего дня (благодаря использованию информационных технологий). Кроме того, сетевые сервисы предоставляют большие возможности для общения, обмена опытом, в том числе с ребятами из других регионов, что очень важно для учащихся подросткового и старшего школьного возраста.

Подобное неформальное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реали-зовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе формального образования. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями.

Natalya Ivkina, issn 2304-120х

Candidate of Pedagogic Sciences, deputy director in educational-research direction, Center of children's creativity with the study of applied economics, Kirov nata [email protected] Nadegda Testova,

deputy director in educational-upbringing direction, Center of children's creativity with the study of applied economics, Kirov [email protected]

Opportunities of artistic and technological training in non-formal education

Abstract. The paper deals with questions concerning the organization of art and technological training in the situation of informal education; experience including application of information technologies and network services in the work of the Center work

Keywords: artistic and technological training, formal education, further education, information education, networking technologies.

Рекомендовано к публикации:

Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колллегии журнала «Концепт»

772304

120159

PU Г M

977230412015930

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.