КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14561 УДК 372.8
Артёмова Р. А., Ивкина Н. Ю. Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14561. - 0,25 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14561.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Артёмова Раиса Александровна,
заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г. Киров
Ивкина Наталья Юрьевна,
кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-исследовательской работе МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова, г Киров
Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды
дополнительного образования детей (к отчету по итогам федеральной экспериментальной площадки МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова)
Аннотация. В статье описан результат экспериментальной работы Центра детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова по использованию информационно-коммуникационных ресурсов в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, информационная образовательная среда, сетевые образовательные технологии.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова (далее - ЦДТ) является экспериментальной площадкой федерального уровня ФГАУ «ФИРО» по теме «Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей». Эксперимент рассчитан на этапы с 2011 по 2013 г. и направлен на поиск эффективных средств развития информационной образовательной среды в системе дополнительного образования детей.
Руководителями экспериментальной площадки являются М. Н. Поволяева, доктор педагогических наук профессор, зав. отделом развития дополнительного образования ФГАУ «ФИРО», и А. Н. Богатырев, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник РАО.
Отметим, что экспериментальная деятельность - одно из традиционных направлений работы учреждения. Экспериментальной деятельностью педагогический коллектив занимается с 1999 г.
В плане концепции экспериментальной работы в настоящее время выделены следующие направления работы:
- информатизация образовательного процесса;
- современное промышленное производство;
- сетевые сервисы и дистанционные технологии;
- информатизация социокультурной и бытовой среды;
- поликультурное общество. Формирование толерантной среды общения в социальных сетях;
- личностное предпринимательство как творчество.
В данной статье мы остановимся на некоторых практических результатах экспериментальной работы учреждения по отдельным направлениям работы.
Артёмова Р. А., Ивкина Н. Ю. Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14561. - 0,25 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14561.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Реализация образовательных программ по изучению современных технологий - наиболее традиционное для образовательных учреждений направление работы. В ЦДТ на данный момент реализуются следующие дополнительные образовательные программы данного направления:
«Компьютер и я» (для школьников 1-4-х классов), где даются начальные сведения об устройстве компьютера и программном обеспечении, знакомят со стандартными программами, текстовыми и графическими редакторами.
Мультимедийные технологии (для школьников 5-9-х классов): на занятиях рассматриваются графические редакторы, вопросы создания gif- и flash-анимации, создания видеороликов, компьютерных игр и вебсайтов.
Программа «Удивительный мир нано» (для школьников 10-12 лет). Ее цель -познакомить учащихся с современными отраслями высоких технологий на примере нанотехнологических разработок.
Программа обучения включает теоретический материал, где рассматриваются вопросы возникновения нанотехнологий, методы, используемые при создании нанообъектов, уникальные свойства наноматериалов, перспективы развития этой отрасли науки.
Практические занятия проводятся в лаборатории нанохимии и нанотехнологии ВятГГУ, которая оборудована всем необходимым и дает возможность выполнять исследования различных поверхностей на наноуровне и в реальности видеть, что представляют собой объекты наномира. Руководителем д/о является Е. Н. Шигарева, аспирант Вятского государственного гуманитарного университета. Ею разработана программа и необходимый дидактический материал, в том числе «Рабочая тетрадь нановеда», по которой ведутся занятия.
Первые результаты реализации программы показали высокий интерес учащихся и их родителей к изучению курса. А победа воспитанников детского объединения на международном детском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» повысила интерес к исследовательской деятельности в целом.
Следующее направление, на котором хотелось бы остановиться, - «Социально-бытовая информатика».
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Платежные терминалы, электронные деньги, электронное правительство, электронная регистратура, интернет-магазины, электронные журналы в школе - все это реалии сегодняшнего дня. Большинство людей знают о возможностях, предоставляемых этими сервисами, но не все умеют ими пользоваться. Учитывая это, мы попытались осветить данную тему в рамках нашего учреждения.
Для учащихся 10-12 лет знакомство с данным направлением проходит в рамках реализации экономической игры Бизнес-лэнд». Это сквозная экономическая игра для всех детских объединений, которая проходит в ЦДТ в течение всего учебного года. В рамках игры предусмотрен ряд мероприятий игровой и познавательной направленности, в ходе которых учащиеся знакомятся с практическими вопросами социальной информатики. Одна из разработок по данному направлению - деловая игра «Юные банкиры» (авторы М. А. Байбородова, Г. Е. Верещагина) - была представлена на Х Межрегиональном смотре-конкурсе методических работ педагогов образовательных учреждений, где заняла 2-е место.
Интересным является опыт проведения городского компьютерного праздника
обучения и творчества «Компот», уже ставшего в нашем городе традиционным. За 12 лет существования конкурса мы опробовали различные формы его организации. Так, участники отправлялись в увлекательное путешествие на космическом корабле.
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал
ART 14561 УДК 372.8
IV О rw
Артёмова Р. А., Ивкина Н. Ю. Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14561. - 0,25 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14561.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
На время проведения игры ЦДТ превратился в станцию исследования компьютерных технологий со своими отсеками. Каждый кабинет - это отсеки станции и лаборатории для испытаний. После выполнения задания в том или ином отсеке команда получала диск с данными, на котором рассказано, что нужно делать дальше. Участникам игры необходимо было собрать необходимую информацию в виде CD-дисков и дискет, доставить её на командный пункт.
В 2012 г. конкурс носил название Эко.комп. Учащиеся создавали анимационные ролики на экологическую тематику, при помощи графических редакторов занимались благоустройством любимых уголков родного города. В 2013 г. конкурс был объединен общей идеей Sochi.comp и посвящен предстоящей зимней Олимпиаде в Сочи.
Учебно-исследовательская деятельность - традиционное для Центра детского творчества направление работы. Воспитанники Центра уже более 10 лет выполняют исследования по экономике и предпринимательству, декоративно-прикладному творчеству, краеведению, прикладным дисциплинам. В 2013/2014 учеб. году появилось новое направление исследований - «Цифровые технологии в настоящем и будущем», в рамках которого учащиеся выполняют проектные и реферативные работы по информационным технологиям. Приведем примерные темы выполненных школьниками исследований:
- Цифровые технологии в вязании.
- Разновидности планшетов.
- Эволюция микроскопа.
- Открываем тайну графита.
- Создание мультипликационных роликов на различные темы и др.
Применение ПС на занятиях в детских объединениях ЦДТ
Статистика показывает, что 94% дополнительных образовательных программ ЦДТ реализуются с применением информационных технологий. Одно из активно используемых педагогами направлений работы - применение на занятиях в детских объединениях программных средств, в том числе нецелевого дидактического содержания.
Так, детские объединения декоративно-прикладного направления широко используют программные средства «Детская мастерская», «Самоделкин», «Сам себе дизайнер», «Изонить», «Модная бижутерия», «Вышивка по картону» и другие, д/о «Татарский язык» применяет диск «Я хочу разговаривать на татарском языке», а гитаристы активно используют программное средство Guitar Pro 5, которое предоставляет широкие возможности для работы с музыкальными произведениями.
В ЦДТ создан и находится в свободном доступе банк программных средств, рекомендуемых педагогам для использования на занятиях в детских объединениях разного профиля, созданный библиотекарем М. А. Байбородовой.
Интересен опыт социального педагога Е. В. Агалаковой по организации урока-вебинара «Урок Добродетели. С родиной великой все в порядке, если с малой полный лад». В процессе занятия было организовано виртуальное путешествие детей, начиная от ворот ЦДТ по архитектурным памятникам Вятского края.
Педагог И. А. Нелюбина создала банк ссылок на мастер-классы декоративноприкладного направления, предлагаемых специализированными сайтами сети Интернет. Был проведен их методический анализ, определены возможности использования в учебном процессе. Данный материал широко используется педагогами для подготовки к занятиям, учащимися при выполнении исследовательских и проектных работ.
КОНТ ТЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14561 УДК 372.8
IV 3 ^
Артёмова Р. А., Ивкина Н. Ю. Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14561. - 0,25 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14561.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
Разработка электронных образовательных ресурсов
Сетевые сервисы позволяют создавать интерактивные средства для использования на занятиях в детских объединениях, которые могут применяться как для изучения нового материала, так и для закрепления знаний у учащихся.
Группа педагогов ЦДТ (В. А. Афанасенко, И. А. Нелюбина, И. А. Соловьева, Е. К. Тран, М. А. Байбородова, Г. Е. Верещагина) прошла обучение в рамках дистанционного семинара «Разработка сетевых интерактивных образовательных ресурсов по технологии» и в настоящее время успешно применяет на занятиях электронные образовательные ресурсы, разработанные ими самостоятельно.
Создание сайта образовательного учреждения, детских объединений Сайт образовательного учреждения - обязательный атрибут сегодняшнего дня, определенный Законом об образовании РФ № 273-ФЗ. Официальный сайт Центра детского творчества с изучением прикладной экономики находится по адресу: www.cdt-kirov.ru.
Кроме того, ряд педагогов ЦДТ прошли обучение по вопросам разработки сайтов в среде google и в настоящее время ведут активную работу по разработке образовательных сайтов своих детских объединений.
Повышение компетентности педагогов в области ИКТ
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников -один из факторов успешности экспериментальной деятельности учреждения. Педагоги Центра детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова за последние три года прошли обучение в рамках следующих специализированных курсов по информационным технологиям:
- спецкурс «Информатизация образовательного процесса» для педагогов ЦДТ (2011/2012 учеб. год);
- дистанционный спецкурс «Сетевое взаимодействие в среде Wiki», декабрь 2011 г.;
- семинар «Организация сетевых проектов», май 2012 г.;
- дистанционный семинар «Разработка сетевых интерактивных образовательных ресурсов по технологии», 2012 г.;
- дистанционный спецкурс «Создание сайтов в Google», ноябрь 2012 г.;
- курсовая подготовка по информационным технологиям в учреждениях повышения квалификации педагогов;
- участие педагогов в дистанционных конкурсах различного уровня.
Кроме того, педагоги активно Центра активно занимаются самообразованием, на практике знакомясь с интересными для них направлениями работы.
Педагогический коллектив Центра считает накопленный опыт значимым, актуальным и перспективным и планирует далее продолжать систематическую работу по развитию информационной образовательной среды дополнительного образования детей.
Raisa Artemova,
Honored teacher of the Russian Federation, director, Children's Creativity Center with the study of applied economics, Kirov Natalya Ivkina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Deputy Director on scientific and research work, Children's Creativity Center with the study of applied economics, Kirov
Network technologies in development of information and educational environment of supplementary education of children (a report on the results of a federal pilot site on the base of Children's Creativity Center with the study of applied economics)
KOHT TF.TTT
научно-методический электронный журнал
ART 14561 УДК 372.8
IV ^ rw
КОНТ ТЕПТ
Артёмова Р. А., Ивкина Н. Ю. Сетевые технологии в развитии информационной образовательной среды дополнительного образования детей // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 06. - ART 14561. - 0,25 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14561.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14561 УДК 372.8
Abstract. The authors describe the results of experimental work with in Children's Creativity Center with the study of applied economics on the use of information and communication resources in the system of the supplementary education of children.
Key words: supplementary education of children, information educational environment, web-based educational technology.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ««Концепт»
r>J
~ 5