КОНЦЕПТ
Крысова В. А., Некрасова Г. Н. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75251. - 0,25 п. л. - URL: http://e-
наушо-методический электронный журнал konc|pt:ru/201|/75:2|c1xhtm. - Гос рег Эл № ФС 77
ART 75251 УДК 372.8 . - .
Крысова Виктория Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]
Некрасова Галина Николаевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «<Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]. ru
Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ
Аннотация. В статье раскрыты темы опытно-экспериментальной работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна.
Ключевые слова: художественное образование, технологическая подготовка, дополнительное образование детей.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Факультет технологии и дизайна на протяжении многих лет сотрудничает с профильными образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, занимающимися художественно-технологической подготовкой школьников. Наиболее тесное взаимодействие факультет ведет с Центром детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова, Домом детского творчества «Вдохновение» и «Художественно-технологическим лицеем» г. Кирова. Именно на базе этих образовательных учреждений в октябре и декабре 2014 г. были открыты инновационные площадки.
Желание сотрудничать, развиваться в постоянно меняющихся условиях образовательной среды, внедрять новые перспективные направления художественно-технологической подготовки школьников определили темы опытно-экспериментальной работы на этих площадках. Рассмотрим более подробно направления работы на каждой инновационной площадке.
Инновационная площадка на базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова. Основная цель сотрудничества - создание интегрированной педагогической среды по решению проблем подготовки и сопровождения педагогических кадров в области художественно-технологического образования школьников.
В настоящий период развития Российской образовательной системы актуальными задачами являются активное взаимодействие между вузами и образовательными учреждениями; подготовка квалифицированных кадров для современной школы и организаций дополнительного образования и развития детей. Совместная деятельность социальных партнеров должна в большей степени обеспечить потребности постоянно меняющихся условий образовательной среды. Исходя из этого, тема опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова определена как «Проблемы художественно-технологической подготовки в образова-
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Крысова В. А., Некрасова Г. Н. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75251. - 0,25 п. л. - URL: http://e-
научно-ллетодический электронный журнал konc|pt:ru/201|/75:2|c1xhtm. - Гос рег Эл № ФС 77 ART 75251 УДК 372.8 . - .
тельных организациях». Научный руководитель от учебно-образовательного учреждения - Ивкина Наталья Юрьевна, заместитель директора.
Инновационная площадка на базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение» г. Кирова. Основная цель сотрудничества - создание системы организации проектной деятельности обучающихся с целью их профессионализации на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей.
В настоящий период развития Российской образовательной системы актуальными задачами являются активное взаимодействие между вузами и образовательными учреждениями по подготовке школьников к осознанному выбору профессии.
Система дополнительного образования детей позволяет осуществлять раннюю профессионализацию школьников. Среди различных форм взаимодействия имеется наиболее эффективная для вовлечения школьников в профессиональные пробы. Такой деятельностью является проектная деятельность, позволяющая вовлечь школьников в активное знакомство с профессиями. В образовательных организациях системы дополнительного образования детей, где активно развивается художественно-творческое направление, это профессии, связанные с художественной деятельностью.
Совместная работа социальных партнеров будет способствовать созданию и реализации новых форм работы со школьниками по их ранней профессионализации. Социальное партнерство ВятГГУ и МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение», в большей степени, позволит обеспечить потребности постоянно меняющейся образовательной среды и реализацию задач, поставленных в Концепции развития дополнительного образования (утверждена распоряжением правительства 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Все вышеизложенное определило тему опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение» г. Кирова» - «Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей». Научный руководитель от учебно-образовательного учреждения - Широкова Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Инновационная площадка на базе образовательного учреждения МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова. Основная цель сотрудничества -создание современной методической системы для предметной художественно-технологической подготовки школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода.
В настоящее время центральной задачей обучения становится формирование метазнаний и метаспособов. Метапредметный подход заложен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает обеспечение не только целостности развития учащегося, но и преемственности всех ступеней образовательного процесса. При этом осуществляется попытка эффективного соединения двух образовательных пространств - урочной и внеурочной деятельности. В условиях выстраивания новой системы образования, ориентированной на оптимизацию учебного процесса и повышение его эффективности через метапредмет-ный подход, школа поставлена перед необходимостью активного внедрения современных технологий, в том числе при взаимодействии с вузами.
Взаимодействие вуза со школой рассматривается как основа профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в
«VI О nj
КОНЦЕПТ
Крысова В. А., Некрасова Г. Н. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75251. - 0,25 п. л. - URL: http://e-
научно-ллетодический электронный журнал k°nceptlru/201|/75:2|o><htm. - Гос рег Эл № ФС 77 ART 75251 УДК 372.8 . - .
вузе по выбранной специальности. Данная работа может осуществляться в нескольких направлениях с учетом метапредметного подхода в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Все это определило тему опытно-экспериментальной работы на базе МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова - «Метапредметный подход в проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников». Научный руководитель от учебно-образовательного учреждения - Зефирова Ирина Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Направления работы определялись с учётом интересов и потребностей образовательного учреждения, но все они направлены на совершенствование системы художественно-технологического образования, на создание единого профессионального сетевого сообщества учителей технологии, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, на повышение интереса школьников и осознанного ими выбора профессий художественно-технологической направленности.
В процессе совместной работы планируется
- проведение прикладных исследований по разработке предметных методик художественно-технологической направленности с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и направлений работы образовательных учреждений (данное направление работы будет реализовано через совместное определение тематик курсовых и дипломных работ);
- формирование виртуального банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественно-технологической подготовки школьников (содержание виртуальных банков определяется потребностями и спецификой учебного процесса образовательного учреждения);
- создание информационно-методического пространства для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства и технологии в области разработки системы профессиональных проб для обучающихся в рамках их художественно-технологического образования (это является одной из основных задач в направлении профориентационной работы со школьниками);
- обобщение и распространение инновационного педагогического и творческого опыта через совместную организацию и участие в круглых столах, конференциях, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.;
- оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса.
Активное участие в реализации совместных задач принимают аспиранты кафедры технологии и методики преподавания технологии. На базе данных инновационных площадок они проводят апробацию научно-методических разработок по своим научным исследованиям.
Качество и формы сотрудничества можно проследить на примере отдельных мероприятий, которые были совместно организованы или инновационные площадки приняли активное участие в их реализации.
29-30 января 2015 г. состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Развитие системы художественного образования: опыт, проблемы, перспективы». Более 20 учителей и педагогов дополнительного образования в области художественных дисциплин поделились своим педагогическим опытом через выступления или опубликование статей. В рамках этой конференции 30 января 2015 г.
ru Q м
КОНЦЕПТ
Крысова В. А., Некрасова Г. Н. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 18. - ART 75251. - 0,25 п. л. - URL: http://e-
научно-ллетодический электронный журнал k°nceptlru/201|/75:2|o><htm. - Гос рег Эл № ФС 77-ART 75251 УДК 372.8 . - .
состоялось подведение итогов конкурса детских творческих работ «Отзвуки минувшей войны», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли участие более 50 школьников.
Активное сотрудничество идёт в рамках участия школьников во Всероссийском заочном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке: инновации и творчество». В этом году участие приняли 27 школьников от 11 до 16 лет. При этом наибольшую активность проявили учащиеся именно инновационных площадок.
29 января 2015 г. на базе художественно-технологического лицея состоялось открытие персональной выставки выпускников художественно-технологического лицея и факультета технологии и дизайна с целью показать преемственность художественного образования и знакомства школьников со сферами профессиональной реализации после завершения обучения в области дизайна и изобразительного искусства.
Активная работа ведется по проведению совместных творческих проектов, таких как выставка-конкурс «Я землю Вятскую люблю», фестиваль «Фантазия и образ», конкурс сувениров «Морозко», конференция «Мир творческих профессий» и др. Во взаимодействии творческих групп, в состав которых входят студенты, преподаватели, учащиеся, учителя и педагоги, создается современная художественная творческая среда, направленная на профессиональное развитие всех участников.
Таким образом, реализация инновационных проектов позволит выстроить эффективную модель сетевого взаимодействия между Вятским государственным гуманитарным университетом и профильными образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, усовершенствовав тем самым процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования детей города, региона с включением их в общие интеграционные процессы российского образования.
Viktoriya Krysova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Technology and Methods of Teaching Technology, Vyatka State University of Humanities, Kirov [email protected] Galina Nekrasova,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Technology and Methods of Teaching Technology,
Vyatka State University of Humanities, Kirov
Directions of innovative platforms of Technology and Design Department in Vyatka State University of Humanities
Abstract. The paper deals with experimental work of innovation platforms of Technology and Design Department in Vyatka State University.
Key words: art education, technological training, additional education of children. Рекомендовано к публикации:
Г. Н. Некрасовой, доктором педагогических наук, членом редакционной колл-легии журнала «Концепт»
ГУ r\J
977230412015940