УДК 378.1; 371.3
Маколкина Лидия Павловна
студент 5 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,
г. Новокузнецк, РФ
Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна
к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, РФ, [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТРУКТУРЕ УТОЧНЕНИЯ
КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ»
Аннотация
В статье рассматриваются возможности продуктивного становления педагога по физической культуре в структуре общепедагогической подготовке и включения в научно-исследовательскую работу. Качество использования метода моделирования при уточнении определений категории «воспитание» является следствием сформированности культуры самостоятельной работы личности педагога, что в свою очередь влияет и на качество формирования культуры самостоятельной работы обучающегося.
Ключевые слова
Воспитание, социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, моделирование.
Культура самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре - уникальное явление, определяющееся через сформированность умений и компетенций самостоятельно выделять противоречия развития личности обучающегося и решать их оптимальным набором средств и методов, форм и технологий целостного учебно-воспитательного процесса. Реализация идеи формирования культуры самостоятельной работы личности осуществляется через постановку и верификацию качества решения профессионально-педагогических задач, в структуре которых педагогическая поддержка обеспечивает повышение качества продуктов совместной деятельности, доступность активного обучения в решении задач развития и саморазвития личности.
В таком понимании уточнение категории «воспитание» - одно из направлений подготовки будущих педагогов по физической культуре, фасилитирующее формирование культуры самостоятельной работы, потребность в самосовершенствовании, самореализации, самовыражении и самоутверждении через продукты интеллектуальной деятельности и повышения уровня подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности. Представим несколько определений категории «воспитание» в структуре освоения знания современной педагогической методологии, учета нормального распределения способностей и здоровья, знаний курсов «Социальная педагогика», «Специальная педагогика», «Теория и методика воспитание», «Управление образовательными системами», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум».
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - процесс создания оптимальных условий для восприятия развивающейся личности норм поведения, культуры общения, социального опыта, формирования мировоззрения и способов познания и преобразования объективного, системно детерминированных в русле идей гуманизма и здоровьесбережения, опосредованных идеями и практикой реализации возможностей развития личности в модели нормального распределения способностей и здоровья, отражаемых в продуктах социально-образовательных институтов и институтов культуры.
Воспитание с точки зрения антропологического подхода - процесс формирования потребности в развитии всех структур личности, непосредственно развиваемых через получение социального опыта, опосредованный антропологическими представлениями о человеке как предмете социально-педагогических отношений и культуры, о нормах и практике сосуществования в антропосреде, о качестве создания и возможностях распространения разнообразных продуктов деятельности, обеспечивающих адекватную
оценку социальным и личностным, профессиональным и поликультурным отношениям и формам сотрудничества, объединениям и объектам профессионально-педагогической практики в модели детерминации возможностей личности (хочу - могу - надо - есть) и условий нормального распределения способностей и здоровья как матрицам оптимизации описываемого процесса.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода - целенаправленный процесс формирования и развития личности, определяемый в ресурсах современной теории и практики формирования социального опыта, основ сосуществования, познания объективного в среде, решения основных противоречий развития личности, опосредованных нормами современной теории и практики познания всех антропологически обусловленных явлений, располагающих общество и личность к сотрудничеству и позитивному социальному взаимовлиянию, реализация которого строится в соответствии с идеями гуманизма и возможностями учета нормального распределения способностей и здоровья в микро-, мезо-, макро- и мегаобъединениях и средах.
Воспитание с точки зрения графологического подхода - процесс развития и формирования личности, обеспечивающий достижение определенных результатов и высот в решении мультисредовых противоречий, системно визуализирующих внешние и внутренние ресурсы становления личности в модели ведущей деятельности и общения, досуга и отдыха, включения личности в освоение специфики и модели социализации и самореализации «культура» и «наука», качество отображения которых напрямую зависит от сформированности усвоения норм культуры и возможностей личности в верификации идей продуктивного становления и соблюдения основ гуманизма и толерантности.
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода - процесс становления развивающейся личности в социальном пространстве, предопределяющий качество и возможности развития личности в ведущей деятельности и хобби, непосредственно связанных с условиями усвоения норм культуры и мультисредовыми предпочтениями, стимулированием качества и возможностями создания продуктов ведущей деятельности, востребованности и состоятельности инноваций в педагогически детерминируемых процессах и объектах исследования, системно обеспечивающих личность и общество всевозможными решениями стабилизации развития и комфортного сосуществования.
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода - процесс ситуативного, асинхронного приспособления личности к разнородным условиям использования эзотерического знания в структуре научной постановки и верификации качества усвоения социального опыта и форм сотрудничества, способов и возможностей создания продуктов культуры, искусства, религии, спорта и науки, определяющих состоятельность практики реализации идей гуманизма базовой, обеспечивающего формирование в личности основы развития и неповторимого воспроизводства мультисреды и антропологического потенциала воспроизводства всех нюансов ноосферы и антропосферы, системно сохраняющих общество и личность, включенную в социальные (профессиональные) отношения и самопознание.
Выделенные определения категории «воспитание» - реализованная идея возможности получения в совместной деятельности продуктов социального и профессионально-педагогического становления и развития, где культура самостоятельной работы и педагогическая поддержка являются ресурсами оптимизации решения профессионально-педагогических задач, тактикой и стратегией самосохранения, здоровьесбережения и гуманизма.
Список использованной литературы:
1. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Souciai Science Jornal. 2014. № 4-1.С. 136-142.
2. Козырева O.A. Корпоративная культура педагога как условие и продукт управления качеством подготовки кадров в образовательном учреждении // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 62-73.
3. Козырева O.A. Культура самостоятельной работы как фактор формирования и развития профессионально-педагогической культуры студентов-педагогов и педагогов-психологов // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 3. С. 61-69.
4. Козырева O.A. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. №12(25). С. 97-102.
1SS
5. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
6. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.
7. Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов в ресурсах теории управления и профессионального образования // Экономика и социум. 2014. №3-2 (12). С. 142-151.
8. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2014. № 1. С. 69-71.
9. Макарова Т.В., Кошелев А.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель формирования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-131.
10. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
© Л. П. Маколкина, Козырева О.А. 2015
УДК 378.147.88
Мкртчян Нина Михайловна
канд.пед.наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ, [email protected] Мкртчян Тамара Юрьевна канд.филол.наук, доцент ЮФУ, г.Ростов-на-Дону, РФ, [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ВО ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В РАМКАХ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Аннотация
Статья посвящена обновлению содержания педагогической практики студентов-заочников Института истории и международных отношений ЮФУ в рамках компетентностного подхода. Педагогическая практика выполняет ключевую роль в плане реализации данного подхода. В статье приводится перечень профессиональных компетенций, формирующихся у студентов-заочников при выполнении научно-исследовательской, собственно педагогической и организационно-управленческой деятельности во время прохождения педпрактики.
Ключевые слова
Педагогическая практика, модульная технология, профессиональные компетенции, студенты-
заочники
Практическая деятельность студентов занимает одно из ведущих мест в учебном процессе, а совершенствование и развитие этого вида учебной деятельности может с полным правом рассматриваться как одно из важнейших направлений образовательной деятельности Южного федерального университета. Педагогическая практика студентов-заочников данного вуза ориентирована на решение комплекса актуальных задач в подготовке учителя (в том числе и учителя истории) и совершенствовании его педагогического мастерства.
Вопросы организации и проведения педагогической практики студентов-заочников института Истории и международных отношений Южного федерального университета регулярно обсуждаются и анализируются на заседаниях кафедр. На каждом курсе заочного отделения студенческая практика имеет свои задачи,