Научная статья на тему 'Возможности. Дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов'

Возможности. Дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА ВУЗА / DIDACTIC COMPUTER ENVIRONMENT OF UNIVERSITY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Х. Э.

В статье выявлены возможности дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов. Сделан вывод о том, что дидактическая компьютерная среда системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Реализация дидактической компьютерной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. Образовательная среда образовательного учреждения, в том числе вуза, может быть представлена как совокупность ряда компонентов: состояние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамалова Х. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF THE DIDACTIC COMPUTER ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article reveals what possibilities of the didactic computer environment of a university as a means of organizing students' independent work are. The conclusion is made that the didactic computer environment is a system object that consists of interrelated software and technical components. The implementation of the didactic computer environment of a university is largely determined by electronic educational resources, their qualitative characteristics, and the provision of the learning process with this type of teaching aids. Educational atmosphere at an educational institution can be represented as a sum of a number of components: the state of the quality of teaching; the level of requirements for student in the educational process; the accepted standard of education; the established rules of conduct adopted by this institution; the pedagogical style of communication; the regulated positive value orientations, which graduates are going to acquire.

Текст научной работы на тему «Возможности. Дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов»

References

1. Petrovskij A.V. Psihologiya neadaptivnoj aktivnosti. Moskva, 1992.

2. Nalchadzhyan A.L. Social'no-psihicheskaya adaptaciya lichnosti: formy, mehanizmy i strategii. Erevan, 1988.

3. Shibutani T.S. Social'naya psihologiya. Moskva: Progress, 1969.

4. Rastova A.M. K voprosu o sootnoshenii socializacii i social'noj adaptacii lichnosti. Trudy Altajskogo politehnicheskogo instituta. Barnaul, 1974; Vyp. 37.

5. Ovchinnikova G.G. Psihicheskaya sredovaya adaptaciya i Ya-koncepciya nesovershennoletnego. Deti - molodezh' - obschestvo. Chelyabinsk, 2005.

6. Magomedova M.G. Adaptaciya studentov mladshih kursov v sisteme doprofessional'nogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal «Koncept». 2015; T. 13: 861 - 865.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 378

Mamalova H.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Electronics, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

POSSIBILITIES OF THE DIDACTIC COMPUTER ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION AS A MEANS OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS. The article reveals what possibilities of the didactic computer environment of a university as a means of organizing students' independent work are. The conclusion is made that the didactic computer environment is a system object that consists of interrelated software and technical components. The implementation of the didactic computer environment of a university is largely determined by electronic educational resources, their qualitative characteristics, and the provision of the learning process with this type of teaching aids. Educational atmosphere at an educational institution can be represented as a sum of a number of components: the state of the quality of teaching; the level of requirements for student in the educational process; the accepted standard of education; the established rules of conduct adopted by this institution; the pedagogical style of communication; the regulated positive value orientations, which graduates are going to acquire.

Key words: didactic computer environment of university, independent work, student.

Х.Э. Мамалова, канд. пед. наук, доц. каф. физической электроники, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный

университет», г. Гоозный, E-mail: [email protected]

ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье выявлены возможности дидактической компьютерной среды вуза как средство организации самостоятельной работы студентов. Сделан вывод о том, что дидактическая компьютерная среда - системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Реализация дидактической компьютерной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения. Образовательная среда образовательного учреждения, в том числе вуза, может быть представлена как совокупность ряда компонентов: состояние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник.

Ключевые слова: дидактическая компьютерная среда вуза, самостоятельная работа, студент.

В условиях инновационного образования, направленного на формирование у будущих специалистов не только предметных знаний и умений, но и высокого уровня профессиональной компетентности, качество профессионального образования нельзя сводить лишь к сумме уровней качества обучения различным дисциплинам. Оно определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности, достигнутой в процессе реализации образовательной программы. При этом компетентность будущего специалиста необходимо формировать в процессе изучения не только специальных, но всех общеобразовательных дисциплин. Осуществить решение данной проблемы можно в условиях дидактической компьютерной среды вуза.

Одним из немногих способов расширения спектра возможных методов оформления процедур предоставления образовательной услуги может являться частичный перевод их в принципиально иную среду. В первую очередь речь идет об использовании новых информационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет, в частности, об использовании информационной предметной среды, представляющей собой сложную систему, аккумулирующую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы, а также обеспечивающую возможности продуктивной познавательной деятельности будущих специалистов, направленной на формирование их профессионального потенциала. При этом в качестве основного средства конструирования дидактической компьютерной среды более рационально и оптимально использовать портальную технологию. Образовательный портал можно рассматривать и как информационный, и как программно-методический, и как орга-

низационный и коммуникационный компонент информационной среды.

Понятие «дидактическая компьютерная среда» в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения совокупности программно-аппаратных средств, позволяющих обеспечить ввод, хранение, обновление и передачу обучаемым необходимого учебного материала, а также использование автоматизированной системы обучения и контроля. Несмотря на то, что аппаратное и программное обеспечение составляет важный компонент информационной образовательной среды, такой подход к ней представляется слишком узким и не позволяет в полной мере охарактеризовать эту сложную систему [1].

В.П. Мозолин в своем диссертационном исследовании [2] говорит о том, что «современные информационные, и прежде всего телекоммуникационные технологии вносят решающий вклад в формирование образовательной среды. По своей структуре она многомерна, многоаспектна, но прежде всего - это информационная среда».

Главным педагогическим условием эффективного функционирования дидактической компьютерной среды предвузовского обучения, по мнению авторов работы, является структурирование содержания учебно-методических пособий на основе единства дидактических принципов системной дифференциации и задачного обучения, что обусловливает дифференциацию содержания в научных дефинициях на неродном языке.

Образовательная среда образовательного учреждения, в том числе вуза, может быть представлена как совокупность ряда компонентов, сложившихся на конкретный момент времени в данном учебном заведении и включающих в свой состав: состо-

яние качества преподавания; уровень требований, предъявляемых к обучаемому в образовательном процессе; принятый стандарт образования; установившиеся нормы поведения, принятые в данном учебном заведении; стиль педагогического общения; регламентированные позитивные ценностные ориентации, к формированию которых стремится выпускник [3; 4].

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для конца прошлого - начала нового века, создает невиданные ранее условия интерактивного информационного взаимодействия с использованием распределенного информационного ресурса глобальной сети Интернет, что определяет появление нового понятия «информацион-но-коммуникационная среда».

Стратегическое направление развития образования - создание ИКТ-насыщенной образовательной среды:

- модернизация оборудования;

- подключение каждого рабочего места сотрудника к глобальной сети Интернет;

- оснащение библиотечного фонда научной, научно-методической и периодической литературой, что обеспечивает самообразовательную деятельность как обучающихся, так и обучаемых;

- расширение числа источников учебной информации: базы данных, информационно-справочные системы, электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы;

- приобретение и использование лицензионного программного обеспечения;

- формирование ИКТ-компетентности.

Таким образом, дидактическая компьютерная среда - системный объект, который состоит из взаимосвязанных программных и технических компонентов. Назначение этой среды - создание условий и предоставление ресурсов, которые обеспечивают содержание образовательного процесса, организацию деятельности и управление образовательным учреждением; взаимодействие участников образовательного процесса.

Современные информационные технологии открывают новые перспективы для повышения эффективности образовательного процесса, являются мощным инструментом для наглядного представления учебной информации. Использование мультиме-

диа-технологий для занятий является современным и эффективным подходом к процессу обучения, который намного повышает качество самого процесса для достижения целей образования. Самостоятельная работа является важным средством развития познавательной деятельности студентов, совершенствования, закрепления и практического применения знаний. Она является неотъемлемой частью занятия, способствует формированию устойчивых и осознанных знаний, дает возможность каждому студенту работать в доступном ему темпе, с постепенным переходом от одного уровня развития знаний к другому. Тестирование облегчает и ускоряет самостоятельную работу, дает возможность осознать, насколько усвоен материал; студент сам может корректировать процесс своего обучения.

Современный специалист должен иметь представление о структуре и содержании виртуальной предметной среды, эффективно применять цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе. Эффективность процесса обучения в настоящее время зависит от того, насколько глубока интеграция новых и традиционных технологий. Немаловажную роль в образовании и обучении играет самообразование. Некоторые темы курса математики студентам можно рекомендовать изучать самостоятельно с помощью программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение» и др. Еще один путь к самообучению - это презентация. Она дает студентам возможность логически мыслить, создавать действующие модели, представлять конечный результат и достижение цели, используя PowerPoint.

Медленное внедрение в образование ИКТ при изучении дисциплин объясняется тем, что многие преподаватели считают нецелесообразным заменять традиционные схемы преподавания новыми; изучение интерфейса компьютерных математических систем требует немалого времени, которое не предусмотрено учебными планами; установка и сопровождение таких систем связаны с существенными дополнительными материальными затратами.

Реализация дидактической компьютерной среды вуза во многом определяется электронными образовательными ресурсами, их качественными характеристиками, обеспеченностью учебного процесса данным типом средств обучения.

Библиографический список

1. Малиатаки В.В. Проблема определения содержания понятия «информационная образовательная среда» в педагогике. Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2008; Ч. 2: 148 - 150.

2. Мозолин В.П. Теоретические основы создания учебной информационной среды телекоммуникационного обучения. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 2000.

3. Бондарева Г.А., Петрова Н.П. Информационная насыщенность образовательного процесса в вузе в современный период информатизации образования. Kant. 2016; № 3 (20): 24 - 29.

4. Петрова Н.П. Компьютерная анимация как средство визуального мышления. Школьные технологии. 1998; 4: 216.

References

1. Maliataki V.V. Problema opredeleniya soderzhaniya ponyatiya «informacionnaya obrazovatel'naya sreda» v pedagogike. Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2008; Ch. 2: 148 - 150.

2. Mozolin V.P. Teoreticheskie osnovysozdaniya uchebnojinformacionnojsredy telekommunikacionnogo obucheniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

3. Bondareva G.A., Petrova N.P. Informacionnaya nasyschennost' obrazovatel'nogo processa v vuze v sovremennyj period informatizacii obrazovaniya. Kant. 2016; № 3 (20): 24 - 29.

4. Petrova N.P. Komp'yuternaya animaciya kak sredstvo vizual'nogo myshleniya. Shkol'nye tehnologii. 1998; 4: 216.

Статья поступила в редакцию 27.02.18

УДК 378

Fortova L.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Cand. of Sciences (Law), Professor, State and Legal Disciplines Department, Vladimir Institute of Law (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]

Matyukhina O.S., postgraduate, Department of Psychology and Special Education Department, Vladimir State University (Vladimir, Russia), E-mail: [email protected]

RESEARCH OF PROBLEMS OF VIRTUAL ADDICTIONS AMONG MINORS IN RUSSIAN AND FOREIGN SCIENCE. The

article analyzes the etiology, mechanisms of development, clinic, highlights the main forms of virtual dependencies, some areas of prevention of virtual addiction of minors. The paper describes symptoms and risk factors for the development of virtual addictions and characteristics of behavior and psychological profile of an Internet-dependent personality. The work shows results of scientific schools of Russian, Korean, Chinese, American researchers of this phenomenon. Prospects and consequences of the decision and not the solution of the studied problem are designated.

Key words: virtual addiction, addicts, Internet, selfie, predicate, online communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.