УДК 378.147
Пашко Тамара Леонидовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета [email protected]
Любушкина Екатерина Сергеевна
старший преподаватель кафедры иностранных языков Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета [email protected] Tamara L. Pashko PhD, Associate Professor Department of Foreign Languages of Novokuznetsk Institute (branch) of the Kemerovo State University [email protected] Ekaterina S. Lyubushkina senior teacher
Department of Foreign Languages of Novokuznetsk Institute (branch) of the Kemerovo State University [email protected]
Моделирование процесса обучения иностранному языку средствами
компьютерных технологий
Simulation of a foreign language learning process by means of computer
technology
Аннотация. В статье авторы предлагают теоретическое обоснование создания и применения информационно-коммуникативной образовательной среды (ИКОС) средствами компьютерных технологий, а также характеризуют особенности ее формирования при обучении иностранному языку с использованием компьютерных технологий на основе разработанных авторами дидактических принципов и технологии построения электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Иностранный язык». Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков в вузе позволяет реализовать принципы управляемого формирования индивидуального стиля деятельности, что приводит к повышению эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, учебная деятельность, формирование индивидуального стиля деятельности, структура индивидуального стиля деятельности, компьютерные технологии в обучении, иностранные языки
Annotation. The authors offer a theoretical justification for the creation and use of information and communication educational environment and features of its formation in foreign language learning by means of computer-based technologies with the help of didactic principles and technology of building electronic training complex, developed by the author. It is proved that the introduction of computer-based technology in the teaching of foreign languages in high school can implement the principles of managed formation of individual learning style, which leads to an increase in the educational process.
Keywords: individual style of activity, learning activity, formation of individual style, structure of individual style, computer technology in education, foreign languages
Исследователи проблемы повышения качества высшего профессионального образования и получения новых образовательных результатов (О. Е. Лебедев, А. Н. Майоров, М. В. Рыжаков, С. Е. Шишов, В. А. Кальней и др.) отмечают, что организация качественного образовательного процесса в целом и отдельных его составляющих (уровень организации учебного процесса, адекватность выбранных методов и соответствующих средств обучения, преподавательский состав и т.д.) не гарантирует качественного образования в целом, из-за не соответствия целей получаемого образования современным потребностям общества. Само понятие "образовательные результаты" также во многом изменилось. В современной педагогической науке это понятие трактуется как повышение мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности. Результаты развития названных потенциалов личности можно охарактеризовать как ключевые компетенции в соответствии с принятым в мировой образовательной практике компетентностным подходом.
Ориентация на достижение новых образовательных результатов влечет за собой значимые изменения в системе высшего профессионального образования: создание индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого студента на основе реализации личностно-ориентированного образовательного процесса.
По мнению многих исследователей, в неоднородной разнообразной, т.е. имеющей множественное воздействие и включающей в себя не только образовательное пространство, но и личностно-ориентированный образовательный процесс, образовательной среде возникает больше возможностей для учета и реализации индивидуальных возможностей каждого студента. Отмечается, что использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует этому.
В нашем исследовании мы сделали попытку теоретического обоснования, создания и применения информационно-коммуникационной образовательной среды (ИКОС) в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе, учитывая требования ФГОС третьего поколения.
Деятельность преподавателя при разработке ИКОС включает в себя несколько этапов проектировочной и организационной работы: на теоретическом уровне определяется концептуальная модель процесса обучения в соответствии с поставленными целями и планируемыми образовательными результатами (формирование компетенций), с учетом предполагаемых совместных действий преподавателя и студента, где главная роль отводится обучающемуся [2]. В практической деятельности преподавателя вуза моделирование обучения иностранному языку заключается в разработке эффективной рабочей программы дисциплины с учетом места дисциплины в учебном плане по данному профилю и направлению ВПО, обеспечивающей подготовку компетентных специалистов, соответствующих критериям ФГОС-3.
Отправным моментом в моделировании учебного процесса является определение трудоемкости изучения дисциплины. В принятых учебных планах НФИ КемГУ она колеблется от 144 час. до 432 час., то есть различается в 2-3 раза. Более того, в разных вузах количество часов, отводимых на изучение иностранных языков в рамках учебных планов по одному и тому же профилю подготовки, различное. Очевидно, там где трудоемкость дисциплины больше, например, по направлению подготовки 040100 - «Социология» - 432 час., качество подготовки бакалавров будет выше, и наоборот, там где на изучение иностранных языков отводится меньше часов, например, 180 час. по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция», качество подготовки выпускников будет ниже. Учитывая то, что дисциплина имеет углубленную профессиональную ориентацию - «Иностранный язык в сфере юриспруденции», ее заниженная трудоемкость является неоправданной. В результате заниженной трудоемкости будет страдать качество подготовки специалистов не только по иностранным языкам, но и качество подготовки специалистов в целом. Эта причинно-следственная связь объясняется тем, что в основу программы «Иностранный язык» положен принцип интегративности, который предполагает взаимосвязь получаемых знаний из различных предметных дисциплин с одновременным развитием коммуникативных, профессиональных, информационных, академических и социальных умений.
При таком положении невозможно обеспечить необходимое единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и выполнить требования независимой экспертизы качества подготовки специалистов, в том числе в системе федерального Интернет-тестирования (ФЭПО), к содержанию дисциплины «Иностранный язык». Однако в отдельно взятом вузе необходимо и возможно согласовать трудоемкость дисциплины с выпускающими кафедрами, приняв единую трудоемкость, например, 360 час. (170 час. аудиторных занятий и 170 час. самостоятельной работы). Чтобы поддержать достигнутый уровень владения иностранным языком (это
необходимо для соблюдения дидактических принципов регулярности и систематичности), также целесообразно ввести в учебные планы занятия по иностранному языку 2 часа в неделю в течение всего периода обучения в вузе.
Моделирование процесса обучения иностранным языкам необходимо производить на основе современных документов по модернизации высшего профессионального образования и с учетом следующих положений:
- «Владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе.
- Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования» [5, с.3].
Моделируя процессуальную сторону предстоящей деятельности, преподавателю следует обосновывать последовательность и содержание отдельных своих действий. Следуя необходимости ориентации на цели и результаты обучения, необходимо выделить соответствующие компоненты, составляющие предстоящую деятельность, объединив их в отдельные блоки. Основной целью курса «Иностранный язык» является «овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования». [5, с.3]. Поэтому для каждого блока, соответствующего определенной сфере общения, необходимо определить тематику учебного общения, сформулировать проблемы, типичные ситуации для всех видов устного и письменного общения. Именно содержательное наполнение курса является важнейшим фактором его эффективности.
Рассматриваемая нами Примерная программа «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов» содержит 4 обязательных раздела, каждый из которых соответствует определенной сфере общения: 1) бытовая, 2) учебно-познавательная, 3) социально-культурная и 4) профессиональная сфера и рекомендует выделять следующее количество часов общей трудоемкости: 1) 50 час., 2) 120 час., 3) 120 час., 4) 50 час. [5, с.6]. Предлагается также тематика общения, например, в бытовой сфере общения: 1. Я и моя семья. Семейные традиции, уклад жизни; 2. Дом, жилищные условия; 3. Досуг и развлечения в семье. Семейные путешествия; 4. Еда. Покупки [5 с.9].
С нашей точки зрения, выделение четырех сфер общения не вызывает сомнение, в остальном следует внести коррективы, учитывая следующие моменты:
1. Предлагаемая тематика должна основываться на реалиях стран изучаемого языка.
2. При выборе тематики следует учитывать направление и профиль подготовки. Так, тема «Семья, семейные традиции, уклад жизни» может быть актуальна для социологов, но, например, для студентов-экологов в раздел бытового общения целесообразно включить тему «Воспитание экологического сознания», для студентов-информатиков будет интересна тема
«Информационные технологии в быту», для экономистов «Бюджет семьи, доходы и расходы, возможности экономии» и т.д.
3. Большинство тем многоаспектны, поэтому, учитывая лимит учебных часов, целесообразно выбирать темы из сферы профессионального общения, действительно актуальные для студентов данного профиля подготовки, но в рамках выбранной темы рассматривать ее различные аспекты: бытовые и социально-культурные. Например, для экологов актуальна в профессиональном отношении тема «Отходы, мусор, загрязнение окружающей среды», бытовой аспект этой темы: «Раздельный сбор мусора в домохозяйствах», социально-культурный: «Экологическое поведение, экологические акции, экологическое воспитание в учебных заведениях» и т.д.
4. В учебно-познавательной сфере общения обязательно должны присутствовать темы: «Высшее профессиональное образование (в стране изучаемого языка) специалиста, бакалавра, магистра (по соответствующей специальности, профилю подготовки)»; «Наука (социология, психология, юриспруденция, математика и др.»; «История развития науки, выдающиеся ученые» и т.д.
Выбор тематики по иностранному языку должен поддерживать и дополнять основной курс профессиональной подготовки, выводя ее на международный уровень.
На следующем этапе моделирования учебного процесса необходимо провести анализ имеющихся средств обучения, в том числе электронных, для того чтобы сформировать инструментальную часть информационно-образовательной среды с учетом поставленной цели и выбранных методов обучения [2]. Опираясь на исследования А. А. Кузнецова, И. В. Роберт, О. К. Филатова, под средой, образующейся на основе средств информационно-коммуникационных технологий, мы будем понимать информационно-коммуникационную образовательную среду (ИКОС) [3]. Применение информационно-коммуникационных технологий значительно расширяет состав, содержание и учебные возможности компонентов образовательной среды. К источникам учебой информации в ИКОС относят базы медиаобъектов (графические изображения, объекты Flash-анимации, аудио- и видематериалы), информационно-справочные системы, электронные учебники и учебные пособия, энциклопедии, ресурсы Интернет и т.д. Инструментами учебной деятельности считаются компьютерные тренажеры, контролирующие программы (тестеры), а также программное обеспечение - уникальная электронная оболочка, позволяющая преподавателю редактировать готовые и разрабатывать собственные - авторские - уроки. Средствами коммуникаций являются локальные компьютерные сети или Интернет.
Нами разработано также программное обеспечение ИКОС, состоящее из трех компонентов: программ «Редактор», «Клиент», «Сервер». Программа «Редактор» позволяет создавать и редактировать дидактический материал: заполнять словарь, создавать новые и редактировать созданные учебные задания, объединять их в тесты, настраивать работу с учебным пособием. С
помощью «Редактора» создается связка «Учебное пособие - словарь -тренировочные задания - контрольные тесты». Включая программу «Клиент», студент получает доступ к системе тестирования, взаимодействуя с программой «Сервер». Студент запрашивает контрольные тесты, после прохождения которых, отправляет результат серверу. Сервер, в свою очередь, ведет обработку запросов и сохраняет результаты тестирования в электронный журнал. Данное программное обеспечение поддерживает диагностическую функцию информационно-образовательной среды:
- определение уровня владения предметными знаниями и умениями, на основе которого продолжится дальнейшее формирование и развитие соответствующих навыков и умений;
- определение уровня cфopмировaннoсти yчeбныx дeйcтвий и yмeний (aнaлиз, синтeз, клaccификaция, oбoбщeние и др.);
- определение псиxoлoгo-физиoлoгичeских характеристик oбyчaющиxcя.
С помощью компьютерной программы «Редактор», с одной стороны,
обучающиеся получают доступ к различным средствам диагностики (тесты личности, интеллекта, учебных достижений и др.), с другой стороны, преподаватель систематизирует, обрабатывает результаты их выполнения, распределяет обучающихся то учебным группам, для последующей реализации дифференцированного, индивидуально-ориентированного обучения с применением разных электронных образовательных ресурсов.
Создание ИКОС позволяет наладить балльно-рейтинговую систему контроля с использованием электронного журнала учета результатов учебной деятельности студентов. В электронный журнал заносятся не только полученные баллы за выполненные контрольные тесты по каждому учебному модулю курса, но и поощрительные баллы за активную работу во время аудиторных занятий, за выполнение дополнительных заданий или заданий повышенной сложности. Ноль баллов означает пассивное присутствие на занятии или невыполнение домашних заданий. Таким образом, на основе суммы набранных баллов определяется не только оценка студента по учебной дисциплине, но и его личный рейтинг в группе. С помощью электронных средств можно визуализировать успеваемость студента на протяжении семестра и всего курса обучения в виде графика, показывающего тенденцию к повышению или понижению успеваемости.
С помощью такой системы контроля возможно решение следующих
задач:
- повышение yрoвня yчeбнoй aвтoнoмии cтyдeнтoв;
- достижение макcимального понимания удержания курcа обучающимися, cиcтемы контроля и оценивания результатов его оcвоения.
На основании результатов анализа имеющихся ресурсов, преподаватель получает возможность приступить к следующей стадии моделирования — проектирование их применения в будущей деятельности.
Преподаватель рассматривает условия, в которых он будет осуществлять обучение, определяет степень обеспеченности необходимыми
образовательными ресурсами. При этом анализ существующих возможностей напрямую связан с выбором соответствующих средств достижения поставленных целей и получения запланированных образовательных результатов.
Разрабатываемая модель учебного процесса включает в себя схему будущих совместных действий преподавателя и студентов. Она содержит перечень учебных целей, коммуникативных задач, способов учебной деятельности, а также возможных видов взаимодействия в диадах педагог-обучаемый и обучаемый-обучаемый. Характер создаваемой информационно-образовательной среды и формы организации образовательного процесса (дистанционное обучение, внутриаудиторная локальная сеть и т.д.) диктует необходимость планирования применения тех или других средств и ресурсов коммуникационных технологий. Моделирование взаимной деятельности является методической частью формирования информационно-образовательной среды.
Методические указания к электронным учебникам, тренажерам, тестерам и пр. могут быть помещены в базу данных как определенная схема с разной степенью детализации. Обучающийся при возникшей необходимости может обратиться за необходимой информацией и самостоятельно воспроизвести разработанную методику обучения, которая может быть дифференцирована в соответствии с исходным уровнем подготовки обучающихся и их познавательных возможностей.
Преподавателю также необходимо предпринять соответствующие действия по организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
«Основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: в рамках одного типа деятельности необходимо "вырастить" принципиально иной. С позиции общей теории деятельности, такой переход идет, прежде всего, по линии трансформации мотивов, поскольку именно мотив является конституирующим признаком деятельности. Однако, если деятельности учения релевантны познавательные мотивы, то практической деятельности - профессиональные. Следовательно, переход от учебно-познавательной деятельности студента к профессиональной деятельности специалиста во многом выступает проблемой трансформации познавательных мотивов в профессиональные» [1]. Ряд ученых-исследователей (А. А. Кузнецов, И. В. Роберт, О. К. Филатов и др.) отмечают, что входящие в состав информационно-образовательной среды средства обучения обладают достаточным разнообразием функций. Во-первых, это формирование мотивации и готовности к обучению. С этой целью используются богатые возможности видеокомпьютерных систем:
- изучение и анализ комплексных источников информации;
- реализация дифференцированного предъявления учебного материала;
- возможность выбора тем для высказывания, наиболее интересных для учащихся.
- повышение уровня мотивации обучения за счет применения разнообразных видов самостоятельной работы;
- повышение уровня эмоционального восприятия учебной информации;
Следует отметить, что такая разновидность модели обучения, как игровая
задача, привносит дополнительные дидактические возможности, т.к. возникающее при этом разнообразное общение (устное или письменное) является одной из форм самовыражения личности в рамках информационного взаимодействия в диадах компьютер-обучающийся и обучающийся-обучающийся.
В формируемой новой образовательной среде большое значение приобретает рефлексия учебной деятельности, в процессе которой все участники образовательного процесса (преподаватель, обучающиеся) пытаются ответить на вопрос: что, как и почему они делали, что явилось причиной тех или иных учебных достижений или пробелов в знаниях, умениях или навыках. Прежде всего, анализу подвергается уровень положительной динамики освоения учебного материала, формирования умений целенаправленного поиска методов решения обозначенных проблем, а также особенности информационно-коммуникативного взаимодействия обучающихся между собой и с преподавателем.
Проведенное нами исследование показало, что значительную помощь в процессе рефлексии оказывают средства ИКТ-контроля, входящие в информационно-образовательную среду с анализом результатов контроля учебной деятельности, регулярное обращение к базе накопительного оценивания (портфолио). Результаты анализа являются основанием для внесения корректив и планирования новых вариантов методики обучения, индивидуального образовательного маршрута для каждого обучаемого.
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что электронные образовательные ресурсы и новая информационно-коммуникационная образовательная среда, формируемая на их базе, имеют большой потенциал в плане повышения качества обучения иностранным языкам. Однако необходимым условием для его реализации является ориентация обучения на инновационную модель, построенную на основе личностно-ориентированной направленности обучения с использованием средств ИКОС.
Литература:
1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии. 1997. №3.
2. Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования / Подкорытов В. // Электр. дан. Режим доступа URL : http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1326&showentry=1202 2 (дата обращения 17.06.2014)
3. Кузнецов А.А. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды [Электронный ресурс]: методическое пособие / А.А. Кузнецов, С.В. Зенкина. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 63 с.: ил
4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка: Совет Европы. - Страсбург, 1996.
5. Тер-Минасова С.Г., Соловьева Е.Н. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов. Примерная программа. Москва, 2009
Literature:
1. Verbitsky AA, NA Bakshaeva Problem of the transformation of motives in contextual training // Questions of psychology. 1997. № 3
2. Informational and educational environment as a factor in improving the quality of education / Podkorytov V. / / Electr. dan. access mode URL : http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1326&showentry=1202 2 (date accessed 06/17/2014)
3. Kuznetsov AA Textbook as part of the new information and communication educational environment [electronic resource]: handbook / AA Kuznetsov, SV Zenkina. - 2nd ed. (e). - M.: BINOM. Knowledge Laboratory, 2013. - 63.: Yl
4. Common European Framework of Reference for Languages : learning, teaching, assessment of the Council of Europe. - Strasbourg, 1996.
5. Ter-Minasova SG, Solovyova EN "Foreign Language" for non-language high schools and faculties. Sample program. Moscow, 2009