штШг
16. Филонов Л.Б. Проблема диагностики психи- Мир психологии. - 1999. - № 2. - С. 149-154. ческих свойств взрослого человека России //
The personal peculiarity of the opium addiction N.A. Bokhan, A.I. Mandel
Summary: Are discussed the Problems of Structure, Clinic and Flow of the Drug Addiction, in Particular, Opiatic Dependence.With Manyfactors Questionarys, are studed Personal Peculiarity of Drug Addicts and Healthy Respondents. Social-Psychological Deformation of the Drug Adicts is showing.
Key words: Opium Addiction, Drug Addiction, Individual-Psychological Pecuiliarity of the Person, Emotional and Behavioral Reactions, addiction, Transformation, Deterioration of Level of Person.
ВОЗМОЖНОСТИ БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ H.B. Казанцева, Г.В. Залевский (Томск)
Аннотация: Утверждается, что бихевиоральная оценка позволяет выявить довольно большой размах психологических и поведенческих расстройств у детей. Рассматриваются, проводящиеся в рамках поведенческой терапии, две фазы оценочного наблюдения: начальная оценка и эффективность лечения, целью которых является подтверждение или опровержение гипотезы, выведенной из результатов листа учета поведения, интервью и истории болезни.
Ключевые слова: Бихевиоральная оценка, поведение, среда, ребенок, 8(ЖС-модель, расстройство._
Отличительным свойством поведенческой оценки является причинно-следственная связь между оценкой и лечением, направленным на определенные результаты оценки.
Специфическим результатом бихевиораль-ной оценки является назначение лечения, сфокусированного на взаимодействии ребенка с причинной ситуацией дома, в школе, с родителями и т.д. Поведение рассматривается как функция того, какие отклонения ребенок имеет и специфической ситуации, влияющей на эти иоведенческие проявления. Таким образом, поведение является ситуационно обусловленным и наилучшим образом характеризует установление взаимодействия между ребенком и средой. При проведении оценки ударение ставится на том, что ребенок делает или вследствие чего такое поведение. Учитывая эту ситуационную взаимообусловленность, лечение основывается на непосредственном наблюдении ребенка, взаимодействующего со средой, и затем изменение среды (событий, которые управляют и мотивируют поведение) с целью изменения поведения ребенка. Heys et al., предложили термин «лечебная утилитарность оценки» для описания адекватности оценки в направлении инициации действительно полезного лечения.
Поведенческая оценка состоит из гетерогенного набора методик, которые включают прямое наблюдение проявлений поведения и изменений среды, контролирующих это поведение. На концептуальном уровне поведенческая оценка понимается как взаимодействующее влияние ситуации и поведения, описанными выше; на методологическом уровне бихевио-
ральная оценка включает манипулирование внешними событиями для того, чтобы произошли видимые изменения поведения; на практическом уровне ударение ставится на проведение непосредственного (прямого) наблюдения за поведением под влиянием различных средовых условий.
Наиболее общей моделью, используемой в поведенческой оценке детей, является модель БСЖС:
а) Б - означает отсылку к предшествующему стимулу (событиям), которые приводят к изменению поведения;
б) О - означает данные об особенностях организма ребенка, включая историю воспитания, физиологический статус, оценку способностей, например, интеллекта;
в) Я - отсылает к специфическим реакциям, ответам на стимулы;
г) С - отсылает к последствиям реакции на стимул.
Итак, предшествующие события обусловливают проявления поведения, вызванные ситуацией, а последующие изменения событий контролируют его поддержание (сохранение) посредством мотивации (усиления) поведения. В рамках этой модели поведение является функцией изменений у детей, взаимодействующих как с предшествующими, так и последующими изменениями среды.
Наиболее часто БОЯС-модель применяется как часть бихевиорального интервью с целью расспроса о специфическом поведении и событиях окружающей среды, которые могли повлиять на поведение и мотивировать его. Таким об-
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
разом, поведение является ситуационно обусловленным вследствие изменения окружающей среды (8 и С).
Осмотрено и обследовано 33 школьника 1011 лет. Был применен комплексный биомедицинский подход к диагностике (физиологическая и поведенческая оценки). Физиологическая оценка включала клинический анамнез, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию; поведенческая когнитивная оценка включала метод би-хевиорапьного интервью с использованием БСЖС-модели, винелендскую шкалу оценки адаптивного поведения (для диагностики задержки развития поведенческих навыков), лист учета поведения.
На день оценки бихевиоральное интервью нами проводилось с использованием БОЯС-модели для получения дополнительной информации, такой как:
а) недавние перемены в жизни, повлиявшие на поведение (переезд, развод в семье);
б) само поведение (частота проявлений нарушенного поведения, устойчивость, интенсивность);
в) предшествующие стимулы (просьбы, требования, запреты) и последствия;
г) измененное поведение (приемлемое, желаемое поведение).
Кроме того, применялись опросники детских страхов и шкала неудовлетворенности собой, разработанные А.И. Захаровым (1998).
Формулирование диагноза производили согласно критериям МКБ-10 в рамках разделов Р 90-98 «Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста», Р 80-89 «Расстройства психологического развития», Р 40-48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Благодаря поведенческой оценке удалось диагностировать широкий спектр психических и поведенческих расстройств у детей.
Практически здоровых детей в обследованной популяции обнаружено 7 (21.2%), с соматическими или психологическими нарушениями -26 (78.8%). Среди психологических нарушений оказались следующие: в рубрике «Гиперкинетические расстройства» - расстройство активности и внимания (9.1%), гиперкинетическое расстройство поведения (9.1%); в рубрике «Эмоциональные расстройства с началом, специфичным для детского возраста» - расстройство сиб-лингового соперничества (9.1%), социальное тревожное расстройство детского возраста (3%), тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте (3%,) генерализованное тревожное расстройство детского возраста (12%), фобическое тревожное расстройство детского возраста (18.2%); в рубрике «Расстройство социального функционирования с началом, спе-
цифическим для детского и подросткового возраста» - дезингибированное расстройство привязанности в детском возрасте (3%); в рубрике «Смешанные расстройства поведения и эмоций»
- депрессивное расстройство поведения (3%); в рубрике «Тикозные расстройства» - хроническое моторное тикозное расстройство (6.1%); в рубрике «Другие эмоциональные и поведенческие расстройства с началом, обычно имеющем место в детском и подростковом возрасте» - энурез неорганической природы (6.1%), поедание несъедобного в младенчестве и детстве (3%); в рубрике «Специфические расстройства развития школьных навыков» (3%), агорафобия (3%), об-сессивно-компульсивные расстройства (3%), расстройство адаптации (6.1%), соматоформные вегетативные дисфункции - сердце и сердечнососудистая система (3%), верхние отделы желудочно-кишечного тракта (3%), неврастения (9.1%), синдром деперсонализации- дереализации (3%). В некоторых случаях имело место сочетание 2-3 психических и поведенческих расстройств. У школьников довольно широко представлена и соматическая патология. При клиническом обследовании и по данным параклинического обсдедования, выявлена следующая патология: хронический холецистит - 18.2%, диски-незия желчевыводящих путей - 18.2%, хронический гастродуоденит - 39.4%, хронический колит - 15.2%, атопический дерматит - 9.1 %, хронический тонзиллит - 9.1%, хронический рино-синуит - 3%, хронический описторхоз в сочетании с лямблиозом - 12.1%, бронхиальная астма
- 6.1%, вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу - 3%, нефроптоз - 3%, увеличение щитовидной железы без нарушения функции - 6.1%, тиреотоксикоз 1-й степени - 3%. фурункулез - 3%. Нередко соматическая патология также наблюдалась в сочетании двух-трех заболеваний.
Таким образом, бихевиоральная оценка позволяет выявить довольно большой размах психологических и поведенческих расстройств у детей. Так как в рамках поведенческой терапии обычно проводятся две фазы оценочного наблюдения: а) начальная оценка, когда изменения в поведении наблюдаются в связи с различными средовыми событиями (ответ на вопрос, произошли ли изменения в поведении?) и б) эффективность лечения, где успех лечения в достижении изменения поведения оценен как прямым, так и опосредованным способом, (ответ на вопрос, успешно ли подобрано лечение?). Целью обеих фаз оценки является подтверждение или опровержение гипотезы, выведенной из результатов листа учета поведения, интервью и истории болезни.
Литература:
1, Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ. - СПб.: Адис, 1994. - (МКБ-10).
2. Классификация психических и поведенческих расстройств: исследовательские диагностические критерии. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ.-СПб, 1995.-(МКБ-10).
3. Advances in the Behavioral Measurement of Children: A Research Annual / Ed. By R.A. Glow. -Greenwich; London: JAI-Press. - 1984. - Vol. 3. -294 p.
4. Behavioral Pediatrics / Ed. by D.E. Greydanus, M.L. Wolraich. - New-York; Berlin; London; Paris: Springer-Verlag, 1992.-471 p.
5. Textbook on Cognitive-Behavioral Therapies / Ed. by K.S. Dobson. - London, 1998. - 430 p.
The chances of the behavioral valuation N.V. Kazantseva, G.V. Salevsky Summary: The behavioral Valuation permit to expose a Sufficiently Large Scope of Psychological and Behavioral Disorders by Children. In the Bevioral Therapy are conducting Two Phase of Valuational Observation: Initial Valuation and Effectivity of Therapy, with the Purpose of Confirmation or Refutation of Results of lists of Calculation of Behavior, of Interview, of Sicness Story.
Key words: Behavioral Valuation, Behavior, Milieu, Child, SORC-Model. and Disorder.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТОФИЗИОЛОГИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ Е.Г. Ветчанина, Г.Б. Мальгина (Екатеринбург)
Аннотация: Ставится вопрос о физическом здоровье человека с момента его зачатия. Обсуждаются проблемы социального, психологического и физиологического стресса. Рассматриваются социально-психологические условия здорового протекания беременности и развития плода.
Ключевые слова: Патофизиология, беременность, зачатие, стресс, дистресс, психоэмоциональный стресс, регуляция, гомеостаз, психосоматическое заболевание, адаптация.
Изучение путей сохранения и развития здоровья с момента не только рождения человека, но и зачатия его, в изменяющихся условиях жизни и среды становится важнейшей комплексной проблемой современной медицины и науки.
Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. И научная, и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к социальным, психологическим и физиологическим стрессам. Вместе с тем, понятие о стрессе и его содержании не имеет однозначного научного определения, многочисленные исследования проблемы стресса и его влияния на организм современного человека непрерывно продолжаются.
Совершенно очевидно, что если равновесие внутренней среды организма, характерное для его физиологического состояния, поддерживается в результате сочетанного действия нервных и гуморальных аппаратов регуляции, то любое отклонение от равновесного состояния, безотносительно от вызвавшей причины, повлечет за собой изменения в сфере регулирования, направленное на восстановление гомеостаза. Реакции организма на повреждающее воздействие, включая в себя элементы специфического, в значительной мере определяются неспецифиче-
скими сдвигами, лежащими в основе формирования компенсаторно-приспособительских процессов [1].
Чтобы избежать смешения различных подходов к изучению проблемы стресса, американский психолог Lazarus [2] предложил различать два вида стресса: физиологический и психологический. При первом, стрессоры действуют непосредственно на ткани, физико-химическим путем вызывая ответную реакцию организма. При психологическом стрессе стресс-реакция возникает опосредованно, через эмоционально-психические реакции в ответ на стрессорную ситуацию, психофизиологической характеристикой которой является ее «субъективная негативность, т.е. психологическое отвергание». Эти реакции служат пусковым механизмом нейрофизиологических изменений, лежащих в основе гомеостатических процессов. Клиническое проявление этих реакций получило название общего адаптационного синдрома [3]. Согласно современным представлениям, сущность общего адаптационного синдрома составляет возбуждение высших вегетативных центров, сопровождающееся активацией симпатоадреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем.
Реализация общего адаптационного синдрома приводит к генерализованной мобилиза-
50
я