Литература:
1, Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ. - СПб.: Адис, 1994. - (МКБ-10).
2. Классификация психических и поведенческих расстройств: исследовательские диагностические критерии. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ.-СПб, 1995.-(МКБ-10).
3. Advances in the Behavioral Measurement of Children: A Research Annual / Ed. By R.A. Glow. -Greenwich; London: JAI-Press. - 1984. - Vol. 3. -294 p.
4. Behavioral Pediatrics / Ed. by D.E. Greydanus, M.L. Wolraich. - New-York; Berlin; London; Paris: Springer-Verlag, 1992.-471 p.
5. Textbook on Cognitive-Behavioral Therapies / Ed. by K.S. Dobson. - London, 1998. - 430 p.
The chances of the behavioral valuation N.V. Kazantseva, G.V. Salevsky Summary: The behavioral Valuation permit to expose a Sufficiently Large Scope of Psychological and Behavioral Disorders by Children. In the Bevioral Therapy are conducting Two Phase of Valuational Observation: Initial Valuation and Effectivity of Therapy, with the Purpose of Confirmation or Refutation of Results of lists of Calculation of Behavior, of Interview, of Sicness Story.
Key words: Behavioral Valuation. Behavior, Milieu, Child, SORC-Model. and Disorder.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТОФИЗИОЛОГИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ Е.Г. Ветчстина, Г.Б. Мальгина (Екатеринбург)
Аннотация: Ставится вопрос о физическом здоровье человека с момента его зачатия. Обсуждаются проблемы социального, психологического и физиологического стресса. Рассматриваются социально-психологические условия здорового протекания беременности и развития плода.
Ключевые слова: Патофизиология, беременность, зачатие, стресс, дистресс, психоэмоциональный стресс, регуляция, гомеостаз, психосоматическое заболевание, адаптация.
Изучение п)тей сохранения и развития здоровья с момента не только рождения человека, но и зачатия его, в изменяющихся условиях жизни и среды становится важнейшей комплексной проблемой современной медицины и науки.
Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. И научная, и популярная литература отражает непрерывно возрастающий интерес к социальным, психологическим и физиологическим стрессам. Вместе с тем, понятие о стрессе и его содержании не имеет однозначного научного определения, многочисленные исследования проблемы стресса и его влияния на организм современного человека непрерывно продолжаются.
Совершенно очевидно, что если равновесие внутренней среды организма, характерное для его физиологического состояния, поддерживается в результате сочетанного действия нервных и гуморальных аппаратов регуляции, то любое отклонение от равновесного состояния, безотносительно от вызвавшей причины, повлечет за собой изменения в сфере регулирования, направленное на восстановление гомеостаза. Реакции организма на повреждающее воздействие, включая в себя элементы специфического, в значительной мере определяются неспецифиче-
скими сдвигами, лежащими в основе формирования компенсаторно-приспособительских процессов [1].
Чтобы избежать смешения различных подходов к изучению проблемы стресса, американский психолог Lazarus [2] предложил различать два вида стресса: физиологический и психологический. При первом, стрессоры действуют непосредственно на ткани, физико-химическим путем вызывая ответную реакцию организма. При психологическом стрессе стресс-реакция возникает опосредованно, через эмоционально-психические реакции в ответ на стрессорную ситуацию, психофизиологической характеристикой которой является ее «субъективная негативность, т.е. психологическое отвергание». Эти реакции служат пусковым механизмом нейрофизиологических изменений, лежащих в основе гомеостатических процессов. Клиническое проявление этих реакций получило название общего адаптационного синдрома [3]. Согласно современным представлениям, сущность общего адаптационного синдрома составляет возбуждение высших вегетативных центров, сопровождающееся активацией симпатоадреналовой и гипофизарно-надпочечниковой систем.
Реализация общего адаптационного синдрома приводит к генерализованной мобилиза-
50
я
ции энергетических и структурных ресурсов организма. Если же стрессорное воздействие реализуется в так называемых безвыходных условиях, когда не могут быть удовлетворены требования среды или потребности индивидуума, адаптация не возникает, а стрессорная реакция приобретает затяжной характер. Если при этом стрессорные воздействия чрезвычайно интенсивны или чрезмерно продолжительны, адаптационный синдром через кратковременную стадию резистентности, переходит в стадию истощения, а адаптационные системы организма претерпевают патологические изменения [4].
Поэтому часто психоэмоциональный стресс в настоящее время выступает в качестве ведущей причины формирования многих психосоматических заболеваний [5, 6]. С одной стороны, он является защитной, приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, мешающих нормальной жизнедеятельности препятствий, особенно тех многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих ведущих жизненно важных биологических и социальных потребностей. С другой стороны, в частности, в условиях острых или, наоборот, длительных и конфликтных непрерывных ситуаций у отдельных, предрасположенных субъектов, эмоциональный стресс трансформируется в свою противоположность - патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что и приводит, в конечном счете, к формированию разнообразных психосоматических заболеваний.
Как, известно, эмоциональный стресс может быть положительный и отрицательный (по Г. Селье: стресс и дистресс). Первый - мобилизующий на достижение цели и преодоление трудностей, второй - угнетающий, оказывающий пагубное влияние на здоровье [7].
В настоящее время многочисленными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями установлено, что в стадии дистресса сначала транзиторно, а потом и устойчиво, поражаются механизмы саморегуляции функциональных различных систем, что ведет к нарушению биоритмов сна и бодрствования, суточных изменений уровней гормонов, ритмов дыхания, сердцебиения и проницаемости различных тканевых барьеров [8]. При этом выражено изменяется состав соединительной ткани, снижается иммунитет [9], нарушаются гормональные функции [8]. В плазме крови и в мозге появляются отсутствующие в норме белки [10].
Под влиянием нейромедиаторов сужаются кровеносные сосуды, вследствие чего формируется устойчивая артериальная гипертония, и нарушаются функции сердца, почек и других ведущих органов. К тому же страдает механизм
повреждающего действия макрофагов на чужеродные и дегенеративные клетки - один из ведущих механизмов клеточного иммунитета [11, 12].
Указанные изменения на первых стадиях дистресса сначала носят преходящий, транзи-торный характер и легко устраняются, если субъект выходит из конфликтной ситуации. Однако, при длительных, особенно непрерывных, конфликтных ситуациях наблюдается суммация патологических изменений, что приводит к выраженной поломке механизмов саморегуляции, в результате чего измененные физиологические функции начинают проявляться и вне конфликтной ситуации, становясь, таким образом, без специальных вмешательств, стойкими и часто уже необратимыми. Именно в этом случае механизмы эмоционального стресса переходят в «застойную» стационарную форму. Ясно, что чем раньше вмешаться в динамику патогенеза психосоматических расстройств при эмоциональном стрессе, тем более эффективны, будут антистрессорные мероприятия [13].
В современном мире проблема эмоционального стресса стала одной из глобальных медико-социальных проблем. Духовный мир человека, а тем более, беременной женщины становится все более ранимым, и потому при решении проблемы эмоционального стресса важно взглянуть в самую ее суть, в истоки, которые связаны с глубокой эмоциональной дисгармонией, порождаемой конфликтными ситуациями. Не только окружающий, но и внутренний мир человека требует срочной защиты.
Наряду с целым рядом обще-социальных факторов, порождающих стресс, существуют специфические предпосылки, характерные для развития эмоционального стресса именно у беременных женщин. Отягощенный акушерский анамнез, страх за исход беременности, за здоровье ребенка, угроза прерывания беременности, токсикоз все это приводит к высокому уровню эмоционального напряжения, постоянной тревожности. А это, в свою очередь, приводит к негативным соматическим проявлениям и отягощает беременность и роды. Отсюда, особый научный интерес представляет влияние стресса на организм беременной женщины, поскольку, исходя из концепции единства психических и соматических функций, ухудшение психоэмоционального состояния способно оказать влияние на исход гестационного процесса, состояние плода и новорожденного. Немногочисленные сведения по этому вопросу подтверждают наличие такой взаимосвязи.
Очевидно, что во время беременности женский организм очень сильно меняется, перестраивается соматически, меняется гормональный фон. Для каждого триместра беременности
я
51
характерны свои соматические и гормональные характеристики, которые считаются акушерами нормальными именно в период беременности. Можно предположить, что существует не только гормональная, соматическая, но и психологическая норма для женщины во время беременности, а возможно и в различные триместры протекающей беременности. Наличие различных психологических профилей у беременных позволяет предположить, что женщины по-разному реагируют и переносят беременность. Острый стресс во время беременности может привести к непредсказуемым последствиям для беременной и плода.
А женщина в состоянии длительного хронического стресса входит в беременность в ослабленном (психологическом, иммунном, соматическом) состоянии, и, следовательно, будет испытывать трудности с течением беременности с самого начала вынашивания.
Для эффективной борьбы с негативными последствиями эмоционального стресса и реализации медико-социальных программ необходимы не только усилия медицинской науки, но и привлечение широкого круга специалистов различного профиля, т.е. придания этой проблеме социально-общественного характера. Создание и развитие психологических служб в области акушерства поможет вывести вынашивание ребенка и роды на новый современный уровень, способный обеспечить женщинам психологический комфорт, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе и своих силах. Своевременная психологическая диагностика поможет женшине, готовящейся к беременности, обозначить психологические проблемы возникшие в результате воздействия маркеров стресса и с помощью психологической коррекции устранить их. При первом посещении врача уже беременной женщиной, также желательно как можно раньше провести диагностику ее психологического состояния и при необходимости нормализовать его. Беременная женщина в состоянии хронического стресса нуждается в длительном психотерапевтическом лечении и тщательной подготовке к родам (чтобы избежать послеродовой депрессии).
Таким образом, важной частью комплексной программы по оздоровлению, населения является развитие психологических служб в акушерстве. разработка программ психологической диагностики и коррекции острого и хронического стресса в период беременности.
В настоящее время в различных странах осознали необходимость профилактики эмоционального стресса. Конгресс США принял резолюцию (№ 74 от 8 марта 1989г), согласно которому последнее десятилетие 20 века провозгла-
шено «Десятилетием мозга». Зародилось и стало набирать силу международное движение за предотвращение эмоционального стресса, которое нашло свое воплощение в деятельности международного общества по «контролю над стрессом и напряженностью» [14].
Литература:
1. Еремина С.А. О механизмах стресса / Авто-реф. дисс...д-ра м.н. - Ростов-на-Дону, 1970.
2. Лазарус Р. Теори'я стресса и психофизиологические исследования (Эмоциональный стресс) / Под ред. Л. Леви. - Л: Медицина, 1970. - С. 178-208.
3. Selye Н. The story of the adaptation syndrome.
- Montreal: Acta inc. Med., 1952. - 215 p.
4. Коган Б.М. Стресс и адаптация - М: Знание.
- Новое в жизни, науке, технике. - Серия «Биология»- 1980-С. 64.
5. Абрамченко В.В., Мжаванадзе Э.Г., Каплун И.Б. Нейрофизиологические механизмы психосоматических нарушений в акушерской практике // Материалы 3-го съезда акушеров-гинекологов Грузии. - Тбилиси, 1990. - С. 45.
6. Eicher W. Psychosomatische Aspekte Schwangerschaften // Lehrbuch der Psychosoma-tisce Medizin. - Muenchen, Wien, Baltimore: Urban und Schwarzenbeig, 1981 - P. 707-716.
7. Selye H. Stress: the Physiology and Pathology of Exposure to Stress. - Montreal, 1950.
8. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. - М.: Медицина, 1984. - 272 с.
9. Суворова В.В. Психофизиология стресса. -М.: Педагогика, 1975.
10. Васильев А.Н. Здоровье и стресс. - М.: Знание, 1991.-158 с.
11. Мамиев О.Б. Течение родов у женщин с артериальной гипертензией, получавших психотерапию в дородовом периоде // Тезисы докладов 68-й итоговой научной сессии сотрудников института и областной научно-практической конференции врачей. Астраханский мединститут -Астрахань. 1987 - С. 79-81.
12. Кичигин И.Г. Киселева Л.Ф. Влияние острого эмоционального стресса на некоторые показатели клеточного иммунитета беременных женщин с различным соматическим состоянием здоровья / Роль экологических и производственных факторов в формировании патологии репродуктивной функции женщин. - Екатеринбург: НИИ ОММ, 1992. - С. 84-90.
13. Колосов В.П. Социально-стрессовые расстройства и психотерапия // Российский медицинский журнал. - 1999. - № 5. - С. 25-28.
14. Судаков К. Юматов Е. Стресс - бич современности (О профилактике эмоционального стресса) // Вестник высшей школы. - 1991. - № 5.-С. 49-51.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С СОСТОЯНИЯМИ КОММУНИКАТИВНОГО СТРЕССА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1 Е.А. Рождественская (Томск)
The modern presentation about pathophisiology of psychoemotional stress and its influence into the women in pregnancy period E.G. Vetchanina, G.B. Malgina Summary: The Question of Physical and Psychic Health of the Man from the Moment his Consepcion is putting. The Problems of Social, Psychologic and Physiologic Stress are discussed. The Social-Psychologic Conditions of Healthy Process of Pregnancy and Foetus Development are considered.
Key words: Pathophysiology, Pregnancy, Conseption, Stress, Distress, Psychoemotional Stress, Regulation, Homeostasis, Psychosomatic Illness, and Adaptation. _
Аннотация: Описаны результаты психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими серьезные психологические проблемы вследствие переживания или коммуникативною пресса. Утверждается, чго подобная работа приносит лучшие результаты на этапе преневротического состояния, когда нарушения личностного развития и адаптации еще не столь глубоки. Отмечается эффективность психокоррекции только в комплексе: с детьми и родителями, т.к. в основе психологических проблем лежат нарушения детско-родительских отношений. Ключевые слова: Коммуникативный стресс, преневроз, нарушения адаптации, психокоррекция. Детско-родительские отношения._
Сплошное экспериментально- психологическое обследование детей (28 девочек и 22 мальчиков) старшей и подготовительной групп муниципального детского сада № 68 (заведующая -Л.В. Лебедева) г. Томска в возрасте 5-7 лет позволило получить реальное представление об их актуальных психологических проблемах, которые, по нашим данным, явились следствием переживания дошкольниками коммуникативного стресса (К-стресса), фрустрации общения в семье (Л.В. Лебедева, Е.А. Рождественская, 1999).
Основной причиной, побудившей к такому обследованию, послужили жалобы родителей и воспитателей на трудности в поведении детей. Полученные результаты показали, что явления дезадаптации у детей в 62% случаев явились следствием преневротического состояния. Анализ психологического состояния семей обследованных ребят позволил определить его как остро переживаемый внутрисемейный кризис, причины которого родители затруднялись вербализовать, однако отмечали возникшие в последнее время трудности во взаимоотношениях как между собой, так и с детьми,
Переживание К-стресса мы отнесли к острым психологическим факторам, создающим повышенную готовность у детей к перерастанию отдельных неблагоприятных форм адаптации в устойчивые стереотипы невротического
поведения. Это предположение подтвердилось тем, что у 16% детей, в семьях которых фрустрация общения породила выраженную формальность в контактах и значительную психическую дистанцию между ее членами, проявления дезадаптации достигли уже уровня невроза.
Главным источником эмоциональных переживаний старших дошкольников явились отношения с окружающими, т.к. они не позволяли им удовлетворить выраженную потребность в любви, привязанности, тесных контактах с родителями и близкими, блокировали успешное самоутверждение в группе сверстников. Следствием этого явились искажения в сфере самосознания и самооценки, которую можно охарактеризовать как неустойчивую, зачастую конфликтную (достаточно высокий уровень притязаний, с одной стороны, и нерешительность, неуверенность в себе, своих силах и возможностях, - с другой).
В поведении все это выражалось в повышенной аффективности, импульсивности, часто даже агрессивности. Для всех детей была характерна выраженная тревожность, излишняя боязливость, страхи, повышенная утомляемость, пассивность, несамостоятельность.
С целью снятия преневротических проявлений была создана психокоррекционная группа. Поскольку необходимость психокоррекции в
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Всероссийского фонда по фундаментальным исследованиям в области гуманитарных наук. 1998 г. Грант № 98-06-08150
S3