"Культурная жизнь Юга России" 88 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
№ 4 (42), 2011
В. С. СИДОРЕНКО, Э. В. КУЗЬМИНА
ВОЗМОЖНОСТИ АДАПТАЦИИ ТИПОВОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
В статье проведен сравнительный анализ CASE-средств системы программного обеспечения при формировании профессиональных компетенций бакалавров по специальностям «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» в социально-культурной сфере.
Ключевые слова: CASE-средства, компетентностный подход, бакалавриат, прикладная информатика, бизнес-информатика, социально-культурная сфера.
Реализуемый в новых стандартах бакалавриата по направлениям подготовки «Прикладная информатика» и «Бизнес-информатика» компетентностный подход вызвал необходимость в формировании системы прикладного программного обеспечения для повышения эффективности образовательного процесса при подготовке информатиков для социально-культурной сферы.
Интеграция прикладного программного обеспечения является неоспоримой тенденцией развития рынка программных средств, на котором лидером выступают CASE-средства (Computer Aided Software / System Engineering), решающие весь комплекс задач: от простого моделирования бизнес-процессов в учреждениях социально-культурной сферы до полной поддержки всего цикла создания и сопровождения информационных систем.
Поддерживаемые методологии моделирования бизнес-процессов позволяют рассматривать CASE-продукты как инструмент формирования общекультурных и профессиональных компетенций информатика в рамках целого ряда дисциплин информационного менеджмента, теории систем и системного анализа, вычислительных систем, информационных систем и технологий, баз данных, системной архитектуры информационных систем, интеллектуальных информационных систем [1]. CASE-средства формируют также общекультурные и общепрофессиональные компетенции, умение применять при выполнении профессиональных задач методы системного анализа и математического моделирования социально-экономических процессов.
Дальнейшее развитие процесса информатизации сферы культуры в Краснодарском крае предполагает увеличение числа специалистов, ИТ-менеджеров, которые способны эффективно управлять информационными ресурсами фирмы, выстраивать информационную стратегию.
Компетенции выпускника бакалавра бизнес-информатики, поддерживаемые CASE-технологиями, охватывают аналитическую, организационно-управленческую, проектную, научно-исследовательскую, консалтинговую и инно-вационно-предпринимательскуюдеятельность [2].
К общекультурным компетенциям относятся: готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами, способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность.
В рамках аналитической деятельности CASE-средства позволяют проводить анализ архитектуры предприятия, выбирать рациональные информационные системы (ИС) и ИКТ-решения для управления бизнесом. В ходе организационно-управленческой деятельности - проводить обследование деятельности ИТ-инфраструктуры предприятий; использовать современные стандарты и методики; разрабатывать регламенты деятельности предприятия, регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ-инфраструктуры предприятий; организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия, организовывать управление малыми проектно-внед-ренческими группами.
Реализация проектной деятельности на базе CASE-технологий позволяет выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия, проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов, осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами, проектировать архитектуру электронного предприятия.
В рамках научно-исследовательской деятельности CASE-технологии обеспечивают реализацию такой компетенции, как использование соответствующего математического аппарата и инструментальных средств для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования.
Грамотным использованием CASE-технологий могут быть поддержаны компетенции консалтинговой деятельности - консультации для заказчи-
№ 4 (42), 2011
"Культурная жизнь Юга России" ^^
ков по различным вопросам (совершенствование бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры учреждений культуры; создание и развитие электронных предприятий и их компонент, рациональный выбор ИС и ИКТ управления бизнесом, методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия и др.). В области инновационно-предпринимательской деятельности - разработка бизнес-планов и создание новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ.
Названные общекультурные и профессиональные компетенции выпускника-бакалавра информатики и бизнес-информатики формируются в рамках следующих дисциплин: менеджмент, инновационный менеджмент, общая теория систем, анализ данных, исследование операций, имитационное моделирование, архитектура предприятий, информационные системы в аналитической деятельности, вычислительные системы, сети и телекоммуникации, проектирование информационных систем, управление ИТ-сервисами и контентом, базы данных, управление бизнес-процессами. CASE-продукты имеют возможность формировать до 60% знаний и умений выпускников данной специальности.
Ограниченные предложения на российском рынке CASE-средств и их высокая стоимость делают необходимым функциональный анализ вышеназванных продуктов для определения оснований включения их в систему программного обеспечения дисциплин в ходе реализации образовательной программы.
На российском рынке CASE-средств лидерство принадлежит трем ведущим западным компаниям:
- Computer Associates International (CA) развивает линейку CA AllFusion Modeling Suite -семейство интегрированных решений для разработки, развертывания и управления информационными системами на предприятии, основанных на методологии IDEF;
- Rational Software предлагает как основной продукт объектно-ориентированные CASE-сред-ства Rational Rose;
- IDS Scheer поставляет продукт интеграции функциональных и объектных методов моделирования и анализа систем - ARIS.
Методология UML и CASE-средства реализации объектного анализа и моделирования, являясь развитием объектно-ориентированного программирования, последовательно применяют данный подход в области компьютерных техно-
логий: создания АИС, компьютерного моделирования, разработки сред. Являясь инструментом системного анализа и менеджмента, объектное моделирование используется как подход к построению иерархии объектов, но средства UML при этом не используются, так как их специфика отражает процессы проектирования программного обеспечения.
В то же время методологии структурного анализа IDEF и реализующие их CASE-продукты нашли широкое применение в системном анализе и управлении бизнес-процессами и бизнес-структурами. Причем построение иерархии объектов гораздо более простым и наглядным способом представлено в структурном моделировании.
Таким образом, поскольку CASE-средства, поддерживающие структурное моделирование, охватывают гораздо более широкий спектр компетенций информатика в сфере бизнес-информатики, чем объектные, это позволяет расценивать их как приоритетные для программного обеспечения образовательного процесса.
Приведенные сведения позволяют сделать вывод о том, что полный функциональный пакет CASE-средства CA AllFusion Modeling Suite обеспечивает программно-инструментальную поддержку для формирования общекультурных компетенций и профессиональных компетенций выпускников-бакалавров бизнес-информатики и прикладной информатики в социально-культурной сфере. Он может быть рекомендован в качестве системообразующего прикладного программного обеспечения при организации учебного процесса по вышеназванным специальностям.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500 «Бизнес-информатика». Квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 230700 «Прикладная информатика». Квалификация (степень) «бакалавр». URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_09/prm783-1.pdf
3. Рубцов С. Сравнительный анализ известных инструментов организационного проектирования. URL: http://www.iteam.ru/publications/it/ section 51/article 3023
v. s. sidorenko, e. v. kuzmina. the possibilities of adapting a standard model for computer scientists' training to socio-cultural field
The comparative analysis of software system's CASE-means during formation of bachelors' professional capacity on special subjects «Applied computer science» and «Business computer science» in socio-cultural field is given in the article.
Key words: CASE-means, competence-based approach, baccalaureate, applied computer science, business computer science, socio-cultural field.