Научная статья на тему 'Проблемы развития нового образовательного направления «Бизнес-информатика»'

Проблемы развития нового образовательного направления «Бизнес-информатика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / INFORMATION SOCIETY / BACHELOR DEGREE PROGRAMME / BUSINESS-INFORMATICS / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зинина Любовь Ивановна, Петрова Елена Сергеевна

Обосновываются актуальность и необходимость введения в вузах подготовки студентов по направлению «Бизнес-информатика», что вызвано острой потребностью в специалистах в области информационных систем и информационно-коммуникационных технологий, способных повысить эффективность бизнеса. Рассматривается специфика подготовки студентов в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зинина Любовь Ивановна, Петрова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Development of a Novel Degree Programme “Business-informatics”

The article provides rationale for the need to prepare students in Business-informatics degree programme as a response to a demand for specialists in areas of information systems and IT, able to improve the efficacy of business. Specifics of training students in compliance with the educational standard of higher education (3 rd generation) is examined.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития нового образовательного направления «Бизнес-информатика»»

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

УДК 37.016:[334.7+004.9]

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

Л. И. Зинина, Е. С. Петрова

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Обосновываются актуальность и необходимость введения в вузах подготовки студентов по направлению «Бизнес-информатика», что вызвано острой потребностью в специалистах в области информационных систем и информационно-коммуникационных технологий, способных повысить эффективность бизнеса. Рассматривается специфика подготовки студентов в рамках образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения.

Ключевыге слова: информационное общество; направление подготовки; бизнес-информатика; профессиональные компетенции; образовательный стандарт.

Процесс становления информационного общества обусловливает развитие экономики нового типа (экономики знаний) и имеет кардинальное теоретикометодологическое и практическое значение для разработки и принятия адекватных экономических решений, освоения моделей инновационного развития, применения концепции стратегического управления на различных уровнях мировой экономики. Актуальным становится анализ тенденций информатизации, в ча-

стности национальных моделей развития информационных технологий (ИТ), в контексте формирования экономики знаний.

Стратегия развития информационного общества (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.08) предполагает реализацию Государственной программы «Информационное общество 2011—2018 годы», которая является эффективным средством достижения стратегических целей социально-экономического развития (рисунок).

Стратегия разву ітия информационного общества ^

★ Госпрограмма «Информационное общество 2011-201 8 годы» А

ИКТ для образования, науки и педагогические кадры для И КТ

ИКТ для здравоохранения и социальной защиты

И КТ в культуре

ИКТ для безопасности жизнедеятельности

Электронное правительство

Развитие ИТ-промышлен ности

Сокращение цифрового неравенства субъектов РФ

Телекоммуникационная инфраструктура

Повышение качества жизни и условий развития бизнеса

Безопасность в информационном обществе

Электронное государство

Развитие ИКТ-рынка и технологии.

Цифровая экономика

Сокращение цифрового неравенства общества. Инфраструктура информационного общества

Цифровой контент

2009 2011 2015 2018

Взаимосвязь Стратегии развития информационного общества и программы по его развитию

© Зинина Л. И., Петрова Е. С., 2012

31

К основным положительным тенденциям развития информационного общества можно отнести:

— увеличение роли информации, знаний и ИТ в жизни общества;

— увеличение числа людей, занятых в сфере ИТ, телекоммуникаций и производства информационных продуктов и услуг;

— увеличение доли ИТ-отрасли в структуре ВВП;

— нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

— создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Фактором, препятствующим ускоренному развитию в России информационного общества, является недостаточный уровень распространения базовых навыков использования ИТ. Это касается как населения и предприятий, так и государственных и муниципальных служащих. Требует совершенствования и система воспроизводства кадров в сфере информационных технологий. Сегодня обучение в вузах осуществляется в основном по старым методикам. В результате из высших учебных заведений страны часто выходят специалисты, не владеющие современными ИТ и неспособные с их помощью повысить эффективность выполнения функций управления.

В отсутствие комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики России проявились негативные тенденции:

— результаты разработки и внедрения информационных технологий не всегда носят системный характер;

— слабо координируется использование органами государственной власти информационных технологий, недостаточно используется лучший опыт внедре-

ния информационных технологий для повышения эффективности государственного управления;

— сохраняется отставание развития российского рынка информационных технологий;

— сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества;

— возрастают угрозы безопасности в информационном обществе, актуальна угроза сохранности национального библиотечно-информационного фонда в части электронных изданий.

При сохранении текущей экономической ситуации данные тенденции могут усилиться. В соответствии со Стратегией целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Таким образом, создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Формирование российского рынка информационных технологий, обеспечение перехода к экономике, осуществляемой с помощью ИТ, предусматривает:

— стимулирование отечественных разработок в сфере ИТ;

— развитие экономики и финансовой сферы на основе использования ИТ;

— формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

— развитие технопарков в сфере высоких технологий;

ffiiliiiiiiiie № 4,

— повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий;

— подготовку квалифицированных кадров в сфере ИТ.

Бизнес-информатика — новое направление в высшем профессиональном образовании. Введение данного направления обучения вызвано острой потребностью в специалистах в области информационных систем (ИС) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных повышать эффективность бизнеса. Сегодня ощущается недостаток специалистов, уровень подготовки которых соответствует требованиям применения современных ИТ в экономике и управлении.

Современное общество нуждается в специализированных образовательных программах и подготовке квалифицированного персонала в сфере информационного менеджмента, информационной бизнес-аналитики и информационных систем (Business Software Applications Specialist), обладающего комплексными, органично сформированными знаниями в области экономики, менеджмента и права, владеющего теоретическими основами и практическими навыками управления бизнес-процессами, аналитической поддержки принятия решений, концептуального проектирования корпоративных ИС, управления проектированием и внедрением ИТ. Именно синтез знаний на пересечении различных предметных областей и определяет органичность соединения понятий «бизнес» и «информатика» в названии нового образовательного направления.

Существующие ИС предприятий стали корпоративными информационными системами и должны обеспечивать эффективность и прозрачность ведения бизнеса компаний. Современный бизнес испытывает потребность в информационных менеджерах, способных организовывать работу и осуществлять проектирование корпоративных ИС, определять политику своей компании в области ИТ,

создавать и анализировать модели бизнес-процессов, ставить задачи перед системами ИТ. Особого внимания заслуживает подготовка специалистов, занимающихся проектированием, поддержкой ИТ-проектов. Приоритетными направлениями должны стать моделирование бизнес-процессов, формирование информационных ресурсов и управление контентом, проектирование корпоративных информационных систем, разработка ИТ-проектов и т. д.

Получив статус Национального исследовательского университета, МГУ им. Н. П. Огарева особое внимание уделяет инновациям и высокотехнологичным научным разработкам, что обусловливает рост потребности в специалистах в области проектирования и поддержки ИТ-проектов. В связи с этим направление подготовки 080500.62 «Бизнес-информатика» определено руководством университета в качестве одного из приоритетных в системе бакалавриата и магистратуры.

В Республике Мордовия интерес к специалистам подобного профиля проявили крупные работодатели региона: Волго-Вятский банк Сбербанка РФ, КС-банк, Раффайзен-банк, банк ВТБ 24; Экспресс-Волга банк, Россельхозбанк; а также крупные предприятия ОАО «Биохимик», ОАО «Орбита», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Лисма», ОАО «Талина», ОАО «Инвестсвет», администрация городского округа Саранск и др.

Возможными рабочими местами будущих выпускников станут информационные аналитические отделы крупных финансовых групп и банков; аналитические отделы администраций различного уровня; отделы компаний, ведущие проекты с использованием современных информационных технологий; отделы постановок задач и разработки ИТ и ИС для бизнеса; научные учреждения Технопарка, вузы ПФО.

К объектам профессиональной деятельности будущих специалистов относятся архитектура предприятия; методы и инструменты обеспечения информационно-коммуникационного развития пред-

приятий; ИС и ИКТ управления бизнесом; методы и инструменты управления жизненным циклом ИС и ИКТ; инновации и инновационные процессы в сфере ИКТ.

Выпускникам направления «Бизнес-информатика» предстоит активно влиять на деятельность компаний, включая разработку корпоративной бизнез-страте-гии. Кроме того, будущие специалисты должны в полной мере владеть корпоративной культурой и этикой, обладать знаниями о правовом, кадровом и аналитическом аспектах функционирования информационных систем.

В настоящее время в Российской Федерации в развитии данного направления отмечаются следующие тенденции:

— высокая динамика увеличения числа вузов, вводящих направление «Бизнес-информатика», открытие магистерских программ;

— усиление взаимосвязи вузов с бизнесом;

— мобильность студентов и преподавателей: активные международные обмены между российскими вузами и вузами Германии, Франции, Италии, Испании, Голландии, Великобритании и других европейских государств;

— большая востребованность на рынке выпускников направления «Бизнес-информатика» (как бакалавриата, так и магистратуры);

— расширение научных исследований по проблематике бизнес-информатики;

— успешное развитие научно-практического журнала «Бизнес-информатика», входящего в Перечень ВАК российских рецензируемых научных журналов.

Вместе с тем очевидны серьезные проблемы:

— неравномерность развития направления «Бизнес-информатика» в России;

— дефицит бюджетных мест в бакалавриате и магистратуре;

— недостаток учебно-методических материалов по ряду новых дисциплин;

— трудности с привлечением высокопрофессионального контингента препо-

давателей, повышения квалификации преподавателей по новым актуальным проблемам бизнес-информатики;

— проблемы привлечения молодых преподавателей, развития аспирантуры по направлениям научных исследований бизнес-информатики;

— невысокая степень мобильности студентов и преподавателей между российскими вузами.

Для решения обозначенных проблем считаем необходимым ввести в практику ежегодные конференции по развитию образовательного и научного направления «Бизнес-информатика»; объединить усилия заинтересованных вузов по развитию учебно-методического обеспечения данного направления; развивать научную кооперацию вузов; расширять научное партнерство посредством научнопрактического журнала «Бизнес-информатика».

Определен перечень знаний, умений и навыков, востребованных на рынке труда в сфере ИТ, в том числе по направлению «Бизнес-информатика». Он положен в основу сформированной компетентно-стной модели. Важное значение имеет положительный практический опыт подготовки бакалавров и магистров бизнес-информатики, имеющийся у Государственного университета — Высшей школы экономики и других вузов — участников Учебно-методического объединения по бизнес-информатике и подтвержденный высокой востребованностью выпускников на рынке труда, а также их успешным участием в исследовательских и образовательных международных проектах.

Реализация компетентностного подхода к подготовке выпускников невозможна без тесного взаимодействия вузов с работодателями, в частности в сфере бизнес-информатики. В связи с этим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Бизнес-информатика» предусматриваются:

— последовательная ориентация на уровневую систему подготовки, учиты-

111!111Й1И1!Ш № 4,

вающая содержательные и образовательно-технологические особенности подготовки бакалавров и магистров;

— компетентностный подход к образовательному процессу, исходный пункт которого составляют требования, предъявляемые к выпускнику рынком труда;

— стремление повысить самостоятельность и активность обучающихся, которым должна быть предоставлена значительная свобода при выборе своей образовательной траектории;

— предоставление большей, чем прежде, самостоятельности вузам, которые, исходя из требований рынка труда и своих возможностей, могут с достаточной степенью гибкости строить свою образовательную программу;

— привлечение работодателей к определению наиболее важных компетенций бакалавров и магистров по направлению «Бизнес-информатика».

Компетентностные модели бакалавра и магистра бизнес-информатики включают в себя две группы компетенций: общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции обеспечивают формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Они служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к продолжению образования как на второй (магистерской) ступени ВПО (для бакалавра), так и в сфере дополнительного и послевузовского образования (для бакалавра и магистра). Профессиональные компетенции определяют профессионально ориентированные знания, умения и навыки, предназначенные для решения задач объектной и предметной подготовки, обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда.

Выпускник бакалавриата должен обладать междисциплинарными компетенциями, основанными на знаниях общих законов функционирования рынков и экономических организаций, знании математических методов, инструментальных средств и информационных технологий

для моделирования и совершенствования архитектуры предприятия или организации, знании и умении применять методы и инструменты менеджмента. Такой набор компетенций обеспечивает широкую сферу деятельности в условиях технологических и структурных преобразований в экономике.

Виды профессиональной деятельности бакалавров и магистров бизнес-информатики (аналитическая, организационно-управленческая, проектная, научноисследовательская, консалтинговая, инновационно-предпринимательская) совпадают, за исключением педагогической деятельности, соответствующей только компетенциям магистра.

Различия в реализации задач профессиональной деятельности бакалавра и магистра определяются тем, что для магистров по сравнению с бакалаврами круг задач, в первую очередь в области научно-исследовательской, проектной и организационно-управленческой деятельности, существенно шире и сложнее.

Условия реализации направления «Бизнес-информатика» определяются материально-техническими возможностями вуза, степенью подготовленности преподавателей к активной индивидуальной работе со студентами, к расширению масштабов их самостоятельной работы, а также доступом студентов к широкому кругу образовательных ресурсов.

Для эффективного использования форм индивидуальной работы со студентами, а также для непосредственного взаимодействия студента с образовательными ресурсами учебное заведение должно иметь необходимое количество компьютерных классов, специализированные программные средства, достаточные библиотечные фонды, включая доступ студентов к ресурсам профессиональных электронных библиотек, электронных баз данных как в локальных сетях, так и в сети Интернет. Преподаватели должны постоянно не только обновлять свои курсы, но и разрабатывать новые, для этого должна существовать четко продуманная система повышения квалификации, которая позволяла бы проводить исследования в соответ-

ствующих областях экономики, управления и ИКТ.

Реализация нового ФГОС по направлению «Бизнес-информатика» позволит:

— готовить выпускников с широким кругозором, учитывающих требования профессиональной мобильности, умеющих отойти от стереотипов и предложить новые идеи и решения;

— обеспечить четкие критерии знаний, умений и навыков, получаемых обучающимся на разных уровнях подготовки;

— расширить возможности методологии и методики образования в области бизнес-информатики в бакалавриате и магистратуре;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— дать возможность обучающимся выбирать гибкую образовательную траекторию, комбинируя бакалаврскую и магистерскую подготовку различных направлений;

— дать возможность обучающимся скорейшего применения своих знаний на практике, полноценной профессиональной подготовки;

— предусмотреть возможность большей индивидуализации обучения;

— развивать у студента способности и навыки к обучению на протяжении всей жизни;

— создавать стимулы для роста квалификации и обновления профессорско-преподавательского состава;

— обеспечить интеграцию российских вузов в международное образовательное пространство, создать условия для признания российских дипломов, степеней при международных сопоставлениях;

— дифференцировать вузы по их возможности реализовывать образовательные программы разного уровня.

Поступила 20.09.12.

УДК 535.14:141.2

СОВРЕМЕННАЯ КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА И НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ФИЗИКИ И ФИЛОСОФИИ

Н. К. Сорокина (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

Автором с диалектико-материалистической точки зрения анализируются интерпретации физиками и философами отдельных понятий современной квантовой механики, акцентируется внимание на использовании исследователями научно обоснованных подходов для новых открытий.

Ключевыге слова: современная квантовая механика; концепция единого закономерного мирового процесса; материалистическая диалектика; причинная связь; генезис.

В эпоху научно-технической революции взаимосвязь естествознания и философии становится особенно тесной, полной и глубинной, ибо, с одной стороны, необходимость в новой, современной теоретической философской базе для дальнейших исследований окружающего мира приобретает принципиальное значение, а с другой — сама философия как методология науки не может развиваться без учета достижений физики, биологии, химии и других отраслей знания. Материалистическая диалектика как

теория познания в этих условиях должна стать основой новых, соответствующих XXI в. теорий исследования, например теории уровней развития, что крайне важно именно для анализа философии и физических процессов.

В настоящее время вполне очевидно, что дальнейшее развитие исследований в области фундаментальной физики требует привлечения не только физиков, но и философов, знающих основы физики. А. Эйнштейн, Н. Бор поднимали глубокие метафизические проблемы до вы© Сорокина Н. К., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.