№ 2 (44) 2013
О. Б. Назарова, канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного университета О. Е. Масленникова, канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного университета Л. З. Давлеткиреева, канд. пед. наук, доцент Магнитогорского государственного университета
Формирование компетенций специалиста в области информационных систем с привлечением вендоров
Стремительное развитие информационных технологий в направлении совершенствования процессов разработки, внедрения и сопровождения информационных систем все больше определяет функционирование любого предприятия в целом и повышает значимость формирования требуемых компетенций специалиста в области информационных систем.
введение
Определим несколько позиций, указывающих на актуальность исследуемой проблемы. В соответствии с принципом ориентации на потребителя (ГОСТ Р ИСО 9000:2001) важным и необходимым элементом в управлении качеством образования являются требования всех заинтересованных сторон, в том числе работодателей, к уровню подготовки специалистов в вузе [1]. Эти требования, прежде всего, представляют собой набор профессиональных характеристик, которыми должен обладать специалист в области своей профессиональной деятельности, чтобы наиболее полно соответствовать выбранному направлению подготовки и успешно выполнять профессиональные обязанности [2, 3].
В этом отношении Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС третьего поколения) по отдельным направлениям подготовки, в разработке которых принимали непосредственное участие и представители работодателей, дают широкие возможности. Это обусловлено в большей степени тем, что в их основе лежат принципы компетент-ностного подхода [4]. По сути, его реализация рассматривается многим авторами как развитие новой образовательной парадиг-
мы (И. А. Зимняя, А. А. Вербицкий), как ориентация всех компонентов учебного процесса на приобретение выпускником вуза компетентности и компетенций, необходимых для осуществления его профессиональной деятельности.
Этот подход, целью которого становится формирование профессиональной компетентности, отражен также в работах Л. С. Гребнева, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Т. Д. Макаровой, Дж. Равена, Н. А. Селезневой, Ю. Г. Татура, Г. Хутмахера и многих других ученых и определяет одно из направлений модернизации образования. Негативное отношение к данному явлению чаще всего связано с его восприятием как следствия технологизации образования и сужения образовательных целей (В. С. Сенашенко).
Несомненно, важным для понимания сути подхода является и то, что компетентность представляет собой полезную категорию, дающую возможность не только выстраивать альтернативные критерии качества выпускника в сфере профессиональной деятельности, но и количественно оценивать это качество, что ценно вдвойне. В контексте рассматриваемой проблемы компетентностный подход можно определить как инструмент поддержания имеющегося уровня развития предприятия, позволяющего ему в изменяющихся условиях современного общест-
№ 2 (44) 2013
ва даже при дефиците квалифицированных трудовых ресурсов двигаться вперед, быть конкурентоспособным. В этой связи очевидно, что принципы данного подхода должны учитываться и при построении всех линий взаимодействия участников образовательного процесса (преподавателей и студентов, администрации и студентов, стратегических партнеров и администрации и др.).
Модель системы компетенций подготовки специалиста на основе принципа преемственности
Актуальным в свете перехода на образовательные стандарты нового поколения становится и комплексный подход. Он пред-
¡1 полагает управляемое объединение и ком-
5 плексное преобразование разнородных
| (взаимоперекрывающих друг друга) эле-
§ ментов педагогических объектов, процес-
| сов и деятельности.
| Особое значение для рассматриваемой
Ц проблемы имеют методологические следст-
^ вия данного подхода. Во-первых, любая об-
К разовательная деятельность требует учета
5 связей и взаимосвязей социальной среды
| и человека, следовательно, должна носить
| комплексный характер. Во-вторых, именно этот подход в свое время обусловил суще-
€
^ ствование межведомственных, межоргани-§■ зационных и других институтов, а на сего-5 дняшний день обеспечивает и междисцип-| линарный характер педагогической деятельно ности в рамках ФГОС третьего поколения. 2 Полагаем возможным и логичным в кон-| тексте данного исследования рассматри-| вать реализацию комплексного подхода по-§ средством принципа преемственности, т. е., Ч дидактического принципа, определяющего Ц закономерности всеобщей связи и непре-<ц рывного развития личности. К характер-I ным его признакам относятся: 1) поступали тельность и согласованность содержания, | форм и методов дидактического процесса на отдельном образовательном этапе; 2) по-^ ступательность и согласованность обучения © на различных этапах учебного процесса, что
позволяет сохранить достигнутый уровень обученности личности как результат предыдущего этапа и обеспечить возможность его развития [5]. Различные аспекты проблемы преемственности в обучении рассматривали в своих работах многие исследователи (Б. Г. Ананьев, А. В. Батаршев, Ш. И. Гане-лин, А. А. Люблинская и др.).
Согласно последним результатам проблема согласования интересов работодателей, вузов и личности обучающегося в отношении образовательных услуг особенно остро стоит в монопромышленных городах. Традиционно высшая школа моногородов обслуживает потребности в специалистах градообразующего предприятия и обладает узкой специализацией (Тольятти и Набережные Челны — автопром, Магнитогорск — металлургия). В этой ситуации важно не только переосмыслить назначение высшей школы в городе на макроуровне как средство изменения ситуации в лучшую сторону, но и найти механизмы перевода рынка услуг высшего образования на новый качественный уровень развития [6].
Очевидно, выигрышными в данной ситуации становятся направления подготовки, ориентированные на сферу информационных технологий (ИТ). В частности, их стремительное развитие в направлении совершенствования процессов разработки, внедрения и сопровождения информационных систем (ИС) все больше определяет функционирование любого предприятия в целом и повышает значимость формирования требуемых компетенций выпускника по образовательной программе 230700.62 «Прикладная информатика» как ИТ-специалиста в области информационных систем. Указанная профессия входит в перечень девяти самых востребованных в области ИТ, по которым разработаны профессиональные стандарты. Использование последних позволило определить требования к выпускнику по соответствующему направлению подготовки в рамках ФГОС третьего поколения.
Принимая во внимание обоснованную целесообразность применения компетентност-
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА /-
' № 2 (44) 2013
ного и комплексного подходов, особенности монопромышленного города, а также значимость ИТ-образования, следует говорить о необходимости определения для будущих профессионалов практико-ориентирован-ной платформы на период всего их обучения. Производители программного и аппаратного обеспечения (вендоры), с которыми сотрудничает вуз, предлагают свои условия для решения данной задачи — сертифицированные курсы в виде образовательных инициатив. При этом студенты получают возможность освоить работу с соответствующим программным и аппаратным обеспечением, а также адаптироваться к требованиям работодателей.
Факультет информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» сотрудничает в описываемом направлении с рядом компаний: Microsoft, Computer Associate, Oracle, Лаборатория Касперско-го, CISCO и многими другими.
Проблема на сегодняшний день состоит в теоретическом и практическом обосновании реализации модели обучения по направлению «Прикладная информатика» на базе программно-аппаратных средств и образовательных инициатив вендоров на основе компетентностного и комплексного подходов, а также принципа преемственности.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по данному направлению подготовки модель системы компетенций предполагает формирование общекультурных (например, способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества) и профессиональных компетенций. Последние, в свою очередь, детализированы (в скобках приводится пример формулировки одной из компетенций данной группы) следующим образом:
• общепрофессиональные компетенции (способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономиче-
ские проблемы и процессы с применением | методов системного анализа и математиче- ^ ского моделирования); <5
• компетенции в проектной деятельности <§ (способен осуществлять и обосновывать вы- ^ бор проектных решений по видам обеспече- ^ ния информационных систем); |
• компетенции в организационно-управ- | ленческой и производственно-технологи- | ческой деятельности (способен принимать <â участие в создании и управлении ИС на всех ¡^ этапах жизненного цикла, эксплуатировать ö и сопровождать информационные системы | и сервисы); Ц
• компетенции в аналитической деятель- 5 ности (способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач);
• компетенции в научно-исследовательской деятельности (способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач).
Профессиональные компетенции определяют степень готовности выпускника университета выполнять те или иные виды трудовой деятельности с позиции работодателя, в том числе уровень владения современными технологиями автоматизации проектирования информационных систем (Case-тех-нологии) в рамках подготовки профессионалов по профилю информационных систем (Information systems, сокращенно — IS).
Важно то, что акцент в деятельности такого рода специалистов делается на информации (а не на системах информационных технологий), которые рассматриваются в качестве инструментов, позволяющих производить, обрабатывать, распространять необходимую информацию, а также на бизнес-процессах, реализуемых на предприятии с использованием ИТ. Такие специалисты должны быть компетентны в интеграции ИТ-решений с бизнес-процессами для достижения стратегических целей предприятия (корпоративных целей). По существу специалисты в области информационных систем
№ 2 (44) 2013
являются связующим звеном между техническими специалистами и управленцами.
Полный перечень видов трудовой деятельности, определяемый профессиональным стандартом для специалиста по информационным системам, должен периодически обновляться и служить ориентиром для разработки университетами различного рода прак-тико-ориентированных занятий, включая лабораторные, проектные и курсовые работы, учебные и производственные практики и т. п. При этом формирование той или иной компетенции, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, происходит в целом ряде дисциплин, в рамках каждой приобретая специфическую окраску. Таким образом, в настоящее время просто необходимо при организации ¡1 образовательного процесса учитывать взаи-5 мосвязь преподаваемых курсов, выстраивая | непрерывную цепочку создания и развития § общекультурных и профессиональных ком-| петенций. И здесь огромную роль играют | комплексный подход и принцип преемствен-Ц ности, что обеспечивает согласованность ^ и связанность между отдельными звеньями К и далее — образовательными ступенями. 5 Получаемый эффект может рассматри-
Й - /-V
! ваться как дважды положительный. С одной
| стороны, студент в процессе обучения приобретает целостную картину по ряду курсов,
^ особенно специальных, выходя на решение
§■ комплексных предметных задач своей буду-
5 щей профессиональной деятельности. С дру-
| гой — преподаватели, кафедры, факультеты
0 и вуз в целом создают строго сбалансиро-2 ванные взаимосвязанные образовательные | платформы, подкрепленные соответствую-
1 щими информационно-технологически-§ ми ресурсами, в том числе программными. >=! Особое место в проблеме исследования Ц занимает вопрос выбора, точнее подбора <ц таких ресурсов. Варианты есть, но при ка-I жущемся многообразии программных про-<и дуктов на рынке выбор не столь очевиден | и подходящих программных решений академических инициатив, предлагаемых ком-
^ паниями — производителями специализиро-© ванных программных средств не так много.
Обратим внимание на критерии, существенные для принятия решения:
• комплексный характер средств, т. е. наличие линейки продуктов, обеспечивающих реализацию поставленной профессиональной задачи на всех этапах ее решения в области ИТ;
• возможность обеспечения целостного образовательного процесса как в рамках отдельно взятой дисциплины, так и по ряду курсов одной образовательной программы, т. е. наличие, помимо программных продуктов, учебных материалов, методических пособий, вплоть до дистанционных пунктов обучения или виртуальных университетов.
Как указано выше, одним из условий подготовки конкурентноспособных ИТ-специалистов в рамках рассматриваемой образовательной программы при сохранении идеи преемственности является привлечение вендоров к процессу обучения. Это дает выпускникам возможность адаптироваться еще в период обучения к требованиям работодателей, поскольку для организации их образовательной траектории используется программное обеспечение и соответствующие сертифицированные курсы от производителей. Кроме того, обеспечивается образовательная платформа высокого уровня техническими и программными средствами, удовлетворяющими выдвинутым ранее критериям.
Программные решения вендоров для реализации образовательной программы «Прикладная информатика»
Определим практическую значимость проведенного исследования. Рассмотрим на примере конкретной образовательной программы возможность реализации выдвинутых ранее теоретических положений.
Выше говорилось, что сложившаяся система работы факультета информатики Магнитогорского государственного университета (ФГБОУ ВПО «МаГУ») по подготовке студентов образовательной программы «Прикладная информатика» предполагает тесную взаимосвязь между дисциплинами,
№ 2 (44) 2013
логика которой определяется преемственностью курсов в учебном плане, принципами постановки проектных задач, что в результате составляет полноту формирования требуемых компетенций.
Дисциплины кафедры информационных систем по данному направлению представ-
лены в первом столбце табл. 1. Далее даны комментарии по программным решениям вендоров факультета информатики, отраженным во втором и третьем столбцах.
Дадим пояснения к таблице: «+» — можно использовать (в скобках указан конкретный продукт); «-» — не будет востребовано.
Таблица 1
Применение программных решений Oracle Academy и Computer Associates
№ п/п Дисциплина Решение Computer Associates Решение Oracle Academy (ACS -Advanced Computer Science
1 Информационные системы + (.AllFusion Process Modeler — BPwin, AllFusion ERwin Data Modeler — ERwin) + (Oracle Database)
2 Базы данных + (AllFusion Process Modeler — BPwin, AllFusion ERwin Data Modeler — ERwin) + (Oracle Database, Enterprise Edition Options)
3 Проектирование информационных систем + (AllFusion Process Modeler — BPwin, AllFusion ERwin Data Modeler — ERwin) + (Oracle Database, Enterprise Edition Options)
4 Лингвистическое обеспечение информационных систем - -
5 Реинжиниринг и управление бизнес-процессами + (AllFusion Process Modeler— Bpwin) -
6 Корпоративные информационные системы + (AllFusion Process Modeler— Bpwin) + (Oracle Database, Enterprise Edition Options, Tuxedo, Application Server)
7 Интеллектуальные информационные системы - + (Oracle Data Mining)
8 Моделирование и анализ бизнес-процессов + (AllFusion Process Modeler— Bpwin) + (Business Process Management Suite SOA Suite for Oracle Middleware)
9 Предметно-ориентированные экономические информационные системы - -
10 Информационные системы в бухучете и аудите - -
11 Проблемы автоматизированного создания и адаптации информационных систем и технологий + (AllFusion Process Modeler— Bpwin) + (WebLogic Suite Options)
12 Управление информационной инфраструктурой - ACS
S
<u
i
i
Pi
S* 00
I
s
§
s 00 О
!
Й
ci
53
№ 2 (44) 2013
Коллектив факультета имеет определенный опыт привлечения и использования вендоров для достижения поставленных целей. Перечень компаний, с которыми сотрудничает факультет и вуз в целом, был представлен выше. Остановимся на двух академических программах, работа по которым ведется на кафедре информационных систем (ИС) особенно активно.
Академическое партнерство с международными компаниями Computer Associates и Oracle
Так, в рамках Лицензионного соглашения программы Академического партнерства между университетом и международной â компанией Computer Associates (СА) практи-g ческие занятия по представленным в табл. 1 ! дисциплинам организованы и проводятся sg с использованием Case-средств структур-| ного анализа и проектирования этой компа-■g нии. Для проведения анализа и реорганиза-Ц ции бизнес-процессов предназначено Case-^ средство верхнего уровня AllFusion Process is Modeler (BPwin), поддерживающее методо-§ логии IDEF0, DFD (DataFlow Diagram), IDEF3 I (Work-Flow Diagram). Кроме того, Computer I Associates предлагает мощный и удобный инструмент и для семантического моделирования данных — AllFusion ERwin Data Modeler § (ERwin) [3].
g В целях демонстрации возможностей I и особенностей использования представка ленных выше инструментальных средств g был разработан и успешно внедряется | комплекс лабораторных работ по анализу | и проектированию реляционных баз данных g на примере решения конкретной экономи->!| ческой задачи [8].
Ï! Пример, который будет изложен ниже, <ц демонстрирует работу выдвинутых позиций il на базе лишь одной дисциплины кафедры. «и Рамки статьи не позволяют в полной мере ! раскрыть цепочку реализации принципа преемственности и положений педагогиче-^ ских подходов, рассматриваемых в качестве © основы исследования.
Практикум курса «Теория экономических информационных систем» условно можно разделить на две части.
Занятия первой части проводятся с целью анализа предметной области решаемых задач и предполагают:
• предварительное обсуждение полученных результатов интервью и анкет, а также определение функционала будущей системы;
• совместную разработку контекстной и родительской диаграмм функциональной модели в нотации IDEF0 с использованием специально подготовленных инструкций;
• самостоятельную работу студентов по созданию диаграмм нижних уровней декомпозиции в нотациях DFD и IDEF3.
Вторая часть комплекса лабораторных работ посвящена проектированию базы данных будущей информационной системы с целью обеспечения выполнения одного или нескольких процессов, представленных на функциональной модели. Использование Case-пакета AllFusion ERwin Data Modeler на этапе проектирования реляционной модели данных предполагает последующую генерацию построенной и нормализованной модели в выбранную СУБД.
Опыт использования лабораторного практикума в рамках обозначенного курса показал, что выполнение представленных в нем заданий, с одной стороны, способствует приобретению навыков работы с современными средствами разработки реляционных баз данных, а с другой — позволяет проследить основные этапы жизненного цикла информационной системы, начиная с постановки задачи и заканчивая ее реализацией в конкретной СУБД.
Кроме того, указанный практикум служит основой для дальнейшего формирования профессиональных компетенций в курсе «Базы данных» (способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы; способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритми-
№ 2 (44) 2013
ческом уровнях); в курсах «Проектирование ИС» и «Реинжиниринг и управление бизнес-процессами» (способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов). Использование освоенных студентами Case-технологий осуществляется для более глубокого анализа бизнес-процессов и проектирования БД в рамках курсового проектирования.
Анализируя информацию, представленную в табл. 1, можно констатировать, что средствами Академической программы CA обеспечиваются далеко не все дисциплины обозначенного направления подготовки, и большинство задач ряда курсов требуют дополнительного специального программного обеспечения.
Одним из выходов в сложившейся ситуации является привлечение новых вендоров. В связи с этим был проведен анализ предложений различных академических инициатив, в том числе корпорации Oracle. Конечный выбор в пользу Академической инициативы Oracle Academy не случаен.
Консолидация разнообразных прикладных систем на платформе Oracle, начавшаяся еще в 1990-е гг., дала монопромышленному городу Магнитогорску опыт, позволивший в 2004 г. ввести в эксплуатацию корпоративную информационную систему (КИС) на базе Oracle E-Business Suite на ОАО «ММК». Эта система, состоящая из более чем 30 тесно интегрированных модулей, стала одной из крупнейших в Восточной Европе. Таким образом, становится очевидной потребность ИТ-служб комбината и его дочерних предприятий, обеспечивающих функционирование и развитие КИС, в специалистах, обладающих профессиональными компетенциями в области проектирования, разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и владеющих инструментарием линейки программных продуктов (ПП) Oracle.
s
На протяжении более десяти лет фа- | культет информатики ФГБОУ ВПО «Магни- ^ тогорский государственный университет» <5 развивается, выстраивая работу в тесном <§ сотрудничестве с работодателями, в контек- ^ сте тех задач, которые стояли и стоят перед ^ современными российскими промышленны- | ми предприятиями. |
Именно поэтому в 2010 г. заключено со- | глашение с компанией Oracle в рамках ака- « демического сотрудничества для использо- ¡^ вания учебных программ, материалов и ресурсов для профессиональной подготовки | конкурентоспособных ИТ-специалистов для Ц монопромышленного Магнитогорска. 5
Компания Oracle посредством учебных программ Академической инициативы Oracle Academy позволяет студентам увеличить багаж знаний и прикладных навыков в области технологий хранения, обработки и управления большими объемами информации, а также разнообразных бизнес-приложений для предприятий на основе передовых решений Oracle.
С 16 октября 2006 г. программа Oracle Academy имеет новую структуру, включающую три независимые и различные по содержанию подпрограммы, предназначенные для разных категорий слушателей:
1. Introduction to Computer Science (ICS) — ориентирована на техникумы и колледжи. Включает специализированные курсы по архитектуре БД и программированию на SQL, на PL/SQL.
2. Advanced Computer Science (ACS) — включает профессиональные курсы по проектированию, администрированию и программированию на СУБД. Целевая аудитория: ИКТ-вузы, ИКТ-факультеты и специальности вузов.
3. Enterprise Business Applications (EBA, Бизнес-Приложения для предприятий) — рассчитана на бизнес-ориентированные вузы и факультеты (экономика, управление и т. д.). Включает профессиональные курсы по бизнес-приложениям (финансы, управление проектами, управление персоналом и т. д.) [5].
№ 2 (44) 2013
В рамках соглашения по каждой из представленных подпрограмм образовательное учреждение получает программное обеспечение (прикладные продукты Oracle в соответствии со своим заказом, в EBA-хостинг), инструкторские и студенческие материалы по преподаванию курса и его изучению.
Детальное исследование возможностей Advanced Computer Science (ACS) и Enterprise Business Applications (EBA) показало, что для решения обозначенной выше проблемы подходит академическая инициатива ACS.
Данная программа включает профессиональные курсы по проектированию, администрированию и программированию на СУБД. Из таблицы 1 (столбец третий) видно, что программные решения ACS могут быть ис-¡1 пользованы для реализации задач большин-
g ства дисциплин кафедры и будут обеспечили
00 вать их преемственность.
1
is Заключение
I
^ Преподавание курсов с параллельным
^ изучением программных продуктов линейки
К как Oracle, так и компании СА позволит повыла
3 сить компетентность будущих специалистов | и их востребованность на рынке труда. Таким | образом, эволюционный процесс разработки
и внедрения элементов автоматизированной
^ системы управления предприятием — от от-
§■ дельных программных приложений до совре-
g менных интегрированных комплексов авто-
| матизации — будет эффективнее.
0 Кроме того, для развития системы ИТ-об-g разования, помимо современного механиз-| ма стандартизации, необходим и ряд других | поддерживающих механизмов и процессов. g К ним можно отнести и учебно-методиче-
4 скую инфраструктуру, адекватную структуре ре ИТ-образования, и обеспечивающую ор-<ц ганизацию практической работы в данной
1 сфере. В этой связи перспективным пред-<о ставляется изучение вопросов дальнейшего ! преломления профессиональных стандартов в образовательной практике посредст-
^ вом всестороннего привлечения вендоров
© и их возможностей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках грантов № 11-06-01006а «Разработка и апробация модели подготовки научно-педагогических кадров к обеспечению информационной безопасности в ИКТ-насыщенной среде» и № 12-06-00067 «Адаптивное управление качеством профессионального образования на основе компетентностного подхода (на примере сферы ИТ)».
Список литературы
1. Рязанова А. А. Методы экспертного анализа для определения значимости показателей конкурентоспособности качества высшего образования // Современная конкуренция. 2012. № 2 (32). С. 106-116.
2. Требования профессионального стандарта. Специалист по информационным системам: должностные обязанности, умения и навыки // Прикладная информатика. 2008. № 1 (13).
3. Требования профессионального стандарта. Специалист по информационным системам: должностные обязанности и основные знания // Прикладная информатика. 2008. № 3 (15).
4. Баранова Н. В. Компетентностный подход как основа построения профессиональных образовательных программ // Современная конкуренция. 2008. № 3 (9). С. 108-113.
5. Назарова О. Б. Преемственность в обеспечении компьютерной подготовки учащихся начальной и средней школы: дис....канд. пед. наук. Магнит. гос. ун-т. Магнитогорск, 1999. — 156 с.
6. Чусавитина Г. Н. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города. Магнитогорск: МаГУ, 2010. — 218 с. — С. 55-79.
7. Маклаков С. В. Создание информационных систем с AllFusion ModelingSuite. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2003. — 439 с.
8. Ипатова Э. Р., Назарова О. Б., Масленникова О. Е. Практикум по дисциплине «Теория экономических информационных систем»: учеб. пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2005. — 114 с.
9. Официальный сайт Oracle Academy (URL: https:// academy.oracle.com/12.03.2013).