Библиографический список
1. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высшая школа, 1990.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Интернет-журнал «Эйдос». 2006; 5 мая. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2005.
4. Брылева O.A., Григоричева И.В., Мельникова Ю.А. Социально-психологическое взаимодействие в процессе профессионального самоопределения в контексте олимпиадного движения. Мир науки, культуры и образования. 2015; 5 (54): 245 - 249.
5. Быкова Е.А. Тренинг профессионального роста «Я могу стать компетентным специалистом». Вестник практической психологии образования. 2015; 4 (45): 15 - 26.
6. Смойкин Д.Д., Новосадова О.М., Сычев В.А., Барышева М.В., Николаева Е.И. Что и как отвечать на грубые претензии подростков? Попытка всестороннего ответа. Вестник практической психологии образования. 2015; 3 (44): 107 - 127.
7. Цариценцева О.П. Управление карьерой: программа тренинга для студентов -выпускников и молодых специалистов. Вестник практической психологии образования. 2013; 1 (34): 66 - 82.
References
1. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Internet-zhurnal «'Ejdos». 2006; 5 maya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Lizinskij V.M. Pedagogicheskoe, roditel'skoe i uchenicheskoe samoupravlenie. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2005.
4. Bryleva O.A., Grigoricheva I.V., Mel'nikova Yu.A. Social'no-psihologicheskoe vzaimodejstvie v processe professional'nogo samoopredeleniya v kontekste olimpiadnogo dvizheniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2015; 5 (54): 245 - 249.
5. Bykova E.A. Trening professional'nogo rosta «Ya mogu stat' kompetentnym specialistom». Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2015; 4 (45): 15 - 26.
6. Smojkin D.D., Novosadova O.M., Sychev V.A., Barysheva M.V., Nikolaeva E.I. Chto i kak otvechat' na grubye pretenzii podrostkov? Popytka vsestoronnego otveta. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2015; 3 (44): 107 - 127.
7. Caricenceva O.P. Upravlenie kar'eroj: programma treninga dlya studentov -vypusknikov i molodyh specialistov. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2013; 1 (34): 66 - 82.
Статья поступила в редакцию 10.11.16
УДК159.9.075
Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE MARKOV CHAIN ALGORITM IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH. The paper analyzes a problem of lacking of unified methods in psychological practice. The need of development of new mathematical ways for methods in the modern psychology is discussed. The author shows ways to use methods of mathematical modelling for describing up-to-date psychological problem. The study describes one of the ways of the use of the Markov chain algorithm for psychological research with discrete and continual time. The results of the use of the Marcov chain technique for adaptive testing processes and interaction between a consultor and a client is presented. The paper shows a scope of application for forecasting the activity in developing, training and consulting work with children and adults. The theoretical analysis gives an opportunity to propose the application of the Markov chain model to self-organized systems, which include a human and his multidimensional inner world.
Key words: Markov chain, systematic apply, continuous processes.
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц,, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА МАРКОВСКИХ ЦЕПЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В работе проанализированы основные проблемы, возникающие при отсутствии единой методологии в психологической практике. Обозначена необходимость разработки нового математического аппарата, соответствующего требованиям современной психологической методологии. Показана возможность применения методов математического моделирования для описания современных психологических проблем. Рассмотрен подход к применению марковских моделей для психологических измерений с дискретным и непрерывным временем. Представлены результаты применения марковских цепей для процессов адаптивного тестирования и взаимодействия между консультантом и клиентом. Проанализирован ее потенциал для прогнозирования результатов развивающей, тренинговой и консультационной работы с детьми и взрослыми.
Ключевые слова: марковские цепи, системный подход, непрерывные процессы.
В современной психологии не утихают споры о методологическом кризисе и его последствиях для психологической науки. Многие авторы анализируют различные методологические подходы к развитию науки, сравнивают их с методологией других наук «...каждая наука, в том числе и психология, имеет особую логику развития. Эта логика заключается в закономерном поэтапном изменении исследовательских установоки происходит в форме так называемых парадигмальных сдвигов мышления.» [1, с. 7].
Можно долго писать и говорить о методологическом кризисе, делать теоретические выкладки о преимуществе того или иного методологического подхода для решения различных психологических задач, но при этом необходимо понимать, что современные психологи - практики в своей работе зачастую используют различный инструментальный аппарат, основанный на нескольких методологических подходах. Это приводит к эклектичности
как индивидуального консультирования клиента, так и социально-психологического тренинга, что заставляет задуматься об эффективности данной работы. «При этом в тени остаются вопросы релевантности теоретических и методологических оснований, в русле которых формулируются экзистенциальные проблемы, изучаемые психологами (чаще всего из феноменологической или экзистенциальной перспективы), и жестких позитивистских процедур психодиагностики, реализованной в опросниках и тестах, претендующих на изучение «миров и смыслов» личности» [2, с. 91].
По мнению В.М. Аллахвердова, в настоящее время необходимо определиться не только с методологическими подходами, существующими в психологии, но и с математическим статистическим аппаратом, который позволяет сделать это знание достоверным [3]. Кроме методов классической математической обработки существуют и методы математического моделирования,
широко используемые в генетическом подходе и в психологии управления.
В работе С.Ф. Сергеева показано, что категория психосоциального человека, разрабатываемая А.Л. Журавлевым, является на сегодняшний день достаточно спорной, также как и интерсубъективная теория В.А. Виттиха. С позиции психосоциальной теории человек рассматривается как совокупность сформированной менталитетом картины мира и различных форм отношений между людьми. Авторами предпринята попытка применить экономическую теорию управления к человеку как индивидууму.
В настоящее время для преодоления «методологической недостаточности классических моделей отношений в социальных системах» разрабатывается модель социальной самоорганизации. С.Ф. Сергеев предлагает для математического моделирования в социальных самоорганизующихся системах использовать метод, предложенный Д. Фармером и Д. Фоли. Их метод позволяет проводить имитации реальных социальных явлений с учетом флуктуаций агентов, действующих на микроуровне на показатели макроуровня. Данный подход реализуется в рамках работ по моделированию деятельности живых биологических объектов, способных к самоорганизации[4].
В работе Л.С. Куравского и Г.А. Юрьева представлен метод для процесса адаптивного тестирования, построенного на использовании обучаемых структур в форме марковских моделей с дискретным и непрерывным временем. Его особенностями, обеспечивающими преимущества перед аналогичными способами тестирования, являются:
- выявление и использование при построении расчетных оценок временной динамики изменения способности справляться с заданиями теста;
- возможность учета времени, затрачиваемого на решение тестовых задач;
- возможность исследования временной динамики знаний или способностей, как в дискретной, так и в непрерывной временной шкале;
- меньшее, по сравнению с другими подходами, количество заданий, которые следует предъявлять испытуемому для получения оценок знаний или способностей с заданной точностью, что ускоряет процесс тестирования;
- получение распределения вероятностей возможных результатов теста в качестве конечного результата;
Библиографический список
- развитая техника идентификации параметров моделей [5].
В других работах этих авторов [6] достаточно подробно представлены способы применения Марковских процессов для психологических измерений. Показано, что данная модель может быть применима как к дискретным, так и к непрерывным во времени процессам.
Нас как исследователей интересует возможность применения данной модели, для моделирования таких процессов как прогнозирование результатов психологического тренинга и кор-рекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста. Ранее в наших работах было показано, что развитие человека можно рассматривать с позиции концепции И. Пригожина о непрерывном времени, что свидетельствует о том, что моделирование при помощи марковских цепей вполне применимо для построения коррекционной работы или же разработки программы социально-психологического тренинга, с учетом состояний системы в разные моменты времени [7].
Применение Марковских цепей для описания консультационного процесса и описания взаимодействия между клиентом и психологом было осуществлено в работе А.Ю. Попова. Автором была поставлена задача проанализировать математическими методами такую категорию психологии как «взаимодействие». Для этого им разработана математическая модель, описывающая транзакции между клиентом и психологом. Как и в работах предыдущих исследователей, автор исходил из того, что это взаимодействие это процесс непрерывный, и состояние системы, в момент времени t+1, зависит от ее состояния в момент времени ^ В работе А.Ю. Попова представлена готовая математическая модель, позволяющая прогнозировать психологические процессы и дающая «возможность анализа широкого спектра процессов взаимодействия, последовательностей событий и т. д.» [8, с. 46].
Таким образом, накопленный теоретический и практический материал позволяет предположить, что моделирование психологических процессов при помощи Марковских цепей имеет возможность реализации и перспективы. В дальнейшем мы реализуем представленный алгоритм на примере тренинговой работы и развивающих занятий. Данный метод представляется нам перспективным не только с позиции математического моделирования, но и соответствующий запросу современной постнеклас-сической науки, требующей новых способов исследования психологической реальности.
1. Кубарев В.С. Методологические инструменты постнеклассической психологии: трансспективный анализ. Сибирский психологический журнал. 2015; 58: 6 - 24.
2. Радина Н.К., Поршнев А.В. Психология и герменевтика: герменевтический анализ понимания в математических схемах и моделях. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; Т. 11; № 2: 90 - 119.
3. Сергеев С.Ф. К проблеме психосоциального человека. Психологический журнал. 2015; Т. 26; № 6: 108 - 112.
4. Аллахвердов В.М. Грустный оптимистический взгляд на психологическую науку. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005; Т. 2; № 1: 130 - 139.
5. Куравский Л.С., Юрьев Г.А. Вероятностный метод фильтрации при адаптивном тестировании. Экспериментальная психология. 2012; Т. 5; № 1: 119 - 131.
6. Куравский Л. С., Марголис А. А., Юрьев Г. А., Мармалюк П. А. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования. Психологическая наука и образование. 2012; 1: 56 - 65.
7. Мельникова Ю.А. Философские основы концепции профессионального самоопределения в контексте современной психологической парадигмы. Философия образования. 2008; 3 (24): 174 - 179.
8. Попов А.Ю. Эмпирическое исследование процессов субъект-субъектного взаимодействия людей: принципы и первые результаты Вестник ЮрГУ. 2011; 5: 42 - 47.
References
1. Kubarev V.S. Metodologicheskie instrumenty postneklassicheskoj psihologii: transspektivnyj analiz. Sibirskijpsihologicheskij zhurnal. 2015; 58: 6 - 24.
2. Radina N.K., Porshnev A.V. Psihologiya i germenevtika: germenevticheskij analiz ponimaniya v matematicheskih shemah i modelyah. Psihologiya. Zhurnal Vysshejshkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11; № 2: 90 - 119.
3. Sergeev S.F. K probleme psihosocial'nogo cheloveka. Psihologicheskij zhurnal. 2015; T. 26; № 6: 108 - 112.
4. Allahverdov V.M. Grustnyj optimisticheskij vzglyad na psihologicheskuyu nauku. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly'ekonomiki. 2005; T. 2; № 1: 130 - 139.
5. Kuravskij L.S., Yur'ev G.A. Veroyatnostnyj metod fil'tracii pri adaptivnom testirovanii. 'Eksperimental'naya psihologiya. 2012; T. 5; № 1:119 - 131.
6. Kuravskij L. S., Margolis A. A., Yur'ev G. A., Marmalyuk P. A. Koncepciya sistemy podderzhki prinyatiya reshenij dlya psihologicheskogo testirovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012; 1: 56 - 65.
7. Mel'nikova Yu.A. Filosofskie osnovy koncepcii professional'nogo samoopredeleniya v kontekste sovremennoj psihologicheskoj paradigmy. Filosofiya obrazovaniya. 2008; 3 (24): 174 - 179.
8. Popov A.Yu. 'Empiricheskoe issledovanie processov sub'ekt-sub'ektnogo vzaimodejstviya lyudej: principy i pervye rezul'taty Vestnik YurGU. 2011; 5: 42 - 47.
Статья поступила в редакцию 30.10.16