В Ставропольском крае ведутся исследования по здоро-вьесбережению и внедряются здоровьесберегающие образовательных технологий в системе дошкольного образования [7] и в средней общеобразовательной школе, но недостаточно разработана проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в практику работы высших учебных заведений и педагогических вузов в частности.
Поступление в высшее учебное заведение связано со сменой деятельности, технологии обучения в средней общеобразовательной школе существенно отличается от таковой в высших учебных заведениях. В педагогических вузах также существенной по занимаемому времени и по нагрузке является педагогическая практика, которая вводится в учебные планы многих специальностей, зачастую с первого курса.
С целью оптимизации учебного процесса и сохранения или повышения его эффективности и адаптации студентов педагогического вуза к учебному процессу, необходимо внедрение в образовательную практику следующих мер:
- введение психологического сопровождения процесса здо-ровьсбережения педагогов и студентов вуза;
Библиографический список
- исследование влияния плотности и качественного состава видов учебных занятий на нервную систему и на физическое и психологическое состояние студентов и оптимизация расписания занятий с учетом результатов исследования;
- введение на учебных занятиях упражнений, направленных на снятие мышечных зажимов (3 минуты на каждой паре);
- введение просветительской работы, направленной на повышение компетентности студентов и преподавателей педагогического вуза в области сохранения и улучшения психологического и физического здоровья.
Демографическая ситуация в стране и в Ставропольском крае, снижение доли молодежи среди населения, понижение процента трудоспособного населения ставит задачу для педагогических вузов: подготовить учителей, обладающих валеологической культурой и способных сохранять физическое и психологическое здоровье подрастающего поколения и повышать компетентность населения в области сохранения и поддержания психологического и физического здоровья. Учитель должен транслировать валеологическую культуру на учеников и их семьи, способствовать оздоровлению нации.
1. Сводный доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения, направленный в Правительство РФ 1 июня 2015 года. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/svodnyy-doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-apravlennyy-v-pravitelstvo-rf-1-iyunya-2015-goda
2. Боев О.И., Василенко А.О., Швыдкая С.В. Опыт работы суицидологической службы Ставропольского края. Результаты, уроки, перспективы. Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электронный научный журнал. 2015; № 2 (8). Available at: http://medpsy.ru/climp
3. Швецова (Хилько) О.В. Массовые апокалиптические психозы и истерии. Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2013; 3. Available at: http: //ppip.idnk.ru
4. Прилепских О.С., Кобзарева И.И. Феномен осознанности в современной психологической науке и практике. Научный альманах. 2015; 8 (10): 1546 - 1548.
5. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в Российских вузах. Вестник Института социологии. Сетевой журнал. Москва, 2012; 6: 99 - 111. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf
6. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата). Available at: http://www.spbstu.ru/upload/ iblock/cb6/53_44.03.02.pdf
7. Корлякова С.Г., Горбачева Т.В. Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 176 - 178.
References
1. Svodnyj doklad o sostoyanii zdorov'ya naseleniya i organizacii zdravoohraneniya, napravlennyj v Pravitel'stvo RF 1 iyunya 2015 goda. Available at: http://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/svodnyy-doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-i-organizatsii-zdravoohraneniya-apravlennyy-v-pravitelstvo-rf-1-iyunya-2015-goda
2. Boev O.I., Vasilenko A.O., Shvydkaya S.V. Opyt raboty cuicidologicheskoj sluzhby Stavropol'skogo kraya. Rezul'taty, uroki, perspektivy. Klinicheskaya i medicinskaya psihologiya: issledovaniya, obuchenie, praktika: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 2 (8). Available at: http://medpsy.ru/climp
3. Shvecova (Hil'ko) O.V. Massovye apokalipticheskie psihozy i isterii. Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz: 'elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2013; 3. Available at: http: //ppip.idnk.ru
4. Prilepskih O.S., Kobzareva I.I. Fenomen osoznannosti v sovremennoj psihologicheskoj nauke i praktike. Nauchnyj al'manah. 2015; 8 (10): 1546 - 1548.
5. Ivahnenko G.A. Zdorov'esberegayuschie tehnologii v Rossijskih vuzah. Vestnik Instituta sociologii. Setevoj zhurnal. Moskva, 2012; 6: 99 - 111. Available at: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_6/Ivachnenko.pdf
6. Prikaz ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (uroven' bakalavriata). Available at: http://www.spbstu.ru/upload/iblock/cb6/53_ 44.03.02.pdf
7. Korlyakova S.G., Gorbacheva T.V. Muzykal'naya psihoterapiya kak sredstvo zdorov'esberezheniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 176 - 178.
Статья поступила в редакцию 07.08.16
УДК: 159.9.07
Aminov N.A., Cand. of Sciences (Psychology), leading researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education
(Moscow, Russia), E-mail: аminovpirao@yandex.ru
Chernyavskaya V.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor of Psychology, Vladivostok branch of Russian Customs
Academy (Vladivostok, Russia), E-mail: valstan13@mail.ru
SELF-DISCLOSURE OF ABILITIES OF A HIGH SCHOOL PUPIL. A problem of self-disclosure of abilities among high school students is revealed as a factor of productivity of the general education. Age, personal, psychology and pedagogical arguments are used by the authors to prove their point. The work gives a scientific review of application of a term "self-disclosure" in psychology. The paper shows distinctions of self-disclosure and self-determination from the point of view of newest research. The authors use a methodological approach to understanding and research of abilities, which is based on ideas of B.M. Teplov. N.A. Aminov's approaches to the role of reflection of a teacher in understanding of the help in self-disclosure of abilities of pupils are studied, as well as V.S. Chernyavskaya's ideas in pedagogical tolerance as a basis of the help to pupils in self-disclosure. An existential and analytical approach of A. Lengle is reasonable as methodology of understanding and the basis to form self-disclosure.
Key words: self-disclosure, abilities, self-determination, high school pupils, teenagers, teachers, "I disclose for myself".
Н.А. Аминов, канд. психол. наук, вед. науч. сотр. Психологического института Российской Академии Образования, г. Москва, E-mail: аminovpirao@yandex.ru
В.С. Чернявская, д-р пед. наук, проф. психологии, проф. каф. теории и истории государства и права, Российская таможенная академия, Владивостокский филиал, г. Владивосток, E-mail: valstan13@mail.ru
САМОРАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКА
Обоснована проблема самораскрытия способностей старшеклассника как фактор результативности общего образования. Приведены возрастные, личностные, психолого-педагогические аргументы. Дан научный обзор применения в психологии термина «самораскрытие». Показаны различия самораскрытия и самоопределения с точки зрения большей широты последнего термина. Приведён методологический подход к пониманию и исследованию способностей Б.М. Теплова. Рассмотрены подходы Н.А. Аминова к роли рефлексии педагога для помощи в самораскрытии способностей старшеклассников, В.С. Чернявской - в педагогической толерантности как основе помощи ученику в самораскрытии. Экзистенциально-аналитический подход А. Лэнгле обоснован в качестве методологии понимания и основания для формирования сущности самораскрытия способностей старшеклассника.
Ключевые слова: самораскрытие, способности, самоопределение, старшеклассники, подростки, педагоги, раскрытие «себя для себя».
Молодые люди подросткового и раннего юношеского возраста решают основную проблему, которая связана с целепола-ганием, планированием жизни: социальной, личной и будущей профессиональной. Вслед за кризисом 13 лет такого рода самоопределение и целеполагание становятся важнейшими процессами, которые оборачиваются для человека ценностными переживаниями или мучительными поисками себя. Для самораскрытия ученика важными являются совершенно определённые личност-но-профессиональные качества и способности педагога. Это происходит в том случае, если педагог обладает верой в ученика, оптимизмом относительно перспектив его развития. Термин «самораскрытие» (self-disclosure) в психологии часто упоминается при описании компонентов практической деятельности психолога в области консультирования и тренинга. Самораскрытие как приём психолога, психотерапевта предоставляющего важную личную информацию клиенту, описан S.M. Jourard [1].
Отечественные авторы Н.В. Амяга, Н.В. Перепелица и другие исследователи понимают феномен самораскрытия как сообщение субъектом личной информации реципиентам [2; 3]. Представленные виды трактовки данного понятия связаны с социально-психологическим пониманием коммуникации «Я - Другой». Н.А Евченко формулирует такой тип коммуникации как «внутренняя коммуникация «Я - другое Я» [4]. Показано, что развитие личности через внутренний диалог опосредовано созданием субъектом новых смыслов, трансформацией смысловой структуры личности.
На наш взгляд, фиксация такого рода возникает, когда личность раскрывает себя себе: такая рефлексивная коммуникация обладает большим личностно-развивающим потенциалом для подростка. Старшеклассник, который готовится к выбору будущего пути, раскрывает «себя для себя» в качестве личности, живущей в настоящее время и в качестве будущего взрослого, профессионала. Этот процесс происходит при опосредованном, но весьма значимом, участии педагогов. Нам видится, что широта применения категории «самоопределение» не позволяет выделить в ней компонент, связанный с обнаружением собственных специальных способностей старшеклассником, что, в свою очередь, не дает возможности исследовать данный ресурс, его психолого-педагогические предикторы.
Наиболее часто в психологии рассматриваются следующие типы самоопределения: личностное, профессиональное, жизненное, социальное. Исследователи акцентируют внимание на личностном (М.Р. Гинсбург), профессиональном (Е.А. Климов), жизненном (А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров) типах самоопределения [5; 6; 7]. А.К. Маркова указывает на динамику и взаимодействие разнообразных его видов [8]. Н.В. Антонова и В.В. Белоусова пишут об отсутствии чёткости, полноты его определения и трудностей моделирования процесса самоопределения [9]. Авторы делают вывод о том, что результатом самоопределения становится идентичность, а процесс самоопределения - это «принятие решений относительно самого себя, собственных качеств, убеждений, целей и ценностей» [9, с. 79]. Нам представляется, что самораскрытие (себя для себя) в психологии может являться частным случаем широко известного феномена самоопределения. Особенно важным предметом самораскрытия старшеклассника являются специальные способности, как важные ресурсы, с одной стороны -особенные, уникальные, с другой стороны - такие, которые
дают возможность понять своё призвание, имеющее и социальное значение.
Что же является для подростка предметом узнавания «себя о себе»? На наш взгляд, это способности и, прежде всего специальные способности. В подростковом возрасте способности развиваются особенно интенсивно, и именно на их базе вызревает опыт и предположение о своём профессиональном призвании.
Результаты исследований Б.М. Теплова в области способностей свидетельствуют о том, что способность «не может возникнуть» вне соответствующей деятельности [10]. В этом контексте педагог организует учебную деятельность и её, хоть и не прямым, но результатом являются соответственные способности. Рамки предметности, специальной области образовательной деятельности, организуемой учителем для старшеклассника, определяют специфику результатов - развитие специальных способностей, которые Б.М. Теплов определяет как «систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности» [10].
Современный педагог-профессионал, в соответствии с общепринятым системно-деятельностным подходом, ставит цель развития компетенций ученика. Определение компетенции, как правило, даётся через способности - это способность применять знания для решения задач. Развитие способностей ученика возможно при организации особого образовательного процесса.
Один из авторов настоящей статьи, Н.А. Аминов подтвердил это влияние на концептуальном уровне [11; 12]. Он обосновал и разработал модель педагогических способностей, показав, что в основе успешности педагога, как профессионала, чьи ученики показывают выдающиеся результаты и подтверждены их деятельностью, стоит рефлексивная природа профессионала: педагогическое кредо, как осознанные и принятые ценностно-профессиональные установки, педагогическая интен-циональность, личностная зрелость и устойчивость к синдрому эмоционального сгорания [11; 12]. Педагогическая толерантность, является базовой способностью учителя для помощи в самораскрытии старшеклассника, её основания разработала другой автор настоящей статьи, эта способность является препятствием как для дифференциации учащихся на «более трудных» и «более лёгких», так и для негативных установок в образовательном процессе, которые нивелируют индивидуальность ученика и снижают его ценность для себя [13]. Самораскрытие подростка-старшеклассника мы понимаем, как частный случай самоопределения, который является процессом раскрытия в первую очередь, «себя для себя». А. Лэнгле в русле экзистенциального анализа рассмотрел основания самораскрытия человека. Формирование Я, самости, по его мнению, находится в постоянном движении, проходит разные этапы и фазы, что продолжается в течение всей жизни [14; 15]. С позиции экзистенциального анализа, человеку нужны три вида опыта: уважительное понимание, справедливое отношение к нему, признание ими его ценности. Эти виды опыта - внешние условия для того, чтобы старшеклассник понял «кто я», «как я могу стать тем, кем являюсь на самом деле?» [14; 15]. Если обобщить представленные выше данные, то самораскрытие способностей подростков - такое новообразование подросткового возраста, которое влечёт за собой профессиональное самоопределение, оно состоит в развитии специальных способностей подростка.
Функционально самораскрытие способностей через внутреннюю коммуникацию «Я - другое Я» для узнавания «себя для себя». Самораскрытие, как новообразование в значительном числе случаев является результатом взаимодействия с Другим, например, с педагогом.
Результаты беседы с 175 студентами-первокурсниками из 3 вузов Владивостока показали, что 142 из них (81%) при боре предметов для сдачи ЕГЭ руководствовались собственным ин-
Библиографический список
тересом к предметам, который в свою очередь обусловлен личностными качествами и способностями педагогов их преподающих.
В основе исследования самораскрытия способностей старшеклассников могут лежать следующие теоретико-методологические подходы: теория способностей Б.М. Теплова, экзистенциально-аналитический подход А. Лэнгле, теория педагогических способностей Н.А. Аминова.
I. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of the transparent self. New York: Wiley, 1971.
2 Амяга КВ. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.
3. Перепелица КВ. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2003.
4. Евченко H.A. Внутренняя коммуникация «Я-другое Я» в динамике субъектных проявлений личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.
5. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. 1988; 2: 19-26.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.
7. Кроник. A.A., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание. Москва: Смысл, 2008.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
9. Антонова КВ., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности. Педагогика и психология образования. 2011; 2: 79 - 92.
10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961: 9 - 20.
II. Аминов H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. Вопросы психологии. 1995; 5: 5 - 17.
12. Аминов H.A., Жамбеева З.З. Разноуровневые связи «самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 232 - 237.
13. Чернявская В.С. Психолого-педагогические факторы педагогической толерантности: монография. Владивосток: Издательство Дальнаука, 2006.
14 Лэнгле A. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей. Москва: Генезис, 2009.
15. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. Москва: Генезис, 2009.
References
I. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of the transparent self. New York: Wiley, 1971.
2 Amyaga N.V. Samoraskrytie pedagoga v obschenii so starsheklassnikami. Avtoreferat dissertacii . kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.
3. Perepelica N.V. Samoraskrytie vzroslyh lyudej i ego svyaz' s Ya-koncepciej Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.
4. Evchenko N.A. Vnutrennyaya kommunikaciya "Ya-drugoe Ya" v dinamike sub'ektnyh proyavlenij lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.
5. Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaya problema. Voprosy psihologii. 1988; 2: 19-26.
6. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.
7. Kronik. A.A., Ahmerov R.A. Kauzometriya: Metody samopoznaniya, psihodiagnostiki ipsihoterapii vpsihologiizhiznennogo puti. 2-e izdanie. Moskva: Smysl, 2008.
8. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
9. Antonova N.V., Belousova V.V. Samoopredelenie kak mehanizm razvitiya identichnosti. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya <http:// cyberleninka.ru/journal/n/pedagogika-i-psihologiya-obrazovaniya>. 2011; 2: 79 - 92.
10. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva, 1961: 9 - 20.
II. Aminov H.A. Differencial'nyj podhod k issledovaniyu strukturnoj organizacii glavnyh komponentov pedagogicheskih sposobnostej. Voprosy psihologii. 1995; 5: 5 - 17.
12. Aminov N.A., Zhambeeva Z.Z. Raznourovnevye svyazi "samocennosti" lichnosti podrostka v strukture integral'noj individual'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 232 - 237.
13. Chernyavskaya V.S. Psihologo-pedagogicheskie faktory pedagogicheskoj tolerantnosti: monografiya. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nauka, 2006.
14 L'engle A. Person: 'Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti: sbornik statej. Moskva: Genezis, 2009.
15. L'engle A. Chto dvizhet chelovekom? 'Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya 'emocij. Moskva: Genezis, 2009.
Статья поступила в редакцию 12.08.16
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Education and Social Studies, North-Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), E-mail: klinpsych@mail.ru
DISTINCTIVE FEATURES OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF WORKERS OF EXTREME LABOR. The article considers specifics of professional motivation of workers of extreme difficulty. Such workers especially demand high motivation. Among the motivational factors of professional development of employees of extreme profile are the most important ones that evoke a feeling of meaning of existence and contribute to personal growth. The author comes to a conclusion that the staff of extreme labor have to perform tasks of increased complexity, so there is a more visible strengthening relationship between results of their professional activity and a psychological status, degree of motivation to work in extreme conditions. Thus, there is need to use all methods for the reinforcement of employee's motivation, strengthening their methods, aimed at the prevention of mental health of workers of this category.
Key words: motivation of professional activity, professional motivation of workers of extreme difficulty.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. специальной психологии Института образования и социальных наук, ФГАОУ
ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru