16 14 12 10 8 6 4
2
Возраст, лет
16-18 18-21 21-25 25-30 30-40 40-50 50-60 60-80
Рис. 2. Динамика изменения некоторых показателей опросника в зависимости от возрастной группы
Различия в диагностических показателях связаныс возрастной динамикой (закономерностями) изменений в личности человека (рис. 2). Заслуживают особого внимания следующие тенденции-рост дисциплинированности (Dis) и снижение энергичности (Eng) с возрастом. Динамика показа-телятиеиожноити(Апх) имцет«и»обрннную фнцму-ирет вожность снижается к 30-40 годам, после чего наблюдается её рост.Снижеииеун-вннтрево-иости м пожил-иводетиоей (60-80 лет), по нашему мнению, можно объяснить падением крикечноити и вноприетиидорриной кбст«новки,своиобни-зием функционирования интеллектуально-познавательной сферы.
Библиографический список
Полученные нормативные значения охватывают широкий диапазон диагностических возможностей методики. Предлагаемая диагностическая технология может применяться как в рамках профессионального психологического отбора специалистов профессий особого риска, так и при допуске водителей к управлению специальным транспортным средством. Широкое использование методики прогнозируется в автошколах при индивидуализации подготовки слушателей. Таким образом, привлечения прикладного психологического знания в работе с водителями позволяет повысить надёжность управления транспортным средством и культуру вождения, снизить количество дорожно-транспортных происшествий.
1. Петров В.Е., Безруков Ю.Г. Изучение склонности водителей к опасному (агрессивному) управлению транспортным средством в ходе их подготовки. Автотранспортное предприятие. 2016; 8: 20 - 24.
2. Петров В.Е. Методика психологической диагностики надёжности водителя по управлению транспортным средством. Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2015; 4 (36):91 -96.
References
1. Petrov V.E., Bezrukov Yu.G. Izuchenie sklonnosti voditelej k opasnomu (agressivnomu) upravleniyu transportnym sredstvom v hode ih podgotovki. Avtotransportnoe predpriyatie. 2016; 8: 20 - 24.
2. Petrov V.E. Metodika psihologicheskoj diagnostiki nadezhnosti voditelya po upravleniyu transportnym sredstvom. Vestnik Vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del RossijskojFederacii. 2015; 4 (36): 91 - 96.
Статья поступила в редакцию 06.12.16
УДК136.6
Grigoricheval.V., Cand.ofSciences(Psychology),seniorlecturer, AltaiStatePedagogicalUniversity (Barnaul,Russia),
E-mail: [email protected]
Melnikova Yu.A.,Cand.ofSciences(Psychology),seniorlecturer, AltaiStatePedagogicalUniversity(Barnaul,Russia),
E-mail: [email protected]
INTERACTIVE METHODES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC SUPPORT OF FORMING COMPETENCIES OF A SUMMER CAMP LEADER. Various points of view on how to form competencies of a summer camp leader are analyzed in the study. The psychological and pedagogic supports of the process of forming these competences are reviewed through an approach of I.A. Zimnaya. The importance of the psychological training of a leader, when he works with children, is shown. The authors define features of psychological work that should become part of the training of leaders, including theory and practice approaches. In the research the authors review theoretical aspects that determine the importance of psychological features of the age of the child, who has a rest in a camp, and features of interaction between the camp leader and the children. Practical aspects show the relevance of interactive methods that enable effectively to pass knowledge and experience from one person to another on the same the horizontal level in the hierarchy.
Key words: competence, competency of a camp leader, interactive methods.
И.В. Григоричева, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ВОЖАТОГО
В работе проанализированы различные точки зрения на понимание компетенций в образовании. Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования компетенций вожатого рассматривается через призму подхода И.А. Зимней. Авторами раскрываются особенности содержания психологической работы по подготовке вожатых, включающего теоретический и практический аспекты. Среди теоретических моментов обосновывается необходимость знаний о психологических
особенностях возраста детей, отдыхающих в летних лагерях, а также социально-психологической стороне взаимодействия вожатого и детей. В практическом аспекте подготовки раскрывается значимость интерактивных методов, позволяющих эффективно передавать знания и опыт по горизонтали по технологии «равный-равному». Ключевые слова: компетенция, компетентность вожатого, интерактивные методы.
Образ современного вожатого строится на ряде требований к нему со стороны государства, общества и педагогического коллектива. Традиционно вожатство представляется как одно из средств социализации подрастающего поколения. Однако, современные тенденции в образовательной политики государства, введение новых образовательных стандартов, призванных формировать компетентных в разных сферах учащихся, вносят коррективы в процесс сопровождения ребенка в летних лагерях. Одной из ключевых компетенций, которыми необходимо обладать вожатому начинает выступать не только педагогическая, но и психологическая компетенция, а также близкая к ним психолого-педагогическая компетентность.
Компетенция / компетентность в общем виде понимается как системное качество человека, включающее в себя возможность успешного применения знаний, умений и навыков решении личностью широкого круга жизненных вопросов. Если рассматривать психолого-педагогическую компетентность с точки зрения педагогической специальности, которой, по сути, стихийно или целенаправленно овладевают вожатые, то здесь целесообразно опереться на мнение Н.В. Кузьминой, которая выделяет следующие составляющие психолого-педагогической компетентности:
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.
2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.
3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.
4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [1, с. 90].
Специфика труда вожатого редко включает в себя первую составляющую, в силу того, что больший аспект в его работе уделяется воспитательной функции, то же можно сказать и о второй компоненте. Таким образом, из приведенных компетентностей по Н.В. Кузьминой для характеристики деятельности вожатого больший вес имеют социально-психологическая, дифференциально-психологическая и аутопсихологическая компетентности. Однако таковой набор не отражает специфики владения вожатым знаниями о здоровьесберегающих технологиях, условиях обеспечения безопасной досуговой и образовательной среды. Интересен в этом плане подход к компетенциям в образовании, предложенный И.А. Зимней, которая предлагает рассматривать три основные группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности (здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в Мире, интеграции знаний; самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития; гражданственности);
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми (социального взаимодействия, общения);
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах (решения познавательных задач, предметно-деятельностная, информационно-технологическая) [2].
На наш взгляд, данная классификация выступает наиболее полной для осуществления деятельности вожатого и может служить основанием для отбора содержательной стороны подготовки вожатого к профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что подготовка вожатых велась, в основном, из числа студентов педагогических отрядов разных вузов. Комплектование студенческих педагогических отрядов сегодня осуществляется на основе двух ведущих подходов:
а) традиционный - формирование отрядов в образовательных учреждениях педагогического профиля для прохождения студентами летней педагогической практики на базе детских оздоровительных центров;
б) формирование отрядов из числа студентов вузов непедагогического профиля для социально-педагогической работы с детьми по месту жительства, в детских и подростковых клубах, специализированных детских учреждениях (школах-интернатах, социальных приютах, детских домах), а также для работы вожатыми в детских оздоровительных лагерях.
В.М. Лизинский считает, что студент, входящий в состав педагогического отряда, - «...это потенциальный или уже реально действующий лидер детского, молодежного или разновозрастного коллектива, целями деятельности которого является включение ребят в социально полезную и значимую деятельность, организация их интересного развивающего досуга, формирование здорового образа жизни молодежи» [3, с.12]. Однако такому лидеру, который не всегда подбирается из вузов педагогического профиля, на наш взгляд, для успешного осуществления необходимы психологические знания о специфике как возраста детей, с которыми они будут работать, так и особенностями формирования группы, благоприятного психологического климата детского коллектива, профилактике и устранению конфликтов в детской среде. Данное обстоятельство мы постарались учесть в разработке программы подготовки вожатых.
Так, с точки зрения психологического аспекта к реализации обучения вожатых, опираясь на классификацию И.А. Зимней, мы наполнили содержание программы в Школе вожатых следующими аспектами. Первый - теоретическая подготовка, включающая знания по таким направлениям: возрастно-психологиче-ские особенности детей, пребывающих в лагере (первая группа компетенций); особенности общения и разрешения конфликтов в детской среде (вторая группа компетенций), практическая подготовка - проведение практических занятий по отработке навыков командообразования (все три группы компетенций).
Практические занятия реализованы в интерактивной тре-нинговой форме, которая предполагает самостоятельное усвоение знаний в процессе взаимодействия между обучаемыми. Знания, при этом передаются не по вертикали от учителя к ученику, а по горизонтали - от одного ученика к другому [4].
Основной акцент сделан на самостоятельную работу в группе, в ходе которой студентам предлагалось актуализировать такие понятия как кодекс вожатого, сформулировать основные правила жизни в лагере. Особенностью практической работы с вожатыми было то, что в процессе тренинга необходимо было не только развить их коммуникативные навыки, сформировать компетенции в этой области, но и научить их эффективно передавать эти знания своим воспитанникам. Технологии работы по командообразованию необходимо было закрепить таким образом, чтобы вожатые при работе со школьниками, могли не только самостоятельно провести тренинг по командообразованию, но и увидеть какие проблемы могут возникнуть в детском коллективе и как их следует решать. Данная задача была решена в рамках интерактивного взаимодействия в малых группах, в которых студенты прорабатывали практические задания и обсуждали, каким образом они могут применить эти знания в реальной жизни в лагере [5]. Особенно ценным моментом тренинговой работы было то, что в группах были как вожатые со стажем, так и те, кто впервые решил попробовать себя в этой роли. В этом реализовался основной принцип интерактивной работы, когда знания и опыт передавались по горизонтали по технологии «равный - равно-му»[6].
Также предлагалось в формате ролевой игры отработать навыки разрешения конфликтов между школьниками. Будущие вожатые самостоятельно моделировали ситуации, и помогали друг другу в поиске оптимального разрешения того или иного конфликта.
При формировании третей группы компетенций нами были реализованы ролевые игры на отработку актерских навыков, актуализацию знаний о подростковом возрасте [7]. Также немаловажным аспектом при разработке тренинга было то, что вожатыми становятся учащиеся разных ВУЗов. В школе вожатых обучались студенты технического, аграрного, медицинского, педагогического университетов и института культуры. В ролевых играх нами был реализован подход, который учитывал разную профессиональную компетентность учащихся, и разные практические навыки которыми они овладели, в ходе своего профессионального обучения. В тренинге каждый имел возможность оценить свои профессиональные знания через призму возможности их применения в работе вожатого.
Таким образом, интерактивные методы работы являются достаточно приемлемыми для реализации практического подхода в формировании всех групп компетенций, необходимых в подготовке вожатых.
Библиографический список
1. Кузьмина H.B. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Bысшая школа, 1990.
2. Зимняя ИЛ. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования. Интернет-журнал «Эйдос». 2006; 5 мая. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Лизинский BM Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2005.
4. Брылева O.A., Григоричева ИБ., Мельникова ЮЛ. Социально-психологическое взаимодействие в процессе профессионального самоопределения в контексте олимпиадного движения. Мир науки, культуры и образования. 2015; 5 (54): 245 - 249.
5. Быкова E.A. Тренинг профессионального роста «Я могу стать компетентным специалистом». Вестник практической психологии образования. 2015; 4 (45): 15 - 26.
6. Смойкин Д.Д., Новосадова О.М., Сычев B.A., Барышева МБ., Николаева Е.И. Что и как отвечать на грубые претензии подростков? Попытка всестороннего ответа. Вестник практической психологии образования. 2015; 3 (44): 107 - 127.
7. Цариценцева О.П. Управление карьерой: программа тренинга для студентов -выпускников и молодых специалистов. Вестник практической психологии образования. 2013; 1 (34): 66 - 82.
References
1. Kuz'mina N.V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya imastera proizvodstvennogo obucheniya. Moskva: Vysshaya shkola, 1990.
2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovaniya. Internet-zhurnal «'EJdos». 2006; 5 maya. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Lizinskij V.M. Pedagogicheskoe, roditel'skoe i uchenicheskoe samoupravlenie. Moskva: Centr «Pedagogicheskij poisk», 2005.
4. Bryleva O.A., Grigoricheva I.V., Mel'nikova Yu.A. Social'no-psihologicheskoe vzaimodejstvie v processe professional'nogo samoopredeleniya v kontekste olimpiadnogo dvizheniya. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2015; 5 (54): 245 - 249.
5. Bykova E.A. Trening professional'nogo rosta «Ya mogu stat' kompetentnym specialistom». Vestnik prakticheskoJ psihologii obrazovaniya. 2015; 4 (45): 15 - 26.
6. Smojkin D.D., Novosadova O.M., Sychev V.A., Barysheva M.V., Nikolaeva E.I. Chto i kak otvechat' na grubye pretenzii podrostkov? Popytka vsestoronnego otveta. Vestnik prakticheskoJ psihologii obrazovaniya. 2015; 3 (44): 107 - 127.
7. Caricenceva O.P. Upravlenie kar'eroj: programma treninga dlya studentov -vypusknikov i molodyh specialistov. Vestnik prakticheskoJ psihologii obrazovaniya. 2013; 1 (34): 66 - 82.
Статья поступила в редакцию 10.11.16
УДК159.9.075
Melnikova Yu.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE MARKOV CHAIN ALGORITM IN PSYCHOLOGICAL RESEARCH. The paper analyzes a problem of lacking of unified methods in psychological practice. The need of development of new mathematical ways for methods in the modern psychology is discussed. The author shows ways to use methods of mathematical modelling for describing up-to-date psychological problem. The study describes one of the ways of the use of the Markov chain algorithm for psychological research with discrete and continual time. The results of the use of the Marcov chain technique for adaptive testing processes and interaction between a consultor and a client is presented. The paper shows a scope of application for forecasting the activity in developing, training and consulting work with children and adults. The theoretical analysis gives an opportunity to propose the application of the Markov chain model to self-organized systems, which include a human and his multidimensional inner world.
Key words: Markov chain, systematic apply, continuous processes.
Ю.А. Мельникова, канд. психол. наук, доц,, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ АЛГОРИТМА МАРКОВСКИХ ЦЕПЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
В работе проанализированы основные проблемы, возникающие при отсутствии единой методологии в психологической практике. Обозначена необходимость разработки нового математического аппарата, соответствующего требованиям современной психологической методологии. Показана возможность применения методов математического моделирования для описания современных психологических проблем. Рассмотрен подход к применению марковских моделей для психологических измерений с дискретным и непрерывным временем. Представлены результаты применения марковских цепей для процессов адаптивного тестирования и взаимодействия между консультантом и клиентом. Проанализирован ее потенциал для прогнозирования результатов развивающей, тренинговой и консультационной работы с детьми и взрослыми.
Ключевые слова: марковские цепи, системный подход, непрерывные процессы.
В современной психологии не утихают споры о методологическом кризисе и его последствиях для психологической науки. Многие авторы анализируют различные методологические подходы к развитию науки, сравнивают их с методологией других наук «...каждая наука, в том числе и психология, имеет особую логику развития. Эта логика заключается в закономерном поэтапном изменении исследовательских установоки происходит в форме так называемых парадигмальных сдвигов мышления.» [1, с. 7].
Можно долго писать и говорить о методологическом кризисе, делать теоретические выкладки о преимуществе того или иного методологического подхода для решения различных психологических задач, но при этом необходимо понимать, что современные психологи - практики в своей работе зачастую используют различный инструментальный аппарат, основанный на нескольких методологических подходах. Это приводит к эклектичности
как индивидуального консультирования клиента, так и социально-психологического тренинга, что заставляет задуматься об эффективности данной работы. «При этом в тени остаются вопросы релевантности теоретических и методологических оснований, в русле которых формулируются экзистенциальные проблемы, изучаемые психологами (чаще всего из феноменологической или экзистенциальной перспективы), и жестких позитивистских процедур психодиагностики, реализованной в опросниках и тестах, претендующих на изучение «миров и смыслов» личности» [2, с. 91].
По мнению В.М. Аллахвердова, в настоящее время необходимо определиться не только с методологическими подходами, существующими в психологии, но и с математическим статистическим аппаратом, который позволяет сделать это знание достоверным [3]. Кроме методов классической математической обработки существуют и методы математического моделирования,