ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 376.1-058.264
И.А. Алексеев,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и
специальной психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия А.В. Сырьева,
магистрант факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия lady.syreva@mail.ru
Возможность преодоления общего недоразвития речи III уровня посредством развития психомоторной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Статья посвящена теоретическому рассмотрению и поиску научно обоснованных механизмов преодоления общего недоразвития III-го уровня у детей старшего дошкольного возраста посредством развития их психомоторной сферы.
Общее недоразвитие речи, психомоторика, дети старшего дошкольного возраста, мелкая моторика, развитие движений, психомоторное развитие детей, коррекционная работа, логопедия.
I.A. Alexeev,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of
Correctional Pedagogy and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
A. V Syreva,
Undergraduate of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia lady.syreva@mail.ru The possibility of overcoming the general underdevelopment of III level speech through the development of the psychomotor sphere in
children of senior preschool age
The article is devoted to theoretical consideration and search of scientifically grounded mechanisms of overcoming of general underdevelopment of the III level in children of the senior preschool age through the development of their psychomotor sphere.
Keywords: General underdevelopment of speech, psychomotorics, children of senior preschool age, fine motor skills, development of movements, psychomotor development of children, correctional work, speech therapy.
На современном этапе развития дефектологической науки всё большую актуальность приобретают вопросы, связанные с необходимостью разработки эффективных, научно обоснованных механизмов преодоления речевых нарушений у детей. Вместе с тем, многочисленными исследованиями установлено, что одним из
самых значимых аспектов развития дошкольника, особенно в период подготовки его к школе, является состояние психомоторной сферы, в том числе и уровня сформированности координации движений пальцев рук. Большое стимулирующее значение двигательных функций было доказано в работах ученых, занимающихся исследованием деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития. В частности, результаты исследований, проведенных В.И. Бельтюковым, М.М. Кольцовой, Л.А. Кукуевым, Л.А. Новиковым и др., позволяют сделать вывод о том, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития психомоторики и речи. Например, движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются «...мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [1]. Кроме того, автор особо подчеркивает, что если развитие психомоторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
В то же время, результат анализа работ таких ученых, как В.И. Бельтюков, О.С. Бот, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. показал, что подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей и артикуляционной моторики детей с общим недоразвитием речи, тогда как вопросы развития у данной категории дошкольников мелкой моторики не нашли отражения в достаточном объеме. Исходя из вышесказанного, представляется актуальным необходимость теоретического и экспериментального подтверждения взаимозависимости между мелкой моторикой рук и речевым развитием у детей с общим недоразвитием речи. При этом, наиболее перспективными в этом отношении, на наш взгляд, является сопоставление детей с разным уровнем речевого развития, так как выявление взаимосвязи между выраженностью речевой патологии и степенью развития психомоторной сферы, несомненно, может способствовать определению основных направлений, задач, содержания и приемов коррекционно-логопедической работы, способствующих более качественной подготовке детей к обучению в школе [4].
Исходя из вышесказанного можно констатировать наличие сложившегося, требующего научного разрешения противоречия между необходимостью преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников посредством развития их психомоторной сферы и недостаточностью научно обоснованных механизмов, способных обеспечить такую работу в условиях современных образовательных учреждений.
Для устранения этого противоречия и поиска механизмов преодоления речевых нарушений, прежде всего представляется необходимым выявление особенностей психомоторного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) и определении, с учетом этих особенностей, наиболее эффективных средств, обеспечивающих преодоление этого нарушения, посредством коррекции психомоторики детей с ОНР. В дальнейшем, в результате экспериментального исследования обозначенной выше проблемы, считаем целесообразным разработать эффективную систему психолого-педагогических и логопедических занятий, направленных на коррекцию и развитие психомоторики дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях реабилитационного центра.
Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий современной общей и специальной детской психологии и дошкольной педагогики. Именно оно в наиболее полной мере отражает главную особенность развития ребенка в первые годы жизни - его целостность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий,
Е. Бирге, Н. Olechnowicz, Б. Szuman и др.).
Впервые взаимосвязь психики и моторики была отражена в работах Е. Dupre и Н.И. Озерецкого, которые дали начало развитию научных представлений о психомоторике и определили основные направления ее изучения. Так, Н.И. Озерецким были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения: статическая координация, динамическая координация, быстрота движения, ритм и т.д. Е. Бирге сформулировал положение о том, что при тесной взаимосвязи психической и двигательной сфер активизирующее воздействие на одну сферу может оказывать положительное влияние на развитие другой. Это положение составляет основу развития современных подходов к решению вопросов изучения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, теории и практики психотерапии, реабилитации и коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами в развитии.
О необходимости своевременного психомоторного развития детей дошкольного возраста свидетельствуют работы А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Ф. Лесгафта и др., которые показали влияние моторной «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций. Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких также подчеркивают тот факт, что «необходимым компонентом когнитивной деятельности является психомоторное развитие. Факторы риска в развитии моторных функций имеют подавляющее большинство детей 6-7 лет (около 90%)» (Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер) [2].
Психомоторное развитие ребенка является базальным уровнем для его дальнейшего психического развития (познавательное, эмоциональное, социальное), которое, в свою очередь, обусловливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.
В результате анализа психолого-педагогической и логопедической литературы, нами было выяснено, что детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии психомотрной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики, и развитием речи. Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом.
М.М. Кольцова отмечает, что если родители поздно обращают внимание на развитие речи ребенка, задержка развития речи сказывается на интеллектуальном развитии ребенка, затрудняет познавательный процесс, нарушает процесс общения. В данном случае, проблему позволяет решить развитие двигательной активности ребенка и мелкой моторики рук. Формирование движений происходит при участии речи. М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» (М.М. Кольцова, М.С. Рузина) [1].
Исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи.
Ещё Гиляровский В.А. отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики. В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. При исследовании произвольных движений, А.В Запорожец, доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи. Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики (Л.О. Бадалян) [3].
По данным ряда авторов (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина) детям с ОНР, с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, характеризующаяся плохой координацией сложных движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Также наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляторной. Отставание в развитии двигательной сферы выражается в трудностях выполнения движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания). Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом). Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.
Таким образом, в результате анализа исследований Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова можно утверждать, что детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.
У некоторых детей с общим недоразвитием речи при нарушении общей моторики встречается противоположный процесс, - повышенная двигательная активность. Так же заметна выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний. У таких детей присутствует моторная напряженность, скованность, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Однако, в процентном соотношении при общем недоразвитии речи
преобладают нарушения общей моторики в виде двигательной недостаточности.
Исходя из вышесказанного можно заключить, что наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной воспитательно-образовательной работы по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, по нашему мнению, должна стать системой коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Учет представленных особенностей необходим при разработке программ логопедической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР. Кроме этого, при работе с детьми большое значение имеет также соблюдение принципов коррекционно-воспитательной работы, основными из которых являются: принцип принятия ребенка, принцип помощи, индивидуального подхода к определению цели воспитания, единства психолого-педагогических и медицинских мероприятий, сотрудничества с семьей и др.
В результате теоретического исследования детей старшего дошкольного возраста с диагнозами ОНР III уровня, нами была выявлена связь между развитием характерных нарушений познавательной деятельности, обусловленных речевым дефектом и достаточно низкой умственной и физической работоспособностью, так же могут наблюдаться нарушения активной памяти, внимания в сочетании с гиперактивным поведением.
Таким образом, можно констатировать, что психолого-педагогическая коррекция психомоторной сферы детей с общим недоразвитием речи II и III уровней может обеспечить повышение уровня речевого развития этих детей, а следовательно, предположение, сформулированное в начале нашего исследования нашло свое теоретическое подтверждение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М.С. Рузина. - Псков, 2002.
2. Никандров, В.В. Психомоторика : учеб. пособие / В. В. Никандров. - СПб. : Речь, 2004.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. - М., 1998.
4. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).
5. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венидиктова. - СПб., 2004.
6. Жгутова, И.С. Формирование связной речи у детей с ОНР / И.С. Жгутова // Ребёнок в детском саду. - 2004. - № 4. - С. 52-55.
7. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольниковм / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 1. - С. 60-61.
8. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с ЗПР и ОНР / В.П. Глухов // Логопедия. - 2005. - № 3. - С. 23-27.
9. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1987. - № 3. - С. 15-19.
10. Тимонен, Е.И. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа): методика планирования и содержание занятий / Е.И. Тимонен, Е.Т. Туюлайнен. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
11. Основы логопедической работы с детьми : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / Г.В. Чиркина [и др.]. - 3-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2005. -
239 с.
12. Кураев, Г.А. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка / Г.А. Кураев, Л.Н. Иваницкая // Валеология. - 1999. - № 3.
13. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи : дис. ... канд. пед. наук / Т.Д. Барменкова. - М., 1996. - 177 c.
14. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов / Л.И. Белякова. -Воронеж : МОДЭК, 2001. - 256 с.
15. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для студентов / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 297 с.
REFERENCES
1. Kolcova M.M., Ruzina M.S. Rebenok uchitsya govorit. Palchikovyj igrotrening [The child learns to speak. Finger playing]. Pskov, 2002.
2. Nikandrov V.V. Psihomotorika: ucheb. posobie [Psychomotorics]. SaintPetersburg: Rech, 2004.
3. Badalyan L.O. Detskaya nevrologiya [Pediatric Neurology]. Moscow, 1998.
4. Filicheva T.B., CHirkina G.V. Ustranenie obschego nedorazvitiya rechi u detej doshkolnogo vozrasta: prakt. posobie [Elimination of general underdevelopment of speech in preschool children]. 5-e izd. Moscow: Ajris-press, 2008. 224 p. (Biblioteka logopeda-praktika).
5. Balobanova V.P., Bogdanova L.G., Venidiktova L.V. Diagnostika narushenij rechi u detej i organizaciya logopedicheskoj raboty v usloviyah doshkol'nogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya [Diagnosis of child abuse and the organization of speech therapy in pre-school educational institutions]. SaintPetersburg, 2004.
6. ZHgutova, I.S. Formirovanie svyaznoj rechi u detej s ONR [Formation of coherent speech in children with general underdevelopment of speech]. Rebyonok v detskom sadu [A child in the kindergarden], 2004, no. 4, pp. 52-55.
7. Prischepa S., Popkova N., Konyahina T. Melkaya motorika v psihofizicheskom razvitii doshkolnikovm [Fine motor skills in psychophysical development of preschool children]. Doshkolnoe vospitanie [Preschool education], 2005, no. 1, pp. 60-61.
8. Gluhov V.P. Issledovanie osobennostej svyaznoj rechi starshih doshkol'nikov s ZPR i ONR [A study of the specificity of the coherent speech of older preschool children with impaired mental function and general underdevelopment of speech]. Logopediya [Speech therapy], 2005, no. 3, pp. 23-27.
9. Mastyukova E.M. Dvigatelnye narusheniya i ih ocenka v strukture anomalnogo razvitiya [Motor disorders and their evaluation in the structure of abnormal development]. Defektologiya [Defectology], 1987, no. 3, pp. 15-19.
10. Timonen E.I., Tuyulajnen E.T. Nepreryvnaya sistema korrekcii obschego nedorazvitiya rechi v usloviyah specialnoj gruppy detskogo sada dlya detej s tyazhelymi narusheniyami rechi (starshaya gruppa): metodika planirovaniya i soderzhanie zanyatij [Continuous system of correction of general speech underdevelopment in conditions of a special group of kindergarten for children with severe speech disorders (senior group): methods of planning and content of classes]. SaintPetersburg: DETSTVO-PRESS, 2004.
11. Chirkina G.V., et. al. Osnovy logopedicheskoj raboty s detmi: ucheb. posobie dlya logopedov, vospitatelej det. sadov, uchitelej nach. kl., studentov ped. uchilisch [Fundamentals of logopedic work with children]. 2-e izd., ispr. Moscow: ARKTI, 2005. 239 p.
12. Kuraev G.A., Ivanickaya L.N. Vzaimosvyaz razvitiya tonkoj motoriki i vysshih psihicheskih funkcij rebenka [The relationship between the development of fine motor skills and the higher mental functions of the child]. Valeologiya [Valeology], 1999, no. 3.
13. Barmenkova T.D. Harakteristika narushenij svyaznogo rechevogo vyskazyvaniya u detej doshkolnogo vozrasta s obschim nedorazvitiem rechi. Diss. kand. ped. nauk [Characteristics of disorders of coherent reticular expression in children of preschool age with a general lack of development of speech. Ph. D. (Pedagogics) diss.]. Moscow, 1996. 177 p.
14. Belyakova L.I. Rechevoj ontogenez i znachenie gipersenzitivnyh periodov [Speech ontogeny and the meaning of the hyperactive periods]. Voronezh: MODEK, 2001. 256 p.
15. Alekseeva M.M., YAshina V.I. Rechevoe razvitie doshkolnikov: uche-b. posobie dlya studentov [Speech development of preschool children]. Moscow: Akademiya, 2000. 297 p.
УДК 159.922.7
Е.А. Быкова,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и
педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия elbykova80@mail.ru В.К. Латохина,
студент 4-го курса факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия latohina.nika@yandex.ru
Развитие эмпатии у детей подросткового возраста
В статье рассматривается проблема развития эмпатии и ценностных ориентации у детей подросткового возраста. Выявлены уровни эмпатии, а также ценности, характерные для подростков. Представлена программа развития эмпатии у детей подросткового возраста посредством формирования ценностного отнишения к другому человеку.
Эмпатия, подростковый возраст, ценностные ориентации.
Е.А. Bykova,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of the
Psychology of Development and Pedagogical Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia elbykova80@mail.ru
V.KLatohina,
Student of the 4th year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology
Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia latohina.nika@yandex.ru Development of empathy in adolescents
The article deals with the problem of empathy and value orientations development in adolescents. The levels of empathy and values characteristic of adolescents are revealed. The program of empathy development in adolescents is described.
Keywords: empathy, adolescence, value orientation.
В настоящее время большое значение имеет способность понимать чувства, мысли и установки другого человека, воспринимать его внутренний мир адекватно, с сохранением смысловых и эмоциональных оттенков, без оценивания и осуждения. Умение сопереживать и быть чувствительным к проблемам другого является одним из необходимых условий построения межличностных отношений. Сегодня растет число детей с высоким уровнем жестокости, агрессии и неумением эмоционально отзываться на переживания других людей.