ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PSYCHOLOGICAL SCIENCES
УДК 376
Д.К. Масленникова,
студентка факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru О.А. Самылова,
кандидат психологических наук, доцент, декан факультета коррекционной педагогики
и психологии
ФГБОУ ВО « Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия olgas2770@yandex.ru
Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В статье рассматриваются некоторые аспекты мнемотехнических приемов. Взгляды разных авторов о данном методе, где можно применять этот прием и какое преимущество он дает логопеду и детям. Описаны плюсы и минусы данного метода, рассматривается, чем популярна мнемотехника, ее история и применение в настоящее время.
Речь, дети, связная речь, развитие, мнемотехника, мнемотехнический прием, мнемотаблицы.
D.K. Maslennikova,
Student of the Faculty of Correctional Pedagogics and Psychology
Shadrinsk State Pedagogical University olgas2770@yandex.ru O.A. Samylova,
Candidate of Psychological Sciences, Docent, Dean of the Faculty of Correctional
Pedagogics and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia olgas2770@yandex.ru The use of mnemonic techniques for the formation of coherent speech in preschool children with ONR level III
The article deals with some aspects of mnemonic techniques. The views of different authors about this method where you can apply this technique and what advantage he gives a speech and language therapist and children. The pros and cons of this method are described, what is the popular mnemonics, its history and application at the moment. Keywords: Speech, children speech, development, mnemonics, mnemonic method, memorablity.
Речь является основным компонентом взаимодействия человека с окружающим его обществом. Через нее происходят важнейшие процессы воспитания и обучения детей. Она
выступает в виде средства получения знаний. От полноты, внятности и грамотности развернутого высказывания можно судить о полноценном развитии личности ребенка [1].
Начиная с дошкольного возраста, дети активно интересуются языковой деятельностью, пробуя ее в различных вариациях, используя грамматическую и смысловую стороны. Однако в последнее время заметно увеличилось число детей имеющих недостаточность речевого развития, которое требует пристального внимания. На эту проблему обращают внимание в первую очередь логопеды и воспитатели детских образовательных учреждений, приоритетной задачей которых является развитие связной речи у детей.
Главенствующей причиной бедности связной речи - ограничения свободного высказывания у детей: подмена живого человеческого общения компьютером, недостаток общения с родителями и игнорирование речевых трудностей детей - все это увеличивает число дошкольников с недостатками речи [2].
Большую сложность в употреблении связной речи испытывают дети с общим недоразвитием речи. Как известно данная категория детей имеет ряд особенностей речевого и психического развития: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, у большинства детей нарушена память, внимание и мышление, в результате чего способность к усвоению устной связной речи существенно снижена. Исходя из вышесказанного, следует отметить о не допущении стихийного речевого развития, и о разумном использовании логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи и в развитии связной речи, которое является наиболее сложной стороной речи.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни. Изучения вопроса формирования связной речи привлекало многих ученых из различных областей -педагоги: Е.И.Тихеева, А.М.Бородич, К.Д.Ушинский; психологи: Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин; и логопеды: В.К.Воробьева, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева, и А.В.Ястребова. Данная тематика рассматривалась в различных аспектах, исходя из тех областей деятельности, которыми занимались исследователи [3].
Так А.В.Текучев понимал под связной речью любую единицу речи, представляющую собой организованное по законам логики и грамматического строя единое целое. По мнению Ф.А. Сохина связная речь подразумевает под собой все достижения ребенка в овладении родным языком, это освоении звуковой стороной, словарным запасом и грамматическим строем [3].
Процесс формирования связной речи у детей без речевой патологии не является одномоментным, а имеет сложный, продолжительный и постепенный характер, сочетающийся с развитием мышления, деятельности и общения, происходящем в онтогенезе.
Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни [4].
Весь период формирования речи подразделяется на 4 периода:
1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й - школьный (от 7 до 17 лет).
Зачатки на освоение связной речи формируются еще в подготовительном периоде с момента рождения до 1 года, где в процессе эмоционального общения ребенка с взрослым, закладываются основы будущей связной речи. В эмоциональном общении не используется
всеобъемлющую речь, а передается эмоциональное отношение, чувства от взрослого к ребенку. Постепенно уровень общения расширяется за счет обогащения словарного запаса ребенка, увеличение круга предметов, с которыми он начинает сталкиваться, и преобразование эмоционального образа в словесную кодировку. На этом этапе ребенок учится понимать обращенную к нему речь и использовать свои голосовые и артикуляционные способности в воспроизведении речи, т.е. ответной реакцией.
Однако на основе понимания элементарной речи у ребенка начинает формироваться активная речь. Ребенок начинает с незамысловатого звукоподражания, звукосочетания, у него появляется желание на свою «реплику», которая имеет направленность по отношению к взрослому и самое главное, без чего не может формироваться речь - развивается речевой слух. Пути овладения связной речью детьми с нарушенным речевым развитием отличаются по временным и качественным параметрам от детей с нормальным уровнем речевого развития и имеют ряд особенностей [3].
С учетом своеобразия нарушения - общим недоразвитием речи, которому характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы: (звуковой, лексической, грамматической и фонематической), при нормальном слухе и интеллекте, у детей отмечаются затруднения по формированию связной речи. Наиболее благоприятный уровень общего недоразвития для формирования связной речи, по мнению Левиной Р.Е.- III уровень, поскольку характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.[5]
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием осуществляется в процессе повседневной жизни, и является сложным и длительным процессом. Однако, несмотря на имеющиеся нарушения дизонтогенеза, которые мешают развитию речи, формирование речи тормозят: действия окружающей среды и недостаточное общение с взрослыми отмечает Лапп Е.А. [6].
Одной из важнейших задач дошкольного детства, стоящей перед педагогами, является формирование у детей связного, последовательного и логически правильно оформленного высказывания. Данный раздел обучения является наиболее сложным для усвоения. Даже дети с нормальным онтогенетическим речевым развитием не всегда осваивают этот вид речи.
Особую трудность в овладении связной речи испытывают дети с нарушенным речевым развитием. Учитывая их особенности - нарушение формирования всех компонентом речевой системы: фонетической, лексической, грамматической, и так же обращая внимание на ряд психологических особенностей: пониженный уровень внимания; снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания можно говорить о стойких нарушениях коммуникации [6]
Поэтому в образовательном процессе с учетом особенностей детей перед педагогами детского сада встает непростая задача при подборе и адаптации подходов в обучении речи. Особую важность в данной работе с детьми приобретает проблема пробуждения интереса к речевой деятельности и ее увлекательности. Ребенка необходимо раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности, поскольку от заинтересованности будет зависеть успешность овладения речью. С этой целью при обучении детей, не достаточно использование только традиционных методик и вполне обосновано использование творческих, нестандартных методик и техники, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов [7].
Мнемотехника или мнемоника («тпетошкоп») в переводе с греческого - «искусство запоминания», представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих ускоренное
и эффективное запоминание, сохранения, воспроизведение и конечно развитие речи путем дополнительных ассоциаций. Первые упоминания о мнемотехнике принадлежат Цицерону и Квинтилианую. В дальнейшем данная технология рассматривалась многими авторами, дополнялась, пересматривалась и, в конечном счете, дошла до нас [8].
В настоящее время использование мнемотехники приобретает все большую популярность в связи с эффективностью ее приемов, которые используются в логопедической работе с детьми, развитие речи которых не подчиняется традиционным методам.
Основной секрет данной техники заключается в психофизиологической основе, которая очень проста и достаточно известна. Действие данной методики заключается в сличении зрительных образов и речевого понятия, которое контролирует мозг. В дальнейшем при воспроизведении по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель обучения с её использованием - развитие психических процессов - памяти, мышления, воображения, - ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи [9]:
1. Развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.
2. Развитие умения составлять описательные рассказы.
3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
4. Развитие умственной активности у детей, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомству с буквами.
Особенность техники примечается в использовании не картинок, а символов. Данный
прием заметно облегчает детям поиск и запоминание слов. Предлагаемые символы значительно приближены к речевому материалу. Например: для обозначения зимующих птиц используется снежинка, а для обозначения перелетных птиц скворечник.
Одно из направлений, где используется мнемотехника - формирования диалогической и монологической речи. Данная технология включает: рассматривание картин, иллюстраций, беседы, разговор, составление рассказов, пересказ художественной литературы и др. - все это активизирует и обогащает словарь, при отгадывании и загадывании загадок, и при заучивании стихов. Не остается в стороне и формирование грамматически правильной речи [10].
Работа по данной методики строится по принципу «от простого к сложному», начиная свою программу с мнемоквадратов, постепенно переходя в мнемодорожки и завершаясь наиболее сложной формой - мнемотаблицей. Весь процесс коррекции включает в себя 8 этапов.
Первый этап является вводным во всем последующем процесс, на котором ребенка настраивают на долгую, последовательную и качественную работу над своей речью. Детей знакомят с элементами схем и символов. Например: обозначения цвета, формы, величины, действия.
На втором этапе происходит усложнение элементов опорных схем, символов. В дальнейшем для закрепления изученного материала проводится использование схем и символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности.
Этап под номером три отличается от предыдущих вводимых приемов отрицания, или же от противного. Например: не гладкий, не сладкий и т.п.
Четвертый этап характеризуется обучением слиянию нескольких символов, т.е. «чтения» цепочки символов.
Далее, на пятом этапе детям предоставляют возможность самостоятельного размышления и подбора соответствующего изображения, символизирующего какое-либо качество. Путем данной техники у ребенку прививают умение обосновывать собственный выбор.
Следующий шестой активный этап разбора и рассматривания содержимого таблиц, при помощи которого идет осознание изображенного и его сопоставления с речевым образцом.
В процессе седьмого этапа педагоги учат детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.
И восьмой - заключительный этап, который подразумевает под собой уже самостоятельное предсказывание сказки или рассказа по заданной теме. На данном этапе совершенствуется структура речи, выразительность, умение построения предложения. Основная задача мнемотаблицы заключается в помощи запоминания последовательность событий, очередности появления сказочных героев, и их действий. Работа с мнемотаблицами по обучению детей пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, особенность которых заключается в построение сюжета по цепочке. Это такие сказки, как: «Колобок», «Репка», «Теремок» [11].
Немаловажным замечанием при оформлении мнемотаблиц является требование изображения сюжета в одном стиле, для более ясного и четкого представления, информация должна быть доступна для восприятия и объем должен соответствовать возможностям детей и увеличиваться по мере их необходимости.
В мнемотаблице возможно изобразить все. В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Кроме того, вовлечение в процесс создания мнемотаблиц детей способствует развитию не только графо-моторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации. Дети, владеющие средствами мнемотехники, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка с использованием мнемотехнических приемов и с постепенной активизации нарушенных функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 297 с.
2. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина. - Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2009. - 86 с.
3. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить [Электронный ресурс] / М. М. Кольцова. - М. : Советская Россия, 1979. - 192 с. - Режим доступа: http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=5/0362&num_page=1. -22.11.2016.
4. Белякова, Л.И. Речевой онтогенез и значение гиперсензитивных периодов [Текст] / Л.И. Белякова. -Воронеж : МОДЭК, 2001. - 256 с.
5. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. - М. : Владос, 2008. - 284 с.
6. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2011. - 224 с.
7. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С.62-76.
8. Давьщова, Т.Г. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] / Т.Г. Давьщова, В.М. Ввозная // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 1. - С.16.
9. Усенко, Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника [Текст] / Ю. В. Усенко //Дошкольная педагогика. - 2013. - № 7. - С. 18-23.
10. Капышева, Н.А. Формирование связной речи у детей с ОНР III уровня на занятиях по обучению рассказыванию по серии картинок [Текст] / Н.А. Капышева // Логопедия. - 2003. - № 1-2. - С. 43-56.
11. Омельченко, Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 102-115.
REFERENCES
1. Alekseeva M.M., Jashina V.I. Rechevoe razvitie doshkol'nikov: ucheb. posobie dlja studentov [Speech development of preschoolers: tutorial for students]. Moscow: Akademija, 2000. 297 p.
2. Bizikova O.A., Maletina N.S. Teorija i metodika razvitija rechi doshkol'nikov v opredelenijah, tablicah i shemah: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. uchebnyh zavedenij [Theory and methods of development of speech of preschool children in definitions, tables and schemes]. Ekaterinburg: Izdatel' Kalinina G.P., 2009. 86 p.
3. Kol'cova M.M. Rebjonok uchitsja govorit' [Elektronnyj resurs] [The child learns to speak]. Moscow: Sovetskaja Rossija, 1979. 192 p. URL: http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=5/0362&num_page=1 (Accessed 22.11.2016).
4. Beljakova L.I. Rechevoj ontogenez i znachenie gipersenzitivnyh periodov [Speech ontogeny and the importance of hypersensitive periods]. Voronezh: MODJeK, 2001. 256 p.
5. Levina R.E. Obshhaja harakteristika nedorazvitija rechi u detej [General characteristics of speech underdevelopment in children]. In Volkovoj L.S. (ed.) Logopedija. Metodicheskoe nasledie: posobie dlja logopedov i studentov defektol. fak. ped. vuzov [Speech Therapy. Methodical heritage]. Moscow: Vlados, 2008. 284 p.
6. Lalaeva R.I., Serebrjakova N.V. Formirovanie pravil'noj razgovornoj rechi u doshkol'nikov [Formation of correct conversational speech in preschool children]. Saints-Petersburg: SOJuZ, 2011. 224 p.
7. Vygodskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka [Game and its role in the child's mental development]. Voprosypsihologii [Questions of psychology], 2006, no. 6, pp. 62-76.
8. Dav'shhova T.G., Vvoznaja V.M. Ispol'zovanie opornyh shem v rabote s det'mi [Use of support circuits in working with children]. Spravochnik starshego vospitatelja doshkol'nogo uchrezhdenija [Handbook of the senior tutor of preschool], 2008, no. 1, pp.16.
9. Usenko Ju.V. Ispol'zovanie mnemotablic v poznavatel'no-rechevom razvitii doshkol'nika [Use mnemotablits in the cognitive-speech development of the preschooler]. Doshkol'najapedagogika [Pre-schoolpedagogy], 2013, no. 7, pp. 18-23.
10. Kapysheva N.A. Formirovanie svjaznoj rechi u detej s ONR III urovnja na zanjatijah po obucheniju rasskazyvaniju po serii kartinok [Formation of coherent speech in children with OHR III level in classes on teaching storytelling on a series of pictures]. Logopedija [Speech Therapy], 2003, no. 1-2, pp. 43-56.
11. Omel'chenko L.V. Ispol'zovanie priemov mnemotehniki v razvitii svjaznoj rechi [The use of mnemotechnics in the development of coherent speech]. Logoped [Speech therapist], 2008, no. 4, pp.102-115.