Научная статья на тему 'Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР'

Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1850
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНОНИМЫ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / СЛОВАРЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЛЕКСИКА / SYNONYMS / GENERAL HYPOPLASIA OF SPEECH (GHS) / DICTIONARY / CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE / VOCABULARY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравчук А. Б.

В статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В ней освещены проблемы формирования синонимии у детей дошкольного возраста. Представлены результаты диагностики уровня развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кравчук А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of development of the dictionary of synonyms at children of the advanced preschool age with General hypoplasia of speech

In article features of development of the dictionary of synonyms in children of the advanced preschool age with general hypoplasia of speech are considered. In its problems of formation of a synonymy at children of preschool age are covered. Results of diagnostics of the level of development of the dictionary of synonyms at children of the advanced preschool age with general hypoplasia of speech are presented.

Текст научной работы на тему «Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

7. Rahimov T.R. Osobennosti organizacii obucheniya inostrannyh studentov v rossijskom vuze i napravlenie ego razvitiya [Features of the organization of training of foreign students in the Russian university and the direction of its development]. Yazyk i kultura [Language and Culture], 2010, no. 4 (12), pp. 123-136.

8. Sageeva E.R., Anikeenok O.A. Motivacionnaya gotovnost studentov k buduschej professionalnoj deyatelnosti i problemy ee izucheniya [Motivational readiness of students for future professional activity and problems of its study]. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2011, no. 3, pp. 78-83.

10. In Golovin S.YU. (comp.) Slovar prakticheskogo psihologa [Dictionary of practical psychologist]. Minsk: Harvest, 2001. 799 p.

УДК 376.1-058.264

А. Б. Кравчук,

магистрант 1 года обучения факультета коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия alinasoha@mail.ru

Уровень развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В статье рассматриваются особенности развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В ней освещены проблемы формирования синонимии у детей дошкольного возраста. Представлены результаты диагностики уровня развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Синонимы, общее недоразвитие речи (ОНР), словарь, дети старшего дошкольного возраста,

лексика.

A.B. Kravchuk, Undergraduate of 1st year of the Faculty of Correctional Pedagogy and Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia alinasoha@mail.ru The level of development of the dictionary of synonyms at children of the advanced preschool age with General hypoplasia of

speech

In article features of development of the dictionary of synonyms in children of the advanced preschool age with general hypoplasia of speech are considered. In its problems offormation of a synonymy at children of preschool age are covered. Results of diagnostics of the level of development of the dictionary of synonyms at children of the advanced preschool age with general hypoplasia of speech are presented.

Keywords: synonyms, general hypoplasia of speech (GHS), dictionary, children of the advanced preschool age, vocabulary.

Детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше, дети начинают говорить позже, часто не выговаривают звуки, заикаются, имеют бедную и однообразную речь, трудности при обучении. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. [12]. Общее недоразвитие речи (ОНР) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления

ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [2,4,7,8].

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с речевым недоразвитием наблюдаются трудности в обучении, связанные с недостаточностью высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти, восприятия. Так как дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития лексики и грамматики у детей, то все речевые нарушения, в том числе и при общем недоразвитии речи, взаимосвязаны друг с другом, и если вовремя не преодолеть одно нарушение, то оно повлечет за собой другое [13,14,15].

Лексический строй речи — это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. А.М. Бородич и В.И. Яншина дают следующие определения понятия об активном словаре. Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями жизни ребенка [1,3,10,11].

Особое место в лексической системе занимают синонимы. Они представляют собой основные типы парадигматических отношений [6].

Синонимы— слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

[5].

Целью данной статьи является ознакомление с результатами, полученными в ходе диагностики уровня развития словаря синонимов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/

В ходе констатирующего эксперимента нами было проведено логопедическое обследование уровня сформированности словаря синонимов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по адаптированной методике М.А. Поваляевой и Н. В. Серебряковой на базе методик изучения уровня словарного запаса детей. [6,9].

Для удобства обработки данных, нами была использована балльная система оценки. Высшая оценка по выполнению данной методики равна 112 баллам. По результатам обследования нами было выделено 3 уровня сформированности словаря антонимов у детей старшего дошкольного возраста ОНР.

В первом задании детям предлагался набор картинок с изображением. Детям нужно было назвать все это одним словом. Данное задание направлено на уровень выявления обобщающих понятии у детей дошкольного возраста с ОНР. С данным заданием полностью справились 2 детей, 8 детей допустили небольшие ошибки. В результате этого было выявлено, что дети дошкольного возраста с ОНР могут обобщать и узнавать по описанию предметы по определенным признакам.

Следующие задания были направлены на выявления уровня предикативного словаря детей. Детям нужно было ответить по картинкам какие действия совершают данные объекты. В результате ни один ребенок не справился с заданием полностью, все дети допускали ошибки.

Все дети плохо справились с четвертым заданием на выявление особенностей подбора синонимов к предъявленным изолированным словам. Детям было сложно воспринимать слова на слух в силу своего речевого дефекта. Некоторые из них (8 детей) не могли самостоятельно подобрать синонимы без помощи логопеда. Двое детей (Рита З, Влад П.) не справились с данным заданием. Многие дети (80%) просто повторяли вслед за логопедом.

При выполнение пятого задания детям предлагалось придумать к названному слову как можно больше определений. Все дети показали достаточно низкий результат.

Шестое задание— определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям, 40% детей просто повторяли словосочетания в след за логопедом. Это указывает на то, что у детей с ОНР сравнительно небольшой активный словарь при наличии значительного пассивного словаря.

По результатам обследования было выделено 3 уровня сформированности словаря синонимов: высокий уровень- данный уровень не был выявлен ни у одного испытуемого; средний уровень-выявлен у 60% детей; низкий уровень-продиагностирован у 40% детей.

0%

■ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Рис.1. Уровни сформированности словаря синонимов у детей дошкольного

возраста с ОНР

В результате проведенного обследования на выявление уровня сформированности словаря синонимов у детей дошкольного возраста с ОНР, мы выявили такие особенности как: ограниченный словарный запас (пассивный словарь преобладает над активным); отмечается неадекватное использование синонимических средств языка (трудности в подборе синонимов, а также неправильное использовании синонимов в словосочетаниях и предложениях).

В старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, которые являются основными структурными компонентами семантического поля. Так, в парадигматических ассоциациях у детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии, а отношения противопоставления и родовидовые встречаются редко, что не согласуется с нормой. В результате этого у детей старшего дошкольного возраста с ОНР наблюдаются трудности усвоения антонимии и синонимии.

Таким образом, одно из главных мест в развитии лексической стороны ребенка занимают синонимы. Синонимы - это слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по значению, нередко отличающиеся стилистической окраской. Формировании синонимии у детей дошкольного возраста входит в один из основных компонентов становление лексико—семантической системы и представляет собой один из этапов развития детского словаря. Основные трудности, которые возникают у детей дошкольного возраста с ОНР в подборе синонимов — это ограниченный словарный запас; трудности актуализации словаря; неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова; осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамова, Т.В. Обогащение словаря дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.В. Абрамова // Логопед. - 2004. - № 5. - С. 80-91.

2. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевые нарушениями [Текст] / В.М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2015.

3. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2005.

4. Антипова, Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Ж. В. Антипова ; Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 1998. - 16 с. - Доступ с сайта Российской государственной библиотеки.

5. Вакуленко, Л.С. Формирование понимания и употребления синонимичных значений слов у детей 5-6 лет с ОНР [Текст] / Л.С. Вакуленко, Е.А. Соловьева // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 3943.

6. Вологдина, С.С. Результаты исследования состояния синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР [Текст] / С.С. Вологдина // Специальное образование. - 2016. - № 12.

7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

8. Гончарова, В.А. Специфика овладения антонимией и синонимией детьми с нарушенным речевым развитием [Текст] / В.А. Гончарова // Школьный логопед. - 2006. - № 1 (10). - С. 18-22.

9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] / О.Е. Грибова. -М., 2005.

10. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. -М. : ТЦ Сфера, 2005.

11. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т.И. Исаева // Школьный логопед. - 2006. - № 4. - С. 1729.

12. Коновалова, М.Е. Формирование лексико- грамматических средств языка у старших дошкольников с ТНР [Текст] / М.Е. Коновалова // Логопед. - 2017. - № 5. - С. 29-34.

13. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет. Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения [Текст] / под ред. П.Н. Лосева. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

14. Теоретико-прикладные подходы к изучению речевых процессов детей с недоразвитием речи различного генеза [Текст] : коллектив. моногр. / И.А. Алексеев [и др.] ; отв. за вып. Н.В. Скоробогатова, Ю.С. Пяшкур. - Шадринск : ШГПУ, 2016. - 321 с.

15. Филичева, Т.Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада [Текст] / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопедия : науч.- метод. журн. -2013. - № 1. - С. 66-72.

REFERENCES

1. Abramova T.V. Obogaschenie slovarya doshkolnikov s obschim nedorazvitiem rechi [Enriching the vocabulary of preschool children with a general underdevelopment of speech]. Logoped [Speech Therapist], 2004, no. 5, pp. 80-91.

2. Akimenko V.M. Logopedicheskoe obsledovanie detej s rechevye narusheniyami [Logopedic examination of children with speech disorders]. Rostov-on-don: Feniks, 2015.

3. Inshakova O.B. Albom logopeda [Album of speech therapist]. Moscow: VLADOS, 2005.

4. Antipova ZH.V. Formirovanie slovarya u doshkolnikov s obschim nedorazvitiem rechi. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Elektronnyi resurs] [Formation of vocabulary in preschool children with a general underdevelopment of speech. Ph. D. (Pedagogics) Tesis]. Mosk. ped. gos. un-t (ed.). Moscow, 1998. 16 p. Dostup s sajta Rossijskoj gosudarstvennoj biblioteki.

5. Vakulenko L.S., Soloveva E.A. Formirovanie ponimaniya i upotrebleniya sinonimichnyh znachenij slov u detej 5-6 let s ONR [Formation of understanding and use of synonymous words in children aged 5-6 with general hypoplasia of speech]. Doshkolnayapedagogika [Preschoolpedagogy], 2011, no. 3, pp. 39-43.

6. Vologdina S.S. Rezultaty issledovaniya sostoyaniya sinonimii i antonimii u doshkolnikov s ONR [Results of the study of the state of synonymy and antonymy in preschool children with general hypoplasia of speech].

Specialnoe obrazovanie [Special education], 2016, no. 12.

7. Gvozdev A.N. Voprosy izucheniya detskoj rechi [Questions of the study of children's speech]. SaintPetersburg: DETSTVO-PRESS, 2007.

8. Goncharova V.A. Specifika ovladeniya antonimiej i sinonimiej det'mi s narushennym rechevym razvitiem [Specificity of mastering antonymia and synonymy for children with disrupted speech development]. Shkolnyj logoped [School speech therapist], 2006, no. 1 (10), pp. 18-22.

9. Gribova O.E. Tekhnologiya organizacii logopedicheskogo obsledovaniya [Technology of logopedic examination organization]. Moscow, 2005.

10. Gromova O.E. Metodika formirovaniya nachalnogo detskogo leksikona [Methods of formation of the initial children's vocabulary]. Moscow: TC Sfera, 2005.

11. Isaeva T.I. Osobennosti formirovaniya slovarya u detej starshego doshkol'nogo vozrasta s ONR III urovnya na logopedicheskih zanyatiyah [Features of the vocabulary formation in children of senior preschool age with general hypoplasia of speech III level on speech therapy classes]. Shkolnyj logoped [School speech therapist], 2006, no. 4, pp. 17-29.

12. Konovalova M.E. Formirovanie leksiko-grammaticheskih sredstv yazyka u starshih doshkolnikov s TNR [Formation of lexicogrammatical means of language in senior preschool children with severe speech impairment]. Logoped [Speech Therapist], 2017, no. 5, pp. 29-34.

13. In Loseva P.N. (ed.). Korrekciya rechevogo i psihicheskogo razvitiya detej 4-7 let. Planirovanie, konspekty zanyatij, igry, uprazhneniya [Correction of speech and mental development of children 4-7 years. Planning, abstracts of classes, games, exercises]. Moscow: TC Sfera, 2005.

14. I.A. Alekseev, et al. Teoretiko-prikladnye podhody k izucheniyu rechevyh processov detej s nedorazvitiem rechi razlichnogo geneza: kollektiv. monogr. [Theoretical and applied approaches to the study of speech processes in children with underdevelopment of speech of various genesis]. N.V. Skorobogatova (eds.). Shadrinsk: SHGPU, 2016. 321 p.

15. Filicheva T.B., CHirkina G.V. Obuchenie i vospitanie detej s obschim nedorazvitiem rechi v starshej gruppe special'nogo detskogo sada [Teaching and education of children with general speech underdevelopment in the senior group of a special kindergarten]. Logopediya: nauch.-metod. zhurn. [Speech Therapy], 2013, no. 1, pp. 66-72.

УДК 316.6

Е.Н. Просекова, аспирант

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия ientus@yandex.ru

Особенности отношений со сверстниками в ранней юности

Статья посвящена теоретическому анализу основных направлений в изучении межличностных отношений в ранней юности. Проанализированы взгляды отечественных и зарубежных ученых на сущность и особенности межличностных отношений со сверстниками.

Ранняя юность, межличностные отношения, сверстник, особенности.

Е.N. Prosekova, Postgraduate

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.