10.Симонян Р.Х. Кризис либерально-рыночной модели глобализации // Вопросы философии. 2018. №8. с.16-25. Тихомиров Л.А. Критика демократии; Статьи из журнала «Русское обозрение», 18921897гг./ Л.А. Тихомиров; сост., вступ.ст., коммент. М.Б. Смолина. - М.: Журн.»Москва», 1997.
11.Солоневич И.Л. Белая Империя. / И.Л. Солоневич. М.: «Москва».1997.
12.Энгельс, Ф., Карл Маркс «К критике политической экономии» /Ф. Энгельс // К. Маркс. Сочинения в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - изд.2-е.-М.,1959. - Т.13.- С.489-499.
13.Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (этика с позиции эволюционной генетики человека)// Новый мир, 1971. -№10. с.193-213.
© Солдаткин В.М., 2024
Солдаткин Вячеслав Михайлович
Г. Минск, РБ
ВОЗМОЖНА ЛИ ПОБЕДА КОММУНИЗМА?
Аннотация
Попытки создания справедливого общества, где все люди были бы счастливы, предпринимались человечеством с незапамятных времен. Наиболее четко демократические принципы были сформулированы в Древней Греции, затем в Древнем Риме, наконец, во Франции и России. Однако, попытки построения коммунистического общества в России, а затем и в других странах, потерпели крах. Причина неудач кроется в идеалистических представлениях теоретиков коммунизма, считавших людей «чистым листом бумаги», на котором можно написать всё что угодно, аналогично сегодняшним компьютерным программам. Тем не менее, человек - это не бездушная машина, а живое биологическое существо, к которому применимы все биологические законы. Человеческое общество - это совокупность различных людей со всеми их плюсами и минусами, и без наук, их изучающих, построение справедливого общества невозможно.
Ключевые слова:
демократия, справедливое общество, критика коммунизма, капитализм, общество потребления, социализм, биологические законы, генетика, счастье, дифференцированная демократия.
Soldatkin Vyacheslav M.
Minsk, Belarus
IS THE VICTORY OF COMMUNISM POSSIBLE?
Abstract
Attempts to create a just society where all people would be happy have been made by humanity since time immemorial. The first state to define democratic principles in the most clear way was Ancient Greece, which was followed by Ancient Rome, and finally, by France and Russia. However, attempts to build a communist society (first, in Russia, and subsequently, in other countries) failed. The reason for the failures lies in the idealistic ideas of the communist theorists, who considered people to be a "blank sheet of paper" on which anything can be written, pretty much the way today's computer programs are written. However, a
human is not a soulless machine, but a living biological entity whose existence is governed by all biological laws. Human society is a community of different people with all their pros and cons, and without sciences that study them, building a just society is impossible.
Key words
democracy, just society, criticism of communism, capitalism, consumer society, socialism, biological laws,
genetics, happiness, differentiated democracy.
Игемон: «И настанет царство истины?» [3]
Попытки создания справедливого общества, где все люди были бы счастливы, предпринимались человечеством с незапамятных времен [22]. Наиболее четко демократические принципы впервые были сформулированы в Древней Греции, затем развиты в Древнем Риме, наконец, во Франции и в России. Победившая социалистическая революция в России позволила впервые создать социалистическое государство с целью в дальнейшем - построения социалистического общества. Пример России (СССР) вдохновил ряд стран на разных континентах последовать по тому же пути. Однако, 75-летняя практика (которая, как известно, является критерием истины) показала полную несостоятельность выбранного пути развития.
В конце существования СССР полки магазинов, как продовольственных, так и промтоварных, были абсолютно пусты. Почти на все товары была введена карточная система (как во время войны). В общем, полный крах коммунистической модели развития общества. Кроме того, ни в одной стране мира, пошедшей по пути построения коммунизма (развитого социализма), это не удалось: ни в Китае, Вьетнаме, Камбодже, ни в странах Восточной Европы, ни в Африканских и Латиноамериканских странах, а также Северной Корее и Кубе.
Почему же, несмотря на поставленную благородную цель - осчастливливание человечества -ничего не получилось?
Чтобы понять причины неудач, нужно, как говаривал Козьма Прутков, «зреть в корень»! Для этого давайте вернемся к истокам демократии во времена античности Платона - Аристотеля [1, 20]. При описании в своих работах различных типов государственного устройства они рассуждали, что если будет такой тип государства, то люди должны обладать такими-то качествами, а если другой - то другими. Подобные постулаты были использованы французскими революционерами, а также Марксом, Энгельсом, Лениным, т.е. рассматривался усредненный, абстрактный человек, без каких-либо биологических особенностей. Однако, ещё Карл Линней говорил: «Но абстрактный человек - это фикция, одно из величайших заблуждений нового времени» [13] (Р. Линн).
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин и другие их последователи, несмотря на то, что они себя позиционировали сугубо как материалисты, на самом деле были субъективными идеалистами, т.к., согласно их представлениям об устройстве общества, вначале в их головах рождалась концепция этого устройства, а затем разрабатывались мероприятия по ее реализации вне всякой связи с реальностью, т.е. с человеком как биологическим существом. Они считали, что стоит принять свод правил (законов) нужного характера, как человек тут же изменится и будет функционировать в новом качестве «советского человека» - высокоморального субъекта, не будет ни преступности, ни коррупции и т.д.
Была разработана советская психология - «бихевиоризм, предполагавший, что у человека природной сущности нет, человек изначально представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». Бихевиоризму вообще смешны разговоры о природе человека, для бихевиориста человек - вариант биоробота» [10].
Провозглашалась формула: «бытие определяет сознание» [2], а фактически получалось
наоборот, т.к. мысль - это сознание, а не материя! Сначала в их головах родилась концепция устройства общества без опоры на материальную (биологическую) сущность, а затем разрабатывались юридические законы, система принуждения, и общество загонялось путем репрессий в эту систему, что в конечном итоге привело к сильному отставанию уровня жизни и полному краху коммунистической доктрины. Считалось, что достаточно изменить «бытие» (создать новые правила поведения людей), как тут же изменится их сознание. Следует отметить, что формула К. Маркса и Ф. Энгельса - «бытие определяет сознание» применима только к человеческому обществу, а потому не является объективной и верной на 100%. Отдельные выдающиеся индивиды рода человеческого живут по формуле «сознание определяет бытие». Это монахи, которые выбирают отшельничество по своей воле и таким образом определяют свое «бытие». Это Д. Лихачев, С. Королев, А. Туполев и другие, кто отказался доносить на своих сослуживцев, товарищей в обмен на свободу. Это и Д. Карбышев, который предпочел смерть предательству, и многие другие, сознание которых определило их бытие.
«Бытие», какое бы оно ни было, не может изменить генетическую сущность человека, а значит, и кардинально изменить его поведение. Конечно, человек вынужден в целях своего выживания приспосабливаться под складывающиеся обстоятельства, но биологическая его сущность не меняется.
Формулировка «бытие определяет сознание» не отражает сути вещей так же, как математическая статистика. Она не вникает в суть конкретно происходящих с изучаемым объектом событий, а фиксирует лишь конечный результат. Такой подход далеко не всегда применим.
Главное место в доктрине Маркса-Ленина - построение коммунизма - является учение о диктатуре пролетариата как наиболее прогрессивном классе (гегемоне). В реальности диктатура пролетариата заменилась диктатурой конкретной личности. Вначале это был Ленин, а затем Сталин. Путем жестоких репрессий обществу была навязана та модель поведения, которая была угодна диктатору.
Следует отметить, что теория диктаторского государства, сегодня именуемая легизм, не нова и была разработана китайскими «мудрецами» еще две с половиной тысячи лет назад.
«Легисты исходили из следующих положений:
- человек от природы жаден, эгоистичен и ленив;
- смысл человеческой жизни в том, чтобы создать сильное государство и служить ему;
- сильное государство может быть только тогда, когда всё решает один человек, которому все остальные беспрекословно подчиняются;
- слово правителя - закон для всех. Он один выше закона;
- человеком и государством можно хорошо управлять только при помощи страха и боли.
В государстве существовала система присвоения рангов знатности и назначения на должности (взамен традиционной системы их наследования).
В образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград. Когда народ слаб -государство сильное. Когда государство сильное - народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ.
Государство объявлялось венцом и мерой всего; правитель же был гончаром, который возводит это царство из человеческой глины. И чем больше страдает глина, чем сильнее ее мнут и давят, тем совершеннее получится сосуд. Легисты прямо говорили: богатым, сильным и умным человеком тяжело управлять. В идеальном государстве подданные должны быть глупыми, голодными и несчастными. Только тогда у людей не останется своей воли, своей гордости и своих сил, и всё общество начнет работать как единый организм, повинуясь командам сверху без размышлений. И никакого мира! Государство всегда обязано воевать, потому что только при постоянной войне оно будет закаляться и крепнуть, обеспечивая при этом своим жителям тот уровень голода и страха,
который необходим для поддержания порядка (Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер и т.д.). Жизнь граждан превратилась в паутину из запретов и постановлений. Регламентировалось всё! (Как при Сталине, Хрущёве, Мао Цзэдуне). За серьезные преступления казнили не только самого преступника, но и всю его семью и родню в трех поколениях «вверх и вниз». (Как при Сталине, Гитлере, Мао Цзэдуне и т.д.). За сомнение в верности и уместности принимаемых законов также полагалась смертная казнь». [5]
Таким образом, в Китае фактически проводился искусственный отбор и изменялся генетический код китайцев, когда это правило действовало в течение нескольких столетий, в результате чего он превратился в отсталую страну на долгое время, почти до наших дней.
Легизм (тоталитаризм) - это доктрина управления людьми по принципу обезьяньей стаи, например, шимпанзе, как наиболее близкого к человеку родственника. Современными исследователями установлено [2], [15], что вожак стаи шимпанзе (альфа-самец) использует на практике те же приемы, которые разработали легисты. А именно: для самоутверждения он пять-шесть раз в день устраивает драки с членами стаи, в результате чего многие из них имеют увечья. Большая часть самок в стае принадлежит только ему. За попытки других самцов с ними спариться следует немедленная взбучка. Клан шимпанзе стремится занять более богатые ресурсами территории, в результате чего между кланами происходят постоянные кровопролитные войны с убийствами. Вряд ли китайские «мудрецы»-легисты знали что-то о жизни шимпанзе в джунглях Африки. По-видимому, здесь сработал атавизм (генетическая память).
Таким образом, для осуществления деспотичной диктатуры достаточно иметь обезьяньи мозги. Соответственно все диктаторские режимы, включая и коммунизм, есть шаг назад в развитии человеческого общества. Чем же так притягательно марксистско-ленинское учение? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте вспомним высказывание П.П. Шарикова из книги М.А. Булгакова «Собачье сердце», который по этому поводу говорил: «Взять всё, да и поделить» [4]. Для того, чтобы взять всё, да и поделить, нужно это сначала отнять. Разберём подробнее этот тезис. Представьте себе, что вы идёте по улице и разговариваете по дорогому смартфону последней модели, а сзади вас идёт человек, которому очень понравился ваш смартфон. Он, недолго думая, выхватывает у вас смартфон и пускается наутёк. Во всех странах это рассматривается как грабёж, и в качестве наказания предусматривается либо тюрьма, либо в некоторых странах - смертная казнь (поэтому там преступности нет). А теперь рассмотрим революционную ситуацию, когда власть в стране перестает действовать, такие действия, как описаны выше, уже не являются грабежом, а, согласно Марксу-Ленину, называются экспроприацией, оправданной революционными властями, что, конечно же, очень нравится люмпенизированной части общества. В этом-то и состоит притягательность марксизма-ленинизма! Кроме этого, ещё и банальная зависть к более успешным, чем они, людям.
В оправдание К. Маркса и В. Ленина, можно отметить, что наука биология делала свои первые шаги, а генетика и психология находились на стадии зарождения.
Л. Брежнев на одном из последних съездов КПСС утверждал, что в СССР образовалась новая общность «советский народ». Но распад СССР со всеми негативными явлениями (преступностью, коррупцией, воровством, обманом, предательством идеалов, которым служили) показал, что желаемое выдавалось за действительное. Как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите» - «люди как люди, только квартирный вопрос их испортил». [3] Истинная правда!
С позиций сегодняшнего дня, человека, а значит и человеческое общество нужно рассматривать, прежде всего, как биологический объект, к которому применимы все законы биологического развития.
Поведение человека определяется прежде всего генами, а затем воспитанием и культурной
средой. Утверждение, что поведение человека только на 20% обусловлено генетикой, не корректно. А.В. Марков считает, что «на сегодняшний день у биологов нет ни малейших сомнений в том, что поведение животных, включая человека, во многом зависит от генов». [16] Преступность, коррупцию, взяточничество, семейственность в СССР, как ни старались, так и не искоренили. Много было маньяков. Можно говорить о дуализме в природе человека, когда одновременно существуют и эгоизм, и альтруизм. Единство противоположностей, как и во всей природе. Переделать внутреннюю сущность человека практически невозможно, для этого надо изменить генетический код. В процессе своей жизни человек, вследствие воспитания и воздействия культурной среды адаптируется к требованиям общества. Для части людей это становится жизненным кредо, а для большей части -просто «смирительной рубашкой». Волка невозможно путём воспитания сделать овцой, как ни старайся. В цирке зверей дрессируют, и они выполняют команды дрессировщика, но всё равно остаются дикими зверями. Как поет М. Боярский, «Только тигр не знает, что он дрессирован, потому-то и шрамов не счесть у меня». Точно так же и люди. Истинное свое лицо проявляют в кризисные моменты, когда снимают «смирительную рубашку».
Так, ещё в 16 веке Никколо Макиавелли писал, что «люди злы и дают простор дурным качествам своей души всякий раз, когда для этого имеется у них легкая возможность» [18].
Так же, например, при распаде СССР, в начале 90-х, несмотря на то, что при советской власти, которая с детских лет пропагандировала моральный кодекс «строителей коммунизма» и при ней выросли как минимум два поколения людей, страну растащили, разворовали, «прихватизировали». Вдруг появились миллионеры и даже миллиардеры! Другой пример - это «Ночь зверей» 13-14 июля 1977 года, вошедшая в историю, когда в Нью-Йорке отключилась электроэнергия. «В городе под покровом непроглядной темноты начались страшные буйные грабежи, насилие террор. Десятки тысяч людей, разбив витрины, бросились грабить магазины и поджигать их, на улицах заполыхали подожжённые автомобили и автобусы» [19]. Во время второй мировой войны, когда в 1945 году бомбили немецкие города, меня поразила немецкая кинохроника, на которой запечатлено, как немцы (других национальностей там не было) стали грабить собственные магазины. Если бы несли продукты питания, то было бы понятно - людям как-то надо выживать, но тащили промтовары, и это немцы -самые организованная, культурная и «исключительная» нация. Поразительно, но это факт!
Об этом же свидетельствует Стэндфордский тюремный эксперимент, проведенный в 1971 году профессором психологии Филиппом Зимбардо [6]. Суть эксперимента состояла в том, что студентов добровольно разделили на 2 группы. Одна из них играла роль «заключённых», а вторая -«надсмотрщиков». Оказалось, что очень быстро у «надсмотрщиков» проявились садистские наклонности, и они начали издеваться над «заключёнными», в связи с чем эксперимент пришлось прервать по прошествии недели.
Поэтому различные соцопросы не раскрывают адекватной картины, т.к. люди подсознательно дают те ответы, которые требуют от них нормальные принципы данного общества, как в пословице «С волками жить - по волчьи выть».
Геном человека и его ближайшего родственника шимпанзе, совпадают на 95%. Согласно 1-му закону Э. Туркхеймера, гласящему: Все поведенческие признаки людей наследственные, т.е. в какой-то мере зависят от генов [16] - общность генома диктует и общность поведения. В случае серьезных глобальных катаклизмов, человечество вновь станет жить по принципам обезьяньей стаи, т.е. во главе с вожаком (диктатором) и его свитой.
Для того, чтобы понять причины неудач построения коммунизма, нужно рассмотреть человека как биологический вид со всеми присущими ему плюсами и минусами. Человеку как биологическому виду на ранней стадии развития был свойственен как эгоизм, так и альтруизм. Это связано с
сохранением человека как биологического вида. Эгоизм - это стремление к власти, получению большей доли богатств. Этим мы сходны с животными. Самцы так же, как люди, дерутся за доминирование в стаде, за территории с более богатыми ресурсами, за самок. Так как человек существо общественное, то для выживания вида необходимо поддерживать своих соплеменников и заботиться о них: совместно легче охотиться, защищаться от диких зверей, других племён, и таким образом проявлять альтруизм. Человеку как наиболее развитому биологическому существу на планете присущ ряд отрицательных черт, таких, как: зависть, хитрость, коварство, обман и т.п., которые, как установлено сегодняшними исследованиями, заложены на генетическом уровне, и от них никак не избавиться, что не позволяет построить справедливое общество. «Гены предопределяют границы наших возможностей, в том числе наши возможности понять себя, стремиться к росту и развитию». «Наши гены - это наша судьба, и свои гены, свои возможности расти и меняться - мы напрямую изменить не можем» [11]. Социологические исследования, проведенные в различных странах, показывают, что обычные люди легко превращаются в тиранов, монстров [6]. Мало кто, как прошедшие ГУЛАГ Д. Лихачёв, А. Солженицын, остались людьми с большой буквы, верные своим идеалам. Большинство были сломлены до конца своих дней.
Эгоизм и альтруизм, уравновешивающие друг друга в период общинно-племенного строя (единство и борьба противоположностей) с его разрушением и переходом в феодальную стадию, нарушило этот баланс в сторону эгоизма (количество перешло в новое качество).
С очередной сменой формации (переход от феодализма к капитализму) ситуация значительно обострилась. Капитализм ловко эксплуатирует эгоизм человека, навязывает ему через СМИ, моду и т.п. нужную модель поведения - безудержного потребления со страшными экологическими проблемами прежде всего для самого человека, окружающей среды, животного и растительного мира, за которые потом придется расплачиваться болезнями, генетическими мутациями, гибелью.
Коммунизм, как его представляли основоположники марксизма-ленинизма, «предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие государства, денег, без деления общества на социальные классы. Предполагается, что всё это станет возможным при распространении общественной собственности на средства производства. Господствует принцип «От каждого по способностям - каждому по потребностям!» [7].
Для построения коммунистического общества необходимо, чтобы человек обладал высокими моральными альтруистическими качествами и, безусловно, высоким интеллектом. Однако, современные исследования интеллектуального уровня населения любой этнической группы утверждают, что повышенным интеллектом обладают 10-15%, и далеко не каждому из них присущ альтруизм [13].
Практика, однако, показала, что это лишь абстрактные идеологические представления, чего на самом деле нет. Корень зла - эгоизм - находится в самом человеке, и он никуда не исчезает, а просто затаивается, и когда наступает благоприятное время, проявляет себя во всей красе, как это было в 90-е годы при распаде СССР: кто был понаглее, без всяких моральных принципов, тот проводил «прихватизацию».
Таким образом, для построения коммунистического общества нужно изменить сущность человека. Предыдущая история СССР и других соцстран показывает, что с помощью законов и идеологической обработки этого сделать нельзя, т.к. природа через ДНК воспроизводит человека вновь и вновь с его недостатками и с очень небольшими изменениями. Следовательно, без корректировки ДНК человека получить высокоинтеллектуальную и высокоморальную личность не получится, а значит, и не получится построить коммунизм.
Итак, как ни жаль, можно согласиться с Понтием Пилатом (М.А. Булгаковым), что оно (царство
истины) никогда не наступит в результате естественной эволюции человека [3]. Коммунизм на сегодняшний день оказался миражом, который растаял.
Что же мы имеем в качестве альтернативы коммунизму? Всё тот же капитализм-либерализм [17], о котором К. Маркс говорил, что это умирающий, загнивающий строй. С той поры прошло около 150 лет, а капитализм всё живёт и, прямо скажем, неплохо, с точки зрения обеспечения людей товарами и услугами. Значит, в нём есть очень крепкое начало (стержень). Неплохо бы разобраться, почему?
«Капитализм - это экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Он основан на частной собственности и рыночной экономике.» Достоинствами капитализма являются:
1. Мотивация - чем лучше вы работаете, тем больше получаете.
2. Конкуренция - позволяет производить качественные товары по низкой цене.
3. Инновации - позволяют снижать издержки производства и получить максимальную прибыль.» [12]
4. Частная собственность позволяет получать неограниченный доход.
«В некотором смысле можно сказать, что капитализм - это свободный рынок труда, товаров и услуг, где каждый человек способен реализовать себя в соответствии со своими навыками и возможностями.» [12]
Однако, несмотря на несомненные достоинства, сегодняшний капитализм либерального толка создал общество потребления, где целью жизни является накопление часто ненужных вещей. С помощью СМИ (главным образом, телевидения и интернета) людям внушаются те идеалы, которые выгодны производителям товаров и услуг. Например, если раньше ценились добротные вещи, служившие много лет (вспомним сцену из «12 стульев», когда Остап Бендер топтал пиджак Кисы Воробьянинова, который при этом сокрушался: «Что вы делаете, Остап Ибрагимович, я его ношу уже 10 лет, а он всё как новый»), то теперь путем зомбирования населения людей заставляют постоянно менять вещи. Верхняя одежда меняется каждый сезон (так называемая "мода"), соответственно производитель делает её такой, чтобы она столько и выдерживала. Более того, пропагандирует дырявые, выцвевшие джинсы, рваные кроссовки. Ясно, что такая одежда и обувь долго не прослужит. Самое интересное, что находится масса подражателей. Конечно, от этого хорошо выигрывают производители, но общество, в целом, очень много теряет: теряются его ресурсы, энергия, при этом сильно загрязняется окружающая среда, остаются колоссальные отходы. Часть невостребованной продукции утилизируется, т.е. выбрасывается, что создаёт дополнительные проблемы для экологии. Не лучше дело обстоит и с товарами "длительного" пользования. Их также сознательно выпускают с коротким сроком службы, чтобы чаще меняли. Мировой капиталистический заговор. От ухудшения экологии страдают все живые существа на планете, в том числе и сами капиталисты, производители товаров. Но либеральная капиталистическая система так устроена, что сильный съедает слабого, и для того, чтобы выжить, все должны без конца развиваться и постоянно конкурировать между собой. В целом сегодня это привело к тупику развития человеческой цивилизации. Сегодня это понимают даже дети в лице Греты Тунберг.
Один мудрый человек пишет в своем посту в интернете: "Счастлив не тот, у кого много, а тот, кому хватает" [9].
Т.к. коммунизм не достижим, то государственный строй сегодня должен быть чем-то средним между чистым (либеральным) капитализмом и коммунизмом - т.е. социализмом. Примерно об этом очень давно говорил Аристотель. Он считал «средний (промежуточный) вид государства наилучшим, ибо только он не ведет к внутренним распрям». [1]
В Википедии сказано: «Социализм - политическая идеология и движение, целью которого является стремление к более справедливой социальной и экономической организации общества. В экономическом плане социализм характеризуется общественным и/или государственным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов». [8]
Существует множество форм и типов социализма в зависимости от того, что люди вкладывают в его смысл: от создания бесклассового общества по К. Марксу до рыночного социализма.
В зависимости от того, какие цели ставятся в государственном устройстве, такой получают и результат. Ещё Аристотель говорил: «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо». [1]
Поскольку человеческое общество состоит из индивидов, очень отличающихся друг от друга по различным факторам, моделирования его развития, как физического, так и математического не существует. Об этом упоминал ещё Л. Мизес [17]. Всё прогнозирование сводится к догадкам, которые в дальнейшем испытываются на людях и в случае отрицательного результата, как это было в СССР и других соцстранах, крайне болезненно сказывается на населении. Поэтому при прогнозировании развития общества реформы не должны быть радикальными, если, конечно, ситуация не «перезрела» и другого пути нет. Должен использоваться принцип - «Не навреди!»
Чтобы определить наилучший для данного времени тип государства, нужно исходить из поставленной цели - сделать людей счастливыми, необходимо также помнить, что «критерий истины есть практика», известный из философии. Согласно всемирного рейтинга счастья [23], первые строчки много лет занимают скандинавские страны, но самая растущая экономика в мире - это Китай. Что сделал Китай для столь стремительного рывка - реформы в экономической и политической сферах и копирование передовой мировой техники и технологий. Соответственно, для достижения такого же эффекта необходимо скопировать лучшие мировые достижения организации общества, т.е. Скандинавскую социалистическую модель плюс Китайские экономические реформы и новую политическую систему - дифференцированную демократию, сущность которой заключается в том, что у каждого человека в избирательной системе не один голос, а несколько, пропорционально его интеллекту, и умению руководить коллективом, образованию, возрасту. [24] Ещё Аристотель писал: «При выборах - сделать правильный выбор могут только знатоки», а также «невозможно было бы представлять народной массе решающий голос ни при выборах должностных лиц, ни - когда принимается отчет об их деятельности» [1]. И. Солоневич писал: «Сейчас нужно обратиться к людям, которые умеют думать, которые знают, что человеческая мысль - это самое могучее и самое страшное оружие; оружие, которое создает армии и направляет их в бой» [25].
Для того, чтобы выжить в трудных условиях, звери делают запасы. Некоторые, как медведь, сурок, хомяк, запасают питательные вещества в виде жира внутри себя. Другие - белки, ежи, мыши и т.д. создают кладовые. Человек как существо биологическое тоже думает о своем выживании. Если у него есть частная собственность, например, земля у крестьянина, которая позволяет ему и его семье не только выживать, но и с уверенностью смотреть в будущее. Кроме того, т.к. все люди эгоисты, на себя любимого и своих близких готовы трудиться и день и ночь (не все, конечно), в отличие от работы на общее благо, как во времена СССР, что привело к его деградации и развалу.
После краха военного коммунизма В. Ленин на XI съезде РКП(б) в марте 1922 года обосновал введение в стране «Новой экономической политики» - НЭПа. [14] После введения НЭПа страна в кратчайший срок преобразилась: появилась масса товаров как продовольственных, так и промышленных. Однако, после смерти В. Ленина И. Сталин свернул НЭП, национализировал частную собственность, ликвидировал «кулаков», крестьян загнал в колхозы и получил страшный голод 30-х годов.
Другой пример - современный Китай. В результате коммунистической революции по типу России в Китае во время правления Мао Цзэдуна страна погрузилась в глубокую нищету. После смерти Мао Цзэдуна к правлению страной пришёл Дэн Сяопин, верный марксист-ленинец, хорошо знавший все их труды и, конечно, работу Ленина о НЭПе, которая послужила основой новой экономической политики, проводимой руководством страны, конечно, с учетом современных реалий и с творческой доработкой. И как в России после введения НЭПа, Китай в короткие сроки неузнаваемо преобразился и сегодня является одной из самых развитых стран мира с быстро растущей экономикой. Сегодня главные туристы во всем мире - это китайцы, что свидетельствует о хорошем достатке этих людей. Ещё И. Солоневич писал: «Теория экономического материализма - проворонила такой неуловимый витамин общественного роста, как чувство собственности. Результаты более или менее известны, даже экономические» [25]. «Если история и может что-либо доказать и чему-либо нас научить, то только лишь тому, что частная собственность на средства производства есть необходимая предпосылка цивилизации и материального благополучия». [21] А также: «Однако, несмотря на все преследования институт частной собственности уцелел. Каждая попытка заменить его каким-нибудь другим способом организации производства и распределения всегда быстро оказывалась абсурдной и осуществимой. Людям пришлось признать, что без института частной собственности не обойтись, и вернуться к нему, независимо от того, нравился он им или нет» [17]. С этим можно только согласиться!
Другим необходимым условием для нормального функционирования государства является конкуренция. А.В. Марков пишет: «Межгрупповая конкуренция - один из важнейших, а, может быть, и самый главный фактор, стимулирующий развитие кооперации и альтруизма у социальных организмов. Теоретически эта модель может быть приложена не только к насекомым, но и другим социальным животным, и даже к человеческому обществу» [16]. Конкуренция заставляет производителей снижать цены на товары и услуги, улучшать их качество, а также стимулирует производство новых товаров и услуг. Отсутствие конкуренции в бытность СССР привело к его застою и в дальнейшем - к разрушению. Но в то же время капиталистическая конкуренция, если она ничем не ограничена - это борьба без правил, где все методы хороши. Можно привести множество примеров. Поэтому так важно наличие здоровой, честной конкуренции в человеческом обществе. Третьим необходимым условием является свобода, без которой невозможно нормальное производство, конкуренция, а также развитие творческого потенциала и вообще жизни людей.
Давайте рассмотрим принципы построения государства на примере построения здания. Для построения здания необходимо знать следующие базовые дисциплины: математику, физику, химию, черчение, а также теоретическую и строительную механику, сопромат, виды и расчёт строительных конструкций, строительные материалы, отделочные материалы, расчёт ветровых нагрузок и СНиП. Любое здание требует привязки к местности, поэтому необходимо знание геодезии.
Любое здание начинается с фундамента, коих существует множество видов в зависимости от конкретного месторасположения (например, «вечная мерзлота»), несущей способности грунтов и сейсмической опасности. Для их правильного выбора необходимо знание геологии и грунтоведения. В зависимости от месторасположения здания необходимо защищать фундамент от внешних вод. Это решается с помощью устройства специальных сооружений (дренажные канавы, гидроизоляции фундамента, отмостки, ливневой канализации и т.д. Далее возводимые стены, в зависимости от типа здания, могут быть несущими и самонесущими. Кроме того, стены несут теплоограждающую функцию, т.е. они должны обеспечить комфортное пребывание людей. В стенах есть окна, площадь которых рассчитывается из необходимости обеспечить в помещении достаточное освещение. Основные теплопотери здания также происходят через окна; следовательно, их конструкция и устройство должны обеспечить нужную теплозащиту. Для этого нужно знать строительную теплофизику.
Любое здание заканчивается крышей, видов которых существует великое множество, в зависимости от климата и назначения. Чтобы здание было долговечным, и крыша не протекала, и чтобы её не сорвал ветер, нужно грамотно выбрать её тип, используя перечисленные выше знания.
Любое здание должно быть запроектировано с учётом противопожарных мероприятий и электрификации. Для этого необходимо знание соответствующих разделов СНиП и электротехники. В большинстве зданий должна быть предусмотрена система отопления и канализация. Опять же нужно знание строительной теплофизики.
Выше перечислены основные дисциплины, а далеко не весь их перечень, которые необходимо знать для того, чтобы построенное здание было бы долговечным и не разрушалось (как это иногда бывает). Поэтому в вузах на строительных специальностях учатся 5 лет.
А при построении государства люди, в основном, опираются на свой здравый смысл, кое-какие знания и фантазию, но этого явно недостаточно. А т.к. здравый смысл есть у подавляющего большинства людей, все они считают, что разбираются, как должно быть устроено государство.
Какая же должна быть форма правления в государстве - президентская или парламентская? Президентская форма правления государством означает, что страной управляет один человек, вне зависимости от её размеров (США, Россия и т.д.). В России президент обладает огромными полномочиями, в том числе и возможностью распускать парламент. Т.к. президент, как и депутаты парламента, выбираются одними и теми же людьми, по одним и тем же законам, то непонятно почему он наделяется истинно царскими полномочиями. Значит, рассуждая логически, он должен быть умнее всех депутатов парламента вместе взятых, т.е. если не быть Господом Богом, то, по крайней мере, очень продвинутым инопланетянином. Но, конечно, это не так. Значит, президентская форма правления государством логически никак не обоснована и должна быть упразднена.
Политическое устройство и принципы формирования институтов государства, по мнению автора, должны быть такими, как указывалось в [24]. В дополнение хотел бы отметить функционирование кабинета министров и парламента. Нынешний кабинет министров занимается всем - от внешней политики до курирования армии, силовых структур, учреждений по исполнению наказаний и т.д. Когда один человек (премьер-министр) вынужден заниматься такими разнородными делами, и для успешного руководства вникать в них, его внимание неизбежно распыляется, а качество управления неизбежно падает. Рассмотрим аналогию со спортсменами. В легкой атлетике существует многоборье, а также отдельные виды, входящие в него. Естественно, что спортсмен, занимающийся многоборьем, заведомо проиграет спортсмену, занимающемуся только одним видом спорта, входящим в это многоборье. Следовательно, для повышения эффективности работы кабинета министров во главе с премьером, необходимо сузить их полномочия до внутриэкономических, как самых главных, обеспечивающих процветание общества, а всё другое перераспределить между другими структурами (парламент, президент).
Так, ещё Платон говорил: «Невозможно одному человеку с успехом владеть многими искусствами» [20].
Парламент принимает законы, по которым живёт страна, но никакой ответственности он за них не несет. Он не знает, насколько эффективно они работают, что нужно для их улучшения и т.д. Для улучшения законодательства необходимо переподчинить парламенту МВД, суды, систему исполнения наказаний. В этом случае получится обратная связь и будет какая-то ответственность за принятые законы.
Депутаты Государственной Думы - это та нейронная сеть, которая создает обратную связь с регионами. Для этого депутаты должны проживать в той местности, в которой избираются. В перерывах между сессиями они должны находиться по месту проживания и собирать данные о
функционировании, в целом, системы государственной власти, в том числе и принятых законов, сравнивать их с идеалом и доводить информацию до Государственной Думы. Депутаты на местном уровне должны помогать в сборе информации о функционировании системы государственной власти и таким образом создавать нейронную сеть обратной связи. Депутаты, как и все трудящиеся, должны нести ответственность за результаты своей работы. Т.к. продуктом труда депутатов являются разработанные и принятые законы, по которым живёт страна, они должны нести ответственность за их актуальность и эффективность. Поскольку применением законов на практике занимается МВД и суды, нужно подчинить эти структуры напрямую Государственной Думе, а также наладить обратную связь с гражданами на местах.
Депутаты любого уровня должны работать, а не просто заседать и нажимать на нужные кнопки. Т.к. процедура отзыва депутатов очень непростая, то реально снизу (от народа) практически не осуществимая, и избавиться от неработающего депутата невозможно. Поэтому для оценки их работы должны быть разработаны критерии эффективности. Если депутат просто просиживает, а не работает (т.е. оценка его работы отрицательная), то, по аналогии со студентами, происходит автоматическое отчисление (лишение депутатского мандата). Такой подход позволит быстро избавляться от ненужных, неквалифицированных, неработающих людей, а тех, кто соответствует занимаемой должности, но находится в расслабленном состоянии, заставит энергичнее трудиться, чтобы не попасть в черный список.
Кроме того, депутаты, а также все избираемые чиновники, ежегодно должны предоставлять отчет о проделанной работе с конкретными данными на своем сайте в интернете для всеобщего обозрения. В случае обоснованных сомнений в эффективности работы избранного человека (соответственно данным предвыборным обещаниям) инициативной группой избирателей может быть инспирирован общественный суд с привлечением экспертов, и в случае отрицательной оценки произведена принудительная отставка (сложение полномочий). Такая процедура ускорит устранение ненужных людей, не дожидая^ окончания срока их избрания, позволит сэкономить государственные (народные) деньги, повысить эффективность работы госслужащих.
Если окажется, что деятельность данного чиновника на занимаемом посту отрицательная, то ни о каком втором сроке пребывания в данной должности не может идти речи.
Человеческое сообщество состоит из отдельных людей, различающихся по расовому, национальному, конфессиональному, культурному признакам. Поэтому для изучения человеческого сообщества сначала нужно изучить каждого индивида, принадлежащего определенной группе по перечисленным ранее признакам, а затем во взаимодействии между ними. Человек относится к биологическому виду homo sapiens - т.е. человек разумный, следовательно, его поведение определяет разум, в отличие от животных, которыми (главным образом) управляет живот - т.е. совокупность различных инстинктов. Наука, изучающая способности человека познавать мир - это когнитивная наука. Каким образом передаются потомству человеческие признаки, в том числе и умственные - изучает генетика. Т.к. человек существо биологическое, то к нему применимы общие законы, изучаемые биологией. Поведение людей в человеческом сообществе изучает психология и социология. Без привлечения перечисленных выше базовых наук невозможно правильное понимание человеческого сообщества, а значит, и управление ими, и построение государства.
Следует также добавить, что, по мнению Сократа, «идеальным государством должны управлять философы», т.е. научные работники [20].
Список использованной литературы:
1. Аристотель / Политика - М., РИПОЛ классика - 2017 - 508.
2. Альфа самец. Приматы - Документальный проект - В мире животных.
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. / Михаил Булгаков. - Москва: Алгоритм, 2026 - 494.
4. Булгаков М.А. Собачье сердце / М. Булгаков. - Москва: АСТ Харьков: Фолио, 2004 - 322.
5. Вологжанин М. Из Китая с ужасом. https//www. maximoline. ru//longreads/get -smart/artiklle/shinese - totalitarism.
6. Википедия. Стэнфордский тюремный эксперимент. https://ru. wikipedia.org/wiki/.
7. Википедия. Коммунизм. https://ru. wikipedia.org/wiki/communism.
8. Википедия. Социализм. https://ru. wikipedia.org/wiki/socialism.
9. Изгой. https//w.w.w.brik. org/member/ 166223 - изгой.
10. Козлов Н.И. Позитивна ли природа человека? https//www./psychologos.ru
11. Козлов Н.И. Что определяет наши гены. Генетика человека. https//www./psychologos.ru
12. Кшеминский Г. Плюсы и минусы капитализма. https// 4 brain.ru/blog.
13.Линн Р. Расы. Народы. Интеллект./ Ричард Линн. - Москва: АСТ, 2014 - 379.
14. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1974 - Т. 44. Июнь 1921 - март 1922. - С. 155-175.
15. Митани Джун, Уоттс Дэвид. Обезьяны на тропе войны. Фильм Discovery Channel.
16. Марков А.В. Эволюция человека. / Александр Марков. - Москва: Астрель: Corpvs, 2012. Кн. 2: Марков А.В. Обезьяны, нейроны и душа. - 510.
17. Мизес Л. Либерализм/ Людвиг фон Мизес. - Челябинск: Социум, 2007. - IX, 322 (Библиотека ГВЛ: Политика).
18. Макиавелли Н. Государь. Искусство стратегии. / Никколо Макиавелли: [пер. с итал.] - М.: Эксмо; СПб.: Мирград, 2007 - 669.
19. «Ночь зверей» в Нью-Йорке. https://history. Wikireading. ru > 12622
20. Платон. Государство. - Москва: из-во АСТ, 2016 - 448.
21. Платонов А.М. Людвиг Мизес. «Запланированный хаос». https://www.proza.ru/2018/01/01/1533.
22. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов/ В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003 - 477.
23. Рейтинг счастья. Всемирный доклад о счастье за 2020 год. https://the worldonly.org/indeks - sohastya - 2020.
24. Солдаткин В.М. Дифференцированная демократия как выход из политического тупика. https://sciartel.ru/project/ceteris-paribus №7 2024
25. Солоневич В.Л. Белая империя. М.: «Москва», 1997 - 368.
26. Энгельс Ф., Маркс К. К критике политической экономии / Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 Т. - 2-е изд. М., 1953 - Т. 13 - С. 489 - 499.
© Солдаткин В.М., 2024