Солдаткин Вячеслав Михайлович
г. Минск, РБ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ДЕМОКРАТИЯ КАК ВЫХОД ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТУПИКА
Аннотация
В окончательном виде демократические принципы (свобода, равенство, братство) были сформулированы после французской революции, результатом которой стало наделение избирателей правом равного голоса, и это сыграло свою положительную роль в развитии общества.
Сегодняшняя демократия выродилась в диктатуру олигархии и оказалась в тупике, т.к. люди перестали в нее верить. Демократия со времени своего появления подвергалась критике, видевшей ее несовершенство. Однако до настоящих дней происходила лишь констатация негативных факторов и явлений без установления причин их порождающих.
В данной статье предпринята попытка выявить причины неудач демократической формы правления и предлагается ее модернизация в виде дифференцированной демократии, сущность которой заключается в том, что, в отличие от прямой демократии (один человек - один голос), избирателю присваивается число голосов больше единицы, в зависимости от умственных способностей, образования, занимаемой должности, возраста. Это будет способствовать приходу к власти умных людей, что станет благом для всего общества.
Ключевые слова
критика демократии, дифференцированная демократия, избирательное право, выборы, политические партии, IQ тестирование, индивидуальный интеллектуальный
коэффициент, парламент.
Soldatkin Vyacheslav M.
Minsk, Belarus
DIFFERENTIATED DEMOCRACY AS A WAY OUT OF THE POLITICAL DEADLOCK
Abstract
In its final form, democratic principles were formulated after the French Revolution - freedom, equality, in the result the electorate was granted the equal vote rights, which influenced positively the development of society.
Democracy today has degenerated into the dictatorship of the oligarchy and reached a dead lock, because people stopped believing in it. Since its emergence democracy has been criticized, people tended to analyze its imperfection. However, until now only a statement of negative factors and phenomena were pointed out without identifying causes of their occurrence.
This article attempts to identify the causes of failures for a democratic form of government and proposes its modernization in the form of a differentiated democracy, the essence of which is, in contrast to the direct democracy (one person - one vote), that the voter is assigned the number of votes greater than one, depending on mental abilities, education, position, age. This will facilitate for smart people to come to power, which will be a boon to the society as a whole.
Keywords
mticism of democracy, differentiated democracy, electoral law, elections, political parties, JQ testing,
individual intellectual coefficient, parliament.
Введение
Как известно из истории, слово демократия появилось в Древней Греции и означало - власть народа. Однако демократия появилась задолго до Древней Греции со времен зарождения человечества [Пугачев, Соловьев, 205]. Дальнейшее развитие демократия получила в Древнем Риме, а затем через почти 2000 лет в Европе.
Сразу же с появлением демократии появились и ее критики. Так, еще Аристотель считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным рациональным решениям, учитывающим «всеобщее благо» [Аристотель, 2017, 244].
Платон утверждал, что демократия - это власть завистливых бедняков, а избыточная демократия неминуемо влечет за собой тиранию [Платон, 2016, 357-366]. Что и было на примерах исторического процесса подтверждено в наше время.
Основательная критика демократии была сделана Л. Тихомировым [Тихомиров 1997] в конце 19 - начале 20 века. Сегодня этой теме посвящено множество работ: В. Нерсесянца [Нерсесянц 2002, 315], И. Солоневича [Солоневич 1997, 61], А. Серегина [Серегин 2013,17], Р. Симоняна [Симонян 2018, 16-25], В. Лекторского [Лекторский 2017,141] и др.
Так, И. Солоневич [Солоневич 1997, 61] писал: «Демократический строй правления основан, прежде всего, на вранье. Он врет о свободе конкуренции, которая скованна гигантскими трестами и монополиями. Он врет о свободе печати, которая скуплена теми же трестами и банками. Он врет о народной воле, ибо им руководит капитал. Он врет о свободе этой воли, ибо эта воля определяется тиражами демократических газет, находящихся в обладании у анонимного капитала».
Симонян Р. [Симонян 2018, 20] отмечает, что нынешняя «неолиберальная модель мировой экономики породила сложный узел острых общественных проблем: кризис распределения, кризис западной демократии, кризис системы ценностей, миграционный кризис, этнокультурный кризис, кризис урбанизации, экологический кризис, что в совокупности и есть кризис неолиберальной модели мировой экономики глобализации».
Сегодня мир управляется олигархами, а демократия в их руках является лишь инструментом для достижения своих целей. Преследуя свои интересы, они развязывают войны, устраивают революции, смещают неугодные им правительства, и все это под предлогом развития демократии, а по существу тоталитарный мировой диктат.
Лекторский В. [Лекторский 2017, 141] задает резонный вопрос, «сохраняется ли в современной культуре необходимость критической рефлексии над ее основаниями? Не только сохраняется, но приобретает гораздо большее значение. Дело в том, что в цивилизации знания темпы культурных изменений, создания новых культурных и социальных форм многократно возрастают. Это означает, что основания (в том числе предельные) деятельности, познания и оценки трансформируются гораздо чаще, чем это было в прошлом».
Серегин А. [Серегин 2013,17] «приходит к выводу, что демократия в чистом виде невозможна, а потому утопична. Следовательно, на ее место должна прийти новая система ценностей, определяющих развитие государства и общества».
Давайте разберемся в причинах, приведших к тупику демократического развития человечества.
Необходимость введения дифференцированной демократии
Всеобщая декларация прав человека (статья 21) провозглашает, что «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной
службе, что воля народа должна быть основой власти, правительства и что свобода голосования должна обеспечиваться путем всеобщего и равного избирательного права». [Всеобщая декларация, ст.21].
Рассмотрим сущность избирательного права. Для участия в выборах гражданам, имеющим на это право, предоставляется один голос, то есть фактически им предоставляется право на управление государством, которое они делегируют избранному гражданину. Насколько компетентны в дальнейшем будут действия избранного руководителя, зависит будущее страны и граждан в ней проживающих.
Представим себе, что некий гражданин захотел купить себе легковой автомобиль, пошёл в соответствующие госорганы и попросил права на его управление. Ни в одной стране мира просто по желанию гражданина права на управление автомобиля не выдаются. Для начала необходимо предоставить справку о состоянии здоровья, в том числе и от психиатра. Для этого необходимо получить медицинское заключение от очень многих врачей разного профиля. Дальше необходимо сдать экзамены_на знание правил дорожного движения. После этого необходимо сдать практику вождения автомобиля. Кроме того, необходимо знать устройство автомобиля, уметь оказать помощь пострадавшему в ДТП и т.д.
Только при полном соответствии здоровья, знаний и умений можно получить права на управление автомобилем.
Как видим, процесс этот непростой, а ведь пострадать от некомпетентного управления автомобилем могут максимум несколько человек, а от некомпетентного руководства страной -миллионы!
При голосовании за того или иного кандидата избиратель должен руководствоваться его избирательной программой, то есть провести её полный всесторонний анализ, а именно: выполнима ли она вообще; насколько отвечает сегодняшним задачам развития общества; каких потребует затрат; что получит общество от её реализации; какие недостатки и т.д. Фактически оценить предлагаемую программу могут далеко не все люди даже с высшим образованием, так как для этого нужны специальные знания, большой жизненный опыт, аналитический ум, много времени, желания и труда. Как правило, программы кандидатов никто не читает и поэтому голосуют не за программу, а за конкретную личность, которая им больше нравится. А так как люди эгоисты [Макиавелли, 2007, 65], [Омельченко, 2014, 91], [Эфроимсон, 1971, 193], нравится им тот, кто больше всего походит на них, либо тот, кем бы они хотели стать. Поэтому методы ведения избирательной кампании давно превратились в грандиозное шоу, где кандидаты для того, чтобы понравиться избирателям, танцуют, поют, пекут пирожки, играют в теннис и т.д., ничего общего не имеющими с их будущими функциями, как бы говоря: «Голосуй за меня, я такой же, как ты!»
Существующая в мире система прямой демократии ввиду того, что каждый член общества, независимо от его знаний и интеллектуальных способностей (и спившийся алкоголик, и академик) обладают правом одного голоса, обеспечивает избрание на пост руководителя, в лучшем случае человека со средними способностями, так как в любой стране людей, имеющий высокий интеллектуальный уровень, незначительное количество, и существенного влияния на выборы они не оказывают. Отсюда следует, что чем ниже уровень развития избирателей, тем ниже уровень выбранных ими руководителей. Особенно опасна прямая демократия в развивающихся странах, где нет достаточного самосознания и политической культуры. В этом случае неизбежно проголосуют за демагога - того, кто больше обещает и красиво говорит.
Чтобы избирателям было легче ориентироваться в политике, придумали партии, объединяющие большие группы населения и имеющие свои взгляды на политическое устройство общества. Партии
широко пропагандируют свои идеи, и избиратели чаще всего примыкают к одной из них, отдавая им свои голоса. Партии представляют собой достаточно могущественные организации с неплохими финансовыми возможностями, войти во власть через которые гораздо легче, чем в одиночку. Этим часто пользуются различные проходимцы, примыкающие к той партии, которая имеет достаточно большие шансы на успех.
В данном случае, когда происходит голосование по партийным спискам, как правило, люди не знают кандидата, а слепо доверяют партии. В результате такого голосования к власти периодически приходят случайные некомпетентные люди, в лучшем случае проку от которых нет, а в худшем -бюрократы, коррупционеры, аферисты всех мастей, маргиналы по жизни, которые якобы «за счастье народное бьются», а на деле рвутся к власти для решения своих проблем, а на народ им глубоко наплевать!
То же происходит в периоды революций и смуты. К власти приходят вполне легитимно такие личности, как Гитлер и многие другие диктаторы во всём мире. Сегодня практически все кандидаты, для того, чтобы быть избранными, обещают то, что заведомо выполнить невозможно, но то, что люди хотят услышать. Естественно, после победы обещания не выполняются. Отсюда пессимизм людей в отношении к избирательной кампании - «всё равно обманут».
Отрицательным моментом также является то, что на избирательную кампанию, направленную на обман избирателей, тратятся огромные деньги, которые в конечном итоге оплачивает избиратель.
Рассмотрим отдельно взятое производственное предприятие. Практика показывает, что во всём мире предприятиями управляет не коллективный орган, а дирекция на правах единоначалия, которая либо назначается, либо избирается в зависимости от формы собственности. Как правило, директор не избирается трудовым коллективом руководимого предприятия и при принятии решений не советуется с трудовым коллективом. Таким образом, рядовые члены трудового коллектива в управлении предприятием обладают числом голосов равным нулю, а голос директора превышает все вместе взятые голоса сотрудников на данном предприятии. Происходит дифференциация прав согласно компетенции каждого члена. Это вполне оправдано, так как для нормального функционирования предприятия руководитель, кроме организаторских способностей, должен обладать огромным комплексом различных знаний (специальных, связанных с выпускаемой предприятием продукцией; технических устройств, экономических, маркетинговых, бухгалтерских, по охране труда, законодательства и т.д.). Если предприятие успешное, то ему приходится конкурировать со всем миром, то есть с такими же успешными предприятиями. Поэтому директор никак не может быть «середнячком», в противном случае его предприятие погибнет.
При переходе на государственный уровень задачи руководителей сильно усложняются. Для успешного управления государством комплекс знаний должен быть значительно расширен, так как в государстве тысячи предприятий и организаций, выпускающих самую различную продукцию и оказывающих различные услуги. Кроме того, добавляются финансы и экономика в рамках государства, социальная сфера, пенсионное обеспечение, образование, политика, транспорт, связь, армия, полиция, культура, приоритеты развития страны, наука и т.д. То есть нормальный руководитель государства должен обладать громадным запасом знаний, эрудиции и организаторских способностей, а не быть середнячком.
Такую же аналогию можно провести между профессором и студентом. Профессор имеет знания и жизненный опыт несравненно больший, чем студент, которого он обучает. Однако, когда приходит время голосовать, права на управление государством у них одинаковые. Парадокс!
Аналогично и функционирование армии. Генерал, который ввиду своего ума, умения, старания на протяжении всей своей жизни, заслуживший свой чин, несёт полную ответственность за вверенную
ему часть. Он организует сохранность боевой техники, обучение солдат и офицеров, проводит боевые учения, совершенствует свои знания в области современного ведения войны в соответствии с постоянно обновляемым вооружением, организует быт и проживание солдат и офицеров, их безопасность, материальное снабжение части и т.д. Рядовой же, в отличие от офицеров, отвечает только за себя самого.
В силу своих особенностей приказы командира не обсуждаются, а беспрекословно исполняются, какими бы они ни были.
Таким образом, в своей части голос командира превышает голоса всех своих подчинённых вместе взятых. Но при избирательной кампании его голос и простого рядового равны. Парадокс!
Сегодня каждый гражданин с момента достижения совершеннолетия и до своей кончины обладает правом одного голоса. Однако молодые люди с момента достижения совершеннолетия не равны по своим знаниям и жизненному опыту зрелым людям, а избирательные права у них одинаковые. Пенсионеры, делая свой выбор (вследствие того, что все люди эгоисты [Макиавелли, 2007, 65], [Омельченко, 2014, 91], [Эфроимсон, 1971, 193] и каждый защищает свои интересы), навязывают обществу свои представления. Так как руководителей выбирают на значительный срок, в течение которого часть престарелых людей умрёт, идеи, за которые они голосовали, будут навязаны молодому поколению. Таким образом, формируется политическая инерция, тормозящая развитие общества. Следовательно, было бы более справедливо, чтобы один и тот же человек с момента вступления в совершеннолетие и до конца своих дней обладал разным количеством голосов. Вначале если его коэффициент принять за единицу, в дальнейшем должен возрастать до максимума приблизительно в 35 лет, а затем стабилизироваться примерно до 55 лет, затем снижаться до определённого уровня, зависящего от оставшихся умственных способностей. [Таблица 1]
Таблица 1
Возрастной коэффициент
Возраст (лет) (Кв)
18 - 25 1,0
25 - 35 1,5
35 - 55 2,0
55 - 65 1,5
65 - 75 1,0
Более 75 0,5
Источник: разработано автором
Таким образом, более целесообразно было бы ввести дифференцирование избирательных прав в зависимости от интелектуального уровня граждан с поправкой на их возраст. Это значит, что профессор или директор предпрития будет обладать значительно большим количеством голосов, чем дворник или домохозяйка. В этом случае интеллигенция, как творческая, так и производственная, получила бы значительно больше шансов управлять страной, чем она имеет теперь, что будет большим благом для всех, так как некомпетентные люди не смогут проникнуть в руководство страной.
Конечно, технически это осуществить значительно сложнее, так как нужно отслеживать интеллектуальный уровень всех людей на протяжении всей их жизни, но в наш компьютерный век это вполне возможно, поскольку у каждого есть свой индивидуальный номер и на каждого в соответствующих органах - досье. Кроме того, возможно будет сэкономить на избирательной кампании.
Определение избирателльного голоса (индивидуального интеллектуального коэффициента)
В дифференцированной демократии предполагается использовать систему функционирования акционерных обществ, хорошо работающую и имеющую многовековую историю. В акционерных обществах у акционеров число голосов пропорционально числу имеющихся акций. В дифференцированной демократии предлагается ввести каждому гражданину, достигшему совершеннолетия, число избирательных голосов (Ги) пропорционально его интеллектуальному коэффициенту (И.И.К.), умноженных на индивидуальный возрастной коэффициент (Кв) плюс коэффициент, учитывающий образование (Ко): Ги = [И.И.К. + Ко] х Кв.
Можно предложить два способа определения индивидуального интеллектуального коэффициента (И.И.К.)
1. Согласно занимаемой должности - пропорционально числу людей в руководимом им коллективе.
2. С применением 1Ц тестирования для желающих.
Следует отметить, что более правильно определять (И.И.К.) исходя из занимаемой должности, так как человек на практике доказал свои организаторские способности в противовес 1Ц, который определяет лишь возможный потенциал.
Для определения (И.И.К.) с помощью 1Ц показателя нужно пройти тест и определить численное его значение. Для каждой страны график 1Ц показателя выбирается таким образом, чтобы среднее значение 1Ц равнялось 100 баллам и таким разбросом, чтобы 50 % людей имели Щ между 90 -110 и по 25% - ниже 90 и выше 110. Далее делится % значение людей, имеющих 100 показатель на число людей в % имеющих показатель, равный данному человеку.
Например, у человека 1Ц показатель оказался равным 125 баллам. По гистограмме (графику) для данной страны определяется в % число людей, имеющих такой же балл - допустим, 7%. В то же время число людей, имеющих 100% показатель, равно - 35%. Значит, человек, имеющий 125 баллов, равен 35 : 7 = 5 человекам, имеющим балл 100. Таким образом (И.И.К.) данного человека равен 5.
При определении 1Ц показателя большое значение имеет время печатания ответа. Если человек плохо умеет печатать, то его 1Ц значительно снижается, так как при его определении используется определённо фиксированное время. Между тем, умение печатать к интеллекту никакого отношения не имеет. В советское время, когда отсутствовали компьютеры, были должности машинистки, которая в иерархии учреждения находилась на одном уровне с уборщицей, вахтёром и т.д. Таким образом, для более точного определения 1Ц время печатания ответа должно вычитаться из общего времени тестирования.
Индивидуальный интеллектуальный коэффициент для директоров предприятий (при наличии 5-летнего стажа руководства) в качестве первого приближения предлагается в таблице 2.
Таблица 2
И.И.К. директоров предприятий
Численность сотрудников предприятия (объединения) чел. И.И.К
1000 и более 100
500 - 1000 75
250 - 500 50
125 - 250 25
10-125 10
До 10 5
Источник: разработано автором
При выходе директора на пенсию, если он не растерял своих навыков и умственных способностей, предлагается ввести понижающий коэффициент 0,5 к имеющему и до этого И.И.К. на последующие 5 лет. Ещё через 5 лет (т.е. через 10 лет выхода на пенсию) снизить его ещё до 0,5. Таким образом И.И.К. через 10 лет будет 0,25 от до пенсионного возраста.
Сотрудникам предприятий, учреждений, занимающим руководящие посты И.И.К. предлагается определять в долях единицы от И.И.К. директора данного предприятия. Например, для предприятия с численностью 1000 человек И.И.К. директора составляет 100. У главного бухгалтера на данном предприятии находится 15 человек в подчинении, значит его И.И.К. будет 15/1000 х 100 = 1,5, т.е. всего 1,5. У главного инженера завода И.И.К. составляет примерно 0,9 от директора и т.д. Для научных работников мерилом их интеллекта (кроме всего прочего) является имеющаяся учёная степень, признанная государством (таблица 3).
Таблица 3
И.И.К. научных работников
Научное звание И.И.К.
естествознание Гуманитарные науки
Кандидат наук 50 30
Доктор наук 100 60
Академик 100 60
Источник: разработано автором
А для военнослужащих - звание (таблица 4):
Таблица 4
И.И.К. военнослужащих
Звание И.И.К.
Младший лейтенант 2
Лейтенант 5
Старший лейтенант 7
Капитан 20
Майор 60
Подполковник 70
Полковник 80
Генерал-майор и выше 100
Источник: разработано автором
А для творческой интеллигенции - почетное звание (таблица 5):
Таблица 5
И.И.К. творческой интеллигенции
Почетное звание РФ И.И.К.
Народный артист 50
Народный художник 25
Заслуженный артист 25
Заслуженный деятель искусств 25
Заслуженный изобретатель 25
Заслуженный деятель культуры 25
Заслуженный работник дипломатической службы 50
Источник: разработано автором
Следует отметить, что в перечне почётных званий РФ отсутствует звание народный и заслуженный литератор, и в расшифровке, кому и за что оно присваивается, упоминание о них отсутствует, что явно несправедливо.
Известные художники бывают неадекватные (Чюрлёнис, Ван Гог, Дали и т.д.), что совершенно
невозможно для писателей, так как бред сумасшедшего никто печатать и читать не станет. Писатели зачастую являются людьми очень умными, философски мыслящими, часто значительно опережающими своё время (Жюль Верн, Герберт Уэллс, Иван Ефремов, Станислав Лем и многие другие). Такие литераторы заслуживают присвоения им И.И.К. - 100.
Артист доносит до зрителя образ, созданный литератором и режиссёром, поэтому творческой личностью является лишь отчасти, в отличие от первых
Следует отметить, что И.И.К., приведенные в таблицах 3 и 5, применяются только в том случае, если люди занимают научные должности. Если, например, директор предприятия численностью 1000 человек имеет учёную степень кандидата технических наук, то его И.И.К. всё равно равен 100, а не 150, так как научную должность он не занимает. То же относится и к творческой интеллигенции. Допустим, директор крупного театра численностью 1000 человек ещё имеет почётное звание «заслуженный деятель искусств», то его И.И.К. составляет 100, а не 125.
Надо понимать, что всё, что здесь предлагается, носит рекомендательный характер в виде первого приближения. По решению парламента (комитета по выборам, избиркома и т.д.) отдельным деятелям культуры, наиболее значимым для нации, может быть присвоен более высокий балл.
Успешное государство - это прежде всего богатое государство, то есть то, которое умеет зарабатывать деньги. Естественно, что те люди, которые сами умеют зарабатывать деньги, лучше знают, что должно делать государство, чтобы богатеть. Чтобы быть богатым, государство должно создать условия для развития материальной сферы - производства товаров и услуг. Это первично. Все остальные использующие бюджет государства - вторично. Логично, что люди, занятые в материальной сфере, имеют приоритет над остальными, так как кому как не им лучше знать, как приумножить богатство. Другими словами, тот, кто платит налоги в казну, имеет преимущество перед тем, кто их потребляет. Карл Маркс говорил: «бытие определяет сознание», то есть какое бытие, такое и сознание [К. Маркс, Ф. Энгельс.1959, т. 13, с. 491].
Военные, силовики, чиновники живут по уставу и получают свою должность в готовом виде, в отличие от предпринимателей, которые создают свои предприятия сами, вследствие своих организаторских и других способностей. Так как созданные предприятия находятся в рынке, то есть в условиях жесточайшей конкуренции, для их выживания приходится работать не покладая рук, чего не скажешь о военных, силовиках и всякого рода чиновниках, которым банкротство не грозит. В связи с чем их жизнь достаточно спокойная (не надо постоянно думать о завтрашнем дне), поэтому И.И.К. у них должны быть разными.
Таким образом, люди, не создающие материальных ценностей: госслужащие, армия, полиция и т.д., кроме учебных, научных и медицинских учреждений, должны иметь понижающий коэффициент 0,5 к базовому коэффициенту.
Коэффициент, учитывающий образование (Ко), в качестве первого приближения предлагается определять по таблице 6.
Таблица 6
Коэффициент, учитывающий образование
Вид образования Ко
Средняя школа (профтехобразование) 1
Среднее специальное 1,5
Высшее гуманитарное 2
Высшее техническое, естественно-научное, военное 3
Источник: разработано автором
Совершенно очевидно, что люди, обладающие образованием, а значит и способностями, так как
при поступлении в учебные учреждения сдаются вступительные экзамены (то есть происходит отбор), имеют больший интеллект, чем люди без образования, и чем выше образование, тем выше интеллект.
Сегодня в мире объём знаний удваивается каждые полгода, а раз в пять лет происходит научно-техническая революция. Это, в основном, касается естественно-научного сектора.
Гуманитарные науки обновляются гораздо медленнее, поэтому высшее гуманитарное образование не тождественно техническому или естественно-научному. Их нельзя уравнивать.
Возрастной коэффициент (Кв) в качестве первого приближения дан в таблице 7.
Таблица 7
Возрастной коэффициент
Возраст Кв
18-25 1,0
25-35 1,5
35-55 2,0
55-65 1,5
65-75 1,0
Более 75 0,5
Источник: разработано автором
Таким образом, при дифференцированной демократии избирательное право есть интегральная величина, зависящая от возраста, образования, интеллекта, занимаемой должности, здоровья. Если человек вчера был здоров, а сегодня попал в катастрофу, в результате которой лишился возможности нормально мыслить, как, например, Л. Ландау или Н. Караченцов, то его коэффициенты должны быть кардинально пересмотрены. Если человек не дееспособен, то к голосованию он вообще не допускается.
Технически процесс начисления голосов может быть осуществлён следующим образом. Каждому избирателю выдаётся пластиковая карта с кодом наподобие банковской и с индивидуальным номером человека, на которую соответствующими органами сбрасывается информация о начисленном числе голосов. С ней он идёт в избирательный участок, вставляет в специальный аппарат, набирает свой код и получает распечатанный бюллетень с зашифрованным числом голосов. После голосования при подсчёте голосов автомат считывает информацию и хранит её на своём сервере.
Предлагаемая избирательная система, конечно, более сложная, чем существующая, но лучше потратить деньги один раз в 4-5 лет, чем постоянно кормить массу некомпетентных чиновников на протяжении всех этих лет.
Каким же должно быть государство при дифференцированной демократии? Политическая система должна быть устроена так, чтобы предотвратить узурпацию власти отдельным лицом. Мировая практика показывает, что наиболее соответствует этому критерию парламентская республика, которая успешно функционирует в Англии, Германии, Японии, Австрии и других странах. Развитые демократии практически все имеют двухпалатный парламент - верхнюю и нижнюю палаты. В дифференцированной демократии также предлагается двухпалатный парламент: верхняя палата -Верховный Совет (сенат) и нижняя палата (парламент). При этом главой государства будет спикер парламента, избираемый депутатами. Главной задачей парламента является разработка правильных законов, что предполагает анализ текущей ситуации, то есть это творческий процесс.
Руководство же страной должны осуществлять управленцы высшего звена - руководители крупных успешных предприятий, как наиболее подготовленные для этой функции. Очевидно, что сегодняшние парламентарии не могут руководить страной, так как у них нет необходимых качеств и опыта работы в этой сфере. Поэтому руководитель страны не может быть выдвинут из среды сегодняшних парламентариев.
Таким же образом руководитель страны не может быть выдвинут из партийных функционеров, которые, в основном, заняты борьбой с конкурирующими партиями за избирателя. Предлагается в верхнюю Палату (Верховный Совет, сенат) назначать без избрания директоров и руководителей успешных крупных предприятий, производящих материальные ценности, по 2-3 человека от каждой области (республики), а также академиков (докторов наук) по наиболее перспективным для развития страны отраслям науки в равных количествах с директорами предприятий.
Директора успешных предприятий, так же, как и академики, своей деятельностью уже доказали свою способность к руководству, поэтому их избрание не требуется.
Академия - это мозг нации, и её участие в управлении страной будет очень полезно. Директора-практики не позволят учёным увлекаться и «витать в облаках», будут их приземлять и, таким образом, они будут дополнять друг друга.
Естественно, что сроки сенаторства должны быть общепринятые, не более 2-х. Функции высшей и низшей палаты остаются, в основном, такими же, как сегодня, за некоторым отличием.
Сенат как верхняя палата опытных руководителей предлагает кандидатуру премьер-министра, который утверждается парламентом. При этом нужно принять закон, по которому отказаться от поста премьер-министра (и министров) можно по тем же причинам, что и от призыва в армию. То есть, если выбор пал на тебя - обязан служить Родине.
При определении сенаторов из производственников следует учитывать, что существуют различные по сложности успешные крупные предприятия, например, «Газпром», одно из самых богатых предприятий и, например, концерн по производству самолётов. Первое, хоть и богатое, но качает газ из земли и поэтому значительно проще устроено, чем последнее.
Можно сравнить функции Верховного Совета (сената) с функциями тренеров спортсменов. Тренер, в силу различных особенностей, сам не может достичь выдающегося результата, но имеет колоссальный опыт, аналитический ум и знания, которые позволяют это сделать. Таким образом, в результате симбиоза - спортсмена с хорошими физическими и моральными данными и грамотного тренера они побеждают в соревнованиях.
Верховный Совет - это более общие задачи, а парламент - это решение насущных проблем общества.
Премьер-министр и его кабинет должны заниматься внутренними проблемами экономического развития страны как руководитель отдельного успешного предприятия, который вникает во все сферы деятельности своего предприятия. Только в этом случае можно добиться успеха. Для этого премьер-министра нужно освободить от несвойственных функций, таких как представление страны на международной арене, управление силовыми структурами и т.д.
Парламент издаёт законы, логично было бы поручить ему контроль за их исполнением, то есть подчинить ему прокуратуру, надзор за судами, полицию, исправительные учреждения и т.д. В этом случае будет обратная связь: парламентарии будут чётко представлять, как работает тот или иной закон, что нужно сделать для усиления его эффективности. Поэтому совершенствование законодательства будет происходить гораздо эффективнее, а главное - быстрее.
Парламент принимает бюджет, утверждает правительство, принимает законы. Соответственно депутат для нормальной работы должен иметь необходимый комплекс знаний в этих областях. Так, для принятия бюджета необходимо знание, по крайней мере, экономики, политэкономии, бухгалтерии.
Для оценки деятельности правительства нужно очень хорошо представлять его функции. Без этого невозможно определить, подходит человек для должности министра или нет. Для успешной законотворческой деятельности необходимы юридические знания и умение анализировать состояние
законодательства в стране в целом. В противном случае невозможно определять «узкие места» и способы их разрешения.
Следовательно, для успешного функционирования в должности депутата у человека должен быть очень богатый багаж знаний и опыта, который имеется далеко не у каждого человека даже с высшим образованием. Наличие жизненного опыта также налагает ограничение по возрасту.
Таким образом, подытожив выше сказанное, можно сформулировать требования к депутатам. Это должен быть человек, умудрённый опытом (старше 30 лет), с высшим образованием, работающий в практической области и достигший значительных успехов.
Сегодня, вследствие существующей избирательной системы «один человек - один голос», недостатки которой рассмотрены ранее, люди голосуют за конкретную личность, нравящуюся им более других. А нравится им тот, кто чаще появляется на экране. Поэтому в сегодняшней Думе очень большое представительство спортсменов, деятелей культуры, шоу-бизнеса, артистов и т.д. Всё это, конечно, очень достойные люди, но какое отношение они имеют к управлению страной? Для этого у них нет ни опыта, ни знаний, ни способностей. Такое положение вещей, разумеется, на пользу делу не идёт.
Заключение
Предлагаемую в данной работе «дифференцированную демократию» следует рассматривать как основу, которую, как любое новшество, следует дорабатывать и совершенствовать. Но это значительно лучше, чем существующая сегодня «прямая демократия», так как позволяет прийти к управлению страной умным, компетентным людям, что является несомненным благом для всего общества в целом.
Принятие «дифференцированной демократии» следует только через референдум по схеме «один человек - один голос».
Голосование за «дифференцированную демократию» — это голосование на зрелость нации. Относится ли она к homo sapiens или нет.
В завершение следует отметить, что по различным судьбоносным для страны ситуациям необходимо проведение референдумов по старой схеме «один человек - один голос». Проведение референдумов по этой схеме значительно уменьшит протестные настроения населения. Список использованной литературы:
1. Аристотель /Политика -М.: РИПОЛклассик, 2017.
2. Всеобщая декларация прав человека. Статья 21. Минск, «Аналфея». 2016.
3. Лекторский В.А. Зачем нужна сегодня философия. // Вопросы философии. 2017.№7. с.140-146.
4. Московский Государственный Социально-гуманитарный институт. Проблема эгоизма в работах З. Фрейда. Е.В. Омельченко// Практическая психология образования XXI века: развитие личности в образовании. Сборник научных статей и материалов XII-ой Всероссийской научно-практической конференции. - Коломна. 2014.-с.91-99.
5. Нерсесянц В.С. Философия права: либертарно-юридическая концепция.// Вопросы философии.2002. №3. с.3-15.
6. Николо Макиавелли. Государь. Искусство стратегии / Николо Макиавелли: [пер.с итал.].- М.: Эксмо; СПб.: Миргард, 2007.
7. Платон /Государство - М.: издательство АСТ,2016.
8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для вузов /В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.- 4-е изд., перераб. и доп. - М.: АспектПресс,2003.
9. Серегин А.В. Юридическая критика современной теории демократии. / А.В. Серегин // Юридические записки. -2013. - №1,-с.17-26.
10.Симонян Р.Х. Кризис либерально-рыночной модели глобализации // Вопросы философии. 2018. №8. с.16-25. Тихомиров Л.А. Критика демократии; Статьи из журнала «Русское обозрение», 18921897гг./ Л.А. Тихомиров; сост., вступ.ст., коммент. М.Б. Смолина. - М.: Журн.»Москва», 1997.
11.Солоневич И.Л. Белая Империя. / И.Л. Солоневич. М.: «Москва».1997.
12.Энгельс, Ф., Карл Маркс «К критике политической экономии» /Ф. Энгельс // К. Маркс. Сочинения в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - изд.2-е.-М.,1959. - Т.13.- С.489-499.
13.Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (этика с позиции эволюционной генетики человека)// Новый мир, 1971. - №10. с.193 -213.
© Солдаткин В.М., 2024
Солдаткин Вячеслав Михайлович
Г. Минск, РБ
ВОЗМОЖНА ЛИ ПОБЕДА КОММУНИЗМА?
Аннотация
Попытки создания справедливого общества, где все люди были бы счастливы, предпринимались человечеством с незапамятных времен. Наиболее четко демократические принципы были сформулированы в Древней Греции, затем в Древнем Риме, наконец, во Франции и России. Однако, попытки построения коммунистического общества в России, а затем и в других странах, потерпели крах. Причина неудач кроется в идеалистических представлениях теоретиков коммунизма, считавших людей «чистым листом бумаги», на котором можно написать всё что угодно, аналогично сегодняшним компьютерным программам. Тем не менее, человек - это не бездушная машина, а живое биологическое существо, к которому применимы все биологические законы. Человеческое общество - это совокупность различных людей со всеми их плюсами и минусами, и без наук, их изучающих, построение справедливого общества невозможно.
Ключевые слова:
демократия, справедливое общество, критика коммунизма, капитализм, общество потребления, социализм, биологические законы, генетика, счастье, дифференцированная демократия.
Soldatkin Vyacheslav M.
Minsk, Belarus
IS THE VICTORY OF COMMUNISM POSSIBLE?
Abstract
Attempts to create a just society where all people would be happy have been made by humanity since time immemorial. The first state to define democratic principles in the most clear way was Ancient Greece, which was followed by Ancient Rome, and finally, by France and Russia. However, attempts to build a communist society (first, in Russia, and subsequently, in other countries) failed. The reason for the failures lies in the idealistic ideas of the communist theorists, who considered people to be a "blank sheet of paper" on which anything can be written, pretty much the way today's computer programs are written. However, a