Научная статья на тему 'КОММУНИЗМ КАК БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА'

КОММУНИЗМ КАК БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
813
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИЗМ / СОЦИАЛИЗМ / КАПИТАЛИЗМ / ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВО / ПРОГРЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляков А. Ф.

Статья посвящена феномену коммунизма как идеальной организации социума в условиях всеобщего равенства, справедливости, обеспеченности и комфорта. Целью статьи является обоснование принципов построения такого общества на основе законов существования физического мира. Автор полагает, что не востребованность коммунистической идеи в наше время - следствие не совсем удачной попытки реализации ее на первой ступени социализма. Несмотря на декларацию теоретиками коммунизма концепции материалистического понимания мира как иерархии единства экономической базы и идеальной надстройки, практика воплощения ее на примере бывшего социалистического общества показала, в конечном счете, негативный результат по причине повсеместного превалирования идеологии. В процессе размышления автор приходит к выводу о реальности построения в будущем коммунистического общества со всеми его принципами как осуществление мечты человечества о достойной жизни. Однако главный акцент ставится не на воспитание нового человека, хотя данный аспект и признается немаловажным, а в первую очередь, на создание соответствующей экономической базы коммунизма, основанием которой будут служить достижения технического прогресса высокого уровня, способствующего воплощению второй части коммунистического лозунга - «каждому по потребностям». Кроме того, важным фактором существования коммунистического общества будущего автор полагает нивелирование национальных и религиозных признаков, которые часто становятся причиной вражды между народами, как в прошлом, так и в настоящем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNISM AS THE FUTURE OF HUMANITI

The article is devote to the phenomenon of сommunism, witch is the ideal organization of society under the conditions of equality, justice, wealth and comfort. The purpose of the article is to show the basis for the principle of establishing such a society in accordance with the law of the physical world. In the author's opinion, the idea of communism is no necessary in today's times because it failed at the first stage of socialism. Although theorists of the communism manifested the materialist world outlook, it has produced negative results in practice, because of the supremacy of ideology. In addition, the education of people with altruism tendency and collectivism spirit runs counter to the leaders cultivated in other values. This leads to the inconsistency between theory and practice. Therefore, in the early days of the Soviet regime, the leadership of the party had great privileges and preferences. The author concludes that it is possible to establish a communist society with all principles in the future in order to realize the dream of human decent life. However, the focus is not to foster the new people, although it is very important, but on building a good economic foundation. It will be based on the realization of a high level of technological progress and will realize the second part of the Communist slogan "each according to his need". Under the condition of fully realizing the mechanization of labor, only the so-called active minority groups are always necessary. Their inventions and discoveries have promoted always the development of human civilization. In the author's view, the disappearance of state and religion will be an important factor in the establishment of a communist society in the future. This is the main cause of war between people in the past and the present.

Текст научной работы на тему «КОММУНИЗМ КАК БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

УДК 008

Поляков А. Ф.

доктор культурологии, доцент, профессор института музыки, кино и телевидения Чанчжоуского университета, г. Чанчжоу, провинция Цзянсу, Китай.

КОММУНИЗМ КАК БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Аннотация

Статья посвящена феномену коммунизма как идеальной организации социума в условиях всеобщего равенства, справедливости, обеспеченности и комфорта. Целью статьи является обоснование принципов построения такого общества на основе законов существования физического мира. Автор полагает, что не востребованность коммунистической идеи в наше время - следствие не совсем удачной попытки реализации ее на первой ступени социализма.

Несмотря на декларацию теоретиками коммунизма концепции материалистического понимания мира как иерархии единства экономической базы и идеальной надстройки, практика воплощения ее на примере бывшего социалистического общества показала, в конечном счете, негативный результат по причине повсеместного превалирования идеологии.

В процессе размышления автор приходит к выводу о реальности построения в будущем коммунистического общества со всеми его принципами как осуществление мечты человечества о достойной жизни. Однако главный акцент ставится не на воспитание нового человека, хотя данный аспект и признается немаловажным, а в первую очередь, на создание соответствующей экономической базы коммунизма, основанием которой будут служить достижения технического прогресса высокого уровня, способствующего воплощению второй части коммунистического лозунга - «каждому по потребностям».

Кроме того, важным фактором существования коммунистического общества будущего автор полагает нивелирование национальных и религиозных признаков, которые часто становятся причиной вражды между народами, как в прошлом, так и в настоящем.

Ключевые слова:

коммунизм, социализм, капитализм, общество, культура, государство, прогресс.

Alexander F. Polyakov

Dr. Sc. (Cultural studies), Associate Professor, Professor of the Institute of Music, Film and Television of Changzhou University, Changzhou, Jiangsu Province, China.

COMMUNISM AS THE FUTURE OF HUMANITI Annotation

The article is devote to the phenomenon of сommunism, witch is the ideal organization of society under the conditions of equality, justice, wealth and comfort. The purpose of the article is to show the basis for the principle of establishing such a society in accordance with the law of the physical world. In the author's opinion, the idea of communism is no necessary in today's times because it failed at the first stage of socialism.

Although theorists of the communism manifested the materialist world outlook, it has produced negative results in practice, because of the supremacy of ideology.

In addition, the education of people with altruism tendency and collectivism spirit runs counter to the leaders cultivated in other values.

This leads to the inconsistency between theory and practice. Therefore, in the early days of the Soviet regime,

the leadership of the party had great privileges and preferences.

The author concludes that it is possible to establish a communist society with all principles in the future in order to realize the dream of human decent life. However, the focus is not to foster the new people, although it is very important, but on building a good economic foundation. It will be based on the realization of a high level of technological progress and will realize the second part of the Communist slogan "each according to his need".

Under the condition of fully realizing the mechanization of labor, only the so-called active minority groups are always necessary. Their inventions and discoveries have promoted always the development of human civilization.

In the author's view, the disappearance of state and religion will be an important factor in the establishment of a communist society in the future. This is the main cause of war between people in the past and the present.

Keywords:

communism, socialism, capitalism, society, culture, state, progress.

Введение

Идея совершенного общества занимала умы ученых в течение многих веков человеческой цивилизации. Известны высказывания древнегреческого философа Платона о типах государственного устройства, критике демократии, нередко приводящей к извращенной форме проявления свободы и впоследствии закономерно трансформирующейся в тиранию, предпочтении им политии - одного из самых трудно постижимых умений управлять людьми во благо существования социума [4]. Вместе с тем обоснование философом структуры идеального государства в виде трех сословий: правителей, воинов и трудящихся (ремесленников и крестьян) - отражает, на наш взгляд, систему каст индийского общества, выход из которых крайне затруднителен, а большей частью и не возможен. В этом случае вполне уместна мысль о соблюдении так называемой золотой середины, когда человеку нельзя все запрещать, но и нельзя все разрешать во благо соблюдения паритета индивидов.

В соответствии с пониманием, что каждый человек - дитя своего времени, вполне закономерна критическая оценка взглядов философов прошлых эпох на вопросы государственного устройства, общественные отношения, социальные статусы. Однако современная жизнь, судя по сложившимся социокультурным реалиям, подтверждает устоявшийся принцип о новом, как хорошо забытом старом, поэтому мысли философов о нашем бытии остаются весьма своевременными и актуальными.

К настоящему времени уже сформулированы общественно-экономические формации от Античности до наших дней, мировое сообщество на практике ознакомилось с принципами капиталистических и социалистических отношений. Некоторые страны в лице собственных правителей выбрали относительно приемлемый путь развития в рамках одной из систем или их возможной комбинации. Впервые в мире бывшими советскими людьми приобретен практический опыт в познании сущности социализма и капитализма, сформировался личностный подход к преимуществам и недостаткам данных систем.

Несмотря на то, что в истории развития коммунистических идей были многократные попытки теоретического обоснования организации справедливых обществ, начиная с упоминания о так называемом первобытном коммунизме, его христианско-религиозных концепциях в Средневековье, идеологии гуманизма XVI-XVII вв., светских подходов в эгалитарном коммунизме буржуазных революций XVII -XVIII вв. и заканчивая утопическим коммунизмом начала XIX в., наиболее состоятельная теория «научного коммунизма» была разработана немецкими учеными К. Марксом и Ф. Энгельсом, получившая дальнейшее развитие в трудах российского лидера Коммунистической партии В.И. Ленина, успешно применившего ее на практике в условиях отдельно взятой страны [6].

Основное содержание

Коммунизм (лат. сommunis - общий) является мировоззренческой позицией, отражающей взгляды группы людей на потенциальное устройство совершенного с их точки зрения общества, для которого характерно наличие «бесклассового общественного строя с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества... < >... и осуществится великий принцип "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям"» [5].

Известно, что в СССР как такового коммунизма не было. Социалистическое государство, основанное большевистской партией согласно идеологии марксизма-ленинизма, лишь провозглашало своей целью его построение. Социалистический лозунг «от каждого - по способностям, каждому - по труду» вполне адекватно отражал принцип построения общества социализма, в котором наряду с добровольно-принудительным общественным трудом широко применялись товарно-денежные отношения. Коммунистический же лозунг «от каждого - по способностям, каждому - по потребностям» подразумевал отсутствие денег как способа обмена материальными ценностями, принятого при социализме. Основной акцент ставился на воспитание нового человека с альтруистическими наклонностями и коллективистским духом, способного к познанию радости в процессе трудовой деятельности. В результате такого подхода труд переставал быть принуждением, а скорее добровольным волеизъявлением. (Кстати сказать, в будущем при полной механизации и роботизации труда, и как следствие всеобщей безработицы, труд действительно будет желанным, но для активного меньшинства).

«Различие между социализмом и коммунизмом», отмечал В.И. Ленин, - «определяется степенью их экономической, политической и культурной зрелости... < >. То, что обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм» [1, с.98]. По причине такого смешения терминов «социализм» и «коммунизм» происходило, на наш взгляд, их недопонимание, несмотря на наличие устоявшихся лозунгов, четко определяющих основополагающие принципы каждой системы. Вот почему весь западный мир в свое время и ополчился против «коммунистической угрозы», хотя, в сущности, это было всего лишь наступление социализма, в котором, как упоминалось выше, ещё широко применялись товарно-денежные отношения, отсутствовала всеобщая механизация труда, превалировала уравниловка ввиду слабой экономики. Поэтому люди, склонные к личному обогащению и сопутствующим ему не вполне позитивным наклонностям, всячески противодействовали распространению этого общественного строя. Однако, по мнению автора, многие хотели бы жить при подлинном коммунизме, согласно его лозунгу, ибо у них способности на копейку, а потребности на рубли.

Известно, что ленинское определение коммунизма не ограничивалось наличием советской власти и диктатуры пролетариата, но и подкреплялось обязательной электрификацией всей страны как важного этапа в развитии промышленности того времени, начальной экономической базы будущего коммунизма. Условием существования такого общества, с точки зрения В.И. Ленина, становится изобилие материальных и духовных благ. Вместе с тем он отмечал следующее: «Какими этапами, путем каких практических мероприятий пойдет человечество к этой высшей цели, мы не знаем и знать не можем» [Там же, с. 99]. Это еще раз подтверждает тезис о принадлежности каждого человека своему времени, способах его мышления, исходя из реалий бытия. Сейчас уже нет того массового пролетариата и крестьянства, на которых рассчитывали теоретики коммунизма и вождь революции. Благодаря техническому оснащению способов производства место трудового народа прочно заняли так называемые белые воротнички и немногочисленные фермеры.

Безусловно, что уровень технического развития начала XX в. был крайне низок в связи с преобладанием ручного труда, и первым шагом к совершенству стала его механизация на основе паровой тяги, двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя. Последующая роботизация современного производства, в основе которой лежит создание искусственного интеллекта с его широкими возможностями, а также использование виртуального пространства Интернет обусловили революционные преобразования в социокультурной жизни.

Только в наше время полной механизации и частичной роботизации труда создались предпосылки для удовлетворения основных жизненных потребностей людей, хотя бы в пище и одежде. Перепроизводство товаров первой необходимости, в отличие от реалий прошлого века, становится очевидным фактом. Заметно изменились в лучшую сторону заявленные нормы общежития в квадратных метрах на человека, несмотря на отсутствие еще их полной реализации на практике. Технический прогресс благотворно повлиял на развитие здравоохранения, что способствовало успешному лечению многих

болезней и тем самым увеличению продолжительности жизни. В настоящее время существуют примеры материальной поддержки населения (в преддверии лозунга «.каждому по потребностям») не только по причине старости, нетрудоспособности, но и в результате потери работы или ее отсутствии.

Вместе с тем следует отметить, что даже современный уровень технических условий существования социума не способен служить экономической базой потенциального коммунизма ввиду еще неэффективной энергетической оснащенности, рисков планетарного масштаба в виде разного рода катаклизмов. Человечество еще зависит от природных изменений, не способно управлять климатом, что вызывает непосредственную угрозу сельскому хозяйству. Использование природных ископаемых - угля, нефти и газа создает проблемы экологии, атомная энергетика не является достаточным условием гарантии защищенности. Культура как специфическая форма бытия человека, его искусственная среда обитания еще не превалирует над природой, хотя начавшаяся тенденция к этому уже наблюдается.

Благостному восприятию повседневности не способствует и современный капиталистический принцип рыночных отношений, когда человек становится в лучшем случае конкурентом другому не только в плане ведения бизнеса, но и в условиях растущей безработицы, когда позитивно воспринимаемая массами идеология альтруизма и коллективизма не подкрепляется на практике. Лишь достаточно развитая экономическая база социума позволит удовлетворить все его потребности, ограничивая тем самым проявления разного рода крайне негативных поступков. Как говорят: сытый зверь не так страшен.

По мнению экономистов, полная механизация и роботизация труда в будущем полностью вытеснит массы людей из производственных отношений, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве, оставив им лишь сферу услуг, направленных в основном на соматический аспект в попытках самореализации, в чем мы и убеждаемся в реальной жизни. Чрезмерное внимание к этому способствовало появлению не только сети вполне заслуживающих позитивной оценки разного рода спортивных клубов и физкультурных секций, но и неоднозначных манипуляций в искусственном преображении внешности людей, следствием которых стало, например, наращивание волос, ресниц, ногтей, вычурные татуировки и пирсинги, искусственное увеличение телесных объемов для придания сексуальной привлекательности.

Особый размах приобрело производство бижутерии и парфюмерных изделий, доходы от которых, по оценкам специалистов, превышают даже привычные нам показатели прибыли нефтяных и газовых монополий. Вполне вписался в современные условия и рынок фармакологии, поражающий воображение не только богатством многократно дублирующего ассортимента, но и прейскуранта на каждый вкус и кошелек.

Нельзя обойти вниманием и сферу массовой культуры, в частности, телевидение, Интернет и поп-музыку, в которых развлечение во всех его проявлениях поставлено на широкий поток. Несмотря на тематическое разнообразие телевизионных программ по интересам, в целом конструктивно-созидательными, на наш взгляд, остаются «Культура» «Спас» и ОТР, освещающие проблемы внутренней жизни страны, ее технические и художественные достижения, вопросы духовно-нравственного воспитания и образования. По многим другим каналам транслируются, как правило, телесериалы в основном криминального содержания, разного рода ток-шоу политической и семейно-бытовой направленности, а также современное музыкальное народное творчество, представленное невыразительными образцами мелодекламаций нередко в клиповом варианте.

Безусловно, ничто человеческое нам не чуждо, но надо признать, что воспитательный фактор в российском обществе не в почете, да и кого воспитывать - индивидуалистов, хорошо адаптирующихся к реалиям рыночных отношений, или тотальных толерантов с безразлично-равнодушным отношением к людям, проблемам имущественного неравенства в обществе и произволу власть имущих? Неслучайно в социальных сетях нередко слышны мнения о бесполезности многих учебных предметов в школах и вузах, которые направлены на знания вообще, но не обучают практике жизни как зарабатывать деньги и приумножать богатство.

Известно, что в обществе капитала, будь то крупные монополии, средний или мелкий бизнес, все люди делятся на хозяев и наемных работников, где последние часто становятся заложниками кабальных условий. (Даже в бюджетной сфере при чрезмерном усилении роли руководящего звена, вернее попустительстве сверху, наблюдается подобная расстановка, что нередко провоцирует хищение, «распил»

государственных денег в огромных масштабах, чему мы все стали свидетелями в последнее время).

Еще в начале прошлого века В.И. Ленин дал меткую характеристику трем основным типам духовного рабства, обличая «культурных лакеев помещичьего класса» в лице беспартийных демократов (сегодня мы сказали бы - либералов). В критической статье «Памяти графа Гейдена» он отмечает: «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам» [2, с. 40]. Актуальность такого ленинского вывода присуща, по мнению автора, и нашей капиталистической действительности вследствие сложившейся системы неравенства, социального расслоения по имущественным признакам в результате частной собственности на средства производства в социокультурном пространстве российского общества, имевшего опыт иных взаимоотношений в политико-экономической жизни.

Исключительные возможности для самореализации появились у всех групп населения в пространстве виртуальной реальности Интернета. Отсутствие цензуры по морально-нравственным и качественным критериям открыло широкие возможности разного рода блогерам и комментаторам, демонстрирующим плюрализм мнений, свободу суждений нередко вопреки правилам этических норм.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время по объективно техническим причинам основная масса людей сосредоточена в сфере услуг в роли их производителей и потребителей. Вместе с тем в результате неблагоприятной ситуации в мире, в частности связанной с пандемией коронавируса, и, как следствие, замедления производства материальных благ, открываются истинные приоритеты, выявляется особое значение реальной экономики как фундамента социокультурной жизни людей, о чем в свое время справедливо утверждали философы-материалисты и марксисты-ленинцы. Только на материальной основе строится так называемая духовная надстройка, исходя из двойственной природы человека, в которой биологический способ существования имеет определяющее значение.

Как вид человечество в массе своей не соответствует и скорее не будет соответствовать эталону всесторонне развитой духовной личности - строителя коммунизма ввиду превалирования в нем биологической природы. По правилам существования нашего физического мира ему свойственен психобиологический принцип бытия живых организмов. Неслучайно во избежание грубости во взаимоотношениях людей при так называемом законе джунглей был найден способ его частичного нивелирования путем определения морально-этической и духовно-нравственной парадигмы поведения, что широко отражено в религиозных и традиционных нравоучениях. Однако при неблагоприятных условиях, угрозе существования индивиду биологическое начало часто берет верх, способствуя элементарному выживанию.

В истории есть немало примеров и самопожертвования людей во имя будущих поколений, и животного эгоизма в пользу собственного благополучия. Даже в догматике мировых религий краеугольным камнем является спасение собственной души, и не как иначе. Для этого и прописана любовь к ближнему и разного рода благовидные поступки, если рассматривать нашу действительность в качестве исключительно воспитательной среды с целью совершенствования души для ее последующего существования в тонком мире. Вместе с тем милосердие и сопереживание отнюдь не являются прерогативой человека, это нередко распространено и среди животных, но в пределах допустимого согласно законам физического мира.

Безусловно, во все времена были высокодуховные личности как путеводные звёзды для человечества, каковыми считаются, например, основатели мировых конфессий, знаменитые философы прошлого, религиозные сподвижники, но их насчитывались единицы. Даже так называемое активное меньшинство, усилием которого осуществляется социокультурный прогресс в науке, технике, искусстве, составляет незначительную часть от общей массы человечества, однако огромное влияние и польза его творчества неоспоримы.

Следуя логике, возможно утверждение, что весь наш мир исключительно материальный, состоит, как из грубой физической, так и тонкой материи, представленной разного рода энергетическими полями, за счет которых работают все технические приборы и современные гаджеты. Лишь для контраста и лучшего

понимания так называемая тонкая материя обозначена нами духовным миром. Виртуальное пространство Интернета также является по сути тонкой материей, энергетической субстанцией аналогично человеческой мысли, обретающей материальность за счет нейронных связей. Даже наши души, согласно проведенным экспериментам, по всеобщему согласию представляют собой сгусток энергии, имеющий определенный вес в несколько граммов. Ни для кого не секрет, что, подражая окружающей реальности, был изобретен двигатель внутреннего сгорания, действующий по принципу работы человеческого организма, а компьютер является копией функционирования нашего мозга. И создание искусственного интеллекта в виде антропоморфных роботов - наглядный тому пример. Как определить грань достоверности того или иного человека в результате, например, трансплантации внутренних органов, обеих конечностей и даже лица? Действительно, чудеса технического прогресса.

Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что наряду с существованием жизни в мире физической материи, не исключена таковая и в ее тонких проявлениях, и это не входит в противоречие с религиозными воззрениями людей на общую картину мира, облик которого весьма многообразен. Поэтому у автора и не вызывают категорического отрицания ссылки на наличие неких энергетических сущностей иерархического порядка в догматиках мировых религиозных учений.

Такое, казалось бы, отступление от заявленной темы статьи неслучайно, так как, на наш взгляд, вопрос государственного устройства в разных его общественно-экономических формациях, и, в частности, потенциальной коммунистической, всецело подчиняется закону нашего физического мира. И несмотря на двойственную природу человека, преобладающим в ней все-же является биологическое начало. Поэтому и построение коммунистического общества в первую очередь зависит от его экономического развития, современный уровень которого еще не достаточен ввиду ограниченности, как энергетического обеспечения, так и научно-технического потенциала.

Духовно-нравственное воспитание без опоры на материальные ресурсы, как показала практика, обречено на неудачу. Действительно, были в нашей истории примеры воспитания нового человека коммунистических взглядов и убеждений применительно к молодежи 30-х годов, большая часть которой погибла в первые годы Великой Отечественной войны, что позднее негативно отразилось в процентном отношении морального облика граждан советского общества, разочаровавшихся в коммунистической идее под воздействием нескончаемых тягот повседневной жизни. Замечено и документально зафиксировано, что во время ослабления атеистической пропаганды в условиях военного времени службы в храмах посещало не только старшее поколение, но и много молодежи вопреки, казалось бы, ее успешному атеистическому воспитанию.

Недальновидная политика в обязательной партийности руководящих кадров в свое время породила увеличение в ее рядах разного рода приспособленцев, откровенных карьеристов, которым нередко была свойственна профессиональная некомпетентность, что и стало одной из главных причин распада Советского Союза, а вместе с ним и завоеваний социализма, его позитивной социально направленной политики.

Несмотря на декларацию теоретиками коммунизма концепции материалистического понимания мира как иерархии в единстве экономической базы и идеальной надстройки, практика воплощения ее на примере бывшего социалистического общества показала, в конечном счете, негативный результат по причине повсеместного превалирования идеологии над базисом, который был в первой половине XX века еще слабо развит. Поэтому вся система держалась скорее на принуждении, чем свободном волеизъявлении. В соответствующем порядке органы ГПУ, НКВД, КГБ надежно охраняли «диктатуру пролетариата», изолируя граждан либеральных взглядов вначале путем расстрелов и арестов, позднее помещением в специальные «лечебницы» или высылкой из страны.

Вторая половина века отличалась неверием масс в идеалы коммунизма из-за элементарного отсутствия товаров первой необходимости, определяющих достойный уровень существования, вопреки успешному развитию в стране тяжелой промышленности, космического и военного комплексов. Люди жили, довольствуясь позитивными сторонами социализма, но с оглядкой на преуспевающий в материальном плане Запад. В этом смысле можно отметить дальновидную политику правительства Китая

в изменяющихся геополитических условиях вследствие развития технического прогресса, введение им реальной рыночной экономики на базе социализма, что в свое время практиковалось в нашей стране в короткую эпоху НЭПа двадцатых годов.

В международном научном дискурсе коммунистическая идея утратила свои ведущие позиции вследствие ряда факторов: развал СССР и организация в его бывших республиках капиталистического строя; изменение курса политико-экономического развития Китая, в котором приоритетом становится уже не построение коммунистического общества как такового, а элементарное повышение уровня жизни своих граждан; Социалистическая республика Куба начинает вводить рыночные отношения; в Социалистической республике Вьетнам идет процесс либерализации и перехода к рыночным формам регулирования (в этом суть политики обновления), хотя всё это гораздо медленнее и осторожнее, чем в странах Восточной Европы

[3].

Лишь КНДР (Корейская Народная Демократическая Республика) показывает не лучший пример социалистического общества в его самодержавно-феодальном варианте.

Заключение

Несмотря на общую негативную ситуацию в политическом левом движении, автор все же полагает построение коммунистического общества со всеми его принципами в будущем как осуществление мечты человечества о справедливости и достойной жизни. Однако главный акцент при этом ставится не на воспитание так называемого нового человека, хотя данный аспект и признается немаловажным, а в первую очередь на создание соответствующей экономической базы коммунизма, основанием которой будут служить достижения технического прогресса высокого уровня, способствующего осуществлению главной части коммунистического лозунга - «каждому по потребностям». В условиях полной механизации и роботизации труда востребованным (способным) окажется лишь активное меньшинство, которое во все века своими изобретениями развивало человеческую цивилизацию на разных ее уровнях.

Таким образом, коммунистическое общество будущего - это общество высокого технического развития, в котором осуществится полное материальное обеспечение массы людей, удовлетворение всех их потребностей, нивелирование негативных биологических притязаний, что станет основой для последующего духовного развития. Как было отмечено выше, в свое время марксисты-ленинцы полагали основой общества его материальную базу, на которой возвышается духовная (идеальная) надстройка, что вполне соответствует законам нашего физического мира. Безусловно, что в мире тонкой материи главенствует дух, поэтому неслучайно говорят о людях высокой духовности, что они не от мира сего.

По мнению футурологов, управлять коммунистическим обществом будет компьютерная система, исключающая предвзятость, свойственную человеку, его склонность к властолюбию, да и необходимость в государстве отпадет, о чем в свое время писал В.И. Ленин. И тогда не будет условий для проявления «вожделенности млекопитающего в борьбе за территорию и доминирование в стае». (Кстати сказать, широко известны привилегии и льготы у бывшей партийной номенклатуры и их семей. Еще на заре советской власти у них уже были свои больницы, школы, детские сады, курорты и дома отдыха. Партийная верхушка имела специальное снабжение, в то время как трудовой народ терпел лишения, она начала построение коммунизма для себя как избранного сословия).

Примеры начавшейся унификации мы можем наблюдать в современной массовой культуре, которая охватывает все сферы нашей жизни. Такая тенденция свойственна молодежи всех стран, которая, благодаря разного рода гаджетам, уже отличается единообразием в оформлении своей внешности, предпочтениях, привычках поведения. Причиной тому стала глобализация современного мира, проявляющаяся в многочисленных международных контактах в сфере торговли, искусства, рамках учебы, работы и туристических вояжей.

Кроме того, развитие в сети Интернет поисковых систем Yandex, Rambler, Google и др., а также установка приложений - бесплатных мессенджеров Skype Viber, What's App, WeChat способствовали заметному улучшению средств коммуникации. Мир постепенно становится единым, и не только в виртуальном пространстве, а это уже первый шаг к планетарной коммуне. Если еще и продолжаются разного рода конфликты, причиной тому служит элементарное отсутствие материального обеспечения

людей, разделение их по национальному и религиозному признаку. Поэтому глобальная миролюбивая политика, по мнению автора, должна строится исходя из постепенного преодоления данных факторов, и это вполне решаемая задача в отдаленной перспективе. Список использованной литературы:

1. Ленин, В.И. Государство и революция /Полн. собр. соч., т. 33. - М.: Изд-во Политической литературы, 1969. - С. 98.

2. Ленин, В.И. Памяти графа Гейдена // Полн. собр. соч., т.16. - М., 1973. - С. 40.

3. Особенности политического режима в Социалистической Республике Вьетнам [Электронный ресурс ]Режим доступа https://studbooks.net/566973/politologiya. Дата

обращения 18.10.20.

4. Платон. О государстве. Книга 8. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ufacom.ru/~ihtik/ Дата обращения 20.10.20.

5.Словарь иностранных слов. - М., 1989. - 624 с.

6.Теория научного коммунизма [Электронный ресурс] Режим доступа: https://work- way.com/blog/2014/12/02/ Дата обращения 03.11.20.

© Поляков А.Ф., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.