Pedagogy
УДК 37.01
Воздействие факторов разного уровня на процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в современной поликультурной вузовской среде
Данная статья посвящена изучению процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов, которые следует рассматривать как конкретно-историческое явление, тесно связанное с экономическими, политическими, социокультурными и национально-региональными особенностями. По мнению авторов, задача вуза состоит в обеспечении социальной зрелости студентов, самоопределения личности в культуре и выработки на этой основе её жизненной позиции.
I Ключевые слова: социализация, личность, культура, образование, базовый компонент, знание, умение, ценность, процесс, общение, приоритет.
M.I. Balikova, V.P. Rubayeva, L.M. Deliyeva
Effects of different level factors on the formation of moral and value priorities of the students in the modern multicultural university environment
Abstract
The article deals with studying the process of forming moral values of students, which should be considered as a certain historical phenomena, closely connected with economical, political, socio-cultural, national and regional peculiarities. The task of the higher educational establishment is to provide social maturity of students, self-determination of a personality and forming its stand in life on this basis.
Keywords: education, personality, communication, knowledge, culture, value, socialization, process, basic component.
Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов следует рассматривать как конкретно-историческое явление, тесно связанное с экономическими, политическими, социокультурными и национально-региональными особенностями. Прежде всего, это процесс многофакторный, динамичный, изменчивый, длительный: в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность процесса; его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро
обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Это определяет содержание и цели нравственно-эстетического воспитания, приоритетные методы и приемы формирования личностно-ценностных приоритетов, духовного развития личности.
Проблема формирования ценностных ориентаций интересовала философов, психологов, педагогов еще с давних времен и всесторонне рассматривалась во многих исследованиях, относящихся к разным историческим периодам (Сократ, Платон, Аристотель, Ф. Бэкон,
Педагогика
Т. Гоббс, И.Г. Фихте, И. Кант, Г. Гегель и др.). Предметом философского осмысления категория «нравственные ценности» в отечественной науке стала с 60-х годов XX столетия, когда возрос интерес к проблемам человека, морали, гуманизации общественной жизни на основе нравственно-ценностных приоритетов. Духовно-нравственные ценности в качестве основы гармонично развитой личности отражены в трудах русских и иностранных философов: С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, В.Г. Белинского.
Одна из важнейших задач современной системы высшего профессионального образования - выявление закономерностей воспитания новой личности, руководствующейся в своем поведении и отношении к действительности определенной системой нравственно-ценностных ориентаций. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» значительно расширяется пространство деятельности учреждения высшего
профессионального образования: ему предписывается формирование инициативной, нравственной, предприимчивой, самостоятельной личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, открытой для постоянного самообразования, готовой к новациям и изменениям, способной свободно самоопределяться в культурном пространстве ценностей, разрабатывать и реализовывать вышеобозначенную стратегию. Вуз, как социальный институт, должен готовить высококвалифицированного специалиста, способного продуктивно жить в современном мире; закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранять, развивать и транслировать духовное наследие.
Организуя процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов в современной поликультурной вузовской среде, необходимо помнить об одновременном воздействии факторов разного уровня: глобальных (проблемы войны и мира, медицинские, научно-технический прогресс и др.); социальных (политические, экономические, культурные); региональных (условия конкретной местности); факторов микросреды (улица, двор, семья, ближайшее бытовое окружение и т. д.); экологических (природные явления, катаклизмы т. д.); условий конкретного вуза, факультета и группы; особенностей членов педагогического коллектива (их мастерство, личностные качества); внутреннее состояние самого студента и др. Механизмы и характер взаимодействия этих факторов, влияющих на развитие личности, неоднозначны.
Большинство ученых-педагогов и психологов (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, В.Е. Весна, Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Л.И. Маленкова, В.И. Мансакова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Э. Фромм, К. Хорни, Э.В. Чудновский, Э. Эриксон, К.
Юнг, и др.) единодушны в том, что необходимым условием в достижении жизненного самоопределения личности становится формирование ценностных ориентаций, поскольку именно в них фиксируются нравственные нормы и этические правила.
В настоящее время идет многосторонний интенсивный поиск основополагающих подходов к новой стратегии процесса воспитания в целом, и нравственно-ценностного в частности. Теоретическое обоснование новой парадигмы формирования нравственно-ценностных приоритетов происходит на стыке современного знания из областей многих наук и направлений педагогики: философии воспитания, психологии воспитания, педагогической
культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий. Такой подход позволит решить первостепенную задачу, стоящую перед системой высшего профессионального образования - совершенствование нравственного формирования личности студента.
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса нравственного воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов. Различные авторы в понятие «нравственно-ценностные приоритеты» вкладывают различные представления, что, естественно, приводит к неопределенности сущности и содержания таких понятий, как «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «гуманистические ценности», «мораль», «духовные ценности» и другие.
Этот интерес закономерен в условиях кардинального пересмотра взглядов на воспитанника, который воспринимается не просто как личность, наделенная определенным набором качеств для выполнения социальных функций, а как целостный человек, обладающий свойствами более высокого порядка, включенный в живую ткань культуры, являющийся неотъемлемой частью окружающего его мира, ориентированный на высшие ценности бытия.
К настоящему моменту имеется ряд исследований, обращенных к процессу формирования нравственно-эстетических ценностей, духовной культуры будущих специалистов в высшей школе. Обоснованию общих закономерностей воспитания в условиях высшей школы посвящены труды B.C. Библера,
З.К. Каргиевой, И.С. Кона, В.Г. Максимова,
A.B. Мудрик, В. А. Сластенина, В.Н. Столетова, Б.А. Тахохова, Е.Н. Шиянова и др. Рассмотрены отдельные стороны духовной культуры специалиста (Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, М.М. Мукамбаева,
B.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.).
Задача гуманизации высшего профессионального образования, то есть приобщения студентов к
50 Интерактивная наука | 1 • 2016
Pedagogy
культурному наследию и духовно-нравственным ценностям своего и других народов, как полагают некоторые ученые, может решаться в процессе изучения иностранного языка, так как компетентность современного специалиста определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Вопросам о роли иностранного языка в воспитании нравственности студентов высшей школы посвящены исследования В.Д. Боголюбова, Е.М. Верещагина, О.С. Журавлевой, В.Г. Костомарова, И.В. Саванович, К.Ч. Талбакова, Г.А. Юзликаевой и др.
Анализ работ вышеперечисленных авторов свидетельствует о том, что проблема формирования нравственно-ценностных приоритетов у будущих специалистов многоаспектна и требует комплексного исследования. Вместе с тем на современном этапе прослеживается отставание процесса формирования духовно-нравственных ценностей и приоритетов у студентов вуза от потребностей общества. Задача вуза состоит в том, чтобы обеспечить социальную зрелость студентов, самоопределение личности в культуре и выработку на этой основе её жизненной позиции. Именно культура, её виды должны составлять базовый компонент- ядро содержания современного образования. Поэтому можно согласиться с Е.И. Пассовым в том, что в качестве целей при
изучении иностранного языка в вузе в настоящее время должно выступать не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь прагматичные знания, навыки и умения, а образование личности. Эта переориентация образования при усвоении иностранного языка со «знания центрического на культурнообразное» (Е.И. Пассов) сделает человека не только образованным, но и культурным, научит не мыслям, а мыслить, не готовым знаниям и их применению, а креативности. Тем не менее, механизм такого образовательного процесса по своей природе является коммуникативным, что обозначает общение, поддерживаемое посредством диалога культур.
И так, основной путь усвоение иностранного языка по данной концепции может быть отображён в формуле, которую предложил Е.И. Пассов: культура через язык и язык через культуру, иначе говоря, усвоение фактов культуры в процессе использования языка как средства общения и овладение языком как средством общения на основе усвоения фактов культуры. Это взаимодействие с фактами культуры и есть общение с ними в диалоге культур - иностранной и родной.
Таким образом, происходит воздействие различных культур на процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в современной поликультурной вузовской среде.
Литература
1. Библер В.С. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово: Алеф, 1993.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. - М., 1989.
4. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. - Липецк, 1999.
5. Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации в системе университетского образования: Автореф. док. пед. наук. - СПб., 1995. - 34 с.
6. Максимов Л.В. Этические парадоксы // Этика: старые новые проблемы. - М.: Просвещение, 1999. - С. 73-90.
7. Тахохов Б.А. Воспитательная работа в современном вузе: Монография / Б.А. Тахохов, А.А. Магометов / Под ред. З.Б. Цаллаговой. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. - 177 с.