УДК 378
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2014 С. Ю. Умеренков
канд. пед. наук, доцент каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена проблемам профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков с точки зрения развития духовно-нравственного направления образования в вузе на основе культурологического подхода. Автор излагает свою точку зрения на причины и последствия ослабления данной составляющей профессиональной подготовки указанных специалистов, а также предлагает пути решения проблемы при реализации стандартов третьего поколения.
Ключевые слова: учитель, иностранные языки, культуросообразная парадигма, духовность, нравственность.
История педагогики показывает, что на протяжении веков ее развития духовнонравственное воспитание постепенно становилось основой образования. Особо четкое понимание важности духовного становления человека, его морали и ценностей прослеживается с периода конфуцианства в древнем Китае. В отличие от религиозного даосизма, отрицающего роль образования в становлении личности человека, и легизма, ставящего во главу угла простое обучение без духовно-нравственных ориентиров, Конфуций определил идеал воспитания, который он видел в формировании этически идеального и благородного человека, умеющего руководствоваться долгом, а не выгодой. Конфуций особо подчеркивает то, что государству необходимо целенаправленно заниматься образованием своего народа, предоставив возможность каждому гражданину пройти этот долгосрочный процесс.
В Европе первые основы духовно-нравственного воспитания появились в Г реции в период творчества Г омера, герои которого являлись воплощением честности, добродетели и благородного поведения идеальной личности верхов общества. Для «простых» людей распространенным было семейное воспитание и осознание неизбежности труда. Чуть позже (VI-IV до н.э.) общественное воспитание становится ключевым аспектом в Греции, местами субсидирующимся за счет государства. Свой след в становлении образования в Древней Греции оставили хорошо известные нам философы и общественные деятели того времени. Пифагор предложил свод правил нравственного поведения, Г ераклит - идеи об осознании нравственности как свойства человека, Сократ видел главной целью жизни человека нравственное совершенство, а счастьем считал устранение противоречия между личным и общественным бытием. Ксенофонт акцентировал внимание на главенствующей роли государства в образовании и становлении совершенных граждан на основе формирования чувства справедливости, в то время как Платон утверждал, что «все порождается в теле и во всем человеке душою». Аристотель отводил ключевую роль в образовании общественному государственному воспитанию, уделяя внимание закономерностям воспитания, которые он считал основой духовного развития человека, а также связи знания и нравственности и определяющей роли доброй воли человека для становления последнего (см.:[Джуринский 2012]).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Значимыми посылами данной эпохи стало переориентирование образования с чисто религиозной или в некоторых случаях знаниецентрической парадигмы на духовно-нравственное воспитание как основу образования и общественно-ценностные ориентиры становления личности. Особо отметим возрастающую роль государства в воспитании гражданина страны, осознание значимости образования для единства государства.
Образование на Руси до монголо-татарского нашествия находилось на высоком уровне и не уступало развитию педагогической мысли на Западе. Традиционно сильное семейное духовно-нравственное воспитание было дополнено христианскими религиозными ценностями. Все это определило особое отношение к семейному очагу, труду, гармонии развития тела и духа, появлению стойкого чувства справедливости, благочестия, долга, веры и патриотизма. Особо стоит отметить почитание грамотных людей и усиление позиций языкового образования с возросшей ролью изучения античных иностранных языков параллельно родному языку, черпание мудрости в религиозной литературе и литературе античности. К сожалению, завоевания Орды негативно сказались на образовании и духовно-нравственном воспитании на Руси. Многие историки видят корни большинства проблем в современном российском обществе еще в тех далеких смутных временах, когда происходил раскол между правителями и народом, насаждалась чуждая русскому духу культура и идеология. В таких условиях нравственные ценности сильно искажались в зависимости от желаний наместника Орды, гражданское, общественное и религиозное образование потеряло свою силу. Не вызывает сомнений, что долгий период смуты и безграмотности привел к весьма пагубным последствиям для образования Руси и духовно-нравственной целостности сознания гражданина государства.
Что касается новейшего периода развития образования, то необходимо отметить, что с середины ХХ в. и, по сути, до наших дней общие проблемы в образовании и духовно-нравственном воспитании остаются неизменными. Например, одной из проблем, влияющей на становление личности в образовании, является глобализация. С одной стороны, глобализация приносит с собой много положительных веяний и возможностей для образования: обмен инновационными научными идеями и педагогическими концепциями; интернационализацию образования; обмен студентами, учениками, учителями, преподавателями и учеными; совместные международные разработки во многих областях; свободу межкультурного диалога и общения; безграничные возможности обмена информацией и т.д. Однако границы между государствами и национальностями размываются так же быстро, как и самоидентификация человека. К этому все больше побуждают мировые тенденции и пропаганда равенства и всеобщей глобализации. В данном направлении, казалось бы, нет ничего плохого, однако отсутствие плавного перехода к новым образовательным идеям пагубно сказывается на неокрепших умах учеников и далеко не всегда радушно принимается в некоторых культурах и религиях. Информационное общество может быстро подавить зарождающуюся личность и «отформатировать» ее по собственному желанию. Возможно, и в этом можно было бы найти плюсы (особенно с позиций бихевиоризма), но влияние на неокрепший ум ребенка часто оказывают антисоциальные, экстремистские и пагубные сообщества, сопротивляться которым ребенок еще не готов.
В условиях технократии и урбанизации общества духовно-нравственному воспитанию остается все меньше места. На смену образованию в коллективе и через коллектив пришли концепции сугубо индивидуального воспитания и развития. Вследствие потери ориентиров образования на общество уровень социализации учащихся упал. Падение общего уровня культуры общения, поведения в обществе,
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Умеренков С. Ю. Духовно-нравственное развитие будущего учителя иностранного языка
выхолащивание аксиологической составляющей процесса образования привели к упадку морали не только среди учащихся, но и среди учителей. В этом свете определяющими для педагога, в том числе и учителя иностранных языков, стали умения работать с новыми и модными техническими средствами обучения, а также сугубо предметные знания. Воспитание осталось «за кадром». А ведь изучение иностранного языка - это мощный инструмент духовно-нравственного воздействия. Попав в руки «неглубокого» учителя, такой инструмент может натворить немало бед и привести ученика к ценностям, разительно отличающимся и деструктивным для его общества. Мудрый же педагог всегда способен повернуть процесс изучения иностранного языка учениками так, чтобы факты и ценностные ориентиры иноязычной культуры обогащали культуру родную. В контексте нашего исследования духовнонравственное воспитание и развитие будущего учителя иностранных языков представляется возможным только через культуру, которая, как известно, выступает содержанием иноязычного образования. Рассмотрим вкратце, как педагоги и ученые в России и на Западе исследовали роль и место культуры в образовании.
Следует заметить, что уже в конце 1990-х как в России, так и за рубежом крепнут позиции культурологического подхода к образованию. Данный подход получил свое начало еще во времена СССР, но впоследствии был отодвинут на второй план. В начале ХХ в. о культуре как диалоге и ключевой роли культуры для страны писал великий русский философ М.М. Бахтин. В конце 1980-х и начале 90-х гг. о роли культуры в обществе и образовании писал советский философ В. С. Библер, а концепцией культурологического подхода в образовании еще в 70-х гг. прошлого века занимались М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер. Проблемой места и роли культуры в педагогической профессии занимались также В.Л. Бенин, М.А. Верб, Д.С. Лихачев и др. В методике преподавания иностранных языков своими идеями в этой области знаменит доктор педагогических наук, профессор, основатель Липецкой методической школы Е.И. Пассов (см., напр.: [Пассов 2010]).
На Западе сторонники глобализации и евроинтеграции выдвигают идеи унификации образования, прежде всего в изучении иностранных языков. Некоторые считают, что языковое разнообразие является угрозой для интеграции народов мира, и, хотя на данный момент гегемония английского языка очевидна, противники англосаксонской культуры выдвигают парадоксальные теории общего иноязычного образования на основе мертвой латыни. И все же, о каком бы универсальном языке мы не вели речь, языковое многообразие не может восприниматься как отрицательное явление, так как это по сути одно из главных богатств образования в многонациональном обществе. Поликультурность и полиязычие дают неисчерпаемую базу образования, пути развития и совершенствования личности на основе изучения культурных традиций и особенностей других народов через обучение иностранным языкам.
Интересен путь западных стран к поликультурному обществу и изменение их позиции к жизни в таковом. До второй половины ХХ в. в зарубежной педагогике господствовали идеи концепций ассимиляции и этноцентризма (США, Франция, Австралия и т.д.). Данные концепции подразумевают воспитание и обучение на основе культуры большинства (титульной нации) и ведут к национальной нетерпимости и расизму в образовании. В противовес этим концепциям появилась концепция кросскультурного, или интеркультурного, образования, которая призвана
поддерживать и легитимизировать сосуществование субкультур в многонациональном обществе. Однако при этом подходе не происходит создание общенационального пространства и о диалоге культур не может быть и речи, так как каждая из культур развивается только в рамках собственной национальной модели и содержании своего
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
уникального образования, что было недавно признано на официальном уровне в Германии.
Концепция мультикультурного образования (Дж. Бэнкс, М.М. Гордон, Р. Грант, Д. Равич) признана более успешной, чем описанные выше, так как она основана на следующих ключевых принципах: учет национальных традиций всех участников социума, опора на стратегию межнационального диалога, уважение национальных идентичностей, отказ от экстремизма и нетерпимости, критика этнокультурной исключительности. Данная концепция реализуется на всех ступенях образования. Результатом ее внедрения является возникновение и официальное признание билингвальных школ (США, ЕС). В школах Евросоюза изучают по два иностранных языка стран-членов ЕС. Во Франции, кроме французского, школьными программами предусмотрено изучение региональных языков (каталонского, корсиканского, бретонского, баскского, итальянского и т.д.). В РФ в регионах проживания этнических меньшинств также изучают их родные языки наряду с официальным языком нашей страны.
Именно эта концепция на текущий момент является доминирующей во всех развитых странах мира. Тем не менее, официально провозглашенная на всех уровнях власти и фактически во всех странах ЕС, в некоторых странах-членах Евросоюза она пока реализуется не в должной мере.
Результатом усилий по налаживанию кросскультурных взаимоотношений стал доклад международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997), в котором обозначено, что образование призвано помочь человеку осознать свои корни и свое место в обществе и в то же время способствовать развитию уважительного отношения к другим членам общества и составляющим его культурам. Дальнейшее развитие данная мысль получила в другом докладе ЮНЕСКО «Intercultural Competences: Conceptual and Operational Framework», опубликованном в 2013 г., где месту культуре в образовании (межкультурным компетенциям, принципам межкультурного образования и т. д.) уделено особое внимание.
Необходимо заметить, что, на наш взгляд, исторически многокультурная Россия имеет неоспоримо больший опыт межкультурных взаимоотношений граждан, проживающих в границах одного государства. Отечественная педагогика обладает богатым материалом исследований на эту тему, который, с нашей точки зрения, может эффективно использоваться в иноязычном образовании, где взаимодействие языков, культур, религий, народов и их ценностей проявляется на особом уровне.
Не случайно в 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было особо отмечено не просто место культурологической составляющей в образовании, но духовно-нравственного развития и воспитания личности в многонациональной России: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Сейчас очевидно, что именно духовно-нравственное воспитание и развитие становится приоритетом и в то же время значимой проблемой в высшем образовании. Приоритет данного явления закреплен в ФГОС для школ и вузов. Необходимо вносить существенные практические коррективы в профессиональную подготовку будущих
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Умеренков С. Ю. Духовно-нравственное развитие будущего учителя иностранного языка
учителей в соответствии с поставленными целям. С точки зрения проводимых нами исследований, а также ввиду сказанного в начале данной статьи, следует отметить особую важность эффективной работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию будущего учителя иностранных языков как непосредственного «проводника» учеников в диалог культур. Перед учебными заведениями поставлены вполне конкретные задачи, однако во многих случаях уже существующих инструментов решения данных задач не хватает для их эффективного решения. Исследования 20122013 гг. показывают, что культурологическая составляющая в подготовке будущего учителя иностранных языков в вузе значительно уступает языковой. Данную проблему образовательные учреждения за границей решают, отправляя своих студентов на обязательную практику (от 6 месяцев до года) в страну изучаемого языка. Подобный подход позволяет решить проблему полного погружения студента в культуру и язык народа зарубежной страны, однако этим проблему духовно-нравственного становления личности профессионала образования все равно не решить. Факты и ценности иноязычной культуры могут ложиться на неподготовленную почву, нанося вред шаткой и еще не совсем устоявшейся системе ценностей родного народа. В этом контексте нельзя не согласиться с уже не раз доказанным тезисом, что изучение иноязычной культуры должно непременно обогащать и дополнять культуру родную. Поэтому необходим такой способ организации процесса подготовки будущего учителя иностранных языков, который мог бы обеспечить устойчивую духовно-нравственную доминанту процесса профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков, формировал бы «иммунитет» к ложным и чуждым родной культуре ценностям, обеспечивал устойчивое личностное и профессиональное развитие гражданина собственной страны с глубокими знаниями родной культуры и умениями преподать иноязычную культуру не во вред, но во благо родной.
Очевидно, что интеграция духовно-нравственной доминанты в
профессиональную подготовку будущего учителя иностранного языка на основе культурологического подхода становится не только необходимым, но и неизбежным процессом в свете требований диктуемых обществом. Духовно-нравственное воспитание гражданина своей страны и профессионала своей сферы через иноязычное образование не только возможно, но и совершенно необходимо в контексте потребности современного поликультурного общества в диалоге культур. Многолетний опыт доказывает, что одной языковой подготовкой текущую проблему не решить. Выхолащивание образования и поворот в сторону однобокой знаниецентрической парадигмы может быть хорош для программирования машины, но не для образования личности и уж тем более не для подготовки педагога, влияющего на формирование личности своих учеников.
Библиографический список
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 675 с.
Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. Кн. 1 Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2010. 543 с.
Умеренков С.Ю. Формирование целостности и связности профессиональной речи будущего бакалавра филологического образования: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2008. 204 с.