Научная статья на тему 'Анализ и специфика современного российского языкового образования'

Анализ и специфика современного российского языкового образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
633
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / НОВЕЙШАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ВТОРИЧНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИДЕР-ПРОФЕССИОНАЛ В ОБЛАСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР И ЦИВИЛИЗАЦИЙ / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / LANGUAGE TRAINING / THE NEWEST STRATEGIC GOAL / SECONDARY LINGUISTIC PERSONALITY / CONTINUING EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / SELF-REALIZATION OF THE INDIVIDUAL / LEADER-PROFESSIONAL IN THE FIELD OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING / CONTENT OF EDUCATION / MULTICULTURAL EDUCATION / DIALOGUE OF CULTURES AND CIVILIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумова Ирина Викторовна, Петрова Наталья Эдуардовна

В работе даётся анализ современных условий, в которых актуализируется необходимость изучения иностранных языков не только как средства социально-культурной коммуникации в глобализирующемся мировом сообществе, не только как средство профессионального общения и совершенствования, но и как средство специфического развития личностных и когнитивных способностей субъекта. Кроме того, аналитическое исследование направлено на изучение обширной теоретической базы и систематизацию современных принципов обучения иностранным языкам. Это позволяет говорить о новейшей стратегической цели, которая включает традиционные цели, кроме того, предполагает формирование вторичной языковой личности. Система образования, рассматриваемая в современном обществе как непрерывный процесс наращивания знаний и совершенствование творческого потенциала, позволяет сформировать лидера-профессионала, который, помимо профессиональных качеств, приобретает характеристики духовной личности. Система образования непосредственно связана с такой педагогической категорией как «содержание образования», а профессиональное образование с «содержанием профессионального образования». Раскрывая сущность последнего, авторы приходят к заключению, что для студентов факультета иностранных языков оно трансформируется в поликультурное образование, которое предполагает знание различных культур и их взаимодействие, а также умение взаимодействовать и вести диалог культур с их представителями. Кроме того, в процессе иноязычного образования уместно говорить о соизучении культур родной и иностранной, что позволяет подготовить специалистов, способных к полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка. Такая подготовка студентов является не только образовательной, но и воспитательной целью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND SPECIFICITY OF CONTEMPORARY RUSSIAN LANGUAGE EDUCATION

The paper analyzes modern conditions in which the necessity to learn foreign languages is actualized not only as a means of social and cultural communication in the globalizing world community, not only as a means of professional communication and improvement, but also as a means of specific development of the personality and cognitive abilities of the subject. In addition, the analytical study is aimed at studying the extensive theoretical basis and systematization of modern principles of foreign language teaching. What allows us to speak about the formation of the latest strategic goal, which includes traditional goals, in addition, involves the formation of a secondary linguistic personality. The system of education, viewed in the modern society as a continuous process of knowledge building and creative potential improving, makes it possible to form a professional leader who, in addition to professional qualities, acquires the characteristics of a spiritual personality. The education system is directly connected with such a pedagogical category as "the content of education", and vocational education with "the content of professional education". Revealing the essence of the latter, the authors come to the conclusion that for students of the Faculty of Foreign Languages it is transformed into a multicultural education that involves knowledge of different cultures and their interaction, as well as the ability to interact and lead a dialogue of cultures with their representatives. In addition, in the process of foreign-language education, it is appropriate to talk about the co-studying of cultures native and foreign, which allows us to train specialists capable of full-fledged cooperation in the modern multicultural world with the means of the language being studied. This preparation of students is not only an instructional l, but also an educational goal.

Текст научной работы на тему «Анализ и специфика современного российского языкового образования»

Shumova Irina Viktorovna, Petrova Natalia Eduardovna ANALYSIS AND SPECIFICITY OF CONTEMPORARY ..

pedagogical sciences

УДК 378

АНАЛИЗ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Шумова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Иностранных языков и профессиональной коммуникации» Петрова Наталья Эдуардовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305 041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3, e-mail: [email protected]) Аннотация. В работе даётся анализ современных условий, в которых актуализируется необходимость изучения иностранных языков не только как средства социально-культурной коммуникации в глобализирующемся мировом сообществе, не только как средство профессионального общения и совершенствования, но и как средство специфического развития личностных и когнитивных способностей субъекта. Кроме того, аналитическое исследование направлено на изучение обширной теоретической базы и систематизацию современных принципов обучения иностранным языкам. Это позволяет говорить о новейшей стратегической цели, которая включает традиционные цели, кроме того, предполагает формирование вторичной языковой личности. Система образования, рассматриваемая в современном обществе как непрерывный процесс наращивания знаний и совершенствование творческого потенциала, позволяет сформировать лидера-профессионала, который, помимо профессиональных качеств, приобретает характеристики духовной личности. Система образования непосредственно связана с такой педагогической категорией как «содержание образования», а профессиональное образование - с «содержанием профессионального образования». Раскрывая сущность последнего, авторы приходят к заключению, что для студентов факультета иностранных языков оно трансформируется в поликультурное образование, которое предполагает знание различных культур и их взаимодействие, а также умение взаимодействовать и вести диалог культур с их представителями. Кроме того, в процессе иноязычного образования уместно говорить о соизучении культур - родной и иностранной, что позволяет подготовить специалистов, способных к полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка. Такая подготовка студентов является не только образовательной, но и воспитательной целью.

Ключевые слова: иноязычное образование, языковая подготовка, новейшая стратегическая цель, вторичная языковая личность, непрерывное образование, профессиональное образование, самореализация личности, лидер-профессионал в области преподавания иностранного языка,содержание образования, поликультурное образование, диалог культур и цивилизаций

ANALYSIS AND SPECIFICITY OF CONTEMPORARY RUSSIAN LANGUAGE EDUCATION

© 2018

Shumova Irina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Foreign Languages and Professional Communication»

Petrova Natalia Eduardovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Russian Language and Speech Culture» Kursk State Medical University

(305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The paper analyzes modern conditions in which the necessity to learn foreign languages is actualized not only as a means of social and cultural communication in the globalizing world community, not only as a means of professional communication and improvement, but also as a means of specific development of the personality and cognitive abilities of the subject. In addition, the analytical study is aimed at studying the extensive theoretical basis and systematization of modern principles of foreign language teaching. What allows us to speak about the formation of the latest strategic goal, which includes traditional goals, in addition, involves the formation of a secondary linguistic personality. The system of education, viewed in the modern society as a continuous process of knowledge building and creative potential improving, makes it possible to form a professional leader who, in addition to professional qualities, acquires the characteristics of a spiritual personality. The education system is directly connected with such a pedagogical category as "the content of education", and vocational education - with "the content of professional education". Revealing the essence of the latter, the authors come to the conclusion that for students of the Faculty of Foreign Languages it is transformed into a multicultural education that involves knowledge of different cultures and their interaction, as well as the ability to interact and lead a dialogue of cultures with their representatives. In addition, in the process of foreign-language education, it is appropriate to talk about the co-studying of cultures - native and foreign, which allows us to train specialists capable of full-fledged cooperation in the modern multicultural world with the means of the language being studied. This preparation of students is not only an instructional l, but also an educational goal.

Keywords: foreign language education, language training, the newest strategic goal, secondary linguistic personality, continuing education, professional education, self-realization of the individual, leader-professional in the field of foreign language teaching, the content of education, multicultural education, the dialogue of cultures and civilizations

Интеграционные процессы в современном глобализирующемся мире оказали и продолжают оказывать влияние на мировую систему образования [1, с. 229], следствием чего является его модернизация и реформирование [2], а в определённой степени и унификация. Современная социокультурная ситуация оказала серьёзное влияние на преобразования, направленные на языковую подготовку в вузах. Интерес к изучению языков как важному компоненту содержания профессиональной подготовки будущих специалистов иноязычного образования существенно возрос, так как владение иностранными языками, одним или несколькими, яв-

ляется необходимым условием социальной адаптации специалиста и неотъемлемым показателем профессиональной культуры. Знание языков помогает будущему специалисту не только адаптироваться к постоянно меняющимся социально-культурным и социально-политическим условиям, но и позволяет развивать собственную субъектность, осуществлять межкультурные коммуникации, вхождение в мировое сообщество [3]. Кроме того, конкурентоспособность и мобильность современного студента, а затем специалиста волнует умы многих педагогов. В результате статистических исследований рынка труда было сделано заключение, что сфера услуг,

348

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Шумова Ирина Викторовна, Петрова Наталья Эдуардовна АНАЛИЗ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ...

в число которых вошли как деловые услуги в сфере образования, так и информационно-вычислительное обслуживание, является в РФ крупнейшим работодателем. В первую очередь спросом пользуются так называемые "сквозные" профессии. «Сквозными» принято называть специальности широкого профиля, поскольку человек с такой профессией может работать в различных сферах. Это объясняет стремление большей части человечества изучать иностранные языки не только для повышения культурного уровня и расширения кругозора, но и для его профессионального применения, то есть «реального рабочего владения» [3, 4].

Проблема подготовки специалистов иноязычного образования представляется нам чрезвычайно актуальной в соответствии с социальным заказом общества. Проведение исследований в данном направлении предполагает изучение теоретической базы современного российского языкового образования. Соответственно, цель данной работы можно сформулировать как аналитическое исследование специфики современного языкового, а в частности иноязычного образования и тенденций его развития в зависимости от потребностей рынка труда и наиболее образованной части общества. Одной из ключевых задач, вытекающих из заявленной цели является выяснение современной трактовки основных методических категорий, важных для любого высшего образования: его сущность, цели и содержание. Исследования данной проблематики осуществляются на протяжении не одного десятка лет, и в этом процессе задействованы учёные различных поколений и направлений: В.В. Виноградов, И.Л. Бим, Ю.В. Караулов, Е.А. Пассов, Д.В. Чернилевский, О.Д. Филатов, М.С. Каган, Д.Д. Дмитриева, П.В. Сысоев и др.

Прежде всего попытаемся дать определение понятию «образование». Всемирная энциклопедия предлагает нам следующее толкование: «Образование - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале социальных отношений, непрерывно сменяющимися поколениями людей» [5, с. 717]. В другом источнике образование рассматривается как составная часть и продукт социализации, базирующийся на фундаменте научения, протекающего в процессе социализации и сопровождающегося развитием способностей, обусловленный педагогически организованной передачей накопленного поколениями культурного наследия [6, с. 172]. Однако более организованным является профессиональное образование, так как представляет собой социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и развитие способностей в различных областях человеческой деятельности. Профессиональное образование создает условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействуют достижению гуманистических и демократических целей общества [7]. В качестве же цели образования выступает внесение существенных перемен в жизненный опыт, внутреннее (образ мышления) и внешнее (образ жизни) поведение учащихся. Такие изменения происходят в едином учебно-воспитательном процессе, направленном на усвоение системы ценностей и формирование знаний, умений и навыков, соответствующих как интересам самого индивида, так и общественным ожиданиям. В силу таких целевых установок в современных учебных заведениях (общеобразовательных и профильных) параллельно должны осуществляться не только обучение иностранным языкам, но и развитие личностного потенциала индивида посредством языка [8]. Нашему государству, мировому рынку труда необ-

ходимы высококвалифицированные специалисты, с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, креативным мышлением, способные к социальной и профессиональной адаптации. Соответствие таким требованиям обеспечивается не только вышеперечисленными качествами, но и владением иностранными языками на хорошем уровне. В совокупности эти показатели обеспечивают конкурентоспособность на рынке труда и социальную защищённость индивида [9].

Что же представляет собой процесс обучения? С точки зрения исследователей в этой области, это взаимодействие ученика и учителя, приводящее к увеличению их деятельностных возможностей. При таких условиях сотрудничества ученик меняет свой статус, превращаясь из «объекта ... в субъект взаимодействия» [10, с.56]. Вследствие такого положения доминирование учителя как субъекта образовательной деятельности ослабевает, поскольку ученик переходит в активную фазу изучающего иностранный язык, то есть «уже не является пассивным объектом обучения» [11, с. 37]. И.Л. Бим считает, что постигая иноязычную культуру, приобщаясь к традициям носителей конкретного иностранного языка, учащийся открывает «окно в мир», расширяет кругозор, углубляет знания, развивается [12, с. 61; 13]. Более того, всё это позволяет говорить о формировании, по терминологии Ю.В. Караулова [14]. (вслед за В.В. Виноградовым [15]), «вторичной языковой личности», что предполагает владение иностранным языком на уровне его носителя, или «первичной языковой личности», которая без особых усилий может в ходе коммуникации отражать средствами языка окружающий мир, или картину мира, и успешно реализовывать свои целей [14, с.127; 15, с. 43].

Следовательно, можно сделать заключение, что такие целевые установки приводят нас к новейшей стратегической цели, которая представлена парадигмой целей, включающих общеобразовательную, практическую, воспитательную, развивающую. Каждая из них, в современной методике понимается шире, а в результате даёт возможность всем учащимся, независимо от способностей, проявить творческий потенциал, то есть реализовать свои личные планы, которые, как правило, имеют далеко идущие перспективы. В связи с этим можно говорить о концепции непрерывного образования на протяжении всей жизни, цели же образования можно сгруппировать в виде таблицы (Таблица № 1).

Таблица 1 - Цели современного языкового образования

Умение окружающий мир

Развише умений: общеучебных, исследовательских. Результат: -

сформированность интеллектуальной, информационной,, иссл едовательс ко й культур и владение соответс твующими умениями. Реализация принципа

«образования через

Умение я

Овладение интеллектуальной, информационной, исследовательской культурой и культурой самоорганизации; воспитание стремления жить в социуме, труппе,

другому человеку, как к

ценности, принятие его,

взаимопомощь;

формирование

коммуникативной

культуры.

Умение (действовать)

работать

Совершенствование в

профессиональной деятельности: приобретение компетентности, умения теоретические знания

применять на практике, формирование и развитие системного, критического, синтезирующего мышления. Приобретение качеств

лидера-профессионала не только в теории, но и деятельности.

Умение жить самим собой

ладу I

Создание условий для расцвета, саморазвтия, самореализации; мотивация к познанию своих духовных

стремлений, собственной индивидуаль ности: памяти, мыслительных и

способностей,

потребностей, самосовершенствования.

Итак, проанализировав данные, приведённые в таблице 1, приходим к заключению: цель современного образования - формирование как лидерских, так и профессиональных качеств в области преподавания иностранного языка у студентов вуза. Соответственно, лидер-профессионал, обладая профессионализмом как в теории, так в и практической деятельности, характеризуется следующими умениями:

1) видеть проблему,

2) осуществлять критический проблемно-ориентированный анализ,

3) отыскать способы и средства решения проблемы,

4) самореализоваться в любом деле,

5) работать в любых производственных условиях,

Shumova Irina Viktorovna, Petrova Natalia Eduardovna pedagogical

ANALYSIS AND SPECIFICITY OF CONTEMPORARY ... sciences

6) уметь организовывать и повести людей за собой,

7) способность к эмпатии, пониманию и адекватной оценке субъекта с должным уровнем социокультурной компетенции.

Однако, кроме сугубо профессиональных качеств, образованный человек, постигая культуру, приобщаясь к ней и «присваивая» её, то есть становясь её субъектом, формируется как высококультурная, высоконравственная, творческая личность, индивид, или человек духовный. По мнению Е.А. Пассова, «образование - это то, что приобретает человек в результате познания, развития, воспитания и учения» [16; 17, с. 23]. Именно таким набором качеств и должен обладать выпускник современного вуза, получивший высшее профессиональное образование.

Соответственно, возникает вопрос, каким должно быть «содержание образования», отвечающее вышеуказанным требованиям. Содержание образования, как педагогической категории, представляет собой систему знаний, умений и навыков, опыта креативной деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, создающих благоприятные условия для на всестороннего развития личности. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества.

Кроме того, есть профессиональное образование и, соответственно, его содержание, обусловленное специфическими профессиональными требованиями, которым оно должно соответствовать. Высшее профессиональное языковое образование в настоящий период можно охарактеризовать как поликультурное образование, имеющее ключевое значение в развитии, воспитании и культурном самоопределении студентов[18]. Оно представляет собой процесс овладения знаниям о культурном разнообразии окружающего мира стран соизуча-емых языков и о взаимоотношениях между культурами в современном поликультурном мире, а также формирования активной жизненной позиции и умений взаимодействовать с представителями разных стран и культур согласно принципу диалога культур.

Культурная вариативность является одним из основных дидактических инструментов достижения главной общей цели языкового поликультурного образования - подготовки студентов к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка.

Культура, региональная (1), российская (2), культура страны изучаемого языка (3), мировая культура (4), может быть представлена в виде расширяющегося круга, изображающего поликультурное пространство нашего мира, предназначенное для изучения, с одной стороны, и обучения, с другой (рисунок-схема1)

тур и цивилизаций

Поликультурное языковое образование базируется на ряде принципов, наиболее важный из которых - диалог культур и цивилизаций [19-23]. В соответствии с ним предполагается, что культурное пространство формируется в процессе учебной коммуникации на иностранном языке и средствами иностранного языка (ИЯ). В ходе такого общения целесообразно активно использовать краеведческий материал страны, родной для учащегося. Это стимулирует формирование и развитие продуктивных навыков презентации отечественной культуры и 350

традиций на ИЯ в иноязычной среде. Опыт показал, что межкультурное общение является прекрасным стимулом к интерпретации как чужой, так и родной культуры. При этом осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ, вследствие которого учащиеся более глубоко постигают национально-культурные особенности родины. Следовательно, при составлении учебников и учебно-методических пособий по иностранному языку необходимо включать разноплановый культуровед-ческий материал: о стране изучаемого языка и родной стране субъекта, изучающего язык[24, с. 21].

Более того, именно в процессе сравнения элементов родной и иноязычной культурыобучаемый осознаёт особенности восприятия мира индивидуумами - представителями различных культур.

Современные научные концепции выделяют различные типы взаимоотношений между культурами. Так, например в работе М.С. Кагана[25, с. 214] рассматриваются следующие типы:

1) полноценный равноправный диалог;

2) утилитарное отношение одной культуры к другой;

3) псевдодиалог, или другими словами, взаимный негативизм.

Из представленных типов только полноценный равноправный диалог ориентирует его участников на прогрессивное развитие цивилизации, на мирное сосуществование культур в современном поликультурном обществе. В связи с этим возникает новое понятие - «контекст диалога культур». Оно предполагает, что носители различных языков и культур в процессе общения и совместного обучения постигают и оценивают культурные ценности стран партнёров по коммуникации. Так, компаративный подход позволяет увидеть общее и отличительное, создаёт условия для формирования уважения и толерантного отношения к иным культурам, которые в условиях соизучения становятся ближе и понятнее, а различия воспринимая как норма их сосуществования в поликультурном мире. Более того, полученные знания и опыт сравнительно-сопоставительного анализа формируют у учащихся негативное отношение к культурной дискриминации.

Но при этом необходимо не забывать об обеспечении этнокультурных и этнопсихологических потребностей подрастающего поколения, что даст им прекрасную возможность идентифицировать свои истоки, осознать себя частью семьи, народа, отечества.

Таким образом, приходим к заключению: современное образование - это целостно-организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития средствами учебных предметов, производственной практики и научно-исследовательской деятельности студентов. Иноязычное образование занимает особое положение в этой системе, поскольку его целью является обеспечение подготовки адекватный мировому уровеню, формирование общей и профессиональной культуры студента, а затем и филолога. Кроме того, специалист иноязычного образования должен иметь адекватную современному уровню знаний картину мира, интегрировать личность в национальную и мировую культуру, ориентированную на совершенствование, воспроизводство и развитие кадрового потенциала в обществе [4]. Подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности, к эффективному сотрудничеству в современном поликультурном мире средствами изучаемого языка и является его не только образовательной, но и воспитательной целью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. КовыневаИ.А., Охотников О.И., ПетроваН.Э. Интеграционные процессы в педагогике и лингвистике. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015;7(5/2):229-233.

2. Федеральная программа развития образования. Организационная основа государственной политики Российской Федерации в области образования // Народное образование. 1999. № 9. С. 29-65.

3. Шумова И.В. Методика организации и проведения педагогиче-

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

ской практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий: Дис. канд. пед. наук. М., 2010. 219 с.

4. Шумова И.В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2010. 25 с.

5. Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. научн. ред. А.А. Грицанов М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001, 1312 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 258 с.

7. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы //Молодой ученый. 2012. №11. С. 440-442.

8. Дмитриева Д.Д. К вопросу о реализации аксиологического подхода в высшем образовании // Образование. Инновации. Качество: материалы V Международной научно-методической конференции. 2012. С. 10-13.

9. Ковынева И.А. Профессиональная компетентность как важный фактор в подготовке преподавателя высшей школы. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 75-летию КГМУ. Т.1, Курск, КГМУ, 2010, с. 193-197.

10. Чернилевский Д.В., Филатов О.Д. Технология обучения в высшей школе: учебное пособие/ под.ред. Д.В. Чернилевского. Москва: Экспедитор, 1996. 288 с.

11. Рогова Г.В., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М : Просвещение, 1991. 287 с.

12. Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе//ИЯШ, №3, 1995, с.60-67.

13. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностр.яз.в школе. 2002. № 2. С. 11-15.

14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с.

15. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.; Л., 1930. С. 82.

16. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк, 1998. 159 с.

17. Пассов Е.И. Культуросообразная модель профессиональной подготовки учителя: философия, содержание, реализация. Липецк, 2001. 38 с.

18. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке //Язык и культура. 2009. №2(6). С.96-110.

19. Бекоева М.И. Особенности реализации поликультурного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Зайцева Е.А., Нуждин А.В. Специфика обучения и воспитания учащихся в условиях полиэтнической образовательной среды // Самарский научный вестник. 2016. № 2 (15). С. 154-159.

21. Блиева Ж.М., Хосроева Н.И. Иностранный язык как предмет и речь при формировании поликультурного мировозрения студентов-экологов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 74-78.

22. Смирнова Е.В. Реализация дидактических принципов обучения иностранным языкам в условиях информатизации образования и мультилингвальной социосреды // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 36-40.

23. Хаджиев С.М. Специфика интеграции культур в поликультурном воспитании //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 283-285.

24. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): Монография. — Москва: Издательство "Еврошкола", 2003. 401 с.

25. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Просвещение, 1987. 290с.

Статья поступила в редакцию 03.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

Шумова Ирина Викторовна, Петрова Наталья Эдуардовна АНАЛИЗ И СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.