УДК [338.46:37.014.5]:[339.13:314.17](470.46)
ББК 65.497.4-32:60.73(2Рос-4Аст)-3
Е. В. Романцова
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НА РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОРОДА АСТРАХАНИ
E. V. Romantsova
IMPACT OF THE DEMOGRAPHIC COMPONENT ON THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES OF ASTRAKHAN
Современный этап развития системы высшего профессионального образования характеризуется повышенным интересом к нему, но при этом спрос на высшее образование год от года падает в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Количество выпускников школ в г. Астрахани за последние пять лет сократилось вдвое, система единого государственного экзамена привела к повышению мобильности выпускников и их оттоку в столичный регион, а вузы, потеряв спрос на платные образовательные услуги как основной источник доходов, вынуждены пополнять бюджет за счет приносящей доход деятельности.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, потребитель, демография, высшее учебное заведение, приносящая доход деятельность, анализ.
The present development stage of higher education system is characterized by keen interest in it, but thus demand from year to year falls in connection with an adverse demographic situation.
The number of graduates of schools in the city of Astrakhan for the last five years was cut off by half; the system of the unified state examination led to increase of mobility of graduates and their outflow to the capital region, and higher educational institutions, having lost demand for paid educational service as the main source of the income, are compelled to fill up the budget at the expense of the income bringing activity.
Key words: market of educational services, consumer, demography, higher educational institution, income bringing activity, analysis.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации основным источником возникновения спроса на высшее образование является, с одной стороны, удовлетворение социально-экономических потребностей индивида, с другой - требование подавляющего большинства работодателей [1].
Рынок образовательных услуг представляет собой комплексную и многофакторную модель взаимодействия государства, вузов, ссузов, школ, потребителей образовательных услуг, различного рода посредников. При этом потребителей можно разделить на две основные группы:
1. Непосредственные, т. е. те, кто заинтересован непосредственно в самой образовательной услуге. Это абитуриенты и их родители, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты, выпускники, желающие продолжить образование или повысить квалификацию.
2. Опосредованные, т. е. те, кто заинтересован в результате получения этой услуги -в выпускнике с его знаниями. Это прежде всего работодатели, всегда нуждающиеся в специалистах высокого класса, и государство, которое заинтересовано в том, чтобы трудоспособное население своими знаниями приносило максимальную пользу. Кроме того, государство является еще и заказчиком специалистов отдельных профессий, если ощущает в них необходимость, что выражается в государственном заказе на обучение тех или иных специалистов.
Существует ряд факторов, чаще всего оказывающих влияние на рынок образовательных услуг. К ним можно отнести:
- изменение поведения потребителей;
- баланс спроса и предложения на рынке;
- фактическое количество потребителей (демографическая составляющая);
- уровень государственного финансирования (количество выделенных бюджетных мест);
- ассортиментная, ценовая, коммуникационная политика производителей образовательных услуг;
- тенденции рынка труда, изменения средней зарплаты по отраслям;
- общеэкономическая, политическая, культурная ситуация в стране;
- изменения в законодательстве, регулирующем сферу образовательных услуг, и др.
Неблагоприятная экономическая ситуация прошлых десятилетий в России привела к серьезным демографическим проблемам, которые в течение последних пяти лет начали сказываться на высших учебных заведениях. Значительное сокращение численности абитуриентов отразилось на всех участниках рынка образовательных услуг и повлекло изменения во всех факторах, влияющих на рассматриваемый рынок.
Согласно статистическим данным, абсолютное число потенциальных абитуриентов будет продолжать уменьшаться из года в год.
Демографическая ситуация в Астраханской области аналогична общероссийской. С 1988 по 1993 г. наблюдался сильный спад рождаемости, с 1993 по 1997 г. спад был очень плавным.
Данные по рождаемости в 1997-2000 гг. позволяют констатировать стабилизацию ситуации, прекращение падения рождаемости. Относительную стабилизацию можно отследить и по демографическому коэффициенту, отражающему прирост рождаемости по отношению к предыдущему и базовому году. За базовый принят 1988 г. (табл. 1).
Таблица 1
Динамика рождаемости по РФ и Астраханской области в 1988-2000 гг. [2, 3]
Год рожде- ния Количество родившихся по РФ Демографический коэффициент по РФ по отношению к предыдущему году Демографии ческий коэффициент по РФ по отношению к базовому году Количество родившихся по Астраханской области Демографический коэффициент по Астраханской области по отношению к предыдущему году Демографический коэффициент по Астраханской области по отношению к базовому году Количество астраханских выпускников 1988-1994 г. р.
1988 2 348 494 - - 17 212 - - 8 400
1989 2 160 559 0,92 0,92 16 052 0,93 0,93 7 500
1990 1 988 858 0,92 0,85 15 067 0,94 0,88 7 400
1991 1 794 626 0,90 0,76 13 938 0,93 0,81 7 000
1992 1 587 644 0,88 0,68 12 131 0,87 0,70 5 900
1993 1 378 983 0,87 0,59 10 384 0,86 0,60 5 114
1994 1 408 159 1,02 0,60 10 811 1,04 0,63 4 637
1995 1 363 806 0,97 0,58 10 362 0,96 0,60 3 406
1996 1 304 638 0,96 0,56 9 944 0,96 0,58 -
1997 1 259 943 0,97 0,54 9 976 1,00 0,58 -
1998 1 283 292 1,02 1,00 9 798 0,98 1,00 -
1999 1 214 689 0,95 0,52 9 662 0,99 0,56 -
2000 1 266 800 1,04 0,54 10 027 1,04 0,58 -
Но низкий уровень количества выпускников школ будет оставаться таковым и в ближайшие пять лет (рис. 1).
♦ Количество родившихся по РФ и Количество выпускников школ по АО
X Количество родившихся по АО
Рис. 1. Динамика рождаемости по РФ (уменьшено в 100 раз), Астраханской области, количество выпускников школ Астраханской области 1988-1995 г. р. (2005-2012 гг. выпуска)
Согласно статистическим данным, в Астраханской области в 2010 г. было выпущено 5 114 чел., в 2011 г. - 4 637 чел., что составляет 90,7 % от предыдущего года. Количество выпускников в 2012 г. составило менее 3 406 чел. - 73,4 % от предыдущего года.
Малое количество абитуриентов серьезно обострило конкурентную ситуацию. В первую очередь это повлияло на поведение потребителей. Так как документы стало возможным подавать сразу в несколько вузов, абитуриенты стали дольше по времени выбирать, предпочитая принимать окончательное решение по выбору не только вуза, но и специальности в последний момент. Потребители стали мобильнее, т. к. система ЕГЭ позволяет поступить с имеющимся сертификатом о сдаче экзаменов в любой вуз страны. В настоящее время каждый второй абитуриент может поступить на бюджетное место в любое высшее учебное заведение России, что также привело к оттоку абитуриентов с регионального рынка в столичный регион.
Вузы стали тщательнее прорабатывать ассортиментную политику, ориентируясь на спрос, на рынок труда, и в настоящее время стараются переориентироваться на иные сегменты потребителей, предлагая программы заочного, индивидуального обучения, открывая магистерские программы, программы краткосрочного повышения квалификации, привлекая выпускников в аспирантуру, сотрудников - в докторантуру.
Рынок образования является и стабильным, и динамичным одновременно. С одной стороны, существуют определенные барьеры на вход в данную отрасль. С другой стороны, игроки рынка, уже занявшие на нем свои ниши, находятся в вечном поиске наиболее выгодных позиций с точки зрения спроса на образование. Государственным образовательным учреждениям сложнее реагировать на рыночные изменения в силу сложившихся за долгие годы плановой экономики традиций работы. Негосударственные образовательные учреждения реагируют на рыночные изменения более гибко, однако необходимость получения прибыли порождает ряд трудностей, которые сказываются на их работе в целом [4]. При этом и прибыль получить непросто, т. к. многие астраханские вузы старались сдерживать цены в попытке привлечь абитуриентов более низкой, чем у конкурентов ценой. В эту ценовую борьбу включились не только частные, но и государственные вузы, которые, вопреки соображениям рентабельности и инфляционным процессам, также старались держать цены на уровне доступных основной массе населения. В настоящее время государство отрегулировало ценовую составляющую и установило нижнюю границу цены за платное обучение на уровне государственного финансирования одного бюджетного студента. Однако заявленные нормативные затраты на реализацию основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования значительно превышают среднюю стоимость образования по провинциальным городам. В расчете на одного коммерческого студента это приведет к некоторому увеличению денежной массы вуза, но общее сокращение потенциальных коммерческих абитуриентов может свести на нет данное увеличение.
С точки зрения маркетинга при таком малом количестве абитуриентов необходимо разрабатывать индивидуальный подход к потребителям. В первую очередь необходимо отслеживать работу приемных комиссий, которые одними из первых формируют общее мнение о вузе. Кроме того, дополнительными мерами по привлечению могут стать:
- предварительная беседа со школьниками и их родителями на стадии выбора будущей профессии (10 - начало 11 класса);
- предложение индивидуального графика оплаты;
- предоставление скидок за оплату студентам с высокими баллами ЕГЭ, медалями, призовыми местами на олимпиадах и иными научными и спортивными достижениями;
- предоставление образовательного кредита;
- возможность перевода на бюджетную основу;
- предложение перспектив продолжения обучения в магистратуре, аспирантуре, за рубежом;
- активная коммуникационная политика, ориентированная более на родителей, которые влияют на выбор направления или специальности и оплачивают данный выбор.
Актуальной для образования становится главная цель маркетинга - обеспечение удовлетворенности потребителя, которая возможна только при оценке результата образования. Необязательно дожидаться окончания студентом вуза, чтобы узнать его мнение о полученном образовании. Можно опрашивать студентов в процессе обучения в вузе, задавая вопросы не только о качестве проведения лекций и практических занятий, но и о ремонте аудиторий, состоянии
точек общепита и качестве услуг питания, отношении преподавателей к студентам и других составляющих образовательной услуги, влияющих на общую удовлетворенность потребителя.
О качестве образования выпускников возможно судить по мнению работодателей, принявших их на работу. Для этого многими центрами содействия трудоустройству выпускников, функционирующими при вузах, ежегодно проводятся опросы работодателей, результаты которых позволяют определить качественный уровень образования.
Для успешной реализации образовательных услуг в рамках маркетинговой деятельности вузом должны анализироваться общероссийские тенденции в сфере высшего и среднего профессионального образования, отслеживаться состояние рынка образовательных услуг города или региона, контролироваться условия предоставления образовательных услуг и потребительская удовлетворенность получаемыми услугами внутри высшего учебного заведения. Подобные маркетинговые исследования вузам проводить необходимо, т. к. они в настоящее время находятся в наиболее невыгодном положении не только из-за высокой конкуренции с филиалами и частными вузами, но и из-за малого количества абитуриентов.
Ограничиваться данным видом деятельности не следует и из-за неблагоприятной демографической ситуации в России, которая не позволяет осуществлять достойный набор на коммерческое обучение. В условиях серьезной конкуренции на рынке образовательных услуг Астраханской области и снижения численности абитуриентов одним из необходимых условий успешного функционирования высшего учебного заведения становится наличие инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры, закупку современного оборудования и обеспечение достойной заработной платы работникам. Источников поступления денежных средств у вуза несколько (рис. 2).
I Уровни финансирования высшего учебного заведения I
Рис. 2. Источники поступления денежных средств вуза
В связи с ограниченными возможностями бюджетного финансирования на современном этапе у государственных вузов возникает потребность в поиске альтернативных источников формирования инвестиционного потенциала. Единственным реальным источником дополнительного финансирования становится деятельность, приносящая доход. Ее развитие позволяет существенно повысить конкурентоспособность вуза на региональном рынке образовательных услуг и уменьшить его зависимость от федерального финансирования. В связи с этим для государственных вузов постепенно вводятся разного рода послабления, что не позволяет уже в полной мере относить их к некоммерческим организациям. Вузы все чаще изыскивают источники финансирования из разных видов приносящей доход деятельности, как-то сдача имущества в аренду, оказание различного рода платных услуг рекламного, полиграфического, проектнодокументационного, культурно-массового и иного характера.
Таким образом, маркетинг вуза функционирует не только в сфере исследования образовательного рынка - он переходит в планирование и воплощение замысла товара или услуги через их продвижение на рынок вплоть до использования, фактического удовлетворения целевых групп потребителей. Отметим, что в эти группы входят уже не только потребители образовательных услуг, т. е. абитуриенты, которых из года в год в связи с демографической ситуацией все меньше и меньше, родители и работодатели. Круг потребителей становится более широким в связи с увеличением видов деятельности вузов и их дополнением приносящей доход деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башарина А. В. Влияние социально-демографических факторов на рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в регионах Российской Федерации / А. В. Башарина // Экономика. - 2010. - № 6: http://www.edit.muh.ru/content/ mag/trudy/06_2010/10.pdf.
2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Астраханской области: http://astrastat.gks.ru/digital/region13/DocLib/ 0бразование%202006-2010%20гг.шМ.
3. Система визуализации социально-демографических процессов Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/population/ demogra-
phy/c2cb4b80449fc2f3a8fcb8b37074422.
4. Брезе Ю. В. Исследование предложения и специфики продвижения организаций на рынке дополнительного профессионального образования / Ю. В. Брезе // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. Сер.: Экономика. - 2012. - № 1. - С. 152-157.
REFERENCES
1. Basharina A. V. Vliianie sotsial'no-demograficheskikh faktorov na rynok obrazovatel'nykh uslug v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniia v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Impact of social and demographic factors on market of educational services in the sphere of higher education in the regions of Russian Federation]. Ekonomika, 2010, no. 6: http://www.edit.muh.ru/content/ mag/trudy/06_2010/10.pdf.
2. Territorial'nyi organ federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Astrakhanskoi oblasti: http://astrastat.gks.ru/digital/region13/DocLib/ 0brazovanie%202006-2010%20gg.mht.
3. Sistema vizualizatsii sotsial’no-demograficheskikh protsessov Federal’noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/population/demography/c2cb4b80449fc2f3a8fcb8b37074422.
4. Breze Iu. V. Issledovanie predlozheniia i spetsifiki prodvizheniia organizatsii na rynke dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Investigation of the offer and specificity of promotion of organizations at the market of additional vocational training]. Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia. Ekonomika, 2012, no. 1, pp. 152-157.
Статья поступила в редакцию 18.04.2013
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Романцова Елена Викторовна - Астраханский государственный технический университет; канд. экон. наук, доцент кафедры «Маркетинг и реклама»; [email protected].
Romantsova Elena Victorovna - Astrakhan State Technical University; Candidate of Economical Sciences; Assistant Professor of the Department "Marketing and Advertisement"; [email protected].