нарушения, но с дополнениями. Так, «за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация, и ее должностные лица, несут административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях». Упомянутый же Кодекс, в статье 5.57 содержит суровые санкции. За нарушения или незаконное ограничение права на образование на директора может быть наложен штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а на школу - от ста до двухсот тысяч рублей.
Последнее обстоятельство еще раз демонстрирует намерение законодателя ввести школы в общий эшелон организаций, предприятий, занятых
оказанием услуг, где процессы регулируются договорами сторон, которые самостоятельно регулируют свои отношения. Об этом, об отношениях, кстати, и говорится в первых статьях закона (статьи 1-2). Этому же способствует и один из принципов (пункт 9 части 1 статьи 3), где говорится об автономии образовательных организаций и академических правах и свободах педагогических работников и учащихся. Это и есть «цивилизованная практика», заимствованная у стран - соседей по международному сотрудничеству, где все решается договором сторон, а в крайнем случае через суд. Однако напомним о вечном противоречии между развитием ци-вилизационных процессов и сохранением духовных ценностей тех людей, которые приходят в школу за этими самыми ценностями. И это еще одна проблема, которую нам придется решать параллельно с освоением нового документа.
Solozhnin A.
NEW EDUCATION LAW: PROBLEMS THAT WE HAVE TO SOLVE
What fundamentally new in the new Law «On Education in the Russian Federation» and is it possible to change the situation in the education system ? These are the questions the author tries to answer — an experienced manager, who has worked for many years head of the Education Department Nizhny Tagil.
Keywords: educational organizations, educational institutions, the right to education, inclusive education, «status» school educational programs.
УДК 33:37:00
Гасымов С.М.
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИГНАЛОВ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЫНКА ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматриваются особенности проявления теории образовательных сигналов на костромском рынке труда. Раскрываются основные положения теории и анализируют взаимодействие костромского рынка образовательных услуг и рынка труда выпускников вузов. Исследуются такие проблемы, как чрезмерный спрос на высшее образование потребителей, усиливающих риски выпускников при трудоустройстве и др.
Ключевые слова: рынок труда, занятость молодежи, человеческий капитал, теория сигналов, спрос на образование.
Рынок труда выпускников вузов существенно отличается от рынка труда состоявшихся профессионалов с опытом работы в силу специфичности субъектов этого рынка. Молодые специалисты (или, тем более, совсем недавние выпускники) из-за полного отсутствия или минимального опыта работы и, как следствие, недостаточного понимания состояния и тенденций развития рынка труда находятся в сложной ситуации. С одной стороны, у выпускников, как правило, слишком мало информации для принятия взвешенного решения о выборе работодателя на основе объективного анализа предлагае-
мых им условий труда; с другой - имеют место неадекватность самооценки и запросов по отношению к будущему рабочему месту. В свою очередь, у самого работодателя при невозможности получения рекомендаций с прежних мест работы кандидата недостаточно информации о молодом специалисте, его знаниях, умениях, навыках, способностях, компетенциях и личностных характеристиках для принятия решения о найме работника. При отсутствии у кандидата опыта работы единственным источником информации о его трудовом потенциале для работодателя может служить документ о полу-
© Гасымов С.М., 2014
Экономика образования ♦ № 4, 2014
89
ченном образовании.
Основоположником теории сигналов в экономике выступает М. Спенс [6]. В классической интерпретации теории образовательных сигналов на рынке труда [5; 3] предполагается, что образование не влияет непосредственно на производительность труда работников, а лишь свидетельствует о наличии у них способностей и качеств, позволивших это образование получить. Важной предпосылкой данной теории является стремление работодателя с минимальными издержками выявить потенциальные возможности работника до вступления в трудовые отношения и начала трудовой деятельности. Теоретически доказывается, что более высокий уровень образования указывает на большую потенциальную производительность работника, так как при прочих равных условиях у более способного к обучению и, соответственно, интеллектуальному труду работника меньше издержки на приобретение образовательного сигнала (образования), следовательно, он с большей вероятностью получит это образование в расчете на отдачу от него.
При этом необходимым условием действенности образовательного сигнала является то, что образование представляет собой сложный процесс получения, усвоения и проявления знаний, опирающийся на интеллектуальные способности индивида и требующий таких качеств, как дисциплинированность, исполнительность, инициативность и др. Продолжительность образовательного цикла и уровень требований к обучающемуся определяют прямые издержки на получение образования наряду с издержками на оплату образовательных услуг и издержками на проживание в крупном университетском центре. Издержки, связанные со сложностью обучения, определяются в значительно большей мере интеллектуальными и личностными способностями индивида, чем уровнем материального
благосостояния домохозяйства. Тогда может быть найден такой уровень образования, который служит разделяющим равновесием и отделяет более производительных работников от менее производительных.
На рис. 1, иллюстрирующем теорию образовательных сигналов, представлена ситуация, когда существуют два типа работников - менее способные к образованию и, соответственно, интеллектуальному труду, и более способные; а также два типа работ - не требующие специальной подготовки, с низким уровнем оплаты (Ш) и, наоборот, с более высокими требованиями к способностям работника и более высокой оплатой (Ш'). Кривая ОС показывает издержки менее способного работника (первого) на приобретение образования, кривая ОС2 - издержки более способного работника (второго). Образовательный сигнал е * будет оптимальным образовательным сигналом (разделяющим равновесием), так как он позволяет разделить работников по уровню потенциальной производительности труда и не стимулирует более способных из них получать излишнее, с точки зрения выбора будущей работы, образование и нести дополнительные издержки. Образовательный сигнал е" не будет срабатывать, поскольку такой уровень образования характеризуется слишком коротким периодом обучения, не требующим существенных издержек, следовательно, такое образование выгодно получать не только более способным, но и менее способным работникам. Образовательный сигнал, сильно превышающий е*, например е', также не работает: его получение требует запредельных издержек не только от менее способных, но и от более способных работников. Подобное образование в рыночной экономике, скорее всего, не будет пользоваться спросом.
Теоретически в качестве сигнала о потенциальных способностях работника на рынке труда удоб-
Рис. 1. Образовательные сигналы
Источник: [3]
нее всего использовать уровень образования в соответствии со сложившейся современной системой общей и профессиональной подготовки, тем более что в большинстве стран базовое школьное обучение не требует особых издержек, в отличие от высшего профессионального образования. Проведенное нами исследование рынка образовательных услуг и рынка труда Костромской области направлено на выявление возможности использования высшего образования в качестве эффективного сигнала, позволяющего работодателям сделать выбор в пользу того или иного работника.
Количественный анализ рынка образовательных услуг по таким показателям, как число принятых, обучающихся в вузах и закончивших вузы, позволяет сделать вывод, что в целом до 2008 г. шло увеличение значений всех показателей. С 2008 г. наблюдается сокращение численности принятых в три Костромских вуза.
Проведенный анализ статистических данных, характеризующих динамику основных показателей деятельности вузов в Костромской области, позволил выявить определенные тенденции его развития. Ниже сформулируем основные проблемы современного высшего образования и попытаемся охарактеризовать причины их возникновения.
1. Чрезмерный спрос на высшее образование. В Костромской области как в России в целом сложилась тенденция к превращению высшего образования не просто в массовое явление, но в некий обязательный атрибут современного человека. Возникновение такой ситуации обусловлено целым рядом причин. Среди них - сравнительно низкие издержки на получение высшего образования, как с точки зрения оплаты образования, так и с позиций сложности обучения и требований к студентам; высокая доступность образовательных услуг, определяемая разветвленной сетью учреждений высшего образования; сформировавшиеся предпочтения работодателей при наборе трудовых кадров на привлекательные для молодежи вакансии: 80 % работодателей предпочитают брать на работу специалиста с высшим образованием; и, наконец, низкая популярность у абитуриентов других форм профессионального образования - начального и среднего.
2. Преимущественное развитие форм и видов получения высшего образования, которые увеличивают риск снижения качества подготовки студентов. Растет число филиалов негосударственных вузов, увеличивается численность студентов, обучающихся по заочной форме. Отчасти это можно объяснить качественно новыми техническими возможностями, обеспечивающими быстрое развитие наряду с дистанционными (удаленными) рабочими местами и дистанционного образования. Однако именно эти формы и виды получения высшего образования соотносятся в представлении целевых
групп как работодателей, так и будущих работников с более низким качеством образования.
3. Снижение требований к уровню знаний абитуриентов при приеме в вуз.
Эта проблема вызвана следующими причинами:
- общим сокращением числа абитуриентов вследствие демографических факторов;
- снижением качества подготовки в средней школе;
- коммерциализацией высшего образования на фоне снижения уровня государственного финансирования.
По мнению экспертов, низкое качество подготовки учеников в средней школе обуславливает недостаточный уровень знаний абитуриентов; соответственно, возникает необходимость устранять пробелы в знаниях в высшей школе. Поскольку в вузы нередко поступает слабый контингент абитуриентов в целом, то преподаватели вынуждены, с одной стороны, дополнительно заниматься со студентами, восполняя недочеты средней школы, с другой - заставлять студентов работать с двойной нагрузкой. Кроме того, учебные группы в вузах формируются из студентов разного уровня подготовленности. Этот фактор заставляет при организации процесса обучения ориентироваться на «нижнюю планку», что негативно отражается на качестве подготовки студентов в целом.
Распространение платного обучения в государственных вузах и расширение его объема способствовало неоправданному увеличению приема в вуз (в том числе за счет расширения филиальной сети), несмотря на нехватку необходимых площадей, обеспечивающих выполнение существующего норматива. Следствием этого является сокращение площадей в расчете на одного студента за последние 5 лет более чем в два раза и, как правило, вытекающее из этого снижение качества подготовки.
4. Негативные тенденции в формировании кадрового состава вузов. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических работников образовательных учреждений. Молодые специалисты выбирают другие сферы деятельности вследствие низкого уровня оплаты труда и социального престижа профессии педагога, слабой социальной защищенности научно-педагогических работников образовательных учреждений. В данной ситуации возникает опасность утраты потенциала научно-педагогических работников образовательных учреждений, а также научных школ и направлений научно-технической деятельности высших учебных заведений.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что вследствие очень высокой доли выпускников школ, получающих высшее образование на фоне снижения его качества (образование в негосударственных вузах, при заочной форме обучения и т. п.), просто
Экономика образования ♦ № 4, 2014
91
факт наличия высшего образования как таковой больше не может служить однозначным сигналом о способностях работника. Эта проблема отсутствия очевидного фактора дифференциации работников особенно актуальна при трудоустройстве молодых специалистов. У недавних выпускников часто нет опыта работы, поэтому сделать правильный выбор в пользу того или иного выпускника практически невозможно; работодатель вынужден идти на дополнительные риски, которых нет в случае отбора опытных специалистов (уже с подтвержденным опытом работы, рекомендациями бывших и нынешних коллег и клиентов). Поэтому именно перед компаниями, набирающими молодых специалистов, особенно остро встает вопрос модификации теории образовательных сигналов для проведения первичного отбора соискателей без опыта работы на уровне рассмотрения резюме.
Мы говорим именно о модификации теории сигналов, а не о полном отказе от нее, основываясь на ряде интересных масштабных статистических исследований, проведенных такими известными на российском рынке труда компаниями, как HeadHunter [4] и Career.ru. (Особо отметим, что речь идет о предложении вакансий для выпускников вузов со стороны компаний, наиболее привлекательных для кандидатов на работу; анализируется рынок труда крупнейших городов России.) Анализируя требования компаний-работодателей к соискателям на стартовые позиции, представленные на сайтах этих компаний, можно сделать следующие выводы.
- Требование наличия высшего образования является стандартным абсолютно для всех позиций. Это минимальный порог образования для того, чтобы формально можно было претендовать на ту или иную должность.
- 60 % работодателей хотят видеть у себя прежде всего выпускников государственных вузов.
- Более 50 % работодателей отдают предпочтение выпускникам «ведущих» вузов. Степень приоритетности вуза определяется, во-первых, профилем позиции (техническая или, например, лингвистическая нагрузка); во-вторых, общими личными
приоритетами людей, участвующих в процессе отбора. К сожалению, единого и общего рейтинга вузов (в том числе по специальностям) в нашей стране, в отличие от многих западных стран, не составляется. Имеющимся рейтингам часто не доверяют, так как они, по большей части, составляются частными компаниями.
- Предложения около 40 % вакансий содержат требования о наличии у соискателя разговорного иностранного языка (около 2 % - о наличии двух и более разговорных иностранных языков).
- Присутствует требование наличия той или иной профессиональной сертификации (отраслевой, государственной, на знание языка и т. п.).
Заметим, что на современном рынке труда специалистов высшего уровня квалификации различные сертификаты (дипломы, свидетельства, удостоверения, справки и др.) вполне могут служить потенциальной альтернативой диплома о высшем образовании и стать, таким образом, сигналом, позволяющим определить изначальные способности молодого специалиста.
Библиографический список
1. Об образовании: федер. закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Доступ из справ. -правовой системы «Кон-сультантПлюс».
2. Образование в России - 2008: стат. бюл. - М.: МГУПИ, 2009.
3. Рощин, С.Ю. Экономика труда (экономическая теория труда) / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Статистические опросы компании HeadHunter, 2010-2011, и исследования компании Microsoft (2010). - Режим доступа: www.hh.ru
5. Эренберг, Р. Современная экономика труда: теория и государственная политика / Р. Эренберг, Р. Смит. - М.: Изд -во Моск. гос. ун-та, 1996.
6. Spence, M. Market Signaling: Informational Transfer in Hiring and Related Screening Processes / M. Spence. - Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England, 1974.
Gasymov S.
EDUCATIONAL THEORY OF SIGNALS AND ITS USE FOR EVALUATION OF THE LABOUR MARKET COLLEGE GRADUATES KOSTROMA REGION
This article discusses the features of the theory of educational displays signals at Kostroma labor market. Reveals the basic tenets of the theory and analyze the interaction of the Kostroma education market and the labor market of graduates. We study such problems as excessive demand for higher education customers, increases the risk of graduates in employment et al Keywords: labor market, youth employment, human capital, the theory of signals, the demandfor education.