Научная статья на тему 'Перспектива развития рынка образовательных услуг высшего образования в Республике Башкортостан'

Перспектива развития рынка образовательных услуг высшего образования в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕМОГРАФИЯ / МИГРАЦИЯ / АБИТУРИЕНТЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / АНАЛИЗ / ФУНКЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметов Ильнур Вазирович, Никонова Светлана Александровна, Ахметова Лиана Раисовна

В статье представлены результаты исследования вопросов влияния демографической ситуации и образовательной миграции на рынке образовательных услуг. Современный рынок образовательных услуг сложился за достаточно короткий промежуток времени, и актуальность исследований, которые позволяют спрогнозировать объем рынка образовательных услуг, неоспорима, но она мало разработана в современной российской литературе в этой области. Повышенным интересом пользуется система высшего профессионального образования, но при этом спрос на него падает из года в год. Рынок образовательных услуг рассматривается как многофакторная модель, которая зависит от ряда факторов. Изменение одного из факторов влечет к изменению общей ситуации на образовательном рынке. На поступление в вузы влияют не только рождаемость, нужно иметь в виду и то, что после одиннадцатого класса определенный контингент выпускников пойдет поступать в средние специальные учебные заведения. Также имеет место быть такое понятие, как «образовательная миграция», т.е. некоторое количество выпускников уезжает поступать в другие регионы и даже за границу. Таким образом, количество потенциальных абитуриентов, поступающих в вузы, сокращается. Для наглядности этих процессов, происходящих на образовательном рынке Республики Башкортостан, проанализированы статистические данные об образовательной миграции, о рождаемости, о количестве поступивших в вузы и ссузы (после окончания одиннадцатого класса) и построена экономико-математическая модель, после чего сделан прогноз развития рынка образовательных услуг Республики Башкортостан до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметов Ильнур Вазирович, Никонова Светлана Александровна, Ахметова Лиана Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF EDUCATION MARKET OF THE HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article results of research of questions of influence of a demographic situation and educational migration on education market are presented in article. Modern education market has developed for rather short period, and relevance of researches which allow to predict size of the market of educational services is indisputable, but she is a little developed in modern Russian literature in this area. The system of higher education uses keen interest, but at the same time demand for him falls from year to year. Education market is considered as multiple-factor model which depends on a number of factors. Change of one of factors, attracts to change of the general situation in the educational market. Influence entering higher education institutions not only birth rate, but also it must be kept in mind that after the eleventh class a certain contingent of graduates will go to come to average special educational institutions. Also takes place to be such concept as "educational migration", i.e. a quantity of graduates goes to come to other regions and even the abroad. Thus, the number of the potential entrants going to the universities is reduced, for descriptive reasons these processes happening in the educational market of the Republic of Bashkortostan statistical data on educational migration, on birth rate, on quantity entered to the university and Susa are analysed (after the termination of the eleventh class) and the economic-mathematical model then the forecast of development of education market of the Republic of Bashkortostan till 2030 is made is constructed.

Текст научной работы на тему «Перспектива развития рынка образовательных услуг высшего образования в Республике Башкортостан»

Развитие образования

Ахметов И. В.

кандидат физ.-мат. наук, доцент, институт экономики и сервиса ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа

УДК 338.46

Никонова С. А.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа

Ахметова Л. Р.

аспирантка кафедры «Региональная экономика и управление», институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Россия, г. Уфа

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье представлены результаты исследования вопросов влияния демографической ситуации и образовательной миграции на рынке образовательных услуг Современный рынок образовательных услуг сложился за достаточно короткий промежуток времени, и актуальность исследований, которые позволяют спрогнозировать объем рынка образовательных услуг, неоспорима, но она мало разработана в современной российской литературе в этой области. Повышенным интересом пользуется система высшего профессионального образования, но при этом спрос на него падает из года в год. Рынок образовательных услуг рассматривается как многофакторная модель, которая зависит от ряда факторов. Изменение одного из факторов влечет к изменению общей ситуации на образовательном рынке. На поступление в вузы влияют не только рождаемость, нужно иметь в виду и то, что после одиннадцатого класса определенный контингент выпускников пойдет поступать в средние специальные учебные заведения. Также имеет место быть такое понятие, как «образовательная миграция», т.е. некоторое количество выпускников уезжает поступать в другие регионы и даже за границу. Таким образом, количество потенциальных абитуриентов, поступающих в вузы, сокращается. Для наглядности этих процессов, происходящих на образовательном рынке Республики Башкортостан, проанализированы статистические данные об образовательной миграции, о рождаемости, о количестве поступивших в вузы и ссузы (после окончания одиннадцатого класса) и построена экономико-математическая модель, после чего сделан прогноз развития рынка образовательных услуг Республики Башкортостан до 2030 года.

Ключевые слова: образование, демография, миграция, абитуриенты, численность, высшие учебные заведения, анализ, функция, математическая модель, прогноз.

PROSPECT OF DEVELOPMENT OF EDUCATION MARKET OF THE HIGHER EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article results of research of questions of influence of a demographic situation and educational migration on education market are presented in article. Modern education market has developed for rather short period, and relevance of researches which allow to predict size of the market of educational services is indisputable, but she is a little developed in modern Russian literature in this area. The system of higher education uses keen interest, but at the same time demand for him falls from year to year. Education market is considered as multiple-factor model which depends on a number of factors. Change of one of factors, attracts to change of the general situation in the educational market. Influence entering higher education institutions not only birth rate, but also it must be kept in mind that after the eleventh class a certain contingent of graduates will go to come to average special educational institutions. Also takes place to be such concept as "educational migration", i.e. a quantity of graduates goes to come to other regions and even the abroad. Thus, the number of the potential entrants going to the universities is reduced, for descriptive reasons these processes happening in the educational market of the Republic of Bashkortostan statistical data on educational migration, on birth rate, on quantity entered to the university and Susa are analysed (after the termination of the eleventh class) and the economic-mathematical model then the forecast of development of education market of the Republic of Bashkortostan till 2030 is made is constructed.

Key words: education, demography, migration, entrants, number, higher educational institutions, analysis, function, mathematical model, forecast.

Development of educaton

Рассмотрим влияние на рынок образовательных услуг образовательной миграции и демографической ситуации в Республике Башкортостан.

Рынок образовательных услуг является одной из главных составляющих региональной социально-экономической системы образования. Как правило, из-за снижения численности выпускников средних образовательных учреждений в количественном выражении прослеживается курс к снижению спроса на образовательные услуги высших учебных заведений, что приводит к снижению требований к поступающим, в связи с чем значительно снижается проходной балл в государственные вузы, а бюджетные места по некоторым направлениям подготовки остаются свободными. Отметим, что демографическая ситуация оказывает негативное влияние практически на все региональные вузы, так как, наряду с уменьшением численности выпускников, нацеленных на поступление в вузы, увеличивается и отток потенциальных студентов в столичные высшие учебные заведения.

Актуальность исследований, позволяющих спрогнозировать объем рынка образовательных услуг, бесспорна, но они мало представлены в современной российской литературе. Поэтому цель данной статьи, главным образом, понять, как именно образовательная миграция и рождаемость могут повлиять на рынок образовательных услуг в Республике Башкортостан, составить прогноз развития рынка на ближайшие годы, а точнее с 2016 по 2030 гг., сделать выводы из полученной информации. В исследовании используются данные о поступлении студентов в высшие учебные заведения Республики Башкортостан за 16 лет (с 2000 по 2015 год), а также о поступлении в ссузы РБ и о миграции населения в связи с учебой за пять лет (2011-2015 гг.) [2, 3]. Дата рождения студентов 1983-1998 гг., учитывая, что средний возраст абитуриента 17 лет (табл. 1). Данные взяты из статистических сборни-

Таблица 1. Динамика рождаемости и поступления в вузы по Республике Башкортостан

Год рождения Количество родившихся Год поступления Количество поступивших Удельный вес студентов, поступивших в вузы

1983 77 514 2000 31910 41,17

1984 74 774 2001 28236 37,76

1985 76 839 2002 31970 41,61

1986 79 376 2003 32101 40,44

1987 81 950 2004 32292 39,40

1988 76 653 2005 36631 47,79

1989 70 388 2006 38945 55,33

1990 63 899 2007 42435 66,41

1991 58 240 2008 43722 75,07

1992 53 271 2009 37605 70,59

1993 46 772 2010 35453 75,80

1994 47 296 2011 32900 69,56

1995 45 622 2012 34416 75,44

1996 45 228 2013 31556 69,77

1997 43 776 2014 27749 63,39

1998 44465 2015 30624 68,87

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

Рынок образовательных услуг можно представить как комплексную и многофакторную модель взаимодействия между государством, образовательным учреждением, потребителями образовательных услуг, а также различного рода посредниками [1]. Потребителей образовательных услуг в данной модели можно разделить на 2 группы:

1. Прямые, или непосредственные — это те, кто заинтересован в самой образовательной услуге (абитуриенты и их родители, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты, выпускники, желающие повысить свою квалификацию).

2. Косвенные (опосредованные) — это те, кто заинтересован в результате, полученном от услуги, т.е. в выпускнике с его знаниями. Заинтересованы в высококвалифицированном специалисте работодатели и государство, которое ожидает, чтобы трудоспособное население приносило пользу своими знаниями и умениями. Государство также является заказчиком выпускников по определенным профессиям, и образовательные учреждения получают государственный заказ.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на рынок образовательных услуг:

— демографическая ситуация в Республике Башкортостан,

— образовательная миграция,

— региональная доступность,

— качество образования,

— государственное финансирование, т.е. количество выделенных бюджетных мест государством,

— ценовая политика образовательных услуг,

— перспектива на рынке труда, уровень оплаты труда тех или иных профессий,

— изменения в законодательстве в сфере образования,

— политическая, экономическая и социальная ситуация в Республике и в стране в целом.

ков «Образование и культура в Республике Башкортостан» и «Миграция населения в Республике Башкортостан».

Из табл. 1 видно, что демографическая ситуация в Республике Башкортостан ухудшилась. Пик рождаемости был в 1987 году и составил 81950 человек, далее пошел спад, и к 1998 году количество родившихся уменьшилось на 54% и составило 44465 человек. Мы видим, как меняется спрос на образовательные услуги в зависимости от демографической ситуации в Республике Башкортостан начиная с 1983 г. по 1998 г. Статистические данные показывают, что количество потенциальных абитуриентов, т.е. число родившихся, а вместе с ними и студентов из года в год уменьшается. Данная ситуация — следствие неустойчивого экономического положения последних десятилетий в России, которая привела к неутешительной демографической ситуации в стране и в республике соответственно, что и сказывается в последние годы на рынке образовательных услуг: произошло значительное сокращение абитуриентов и соответственно снизилось количество поступивших студентов в вузы.

Нужно отметить также, что некоторое количество одиннадцатиклассников после окончания школы поступает в средние специальные учебные заведения. Так, отсеивается часть потенциальных абитуриентов, которые могли бы поступить в вузы, но выбрали после окончания школы ссузы.

Исходя из табл. 2, можно сделать вывод о том, какое количество из выпускников одиннадцатого класса уходит учиться в средние специальные учебные заведения. Так, в 2000 г. Из общего количества родившихся ушло учиться в ссузы 18,97% выпускников, т.е. 14706 человек, а в 2015 году 9,97 %, т.е. 4431 человек.

Развитие образования

Необходимо принять во внимание образовательную миграцию, ведь она также влияет на показатель количества поступивших в вузы студентов.

В настоящее время в Российской Федерации активизируется деятельность по продвижению российских образовательных услуг на мировом рынке. В российских вузах ежегодно обучается около 100 тысяч иностранных студентов. Согласно данным доклада ОЭСР «Education at a Glance 2011: OECD Indicators», Россия занимала 7 место в мире по привлечению иностранных студентов.

Если говорить о тенденциях развития въездной образовательной миграции в Республике Башкортостан, отметим, что наибольший интерес для студентов представляют ведущие вузы: Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ), Уфимский государственный авиационный технический университет (УГАТУ).

Однако поток абитуриентов, уезжающих на учёбу из республики в другие регионы России, за три года увеличился в два раза. Если 8-10 лет назад до введения ЕГЭ на учёбу в другие регионы страны уезжало 6-7 тысяч человек ежегодно, то сегодня мы имеем цифру 30 тысяч. Большая их часть — это выпускники школ с самыми высокими баллами, то есть потенциально наиболее ценные сотрудники. К существующей проблеме оттока абитуриентов из

Башкортостана прибавилось и сокращение числа образовательных учреждений. За прошлый год примерно 1/3 выпускников школ из Башкирии уехали поступать в вузы за пределами республики. Есть несколько причин, влияющих на выбор абитуриентов, уезжающих получать образование за пределами республики. Это в первую очередь уровень жизни населения, средняя заработная плата в регионах и карьерные возможности. Вторая причина связана со

Таблица 2. Динамика рождаемости и поступления в ссузы после 11 класса по Республике Башкортостан

Год рождения Количество родившихся Год поступления Количество поступивших Удельный весстудентов, поступивших в ссузы

1983 77 514 2000 14706 18,97

1984 74 774 2001 13989 18,71

1985 76 839 2002 14544 18,93

1986 79 376 2003 15145 19,08

1987 81 950 2004 15735 19,20

1988 76 653 2005 14499 18,92

1989 70 388 2006 12923 18,36

1990 63 899 2007 11171 17,48

1991 58 240 2008 9210 15,81

1992 53 271 2009 7943 14,91

1993 46 772 2010 5366 11,47

1994 47 296 2011 5515 11,66

1995 45 622 2012 4906 10,75

1996 45 228 2013 4745 10,49

1997 43 776 2014 4142 9,46

1998 44465 2015 4431 9,97

Development of educaton

снижением качества образования в регионах. Например, в Москве много вузов, много программ и направлений для выбора студентами. В поисках наиболее подходящих для рыночных условий специальностей и направлений молодежь идет в те вузы, где для этого есть больше возможностей. Основными направлениями миграции студентов являются наиболее развитые страны Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция), а также США.

Таблица 3. Образовательная миграция в Республике Башкортостан, 2011-2015гг.

Все потоки 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Прибывшие 13158 16494 22702 25128 31017

Убывшие 15389 19200 24542 26766 32047

Миграционный прирост/убыль -2231 -2706 -1840 -1638 -1030

Если посмотреть на табл. 3, то видно, что показатель «миграционная убыль» имеет положительную тенденцию. Количество убывших не уменьшается, но с ним растет и количество прибывших в республику на обучение. Всего в 2015 году Башкортостан покинули в связи с учебой 32047 человек, что на 5281 больше, чем в 2014 году. Хотя рождаемость в соответствующие годы дала естественный прирост в 689 человек, в общем итоге численность населения Башкирии сократилась на 4592 человек. Не помогло даже большое количество мигрантов. Так, в 2015 году в республику прибыли в связи с учебой 31017 человек, но миграционная убыль составила 1030 человек.

Применив корреляционно-регрессионный анализ на основе имеющихся статистических данных с 1983 по 1998 гг. мы спрогнозировали тенденцию поступления в вузы учащихся с 2016 по 2030 гг. Для прогноза необходимо было выбрать модель, которая наиболее точно описывает статистические данные. В табл. 4 приведены результаты анализа эффективности моделей прогнозирования на основе информационного критерия Акаике и Байесовского информационного критерия (критерий Шварца), а также коэффициента детерминации [4].

Исходя из вышеприведенной таблицы видно, что квадратичная функция наиболее точно описывает исследуемый процесс, т.е. наиболее адекватно и точно прогнозирует поступление в высшие учебные заведения Республики Башкортостан (рис. 1).

При построении регрессионной модели за X фактор взято количество родившихся в 1983-1998 гг., а за Y — количество поступивших абитуриентов с 2000 по 2015 гг.

♦ Статистические данные Расчетные данные

25 20 15 10 5 0

1999 2001 2003 2005 2007 2009 2011 2013 Год поступления

Рисунок 1. Квадратичная линия тренда

Необходимо отметить, что разработке экономико-математических моделей предшествовала работа по подготовке и обработке обоснованной информации для ввода ее в модельную информацию и построения корреляционно-регрессионных моделей, позволяющих спрогнозировать количество поступающих учащихся (рис. 2) [5].

1999 2002 2005 2008 2011 2014 2017 2020 2023 2026 2029 Год пос1Зшле1шя 1985 1988 1991 1994 1997 2000 2003 2006 2009 2012 Год рождения

Рисунок 2. Динамика рождаемости и поступления в вузы Республики Башкортостан

Экономико-математическая модель зависимости количества поступивших в вузы от демографической ситуации в Республике Башкортостан примет следующий вид:

у = -0,0000386802х2+4,8037х-106496. Ухудшение демографической ситуации не могло не отразиться на экономической конъюнктуре рынка образовательных услуг. Это связанно с тем, что он формируется в значительной степени под влиянием социально-экономических условий региона, в котором расположены соответствующие образовательные учреждения. Вследствие снижения численности выпускников средних образовательных учреждений наметилась тенденция к снижению спроса на образовательные услуги.

Судя по прогнозу, наблюдается тенденция роста поступления в вузы пропорционально рождаемости. Так, в 2030 году поступивших в вузы ожидается 42336 человек, что соответствует 59260 родившимся в 2013 году. Самый низкий порог поступивших, исходя из прогноза, будет наблюдаться в 2016 году

Таблица 4. Анализ критериев эффективности моделей прогнозирования поступления в вузы в зависимости от рождаемости

Квадратичная функция Кубическая функция Логарифмическая функция Линейная функция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Критерий Акаике 201,88 203,80 220,34 220,94

Байесовский критерий 203,47 205,79 221,53 222,138

R2 0,873 0,874 0,986 0,138

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

и составит 26030, т.к. в 1999 году количество рожденных было 41368 человек. Таким образом, сделанный прогноз дает представление о зависимости количества поступивших в вузы от количества рожденных, а также о положительной тенденции развития рынка образовательных услуг в Республике Башкортостан. Необходимо иметь в виду, что в реальности могут быть отклонения в силу других факторов, влияющих на рынок образовательных услуг, т.к. прогноз дает приблизительное представление об исследуемой ситуации.

Недооценка или игнорирование проблем образования приводят к перекосам на макроэкономическом уровне и к снижению конкурентоспособности и безопасности республики и страны [6]. Поэтому влияние даже такого, казалось бы, не имеющего отношения фактора, как демография, оказывает большое воздействие на рынок образовательных услуг, т.к. основными потребителями этих услуг в этом году являются люди, рожденные 17 лет назад.

Таким образом, проанализировав статистические данные и сделав прогноз, мы имеем нынешнее и будущее представление о состоянии рынка образовательных услуг. Самый низкий уровень поступле-

Развитие образования

ния в вузы за последние и ближайшие 15 лет будет наблюдаться в 2016 году и составит 26030, а пик ожидается в 2030 году, что близко картине 2007-2008 гг., и равен 42336 человек.

Исходя из сказанного, для сохранения потенциала высшей школы необходимо расширение масштабов послевузовского образования, то есть до подготовки и переподготовки работающих и высвобождаемых работников. Одновременно в значительной мере может быть увеличен и контингент студентов из зарубежных стран, в особенности из государств-участников СНГ. Реализация данного направления позволит частично сгладить демографическую ситуацию за счет иммиграции в стране в целом, и в регионах в частности. Сложившаяся на сегодняшний день сложная социально-демографическая ситуация диктует необходимость диверсификации образовательных услуг, поиска новых механизмов оптимизации регионального рынка образования, так как именно поиск потребителей образовательных услуг определяет дальнейшее существование высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики.

Литература

1. Ахметова Л. Р., Валиев Ш. З., Ахметов И. В . Высшая школа как двигатель инновационного процесса в стране. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научные открытия в эпоху глобализации. — Уфа: 2015. С. 58-60.

2. Образование и культура в Республике Башкортостан: статистический сборник — Уфа: Башкортостанстат, 2015.

3. Миграция населения в Республике Башкортостан: статистический сборник. — Уфа: Башкортостан, 2015.

4. Ахметов И. В., Байназарова Н. М., Новичкова А. В., Губайдуллин И. М., Сафин Р. Р. Математическое и имитационное моделирование экономических процессов// Уфа: Институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», 2015. — 74 с.

5.Ахметов И. В., Ахметова Л. Р. Разработка экономико-математической модели при прогнозировании урожайности зерновых культур. Экономика и предпринимательство. — 2015. № 8-1 (61-1). — С. 742-745.

6. Валиев Ш. З. Концептуальные основы функционирования высшей школы в транзитивной экономи-

ческой системе. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. — 2001. — 242 с.

Literature

1. Akhmetova L. R., Valiev Sh. Z., Akhmetov I. V. The higher school as the engine of innovative process in the country. Collection of articles of the International scientific and practical conference. Discoveries during a globalization era. — Ufa: 2015. P. 58-60.

2. Education and culture in the Republic of Bashkortostan: statistical collection — Ufa: Bashkortostan, 2015.

3. Population shift in the Republic of Bashkortostan: statistical collection. — Ufa: Bashkortostan., 2015

4. Akhmetov I.V., Baynazarova N.M., Novichkova A.V., Gubaydullin I.M., Safin R.R. Mathematical and imitating modelling of economic processes//Ufa: Ufa state university of economy and service, 2015.P. — 74.

5. Akhmetova L.R., Akhmetov I.V.Development of economic-mathematical model when forecasting productivity of grain crops. Economy and business. -2015. № 8-1 (61-1). — P. 742-745.

6. Valiev Sh.Z. Conceptual bases of functioning of the higher school in transitive economic system. — SPb.: Publishing house SpbGUEF. — 2001. — P. 242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.