УДК 342.9
А. О. Дрозд*, В. А. Кудин**
Возбуждение дел об административных правонарушениях, осуществляемых участковыми уполномоченными полиции
В статье применительно к административно-юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции исследована стадия возбуждения дел об административных правонарушениях. Определены этапы стадии возбуждения дел, сформулированы определения понятий «стадия возбуждения дела об административном правонарушении» и «повод к возбуждению дела об административном правонарушении», раскрыто правовое значение протокола об административном правонарушении.
Ключевые слова: возбуждение дела об административном правонарушении, участковый уполномоченный полиции, протокол об административном правонарушении.
A.O. Drozd*, V.A. Kudin*. Affairs excitation about the administrative offenses, carried out by precinct police officers.
The stage of affairs excitation about the administrative offenses, carried out by precinct police officers is investigated in the article. There are also defined the stages of affairs excitation about the administrative offenses that are carried out by precinct police officers and are formulated the concepts «a stage of affair excitation about the administrative offense» and «an occasion to affair excitation about the administrative offense». The article describes the legal value of the protocol about the administrative offense.
Keywords: affair excitation about the administrative offense, an occasion, precinct police officers, the protocol about the administrative offense.
Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, происходит в определенной последовательности, складывающейся из конкретных стадий производства.
Участковые уполномоченные полиции осуществляют юрисдикционные полномочия прежде всего в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, т.к. именно в этих сферах возникает большинство административных правонарушений, подведомственных данной категории должностных лиц полиции. Вопреки распространенному в научной литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности административных правонарушений, они причиняют значительный вред интересам граждан, обществу и государству, представляют серьезную угрозу общественной безопасности в Российской Федерации1. О серьезности этой угрозы свидетельствует тот факт, что в 2010 г. только участковыми уполномоченными полиции ГУ МВД по Алтайскому краю было составлено 199 905 материалов об административных правонарушениях2.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закрепляет порядок производства по делам об административных правонарушениях. Производство по указанным делам, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, — это особый вид юрисдикционной деятельности, отличающийся набором специфических признаков. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции, помогают отграничивать это производство от иных административных производств и иных сфер юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.
К этим признакам относятся:
а) наличие административно-правового конфликта (административного правонарушения или административно-правового спора);
б) содержательный элемент, который связан не только с рассмотрением, но и с разрешением дел об административных правонарушениях и административно-правовых споров;
в) особая процессуальная процедура, четко определяющая порядок правоприменительной деятельности юрисдикционного органа;
г) специальный субъект, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях и административно-правовых спорах;
* Дрозд, Алексей Олегович, адъюнкт кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1, тел. 744-70-68. E-mail: drozd_ao@mail.ru.
** Кудин, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, Заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1, тел. 744-70-65. E-mail: mail@univermvd.ru.
* Drozd, Alexey, the associate Chair of the Administrative Law University of St. Petersburg the Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
** Kudin, Vasily, the head of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, awarded in disstatation, senior lecture. The St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1.
Статья поступила в редакцию 30 мая 2011 года.
д) принятие решения в установленных законом форме и порядке3.
В соответствии с административным законодательством, первой (основной) стадией производства по делам об административных правонарушениях является возбуждение дела. Однако в научной литературе она может именоваться по-разному. Одни авторы называют ее «установление факта противоправного деяния и его фиксацию (возбуждение дела)»4, «первичные процессуальные действия»5, «административное расследование»6, «возбуждение дела и административное расследование по делу»7, другие — «возбуждение дела об административном правонарушении»8.
Несмотря на различные подходы к наименованию первоначальной стадии производства, анализ существующих в научной литературе дефиниций и норм КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что большинство ученых данную стадию обозначают как «возбуждение дела» и подразумевают под ним предварительную подготовку к рассмотрению дела или предварительную проверку, в ходе которой должен быть установлен факт административного правонарушения, круг возможных доказательств, решен вопрос о юридической квалификации правонарушения.
Начальная стадия возбуждения дела, безусловно, связана с наличием конкретного состава административного правонарушения и включает: событие правонарушения и получение информации о нем сотрудником полиции, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако для возбуждения производства по делу необходимо еще и мыслительное действие — принятие указанным сотрудником полиции решения о возбуждении дела.
Возбуждение дела можно рассматривать как комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и
квалификацию, одно из процессуальных решений компетентных органов9, итоговый процессуальный
10
документ, процессуальное решение по делу10.
По мнению Н. Н. Цуканова, стадия возбуждения дела определяется как комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их процессуальную фиксацию, подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу11.
С точки зрения В. В. Денисенко, А. Н. Позднышова, А. А. Михайлова стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксацию и квалификацию12.
Однако данные авторы не указывают, что завершающим процессом стадии возбуждения дела является составление протокола об административном правонарушении.
По нашему мнению, стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных мероприятий, направленных на выявление обстоятельств совершенного правонарушения, сбора доказательств по делу, процессуальное оформление результатов расследования, составление должностным лицом протокола об административном правонарушении.
В юридической литературе встречаются различные точки зрения на структуру стадии возбуждения дела. Ученые-административисты предлагают выделять четыре основных этапа13: возбуждение дела; установление фактических обстоятельств (в том числе и путем административного расследования); процессуальное оформление результатов расследования; направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
С точки зрения В. В. Головко, возбуждение дела об административном правонарушении состоит из таких этапов, как: 1) обнаружение или получение и последующая регистрация информации; 2) предварительная проверка; 3) принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела, прекращение производства по делу до передачи его на рассмотрение и процессуальное оформление принятого решения; 4) процессуальное оформление документов; регистрация и передача дела по
14
подведомственности14 .
Другие авторы включают в содержание данной стадии: установление факта административного правонарушения; закрепление его в официальном документе; определение подведомственности рассмотрения дела15. Думается, что в данной классификации этапов не указано завершение стадии, а именно принятие решения о применении мер принуждения по факту совершенного административного правонарушения.
Представляется, что указанные классификации этапов не дают полного представления о структуре первоначальной стадии производства по делу об административном правонарушении.
Анализ рассматриваемых взглядов позволяет сделать вывод о том, что возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, состоит из следующих этапов:
а) выявление факта правонарушения или получение информации о совершенном правонарушении;
б) предварительная проверка полученной информации;
в) процессуальное оформление полученных материалов и принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, и составление соответствующего процессуального документа.
Важное значение на стадии возбуждения дела имеет правильное определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении, однако среди ученых-административистов нет единого мнения о понятии повода к возбуждению дела об административном правонарушении. Не закреплено понятие повода к возбуждению дела об административном правонарушении и в КоАП РФ, что, на наш взгляд, является пробелом в праве.
В толковом словаре Ожегова под поводом понимается обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь16. С точки зрения В. Ю. Пивченко, повод есть то, с чего начинается производство по делу об административном правонарушении, его побудительное начало к деятельности. При наличии повода у уполномоченного должностного лица возникает юридическая обязанность решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении17.
По мнению А. Б. Борисова, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является юридический факт, в результате которого возникают процессуальные правоотношения, начинается производство по делу, отсчет сроков и т.д.18.
Поводы возбуждения дела об административном правонарушении перечислены в ст. 28.1 КоАП РФ. К компетенции участковых уполномоченных полиции, по нашему мнению, относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1); поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2); сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 3). Считаем, что п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также ч. 1.1. и 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ не подведомственны участковым уполномоченным полиции.
Первый повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении решается по инициативе участковых уполномоченных полиции. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение, как известно, действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании участковых уполномоченных полиции. Непосредственное обнаружение участковыми уполномоченными полиции административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего разрешения им конкретного дела по существу, тогда как в уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существующие по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решения. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку исследование обстоятельств дела лицом, являвшимся очевидцем административного правонарушения, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и
19
закреплению доказательств19.
Вторым поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В данном поводе речь идет о тех сведениях, которые содержат в себе информацию о событии административного правонарушения, — ориентировки, сообщения и др. Круг субъектов, от которых поступают данные сообщения, ограничен государственными, муниципальными органами, а также общественными объединениями.
Третьим поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Большое количество дел об административных правонарушениях возбуждается по сообщениям и заявлениям граждан и организаций. Как свидетельствует официальная статистика МВД России, в 2010 г. участковыми уполномоченными было рассмотрено более 8 500 000 обращений и заявлений граждан, в результате 1 500 000 правонарушителей привлечены к административной ответственности20. В КоАП РФ обращения и заявления граждан выделены в отдельный вид поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях. По сути, данный повод схож с предыдущим, различие состоит в субъектах, от которых поступают данные о событии административного правонарушения.
Проанализировав указанные поводы, закрепленные в КоАП РФ, и мнения ученых-административистов по данному вопросу, предлагается авторское определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении. Поводом, по нашему мнению, являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, дающие право уполномоченному должностному лицу возбуждать дело об административном правонарушении.
В теории административного права остается дискуссионным вопрос, какой объем данных о совершении правонарушения является достаточным для признания их основаниями для возбуждения дела.
Существуют различные точки зрения о моменте возбуждения дела. Так, Л. Л. Попов утверждает, что дело о об административном правонарушении возбуждается с момента составления протокола об административном правонарушении21. Д. Н. Бахрах делает вывод о том, что факт возбуждения дела связывается с началом действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного деликта22. Естественно, возбуждение дела связано со сбором и исследованием доказательств по конкретному делу и составлением протокола об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, указанного в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Профессиональное выполнение указанных действий влияет на объективность юридической квалификации правонарушения, законность и обоснованность принимаемого затем решения по делу, и, в итоге, способствует повышению эффективности административно-юрисдикционной деятельности. Выявление (обнаружение) административного правонарушения и лица, его совершившего, влечет, в соответствии с действующим законодательством, обязанность его фиксации путем составления протокола.
В. В. Головко полагает, что протокол об административном правонарушении считается актом возбуждения процесса по делу и служит основным процессуальным документом на всех стадиях
23
производства23.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении возбуждается с составлением первого процессуального документа участковым уполномоченным полиции, направленного на собирание, исследование и оценку доказательств для установления объективной истины по делу. Причем возбудить производство можно любым действием, предусмотренным в ст. 28.1 КоАП РФ.
Участковые уполномоченные полиции в своей практической деятельности к составлению протокола зачастую относятся без должного внимания, что, несомненно, снижает эффективность применения административной практики. Изучение 246 протоколов об административных правонарушениях, составленных участковыми уполномоченными полиции в Алтайском крае за 2010 г., позволило нам выявить существенные недостатки по их оформлению. К ним относятся, прежде всего, следующие: в протоколах не всегда фиксируются объяснения правонарушителей; не указываются документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; отсутствует специальное звание лица, составившего протокол; нет наименования органа внутренних дел; не указано точное место совершения правонарушения; отсутствует характеристика конкретного административного правонарушения; не указан нормативно-правовой акт, на который ссылались при квалификации административного правонарушения, например, КоАП РФ; не приведены данные документов, удостоверяющих личность правонарушителя; сведения о совершенных административных правонарушениях в течение года по информационным банкам данных органов внутренних дел; перечень документов, прилагаемых к протоколу, например, рапорт сотрудника полиции, заявление потерпевшего, объяснения свидетелей и очевидцев, протокол изъятия вещей и документов и др.
С целью устранения указанных недостатков необходимо, обобщив административную практику участковых уполномоченных полиции по данному вопросу, разработать мероприятия, направленные на недопущение отмеченных недостатков. Это позволит, по нашему мнению, более эффективно воздействовать на правонарушителей и будет способствовать обеспечению законности в деятельности участковых уполномоченных полиции.
Остановимся на рассмотрении перечня моментов изложенных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, с возникновением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Так, одним из моментов возбуждения дела об административном правонарушении является составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ. Участковые уполномоченные полиции имеют право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры применяются в целях: пресечения административного правонарушения; установления личности правонарушителя; при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте обнаружения административного правонарушения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
Следует подчеркнуть, что участковые уполномоченные полиции относятся к должностным лицам, которые осуществляют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не только в соответствии с КоАП РФ, но и в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами. Так, например, перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять административное задержание, закреплен в Приказе МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 (в редакции от 7 июля 2010 г.) «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».
В рамках производства по делам об административных правонарушениях участковыми уполномоченными полиции может осуществляться также проверка у граждан документов, удостоверяющих личность, «если ... имеется повод к возбуждению в отношении их дел об административных правонарушений» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности, таких, как: задержание и личный обыск подозреваемого (гл. 12 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п. 15 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).
Следующим моментом возбуждения дела об административном правонарушении является составление протокола об административном правонарушении. Участковые уполномоченные полиции
таделепы пpaвoм cocтaвлять пpoтoкoлы об aдмпппcтpaтпвпыx пpaвoпapyшeппяx в соответствпп с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 KoAH РФ. ^оме того, дaннoe полпомочпе зaкpeплeнo в ведомствеппом пopмaтпвпo-пpaвoвoм a^re, a пмеппо: в п. S.3 Пepeчня дoлжпocтпыx лпц спстемы МВД РФ, yпoлнoмoчeнныx cocтaвлять пpoтoкoлы по дeлaм об aдмпппcтpaтпвпыx пpaвoпapyшeппяx (пpплoжeнпe к пpпкaзy МВД Росспп от 2 пюпя 200S г. № 444 «O пoлпoмoчпяx дoлжпocтпыx лпц МВД Росспп по сосгавленпю пpoтoкoлoв по дeлaм об aдмпппcтpaтпвпыx пpaвoнapyшeнпяx п aдмпппcтpaтпвпoмy зaдepжaппю».
Пpoтoкoл об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп — основной пpoцeccyaльный дoкyмeпт всего дeлa об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп. В зaвпcпмocтп от того, тасколько полно п пpaвпльпo он бyдeт cocтaвлeп, бyдeт зaвпceть дaльнeйшee paccмoтpeппe дeлa. Иcxoдя пx этпx обстоятельств зaкoпoдaтeль пpeдъявляeт oпpeдeлeппыe тpeбoвaнпя к фopмe п coдepжaппю пpoтoкoлa, кoтopыe зaкpeплeпы в ч. 2 ст. 28.2 KoAO РФ.
Oбязaтeльным ycлoвпeм cocтaвлeппя пpoтoкoлa об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп является точное ycтaпoвлeппe cyбъeктa, в отпошеппп кoтopoгo ведется пpoпзвoдcтвo по дeлy об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoнapyшeнпп. Hepeдкп cлyчaп, кoгдa пpaвoпapyшптeль в цeляx yклoпeппя от ответствеппостп выдает себя зa дpyгoгo пзвестпого eмy гpaждaпппa. Пpoтoкoл должен cocтaвлятьcя та ocпoвaппп пacпopтa плп дpyгпx документов, yдocтoвepяющпx его лпчпость. Еслп тaкaя возможность oтcyтcтвyeт, cooтвeтcтвyющee лпцо может быть доставлено в opгaп внyтpeннпx дел, помещеппе opгaнa местного caмoyпpaвлeнпя сельского поселеппя для ycтaпoвлeппя лпчпостп п сосгавленпя пpoтoкoлa об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп.
Пpoтoкoл cocтaвляeтcя пa лпцо, coвepшпвшee aдмпппcтpaтпвпoe пpaвoпapyшeппe. Oдпaкo пpп появлеппп пecoвepшeппoлeтпeгo в вoзpacтe до 16 лет в общественный: мест^ в пьяном впде, лпбо pacпптпп пм cппpтпыx пaппткoв, в пpoтoкoлe yкaзывaютcя сведеппя о его poдптeляx плп зaкoппыx пpeдcтaвптeляx, поскольку к ответствеппостп пpпвлeкaютcя не caмп пoдpocткп, a лпцa, ответственные зa пx вocпптaппe.
Пpoтoкoл пoдппcывaeтcя лпцом, его сосгавпвшем п лпцом, в отпошеппп ^TOporo возбуждено дело об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп (пpeдcтaвптeлeм юpпдпчecкoгo лпцa), a пpп пaлпчпп свпдетелей п пoтepпeвшeгo пoдппcывaeтcя тaкжe этпмп лпцaмп.
Лпцу, в отпошеппп кoтopoгo ведется пpoпзвoдcтвo по делу об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoнapyшeнпп, paзъяcпяютcя его пpaвa п oбязaннocтп, пpeдycмoтpeппыe ст. 2S.1 KoAП РФ, о чем дeлaeтcя oтмeткa в пpoтoкoлe. Oпo впpaвe зпaкoмптьcя с coдepжaнпeм пpoтoкoлa, впестп в пего своп зaмeчaнпя п объяспеппя, пзложпть мотпвы oткaзa от подппсп в пpoтoкoлe. Oбъяcпeппя гpaждaп могут быть пзложены пa отдельном лпсте п пpплoжeны к пpoтoкoлy. В cлyчae oткaзa фпзпческого лпцa лпбо зaкoннoгo пpeдcтaвптeля юpпдпчecкoгo лпцa, в отпошеппп ^TOphix возбуждено дело об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп, от пoдппcaппя пpoтoкoлa, в нем дeлaeтcя cooтвeтcтвyющaя зaппcь, в пpпcyтcтвпп двyx свпдетелей по делу.
Пpп coвepшeппп пpaвoпapyшeппя гpyппoй лпц пpoтoкoл cocтaвляeтcя пa кaждoгo пpaвoнapyшптeля в отдельпостп. Cocтaвлeппe одного пpoтoкoлa пa вcex пpaвoпapyшптeлeй не позволяет кoнкpeтпзпpoвaть ответственность кaждoгo пз нпx, п лпшaeт пx возможпостп пpямo в пpoтoкoлe дaть своп объяспеппя по существу дeлa.
Coглacпo ч. 6 ст. 28.2 KoAП РФ, коппя пpoтoкoлa вpyчaeтcя под para^Hy фпзпческому лпцу, в отпошеппп ^TOporo возбуждено дело об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoнapyшeнпп, a тaкжe пoтepпeвшeмy.
Kaк было отмечено выше, пpoтoкoл об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп пpeдcтaвляeт собой вaжпый пpoцeccyaльный документ, пoдтвepждaющпй фaкт coвepшeппя aдмпнпcтpaтпвнoгo пpaвoпapyшeппя. Oдпaкo cpeдп yчeпыx-aдмпппcтpaтпвпcтoв ocтaeтcя дпскусспоппым вoпpoc в oпpeдeлeппп его пpaвoвoгo зпaчeппя. Taк, O. K. Зacтpoжнaя пpoтoкoл по делу об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп пaзывaeт основным пpoцeccyaльным документом пa cтaдпп возбуждеппя дeлa24, М. Я. Macлeпппкoв — aктoм возбуждеппя пpoцecca по делу25, с точкп зpeнпя В. Ю. Ппвчепко — это a^ oкoпчaппя стидпп возбуждеппя дeлa26.
Paзпooбpaзпe точек зpeнпя в пayкe aдмпппcтpaтпвпoгo пpaвa обусловлено тем, что в соответствпп с KoAD^ РФ пpoтoкoл об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп может выcтyпaть не только гак пpoцeccyaльпый документ, фпкcпpyющпй фaкт возбуждеппя дeлa, по п гак пpoцeccyaльпый документ, подводящпй птог по aдмпнпcтpaтпвнoмy paccлeдoвaппю.
Дyмaeтcя, что пpaвoвoe зпaчeппe пpoтoкoлa об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп зaключaeтcя в том, что в нем кoнцeнтpпpyeтcя ocпoвпaя пнфopмaцпя по кoпкpeтпoмy делу, к нему пpпoбщaютcя пeoбxoдпмыe дoкaзaтeльcтвa, пoдтвepждaющпe фaкт coвepшeппя aдмпппcтpaтпвпoгo пpaвoпapyшeппя, что дaeт возможность yчacткoвым уполномоченным полпцпп paccмaтpпвaть пpoтoкoл об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoпapyшeппп п пpпнпмaть peшeппe по делу, плп нaпpaвлять его в соответствующпй гocyдapcтвeнный opгaп по подведомствеппостп.
Cлeдyющпм моментом является вынесенпя oпpeдeлeппя о возбужденпп дeлa об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoпapyшeппп пpп пeoбxoдпмocтп пpoвeдeппя aдмпппcтpaтпвпoгo paccлeдoвaппя. Aдмпнпcтpaтпвнoe paccлeдoвaппe пpoвoдптcя в cлyчaяx, еслп в пpoпзвoдcтвe по делу об aдмпнпcтpaтпвнoм пpaвoпapyшeппп вoзппкaют тpyдпocтп, тpeбyющпe зпaчптeльпыx зaтpaт вpeмeпп, п т.д. В соответствпп со ст. 28.3 KoAП РФ yчacткoвый уполномоченный полпцпп выноспт oпpeдeлeппe о возбужденпп дeлa об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoпapyшeппп п о пpoвeдeнпп aдмпппcтpaтпвпoгo paccлeдoвaппя.
Aдмпппcтpaтпвпoe paccлeдoвaнпe по делу об aдмпппcтpaтпвпoм пpaвoнapyшeнпп пpoвoдптcя по месту его coвepшeнпя плп выявлеппя. Cpoк пpoвeдeппя aдмпнпcтpaтпвнoгo paccлeдoвaппя
участковыми уполномоченными полиции не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству участкового уполномоченного полиции может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. По окончании административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Последним моментом является вынесение постановления по делу об административном правонарушении в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Протокол об административном правонарушении не составляется, а участковый уполномоченный полиции на месте совершения административного правонарушения выносит постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Проведенное исследование стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции позволяет сделать следующие выводы:
— стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных мероприятий, направленных на выявление обстоятельств совершенного правонарушения, сбора доказательств по делу, процессуальное оформление результатов расследования, составление должностным лицом протокола об административном правонарушении;
— возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции состоит из следующих этапов:
а) выявление факта правонарушения или получение информации о совершенном правонарушении;
б) предварительная проверка полученной информации;
в) процессуальное оформление полученных материалов и принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и составлением соответствующего процессуального документа.
— поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, дающие право уполномоченному должностному лицу возбуждать дело об административном правонарушении;
— правовое значение протокола об административном правонарушении заключается в том, что в нем концентрируется основная информация по конкретному делу, к нему приобщаются необходимые доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения, что дает возможность участковым уполномоченным полиции рассматривать протокол об административном правонарушении и принимать решение по делу, или направлять его в соответствующий государственный орган по подведомственности.
Список литературы
1. Административно-процессуальное право: Курс лекций. — М.: ЦОКР МВД России, 2009.
2. Бахрах, А. Н. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М.: Норма, 2008.
3. Головко, В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения : дис. ... докт. юрид. наук. — Омск, 2008.
4. Аенисенко, В. В. Административная деятельность органов внутренних дел : учебник. / В. В. Денисенко, А. Н. Позднышов, А. А. Михайлов. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный). / 3-е издание, перераб. и доп. / Борисов А. Б. — М.: Книжный мир, 2011.
6. Пивченко, Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении : дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2005.
7. Попов, Л. Л, Студеникина, М. С. Административное право. — М.: Норма, 2008.
8. Сасыков, Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005.
9. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2010 году : аналитические материалы МВД России. — М., 2011.
10. Цуканов, Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. — Челябинск, 2011.
Literature
1. Administrative procedure law: Lectures. — Moscow, 2009.
2. Bachrach, D. Administrative law. —Moscow, 2008.
3. Golovko, V. Administrative and jurisdictional activity of the internal affairs of the road: Dis. ... Dr. jur. Science. — Omsk, 2008.
4. Denisenko V. Administrative activities of the Interior. — Moscow, 2002.
5. Commentary to the code of administrative offences (itemized) with itemized materials. — Moscow,
2011.
6. Pivchenko V. Excitation of an administrative case: Thesis. ... Candidate. jur. Science. — Omsk, 2005.
7. Popov L., Studenikina M. Administrative Law. — Moscow, 2008.
8. Sasykov, T. Issues of the Administrative Jurisdiction of the Interior: Dis. ... Candidate. jur. Science. - Moscow, 2005.
9. The State of law in the Russian Federation and the main results of the activities of internal affairs and internal security troops in 2010 / White Papers MVD. — Moscow, 2011.
10. Tsukanov N. The Theory and Practice of proceedings on administrative violations carried out by bodies of internal affairs: Author. Dis. ... Dr. jur. Science. — Chelyabinsk, 2011.
1 См.: Цуканов Н. Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 3; Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: автореф. дис. ... докт юрид. наук. М., 2008. С. 3.
2 См.: Сведения о работе участковых уполномоченных полиции ГУ МВД по Алтайскому краю, по административной практике за 12 месяцев 2010 г.
3 См.: Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 132.
4 См.: Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990. С. 17.
5 См.: Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 90.
6 См.: Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 69.
7 См.: Коренев А. П. Административное право России. М., 2000. С. 239.
8 См.: Пивченко Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 23.
9 См.: Кураков В. С., Павлова Е. В. Стадии производства по делам об административных правонарушениях / / Административно-процессуальное право: Курс лекций. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 246.
10 См.: Васильев Ф. П. Процессуальность в административной ответственности. М., 2001. С. 216.
11 См.: Цуканов Н. Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции. Красноярск, 2005. С. 13.
12 См.: Денисенко В. В., Позднышов А. К., Михайлов А. А. Административная юрисдикция органов внутренних дел: Учебник. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. С. 72.
13 См.: Бахрах Д. Н., Ренов Э. Н. Административная ответственность по российскому законодательству. М.: 2004. С. 120; Попов Л. Л., Студеникина М. С. Административное право. М.: Норма, 2008. С. 837.
14 См.: Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. . докт. юрид. наук. Омск, 2008. С. 215.
15 См.: Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М., 1996. С. 194.
16 См.: Толковый словарь Ожегова онлайн. / http://slovarozhegova.ru/word.phpPwordid =21345 (дата обращения 13 мая 2011 года).
17 См.: Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 52.
18 См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2011. С. 791.
19 См.: Кураков В. С., Павлова Е. В. Указ. соч. С. 247.
20 См.: Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2010 году: Аналитические материалы МВД РФ. М., 2011. С. 56.
21 См.: Попов Л. Л. Указ. соч. С. 841.
22 См.: Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 731.
23 См.: Головко В. В. Указ. соч. С. 220.
24 См.: 3астрожная О. К. Советский административный процесс. Воронеж: 1985. С. 85.
25 См.: Масленников М. Я. Указ. соч. С. 56.
26 См.: Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 106.
УДК 342.7 Ю.В. Смирнова*
Гарантии реализации гражданами конституционного права на жилище в Российской Федерации
В статье раскрывается понятие гарантий реализации конституционного права на жилище. Особое внимание уделено исследованию прямых и косвенных гарантий реализации права на приобретение жилого помещения. Автор приводит примеры указанных гарантий и анализирует существующие проблемы в их реализации.
Ключевые слова: Российская Федерация, право на жилище, гарантии реализации права, прямые и косвенные гарантии, субсидия, ипотека.
* Смирнова, Юлия Викторовна, соискатель кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лаборант кафедры информационной безопасности и математических методов. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198302, Санкт-Петербург, ул. Морской Пехоты, д. 4, кв. 51. Тел.: 753-07-38. E-mail: julchok@pochta.ru.
* Smirnova, Julia Viktorovna, applicant for PhD at the department of constitutional and international law at the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior laboratory assistant at the department of information security and mathematical methods. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198302 St.-Petersburg, Morskoi Pekhoty, 4, ap. 51. Ph.: 753-07-38. E-mail: julchok@pochta.ru.
Статья поступила в редакцию 17 марта 2011 года.