УДК 377.812 ББК Ч447.947
ГСНТИ 14.33.07
Код ВАК 13.00.01
Гаманенко Надежда Павловна,
аспирант, кафедра педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; преподаватель, Пермский педагогический колледж физической культуры и спорта; 614039, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 55; e-mail: [email protected]
ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОСВОЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход; компетентность; освоение и реализация компе-тентностного подхода; среднее педагогическое образование.
АННОТАЦИЯ. Представлены результаты применения различных способов включения преподавателей педагогического колледжа в инновационную деятельность по реализации компетентностного подхода.
Gamaiieiiko Nadezhda Pavlovna,
Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Perm State Teacher Training Humanitarian University; Teacher of Perm Pedagogical College of Physical Training and Sports, Perm.
INVOLVING TEACHERS OF A SECONDARY VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION INTO IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH
KEY WORDS: competence approach; competence; mastering and implementation of the competence approach; secondary pedagogical education.
ABSTRACT. The article presents the results of application of different methods of involvement of teachers of a pedagogical college into innovative activities with the purpose of to implementation of the competence approach.
П
едагогический коллектив, работающий над совершенствованием образовательного процесса, выступает как его совокупный субъект. От согласованности действий всех членов коллектива, от уровня их заинтересованности в результатах, сложившихся стереотипов педагогической деятельности и их устойчивости, включенности в деятельность зависит конечный результат процесса, в нашем случае - уровень компетентности выпускников. В связи с этим необходимо прежде всего, чтобы у педагогов сложилась мотивация к осуществлению подготовки специалистов таким образом, чтобы в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы у студентов были сформирована общие и профессиональные компетенции.
Эффективность деятельности педагога по формированию компетенций у студентов зависит от понимания им целей современного образования, видения собственного «компетентностного» вклада в конструирование и реализацию образовательного процесса, а также от осознания и согласованности с коллегами своих действий по преобразованию целей, содержания, технологий, критериев оценки результатов освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
Анализ научных трудов О. Л. Жук [1], Э. Ф. Зеера [2], О. И. Мартынюк, И. Н. Мед-
ведева и др. [3], С. С. Савельева [4], Н. А. Селезнева [5], О. В. Темняткина [6] по исследуемой проблематике позволяет утверждать, что в практике реализации компе-тентностного подхода в среднем профессиональном образовании возникают различные проблемы: отсутствие у многих преподавателей мотивации к изменению своей деятельности, необходимой для реализации компетентностного подхода, преподаватели затрудняются в отборе нового содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, неумение оценивать уровень сформированности компетенций, отсутствие опыта ведения занятий в интерактивных формах, а также трудности, связанные с недостаточной готовностью преподавателей разрабатывать учебно-планирующую документацию в соответствии с требованиями компетентностного подхода.
Нами не обнаружены исследования, посвященные практической реализации ком-петентностного подхода в среднем педагогическом образовании, где на основе выше обозначенных проблем были разработаны способы вовлечения педагогов в деятельность по реализации компетентного подхода и предложены средства его реализации.
В ходе экспериментальной работы, которая проводилась нами на базе Пермского педагогического колледжа физической культуры и спорта, изучалась проблема
© Гаманенко Н. П., 2014
внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс. Мы начали исследование с выявления проблем, препятствующих реализации компетентностного подхода в педагогическом колледже, затем перешли к разработке и изучению эффективности различных способов вовлечения педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода, после чего мы обратились к изучению процесса внедрения педагогических средств реализации компетентностного подхода в работе со студентами и изучению влияния этих средств на качество образовательного процесса.
Первый этап исследования позволил определить степень готовности педагогов колледжа к деятельности по освоению и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Для определения уровня готовности педагогов к реализации компетентностного подхода мы разработали опросник, нацеленный на выяв-
ление того, насколько педагоги понимают суть компетентностного подхода, осознают необходимость его внедрения в образовательный процесс, каким образом выстраивают учебное занятие, ориентированное на развитие компетенций у студентов, применяют ли в процессе преподавания интерактивные формы занятий, как организуют внеаудиторную самостоятельную работу студентов, насколько готовы к разработке учебно-планирующей документации в соответствии с требованиями компетентностно-го подхода. Нами были выделены те аспекты образовательного процесса, которые должны подвергнуться существенному изменению при реализации компетентност-ного подхода в среднем профессиональном образовании, результатом этой работы стало составление шкалы готовности педагога к реализации компетентностного подхода в колледже (интерпретация уровней готовности представлена в таблице 1).
Таблица 1.
Интерпретация уровней готовности педагогов колледжа к реализации компетентностного подхода
Уровень готовности преподавателя Интерпретация уровней готовности
Высокий Понимает суть компетентностного подхода, умеет обосновывать необходимость его внедрения в среднее профессиональное образование. Использует в преподавании интерактивные формы и методы проведения учебных занятий, структура проводимых учебных занятий соответствует логике компетентностного подхода. Организует и осуществляет самостоятельную работу студентов на компетентностной основе, оценивает результаты самостоятельной работы соответствующими методами контроля. Самостоятельно разрабатывает учебно-планирующую документацию в логике компетентностного подхода.
Средний Понимает необходимость внедрения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании. Затрудняется с определением сути компетентностного подхода. Владеет теорией интерактивных форм и методов проведения учебных занятий, но редко использует их в практике. Организует и осуществляет самостоятельную работу студентов, оценивает результаты самостоятельной работы не в соответствии с требованиями компетентностного подхода. Испытывает затруднения в разработке учебно-планирующей документации в логике компетентностного подхода.
Низкий Затрудняется с определением сути компетентностного подхода. Занятия проводит традиционно, не использует интерактивные формы и методы проведения учебных занятий. Слабо ориентируется в организации и оценивании самостоятельной работы студентов. Не может самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию.
Изучался уровень готовности к реализации компетентностного подхода у 45 преподавателей колледжа. Выявлено три группы преподавателей с различной степенью готовности. Высокий уровень готовности продемонстрировали 19% преподавателей, 60% - средний уровень готовности, и 21% показали низкий уровень готовности.
В группу с низким уровнем готовности вошли преимущественно «возрастные» преподаватели, которые не готовы к изменению своей профессиональной деятельности и не уверены в том, что компетентностный подход улучшит качество подготовки студентов.
В группу со средним уровнем готовности вошли как педагоги с опытом работы до 15 лет, так и молодые преподаватели, в этой группе преподаватели не до конца понимают суть компетентностного подхода, испытывают трудности как в использовании интерактивных форм и методов проведения занятий, так и в конструировании компетентно-стно ориентированного занятия, затрудняются самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию в логике ком-петентностного подхода, но готовы к изменениям своей педагогической практики по освоению новых подходов обучения, кор-
рекции целей образовательной деятельности, поэтому мы предполагали, что при организации специальной деятельности с коллегами эта группа преподавателей может быть вовлечена в процесс, связанный с внедрением компетентностного подхода.
Группу с высокой степенью готовности составили преподаватели, которые понимают суть компетентностного подхода, систематически проводит учебные занятия в интерактивных формах, умеют организовывать и контролировать самостоятельную работу студентов, готовы самостоятельно разрабатывать учебно-планирующую документацию, т. е. практически готовы к реализации компетентностного подхода или уже его осуществляют.
Поиск способов включения педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода вывел нас на использование интерактивных методов в работе с ними. Мы предположили, что преподаватель, находясь сам в позиции активного деятеля, интериоризирующего суть
компетентностного подхода, овладевающий в игре способами его использования в работе со студентами, сможет обрести опыт, который впоследствии будет применять в практической деятельности.
Наиболее эффективными методами интерактивного взаимодействия для нашего исследования оказались организационно-дея-тельностные игры (ОДИ), «мозговые штурмы», коллективное решение творческих задач (КРТЗ), деловые игры, круглые столы. Именно эти методы, используемые в специальной последовательности, позволили нам осуществить работу с преподавателями, спроектировать обучающие мероприятия, так чтобы их результатом стала коррекция педагогического мировоззрения педагогов, осознание сущности компетентностного подхода, и определение путей его реализации. Был составлен план мероприятий таким образом, что в зависимости от содержания деятельности подбирался соответствующий интерактивный метод (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Мероприятия по освоению педагогами компетентностного подхода с применением интерактивных методов обучения
№ п/п Содержание деятельности Организационная форма Участники Результат
1 Освоение коллективом сути компетентностного подхода, аргументация его внедрения в профессиональное образование Мозговой штурм Весь педагогический коллектив, администрация Осознание педагогическим коллективом сути компе-тентностного подхода, понимание его и внедрение в профессиональное образование
2 Разработка модели желаемого выпускника колледжа Деловая игра Весь педагогический коллектив, представители базовых школ, студенты Разработанная модель желаемого выпускника колледжа
3 Технология организации и проведения учебного занятия в рамках компетентностного подхода Деловая игра Весь педагогический коллектив Овладение технологией проведения компетентностно ориентированного занятия
4 Организация образовательного процесса в компетентностном формате 1.Особенности организации практики в условиях реализации компе-тентностного подхода 2.Особенности организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в рамках компетентност-ного подхода З.Особенности организации внеаудиторной работы со студентами ОДИ Весь педагогический коллектив, администрации, руководители практики, методист колледжа Разработанные инструкции о практике, рекомендации преподавателям по разработке методических рекомендаций для студентов по организации самостоятельной работы, инструкции по разработке внеаудиторных занятий
5 Разработка учебно-планирующей документации: рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик Обучающий семинар, КРТЗ Весь педагогический коллектив, методист, зам по УВР Разработанные составляющие учебно-методических комплексов (УМК)
6 Осуществление контроля и оценки качества образовательного процесса в условиях реализации компетентностного подхода ОДИ Весь педагогический коллектив, зам по УВР, методист Разработанные рекомендации по составлению фонда оценочных средств (ФОС)
7 Обсуждение хода решения проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода в среднем педагогическом образовании Круглый стол Преподаватели колледжа и приглашенные преподаватели других образовательных учреждениях Пермского края Анализ опыта педагогов по реализации компетентност-ного подхода в работе со студентами. Разработанные рекомендации по продолжению этой деятельности.
Для определения эффективности при- подхода были разработаны критерии (см.
меняемых способов вовлечения педагогов в таблицу 3).
освоение и реализацию компетентностного
Таблица 3.
Критерии эффективности применяемых способов вовлечения педагогов в инновационную деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода
№ Показатель Метод диагностики
1 Динамика активности преподавателей в ходе проведенного занятия при обсуждении рассматриваемых вопросов Наблюдение экспертов
3 Частота и эффективность проведения занятий в интерактивных формах Анализ занятий экспертами с использованием технологической карты
5 Проведение занятий с ориентированностью на формирование компетенций Анализ занятий экспертами с использованием технологической карты
6 Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов Мониторинг разработанных методических рекомендаций, изучение способов мониторинга и оценки качества самостоятельной работы студентов
4 Разработка преподавателями учебно-планирующей документации в логике компетентностного подхода Мониторинг работы преподавателей по составлению учебно-методических комплексов
7 Обратная связь от преподавателя по результатам проведенного каждого мероприятия Заполнение «листа откровения» с оценкой мероприятия и ответов на вопрос о его практической полезности
Обратимся к оценке результатов работы по вовлечению педагогов в деятельность по освоению и реализации компетентностного подхода в колледже.
Если в процессе «мозгового штурма», с которого мы начали работу с коллективом, было выявлено отсутствие единого понимания педагогами необходимости внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование, большая часть коллектива затруднялась с определением сути компетентностного подхода, при обсуждении вопросов преподаватели затруднялись самостоятельно формулировать причины, обосновывать целесообразность внедрения компетентностного подхода в профессиональное образование, анализируя свое отношение по итогам проведения интерактивного занятия, 43% преподавателей отметили в «листах откровения» его полезность; активность в процессе проведения занятия наблюдалась у 32% участников, то в результате проведенных «деловых игр», которые следовали за «мозговым штурмом», педагоги, интериоризируя сущность компетентностного подхода, осознав целесообразность его внедрения, смогли разработать модель желаемого выпускника колледжа, спроектировать достижение конечных результатов обучающихся (общие и профессиональные компетенции); кроме того мы наблюдали повышение активности у 45% преподавателей, и в заполненных «листах откровения» 68% преподавателей определили полезность деловых игр.
Следующим шагом в работе с преподавателями были организационно-деятель-ностные игры (ОДИ), после их проведения мы обнаружили, что данный метод оказался наиболее продуктивным для решения вопросов, связанных с организацией образова-
тельного процессе в компетентностном формате. Преподаватели в ходе ОДИ смогли разработать технологическую карту проведения учебного занятия в логике компетент-ностного подхода, проект организации и осуществления практики студентов в условиях реализации компетентностного подхода, внесли предложения по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и составили алгоритм для разработки методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов, разработали проекты компетентностных заданий, разработали конкретные мероприятия внеаудиторной профессионализирующей деятельности студентов (дискуссионные клубы, деловые и ролевые игры и т. д.).
Кроме того, фиксируем повышение активности при обсуждении вопросов у 67% педагогов, и 82% преподавателей отметили полезность проведения ОДИ в заполненных «листах откровения».
Проблемы, возникающие в ходе разработки учебно-планирующей документации в соответствии с требованиями компетент-ностного подхода (ФГОС), мы решали, используя метод решения творческих задач. В нашем случае творческой задачей являлась разработка программ читаемых курсов в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Мы разделили коллектив на несколько малых групп по циклам дисциплин, каждую группу возглавил эксперт- методист. Для проведения экспертизы разработанных материалов был создан экспертный совет, в ходе групповой работы были созданы ком-петентностно ориентированные рабочие программы и соответствующие методические рекомендации для студентов. Полезность проведенного занятия 87% преподавателей оценили как высокую.
Завершал цикл работы с преподавателями круглый стол по обмену опытом реализации компетентностного подхода в работе со студентами. Для участия в работе круглого стола были приглашены преподаватели других образовательных организаций среднего профессионального образования Пермского края.
В ходе работы круглого стола преподаватели колледжа делились опытом своей работы: проведения занятий ориентированных на формирование компетенций общих и профессиональных, внедрения интерактивных форм проведения занятий.
Были представлены презентации занятий, прочитаны доклады о проведении мониторинга формирования общих профессиональных компетенций и овладения ими.
На круглом столе был поднят вопрос педагогов-практиков об организации внеаудиторной самостоятельной работы, преподаватели колледжа поделились освоенными подходами к организации и осуществлению самостоятельной работы студентов, провели презентации методических рекомендаций для самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Педагогика», «Психология», «Английский язык», «Философия», «Физиология с биохимией» и др.
Преподаватели знакомили коллег с опытом составления программ производственных практик, ориентированных на формирование профессиональных компетенций.
Результаты работы свидетельствуют, что система используемых средств «втягивания» педагогического коллектива в освоение и реализацию компетентностного подхода достаточно эффективна. Если в на-
чале эксперимента группа педагогов с высоким уровнем готовности к освоению и реализации компетентностного подхода включала 19% опрошенных, то после завершения работы в нее вошли 52% преподавателей, количество преподавателей со средним уровнем уменьшилось с 60% до 41%, в группе с низким уровнем готовности входят теперь лишь 7% преподавателей.
Результаты самоотчетов участников эксперимента, анализ их практической деятельности показали:
> 73% преподавателей научились выстраивать учебное занятие в логике компе-тентностного подхода;
> 58% преподавателей овладели навыками самостоятельной разработки контрольно-оценочных средств;
> 57% преподавателей научились составлять методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы в логике компетентностного подхода;
> 68% преподавателей расширили использование интерактивных методов обучения при работе со студентами;
> 65% преподавателей овладели практическими навыками разработки учебно-планирующей документации в логике ком-петентностного подхода.
Изложенное выше позволяет утверждать, что предложенная система работы с педагогическим коллективом позволяет осуществить коррекцию мировоззрения педагогов и обеспечить совершенствование образовательного процесса в требуемом направлении (в нашем случае - в направлении реализации компетентностного подхода в образовательном процессе колледжа).
ЛИТЕРАТУРА
1. Жук О. Л., Сиренко С. Н. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода : учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов / под общ. ред. О. Л. Жук. Минск : РИВШ, 2007.
2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход. М. : МПСИ, 2005.
3. Мартынюк О. И., Медведева И. Н., Панькова С. В., Соловьева И. О. Опыт формирования компе-тентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования // Одиннадцатый симпозиум «Квалиметрия образования: методология, теория, практика». М., 2006.
4. Савельева С. С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза : монография. Воскресенск, 2012.
5. Селезнева Н. А. Проблема реализации компетентностного полхода к результатам образования/высшее образование в России. №8. 2009. С. 3-9.
6. Темняткина О. В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода : метод. пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009.
Статью рекомендует канд. пед. наук, доцент А. Е. Терентьев.