УДК 371
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
© 2013 В.А.Зацепин
Поволжский государственный колледж
Статья поступила в редакцию 15.04.2013
В статье представлены результаты работы по созданию технологии разработки компетентностно-ориентированных основных профессиональных образовательных программ с применением компьютерной программы «Автоматизированная система разработки содержания ОПОП».
Ключевые слова: образовательные программы, среднее образование, компетентностный подход, компьютерная программа, образовательные стандарты.
Современное общество предъявляет новые требования к уровню профессиональной подготовки выпускников образовательных учреждений. В связи с этим требуется пересмотр всех устоявшихся методик профессионального образования, который связан с их низкой эффективностью. Государственное регулирование в этой сфере дает хорошие инструменты - Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и профессиональные отраслевые стандарты. Согласно концептуальным основам разработки ФГОС1 в качестве основного механизма, который призван обеспечить социальную готовность молодежи к рыночной экономике, рассматривается компетент-ностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование профессиональных компетенций выпускника. И именно в среднем образовании модульно-компе-тентностный подход играет важнейшую роль в силу практической ориентации профессионального образования. Но следование только Федеральным стандартам не дает полноценного результата, требуется еще и разработка новых образовательных программ, применение новых образовательных технологий, компетентностно-ориентированная и практико-ориентированная подготовка.
Наиболее значительной содержательной сложностью, с которой сталкивается профессиональное образование в России, обладает компетентностный подход. «Достаточно про-
Зацепин Владимир Александрович, руководитель центра информационно-методического обеспечения образовательного процесса. E-mail: vsepin@hotmail. com 1 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Сайт министерства образования и науки Российской Федерации // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /минобрнауки.рф /документы /923 (Дата обращения 15.03.2013).
зрачный в своих основных идеях, в практике компетентностный подход обретает мультива-риативность, что предполагает множественность сценариев его реализации в зависимости от субъектов, вовлеченных в профессионально-образовательный процесс, уровня образования, региональных потребностей, направления под-готовки...»2.
Кроме проблем разработки и реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ, в системе среднего профессионального образования существуют еще множество трудностей, связанных как с неготовностью педагогического состава к разработке и реализации новых образовательных программ, так и с отсутствием в образовательном учреждении нормативной, управленческой и методической базы.
В ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» деятельность по решению данных проблем осуществляется в рамках работы экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Разработка и апробация комплекта управленческой, нормативной и учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения». Работа в данном направлении привела к необходимости внесения изменений в структуру образовательного учре-ждения3. Был создан Центр информационно-
2 Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П. Практика формирования компетенций: методологический аспект // Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: 2011.
3 Зацепин В.А. Изменение структуры и содержания информационно-методического обеспечения компетент-ностно-ориентированных образовательных программ // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23).
методического обеспечения образовательного процесса, осуществляющий разработку содержания, экспертизу и рецензирование образовательных программ. Силами центра проводится разработка компетентностно-ориентированных оценочных средств по дисциплинам и профессиональным модулям.
В рамках экспериментальной работы нами были проанализированы новые Федеральные стандарты и выявлены следующие проблемы: 1) Стандарты третьего поколения имеют рамочный характер, содержат сложные и новые для преподавателей методологические категории («компетенции, модули»), что требует системной организации информационно-методической поддержки сотрудников ОУ при разработке и реализации ОПОП. 2) Значительно увеличены свободы образовательных учреждений при формировании образовательных программ и использовании образовательных технологий в сочетании с повышением ответственности ОУ за качество реализуемых программ. На деле образовательное учреждение не готово эффективно реализовывать полученную «свободу», не имея механизмов согласования с работодателем или рынком труда «свободной» вариативной части, в результате чего она заполняется неким избыточным, возможно невостребованным знанием, умением, опытом. 3) Изменены принципы проектирования содержания основной профессиональной образовательной программы: от результата (профессиональной компетенции, вида профессиональной деятельности) к содержанию образовательной программы. Профессиональные компетенции работников образовательных учреждений, вовлеченных в реализацию новых стандартов, часто не сформированы для выполнения возложенных на них задач по разработке и реализации образовательных программ.
В результате анализа выявленных проблем в колледже была создана технология разработки содержания основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения и система организационно-методических условий формирования готовности преподавателей к разработке содержания и реализации компе-тентностно-ориентированных образовательных программ, включающая в себя использование шаблонов документов всех элементов ОПОП и компьютерной программы «Автоматизированная система разработки содержания ОПОП».
При разработке данной технологии мы исходили из того, что при переходе с ГОС СПО второго поколения на ФГОС СПО третьего поколения произошло изменение требований от минимума содержания к минимуму результата, что потребовало от образовательных учрежде-
ний системных изменений в процессе проектирования содержания ОПОП и администрирования процессов разработки и реализации про-грамм4.
Основой технологии был выбран процесс конкретизации профессиональных компетенций, выделение которых исходило из того, что профессиональные компетенции заложены в профессиональных модулях, в учебных дисциплинах и служат обязательным ориентиром для разработки содержания рабочих программ. При этом мы решали проблему: как увязать все элементы модуля (опыт, умения, знания) с профессиональными компетенциями. Графическая иллюстрация технологии представлена на рис. 1.
Вместе с тем, любой ФГОС СПО третьего поколения в разделе 7 предъявляет требования по конкретизации образовательных результатов к разработчикам рабочих программ ОПОП5:
«7.1. ...Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. .обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям.».
Результатом реализации данной технологии в нормативных документах образовательного учреждения являются таблицы конкретизации видов профессиональной деятельности (образовательных результатов). Пример таблицы конкретизации представлен в таб. 1.
Одним из условий успешной реализации описанной технологии мы считаем обязательное развитие информационной компетенции преподавателя.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // Российская газета. 05.12.2007 [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ /www.rg.ru/printable/2007/12/05/ obrazovanie-stansart-dok.html (15.03.2013).
5 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования....
Практика
Умение
лпз
Знание Теория
Рис. 1. Конкретизация образовательных результатов (ПК) Таб. 1. Таблица конкретизации образовательных результатов
ПК... указывается название первой компетенции в ПМ Необходимое кол-во часов
Иметь практический опыт: опыт 1; опыт 2... Виды работ на практике (указать виды работ (задания), которые должен выполнить студент во время учебной / производственной практик. Виды работ должны быть направлены на освоение первой ПК в ПМ).
Уметь: умение 1; умение 2. Тематика лабораторных / практических работ (указать название лабораторных и / или практических работ, направленных на формирование умений ФГОС по ПМ и на первой ПК в ПМ).
Знать: знание 1; знание 2.. . Перечень тем, включенных в МДК (указать названия тем, которые необходимы для формирования умений и выполнения практического опыта первой ПК в ПМ).
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: (содержание самостоятельной работы студентов необходимо формулировать через деятельность ).
Под «информационной компетентностью (information competence) преподавателя» В.В.Бучельников понимает интегративное свойство личности преподавателя, базирующееся на обладании знаниями основ информационной грамотности и информационной безопасности, наличии навыков использования аппаратно-программных средств, желании овладеть эффективными технологиями обработки и преобразования информации6...
В связи с этим важнейшей задачей при разработке технологии внедрения ФГОС СПО в образовательный процесс учреждений СПО мы считаем информатизацию процесса профессиональной подготовки с использованием информационных систем, обеспечивающей развитие IT-технологий в управленческой и образовательной деятельности, упрощающей использо-
6 Бучельников В.В. Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода // Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 10 - С. 91 - 92.
вание различных нормативных и учебных материалов, позволяющей обеспечивать и контролировать их актуализацию.
Реализация описанной ранее технологии конкретизации образовательных результатов нашла свое отражение в компьютерной программе «Автоматизированная система разработки содержания ОПОП». Данная система разработана в Центре информационно-методического обеспечения образовательного процесса и направлена на решение задач по универсализации структуры, легкости внесения изменений и автоматизации использования информации разными категориями пользователей: администрацией, преподавателями, мастерами, сотрудниками учебной части и т.д. В основе программного комплекса лежит база данных, структура которой представлена на рис. 2.
Рис. 2. Структура базы данных автоматизированной системы
Компьютерная программа представляет собой пошаговое выполнение разработки рабочих программ модулей и учебных дисциплин от начальных данных стандарта (опыта, умений, знаний) до контрольно-измерительных материалов. Программа позволяет конкретизировать образовательные результаты на каждом шаге, что является необходимым условием разработки адекватных рабочих программ. Для всех видов учебной деятельности и оценочных средств предусмотрено шаблонное внесение информации. Отслеживаются внутренние связи всех элементов (дисциплин, модулей) основной профессиональной образовательной программы, позволяющие исключить дублирование материала или его полное отсутствие. Программа представляет собой автоматизированный процесс конкретизации образовательных результатов, в том числе вариативной части в ПМ (опыта, умений, знаний), УД (умений, знаний), позволяет избежать дублирования материала в содержании профессиональных модулей и учебных дисциплин, определить необходимый минимум для освоения ПМ, содержание и вид практик, конкретизировать ЛПР. Результатом работы программы является ОПОП с выводом различных отчетов, включая нагрузку преподавателей и т.д., необходимых для администрирования процесса внедрения и работы по ОПОП учебного заведения по специальностям. Разработанная программа позволяет также решать проблему администрирования процесса актуализации содержания ОПОП. Вместе с тем данная программа направлена на решение проблемы создания рабочего плана преподавателя и диспетчеризации учебного процесса. Развитием установления «допустимых» требований к
преподавателям является автоматизация распределения педагогической нагрузки в соответствии с их квалификацией. Использование компьютерной программы сопряжено с универсализацией структуры учебно-планирующей и учебно-методической документации по организации образовательного процесса посредством создания шаблонов по всем элементам ОПОП.
Использование представленной технологии и автоматизированной информационной системы привело к созданию системы формирования готовности преподавателей7 к разработке ком-петентностно-ориентированных образовательных программ, при определении перечня, структуры и содержания которых мы исходили из структуры ОПОП и рекомендаций по разработке основных элементов дисциплин8 и модулей9.
Работа в направлении стандартизации учебно-планирующей документации привела к тому, что в настоящее время разработаны и прошли апробацию шаблоны и методические рекомендации: 1) методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП; 2) шаблон рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОПОП;
7 Зацепин В.А. Формирование готовности преподавателей колледжа к разработке компетент-ностно-ориентированных образовательных программ // Казанская наука. - 2013. - № 3.
8 Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин НПО и СПО Сайт ФГАУ «ФИРО» // [Электронный ресурс] Режим доступа: http:/ / www.firo.ru/wp-content/uploads/2010/04/ npo-spo1.doc (15.03.2013).
9 Там же.
3) шаблон УМК по дисциплине общеобразовательного цикла ОПОП; 4) методические рекомендации по формированию учебно-планирующей документации ОПОП (учебный план, календарный график); 5) шаблон учебного плана в программе Excel; 6) шаблон календарного графика в программе Excel; 7) методические рекомендации по разработке рабочей программы учебной дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН, ОП ОПОП; 8) шаблон рабочей программы учебной дисциплины циклов ОГСЭ, ЕН, ОП ОПОП; 9) методические рекомендации по разработке рабочей программы профессионального модуля; 10) шаблон рабочей программы ПМ; 11) шаблоны технических и содержательных экспертиз рабочих программ учебных дисциплин циклов ОД, ОГСЭ, ЕН, ОП ОПОП.
Предназначение данной работы заключается в том, чтобы обеспечить сотрудников колледжа, участвующих в разработке рабочих программ дисциплин и профессиональных модулей, унифицированными формами документов, в которых они заполняют свободные поля. Необходимость данной работы связана с тем, чтобы исключить «негативное творчество», сократив процесс разработки и время, затрачиваемое на техническое оформление документов и, как следствие, совершенствование процесса проектирования содержания ОПОП. А это значит, создать условия формирования готовности пре-
подавателей к разработке компетентностно-ориентированных образовательных программ.
В заключении хочется отметить, что данная технология апробирована и дала положительный результаты в ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» и других средних образовательных учреждениях РФ. На базе ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» проведены Всероссийские обучающие семинары по данной технологии, получившие положительные отзывы. Автоматизированная информационная система внедрена в нескольких колледжах входящих в состав некоммерческого партнерства «Профессионал» и доступна для самостоятельного внедрения и изучения с использованием методического руководства10. Разработанные по данной технологии компе-тентностно-ориентированные образовательные программы успешно проходят содержательные экспертизы и согласования с работодателями. Преподаватели, использующие данную технологию, быстро адаптируются к требованиям стандарта нового поколения и запросам рынка труда, тем самым повышая качество образовательного процесса.
10 Зацепин В.А. Методическое руководство по использованию программы «Автоматизированная система разработки содержания ОПОП». - Самара: 2012.
TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF COMPETENCE-ORIENTED EDUCATIONAL PROGRAMS IN ACCORDANCE WITH THE NEW EDUCATIONAL STANDARDS
© 2013 V.A.Zatsepin
Volga Region State College
In this article we presented the results of the work on the creation of technology of development of competence-oriented basic vocational educational programs with the use of computer program «Automated system of the development of the content of BPEP».
Keywords: educational programs, secondary-level education, competence-based approach, computer program, educational standards.
Vladimir Aleksandrovich Zatsepin, head of the center of information-methodical supply of educational process SBEI SVE. E-mail: vsepin@hotmail. com