вместной работы, выбору содержательного аспекта деятельности. Поэтому выстраивание механизмов взаимодействия, определение содержания работы под заказ учреждений образования, проблем в работе педагогов являются важнейшими задачами наших школ-партнеров.
ЛИТЕРАТУРА 1. См., напр.: Митрофанов К.Г., Каспаржак А.Г., Пинский А.А., и др. Сетевые взаимодействия образовательных учреждений и организаций в процессе реализации образовательных программ. Проектирование и управление. М.: Альянс Пресс. 2004. 268 с.; Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике: Педагогика в современном мире // Сборник статей всерос. науч. конф. СПб: Изд-во "Лема", 2011. С. 123-129; Василевская Е.В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы. М.: АПКиППРО. 2008. 180 с. С. 13-14; Пинский А.А., Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г. Рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при введении
профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования // Профильное обучение: Ч. 1. Тематическое приложение к журналу "Вестник образования". 2004. № 4. С. 39-55.
2. Поташник М.М. Методическая служба по-российски // Народное образование. 2009. № 8. С. 82-90.
3. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1. М.: Дом Советов России, 1992. 56 с.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. № 6. С. 11-40; Концепция модернизации педагогического образования. М., 2003. 34 с.; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Дидакт-учитель. 2002. № 5. С. 4-23; Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации // Образование в современной школе. 2001. № 10. С. 5-9.
4. Гурьянова М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России. М.: АСОПиР, 2001. 92 с.
5. Документы в образовании. М.: Наука, 1977. 342 с.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)"
7 августа 2013 г.
УДК 378.147:001.895(470.47)
ВОСПРОИЗВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА УНИВЕРСИТЕТА
З.О. Кекеева
В период перехода общества к инновационной модели экономики возрастает роль таких факторов обеспечения ее развития, как наука, образование, компетентность занятых в этих областях специалистов (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.). Совершенно очевидно, что приток таких кадров можно обеспечить, только создав надежную систему воспроизводства самих педагогов - тех, кто обеспечивает сопрово-
Кекеева Зинаида Очировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО "Калмыцкий государственный университет", 358000 Республика Калмыкия г Элиста, ул. Пушкина, 11, тел. 8(84722) 3 - 82 - 25; , e-mail [email protected].
ждение развития творческих ресурсов нации на всех ступенях непрерывного образования.
Рассмотрим проблему понимания сущности и содержания регионализации образовании в воспроизводстве педагогических кадров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета на примере опыта работы "Калмыцкого государственного университета". Регионализация образования позволяет эффективно решать задачу воспроизводства педагогических кадров в сете-
Zinaida Ochirovna Kekeeva - candidate of Pedagogical Science, Associate Professor of the Chair of Psychology of the Kalmyk State University, 11 Pushkin Street, Elista, the Republic of Kalmykia, 358000, e-mail kekeeva-zo@yandex. ru, ph. 8(84722) 3-82-25.
вой структуре культурно-образовательного пространства университета - как продукта своеобразной научно-образовательной и технологической экспансии вуза в социально-экономические, культурно-образовательные, ментальные структуры региона.
Сетевая структура культурно-образовательного пространства Калмыцкого государственного университета состоит из следующих элементов: организационно-управленческий -кафедры, факультеты, отделы вуза, ректорат, послевузовское образование, центр подготовки и переподготовки кадров; научно-исследовательский - научные центры, лаборатории, малые предприятия, технопарки; социально-воспитательный - студенческие объединения университета; дошкольные образовательные учреждения, школы, ССУЗы, региональные сообщества, рынок труда, производство.
Между структурными элементами культурно-образовательного пространства университета устанавливаются связи, несводимые к традиционным административно-управленческим: они моделируют событийность педагогической реальности, задают характер педагогических целей, механизмов и средств их достижения. Будущий педагог имеет возможность участвовать в процессе рождения педагогической реальности, логика которого состоит в осознании социумом педагогической проблемы, трансформации ее в педагогическую цель и далее - в содержание и метод образования. Внутренним содержанием этого процесса, - по мнению большинства исследователей, - является превращение пассивных "представителей среды" в активных педагогических субъектов (индивидуальных и коллективных, институциональных и самообразующихся) [1].
Необходимо отметить, что процесс воспроизводства педагога в сетевой структуре культурно-образовательном пространстве университета состоит в создании возможности его участия в процессе происхождения педагогического действия, педагогической реальности, что создает в сознании учителя многоаспектную ориентировочную основу решения широкого спектра педагогических задач.
Институтом подготовки педагогических кадров становится поле инновационной педагогической практики, основанной на достижениях университетской науки, к которой в данном случае относятся как результаты фундаментальных научных изысканий, опре-
деляющих содержание предметных образовательных областей, так и, собственно, прикладные психолого-педагогические и научно-методические концепции [1]. По справедливому замечанию О.Д. Мукаевой, А.А. Гаврилова и Н.П. Литвиновой, будущий учитель формируется в среде своего региона, осваивая этнокультурные традиции, образ жизни и менталитет его жителей - его будущих воспитанников и их родителей [2].
В сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета активно используются идеи научных школ, опыт и личное участие ведущих ученых и преподавателей вуза; сеть является открытой для новых идей, подходов и участников. По нашему мнению, быть узлом сети - это значит иметь собственное авторское содержание к решению проблем сети, иметь собственные ресурсы и инфраструктуру для осуществления своего содержания.
Под образовательной сетевой структурой культурно-образовательного пространства университета понимается целостность субъектов образования (включая и другие субъекты социокультурной среды), осуществляющих ценностно-смысловое профессиональное взаимодействие, нацеленное на достижение значимых социально-образовательных результатов [3].
Создание опорных школ как ресурсных центров в профильном обучении в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета способствует повышению квалификации педагогических кадров с использованием средств дистанционных технологий, тьюторской поддержки, участию учителей в грантовских программах, конкурсах педагогического мастерства, конференциях, семинарах, дискуссиях, встречах по обмену опытом. Школьники в этих ресурсных центрах в процессе сетевого взаимодействия активно участвуют в работе видеоконференций, очно-заочных физико-математических, химико-биологических школах, олимпиадах, научных конкурсах и других мероприятиях.
Эти формы работы также позволяют выделить приоритетные направления подготовки и переподготовки педагогических кадров в вузе с учетом ФГОС ВПО, активизировать сотрудничество научно-педагогических школ университета с работодателями [4].
Анализ образовательной практики, проведенный в 2011-2013 гг., по сетевому взаимодействию факультета педагогического образования и биологии Калмыцкого госуниверситета с общеобразовательной школой № 15
п. Аршан г. Элисты, школой-гимназией № 1 п. Комсомольский Черноземельского района, школой № 1 г. Лагани Лаганского района Республики Калмыкия показал, что опыт участников в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который дает представление об уровне собственных достижений и позволяет дополнить их инновациями, способствующими эффективному проведению дальнейшей работы.
По мнению Е.Н. Глубокой, И.Э. Кон-драковой, в сфере образования при сетевой организации взаимодействия между членами являются опосредованными и постоянно расширяется их пространство. Мы разделяем мнение этих исследователей о том, что за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Мы согласны с тем, что от участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время. Каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время [5].
При сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [5]. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом.
Ключевыми характеристиками сетевого взаимодействия являются: пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений; энергия, представляющая различные способы и формы жизнедеятельности [5].
На наш взгляд, в центре модели сетевого взаимодействия находиться единое культурно-образовательное пространство университета, содержательныое наполнение которого является задачей каждого участника сети. Соблюдая принцип открытости, равенства и взаимной выгоды, каждое учреждение предоставляет определенные ресурсы, тем самым обогащает единое образовательное пространство.
Следовательно, сетевое взаимодействие -это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования, управления системой образования, развития общества; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. В сетевом взаимодействии главной особенностью является отсутствие "тупиков" при построении "сети".
Следует отметить, что условия сетевого взаимодействия позволяют согласованно распределять полномочия, функции, ответственность среди всех субъектов образовательной деятельности и принимать участие в профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров.
Основными принципами взаимодействия в рамках сетевой структуры являются паритетность (взаимодействие на основе равенства), приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности), коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого), проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности), научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой), целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями) [5].
В условиях многообразия моделей и форм организации образовательного процесса актуализируется задача привлечения образовательных учреждений к участию в сетевом взаимодействии культурно-образовательного пространства университета, придания образовательному процессу непрерывности и целостности, с сохранением вариативности форм организации самообразования педагогов. Десятилетний опыт работы Калмыцкого университета в рамках сетевого взаимодействия свидетельствует о том, что повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в регионе обусловлены следующими объективными факторами: профилизация общего образования; создание новых типов профессиональных учреждений (профессиональные лицеи, гимназии, колледжи), реализующих повышенный уровень образования; развитие университетского многоуровневого педагогического образования; создание профессиональной педагогической среды, соответствующей способностям, потребностям и возможностям личности; распределение функций между образовательными учреждениями, предприятиями и организациями в культурно-образовательном пространстве университета участвующие в подготовке и переподготовке педагогических
кадров; создание служб сопровождения непрерывного профессионального педагогического образования (адаптационных, диагностических, дидактических, психологических).
Эффективное функционирование региональной системы профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров в условиях развития инновационной активности социума возможно только как последовательное сотрудничество его субъектов, связанной с реализацией условий и механизмов научного, методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения, отвечающих потребностям современной сферы образования [6]. Это обуславливается тем, что важнейшей личностно ориентированной функцией регионализации образования является развитие стремления и способностей педагога к общекультурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, присвоению ее ценностей, свободному выбору и осуществлению образа жизни, соответствующего общечеловеческим, национальным и региональным духовным ценностям.
Сегодня особенно важным представляется процесс формирования единого культурно-образовательного и духовного пространства в условиях активизации процесса возрождения культурно-исторического наследия этносов в России, переоценки ценностей, дефицита духовности [7].
Таким образом, анализ существующих концепций, посвященных проблеме воспроизводства педагогических кажров в условиях сетевой инфраструктуры образовательного пространства, собственного опыта Калмыцкого университета показал, что создание модели сетевого взаимодействия и координация деятельности субъектов муниципальной системы образования может рассматриваться не только как инновационная модель повышения квалификации педагогических кадров. Создание системы опорных школ как ресурсных центров в сетевой структуре культурно-образовательного пространства университета позволяет одновременно разрабатывать несколько проблемных тем, в которых заинтересовано образование региона в процессе подготовки педагогических кадров.
В связи с этим разработка и трансляция образцов и технологий эффективной педагогической деятельности педагогов в сетевой структуре культурно-образовательного пространства
университетом обеспечивают непрерывность процесса повышения качества школьного образования, адаптации и профессиональной социализации учителя, подготовки педагогических, управленческих, научно-методических и научно-исследовательских кадров в регионе.
ЛИТЕРАТУРА
1. См. напр.: Бондаревская Е.В. Стратегия модернизации педагогического образования в университете // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXX Международных психолого-педагогических чтений (г. Ростов-на-Дону, 29-30 сентября 2011 г.): Ростов н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. В 3 ч. Ч. 2. С. 352-358; Бордов-ская Н.В. Педагогическая компетенция субъекта профессионально-личностного развития: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 2009. 243 с.; Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. Логос, 2013. 363 с.
2. Мукаева О.Д. От этнического к мультикультур-ному воспитанию // Вестник Калмыцкого университета. 2006. № 2. С. 23-29; Гавриков А.А., Литвинова Н.П. Образование взрослых в XXI веке: Роль университетов в его реализации. М.: Исслед. центр проблем качества и подготовки специалистов, 2001. 174 с.
3. См. подробно: Кекеева З.О. Проблемы подготовки будущего учителя в инновационной инфраструктуре региональной системы образования // Известия Южного федерального университета. 2012. № 1. С. 157 - 158.
4. Борликов Г.М. Миссия классического университета в полиэтническом регионе // Гегэрлт "Просвещение". 2009. № 1 (36). С. 8-18.
5. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике / Педагогика в современном мире: Сборник статей Всероссийской научной конференции. (г. Санкт-Петербург, 1-2 октября, 2011 г.). СПб.: ЛЕМА, 2011. С. 123-129.
6. Единое образовательное пространство славянских государств в XXI веке: Проблемы и перспективы: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Брянск, 5-6 апреля 2006 г.) / Под ред. В.И. Авер-ченкова. Брянск: Изд-во БГТУ, 2006. 419 с.
7. Власова Т.И. Духовно ориентированное воспитание школьников. Учебно- методическое пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 258 с.; Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии: монография / Науч. ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2006. 248 с.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13 - 16 - 08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)".
15 августа 2013 г.