СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1998.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
3. Богуславский В. М. Словарь оценок внешности человека. М., 1994.
4. Дружинина М. Ф. Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии. А-В. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1997. 137 с.
5. Дружинина М. Ф. Словарь русских старожильческих говоров на территории Якутии. Г-И. Якутск, 2002. 117 с.
6. КарауловЮ. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
7. СамсоновН. Г. Два языка, два родника. Якутск: Бичик, 1993. 176 с.
8. Софронов Ф. Г. Русские крестьяне в Якутии. Якутск, 1961. 241 с.
9. Фольклор Русского Устья. Л.: Наука, 1986. 383 с.
10. Чикачев А. Г. Русские на Индигирке: Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1990. 189 с.
REFERENCES
1. ArutjunovaN. D. Jazyk i mir cheloveka. M., 1998.
2. Bahtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva. M., 1979.
3. Boguslavskij V. M. Slovar' otsenok vneshnosti cheloveka. M., 1994.
4. Druzhinina M. F Slovar' russkih starozhil'cheskih govorov na territorii Jakutii. A-V. Jakutsk: Izd-vo Ja-kut. un-ta, 1997. 137 s.
5. DruzhininaM. F Slovar' russkih starozhil'cheskih govorov na territorii Jakutii. G-I. Jakutsk, 2002. 117 s.
6. Karaulov Ju. N. Russkij jazyk i jazykovaja lichnost'. M., 1987.
7. Samsonov N. G Dva jazyka, dva rodnika. Jakutsk: Bichik, 1993. 176 s.
8. Sofronov F G Russkie krest'jane v Jakutii. Jakutsk, 1961. 241 s.
9. Fol'klor Russkogo Ust'ja. L.: Nauka, 1986. 383 s.
10. ChikachevA. G Russkie na Indigirke: Istoriko-etnograficheskij ocherk. Novosibirsk, 1990. 189 s.
З. О. Кекеева
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
Рассматриваются вопросы подготовки будущего учителя на основе принципа самоорганизации в культурно-образовательном пространстве университета. Рассмотрены проблемы создания научно-образовательно-технологических центров в культурнообразовательном пространстве университета. Раскрыты формы и методы работы центров, способствующие формированию самоорганизации будущего учителя как системообразующего элемента в инновационной деятельности университета и повышения качества их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: инновация, учитель, самоорганизация, университет, центр, технология, пространство.
Z. Kekeeva
Pedagogical Staff Training in the Framework of Innovative Activities of University
The article deals with the issues ofpre-service teachers ’ training on the basis of the principle of self-organization in the cultural-educational space of the University. The issues of creating scientific educational-technological centres in the cultural-educational space of the Uni-
versity are raised and methods of their operation for developing self-organization ofpre-service teachers is regarded as a system-forming element in innovative activities of the University and in raising quality of their professional training.
Keywords: innovation, teacher, self-organization, University, centre, technology, space.
Инновационные преобразования в начале XXI столетия внесли коренные изменения в традиционную систему образования в Российской Федерации, способствовали процессу диверсификации развития образовательных систем и появлению многообразных образовательных маршрутов в стратегии развития содержания образования. Образовательная практика современной школы свидетельствует о том, что качество образования зависит, в первую очередь, от качества профессиональной подготовки учителя [2; 5; 7]. Опыт свидетельствует об этом вопреки распространенным иллюзиям, что проблемы можно решить с помощью новых стандартов, образовательных программ, компьютеризации. Человек обретает человеческое начало от другого человека, личности, что утверждают в своих исследованиях Э. В. Балакирева, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. С. Роботова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.
Важнейшими признаками качества образования в современном понимании являются такие его важнейшие характеристики, как наукоемкость, ориентация на компетентность и мобильность, фундаментальность, конкурентоспособность, направленность на генерирование инноваций, на культурный прогресс региона, страны в целом.
Необходимость в новом качестве педагогического образования побуждает к поиску его новых ресурсов, одним из источников которых является интеграция процесса подготовки педагогов в структуру инновационных социально-экономических процессов региона. И это позволяет изменить профессиональное мировоззрение педагогов нового поколения, повысить их способность адаптироваться к социально-экономическим изменениям и успешно социализироваться в инновационном обществе [6]. Самооргани-
зуемое, инновационное, наукосообразное университетское культурно-образователь-
ное пространство — это особого рода креативная среда в пространстве, обеспечивающая создание наукоемких творческих продуктов и выступающая как источник развития инициативы личности, повышения ее активности и социальной отдачи.
Однако система образования оказалась под воздействием сильнейших флуктуаций внешнего мира (экономических, политических, социальных, технологических), нарушивших ее равновесие. Сегодня уже невозможно вернуться к прежнему, устойчивому состоянию, так как для этого надо было бы заново строить замкнутую систему. Привычный же и хорошо отлаженный механизм в новых условиях открытой системы действовать уже не может.
Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой. Рассматривая развитие как процесс самоорганизации системы, выделим в нем две основные фазы: адаптацию, или эволюционное развитие, и отбор. Самоорганизующиеся системы обладают механизмом непрерывной приспособляемости (адаптации) к меняющимся внутренним и внешним условиям, непрерывного совершенствования поведения с учетом прошлого опыта.
Самоорганизация — процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства самоор-
ганизации обнаруживают объекты самой различной природы: живая клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации происходят за счёт перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от неё [4].
Исследователи Г. Хакен и И. Пригожин отмечают, что все процессы, протекающие в различных материальных системах, могут быть подразделены на два типа: во-первых, это процессы, протекающие в замкнутых системах, ведущие к установлению равновесного состояния, которое при определенных условиях стремится к максимальной степени неупорядоченности, или хаоса, и, во-вторых, это процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Характерной особенностью развивающихся систем является их способность к самоорганизации, которая проявляется в самосогласованном функционировании системы за счет внутренних связей с внешней средой [3].
Развитие самоорганизующейся системы может осуществляться двумя путями: эволюционным, который не требует какого-либо управления. Система спонтанно меняется (развивается) под воздействием сочетания внешних условий и внутренних тенденций. Второй путь, который можно назвать инициированным развитием, осуществляется в тех случаях, когда система должна существенно изменить свое состояние по воле какого-либо внешнего субъекта или под воздействием существенных изменений внешней среды, или в результате на-
копившихся эволюционных изменений, также требующих существенных (качественных) изменений состояния системы.
Проектирование содержания педагогического образования на основе принципа самоорганизации позволяет рассматривать взаимодействие субъектов образования как открытую и саморазвивающуюся систему с взаимодополняющими позициями; определять диалектику альтернативных возможностей изменения системы; изучать различные грани педагогической деятельности; формировать целостный процесс личностного и профессионального развития учителя. Основными идеями принципа самоорганизации являются: целостность, открытость,
единство множеств, прерывность и непрерывность, нелинейность, интегративность, вариативность, эффективность, накопление информации и энергии. Рассмотрим основные характеристики принципа самоорганизации.
Открытость направлена на обмен системы с окружающей средой, с обществом, информацией, отношениями, энергией, материалами. Целостность обеспечивает во всей объединенной области более высокий темп развития. Целое развивается быстрее составляющих его частей. При этом существенную роль играет согласованность действий, кооперация усилий для объединения в единое целое, что приводит к экономии материальных, духовных и других затрат. Нелинейность ориентирует на преодоление аддитивного подхода в процессе развития образовательной системы. Сумма различных воздействий не всегда равна их результату. Единство множеств обеспечивает создание целой сети дуальных позиций (не только противоположных, но дополняющих друг друга), в которой эффективно работает диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Интегративность усиливает механизм взаимопроникновения и взаимодополнения, взаимодействия в развитии процессов самоорганизации и объединяет противоположности в единое целое,
преодолевая неизбежные ограничения каждого подхода в отдельности [1; 3]. Вариативность предоставляет возможность выбора, замены жестких причинно-следственных отношений, изменение типов отношений. Взаимодействие саморазвивающейся системы обеспечивается диалектикой альтернативных возможностей, что позволяет реализовать на практике индивидуальные стили общения и сотрудничества. Эффективность предполагает совпадение (резонирование) внешних воздействий на систему с внутренними механизмами самоорганизации, что обеспечивает эффективность её развития. Зная механизмы самоорганизации, можно сознательно ввести в среду соответствующее воздействие именно в нужных местах и тем самым направить ее движение. Но направить не куда угодно, а в соответствии с потенциальными возможностями самой среды. Самоорганизация — системообразующий элемент инновационной деятельности человека.
И одним из условий обретения будущими педагогами опыта самоорганизации в повышении качества профессиональной подготовки на основе единства достижений фундаментальной науки и исследовательского подхода в культурно-образовательном пространстве университета является процесс создания научно-образовательно-
технологических центров.
Культурно-образовательное пространство университета в регионе — открытая, сложная, нелинейная динамически самоорганизующаяся система, интегрированная на информационно-директивной основе и представляющая собой процесс взаимодействия университета с субъектами образования в подготовке педагогических кадров в условиях инновационной модели развития общества, ориентированная на ее преобразование в соответствии с научными, культурными, технологическими и образовательными программами и разработками вуза.
Инновационная модель развития общества — процесс совместной деятельности
вуза с социумом в подготовке компетентных педагогических кадров как носителей и организаторов инновационной активности в повышении качества образования в современной школе.
И это связано с тем, что университет находится в постоянном взаимодействии с внешней средой — активно обменивается научной, аналитической и программной информацией с окружающей средой, поддерживает устойчивые связи и не ограничивает (более того, поощряет) творческую свободу участников, что является принципиально важным для создания и применения нового знания, решения задач инновационного развития региона [2; 7].
Необходимо отметить, что традиционная система подготовки будущего учителя свидетельствует о том, что в период вхождения будущего учителя в образовательную практику он удаляется от теории, зачастую утрачивает необходимость обращения к ней. В результате такой логики обучения начинающий учитель приходит в школу с обыденными представлениями об образовательном процессе, с чем он когда-то и пришел в вуз. Это создает атмосферу консерватизма в самой школе, порождает сомнение большинства педагогов в возможности преодолеть рутину и стереотипы школьной жизни. И все это потому, что исследовательский подход и инновационность не были атрибутами вузовского процесса подготовки учителя [2; 7].
Создание инновационных научно-образовательных центров в культурно-образовательном пространстве университета с активным участием региональных сообществ для подготовки педагогов призваны решить эту проблему. Научно-образовательно-технологические центры в культурно-образовательном пространстве университета обеспечивают развитие инновационного потенциала производительных сил региона за счет создания и внедрения наукоемких технологий в единстве с подготовкой высококвалифицированных специалистов, опере-
жающих по своим компетенциям достигнутый в регионе уровень производства и культуры.
Качество профессиональной подготовки будущего учителя в условиях университетского научно-образовательно-технологи-
ческого центра способствует удовлетворению, с одной стороны, потребности рынка труда в специалистах с «опережающим» инновационным типом мышления, с другой
— потребности личности педагога в обеспечении его конкурентоспособности на рынке труда. Технология профессиональной подготовки будущего учителя в научно-образовательно-технологических центрах университета выступает системообразующим элементом повышения качества подготовки педагогов в регионе. Технология формирования профессионально-личностной компетентности педагога осуществляется через включение студентов в деятельность научно-образовательно-технологи-
ческих центров, которая способствует формированию профессионально-личностной компетентности. Самоорганизация является ядром профессионально-личностной компетентности будущего учителя, которая ха-рактеризируется активностью, добровольностью, самостоятельностью, творчеством. Овладение педагогической деятельностью инновационного типа возможно в том случае, если участие студентов в научнообразовательных инновационных региональных проектах становится основным методом университетского образования.
Опыт работы научно-образовательнотехнологических центров в Калмыцком го -сударственном университете показал, что будущие педагоги принимают активное участие в исследованиях, разрабатывают научные проекты, проводят эксперименты. Включение студентов в работу научно-образовательно-технологических центров является эффективным механизмом подготовки педагогических кадров в культурнообразовательном пространстве университета. Их обучение осуществляется на основе интеграции учебных, научно-исследова-
тельских и проектно-практических аспектов этой деятельности. Методическая система подготовки педагогических кадров в научно-образовательно-технологических цен-
трах культурно-образовательного пространства университета включает в себя совокупность учебных, исследовательских и практических методов, моделирующих целостную систему функций педагога как носителя инновационной педагогической деятельности.
В процессе профессиональной подготовки студенты знакомятся с организацией педагогических исследований, с их методологией и выбирают темы для самостоятельных микроисследований, участвуют в академической мобильности, в программах, поддержанных грантами.
В рамках педагогической практики студенты апробируют (в целом или фрагментарно) подготовленные в процессе обучения исследовательские проекты и представляют отчет о выполненной работе, содержащий описание и анализ результатов.
Проведение творческих и научных конференций, семинаров на базе научно-образовательно-технологических центров позволяет активизировать мотивацию педагогической деятельности и саморефлексию будущих учителей в профессиональной подготовке. Будущие учителя готовят стенды, видеоматериалы, презентации, программу мероприятий, развернутые планы докладов, тезисов и информационное сопровождение к ним.
Таким образом, принцип самоорганизации в формировании профессиональноличностной компетентности будущего учителя является качественным показателем результативности профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях инновационной активности социума. Необходимо отметить, что активное участие студентов в работе научно-образовательнотехнологических центров способствует формированию умения интегрировать и использовать личностный опыт в профессио-
нальной подготовке, а также осуществлять самоорганизацию своей сферы жизнедеятельности. Инновационная деятельность является импульсом к самоорганизации студентов в вузе и к повышению качества их профессиональной подготовки, которая обеспечивает:
- влияние фундаментальных научных исследований на повышение эффективности сфер экономики, производства, культуры и образования в регионе;
- научное сопровождение инновационных проектов в производстве, культуре и образовании;
- подготовку кадров для всех ступеней непрерывного образования в регионе;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. 238 с.
2. Мареев В. И., Мкртчян Н. М. Современные подходы к модернизации высшего педагогического образования // Известия Южного федерального университета. 2008. № 8. С. 13-26.
3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. 420 с.
4. Радионова Н. Ф. Теоретико-методологические основы развития педагогического образования // Человек и образование. 2007. № 10-11. С. 39-44.
5. Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. К вопросу о разработке профессиональных стандартов в сфере образования // Человек и образование. 2007. № 3-4 (12-13). С. 88-94.
6. Саранов A. M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград: Перемена, 2000. 258 с.
7. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика», «Педагогика и психология» / Под ред. В. А. Слатенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. С. 254.
REFERENCES
1. Knjazeva E. N., Kurdjumov S. P. Zakony evoljucii i samoorganizatsii slozhnyh sistem. M/: Nauka, 1994. 238 s.
2. Mareev V. I., Mkrtchjan N. M. Sovremennye podhody k modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obra-zovanija // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. 2008. № 8. S. 13-26.
3. Prigozhin I., Stengers I. Porjadok iz haosa. M., 1986. 420 s.
4. Radionova N. F. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija pedagogicheskogo obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2007. № 10-11. S. 39-44.
5. Radionova N. F, Trjapitsyna A. P K voprosu o razrabotke professional'nyh standartov v sfere obrazovanija // Chelovek i obrazovanie. 2007. № 3-4 (12-13). S. 88-94.
6. Saranov A. M. Innovatsionnyj protsess kak faktor samorazvitija sovremennoj shkoly: metodologija, te-orija, praktika: Monografija. Volgograd: Peremena, 2000. 258 s.
7. Serikov V. V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj dejatel'nosti: Ucheb. posobie dlja stud. vuzov, obucha-jushchihsja po speshch. «Pedagogika», «Pedagogika i psihologija» / Pod red. V. A. Slatenina, I. A. Kolesniko-voj. M.: Akademija, 2008. S. 254.
- коммерциализацию научных разработок вуза;
- оказание услуг инновационному бизнесу с целью восполнения недостающих компетенций и формирования дополнительных конкурентных преимуществ;
- содействие развитию наукоемкого малого предпринимательства, способствующее повышению квалификации и переподготовки работников инфраструктурных учреждений региона в рамках региональных и федеральных целевых программ.