Научная статья на тему 'Модель сетевого музейного взаимодействия как фактор реализации профессионального обучения старшеклассников'

Модель сетевого музейного взаимодействия как фактор реализации профессионального обучения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЬ / NETWORK / МУЗЕЙ / MUSEUM / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SPECIALIZED EDUCATION / СТАРШЕКЛАССНИК / HIGH SCHOOL STUDENT / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна

В статье рассматривается модель музейного сетевого взаимодействия Калмыцкого государственного университета в сфере профильного обучения старшеклассников. Это взаимодействие позволяет организовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в профильном обучении и формировать у них нравственно-эстетическое толерантное отношение к миру, чувство ответственности за все, что происходит вокруг через знакомство с общественными идеалами и приобщение к общечеловеческому опыту и межкультурному диалогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даржинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Networking Museum Interaction as a Factor of Realization of Vocational Training of High School Students (using Kalmyk State University as an example)

The article defines model of networking museum interaction from the work experience of the Kalmyk State University in the field of specialized education of high school students. This interaction allows organizing individual educational routes of high school students in specialized education. It forms their moral and aesthetic tolerant attitude to the world, sense of responsibility for everything that happens around, through acquaintance with social ideals, and attachment to the universal human experience, intercultural dialogue.

Текст научной работы на тему «Модель сетевого музейного взаимодействия как фактор реализации профессионального обучения старшеклассников»

УДК 37.026.9:069.121(470.47)

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО МУЗЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С. В. Даржинова

Развитие социально-экономических основ нашего общества в огромной степени зависит от уровня профессиональной подготовленности граждан. В связи с этим профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления отечественного образования [1].

Профильное обучение - это многостороннее комплексное повышение качества, эффективности и доступности общего образования за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса. Его целью является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее, в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Введение профильного обучения требует определенных организационных, образовательных, материальных и кадровых ресурсов, поэтому многие принципы его построения не получают своего практического воплощения в отдельно взятом образовательном учреждении. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении, создании сети. Под понятием "сеть" мы понимаем совокупность институций с определенными функциями. Наше представление о сетях связано с многообразием деятельности образовательных учреждений. При наличии разных образовательных программ и школ, их реализующих, как следствие, возникает необходимость установления особого рода связей между школами. Появляется сеть как структура, которая обеспечивает эти связи.

В отечественной педагогической науке достаточно много работ, посвященных вопросам профильного обучения старшеклассников и сетевого взаимодействия в образовании [2]. Исследователи отмечают, что во всех слу-

Даржинова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, директор музея Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: museum@ kalmsu.ru, т. 8 (84722)23572.

чаях сетевого взаимодействия должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия образовательных программ должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения. Анализ современных концепций свидетельствует о том, что в образовательном пространстве России существуют различные модели сетевого взаимодействия: "Образовательный округ" - интеграция нескольких школ, на базе одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом; "Школьный округ" - несколько образовательных учреждений заключают между собой на добровольной основе договора о совместной деятельности в сфере образования, а базовая школа рассматривается в качестве первоочередного кандидата на получение дополнительных внешних ресурсов, перераспределяемые затем на других участников; "Ресурсный центр" - формирование единого образовательного пространства идет через использование в образовательном процессе педагогических и научных кадров высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, учреждений дополнительного образования, а сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий и действует по принципу передвижения различных лабораторий; "Модель проектов" представляет собой комплекс взаимосвязанных или независимых проектов, реализуемых во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения и имеющих свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.).

Svetlana Darzhinova - Ph.D. in Pedagogy, Docent of Sub-faculty of Psychology at the Kalmyk State University, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, tel. +7(84722)23572, e-mail: [email protected].

Таким образом, можно констатировать, что сетевое взаимодействие в профильном обучении имеет теоретическую основу и богатый практический опыт. Образцы опыта дополняют и конкретизируют друг друга.

Вместе с тем необходимо отметить, что сегодня в системе образования наблюдается такая тенденция, когда получение знаний молодыми людьми рассматривается, в первую очередь, как основа карьерного и потребительского роста. Вместо конструктивных духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок у молодежи закрепляются нигилистические, а иногда и антисоциальные представления и модели поведения. В результате обесценивается идеал служения образованного человека своему народу; происходит "утечка умов" из России в страны, где высококвалифицированным специалистам могут предложить более выгодные условия и высокие заработки. Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо наполнить образование социальным смыслом.

На наш взгляд, познание должно быть направлено на формирование творческой личности, способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие общества. Такие качества личности старшеклассника, как нравственность, духовность, социальная ответственность не могут быть сформированы без ее духовного обогащения, приобщения к мировому и национальному наследию культуры. В этой связи роль моделей сетевого взаимодействия, направленных на воспитание школьников в духе толерантности (способность воспринимать другого как ценность, понимание внутреннего мира другого, стремление к сотрудничеству как позитивному способу взаимодействия с другими), резко повышается. Объединяя между собой разные образовательные учреждения, сеть способна обеспечивать процесс становления общих рамок, общего смыслового поля в профильном обучении старшеклассников. При этом очень важны человеческие взаимоотношения, которые будут возникать, поддерживаться и изменять ее участников. На наш взгляд, большой потенциал в контексте обозначенной проблемы заложен в музейной деятельности, предоставляющей для личности старшеклассника уникальную возможность духовного обогащении и постижения мира.

В Калмыкии имеются 68 паспортизированных школьных музеев различной направленности, составляющих единое музейное

образовательное пространство Калмыкии. Нами была разработана модель сетевого взаимодействия "Музейное научно-методическое объединение". Первой составляющей модели стало использование материально-технической базы Калмыцкого государственного университета. Вторая составляющая - традиционный подход к организации взаимодействия, когда учащиеся школ-участниц сети участвуют в различных образовательных программах университета. Третья составляющая модели - повышение квалификации учителей, занимающихся музейной деятельностью, через факультет дополнительного образования университета. Деятельность музейной сети увязана с планами учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы образовательных учреждений. В то же время, осуществляя многообразие программ, музеи, входящие в сеть, не теряли исторически присущей им функции - сохранение и представление материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. Наоборот, эти функции стали "питательной средой" для реализации инновационных программ, актуальных для региона. Программное регулирование сети обеспечивалось музеем Калмыцкого государственного университета.

Необходимо отметить, что "Музейное научно-методическое объекдинение" не ограничивается только контактами в регионе. Калмыцкий государственный университет является внедренческой площадкой сетевой организации федерального уровня "Школьная Лига РОСНАНО" [3], поэтому ее ресурсы также используются в работе сети.

Музейная сеть позволяет реализовать социально-значимые культурные проекты и образовательные программы, ориентированные на профильное обучение старшеклассников. Среди них следует отметить проект «Малая академия "Эврика"». В его рамках были организованы лаборатории: экологии и биоразнообразия Республики Калмыкия на базе зоологического музея; калмыцкого языка и фольклористики на базе музея "Калмыцкая кибитка"; духовной безопасности и ценностных ориентаций личности на базе музея Басана Бадьминовича Городовикова; информатизации и проектного исследования на базе музея истории высшего образования Калмыкии. В работе лабораторий Малой академии "Эврика" принимают участие ученики 8-11 классов школ-участниц музейной

сети. Ученые университета привлекают их к научно-исследовательской деятельности и оказывают консультативную помощь в ходе проведенных ими исследований.

Для ознакомления старшеклассников с актуальными проблемами социально-экономической, культурной жизни общества, новыми исследованиями в различных областях науки и практики, современными методами и технологиями, а также для обмена опытом профессиональной деятельности в образовательном пространстве региона в рамках сетевого взаимодействия был организован научный лекторий.

Всестороннее обсуждение проблем социально-экономической жизни общества, деятельности образовательных учреждений проводится в дискуссионном клубе "Круглый стол". Для участия в клубе привлекаются ведущие ученые, учителя, представители властных структур, общественных организаций и так далее. На этих заседаниях старшеклассники учатся умению вести дискуссию и внимательно слушать своих оппонентов, а также узнают о тех насущных проблемах, которые волнуют сегодня наше общество.

В рамках музейного взаимодействия проводятся экскурсии, которые позволяют знакомить старшеклассников с окружающим предметным миром. Экскурсионный метод в профильном обучении предоставляет большие возможности участникам для диалога и погружения в "стихию путешественности". Эмоциональные и интеллектуальные переживания в ходе экскурсий, несомненно, духовно обогащают старшеклассников. Они учатся созерцать и осмысливать картину, понимать язык музыки и танца, скульптуры и кинокадра. Чтобы старшеклассники осознанно овладевали опытом самопознания, саморегуляции, самоуправления используются различные ситуации (жизненные, социальные, личные, психологические и т.д.), способные создавать внутренние коллизии, импульсы к изменению личности [4]. Весьма эффективно в этом плане приобщение старшеклассников к проведению и ознакомлению с результатами локальных исследований, объект которых сознательно территориально, хронологически, проблемно ограничен. Именно через локальные исследования реализуется принцип неразрывности исторической памяти поколений. Обращаясь к локальным исследованиям, учащийся рассматривает историю жизни конкретного человека, семьи, села, здания, общественного

или государственного учреждения на фоне больших исторических событий [5]. Такой опыт позволяет ему самосовершенствоваться, оценивать себя, выбирать ценности, развивать смыслы и принимать самостоятельное решение.

Сетевое музейное взаимодействие на базе Калмыцкого государственного университета позволило выйти за рамки узкопрофессионального подхода и обобщить реальные факты музейной деятельности в профильном обучении старшеклассников с позиций других научных дисциплин. Интеграция музееведения с педагогикой и психологией создала предпосылки для осознания роли теории в профильном обучении старшеклассников и получения новых импульсов для его развития. Был сформирован разнообразный репертуар работы (бенефисы, встречи, лекции-экскурсии, мастер-классы, семинары, открытые занятия и др.). Включение различных форм культурно-образовательной деятельности в содержание музейной сети позволило разрабатывать и проводить в жизнь программы профильного обучения учащихся, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с ними, осуществлять социально-психологические исследования старшеклассников и реализовывать масштабные проекты (Республиканский Фестиваль науки, научно-практические музейные конференции, видеоконференции, семинары и др.).

В результате было организовано открытое, гибкое, многоступенчатое, территориально рассредоточенное, толерантно ориентированное сетевое музейное взаимодействие, ядром которого выступил Калмыцкий государственный университет. Модель, реализуемая Калмыцким государственным университетом в профильном обучении старшеклассников, ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Она предоставляет учащимся возможности для самостоятельного выбора программы или мероприятия в соответствии со своими интересами и намерениями, так как опирается на деятельность инновационных, экспериментальных, пилотных, внедренческих площадок различного уровня, которые существуют в университете.

Таким образом, в рамках модели сетевого музейного взаимодействия происходит разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ, в том числе,

учитывающих региональные особенности. Говоря о преимуществах модели, необходимо отметить высокую актуальность содержания и методического инструментария образовательных программ, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. Основным смыслом музейного сетевого взаимодействия стала встреча непохожих друг на друга участников, совместно организующих индивидуальные образовательные маршруты старшеклассников в профильном обучении и формирующих их нравственно-эстетическое и толерантное отношение к миру, чувство ответственности за все, что происходит вокруг, через знакомство с общественными идеалами, приобщение к общечеловеческому опыту и межкультурному диалогу.

ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Директор школы. 2002. № 8. С. 119-136.

2. См., напр.: Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 46-51; Лекомцева Е.Н. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. 2 (Психолого-педагогические науки). С. 229-232; Лернер ПС. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. 2002. № 6. С. 75-81; Редлих С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы. // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 5. С. 51-53; и др.

3. Школьная Лига Роснано. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://schoolnano.ru.

4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. 148 с. С. 8-10.

5. Даржинова С.В., Салаев Б.К., Питкиева Т.И. Формирование толерантных основ личности средствами музейной деятельности. Элиста: КалмГУ, 2011. 136 с. С. 107-109.

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)".

9 августа 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.