УДК 37.026.9:069.121(470.47)
МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО МУЗЕЙНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С. В. Даржинова
Развитие социально-экономических основ нашего общества в огромной степени зависит от уровня профессиональной подготовленности граждан. В связи с этим профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления отечественного образования [1].
Профильное обучение - это многостороннее комплексное повышение качества, эффективности и доступности общего образования за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса. Его целью является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее, в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Введение профильного обучения требует определенных организационных, образовательных, материальных и кадровых ресурсов, поэтому многие принципы его построения не получают своего практического воплощения в отдельно взятом образовательном учреждении. В этих условиях встает вопрос о кооперации, объединении, создании сети. Под понятием "сеть" мы понимаем совокупность институций с определенными функциями. Наше представление о сетях связано с многообразием деятельности образовательных учреждений. При наличии разных образовательных программ и школ, их реализующих, как следствие, возникает необходимость установления особого рода связей между школами. Появляется сеть как структура, которая обеспечивает эти связи.
В отечественной педагогической науке достаточно много работ, посвященных вопросам профильного обучения старшеклассников и сетевого взаимодействия в образовании [2]. Исследователи отмечают, что во всех слу-
Даржинова Светлана Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, директор музея Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: museum@ kalmsu.ru, т. 8 (84722)23572.
чаях сетевого взаимодействия должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия образовательных программ должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения. Анализ современных концепций свидетельствует о том, что в образовательном пространстве России существуют различные модели сетевого взаимодействия: "Образовательный округ" - интеграция нескольких школ, на базе одной, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом; "Школьный округ" - несколько образовательных учреждений заключают между собой на добровольной основе договора о совместной деятельности в сфере образования, а базовая школа рассматривается в качестве первоочередного кандидата на получение дополнительных внешних ресурсов, перераспределяемые затем на других участников; "Ресурсный центр" - формирование единого образовательного пространства идет через использование в образовательном процессе педагогических и научных кадров высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, учреждений дополнительного образования, а сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий и действует по принципу передвижения различных лабораторий; "Модель проектов" представляет собой комплекс взаимосвязанных или независимых проектов, реализуемых во внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения и имеющих свои цели, формы организации деятельности детей (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии и др.).
Svetlana Darzhinova - Ph.D. in Pedagogy, Docent of Sub-faculty of Psychology at the Kalmyk State University, 11 Pushkina Street, Elista, 358000, tel. +7(84722)23572, e-mail: [email protected].
Таким образом, можно констатировать, что сетевое взаимодействие в профильном обучении имеет теоретическую основу и богатый практический опыт. Образцы опыта дополняют и конкретизируют друг друга.
Вместе с тем необходимо отметить, что сегодня в системе образования наблюдается такая тенденция, когда получение знаний молодыми людьми рассматривается, в первую очередь, как основа карьерного и потребительского роста. Вместо конструктивных духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок у молодежи закрепляются нигилистические, а иногда и антисоциальные представления и модели поведения. В результате обесценивается идеал служения образованного человека своему народу; происходит "утечка умов" из России в страны, где высококвалифицированным специалистам могут предложить более выгодные условия и высокие заработки. Чтобы изменить такую ситуацию, необходимо наполнить образование социальным смыслом.
На наш взгляд, познание должно быть направлено на формирование творческой личности, способной активно влиять на общественное согласие, политическую стабильность и устойчивое развитие общества. Такие качества личности старшеклассника, как нравственность, духовность, социальная ответственность не могут быть сформированы без ее духовного обогащения, приобщения к мировому и национальному наследию культуры. В этой связи роль моделей сетевого взаимодействия, направленных на воспитание школьников в духе толерантности (способность воспринимать другого как ценность, понимание внутреннего мира другого, стремление к сотрудничеству как позитивному способу взаимодействия с другими), резко повышается. Объединяя между собой разные образовательные учреждения, сеть способна обеспечивать процесс становления общих рамок, общего смыслового поля в профильном обучении старшеклассников. При этом очень важны человеческие взаимоотношения, которые будут возникать, поддерживаться и изменять ее участников. На наш взгляд, большой потенциал в контексте обозначенной проблемы заложен в музейной деятельности, предоставляющей для личности старшеклассника уникальную возможность духовного обогащении и постижения мира.
В Калмыкии имеются 68 паспортизированных школьных музеев различной направленности, составляющих единое музейное
образовательное пространство Калмыкии. Нами была разработана модель сетевого взаимодействия "Музейное научно-методическое объединение". Первой составляющей модели стало использование материально-технической базы Калмыцкого государственного университета. Вторая составляющая - традиционный подход к организации взаимодействия, когда учащиеся школ-участниц сети участвуют в различных образовательных программах университета. Третья составляющая модели - повышение квалификации учителей, занимающихся музейной деятельностью, через факультет дополнительного образования университета. Деятельность музейной сети увязана с планами учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы образовательных учреждений. В то же время, осуществляя многообразие программ, музеи, входящие в сеть, не теряли исторически присущей им функции - сохранение и представление материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. Наоборот, эти функции стали "питательной средой" для реализации инновационных программ, актуальных для региона. Программное регулирование сети обеспечивалось музеем Калмыцкого государственного университета.
Необходимо отметить, что "Музейное научно-методическое объекдинение" не ограничивается только контактами в регионе. Калмыцкий государственный университет является внедренческой площадкой сетевой организации федерального уровня "Школьная Лига РОСНАНО" [3], поэтому ее ресурсы также используются в работе сети.
Музейная сеть позволяет реализовать социально-значимые культурные проекты и образовательные программы, ориентированные на профильное обучение старшеклассников. Среди них следует отметить проект «Малая академия "Эврика"». В его рамках были организованы лаборатории: экологии и биоразнообразия Республики Калмыкия на базе зоологического музея; калмыцкого языка и фольклористики на базе музея "Калмыцкая кибитка"; духовной безопасности и ценностных ориентаций личности на базе музея Басана Бадьминовича Городовикова; информатизации и проектного исследования на базе музея истории высшего образования Калмыкии. В работе лабораторий Малой академии "Эврика" принимают участие ученики 8-11 классов школ-участниц музейной
сети. Ученые университета привлекают их к научно-исследовательской деятельности и оказывают консультативную помощь в ходе проведенных ими исследований.
Для ознакомления старшеклассников с актуальными проблемами социально-экономической, культурной жизни общества, новыми исследованиями в различных областях науки и практики, современными методами и технологиями, а также для обмена опытом профессиональной деятельности в образовательном пространстве региона в рамках сетевого взаимодействия был организован научный лекторий.
Всестороннее обсуждение проблем социально-экономической жизни общества, деятельности образовательных учреждений проводится в дискуссионном клубе "Круглый стол". Для участия в клубе привлекаются ведущие ученые, учителя, представители властных структур, общественных организаций и так далее. На этих заседаниях старшеклассники учатся умению вести дискуссию и внимательно слушать своих оппонентов, а также узнают о тех насущных проблемах, которые волнуют сегодня наше общество.
В рамках музейного взаимодействия проводятся экскурсии, которые позволяют знакомить старшеклассников с окружающим предметным миром. Экскурсионный метод в профильном обучении предоставляет большие возможности участникам для диалога и погружения в "стихию путешественности". Эмоциональные и интеллектуальные переживания в ходе экскурсий, несомненно, духовно обогащают старшеклассников. Они учатся созерцать и осмысливать картину, понимать язык музыки и танца, скульптуры и кинокадра. Чтобы старшеклассники осознанно овладевали опытом самопознания, саморегуляции, самоуправления используются различные ситуации (жизненные, социальные, личные, психологические и т.д.), способные создавать внутренние коллизии, импульсы к изменению личности [4]. Весьма эффективно в этом плане приобщение старшеклассников к проведению и ознакомлению с результатами локальных исследований, объект которых сознательно территориально, хронологически, проблемно ограничен. Именно через локальные исследования реализуется принцип неразрывности исторической памяти поколений. Обращаясь к локальным исследованиям, учащийся рассматривает историю жизни конкретного человека, семьи, села, здания, общественного
или государственного учреждения на фоне больших исторических событий [5]. Такой опыт позволяет ему самосовершенствоваться, оценивать себя, выбирать ценности, развивать смыслы и принимать самостоятельное решение.
Сетевое музейное взаимодействие на базе Калмыцкого государственного университета позволило выйти за рамки узкопрофессионального подхода и обобщить реальные факты музейной деятельности в профильном обучении старшеклассников с позиций других научных дисциплин. Интеграция музееведения с педагогикой и психологией создала предпосылки для осознания роли теории в профильном обучении старшеклассников и получения новых импульсов для его развития. Был сформирован разнообразный репертуар работы (бенефисы, встречи, лекции-экскурсии, мастер-классы, семинары, открытые занятия и др.). Включение различных форм культурно-образовательной деятельности в содержание музейной сети позволило разрабатывать и проводить в жизнь программы профильного обучения учащихся, экспериментировать в поисках новых форм и методов работы с ними, осуществлять социально-психологические исследования старшеклассников и реализовывать масштабные проекты (Республиканский Фестиваль науки, научно-практические музейные конференции, видеоконференции, семинары и др.).
В результате было организовано открытое, гибкое, многоступенчатое, территориально рассредоточенное, толерантно ориентированное сетевое музейное взаимодействие, ядром которого выступил Калмыцкий государственный университет. Модель, реализуемая Калмыцким государственным университетом в профильном обучении старшеклассников, ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Она предоставляет учащимся возможности для самостоятельного выбора программы или мероприятия в соответствии со своими интересами и намерениями, так как опирается на деятельность инновационных, экспериментальных, пилотных, внедренческих площадок различного уровня, которые существуют в университете.
Таким образом, в рамках модели сетевого музейного взаимодействия происходит разработка, апробация и внедрение новых образовательных программ, в том числе,
учитывающих региональные особенности. Говоря о преимуществах модели, необходимо отметить высокую актуальность содержания и методического инструментария образовательных программ, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта. Основным смыслом музейного сетевого взаимодействия стала встреча непохожих друг на друга участников, совместно организующих индивидуальные образовательные маршруты старшеклассников в профильном обучении и формирующих их нравственно-эстетическое и толерантное отношение к миру, чувство ответственности за все, что происходит вокруг, через знакомство с общественными идеалами, приобщение к общечеловеческому опыту и межкультурному диалогу.
ЛИТЕРАТУРА 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. // Директор школы. 2002. № 8. С. 119-136.
2. См., напр.: Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения. // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 46-51; Лекомцева Е.Н. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4. Т. 2 (Психолого-педагогические науки). С. 229-232; Лернер ПС. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. 2002. № 6. С. 75-81; Редлих С.М. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы. // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 5. С. 51-53; и др.
3. Школьная Лига Роснано. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://schoolnano.ru.
4. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. Волгоград: Перемена, 2000. 148 с. С. 8-10.
5. Даржинова С.В., Салаев Б.К., Питкиева Т.И. Формирование толерантных основ личности средствами музейной деятельности. Элиста: КалмГУ, 2011. 136 с. С. 107-109.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-08001 "Сетевое взаимодействие вуза и школ-партнеров в профильном обучении (на примере Калмыкии)".
9 августа 2013 г.